Милосердие и состраданиев романе Ф. М

10.04.2019

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика». В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», - гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» - не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

30.03.2013 21013 0

Уроки 108–109
Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в «уезде далеком и зверском», в «нищете безнадежной». Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. «Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!» - в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку «тридцать копеек... последние, все, что было». Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания - эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».
Роман Достоевского «Преступление и наказание», с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности.


Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Конспекты уроков

I ВАРИАНТ

Тема урока. Антигуманистическая теория Раскольникова и её кру­шение («разрешение крови по совести»).

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Рас­кольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Оборудование урока: магнитофонная кассета с записью лек­ции о теории Раскольникова; иллюстрации к произведениям Достоевско­го; доклады, рефераты, рисунки, стенгазеты, подготовленные учащимися двух-трех классов.

Эпиграфы к уроку (читают два ученика):

«Толстой и Достоевский - два величайших гения, силою своих та­лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумлённое внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей чьи имена - Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте».

М. Горький

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем импе­риалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».

Ч. Айтматов

Ход урока. Звучит записанная на кассету краткая лекция о тео­рии Раскольникова. Материал для неё можно взять из статьи М, Ков- сана «Соучастники преступления»

Вступление: Страшен мир тупого гробового молча­ния. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он мо­лод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Най­ти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумы­вает античеловеческую до своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убий­стве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеётся над ним). И нет конца этой боли...

Ход беседы.

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

В ответах учащихся на этот вопрос должна прозвучать мысль о том, что теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Свои мысли девятиклассники подтверждают отрывками из текста (Эпилог, гл. 2), а также материалами из школьного музея боевой славы.

Учащиеся говорят о том, что бонапартистские идеи живы и по сей день. Современный материал по этому вопросу они подбирают самостоя­тельно.

Почему Раскольников совершает два убийства?

Ответы на этот вопрос сводятся к следующему. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются всё новые и новые жертвы. Уби­та старуха-процентщица, потом - совершенно невинная Лизавета, Ми­колка осуждён на каторгу... А сколько ещё людей затронуто этой исто­рией: и близких, родных и совершенно чужих. Всех волнует это убий­ство. О нём говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чём не повинен.

Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не, скажем, нож или другое оружие?

Иногда учащиеся затрудняются ответить. Тогда учитель задаёт на­водящий вопрос: Встречали ли Вы в произведениях русской литературы образ топора?

Ученики вспоминают: Герцен и Чернышевский звали Русь к топо­ру. В этом случае он служит символом борьбы за права простого чело­века. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, бо­гатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: Наши топоры лежали до поры , - это как орудие защиты от угнетателей. А вот ещё одно некрасовское стихотворение: Надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра, слыша в мире царящие зву­ки барабанов, цепей, топора. Оно написано в годы реакции. Здесь топор упоминается как средство расправы над революционерами, людьми, не­сущими в жизнь передовые демократические взгляды.

Итак, топор - образ аллегорический, имеющий определённую идей­ную нагрузку. Мы видим, что это символ не только слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы, борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы. («Ты барин! Тебе ли с топором ходить; не барское вовсе дело» ).

Вспомним, почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и её дети. Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердной и жадной ростовщице, обруши­вается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор - это в любом случае символ насилия, и неважно, ради каких целей его приме­нили.

Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что, создавая свою страшную антигуманистическую теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихи­ным, что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых лю­дей и как бы не хочет к ним прикасаться. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой - он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. Эту мысль ребята подтверждают отрывками из романа (ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4),

Образ Раскольникова - трагический. Он, гуманный по природе че­ловек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я прин­цип убил ). Его преступление оборачивается и духовным самоубий­ством. Он говорит: Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не стару­шонку!

Другие ребята, признавая двойственность сложной натуры Расколь­никова, считают: он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т. е. не хочет признать себя неправым. Он говорит, что те люди не так сделаны (те - это необыкновен­ные ). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавше­го войну 1812-го года, совесть не тревожила, потому что ему всё разре­шалось. И Раскольников больше всего мучается оттого, что переступить- то он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, что он обыкновенный . К нему приходит сознание своей ничтожности. Рас­кольников делает вывод о том, что он, как все, - вошь, тварь дрожащая (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 6, гл. 7, 8; Эпилог).

Поступок Раскольникова - предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник я . Рас­кольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа рас­колота надвое (отсюда и фамилия). Вот что говорит нам об этом Досто­евский:

И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещилось бы петля и омут, он бы обрадовался ему. Но он не раскаивался в своём преступлении,

Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Вспомним отношение Раскольникова к совести. Каково оно?

