Монсеррат Кабалье: биография оперной певицы. Умерла оперная певица Монтсеррат Кабалье

08.04.2019

Испанская оперная певица. Мировую известность Монсеррат Кабалье принесли ее удивительное сопрано, виртуозное владение техникой бельканто и исполнением ведущих партий в операх Пуччини, Беллини и Доницетти.

Биография Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé

Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне, Испания. Полное имя - Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк. Она обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954 году. Затем поступила в 1956 году в Базельскую Оперу.

Монсеррат Кабалье родилась в бедной семье, стеснялась этой бедности и признавалась в интервью, что все в школе ее не любили: «Я была замкнута и даже боялась улыбнуться… Позже мне пришлось работать на ткацкой фабрике. Если бы кто-то знал, сколько носовых платков я сделала! Теперь кто-то думает, что судьба сама дала мне удачу в руки. Но для того чтобы фортуна начала к тебе благоволить, нужно невероятно много работать. И все равно люди будут думать, что ты - везунчик! Не знаю, что обо мне говорят недоброжелатели, но знаю, что это неправда».

С 1956 по 1964 год Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах Европы. Слава пришла к ней неожиданно в Нью-Йорке в 1965 году, когда она заменила Мэрилин Хорн в опере Доницетти «Лукреция Борджиа». С этого момента она давала концерты, пела в оперных театрах.

Монсеррат Кабалье начинала петь на очень маленьких сценах, и только после шестилетней работы стала выступать в концертных залах. Для нее абсолютно неважно, размер сцены и статус города, в котором она выступает. Со слов оперной дивы, для нее важнее люди, которые пришли на выступление, их глаза, их чувства и душа.

В 1970 году дебютировала в театре «Ла Скала» в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» партии: Марию Стюард, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн. С 1972 года выступила на сцене «Ковент-Гарден» в Лондоне. Монсеррат за свою жизнь сыграла более ста ролей. Однако певица продолжает разучивать все новые и новые партии.

Монсеррат Кабалье: «Восторженные взгляды - это не самоцель. Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть залом. Я хочу отдаться людям. И в этот момент не думаю о том, что надо что-то оставить и себе. Я готова отдать себя всю. Только возьмите, прошу вас! Если душу и творческий порыв артиста никто не хочет принять в подарок, это ужасно, от этого может разорваться сердце. Это как если набрать в легкие побольше воздуха, а выдохнуть нельзя… Поверьте, когда люди благодарят меня за то, что я осчастливила их своим концертом и оторвала от действительности, всегда говорю: «Без публики нет артиста».

Первым не оперным певцом, с которым спела Кабалье, был легендарный Фрэнк Синатра . Поклонником таланта Монсеррат Кабалье был Фредди Меркьюри , солист рок-группы Queen .

На Олимпиаде в Барселоне Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри исполнили композицию Barcelona. Сингл из альбома, который вышел в 1988 году, дважды побеждал в поп-чартах в Великобритании и имел успех во всем мире.

Монсеррат Кабалье считается ведущим сопрано своего времени в исполнении опер Верди и Доницетти. Кабалье помогла карьере Хосе Каррераса - тенора, который с ней выступал.

Монсеррат Кабалье рассказывала в июне 2018 года о Фредди Меркьюри в телешоу "Вечерний Ургант ": «Мы познакомились, когда он был без усов. А потом он отрастил себе усы,… да так и оставил. У него были очень выдвинутые вперед зубы. Каждый раз, когда он пел, казалось, что он сейчас себя укусит. Он был отличным музыкантом, поэтому нам было легко работать. У него была прекрасная техника пения. Немного даже оперная. И у него был баритон. Я ему предложила сделать оперный дуэт, но он отказался, побоявшись, что поклонники его неправильно поймут».

В 2006 году Монсеррат Кабалье гастролировала по России с Николаем Басковым , с которым познакомилась в 2000 году в Санкт-Петербурге. Все концерты прошли с аншлагами. Совместный тур завершился концертом в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. По словам Баскова, Кабалье научила его уникальной технике дыхания и культуре пения, однако, как признался российский певец, разобраться в технической стороне школы Монтсеррат ему было очень непросто.

