Мнение скульпторов о памятнике калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

09.07.2019

Собой металлическую фигуру оружейника, держащего в руках АК-47. Автором скульптуры стал Салават Щербаков (автор монумента князю Владимиру Великому рядом с Кремлем). На сайте РВИО сообщается, что организация выступает с предложением назвать этот сквер именем Калашникова.

Видео: Константин Ив / YouTube

Во время церемонии открытия памятника полиция , сообщил корреспондент РБК.

Задержанный Андрей Киселев стоял с плакатом «Конструктор оружия = смерти конструктор» — надпись на плакате можно увидеть на трансляции Life (примерно 18.29). Киселева доставили в МВД «для беседы», как пояснили ему сотрудники полиции. Он рассказал полиции, что считает себя антимилитаристом и выступает против пропаганды «военной мощи в России». «После первого задержания меня отпустили через полчаса, предложили откатать пальчики — я отказался, отказался и подписывать какие бы ни было документы», — сообщил Киселев в разговоре с РБК.

Однако после этого активист решил вернуться к памятнику, где его . По его словам, в этот раз плакат он не стал разворачивать, а оставил в плакате и решил пообщаться со знакомыми, когда его «скрутили» и «попытались затащить в достаточно грубой форме в машину», и в конечном итоге доставили в ОВД Тверской. «Говорят, что мне будут «шить» статью 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции)», — рассказал он РБК.

В пресс-службе ГУ МВД России по Москве РБК заявили, что информация о задержании мужчины на открытии памятника Калашникову «в пресс-службу пока не поступала».


Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов на пресс-конференции, посвященной открытию памятника, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — рассказал тогда Кононов.

Сам Щербаков отмечал, что многие не понимают, почему памятник Калашникову таких «скромных» размеров. «Калашников — человек из народа, вроде Платона Каратаева. Не хотелось делать пафосный монумент скромному человеку», — пояснил тогда скульптор.

Разработчик системы автоматического стрелкового оружия Калашников умер в Ижевске в 2013 году. Конструктора похоронили 27 декабря на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах, где установили памятник. Памятники ему есть также на оружейном заводе в Ижевске, в студенческом городке Ижевского государственного технического университета им. Калашникова и на российской военной базе в Армении.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову, который держит в руках автомат своего изобретения, ставший известным во всем мире, установили в Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц.

Скульптора выбрал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, а инициатива установки памятника принадлежала ему и Российскому военно-историческому обществу (РВИО), почетным членом которого числится Чемезов.

"Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было", - рассказывал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Как и памятник Владимиру, размеры которого пришлось уменьшить после скандала, фигура Калашникова с автоматом в руках в центре Москвы вызвала противоречивые оценки.

Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

На открытии памятника были Чемезов, министр культуры России Владимир Мединский, скульптор Зураб Церетели, дочь оружейника Елена Калашникова.

"Михаил Калашников - это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека", - сказал Мединский. Автомат Калашникова - "настоящий, можно сказать, культурный бренд России", считает министр.

Русская служба Би-би-си узнала, какие чувства испытывают в связи с установкой памятника Калашникову бывший мэр Москвы, воевавший в Донбассе бывший офицер, галерист, скульптор и декан факультета истории искусств.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

Я отношусь к Калашникову и памяти о нем по-доброму. Я думаю, что увековечить память этого человека необходимо.

Что касается памятника Калашникову… Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей и можно было бы поставить не только саму фигуру, но и сделать какую-то композицию.

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формирует не кладбищенский облик, просто нет Марат Гельман, галерист

Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие.

Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе.

Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Высота монумента Салавата Щербакова составила 7,5 метра

Марат Гельман, галерист

Продолжается традиция превращения Москвы в кладбище. Не появилось ни одной скульптуры, которая представляла бы собой не бронзовую чурку человека с подписью.

Хотя это лучше чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный Марат Гельман, галерист

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формируют не кладбищенский облик, просто нет. Хотя во всем мире такие скульптуры есть.

Сам памятник, конечно, унылый и скучный. Хотя это лучше, чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный. В большой перспективе это город не портит.

Болезнь нынешней власти - это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников. Это делается, чтобы следующему поколению было сложно перечеркнуть эти взгляды - демонтировать такой памятник почти так же дорого, как его монтировать.

