Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Петух. Петух: символ и значение по Фэншуй

08.04.2019

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Согласно восточному календарю, 2017 год - это год Огненного Петуха. Люди со всего мира верят, что определенный восточный знак по-разному влияет на их судьбы. Мы решили окунуться в историю и посмотреть, какую роль петух играл в жизни наших предков.

Петух в верованиях славян

И восточные, и южные славяне опасались крика петуха в неурочное время (таких петухов называли «кривци», «мамници»).
Услышавшего такой крик - например, после полуночи - может ожидать скорая смерть; возможно, петух заманивает его на улицу, чтобы причинить зло, и, чтобы отогнать птицу, требовалось выкинуть из дома горящий уголь или выстрелить в окно. Петух, поющий в ночи, может преследовать черта или домового, и при крике петуха нужно было во сне обязательно перевернуться на другой бок.

Сербы считали, что петуха нельзя держать в доме долго: он может превратиться в беса или навести на хозяина беду. Петух, проживший в доме семь лет, откладывает зловещее яйцо, из которого вылупляется маленькое нечистое существо, принимающее форму кота, искры, цыпленка или маленького человечка. Три года оно выполняет все желания хозяина, а потом забирает его душу.
Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю.

Петух в мифах коми

Для народов коми петух олицетворял шамана. Он мог проникать под землю и на небеса, управляться с космическими стихиями и посещать загробный мир. Его не брал огонь, поскольку он и сам в каком-то смысле огонь (у него огненный гребень), и поэтому увиденный на крыше петух предвещал пожар в доме. В мифах коми петух проваливается в колодец и возвращается невредимым, прогоняет нечистую силу и колдунов и поедает медведей, волков и лис. А еще петух - это символ скорого бракосочетание: выражение «утренний петух отмечает время» означало, что девушка скоро выйдет замуж.

Болгарский «день петуха»

Старинный болгарский праздник «Петльовден» («День петуха»), который празднуется 2 февраля, был когда-то днем юношеской инициации, когда мальчик становится мужчиной в глазах общины. В этот день белят стены в доме, жители деревни надевают белые одежды и закалывают специально приготовленного петуха. Петушиной кровью мажут лица мальчиков, ограду их дома, ею же проводят специальную заградительную черту между домой и улицей. В довершении всего петушиную голову сажают на забор клювом наружу, а из петуха готовят ритуальное блюдо, которое съедается родней. Иногда даже изготавливают праздничное знамя, украшенное петушиными перьями. Сейчас этот праздник превратился просто в обильный праздничный обед с курицей.

Петух-душа у индейцев

В верованиях индейцев Южной Америки петух занимает особое место. Считается, что у человека есть несколько мистических спутников - это части души, живущей отдельно от человека в каком-либо обличьи. Чем больше у человека таких духов-спутников, тем он могущественней - у сильных колдунов их может быть более десятка, и все принимают форму хищных животных или птиц. А у обычного человека такой дух-спутник может быть всего один - и чаще всего это петух: его смерть влекла за собой и смерть человека.

Петух в Древней Греции

Петух считался древними греками символом одновременно могущественным и тревожным - не случайно красный петух был связан с богом солнца Фебом, а черный приносился в жертву богу аида Гадесу. Разумеется, он был символом Солнца и огня, и поэтому с ним часто изображали солнечного бога Апполона и Зевса, олицетворявшего утреннюю зарю. Но его воинственность и красный гребень, ассоциировавшийся с кровавыми сражениями, делает его атрибутом бога войны Ареса - древние греки нередко устраивали петушиные бои, чтобы вдохновить идущий на бой воинов. С петухом связывали и символику воскрешения из мертвых - он сопровождает Персефону, которая большую часть времени проводит со своим супругом в царстве мертвых, и Асклепия, бога-целителя. Выздоравливающий должен был принести Асклепию в жертву черного петуха; Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».

Греки верили, что петух помог Лето, матери Артемиды и Апполона, в трудных родах, поэтому петуха было принято держать при роженице, чтобы облегчить роды.