Тогда же в одном из интервью Монсеррат Кабалье говорила о своем ученике Николае Баскове: «Я бы очень не хотела, чтобы Николай пел только поп-музыку. Ему дано очень многое. Я думаю, если он станет петь классическую музыку, перед ним откроются двери всей оперной Европы».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье / Montserrat Caballé

В 1964 году Кабалье вышла замуж за Бернаба Марти . В 1966 году родился сын Бернабе . В 1972 году родила дочь Монсеррат Марти . Дочь пошла по стопам своей знаменитой матери и выступала вместе с ней, взяв псевдоним Монсита .

Монсеррат Кабалье называют «певицей с золотым сердцем», так как она отдает много времени и сил благотворительности. Свое 60-летие она отметила концертом в Париже, весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа. 8 ноября 2000 году Кабалье выступила с единственным концертом, завершающим международную программу «Звезды мира – детям», средства от которой пошли на помощь одаренным детям-инвалидам.

В 1992 году из-за резкого ухудшения состояния здоровья Монсеррат Кабалье объявила о том, что уходит со сцены. Врачи диагностировали у певицы рак. Однако Кабалье после долгого перерыва смогла вернуться на сцену: это произошло в 2002 году. Спустя десять лет Кабалье из-за проблем со здоровьем отменила концерты: она упала в обморок перед выходом на сцену в Екатеринбурге. У испанской дивы случился микроинсульт, и ее экстренно госпитализировали, а затем отправили на лечение на родину, в Испанию.

В сентябре 2018 года в СМИ появились новости о том, что 85-летня Монсеррат Кабалье была экстренно госпитализирована в Барселоне. Причиной стали проблемы с желчным пузырем.

Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé и скандал с невыплатой налогов

В 2015 году Монсеррат Кабалье приговорили к полугодовому тюремному заключению и штрафу €254 231. Из материалов дела, Кабалье не заплатила налоги в 2010 году, указав местом своего постоянного проживания крошечное государство Андорра на границе Испании и Франции. По мнению прокуратуры, это было сделано «с исключительной целью не платить налогов».

На суд певица не пришла из-за плохого самочувствия. В 2012 году певица пережила инсульт и с тех пор редко появляется на публике. Ей разрешили давать показания по видеосвязи, во время которой певица призналась, что находилась в Испании в 2010 году, указав в качестве своей резиденции адрес в Андорре, чтобы не платить налоги.

Поскольку Монсеррат Кабалье пошла на сделку с правосудием, ей был вынесен самый мягкий из возможных приговоров. У певицы нет криминального прошлого, а полученный срок не превышает двух лет, что автоматически делает приговор условным.

  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР.…

  10. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  11. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  12. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  13. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  14. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

  15. (1647-1717)Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель. Совершила путешествие в Суринам (1699-1701). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России. Из XVII века до современников дошло…

  16. Шотландская королева в 1542 (фактически с 1561 года) - 1567 годах, претендовала также на английский престол. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило её отречься от престола и бежать в Англию. По приказу английской королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму. Замешанная в…

Монсеррат Кабалье


«Монсеррат Кабалье»

Испанская певица, сопрано. Выступает во многих театрах мира. Прославилась в партии Нормы ("Норма" Беллини). Мастер бельканто.

На исходе XX века можно с уверенностью, наконец, делить лавры столетия, расставить всех по местам, словом, раздать всем "сёстрам по серьгам". Пьедестал великих оперных див, во всяком случае, уже определился без сомнения - Мария Каллас, Рената Тебальди и Монтсеррат Кабалье. Один из рецензентов писал, что если Каллас был присвоен эпитет "Божественная", а Тебальди наградили неофициальным титулом "Изумительная", то Кабалье вполне достойна была бы носить звание "Непревзойдённая".

