Монастырь и церковь сан марко. Музей сан-марко во флоренции

22.09.2019

Сан Ма́рко (итал. San Marco) - общее название комплекса, состоящего из церкви Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) и женского монастыря, в настоящее время превращённого в музей (итал. Museo Nazionale di San Marco). Расположен на площади Святого Марка (итал. Piazza di San Marco) во Флоренции.

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев.

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее. Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена. Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры, «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через…

Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан Марко.

В 1437 году она была также отреставрирована Микелоццо, а позже перепланирована вначале Джамболоньей (1580 г.), затем Сильвани (1678 г.). Фасад был переделан Джоакино Пронти в 1777-1780 гг. На фоне аскетически сурового интерьера церкви выделяется инкрустированный позолоченный потолок. Сакристия также заслуживает внимания: в ней находится саркофаг с бронзовой статуей Св. Антонина (1608 г.). В декорировке Капеллы Св. Антонина принимали участие такие мастера, как Джамболонья, Франкавилла и Алессандро Аллори; фрески купола выполнены Поччетти. Среди всех церковных сооружений наибольший интерес бесспорно представляет Монастырь. Как известно, в его стенах жил и работал удивительно тонкий художник Фра Анджелико. Ему принадлежит большинство фресок Монастырского двора (Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью). Им написаны также фрески Св. Доминик и Распятие в Зале Капитула; Пьета над дверью Трапезной; Иисус в одеждах паломника над дверью Зала Оспицио и в интерьере - Мадонна Гильдии шерстяников, Страшный суд, сцены из Жизни Иисуса и Снятие с Креста.

Комплекс расположен на Piazza San Marco, 1-3. Часы работы: понедельник-пятница 8.15-13.50, суббота-воскресенье 8.15-16.50, выходные 1,3,5-е воскресенье, 2,4-й понедельник каждого месяца, Рождество, Новый год , 1 мая. Цена билета: 4 евро, последний вторник каждого месяца бесплатно с 19.00 до 23.00.

Из Трапезной, где находится огромная фреска Распятие и Провидение Дж. А. Сольяни (1536 г.), лестница ведет на второй этаж, открывающийся прекрасным Благовещением Фра Анджелико. В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине - вход в Келью Козимо с фреской Поклонение волхвов Фра Анджелико. В комнате перед кельей - его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, -Мадонна во славе со Святыми, а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, -Благовещение, Преображение, Иисус перед Пилатом, Жены-мироносицы у гробницы. Коронация Девы Марии и Представление во храм. В конце коридора находится Келья Савонаролы (портрет проповедника принадлежит ФраБартоломео). По лестнице, находящейся справа, можно пройти в Малую трапезную, где Доменико Гирландайо написал свою Тайную вечерю - вариант еще более известной фрески, находящейся в церкви Онисанти (Всех Святых). В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию.

Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

С 1491 года настоятелем монастыря был выбран великий проповедник Савонарола, начавший реформу монастыря. Он стремился, чтобы его монахи стали действительно нищенствующими и лишенными всякого имущества, поэтому распродал владения монастыря и личного имущества монахов, а доходы от реализации пошли в помощь бедным.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

Базилика Флоренции Сан-Марко — одна из церквей центра города. Она возвышается на людной площади, доминируя над окружающей местностью. Первоначально храм был частью одноименного доминиканского монастыря, служившего в свое время домом для многих важных представителей духовенства и культуры пятнадцатого века: Козимо иль Веккио, Фра Анджелико, Амброгио Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини и Джироламо Савонарола. С 1869 года в бывшем монастыре находится Национальный музей. Но ни церковь, ни прилегающая обитель Сан-Доменико не являются его частью. Базилика и музейный комплекс соседствуют во Флоренции на площади Сан-Марко (Италия).

Ранняя история

Бывший доминиканский монастырь занимает место, где с XII века находилась обитель валломброзианского ордена, позже отошедшая к монахам-сильвестринцам. Обе группы являются ответвлениями католического ордена Святого Бенедикта. Во времена сильвестринцев церковь Флоренции Сан-Марко использовалась как для монашеских богослужений, так и для приходских функций. В то время этот район назывался Cafaggio, поэтому в ранних документах базилика упоминается как Сан-Марко al Cafaggio. Недавно в ней были обнаружены ниже уровня пола следы фресок, относящиеся к тому начальному периоду.