Петух в Китае

Петух - одно из двенадцати символических животных, составлявших китайский зодиак. Гребень на его голове означает литературный дар, а красный цвет соотносится с закатом и осенью. Петухов с большим гребнем особенно любили дарить чиновникам, поскольку петух (по китайски «куньчи») кукарекает (по-китайски «минь»), а «кунь-минь» значит «почет и уважение», кроме того гребень (куан) по китайски значит чиновник. В Китае почет и уважение петухам воздавалось в полной мере - даже на императорских одеяниях изображен петух (трехпалый, символизирующий Ян, мужское начало, тепло и жизнь). Из почтения петух не употребляется китайцами в пищу. Зато, на новогоднем столе центральное место может занять ароматный зеленый чай. Например, нежный и освежающий листовой чай Oriental Temple из новой коллекции чайных открытий Lipton.

Петух у буддистов

Еще одна популярная трактовка образа петуха связывает его с сексуальностью, оплодотворением и похотью. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Петух у северных народов

Особенную роль эта птица играет у скандинавов, кельтов, германцев - северные народы считают ее могущественной и довольно зловещей птицей, посланницей ада. У скандинавов петух - птица подземного мира, его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. Кельты также считали петуха посланником подземного мира: он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух с золотым гребнем стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

Петушиные бои на Бали

Важнейшая для Бали традиция петушиных боев стала поводом для хрестоматийной работы антрополога Клиффорда Гирца « Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев», который заключает, что петух на Бали олицетворяет своего хозяина, и, таким образом, петушиные бои - это игровые бои между людьми, которые предотвращают реальные войны между деревнями или общинами: «Вы возбуждаете вражду и соперничество деревенских и родственных групп, но в «игровой» форме». Петух для балийца - понятная метафора самого себя, и лучший повод для примеров: язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы, и сравнение мужчины с петухом - наилучшее из сравнений.


С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.


Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними - дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.





Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух - устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее - пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.




Не меньшее, если не большее, значение имели птицы для человека в качестве защитников от всевозможной нечистой силы. Пожалуй, самым известным «избавителем» является петух. Это его качество многократно воспето в фольклоре, часто обыгрывается и в художественной литературе. У М. Булгакова, Н. Гоголя и многих других писателей предрассветный крик петуха заставляет исчезать нечистую силу.

Этот же момент обыгрывает и Дж.Р.Р. Толкин. Во время штурма Минас Тирита против крика петуха оказался бессилен даже верховный назгул. По народным преданиям, ведьмы во время шабашей с первым криком петуха должны были возвращаться домой


Один из главных органов чувств у человека - зрение. Лишённый возможности видеть, он ощущает себя, мягко говоря, неуютно. Наверное поэтому ночь у всех народов мира отдана на откуп всяческой нечисти. Ночь, а вместе с ней и нежить, прогоняется рассветом. Неудивительно, что птица, предвещающая восход солнца (третьи петухи), в человеческом воображении сама по себе была наделена огромными возможностями.

Петух стал священной или хотя бы уважаемой птицей у очень многих народов. Причём почитался он прежде всего как предвестник восхода солнца.


В Древней Греции его связывали с божествами подземного мира. Он был атрибутом Персефоны, вынужденной проводить треть года у своего супруга в Аиде. Богиня каждую весну выходила из подземной тьмы на свет, а петух провозвещал свет каждое утро. Вестником света он был у персов, символом изобилия и персонификацией солнца. Вообще в большинстве мифологических традиций петух был связан с богами утренней зари, солнца, света, небесного огня - Аврора, Гелиос, Митра, Ахурамазда и др.


Интересно, что он является не только глашатаем солнца, но и его проводником в годовом и суточном циклах. Так, в Китае эта птица сопровождает солнце в пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы после полудня. У древних евреев петух был символом третьей стражи ночи - от полуночи до рассвета. Считалось, что он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому в Древнем Риме его широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.


Изображения петуха в качестве стража от всевозможных злых сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках.


В Китае красный петух помещается на стенах дома как талисман против огня. С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни.


В Древней Греции он был посвящен и Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. В Риме эта птица символизировала январь - месяц начала нового года и пробуждения природы.

Черный петух связывался с водой, подземным царством, олицетворял смерть и зло. Отсюда использование черных петухов и кур в магических целях.

«Нормальный» же петух был лучшим средством для изгнания демонов и прочей нечисти. С этой целью его могли приносить, например, к новорожденному или в новый дом. В христианстве петух также стал символом света. Его нередко помещали на шпилях церквей.