Действительно, вряд ли кто-либо из новых примадонн сможет до конца тысячелетия превзойти Монтсеррат по обширности репертуара, по количеству представлений, по неповторимости голоса и исключительной музыкальности, которая позволяет певице каждый вздох превратить в нежную чистую ноту. А ещё Монтсеррат на редкость благополучная, счастливая и весёлая женщина. За её именем не несётся шлейфа скандалов и сенсаций и от её солидной фигуры прямо-таки веет добротой, уверенностью в себе и спокойствием. Вряд ли кому-нибудь из артисток нашего века удастся обойти Кабалье и в полноте личного счастья, и в безоблачном удовольствии существования.

Трудно сказать, кто постарался больше, награждая Монтсеррат счастливой судьбой - "божий перст" или собственный её лёгкий характер, но сама певица верит в "чудо", которое уже однажды подарило ей, незаметной девчонке из Барселоны, "неземной" голос. 30-е годы XX века в Европе не предвещали, впрочем, особенно светлого, мирного, сытого будущего, поэтому можно понять Анн Кабалье, которая заручилась покровительством неба, посвятив свою дочку Богоматери и назвав её в честь Святой Девы Марией де Монтсеррат. Дело в том, что Монтсеррат - название местной каталонской горы, и девочка получила такое звучное имя совсем как в средние века или в эпоху Возрождения звались художники - по месту рождения. Однако, выбрав путь на сцену и решив, вероятно, не богохульствовать, певица полностью "посвятила" себя горе, оставив экзотическое имя из одного слова.

Семья Кабалье едва справлялась с нуждой, дела в школе у Монтсеррат шли неважно. "Дети меня не любили, потому что я была молчаливой и всех дичилась. Приходила на занятия всегда в одном и том же платье. Дети бывают жестоки - они надо мною смеялись, меня это глубоко ранило..." В довершении всех бед, после рождения сына глава семейства тяжело заболел. Но тут, как случается в красивой истории, в борьбу с отчаянием матери вступила Монтсеррат. Она, несмотря на свой "розовый" возраст, успокаивала Анну: "Потерпи, придёт день, я стану знаменитой, тогда у нас будет все!" И видите, получилось!

Первое впечатление от оперы Монтсеррат запомнила на всю жизнь. Семилетняя девочка была так потрясена смертью мадам Баттерфляй, что рыдала всю обратную дорогу из театра, а потом взяла да и выучила арию героини, слушая старую пластинку с чьей-то записью.


«Монсеррат Кабалье»

На Рождество 1940 года она исполнила арию перед родителями в качестве подарка. Так что матушка вполне имела основания поверить в радужные перспективы дочери.

Однако военное время, бесконечные бытовые мытарства привели Монтсеррат, почти как Кармен, работницей на фабрику, где будущая дива выделывала носовые платки. И, наверное, в этом нехитром занятии она достигла бы "степеней известных", радуя местных жителей по праздникам исполнением хабанеры, но нашлись в Испании супруги Бертран, которые жаждали помочь какому-нибудь юному таланту. Чтобы решить, стоит ли благодетельствовать незнакомой девушке, супруги пригласили на прослушивание Монтсеррат двенадцать человек, разбиравшихся в музыке и вокальном искусстве. В комиссии даже присутствовали "звезды" того времени - два оперных певца и известный пианист. Монтсеррат смело исполнила несколько арий и испанских народных песен. Мнение присутствовавших было, единодушным: молодому дарованию нужно срочно дать соответствующее образование. Так Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию "Лисео", где преподавательница Эугения Кеммени так сумела поставить голос начинающей певице, что он вот уже более сорока лет сохраняет поразительную чистоту и силу.

Эугения представляла собой тип уникального педагога и значительной личности - тут Кабалье снова несказанно повезло. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. По сути говоря, Эугения подарила очаровательному голосу ученицы тот инструмент, которым Монтсеррат вскрыла все тайники оперного вокала. Каждый день великой певицы до сих пор начинается с дыхательных упражнений по системе Кеммени.

Учёба в консерватории не только освободила молодую певицу от финансовых забот (её благодетели взяли все расходы по содержанию Монтсеррат на себя), но и принесла благосостояние её семье. Похоже, сбывались предсказания маленькой Кабалье. Филантропы похлопотали об образовании брата Карлоса и нашли работу для её отца. Все эти чудеса должны были, в случае, если карьера певицы удастся, в будущем оплачиваться ежегодными концертами Монтсеррат в Гран Театро дель Личео, принадлежащем её благодетелям.