Передача доминиканскому ордену

В 1418 году сильвестринцы были обвинены в несоблюдении монашеских правил и плохом содержании монастыря. Им пришлось покинуть обитель, однако для этого потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и решение Базельского собора, прежде чем, в 1437 году здания были окончательно освобождены и обитель передана общине из монастыря Сан Доменико города Фьезоле. Решающим моментом стало вмешательство Козимо де Медичи, старшего основателя династии, самого влиятельного человека Флоренции, которому весьма благоволил действующий Папа. Медичи ясно дал понять о своем желании, чтобы монастырь приняла доминиканская община. Кроме того, Евгений IV также принадлежал к этому ордену.

Когда сильвестринцы ушли, переместившись в меньший монастырь Сан-Джорджио алла Коста, доминиканские монахи заняли здания Сан-Марко. Монастырь Флоренции, однако, находился в плачевном состоянии. Новые обитатели вынуждены были жить в течение двух лет в сырых каморках или деревянных хижинах.

Благотворительность Медичи

В 1437 году богатейший итальянский купец и банкир Медичи Козимо по предложению флорентийского архиепископа Антонио Пьероцци решил начать преобразование всего комплекса, включая обитель и базилику. Во Флоренции собор Сан-Марко и монастырь находились в области наибольшего влияния семьи Медичи, поскольку располагались в центре северного района центральной Флоренции. Этим кварталом, куда входил и семейный дворец (современное название Palazzo Medici Riccardi), и базилика Сан-Лоренцо, Медичи владели безраздельно. В те годы влияние Козимо как главы государства было на самой вершине могущества, а «Великий сезон покровительства Медичи» в качестве «отца народа» и мецената достиг самого пика, особенно в связи с переводом в 1438 году Папского совета во Флоренцию и проведения здесь в 1439 году Вселенского собора. Козимо вложил значительную сумму в реконструкцию монастыря, превысившую 40 000 флоринов, как в его жизнеописании указал

Обновленный монастырь

Архитектурные работы были доверены Микелоццо, возводившему и дворец Медичи. Настенная роспись, создавалась в период 1439-1444 годов монахом доминиканцем Фра Анджелико вместе с его помощниками, среди которых работал живописец флорентийской школы Беноццо Гоццоли. Церковь Флоренции Сан Марко освятил в ночь Эпифании 1443 года кардинал и архиепископ Капуи Никколо д"Аччапаччо при Папе Евгении IV.

Помещения для жизни монахов были готовы к 1442 году, но работы продолжались еще десять лет. Монастырь выполнен с элегантной простотой и функциональностью, присущей раннему Ренессансу. 44 кельи братьев располагались вдоль п-образного коридора на втором этаже. Среди них находилась комната, где время от времени уединялся и Козимо Медичи.

Центр обители занимает внутренний дворик, по периметру окруженный крытой галереей, и одной стороной примыкающий к церкви. Первый этаж объединяет зал капитула, две трапезные, гостевые помещения, библиотеку. Белые оштукатуренные стены помещений, почти всех келий, залов и галереи двора содержат уникальную настенную роспись. Архитектором Микелоццо был также спроектирован сад, устроена водная и дренажная система.

Библиотека

Совершенством по тем временам казалась просторная библиотека первого этажа. Ее пространство двумя изящными колоннадами делилось на три прохода. Множественные окна давали обилие естественного освещения, что облегчало чтение, изучение и копирование рукописей. Здесь хранилась коллекция бесценных книг и свитков из самого крупного частного собрания, принадлежавшего гуманисту Никколо Никколи, который завещал свою библиотеку Козимо Медичи, передавшему, в свою очередь, этот дар монастырю.

Дальнейшая участь монастыря

Во времена правления Наполеона монастырь был впервые экспроприирован, однако вновь возвращен монахам с 1808 года. Согласно королевскому указу 1866 года, комплекс был окончательно отчужден в пользу государства и частично преобразован в музей.

В Сан-Марко во Флоренции с 1979 года была создана библиотека «Арриго Левасти» при покровительстве великого католического ученого. Здесь собраны церковные рукописи, книги и копии редких экземпляров. Это крупнейший в мире музей произведений Фра Анжелико. Здесь находится наибольшее количество фресок и темперной живописи на доске, созданных ним и его учениками. Сюда свезены многие картины Беато Анжелико из других и церквей.

До недавнего времени в Сан-Марко Флоренции по-прежнему находилось небольшое сообщество доминиканских монахов, которые занимали западную часть комплекса, прилегающую к более крупной обители. В 2014 году несколько оставшихся братьев присоединились к общине в Санта-Мария-Новелла.