Изображения петуха встречались на гробах - во мраке смерти он должен был возвестить утро воскрешения. Наконец, петух был птицей плодородия и урожая, а также сексуальной потенции. У южных славян, венгров и некоторых других народов жених во время свадьбы нередко носил живую птицу или её изображение.

У ряда индейских племен Центральной Америки петух считался важным нагуалем (духом-покровителем), с которым связана жизнь человека. Смерть петуха влекла за собой и гибель его подопечного (Мифы народов мира, 1980-1982; Gattiker, Gattiker, 1989).


Большую роль играл петух в верованиях древних славян. Западные славяне чтили его как птицу Святовита (Вагурина, 1998). В Украине считалось, что петух является лучшим оберегом в хозяйстве. При его отсутствии обязательно появится сатана. Даже чумаки, отправляясь в путь, брали птицу с собой. На кладбищах нередко устанавливали резные или жестяные фигурки петухов, чтобы они «держали в страхе» покойников и не давали им вставать из могил. Ну и конечно же, петух - вестник солнца и света. По одной из легенд он призывал утром солнечный свет, как птица бога солнца. (Митрополит Iларiон, 1994; Скуратiвський, 1998). Видимо, в древности содержание на усадьбе петуха имело двоякое значение: и как оберег от нечистой силы, и с магическими целями - он призывал солнце. Ему тоже нужно было помочь прийти к людям, так же, как и весне.


Использовались петухи и при врачевании. В Воронежской губернии существовал интересный обычай: если ребенок долго кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Она купала его под насестом, приговаривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон» (Вагурина, 1998).


Веру в необычайную силу петушиного крика хорошо иллюстрирует записанная И. Франко легенда. Семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь, где их должны были и похоронить. Но сколько её ни строили днём, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, петух закукарекал, и она сама вознеслась из-под земли аж до неба (Скуратiвський, 1998).


Петух - птица драчливая. Недаром он стал также символом боевитости и мужества. Еще древние греки использовали петушиные бои для «зажигания» своих солдат. Датчане во время войны всегда держали двух петухов. Одного - в качестве «бу- дильника», второго - для вдохновления воинов на бой. Германцы также имели с собой петуха для стимуляции бдительности (Gattiker, Gattiker, 1989).


Благодаря своим большим возможностям и связям с самыми разными божествами, петух был универсальной птицей для жертвоприношений, часто использовался в ритуальных и магических действиях. Жертвы могли приноситься с самыми разными целями - для умилостивления богов и сил природы, для предотвращения болезней и несчастных случаев, для хорошего урожая, при постройке нового дома и т. п. В Югославии петух и курица были символом брачного единства, их приносили в жертву супруги (Gattiker, Gattiker, 1989).


Вместе с тем, для самих людей существовало множество запретов на употребление в пищу петухов и даже кур. Воистину они считались пищей богов. У одних народов был полный запрет есть их мясо, у других вводились существенные ограничения. Например, кельты в Британии не употребляли в пищу кур (Александровский, 1998).

ДЕТСКИЕ ЗАГАДКИ О ПЕТУХЕ:
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
http://ecoethics.ru/old/b11a/ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ И ДРУГИХ НАРОДОВ. Том 2. Птицы

1.

2.

3.

4.

5.

Ключевое свойство: сексуальность, бдительность и возрождение.

Период активности: рассвет.

С петухом связана очень древняя символическая традиция. Поскольку один петух может оплодотворит и удовлетворить целый выводок кур, то, прежде всего, он является символом сексуальности.

Петух является чрезвычайно бдительным по отношению к курам в своем дворе. Он постоянно патрулирует свои владения, и многие полагают, что это является напоминанием о то, что тому, кто встал на путь духовного развития, нельзя расслабляться. Это нашло отражение в Священном Писании, когда петух прокукарекал после того, как Петр три раза отрекся от Иисуса. Идея духовной бдительности была предложена в VI веке, когда возникло представление о том, что петух своим криком оповестит о наступлении Судного дня.

У гностиков петух являлся главным воплощением бога Абраксаса. Это бог с головой петуха и со змеями вместо ног, соединяющий в себе свет и тьму. Петух всегда был тотемом, наделенным большой силой и мудростью. Он связан с древним прошлым и дает ориентиры, указывающие на положение наших собственных сил в будущем.