Окончив консерваторию, Кабалье решила продолжить образование в Германии, однако её весёлому, любящему розыгрыши характеру немецкая рациональность показалась слишком серой, и она начала подумывать о том, что пора уже, наконец, приступить к штурму оперной Мекки - театров Италии. Однако двадцатитрехлетнюю самозванку на родине Верди и Пуччини ждало жестокое разочарование: какой-то мелкий импресарио разъяснил Монтсеррат, что сценическая карьера для неё исключена - с такой фигурой ей следует вернуться домой, найти себе мужа и растить детей. В слезах Кабалье помчалась домой, и тут "яростный" испанец, брат Карлос, встал на защиту семейного достояния.


«Монсеррат Кабалье»

Он лично вызвался занять место импресарио Монтсеррат, чтобы впредь некомпетентные личности больше не мешали успешному взлёту "золотой" сестры.

Профессиональный дебют Кабалье состоялся 17 ноября 1956 года; она пела Мими в "Богеме" на сцене Базельского театра, небольшого, но известного. Успех дебюта открыл певице дорогу во все театры мира.

Говорят, беда не приходит одна, но и счастье, по-видимому, не "приваливает" малыми порциями. Вскоре Монтсеррат очень удачно вышла замуж за знаменитого в то время тенора Бернабе Марти. Познакомились молодые люди на спектакле все той же судьбоносной для Монтсеррат "Мадам Баттерфляй". Во время любовного дуэта партнёр, которого Кабалье обожала как старшего и более опытного товарища, проявил странную холодность и даже не прикоснулся к партнёрше. Огорчённая певица пожаловалась общему знакомому. На следующем представлении Марти, допев до положенной сцены, привлёк к себе Монтсеррат и прильнул к её губам. Страстный поцелуй длился так долго, что оркестр смолк. Все - и зрители, и артисты, и музыканты - в полном молчании ждали, когда же герой "оторвётся" от молодой певицы. Вероятно, такие страсти прощаются только на испанской сцене. Во всяком случае, Кабалье оценила находчивость Марти и тут же влюбилась в него. А на следующий день Бернабе предложил Монтсеррат руку и сердце. И вот уже более тридцати лет супруги счастливо живут вместе, не ведая конфликтов и потрясений. Правда, карьера Бернабе постепенно сошла "на нет", но он совершенно лишён "комплексов" и спокойно уступает пальму первенства своей "звёздной" жене. Когда у Монтсеррат спрашивают, не завидует ли ей Марти, нет ли по этому поводу у них проблем в семье, она неизменно отвечает, что муж слишком умён для зависти. Впрочем, Марти умён до такой степени, чтобы понимать - несметное количество мужчин в мире завидует ему - он единственный обладатель сердца такой "жемчужины".

В 1960-е годы Монтсеррат прочно завоевала оперные сцены Испании, ей даже присвоили звучное и немножко странное звание "Дама Изабелла Католическая", но свой триумф Кабалье отсчитывает от конкретной даты, конкретного спектакля 1965 года. Его величество случай не переставал вести нашу героиню по жизни, и однажды певице пришла телеграмма из двух строк: "Приезжайте в Нью-Йорк. Вам предлагают партию в "Лукреции Борджиа". Дело в том, что роль эту обычно в "Карнеги холл" исполняла Мэрилин Хорн, но она была на седьмом месяце беременности и плохо себя чувствовала.

Выходя на сцену, Монтсеррат от волнения едва не сломала каблук на туфлях, но зато по окончании спектакля овации и крики "бис" перешли в настоящий экстаз восторженных, покорённых зрителей. Ночью в номере отеля, где остановилась дебютантка, раздался телефонный звонок. Какая-то леди начала говорить по-английски, а затем перешла на итальянский. "Я - Мэрилин Хорн. Я слушала вас тайком. Я рада, что в тот день потеряла голос. Так, как вы пели Лукрецию Борджиа, я никогда не пела и не спою.