Базилика

Мичелоццо произвел восстановление ризницы и апсиды, но остальные реконструкции происходили гораздо позже. Фасад церкви Сан-Марко переделан с 1777 по 1778 год в неоклассическом стиле фра Батистой Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, фасад украшен пилястрами, двумя нишами со статуями, лепными лентами и фестонами, с единственными вратами, увенчанными окном. Верхний уровень декоративный барельефом и тимпаном с железным крестом. Церковная колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо Аньоло. Трибуна и резной потолок возведены в конце XVII века. Значительная реконструкция производилась в 1678 году архитектором Пиером Франческо Сильвани.

В плане церкви можно увидеть один неф с многочисленными боковыми часовенками, спроектированными в последней четверти шестнадцатого века. Контрфасад представляет собой лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большая работа 1365 года «Распятие», школы Орканьи и «Благовещение» 1375 года. К наиболее древним произведениям искусства, находящимся в базилике, также относится на высоком алтаре распятие 1425-1428 года работы Фра Анджелико.

Фресковая роспись

Бывшая обитель и базилика привлекают не столько архитектурой, сколько настенной живописью и картинами известных итальянских мастеров. Несколько лет, начиная с 1976 года, проходила реставрация фресок в кельях и залах монастыря. Очищенные от последующих покрытий, изображения раскрылись яркой палитрой, чистотой изображения и эмоциональной передачей религиозных сюжетов, присущих великому Анжелико. Вся серия монастырских фресок Сан-Марко Флоренции соответствует единой концепции, в которой ощутим стиль этого художника. Однако техника исполнения, по мнению специалистов, говорит об участии еще нескольких живописцев, среди которых, скорее всего, можно назвать Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

И если монастырь представляет этап живописи только Раннего Возрождения, то в капелле, где дополнения и реконструкции проходили позднее, можно увидеть скульптурные, живописные шедевры и восхитительную лепнину Высокого Возрождения, маньеризма (переходный период к барокко), а также барочного искусства XVII и начала XVIII веков. Здесь гармонично объединились фрески Фра Анжелико с настенной живописью Алессандро Герардини 1717 года и техникой гризайля 1588 года, принадлежащей Алессандро Аллори, представителя маньеризма. Джованни Джамболонья, Джованни Баттиста Нальдини, Санти ди Тито, Бернардино Поцетти, Пассиньяно, Франческо Курради, Алессандро Герардини — это далеко не полный список мастеров, работавших в разное время над украшением храма Сан-Марко. Несмотря на разницу стилей и направлений, примененных в украшении церкви, интерьер базилики Сан-Марко остается гармоничным и создает впечатление единого ансамбля.

Признаться, я долго раздумывал, стОит ли мне рассказывать о музее Сан-Марко. Вроде бы место очень известное и посещаемое, а значит, не вписывающееся в формат данного журнала. А потом понял, что коготок-то уже увяз: "Тайная вечеря" Гирландайо из этого музея уже на живые страницы попала. Да еще и заболел как-то по-глупому, так что времени много, делать нечего, а желание нагадить помочь ближнему в его (ближнего) стремлении уйти от окружающей действительности в мир иллюзий - сильно, как никогда. Так что в ближайшее время мы с вами удаляемся в прекрасный мир фра Анджелико.

Желающим познакомиться с творчеством этого прекрасного живописца очень повезло. Практически все его флорентийское наследие сосредоточено в одном музее - бывшем монастыре Сан-Марко. На мой взгляд, впечталения этот музей оставляет сравнимые с Уффици или Питти, только народа здесь значительно меньше, а праздной публики, забежавшей сделать "селфи" на фоне шедевров, нет вообще. Имейте в виду: расписание музея очень причудливое: http://www.uffizi.firenze.it/musei/?m=sanmarco , и идти сюда наобум, за час до закрытия - жалко денег; музей требует не менее двух часов и крепких ног: придется постоять перед шедеврами в восхищении. Музей государственный, так что фотографировать без вспышки теперь можно, и, надо надеяться, скоро сеть будет завалена качественными снимками отсюда. Кое-что получилось даже у меня.

Чуть ли не самая первая работа в первом же зале - Снятие с креста (1432-1434), происходящее из церкви Санта-Тринита, которую мы с вами недавно посещали.



Триптих Сан-Пьетро-Мартире (не позднее 1429, происходит из одноименного доминиканского монастыря):


Слева направо: святые Доминик, Иоанн Креститель, Петр Мученик и Фома Аквинский. Наверху видны сцены из жизни титульного святого, включая мученическую кончину.

Алтарь Линайоли (Linaioli, 1432-1433). Это, вообще-то, складень, так что рассматривать его можно и в открытом, и в закрытом видах:

Слева направо:
Иоанн Креститель

Апостол Марк



Похожие статьи
 
Категории