Петух в качестве тотема может даже говорить, что в одной из ваших прошлых жизней вы были связаны с ранним христианством или жили в древней Греции. В греческой мифологии петух связан с историей любви между Аресом и Афродитой. Согласно легенде Арес поручил Алектраону (петуху) охранять Афродиту. Кроме того петух был символом Кадмилла в Самофракийских мистериях.

В традиционной китайской астрологии петух олицетворяет энтузиазм и юмор. Петухи считаются очень причудливыми и красочными, но они относятся к жизни открыто и прямолинейно. Если вашим тотемом является петух, то он научит вас, как стать более прямолинейным. Петух может активизировать новое чувство оптимизма и помочь вам примириться с вашими собственными причудами и странностями.

ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Петух (лат. галлус, gallus; франц . chante-clair - букв. «поющий рассвет» )

В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций - его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня и прогоняет ночных демонов. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах. Уже в романский период изображение петуха устанавливался на шпилях церквей как символ животного объявляющего приход дневного света и призывающее к утренней молитве.

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

С другой стороны его воспринимают (особенно черного петуха), как колдовского и жертвенного животного для сил преисподней. Позитивная символика, однако, берет верх, и курица, которая своим кудахтаньем даже льва и василиска прогоняет, представлялась на амулетных геммах, щитах и могилах. Петушиный гребень защищает от бреда, потребление семенных яичек петуха эротизирует женщину, и она родит мальчика; также петух прогоняет смущение ночной темнотой и вблизи облегчает роды.

Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

Качества сторожа сделали петуха атрибутом божеств (Афина, Деметра); его готовность к драке ставит его рядом с богом войны Аресом (Марсом) и победителем болезней Асклепием (образ целительной смерти-возрождения); как глашатай солнца он принадлежит Аполлону. В северогерманской мифологии петух охраняет «золотым гребнем» радугу-мост, ведущий к жилищу богов. В Восточной Азии его символическое значение аналогично. Петух, десятый знак китайского астрологического круга животных, несъедобен. Красный петух защищает от огня, белый прогоняет демонов. Петух считается не только храбрым, но и добросердечным, так как он созывает куриц к корму, к зернам и является надежным «будильником» (в Японии петушиный крик призывает богиню Солнца из тьмы). Индийская сага гласит, что «король-петух» сидит на дереве легендарной страны Ямбудвипа и его крик призывает всех петухов земли также подать свой голос. По китайской символике звуков петух (кун-хи), который кричит (мин), является одновременно «кун-мин», что означает заслуги и славу. Чиновникам дарят петуха с большим гребнем (куан, также чиновник). Петух с цыплятами символизирует отцовскую заботу о детях (в узком смысле о сынах). Бой петухов в Южном Китае, несмотря на официальный запрет, является все еще любимой, жестокой народной забавой, во время которой теперь на первый план выходит не агрессивность животного, а предмет азартной игры, несмотря на его почитание в мистике, где в некоторых традициях солнце считается принадлежащим огненному петуху.

Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» - бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике.

Отрицательное символическое значение придавалось петуху в средневековых западных странах (также козлу), как воплощению вожделения (когда молодые мужчины преследуются «петушиным демоном») и страстью к дракам. Одновременно он стал гербовой птицей Галлии (Франции) и св. Галла, также св. Вейт, ассоциирующийся с петухом (сидящим на книге), украшающим роскошные часы из-за своей способности «будить».

Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха.

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

  • светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
  • чёрный - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

Основные значения:

  • Солнце, солнечные божества, рассвет;
  • мужской принцип, активность, пробуждение;
  • слава, превосходство;
  • смелость, храбрость, мужество;
  • осторожность, бдительность, бодрствование, надежность;
  • предвиденье;
  • (духовное) возрождение;
  • борьба, война, битва, бой, призыв к бою;
  • гордыня, высокомерие;
  • похоть;
  • пожар - красный
  • божий суд;
  • зло, колдовство, дьявол, смерть - черный петух.

________________________________________________

Африка

Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.

Древний Восток

У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

Египет

У египтян означает бдительность и предусмотрительность.

Античность

Как у греков, так и у римлян олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою). Он бдителен и всевидящ, как и солнце; своим кукареканьем он возвещающее приход рассвета и распугивает демонов ночи. В то же время петух (в первую очередь - черный), несомненно, выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.