«Монсеррат Кабалье»

Вы станете лучшей певицей мира". Газета "Нью-Йорк таймс" вышла с заголовком на первой полосе. "Каллас + Тебальди = Кабалье".

По роковой случайности или по мистическому гласу судьбы 1965 год стал последним в сценической карьере великой Каллас. Прима, словно незримо, передала оперный трон новой звезде. После блистательного исполнения партии Нормы (надо сказать, что эту роль сама Монтсеррат причисляет к своим высшим достижениям) в открытом амфитеатре Оранжа в 1974 году певица получила по почте небольшую посылку, в которой были серьги. Эти серьги великой Каллас преподнёс Лукино Висконти - крупный итальянский режиссёр - после того, как она исполнила партию Нормы в "Ла Скала". С 1955 года Мария надевала серьги всякий раз, когда ей доводилось исполнять арию "Каста дива". Теперь, чувствуя приближение смерти, Каллас красивым жестом подчеркнула: Монтсеррат нет равных на оперном небосклоне. Успех Кабалье в роли Нормы оказался столь значительным, что после исполнения Монтсеррат беллиниевского шедевра на сцене "Ла Скала" администрация театра вот уже двадцать лет не решается повторить постановку оперы без певицы. Кабалье же скромно признает, что если сама она больше всего обожает музыку Рихарда Штрауса, то её голос жить не может без Беллини.

Гений Кабалье столь велик, что за многие годы сценической карьеры её голос ни разу не подвёл её. Как бы себя ни чувствовала примадонна, перед зрителями она - блистательна, она - во всеоружии, она - покорительница их сердец. При этом Монтсеррат - ни в жизни, ни на сцене не любит "лезть вон из кожи", она не старается демонстрировать себя, "перегружать" окружающих собственной значимостью. Кабалье справедливо считает, что жизнь гораздо проще, чем мы привыкли о ней думать, а значит, не стоит относиться к ней слишком серьёзно, да и себя не нужно оформлять, как центр Вселенной.

Примадонна не привыкла переживать по поводу собственного солидного телосложения. Много лет назад сеньора Монтсеррат попала в аварию, с тех пор часть мозга, прилегающего к гипофизу, атрофировалась и система, отвечающая за сжигание жира в организме, не работает. Поэтому, если Кабалье выпивает стакан воды, получается, будто бы она съела целый пирог. Но подобная проблема неспособна выбить из колеи оптимистичную женщину. Она решила, что раз уж так на роду написано, надо научиться с этим жить. Врачи подобрали сеньоре соответствующую диету, теперь она совсем не пьёт спиртного, питается фруктами и овощами и совершенно довольна и здорова. В конце концов, всё могло бы кончиться гораздо плачевней...

На сцене Монтсеррат не чурается розыгрышей и импровизаций.

Париж. Театр на Елисейских полях. Кабалье исполняет испанские песни. Зал рукоплещет. Вдруг во время очередной мелодии она замолкает, в наступившей оглушительной тишине проходит на авансцену, наклоняется и спрашивает у кого-то: "Всё в порядке? Можно продолжать?" Потом объясняет ошеломлённой публике: "Извините, здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась плёнка, он её меняет, вот я решила прерваться!"

Только такая жизнерадостная, азартная женщина, как Монтсеррат, страстная футбольная болельщица, может позволить себе вовсе не академический концерт на открытии спортивных игр, только великая Кабалье может "купиться" на предложение Фредди Меркьюри, который, желая осуществить заветную мечту и спеть вместе с Монтсеррат, написал гимн её родному городу Барселоне.

Знал хитрец, на каких чувствах звезды можно сыграть.

Благодушность толстушки, однако, вовсе не означает профессиональной аморфности и лености. У Монтсеррат железная сила воли. После все той же автокатастрофы, закованная в гипс певица, передвигаясь на костылях, не покидала концертных площадок. А на оперной сцене Вероны покалеченной приме пришёл на помощь костюмер Дамиано Дамиани. Он придумал широкие одежды с необъятными рукавами. Монтсеррат смогла спрятать в них костыли и медленно передвигаться по сцене перед ничего не подозревавшей публикой. А в костюмы придворных дам, которые должны быть при Елизавете Валуа, чью партию она исполняла, на всякий случай одели медсестёр из ортопедической лечебницы.