То, что власть играет в этот историзм, это еще ничего, но вот город жалко.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Открыла монумент дочь оружейника Елена Калашникова

Игорь Гиркин (Стрелков), бывший российский офицер, участник боевых действий на Украине

Калашникова возводят на уровень матрешки, а он был неплохой оружейный конструктор.

У меня нет особой позиции - ну стоит он и пусть стоит.

Но, на мой взгляд, следовало властям заниматься делом, а не ставить памятники героям прошлого. Нужно сосредоточиться на насущных делах, на том, что есть сейчас, а не на прославлении прошлого.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным Георгий Франгулян, скульптор

Да, это были реальные герои, великие деятели, но своих что-то не видно.

У Гумилева было такое понятие - "мемориальная стадия". Это когда государство сосредотачивает свое внимание на великом прошлом и игнорирует вызовы настоящего.

Image caption Инициатива установки принадлежала Сергею Чемезову из "Ростеха"

Георгий Франгулян, скульптор

Не хотелось бы говорить о коллегах… Но я считаю, что место для памятника было выбрано неудачно.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным. Это выглядит как угроза.

Сам образ человека, достойного и уважаемого, получает негативное звучание. В другом месте и другого размера - это было бы хорошо.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге

Очевидно, что фигуру Калашникову надо отметить. Другой вопрос, насколько уместен памятник человеку, производящему оружие.

Памятник поставлен человеком, который отметил Москву Владимиром. Вопрос о том, насколько стоит одному автору настолько присутствовать в городе, тоже для меня есть.

Лично для меня нет однозначного решения на тему того, как увековечивать оружейников.

Понятно, что Калашников - это символ советской и русской промышленности и военной мощи. Но если бы я принимал решение об установке, не знаю, как и каким бы я его сделал, где поставил - в Москве, в Ижевске.

Пропорционально памятник не слишком бросается в глаза в том месте, где он установлен. Я сам ожидал более резкого контраста с Садовым кольцом. Сам памятник вживую я пока не видел, делать какие-то оценки было бы не совсем корректно.

Пока можно сказать только то, что мы получили еще один постсоветский памятник, который идеологически и эстетически принадлежит той инерции, которая продолжает традиции фигуративной скульптуры позднесоветского времени.

Памятник Михаилу Калашникову был открыт 19 сентября 2017 года в сквере на пересечении Оружейного переулка с Долгоруковской улицей на , прямо перед громадой небоскрёба .

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 - 2013) - советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, вошедший в историю как создатель автомата Калашникова (АК) - самого распространённого стрелкового оружия в мире. Будущий оружейник вырос в многодетной крестьянской семье в Томской области и с детства интересовался техникой. В 1938 году Калашникова призвали в Красную армию, и там он впервые смог применить свой талант на практике, разработав инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки и счётчик моторесурса танка. В годы войны он разрабатывает сначала пистолет-пулемёт, затем самозарядный карабин и в итоге - автомат, который принимают на вооружение в 1947 году. Впоследствии автомат Калашникова неоднократно модифицировался и стал популярным оружием во многих странах мира.

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает оружейника в полный рост. Калашников одет в самую прозаичную в мире одежду - штаны со стрелками, ботинки и простую куртку - и держит в руках автомат собственной разработки, задумчиво глядя мимо него куда-то вдаль. Фигура с автоматом водружена на высокий гранитный постамент, на котором выгравированы слова: "Михаил Калашников. Герой Российской Федерации. Дважды Герой Социалистического Труда". Общая высота монумента составляет 9 метров (5 метров - сама скульптура, 4 метра - постамент).

Позади памятника установлена стела, выполненная в виде земного шара, на котором размещены рельефные изображения автоматов и пулемёта Калашникова на фоне композиции из чертежей и рабочих инструментов. По центру плиты выгравирована цитата - "Я создавал оружие для защиты своего Отечества" - и подпись Михаила Калашникова. Композицию дополняет скульптурное изображение Архангела Михаила, пронзающего копьём дракона, но вместо наконечника копья - дуло автомата. Символически такое решение призвано отражать тему вечной борьбы добра и зла, где автомат Калашникова представлен как оружие добра, которое используется по всему миру.