Греция

Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания:

  • Зевса;
  • Аполлона - как вестник Солнца;
  • Асклепия (Эскулапу)- как образ целительной смерти-возрождения (хтонической);
  • Ареса (Марса);
  • Меркурия;
  • Приапа;
  • Афины;
  • Деметры;
  • Персефоны-Весны - как символ обновлением жизни;
  • Аттиса - как символ весеннего плодородия;
  • Лар - обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки.

Принесенный в жертву Приапу или Асклепию, он должен вызывать исцеление.

Преобладание позитивной символики птицы своим пением изгоняющие даже львов и василисков обусловило популярность петуха как символа, изображаемого на геммах, амулетах, вооружении (защитном) и, иногда, на надгробных памятниках. Последние представлены образами петуха кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды.

Символ «третьей стражи» - отрезка времени между полуночью и зарей.

Северная традиция

У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.

В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

У скандинавов петух - птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Славяне

У восточных славян петух - «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.

Обычное жертвенное животное и берег от нечистой силы, связанный со стихией огня. В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «… коуры ръжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь». Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (XI-XII вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в XIX в. удерживался обычай топить петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта.

Популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. В некоторых святочных гаданий петух, обычно, олицетворяет будущего жениха.

Как охранный знак часто украшал шипец кровли.

Ближний Восток

Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

Кавказ

У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

Китай

Десятое символическое животное (единственная птица среди них) Двенадцати Земных Ветвей, относящееся к принципу ян. «Сопровождает» солнце на пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. Соотносится с рассветом и Плеядами. Гребень (корона) на его голове означает литературный дар (склонность к литературе) а его красный цвет соотносится закатом и осенью. Благодаря своим шпорам и воинственному характеру петух служит символом войны и связан с октябрём - месяцем, когда проводились военные приготовления.

Согласно древней мифологии, красный (огненный) петух - первоначальная форма Солнца, а белый, вероятно, соотносился с солнечным светом. Сообразно этому изображения красного петуха изображается на стенах дома как защита от огня, а белый отпугивает, демонов, духов и привидений. Живого петуха или его изображение используют как талисман, отводящий зло (злых духов) в похоронной церемонии. (Из почтения) петухи не употребляется китайцами в пищу, но в некоторых церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой.

Петух выступает символом пяти китайских добродетелей:

  • достоинства в войне,
  • благородства в мирное время,
  • храбрости (смелости, отваги),
  • надежности (верности),
  • великодушия (из привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).

В омонимичной китайской символике петух связывается с чиновничьей карьерой и служит знаком «удачной судьбы»:

  • сочетание слов «кунь-чи» - петух, и «минь» - кукарекнет, созвучны с выражением «кунь-минь» - почет и слава;
  • название петушиного гребня «куан» имеет также значение «чиновник»;
  • омофоничен также со словом «удача».

Поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем.

Петух также символизирует:

  • прелести сельской жизни - с курицей в саду;
  • отеческое попечительство над детьми (уже - сыновьями) - с цыплятами.

В южной части Китая, вопреки официальному запрету, и поныне излюбленным массовым зрелищем является петушиные бои.

Япония

Согласно мифам, петух однажды вызвал Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет.

Священное животное, символизирующее Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. Считается, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. Поэтому петухам в синтоистских храмах предоставлена полная свобода.

Мезоамерика

Для некоторых племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым связана жизнь человека; гибель петуха влечет за собой и смерть «подопечного» ему человека.

Австралия и Океания

Австралийские аборигены иногда обозначают пеиуха как «птицу, которая смеётся на рассвете».

Иран

У иранцев петух - блага птица, часто изображаемая на скипетрах.

В митраизме посвящен Митре как богу Солнца.

Индуизм

В ведах петух олицетворяет «души, праведников, ожидающих рассвета».

«Петушиный царь», восседающий на дереве материка Джамбудвипа, подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира.

Буддизм

У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания (плотскую страсть) и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Иудаизм

У древних евреев - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета.

Гностицизм

У гностиков служит образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса.

Петух с колоском пшеницы в клюве - бдительность, приносящая обильные плоды.

Петух на колонне трактовался как петух Абраксаса - демона годового времени и эонов с головой петуха и змеями вместо ног.

Христианство

В Новом завете образ петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде, чем возвышает голос свой».