Ребята зачитывают диалог:

Порфирий Петрович: Как насчёт совести?

Раскольников: У кого есть она, тот страдает, коль сознаёт свою ошибку...

Разумихин: А гениальные вот те, которым резать-то право дано, те не должны страдать?

Раскольников: Пусть страдает, если жаль жертву.

Итак, мы выяснили: Раскольников объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать челове­ком необыкновенным (наполеоном сделаться ).

Но чего он в себе недооценил ?

Учащиеся не сразу, но всё-таки догадываются: у Раскольникова есть совесть. И все его страдания - это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отри­цает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий из­менить мир, повернув его на путь справедливости, он всё же неизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин?

Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он - убийца. Но пи­сатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому.

Разумихин же как бы унижается перед жизнью. Он у неё в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. Он нам дорог за свой непокой, за своё страдание, за то, что спорит сам с собой, терза­ет себя и мучит в поиске истины.

Разумихин же, действительно, нравственно безупречен: честен, тру­долюбив, способен сильно любить, человек правильный и порядочный. Но сомнения не для него. Проблемы, которые волнуют Разумихина, так ничтожны по сравнению с теми, над которыми бьётся растревоженный ум Раскольникова. В страданиях Достоевский видит проявление настоя­щей человечности. Именно в них - залог воскресения, возрождения лич­ности. Описывая терзания Раскольникова, писатель утверждает, что всё подлинно человеческое ещё не погибло в его герое.

Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Девятиклассники приходят к выводу, что условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Учащиеся подтверждают эту мысль историей Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление.

Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность и цен­ность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

II ВАРИАНТ

Цель урока: на основе идейно-художественного анализа романа «Преступление и наказание» сделать акцентированный разбор узловых проблем произведения.

Внутрипредметные связи : полемика Ф. М. Достоевского с Н. Г. Чер­нышевским и И. С. Тургеневым по вопросам развития общества; Петер­бург Пушкина и Достоевского; тема судьбы детей в капиталистическом мире у Некрасова и Достоевского.

Оформление доски.

Тема урока: «Перерыть все вопросы в романе...» (Ф. М. Достоев­ский).

Эпиграф: «Мир спасёт красота» (Ф. М. Достоевский).

Слева от доски вывешены портреты И. С. Тургенева, Н. Г. Черны­шевского, Ф. М. Достоевского.

В центре размещён экран, а справа - листы с опорными конспек­тами:

1 Петербург Достоевского

Пейзаж

Сцены уличной жизни

Интерьер

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

2 Теме «маленького человека»

(судьба Мармеладова и его семьи)

В чём сущность жизненной драмы Мармеладова?

Достоин ли сострадания Мармеладов?

Катерина Ивановна.

Судьба детей.

Мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих».

3 Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Причины преступления:

а) социальные,

б) мировоззренческие,

в) психологические.

В чём наказание?

«Их воскресила любовь!»

Логическое задание:

1. В чём своеобразие взглядов Достоевского на развитие обществен­ной жизни? (Отличается ли его мировоззрение от мировоззрения Тургенева и Чернышевского?)

2. Какие вопросы хотел «перерыть» в романе Достоевский?

3. Почему Петербург Достоевского - «город, в котором невозмож­но быть»?

4. В чём сущность жизненной трагедии «маленького человека»?

5. Как в романе раскрывается тема протеста?

6. Над какими проблемами современности заставило вас задумать­ся это произведение?

Слово учителя. Ф. М. Достоевский с великим состраданием изображал людей несчастных и угнетённых, доведённых до последней степени унижения. Он смело ставил в своих произведениях основные вопросы: о революции и социализме, о вере и атеизме, о смысле жизни отдельного человека и грядущих судьбах всего человечества. Писатель обличал индивидуализм хищников и всей силой своего гения вставал на защиту обиженных и обездоленных, заставляя читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами. Он всю жизнь мучился бесконечной болью за человека.

У Достоевского нет и не может быть равнодушных читателей. Его произведения волнуют остротой поднятых проблем, поэтическим мастер­ством огромной, почти шекспировской силы, вместе с тем они пробужда­ют чувство самого решительного протеста против бесчеловечности усло­вий жизни в буржуазном обществе.

Работа по опорным конспектам. Обращаемся к пробле­матике романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Об­суждение каждой проблемы ведёт учащийся-руководитель группы, кото­рый по ходу анализа ставит вопросы, а затем делает обобщающие выводы.