Монумент установлен по инициативе Российского военно-исторического общества при поддержке Мосгордумы и Госкорпорации "Ростех".

Критика

Памятник Михаилу Калашникову - одна из тех скульптур, которую начали критиковать ещё до момента открытия. Когда проект памятника был представлен публике, у многих вызвал недоумение его милитаристский вид, некоторые были обескуражены размером памятника человеку, изобретение которого стало едва ли не самым смертоносным оружием в мире. В целом, горожане отнеслись к идее установки фигуры человека с автоматом в центре Москвы со скепсисом.

Саму фигуру Калашникова при этом сравнивают со статуей "братка" из 90-х.

Сомнения в уместности памятника высказали и некоторые публичные люди; в частности, по мнению музыканта Андрея Макаревича, скульптура вышла "бездарной и уродливой", а в советские времена "этот истукан не прошёл бы худсовет".

Салават Щербаков в ответ на критику отметил, что многим памятник нравится.

Так или иначе, памятнику суждено стать одним из самых известных монументов Москвы: если его художественные качества можно подвергнуть сомнению, то скандальная слава определённо точно останется с ним навсегда.

Памятник Михаилу Калашникову находится на пересечении Оружейного переулка (Садовой-Каретной улицы) с Долгоруковской улицей. Добраться до него можно пешком от станций метро "Маяковская" Замоскворецкой линии, "Новослободская" Кольцевой и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской.

Итак, в Москве максимально торжественно открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Памятник представляет собой огромную шестиметровую фигуру с автоматом в руках, причем автомат фигура держит бережно, «как скрипку Страдивари». Так, во всяком случае, представляется автору памятника Салавату Щербакову, из чего можно заключить, что Салават Щербаков видел скрипку, может быть, даже и не один раз. Хотя достоверно воплотить родившийся в своем воображении образ, как мне кажется, все-таки не смог, а потому и не все увидевшие сумеют получившийся автомат перепутать со скрипкой, как, оказывается, было задумано.

Еще скульптор Щербаков рассказал, что попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла.

Для чего за спиной Калашникова со скрипкой некто на коне пронзает копьем поганого змея. Всадника я идентифицировал как Георгия Победоносца; их в Москве, по моим наблюдениям, скоро будет не меньше, чем скульптурных изображений В. И. Ленина (по официальным данным, сейчас осталось чуть более ста).

Место для памятника выбрали, особо не заморачиваясь: в Оружейном (а каком еще?) переулке, коротенькой улочке, параллельной Садовому кольцу. Ничем, кроме названия, место ни с оружием, ни тем более с Калашниковым не связано. Писатель Денис Драгунский в связи с этим здраво заметил : «Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной, в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, да не ему одному, а еще и самым знаменитым конструкторам ракет, бомб, пушек, танков, самолетов, подлодок, уверяю вас, это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников рядом с Минобороны. Очень уместно. Памятник Чайковскому стоит у Консерватории. Репину — вблизи Третьяковки. Островскому — у Малого театра. Станиславскому и Немировичу — у МХАТа. Высоцкому — рядом с прославленным в его песне Большим Каретным...»

Ну это ведь сначала подумать надо — где какой памятник ставить… Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, — это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников, рядом с Минобороны. Очень уместно.

Одним словом, памятник Калашникову естественным образом занял место в ряду монстров, украсивших столицу за последнее время, и вызвал оценки, в общем-то, ожидаемые и однозначные. Интернет, тот и вовсе переполнен определениями, которые наши парламентарии употреблять запрещают категорически. Но в ответ на критические отзывы по поводу художественных достоинств «Калашникова» создатель монумента заявил, что работу профессионалов не должны судить дилетанты. .

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Многим памятник нравится»

Этот призыв создателя монумента к профессионалам — обсудить его творение — представляется мне опрометчивым, чреватым возможными огорчениями: не только с дилетантами, но и со специалистами, пока можно было задуманное остановить, никто не посоветовался.

В свою очередь поэт Лев Рубинштейн обратил внимание на важную закономерность: когда «дилетанты» ругают твое произведение, то они, разумеется, дилетанты. А если они же хвалят, то они уже не дилетанты, а народ.