В последующей христианской традиции символизм петуха преимущественно позитивен:

  • Христос как солнце веры, открывающий новый день и обращающий в бегство силы тьмы и зла;
  • свет (веры, истины и т. д.);
  • олицетворение истинного проповедника Евангелия, повествующего о пришествии Рассвета-Христа;
  • готовность встретить утреннюю зарю, пробуждение к жизни во Христе;
  • бодрствование и бдительности по отношению ко злу, противоборство тьме духовного невежества;
  • христиане, борющиеся за Христа - петушиные бои;
  • возрождение - в сценах Страстей;
  • Страсти Господни;
  • человеческая слабость и покаяние - в сценах с апостолом Петром.

Флюгера в форме (золочёного) петуха, «которые почти всегда располагали на шпиле высокой башни, колокольни или ратуши»:

  • приветствуют восход Солнца-Христа;
  • указывают, откуда грозят силы зла;
  • охраняют колокольни в часы темноты, когда молчат колокола.

Дави замечает, что «бдение в этом контексте должно трактоваться в смысле устремления к нетленному и заботы о первенстве духовного: быть пробужденным и приветствовать Солнце - Христа - ещё до его появления на востоке, - что служит живым образом просветления».

Петух наделяется либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу.

Петух часто изображается в оппозиции льву.

Чаще всего « петух напоминания» изображается в связи с евангельским мотивом об отречении Петра, сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Когда Петр открыто признается в своей преданности Иисусу, Иисус отвечает ему:

«…истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».

В альтернативной трактовке, петух - посланец дьявола, искусившего Петра. В данном сюжете петух служит символом отречения, последующего раскаяния, предостережением от зазнайства и т. п. Кроме того петух служит знаком проповеднической, папской деятельности Петра.

Роль петуха как природных часов и его связь со Св. Петром, способствовала тому, что последний стал святым покровителем часовщиков. фигура петуха часто украшает часы. Часы Страсбургского собора увенчаны фигурой петуха, который кричит каждый раз, когда фигура Св. Петра появляется среди апостолов.

В средние века на Западе проявляется отрицательный аспект в символике петуха, выступающего воплощением похоти и драчливости, свойственным молодым людям обуянным «петушиными демонами».

  • Св. апостола Петра - аллюзия на его отречение и раскаяние.
  • Св. Витта - сидящий на книге.

Ислам

Считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммадом в Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах».

Алхимия

Символ летучей части вещества камня - живая, активная, сухая вода.

В этом значении противопоставляется образу Лиса:

«Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой». Василий Валентин «Двенадцать ключей»

Магия

Считается, что:

  • петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов,
  • вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков,
  • «петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы», облегает выход плода.

Геральдика

«Гербовое» животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Эмблемой Франции петух стал благодаря игре слов латинского языка, в котором слово «галлус» значит одновременно и «петух» и «галл» - древнее название жителей Франции. Следует заметить, что галлы и сами охотно наносили изображение петуха на свои знамена и оружие…

Широкое распространение на гербах и знаменах после Французской Революции и широкого интереса к античности в кон. XVIII века. Наполеон заменяет его имперским орлом. Неофициальная эмблема июльской революции 1830 года к которой в 60-х годах того же столетия присоединилась Марианна - аллегория Франции. Постепенное перераспределение всего положительного на Марианну, а всего отрицательного на бедного петуха (авантюризм, задиристость, несостоятельные политические амбиции, заносчивости и самомнения) во многом усилиями карикатуристов.

Де Голль вводил его в военные медали как символ боевого духа Франции.

Эмблема Национального олимпийского комитета Франции.

В гербе Кении - бдительность и национальное возрождение, держит в поднятой лапе топор < напоминание об антиколониальном восстании 1952 года и возможный намек о своих претензиях на спорные территории.

Может символизировать как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление.

  • Цветом могут выделяться клюв (поющий), гребень, бородка.
  • Поднятая нога - готовность принять бой.

Эмблематика

  • персонифицированного Распутства (Похоти);
  • Меркурия - везут его колесницу.
«Лишь бдительный петух вскричит свой час урочный - Другие подпоют, вняв песне, в свой черед. И Господу хвалы хор мощный грянет сочно Зри, дабы не смолчал и твой в том пенье рот». Хохберг. 1675 г.

Петух, пренебрегающий алмазом.