1. Петербург Достоевского. Просматриваем фильм «Петербург Пушкина». Один из учеников читает стихотворение Иннокентия Аннен­ского «Петербург».

Сравниваем Петербург Пушкина и Достоевского, находя в тексте романа описание городского пейзажа и интерьера, сцен уличной жизни.

Вопросы: Каков лейтмотив этих описаний и сцен? Каким пред­стаёт Петербург в романе Достоевского?

Ответы учащихся и вывод руководителя группы сводятся примерно к следующему. Господствующий мотив всех описаний - безобразная теснота, духота, толчея, давка. Это постоянные и единственные впечат­ления, которые оставляет Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера - это атмосфера тупика и безысход­ности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Пи­сатель заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.

2. Тема «маленького человека» (судьба Мармеладова и его семьи).

Жизнь - семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Ка­тастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать её лишь обостряет безысходность ситуации, приближает неотвратимую гибель. Выхода нет. В конце концов приходит разрешение: смерть - единствен­ный выход.

(Основное внимание обращается на исповедь Мармеладова. (Про­слушивается пластинка «Исповедь Мармеладова»),

Вопросы: В чём сущность жизненной драмы героя? Достоин ли он сострадания?

Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном осозна­нии того, что некуда и не к кому идти. Ему остаётся одно - погибнуть. Повторяет эту судьбу и его жена. (Один из учащихся анализирует об­раз Катерины Ивановны).

Мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудо­вищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

Тема детей в капиталистическом мире раскрывается в процессе ком­ментирования репродукций картин В. Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну», чтения отрывков стихов из цикла «О погоде» («В нашей улице жизнь трудовая...»), «Плач детей» Н. А. Некрасова.

Обвиняя мир в жестокости, Раскольников, как все истинные гума­нисты его эпохи, прежде всего говорит о детях. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружаю­щей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, во имя его искоренения разрешается пролитие крови по совести. С первых страниц романа тема детских слёз и детской чистой души звучит как обвинение преступному миру.

Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна. Они находятся в состоянии приговорённых к смерти.

Писатель не забывает и о другой стороне жизни русского общества. Не только судьбы «бедных людей» свидетельствуют о гибельных тен­денциях в развитии России 60-х годов XIX века. «Роковое, переходное» время рождает преуспевающих промышленников. В галерее «хозяев жизни» наиболее типичен Лужин.

(Учащиеся характеризуют образ этого персонажа).

Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со стра­ниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном: «Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаян­ном и ненавистном» крике Катерины Ивановны: «Уездили клячу! На­дорвалась!». Положение героев таково, что у читателя возникает настоя, тельная потребность в решительных и скорых действиях.

Что же делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается ос­новная тема романа - тема протеста, связанная с образом главного Героя Родиона Раскольникова.

3. Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

При работе над этим конспектом мы используем письмо Ф. М. До­стоевского М. Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник» (сен­тябрь, 1865 г.); фильм «Преступление и наказание»; высказывания Розы Люксембург о писателе.

Вопрос о том, что толкнуло Раскольникова на преступление, - один из основных в романе. Трое учащихся заранее готовят сообщения о социальных, мировоззренческих, психологических причинах злодеяния, совершённого Родионом Раскольниковым.

Вопросы: В чём наказание? Возможно ли для Раскольникова об­новление и возрождение?

Ученики говорят о муках совести, испытываемых героем, о состра­дании и милосердии Сони Мармеладовой, о том, что героев может вос­кресить любовь.

Затем сопоставляем роман Достоевского с произведениями о «новых людях» Тургенева и Чернышевского.

В заключение урока работаем по вопросам логического задания. В ходе этой работы и будет сформулирован вывод из разговора, состо­явшегося на уроке.

Заключительное слово учителя. Период 60-х годов прошлого века нам известен по произведениям А. Островского, И. Тургенева, Н. Чер­нышевского, М. Салтыкова-Щедрина. В творчестве Ф. Достоевского об­наруживается решительная полемика с ними, - как с либералами, так и с революционерами-демократами. Он видит в революционном движе­нии индивидуалистическое бунтарство и опасается, что в процессе ре­волюционных преобразований жизни восторжествует антигуманистичес­кая идея, направленная против отдельной личности: цель оправдывает средства. Следуя мучительным путём познания зла, писатель тем не ме­нее верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей Красотой и Любовью.