И тем более важно, что среди тех «многих», кому «памятник нравится» — заказчики (Военно-историческое общество) и хозяева площадки в центре столицы (московская мэрия).

И еще. Сообщается, что установка памятника обошлась в 35 млн руб. Для сбора средств в сентябре 2016 года Военно-историческое общество запустило специальную акцию, однако удалось собрать всего 26 тыс. руб. Другие источники финансирования неизвестны.

Вот и все, собственно, о памятнике. Но нежданные торжества в Оружейном переулке дали повод порассуждать и о том, насколько допустимо прославлять создателей оружия вообще и достоин ли памятника сам Михаил Тимофеевич. Немедленно объявилось множество желающих сравнить АК-47 с другими знаменитыми образцами жанра, подозрительные похожести («Все ключевые решения АК были заимствованы у систем других конструкторов. Устройство автоматики и запирания ствола были скопированы у американской самозарядной винтовки M1 Garand конструкции Джона Гаранда…»). Они же напомнили, что образования у Калашникова было пять классов, что чертить он не умел, что после войны в Ижевск были перемещены «трофейные» немецкие оружейники во главе с самим Хуго Шмайссером (не они ли и создали прославленный советский автомат?)…

«Он украл не оружие, не чертежи — он украл всемирную славу, социальный статус, он был никем, а стал всем за счет других. Он — символ режима и страны, сотканных из мифов и лжи. А так — что ж, всю жизнь носил маску доброго дядечки, скромного оружейника, советского Кулибина. Деревенский хитрован. Правильный самопиарщик…»

Сам я общался с Калашниковым один раз и недолго. Ни «деревенским хитрованом», ни «правильным самопиарщиком» он мне не показался. Он был генерал-лейтенантом и дважды Героем, но все известные мне генерал-лейтенанты жили значительно богаче его, он не носил маску, а действительно был скромен. Я не в состоянии оценить, кто и что позаимствовал при создании автомата, но мне очевидно: разоблачители конструктора замечательно эмоциональны, но реальных доводов у них (по моим наблюдениям) значительно меньше, чем, скажем, у тех, кто обвиняет в плагиате Нобелевского лауреата Шолохова. Наверное, потому, что АКМ держал в руках каждый, а «Тихий Дон» — нет.

Сам же Калашников не раз говорил, что никакого чувства гордости за то, что является конструктором оружия, несшего смерть тысячам и тысячам людей, он не испытывал, что предпочел бы славу изобретателя газонокосилки. Звенящих металлом патриотических речей старался не произносить. И по человеческому настрою ближе ему, как мне кажется, был бы памятник типа знаменитого револьвера с завязанным узлом дулом — у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Решусь со всей определенностью утверждать, что ликующим милитаристом с постамента в Оружейном переулке Михаил Тимофеевич никак не был.

И все-таки.

Не так давно какие-то ушлые американцы составили список «ста гениев ХХ века», в который «от России» вошли всего трое: шахматист Каспаров, математик Перельман и оружейник Калашников. По каким критериям оценивалась их гениальность, мне неизвестно, и никаких далеко идущих выводов я бы на основании таких рейтингов, разумеется, не делал. Но ведь, согласитесь, показательно: с чем наша страна ассоциируется в первую очередь, какие ее достижения считаются непревзойденными, чем мы сами вправе гордиться и гордимся.

Мединский одним из «культурных брендов России»; конечно, у Мединского свои особенные представления о культуре, но слово «бренд» он употребил совершенно уместно. Самое распространенное стрелковое оружие на планете!.. Нет числа благодарным пользователям на всех континентах! Госкомпания «Рособоронэкспорт» объявила, что только с начала 2017 года подписано семь новых контрактов на поставку за рубеж более ста тысяч этих неприхотливых и безотказных постпредов отечественного гуманизма.

Нет, при всей моей человеческой симпатии к Калашникову я бы все-таки предпочел, чтобы Россию узнавали по Перельману.

Ну и последнее. В Ижевске, где Михаила Тимофеевича знают все и все доподлинно знают ему цену, памятник у музея его имени — маленький и уютный. В городе есть и еще два памятника оружейникам, из которых один лично мне особенно нравится. Самым выдающимся мастерам здесь когда-то присваивались зеленые кафтаны и зеленые же цилиндры, отчего их уважительно именовали «кафтанщиками» и «крокодилами». Так что это вовсе не Гена из мультфильма, как думают некоторые проезжие. Тем более он без автомата... Мединский был бы в шоке.