  • Одно ячменное зерно было бы для меня полезнее, чем все драгоценные камни на земле.
  • Каждому свое.
Символ различия мнений, желаний и побуждений. «Часто Фортуна покровительствует тому, кто этого не заслужил».

Петух на трубе.

  • Символ бдительности и осмотрительности и в мире и в войне.
Труба символ Войны.

Петух

  • Я слуга Аполлона и Марса.
Символ бдительности и отваги. «Древние посвящали петуха Аполлону, но по той причине, что он провозглашает своим криком о завершении дня. Он вестник дня, а благодаря своей бессоннице - сторож ночи. Его отвага такова, что он скорее умрет, чем сдастся. В связи с этим Аристофан называл его птицей Марса».

Петух на лавровом дереве

  • Мне не грозит никакая опасность,
Символ безопасности. Защищен от нападения хищников, которые обитают внизу. Также бури и грозы, которые по преданию не трогают лавра.

Петух

Символ воина, одаренного несокрушимой храбростью, как следует вооруженного для битвы и постоянно находящегося в боевой готовности. «Гребешок служит ему шлемом или шишаком, острый и крючковатый клюв - секирой, которой воин наносит раны противнику, даже ноги петуха вооружены смертоносными орудиями. Тем самым, петух являет собой пример доблестного воина, который не ищет спасения в бегстве, а храбро вступает в борьбу».

Искусство

В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается г.о. древнее толкование образа петуха как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, эротического влечения (в гротескном снижении).

В искусстве ренессанса и барокко преобладает «эмблематическое» пПредставление о петухе как символе бдительности и бодрствования духа: девочка с петухом - деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта.

С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до XVIII в. изображения петуха, нашедшего жемчужное зерно.

«Галльский петух» - мотив французской политической символики (и, отчасти, геральдики) восходит к мифологическим представлениям родо-племенного общества.

В изобразительном искусстве XX в. петух служит воплощением:

  • национального, «галльского» начала - гобелены Ж. Люрса;
  • агрессивной вирильности - серия «Женщина и петух» Б. Бюффе;
  • «апокалиптических» трагедий современной истории:
- петух в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914 г.), - ~ югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух привлекает внимание любого человека своей особой яркой красотой, пышностью и гордостью. В разных видах искусства образ этой птицы занимает одно из ведущих положений. Его типаж благодаря яркости окраса и гордой осанки становится очень выигрышным. Но не стоит внимание к петуху объяснять только его внешними характеристиками.

В разных культурах и религиях петуху уделяется особое внимание на протяжении всей истории человечества. Ему издавна присваивают разные соответствия и символику.

Как правило, его считают символом солнца и небесного огня. Корнями такое соответствие уходит в мифологию. Как и солнце, он “отсчитывает время”, возвещая мир о приходе нового дня своим криком. Для людей крик петуха всегда был ориентиром времени, то есть живыми часами, естественным сигналом пробуждения. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские женщины встают с постелей, чтобы замесить хлеб и подоить коров. Вместе с третьими петухами всё рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы.

В большинстве культур петух считается зооморфной трансформацией божества утренней зари и солнца. Чаще всего такие божества изображались с петушиной головой. Во многих религиях богов сопровождает петух.

Согласно народным легендам и поверьям ночные призраки, духи и дьяволы исчезают с первым криком петуха. Мотив петуха, разгоняющего своим голосом нечистую силу, становится кульминацией многих фольклорных былин. Часто наряду с солнцем его изображали на кресте в качестве защиты от потустороннего мира.

В скандинавских мифах петух своим “золотым гребнем” сторожил мост-радугу, ведущую из мира человеческого в обитель богов.

В Античной Греции петух служил верой и правдой очень многим богам - Аполлону, Афине, Гермесу, Асклепию. По одному из мифов Арес - бог войны - превратил своего слугу в петуха, когда тот не разбудил вовремя Ареса и его любовницу Афродиту во время одного из тайных свиданий. С тех пор слуга в обличие петуха будил своего хозяина до наступления утра.

Фигурка петушка украшает шпиль собора святого Вита в Праге. Именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха. Прага является своеобразной столицей чернокнижников и магов. У алхимиков петух всегда являлся символом Солнца. Одним из элементов астрономических часов на Староместской ратуше является также золотой петух, который находится над часами и перед боем курантов.

