Методы развития эмоционального интеллекта у взрослых. EQ-фитнесс: Упражнения для развития эмоционального интеллекта

30.01.2019

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
. Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
. О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
. Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
. Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других


«Немой телевизор»

Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.


«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет - проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
- Где точно в вашем теле «это» находится?
- Какой формы это ощущение?
- Каких размеров это ощущение?
- Какого цвета?
- Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
- Имеет ли «это» температуру?
- Какое «это» на ощупь?
- Какая у этого ощущения граница?
- Двигается ли «это»?
- На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
- Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль - тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше - один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую - как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой - ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев - для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

МАША ВОРСЛАВ


Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются . Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо . По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука - вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил - и продолжает подбрасывать - писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман : именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание - способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль - возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ . Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе - intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает , что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях - в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, - развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит - наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ , MSCEIT , ECI , например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения . Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть . Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Вы хотите управлять своими эмоциями, быть счастливым без внешних стимулов? Высший уровень развития эмоционального интеллекта – все, что для этого нужно. Он обеспечит постоянную внутреннюю , удовлетворяющую вас жизнь (без труда будете понимать, что вам нужно именно сейчас), рациональное и продуктивное решение вопросов без включения лишних, ненужных или опасных эмоций. Понимать, управлять и регулировать свои и чужие просто. Из статьи вы узнаете, как именно это делать.

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя», – Лев Толстой, отечественный писатель и мыслитель.

Управление эмоциями автоматически предполагает управление разумом. Нельзя быть продуктивным в ситуации эмоциональной «зашлакованности» или принимать серьезные решения в моменты тревоги, гнева, . Зачем развивать эмоциональный интеллект? Чтобы мыслить ясно и в верном направлении, чем ускорять течение дел в своей жизни и обеспечивать легкость общения и взаимоотношений.

Человек, способный управлять эмоциями, весел и активен. Его жизнь – мир возможностей и радости, за что ее невозможно не любить. Его противоположность – заложник негативных и хаотичных мыслей, угрюмый и недовольный собой тип. За неуместные эмоции ему приходится расплачиваться здоровьем, деньгами, репутацией, иногда жизнью.

Эмоциональный интеллект (EQ) – основа , обаяния, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации. Кроме того, это залог продуктивных и крепких отношений в и на производстве. Понимание эмоций других людей – обязательный компонент для . А общаться нам приходится каждый день.

Эмоциональный интеллект позволяет:

  • выражать и понимать эмоции (свои и чужие);
  • включать эмоции в рассуждения;
  • оценивать эмоции и определять их причины;
  • контролировать эмоции и управлять ими.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • отличаются большей работоспособностью и продуктивностью;
  • больше остальных довольны своей внешностью (особенно девушки) и весом;
  • точнее других определяют эмоции по мимике;
  • ответственнее относятся к учебе, работе (меньше пропусков по неуважительным причинам).

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Определить наверняка уровень EQ и необходимость его развития можно с помощью специальных тестов. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • неуверенность в себе, сомнение в правильности действий;
  • излишняя самокритика;
  • проблемы и трудности в общении, неспособность найти общий язык с людьми;
  • скромное и непредвзятое отношение к окружающим людям.

Как развить эмоциональный интеллект

Речь идет о развитии навыка, соответственно, применимы те же способы развития, что при формировании других навыков. Но прежде обратите внимание на условия развития:

  • ежедневные тренировки;
  • терпение и дисциплина;
  • высокая мотивация.

Обрести контроль над своими, а тем более чужими эмоциями не просто. Не ждите легкой и быстрой победы, будьте готовы к трудностям и маленьким шагам назад ради мощного прыжка вперед. Итак, как развить эмоциональный интеллект:

  1. Изучите свои . Они влияют на то, что, когда и как вы чувствуете. Условия и специфика принятия решений также обусловлена , и другими психическими особенностями. Например, холерику в силу врожденных причин очень сложно контролировать эмоции, а флегматик испытывает явные трудности с их пониманием. Проведите полноценную личностную диагностику с помощью психологических методик. Помните, что человек меняется ежедневно, даже врожденные особенности корректируются. Наблюдайте за собой, фиксируйте изменения с помощью . Нужно узнать, кто вы, а уже затем учиться понимать, что чувствуете.
  2. Будьте осознанными, расслабленными и открытыми. Познание своих эмоций начинается с медитации и релаксации, то есть обретения максимального единства тела и разума. Освойте эти и другие , например, дыхательные. Они позволят сохранять и возвращать рациональность в напряженных ситуациях, ограничат от принятия решений сгоряча.
  3. Определите, какой именно компонент эмоционального интеллекта требует доработки: выражение и понимание эмоций, рассуждение и сравнение, оценка и поиск причин, управление. Определите актуальный для себя уровень эмоционального интеллекта.
  4. После того как познаете свои эмоции, переходите к изучению других людей. Начните с попыток поставить себя на место другого человека. Почему человек раздражен? Он устал, обижен, недоволен своей жизнью? Каждый день проводите это упражнение – придумывайте как можно больше причин (источников) той или иной эмоции (чувства).
  5. Ведите дневник настроения и учитесь дифференцировать эмоции. Учитесь проговаривать свои чувства, отличать тревогу от страха, а злость от обиды. Записывайте динамику чувств. Это позволит определить корни эмоций, процентное соотношение позитива и негатива и преобладающие эмоции.
  6. Развивайте , расширяйте кругозор. Ограниченность мышления и восприятия ограничивает и понимание эмоций. Смотрите фильмы, читайте книги, творите, ходите на выставки. Чем в больших сферах будете задействованы вы, тем больше вы узнаете разносторонних и уникальных людей, осознаете невозможность обобщения и многообразие человеческих чувств.
  7. Разбейте свое окружение на жизненно важных и второстепенных людей. Сконцентрируйте эмоциональный интеллект на первой группе. С близкими людьми эмоциональное общение должно быть особенно интересным и содержательным. Окружайте себя теми, у кого хочется учиться, гармоничными и эмоционально интеллектуальными людьми.
  8. Учитесь мыслить с перспективами, не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Не обещайте, даже если уверены, что справитесь. Кроме субъективных факторов на жизнь влияют внешние стимулы, которые не всегда можно предугадать.
  9. Формируйте и ответственность за собственную жизнь. Вы – источник всех событий в сценарии жизни. Учитесь быть независимым от внешних обстоятельств.

При осознании глубоких психологических проблем и , мешающих самостоятельно работать над развитием эмоционального интеллекта, обратитесь к психотерапевту.

Упражнения на развитие отдельных компонентов EQ

Осознанность

Заткните уши и максимально напрягите зрительный анализатор. Внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Постепенно картина должна стать ярче, а вы заметите новые детали в привычной для вас обстановке.

Затем закройте глаза и напрягите слух. В обычных условиях мы воспринимает звуки на расстоянии максимум 1,5 метра от нас. Сконцентрируйтесь, вы должны услышать большее.

Третьим этапом закройте глаза и уши, чувствуйте. Вы должны осознать свое тело и его взаимодействие с внешним миром. Возможно, вы ощутите ветерок или покачивание.

Достаточно проводить методику раз в неделю, чтобы научиться лучше распознавать интонации и кратковременную мимику. Вы сможете точнее определять истинные и скрытые мотивы собеседника, посылы в вашу сторону, а также свои реакции на это. Кроме того, станете лучше понимать, как тело реагирует на те или иные эмоции.

Адаптивность (приспособление к ситуациям)

Запишите на карточках названия эмоций. Вытаскивайте карточки по одной и изображайте те эмоции, которые на них записаны. Упражнение можно проводить в виде игры в компании.

Самооценка

Определите свою «позу силы». Что это такое? Поза, повышающая уровень дофамина – гормона радости, удовольствия, активности, эйфории. К наиболее популярным позам силы относится: прямая вытянутая осанка, вздернутый вверх нос и подбородок, поднятые вверх руки. Вставать в такие позиции на людях не стоит – не так поймут. А вот дома уделять по минуте на свою позу силы нужно. Также эффективно постоять в таком положении перед переговорами – во время них будет проще запомнить и усвоить информацию, вы будете чувствовать себя увереннее.

Мотивация

Выпишите 10 ваших любимых занятий. Теперь каждое из них назовите одним глаголом, максимально точно передающим содержание. Один глагол – один месяц. Теперь 10 дней в каждом месяце вам нужно прожить под девизом конкретного глагола.

Послесловие

Существует интересное мнение, что эмоциональный интеллект – это мудрость. В данном контексте под мудростью понимается способность объединить ум, логику и эмоции. Также можно сказать, что эмоциональный интеллект – это комплекс социальных навыков, эмпатии, мотивации (адекватное преодоление неудач и трудностей, восприятие нового, выстраивание планов и целей, стремление к самоактуализации), и осознанности (осознание своих мыслей и эмоций, тела и поведения). Эмоциональный интеллект – баланс разума и сердца, та золотая середина, о которой мечтают многие. Развивать EQ и повышать его уровень можно и нужно на протяжении всей жизни.

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.



Похожие статьи
 
Категории