Недаром романы Достоевского иногда называют собранием пятых актов трагедий; каждый из них заканчивается так, что предполагает су­ществование иной, подлинно человеческой действительности.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА) Часть 1, гл В какое время начинаются события? 2. Какое чувство испытывает герой? 3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?» 4. Какова атмосфера петербургских улиц? 5. В чем контраст портрета героя и окружающего его? 6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа? 7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки? 8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад? 9. Каково положение распивочной относительно улицы? Часть 1, гл Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя? 11. Что считает пороком Мармеладов? 12. Как выражается оппозиция «сострадание наука»? 13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну? 14. Почему Мармеладов называет себя свиньей? 15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней? 16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну? 17. В чем выразилось падение Мармеладова?

2 18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого «пьяненького»? *Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне. 19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой? 20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой? Часть 1, гл С чем сравнивает автор комнату героя? 22. Какую «работу» делает герой? 23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «ты наше всё, вся надежда, упование наше». 24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых? 25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых? 26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены? 27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата? 28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»? Часть 1, гл Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой? 30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери? 31. В чем сходство поведения Сони и Дуни? 32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

3 33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету? 34. Как характеризуется Разумихин? Часть 1, гл В связи с чем в романе упоминается зеленый свет? 36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне. 37. Какое значение имеет упоминание о кресте? 38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление? 39. С какими словами герой обращается к Богу? 40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой? 41. Как характеризуется Лизавета? 42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным? Часть 1, гл Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова? 44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка? 45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды? 46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь? 47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес». 48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни? Часть 1, гл В какую сторону направлено острие топора в момент удара?

4 50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи? 51. Какое значение имеет эпизод с ключами? 52. Как защищалась Лизавета от удара? 53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»? Итоги 1 части. Каковы причины преступления Раскольникова? Часть 2, гл В чем Раскольников видит начало «казни»? 2. С каким намерением Раскольников входит в контору? 3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу? 4. По какому поводу героя вызвали в контору? 5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком? 6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным? 7. В чем причина обморока Раскольникова? Часть 2, гл Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень? 9. Почему герой не заглянул в кошелек? 10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина? 11. Почему не принял милостыню? 12. Какое впечатление на героя производит панорама собора? 13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

5 14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки? Часть 2, гл Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову? 16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу? Часть 2, гл Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)? *Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок подала милостыню печеной луковицей. 18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия? 19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия? Часть 2, гл Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки». 21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения? 22. Какова экономическая теория Лужина? 23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников? 24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова? 25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти? 26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства? 27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться? 28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

6 29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников? Часть 2, гл Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове? 31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони? 32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу? 33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове? 34. Какое значение имеет время (11 часов)? 35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова? 36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев? Итоги 2 части. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит? Часть 3, гл Чего потребовал Раскольников от сестры? 2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова? 3. За что Разумихин целует руки Дуни? 4. Как выглядит Авдотья Романовна? *Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов) Часть 3, гл Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?

7 6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны? Часть 3, гл Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места? 8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире? 9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками? Часть 3, гл Каково выражение глаз, лица Сони? 11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно? 12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича? Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича? 13. Как выглядит Порфирий Петрович? *Петь Лазаря лгать. Каково происхождение фразеологизма? 14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку? Часть 3, гл Как выглядит Порфирий Петрович? 16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью? 17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов? Какое слово часто встречается в его монологе? 18. В чем видит Разумихин цель развития общества? 19. Чему посвящена статья Раскольникова? 20. На какие разряды делит людей автор статьи?

8 *Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным? 21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова? 22. Как соотносятся гениальность и страдание? 23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»: Мы почитаем всех нулями, А единицами себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно *Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону? 24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках? Часть 3, гл Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате. 26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой? 27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню? 28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки. Итоги 3 части. Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»? Часть 4, гл Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

9 2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова? 3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни? 4. Как характеризует себя Свидригайлов? 5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова? Часть 4, гл О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин? 7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне? Часть 4, гл Что поразило Лужина в Авдотье Романовне? 9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина? 10. В чем суть проекта Разумихина? 11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей? 12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова? Часть 4, гл Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве? 14. С какой целью автор указывает точное время? 15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне? 16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне? 17. В какой «жестокости» сознается Соня? 18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых? Добился ли он нужной ему реакции?

10 19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони? 20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»? 21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой? 22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге? 23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта) 24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия? 25. О чем «мечтается» Соне во время чтения? 26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода? 27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой? 28. К какой цели Раскольников зовет Соню? Часть 4, гл Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу? 30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении? 31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени? 32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества». 33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях? 34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича? Часть 4, гл Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?