Петуха, как стража изображали на крышах, флюгерах, шпилях и шестах. Здесь его образ выступал как символ бдительности. Вспомните «Сказку о Золотом Петушке» А.С. Пушкина: флюгер поворачивается в ту сторону, откуда грозит зло. Его изображения украшали сундуки и реликвии.

У восточных славян петух является «двойником» хозяина. Считалось, что вселении в новый дом возможно только в том случае, если петух благополучно проводил в нём ночь. У славян петушиный гребень предохраняет людей от кошмарных снов. Петух бдителен и всевидящ. Изображение петуха на стенах предохраняло дома от возможных пожаров.

Часто петуху присваивали черты дракона. С колдовством, гаданием и нечистой силой связан именно чёрный петух. Например, у западных славян известно такое чудовище как Василиск - с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. Считалось, что такое чудовище рождалось у чёрного петуха, возраст которого превышал 7 лет. Образ чёрного петуха в фольклоре и во многих традициях многих народов связан с водой и подземным царством. Его часто приносили в жертву водяному.

Одним из проявлений жизненной силы петуха является его исключительная воинственность. Драчливость, задор, характерные поведению петуха, делают его олицетворением мужского начала, что тоже очень часто отражается в фольклоре.

Прародителем домашней курицы и домашнего петуха является банкивская курица - дикая птица из джунглей Юго-Восточной Азии и Китая, которую оказалось очень несложно приручить. Их начали одомашнивать ещё до нашей эры. Владение петухом считалось в то время царской привилегией, и использовались эти птицы только в качестве участников петушиных боёв. В 700 году до нашей эры из Индии и Китая мода на владение петухами перешла и в Вавилон, а затем петушиные бои распространились в Греции, Азии, и на Сицилии. Вплоть до середины 19-ого века петушиные бои были одним из любимых развлечений среди дворянских и королевских семей практически во всей Европе. В России благодаря Алексею Орлову петушиные бои также приобрели свою популярность. Протесты церкви и полиции практически не смогли поспособствовать прекращению варварского использования петухов.

Петух во многих культурах является священной птицей божеств не только солнца и войны, но и плодородия. Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался с древних времён. А Германии, Словакии и Болгарии петуха считали воплощением духа хлеба.

Петух - популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. Во многих гаданиях петух обычно олицетворяет будущего жениха.

Китай следует отметить отдельно, как страну, в которой почёт к петуху невероятно огромен. Петух олицетворяет собой пять основных качеств: достоинство, благородство, храбрость, надёжность и великодушие. Относительно последнего интересно заметить, что петух предлагает найденную еду сначала курам и только потом ест сам! В китайской культуре петух с золотым оперением является десятым символическим животным 12-ти земных ветвей, относящихся к силе Ян, мужского начала во Вселенной. Человек, рождённый в год петуха, по восточным гороскопам считается отважным и сильным. Живого петуха или его изображение используют в похоронных процессиях в качестве силы, отгоняющей злых духов. Из почтения к петухам они не употребляются в пищу, но, правда, в некоторых церемониях его убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и благоприятный приход новой. Помимо этого, петух считается в Китае знаком “удачной судьбы”. Чиновникам принято дарить петухов или фигурку петуха с огромным гребнем с пожеланием удачи в бизнесе.

В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и служит одним из трёх животных (наряду со свиньёй и змеёй), которое сопровождает человека в круге рождения и смерти.

В христианстве петух является птицей апостола Петра. Своими тройными криками петух подтверждает пророчество Христа о том, что Пётр трижды отречётся от своего учителя (Мф. 26:34).

И в настоящее время петух считается почитаемой птицей у многих культур.

Петух является одним из символов Франции, когда-то он считался священной птицей в Галлии. Слово петух происходит от латинского слова «gallus», которое значит одновременно «петух» и «галл».

Древние римляне называли галлами древних предков французов за их вспыльчивый и задиристый характер. Петух и сейчас является эмблемой национального олимпийского комитета Франции. На флаге Валлоннского (франкоязычного) региона Бельгии изображён красный петух с поднятой правой ногой готовым вступить в бой, на жёлтом фоне.

Как бы вы ни относились к символике, петух станет гордым и величественным украшением вашей коллекции фарфора! Мастера фарфоровых мануфактур и уделили достаточное внимание к образу петуха в своём искусстве.

Светлана Пономарёва - консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках



Похожие статьи
 
Категории