P.S.

Ну и, конечно, совершенно невообразимый финал этой истории.

Уже на второй день после торжественного открытия историк Юрий Пашолок

19 сентября, в День оружейника России, в Москве пройдет открытие памятника Михаилу Калашникову. Монумент появится в самом центре столицы - на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Основу художественной композиции представляет сам Калашников, который держит в руках свое изобретение - АК-47. Кроме того, скульптура включает в себя земной шар и образ Святого Георгия Победоносца.

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Во вторник, 19 сентября, в Москве пройдет открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову. Он будет расположен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, сообщил его скульптор, народный художник России Салават Щербаков.

Монумент величиной более чем в семь метров представляет собой фигуру Калашникова, который держит в руках АК-47. В художественную композицию также входит земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Это, по задумке скульптора, символизирует сохранение мира и победу «над силами зла». «Сначала эта фигура мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, люди не будут понимать, кто это. Поэтому мы все-таки осмелились на автомат», - пояснил Щербаков.

При этом сам Калашников в конце своей жизни пересмотрел отношение к собственному изобретению. По некоторым данным, за девять месяцев до своей смерти он написал письмо патриарху Кириллу. В нем он раскаивается в том, что его автомат лишал людей жизни. Более того, Калашников задавался вопросом может ли он из-за этого быть повинен в чужой смерти.

Открытие памятника должно было состояться еще в январе, но его перенесли на 8 мая. В итоге его решили приурочить к Дню оружейника, которое состоится 19 сентября. Место установки монумента тоже решили поменять - с Оружейного переулка на пересечение Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. Так скульптура Калашникова будет более заметна для москвичей, считает Щербаков.

Это уже второй памятник Михаилу Калашникову. Первый был установлен в 2015 году на мемориальном кладбище в Мытищах, где похоронен сам оружейник. Установить монумент в центре столицы предложило Российское военно-историческое общество.

«Это сама суть Калашникова»

Наличие автомата на скульптуре вполне естественно, считает историк Олег Хлобустов. «Это наш выдающийся и абсолютно признанный конструктор с мировым именем. Это его фирменное изделие, которое тоже признано во всем мире», - заявил он в интервью «360». Другие элементы скульптуры - это не более, чем фантазия художника. Памятник Калашникову символизирует таланты и достижения государства.

Это сама суть Калашникова и как инженерного гения, и как организатора производства, и как лауреата государственной премии. Это было именно создание стрелкового оружия, которое необходимо всем не только как спортивное, но и оборонительное. Никто от этого не отказался и в ближайшее десятилетие не откажется

Олег Хлобоустов.

Иного мнения придерживается заслуженный архитектор России Николай Шумаков. «Принципиально неверно в центре Москвы ставить такие агрессивные памятники», - заявил он в интервью «360». Такой монумент было бы логичнее установить на родине Калашникова - в Ижевске.

Это автомат, из которого миллионы людей «положили», а тут с такой любовью величайший конструктор смотрит на этот автомат и, очевидно, нянчит его, как дите. Любое проявление агрессии неприемлемо. <...> Более того, памятник повернут так, что по внешней стороне Садового кольца едешь к нему в затылок. Он сориентирован неверно. И самое главное - агрессия в центре города должна отсутствовать

Николай Шумаков.

Москвичам такой памятник не понравится категорически, считает Шумаков. «Я почти уверен, что после открытия будет волна и шторм негодования», - подчеркнул он. Центр города должен приносить людям радость, а в этом памятнике ее нет.

Автомат Калашникова на протяжении полувека был символом России и освободительных движений, рассказал «360» историк Борис Юлин. «Оружие было бы все равно. Не автомат Калашникова, так какое-нибудь другое», - отметил он. Именно автомат Калашникова стал символом независимости Вьетнама во время войны.

Автомат Калашникова не увеличил количество жертв, а изменил свой баланс. То есть позволил людям не умереть, а победить своих противников

Борис Юлин.



Похожие статьи
 
Категории