11 36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича? Итоги 4 части. С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней? Порфирием Петровичем? Часть 5, гл С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова? 2. Как выглядит Лебезятников? 3. Как характеризуется Лебезятников автором? 4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети? 5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки? 6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли? 7. С какой целью упоминаются Добролюбов? Белинский? 8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина? 9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены? Часть 5, гл Какова причина «бестолковых поминок»? 11. Как относится Катерина Ивановна к людям? 12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить? Часть 5, гл Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей? 14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?

12 15. Каким образом Лебезятников спасает Соню? 16. Как Раскольников объясняет цели Лужина? 17. Может ли Соня постоять за себя? Часть 5, гл Какой выбор не осмеливается сделать Соня? 19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони? 20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова? 21. Объясните значение слов Раскольникова: «если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был». 22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном? 23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное? 24. Как оценивают человека Соня и Раскольников? 25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова? 26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова? 27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление? 28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников? 29. Какой совет дает Соня Раскольникову? 30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове? 31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест? Часть 5, гл Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?

13 33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову? 34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова? 35. Как Свидригайлов распорядился рублей? 36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова? Итоги 5 части. С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова? Часть 6. Гл Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны. 2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами. 3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина? Часть 6, гл На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)? 5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова? 6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя? 7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность? 8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников? *Какое значение имеет упоминание Шиллера? 9. Чему должен раскольников научиться у Миколки? Часть 6, гл Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?

14 11. Как Свидригайлов характеризует Петербург? 12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова? 13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург? 14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом? 15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников? Часть 6, гл Как «спасала» Дуня Свидригайлова? 17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова? 18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки». Часть 6, гл В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова? 20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть? 21. Что говорит Свидригайлов о русских людях? 22. Как относится Свидригайлов к Дуне? 23. Почему Дуня отбросила револьвер? 24. Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней? Часть 6, гл Какое значение для романа имеет перемена погоды? 26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне? 27. Каково истинное значение для «невесты» Свидригайлова? 28. Объясните выбор автором названия гостиницы «Андрианополь».

15 29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши. Почему Свидригайлов грезит об утопленнице? 30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем? 31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке? 32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»? Часть 6, гл Для чего Раскольников пришел к матери? 34. Почему Раскольников не утопился в Неве? 35. в чем видит Дуня искупление греха брата? 36. Как относится Раскольников к своему преступлению? 37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил? Часть 6, гл Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства? 39. Для чего приходит Раскольников к Соне? 40. Объясните символику эпизода с нищей. 41. С каким чувством Раскольников целует землю? 42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания? 43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова? 44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться? Итоги 6 части.

16 Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым? Эпилог. Глава Как меняется время действия? 2. Как меняется пространство для героя? 3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор? 4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги? Эпилог. Глава Какова причина болезни Раскольникова? 6. Чего стыдился Раскольников? 7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться? 8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»? 9. В чем видел Раскольников свое преступление? 10. Что удивило Раскольникова в остроге? 11. В чем обвинили Раскольникова каторжники? 12. Как относились каторжники к Соне? 13. Каково значение сна-бреда? 14. Что видит Раскольников с берега реки? 15. Что означает «воскресение» для Раскольникова? 16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Вечерний Выпуск 13. 13 февраля 1869 г. ПЕТЕРБУРГ. Исповедь убийцы. Эксклюзивное интервью с Родионом Раскольниковым!!! Читайте на стр. 2-6. Родион Раскольников: Я не жалею о том, что признался. ЛЕТОМ 1866

10 класс 1. Ф.И.Тютчев. Лирика. 2. А.А.Фет. Лирика. 3. Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Мороз, Красный нос». 4. А.Н.Островский. «Гроза». 5. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Ф.М.Достоевский. «Преступление

Преступление и наказание: краткое содержание романа Ф.М.Достоевского Действие романа начинается в бедном районе Санкт-Петербурга, расположенном рядом с Екатерининским каналом и Сенной площадью, в 60-х

Контрольная работа по литературе для учеников 10 Б класса МШЗД за март Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина Учитель: Лыжова Татьяна Александровна Ф.И.ученика, выполняющего работу Ребята! Контрольная работа

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) КОРОТКО О ЖИЗНИ Коротко о жизни 1821, 30 октября (11 ноября): Родился в Москве 1834-37: Учился в частном пансионе Л.И. Чермака 1843-44: Служил в чертежной Инженерного

