Мои любимые страницы отцы и дети. Мой любимый эпизод из романа "Отцы и дети"

12.06.2019

Опишите свои впечатления от прочтения книги И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.

Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.

Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?

Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.

Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.

Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в...м уезде - играет на виолончели!» и так далее.

Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.

Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.

С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.

Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.

«Отцы и дети» - книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.

Мои любимые страницы романа Тургенева "Отцы и дети".

Когда я начала читать роман "Отцы и дети", я подумала, что мне он совершенно не понравится. Но я ошиблась. Вначале герой Тургенева Базаров мне был даже в некоторой степени противен. Но когда я больше узнала о нем, я поняла, что он всего лишь обычный человек, только отличающийся от других своим мировоззрением, своим отношением к окружающему миру и людям. Пусть он и нигилист, и циник. но Базаров вовсе не жестокий человек. Просто он таков, какой есть. И я приняла его.

Что касается моих любимых страниц в романе Тургенева "Отцы и дети", то я насчитала примерно три эпизода. Самый первый эпизод, который мне понравился, и изменил мое отношение к Евгению - это его признание в любви Анне Сергеевне. Здесь, как я считаю, был переломный момент. базаров, весь такой холодный, сдержанный, вдруг проявляет столь сильные чувства. "... Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало... это страсть в нем билась, сильныя и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Я понимаю, как Базарову сложно было признаться в своих чувствах. И простому человеку это представляется трудным, что уж говорить о Базарове, который вообще не верил в любовь и романтику.

Вторая сцена, понравившаяся мне - это признание в любви Кате Аркадием. Сравнивая любовь Аркадия и Базарова, видно, что чувства первого более нежны, более чисты. Аркадий так волнуется, никак не может признаться в любви и попросить руки Кати. "Я хотел вам это сказать, узнать ваше мнение и просить вашей руки, потому что я и не богат и чувствую, что готов на все жертвы... Неужели вы давно не убедились, что все другое... все, все другое давно исчезло без следа?.. Я люблю вас... поверьте же мне!" И то, как Катя взглянула на него, "важным и светлым взглядом" тронуло меня до глубины души.

Третий мой любимый эпизод - смерть Базарова. Я думаю, эта часть романа никого не может оставить равнодушным. Атмосфера эпизода наполнена грустью. отчаянием, страхом и волнением родителей героя, внешним спокойствием Базарова и внутренней яростью, сожалением. Евгений сожалел, что не успел сделать еще так много, был ужасно зол на свое тело, которое так подвело его. Но в нем не было страха, Базаров не боялся смерти. В то время, как Василий Иванович убеждал себя, что его сын всего лишь простудился, Базаров не пытается себя обмануть, он смотрит смерти в лицо и не трусит. Каким же надо быть сильным, волевым человеком, чтобы, зная, что скоро умрешь, зная, что ничего уже нельзя сделать, так спокойно себя вести. Другой человек давно бы уже впал в отчаяние, в панику, но не Базаров. Он с гордо поднятой головой встречает свою кончину, он не ломается и до последней минуты своей жизни остается верен себе и своим принципам. Евгений не тешит себя надеждой, в отличие от своего отца. "А все таки мы тебя вылечим!" - говорит Василий Ивановия. на что Евгений спокойно отвечает: "Ну, это дудки. Но не в этом дело. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная".

И конечно же нельзя забыть сцены прощания Базарова и Анны Сергеевны.
- Ну, спасибо... Это по царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.
- Евгений Васильевич, я надеюсь...
- Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая шутка смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! Ну, что ж мне вам сказать... я люблю вас!..
Анна Сергеевна целует его в губы.

Роман Тургенева "Отцы и дети" стал для меня большим открытием, я узнала много нового. В целом роман мне запал глубоко в душу. Я думаю, мне было интересно читать именно потому, что раньше я такого не прочитывала. Характеры героев, их поведение, а в особенности все, что касается Базарова, было ново для меня и увлекательно. Думаю, лет через десять я перечитаю эту книгу и, несомненно, сделаю еще больше открытий.


Первая впечатлившая меня сцена - встреча Аркадия со своим отцом. Николай Петрович "казался гораздо тревожнее своего сына", а Аркаша весело отвечала на ласки. Оба героя были рады встрече друг с другом.

История дяди Аркадия была очень необычной, может быть, этим она меня и зацепила. В молодости полюбив загадочную княгиню Р., Павел Петрович бросает службу и следует за ней за границу, где девушка пытается скрыться от навязчивого поклонника.

Отношения окончательно не складываются, и Кирсанов возвращается в Россию. Через несколько лет Р. умирает, а Павел Петрович пытается найти покой в имении брата, оставаясь закоренелым холостяком.

Лично для меня знакомство Базарова с Одинцовой - важнейший момент в книге. Интересно, что Анна Сергеевна производит неизгладимое впечатление на Евгения Васильевича, но поначалу он отзывается по-привычному цинично: "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа". Аркадий же с удивлением замечает, что его друг в присутствии одной из самых красивых женщин краснеет, а в разговоре старается подбирать темы, не касающиеся его воззрений и убеждений.

Одним из самых эмоциональных сильных моментов романа для меня является признание нигилиста в любви: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно..."; "Базаров уперся лбом в стекло окна.

Он задыхался". Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений может ошибаться.

Хоть Евгению было нелегко и даже болезненно открыть в себе способность любить, но пройдя через эту жизненную школу он обогащает свою душу и становятся более человечным.

Даже не знаю, как точно описать момент встречи и "Енюши" со своими родителями. С одной стороны, он трогательный, с другой, неловкий, ведь Василий Иванович и Арина Власьевна очень обрадовались приезду сына, но зная, что он не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее: "А у самого губы и брови дёргало, и подбородок трясся... но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть равнодушным".

Следующая страница, запавшая мне в душу - признание Аркадия в любви с последующим за ним предложением руки и сердца. Катя, столь сблизившаяся с Кирсановым младшим отвечает ему согласием: "Екатерина Сергеевна, - проговорил он дрожащим голосом и стиснув руки, - я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю кроме Вас. Я хотел вам это сказать, узнать ваше мнение и попросить вашей рук, и..."

Я описала свои любимые страницы романа. Думаю, что лет через десять я перечитаю эту книгу и открою для себя еще много нового и мне понравится еще больше моментов.

Весь мир Базарова рушится, все его убеждения теряют свою силу и аргументацию. … Земная человеческая оказалась сильнее убеждений нигилиста, и это невыносимо сознавать.

Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила - мгновенно сверкнула у ней в голове.

Спасибо,- усиленно заговорил он,- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

Ну, спасибо,- повторил Базаров.- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

Евгений Васильич, я надеюсь...

Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить ! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что - какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

Великодушная! - шепнул он.- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Всё равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

Меня вы забудете,- начал он опять,- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...

Он разом принял руку и приподнялся.

Прощайте,- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

И довольно! - промолвил он и опустился на подушку.- Теперь... темнота...



Похожие статьи
 
Категории