Фёдор Михайлович Достоевский 1) К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский? -разночинцы -мещане -купцы -дворяне -крестьяне 2) В каком городе родился? -Петербург -Тверь -Мценск -Орёл -Москва 3) Какова

Ест по роману Ф.М.Достоевского я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого никто из нас не знает во всем объеме и величии их,- как в святыню верю Прочитай: Узнай героя Не

Путь Родиона Раскольникова к духовному воскресению в свете библейских истин «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Идея

Уроки Достоевского. Роль эпилога в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» В чем значение эпилога в

Домашнее задание с 14.02.2018 по 24.02.2018 Домашнее задание учитель Либияйнен И.Л. Русский язык 5б 1п. 83 учить 43,440,441,443,445 2.п. 84(ознакомление) 447,448,449 Литература 1) В.Короленко «В дурном

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Сочинение на тему идея раскольникова и ее проверка Сочинения по произведению Достоевского Ф.М. Преступление и наказание Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Достоевского. Раскольников живет

Сочинение на тему прав или виноват раскольников Но то, что человек не может не согрешить, а значит, виноват перед Богом, более или менее самоочевидно. ли сумел бы столь убедительно изобразить Раскольникова

Сочинение на тему преступление и наказание родиона раскольникова с планом План-алгоритм сочинения Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Сочинения Преступление и наказание Мое отношение

СРАВНЕНИЕ МОЛЧАНИЯ В ОРИГИНАЛЕ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДOСТОЕВСКОГО И В ЕГО ПЕРЕВОДЕ НА ВЬЕТНАМСКИЙ ЯЗЫК (на основе диалогов между Раскольниковым и Соней) ThS. Ngô Thị Quyên Đại học Ngoại

Сочинение наказание преступления по закону совести в романе преступление и наказание ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Что перевесит: кровь по совести или душа, свободная от этого периода получила тема преступления и наказания,

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы? [Пример выполнения задания 17.2 на ЕГЭ по литературе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"] Произведения Ф.М. Достоевского

Сочинение на тему бесчеловечность теории раскольникова Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Тема греха

Фѐдор Михайлович Достоевский 1821-1881 «Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека. она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые тѐмные движения человеческой

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru - Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 1881) Творчество Достоевского одна из высших вершин не только русской, но и мировой литературы. Как великий художник, он необычайно тонко чувствовал сложность и катастрофичность

Все это поможет раскрытию художественного метода писателя;... Мармеладова. Соня живет в большой, но чрезвычайно низкой комнате,. образов в романе, что, в свою очередь, приведет к пониманию идейного...

Сочинение на тему теория и идея раскольникова и ее крах Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Добролюбова.А сочинение было на тему краха теории Раскольникова (что- то в этом духе,с5.2). сочинений

Зырянова Е.Г. ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» г. Кемерово, учитель русского языка и литературы Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ Ф.М. Достоевский по праву считается великим русским

В Москве городской суд вынес приговор "киллеру" из Красноармейска Алексею Гурылеву, которого обвинили в убийстве 12-летней девочки. Также, приговор был вынесен и 19-летнему жителю столицы, заказчику убийства

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. Каждый год кончают жизнь самоубийством свыше 4 000 человек.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан А.П.Родионова Изучаем роман Фёдора Михайловича Достоевского

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Суицид геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ С1 и С3 Тип задания: проверка умения отвечать на проблемные

Тест по произведениям А. И. Куприна. Какой из эпизодов в рассказе «Гранатовый браслет» является кульминацией? 1. Звонок Желткова Вере Николаевне. 2.Визит брата Веры, Василия Николаевича, и мужа, Николая

Прочитайте внимательно фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (глава, часть) и выполните задания. Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом,

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Назовите и охарактеризуйте вид речи, который лежит в основе фрагмента.

Мандровный А.Н., учитель русского языка и литературы Славутичской общеобразовательной школы 1 Киевской области Тема: Пристав следственных дел Порфирий Петрович находит преступника Цель: определить место

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников

Твои мечты исполнятся в тот момент, когда ты будешь действительно готов к этому. Пока ты не готов, судьба бережет тебя. 1 Перед взлетом судьба проведет тебя через дно. Так отсеиваются случайные победители.

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» Загарских С.А. «Люби других, как себя» «Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ТЕМА: «Ершалаимские» главы романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» - идейный центр произведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Совершенствование



Похожие статьи
 
Категории