Свой голос Монтсеррат воспринимает как чудо, зато себя - как вполне заурядного человека и непременно протестует против особенного отношения к ней. Она, по-видимому, до какой-то степени тяготится собственным гением, и в отличие от многих-многих знаменитостей никогда не ставит карьеру выше личного счастья. Для Кабалье её семья - смысл существования. В 1973 году во время репетиций "Марии Стюарт" в Чикаго Монтсеррат узнала, что сын её заболел. Сначала она думала, что у мальчика банальная простуда, но состояние ухудшалось. Несмотря на то что билеты на ближайшие шесть представлений с участием певицы были проданы полностью, Кабалье немедленно вылетела в Испанию. И правильно сделала - матери и сыну пришлось пережить три страшных дня, пока мальчик не прошёл кризис и стал медленно поправляться. Администрация чикагского театра подала на певицу в суд, но дело проиграла.

О своих мечтах Монтсеррат говорит просто: она хотела бы дожить до третьего тысячелетия. Ну а о прожитой жизни - ещё проще: "У меня потрясающая, блистательная певческая судьба. Уверена, что с моей помощью люди соприкоснулись с настоящей музыкой, и эта уверенность дарит мне абсолютное удовлетворение, о котором художник только может мечтать. С материальной точки зрения у меня есть все. Но это мало что значит в моей жизни. Семья - единственное, без чего я не могу жить. Это для меня - самое важное, самое главное!"

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Монтсеррат Кабалье по справедливости называют сегодня достойной наследницей легендарных артисток прошлого - Джудитты Пасты, Джулии и Джудитты Гризи, Марии Малибран.

С. Николаевич и М. Котельникова так определяют творческое лицо певицы:

«Ее стиль - это соединение интимности самого акта пения и высоких страстей, праздник сильных и все-таки очень нежных и чистых эмоций. Стиль Кабалье - весь в радостном и безгрешном наслаждении жизнью, музыкой, общением с людьми и природой. Это не значит, что в ее регистре нет трагических нот. Сколько ей приходилось умирать на сцене: Виолетта, мадам Баттерфляй, Мими, Тоска, Саломея, Адриенна Лекуврер… Ее героини умирали от кинжала и от чахотки, от яда или от пули, но каждой из них дано было испытать тот единственный миг, когда душа ликует, наполненная славой своего последнего взлета, после которого уже не страшно никакое падение, никакая измена Пинкертона, никакой яд принцессы Бульонской. О чем бы ни пела Кабалье, в самом ее голосе уже заключается обещание рая. И для этих несчастных девушек, которых она играла, по-царски награждая их своими роскошными формами, лучезарной улыбкой и планетарной славой, и для нас, влюбленно внимающих ей в полутьме затаившего дыхание зала. Рай близко. Кажется, всего-то рукой подать, но в бинокль его не рассмотреть.

Кабалье - правоверная католичка, и вера в Бога - основа ее пения. Эта вера позволяет ей не обращать внимания на страсти театральной борьбы, закулисного соперничества.

«Я верю в Бога. Бог - наш создатель, - говорит Кабалье. - И неважно, кто какую религию исповедует или вообще, может быть, ничего не исповедует. Важно, чтобы Он был здесь (показывает себе на грудь). В вашей душе. Всю жизнь я вожу с собой то, что было отмечено Его благодатью, - маленькую оливковую веточку из Гефсиманского сада. А вместе с ней еще и крохотное изображение Богоматери - Пресвятой Девы Марии. Они всегда со мной. Я брала их, когда выходила замуж, когда рожала детей, когда ложилась в больницу на операции. Всегда»».

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. Здесь же она училась у венгерской певицы Э. Кемени. Ее голос обратил на себя внимание еще в Барселонской консерватории, которую Монтсеррат окончила с золотой медалью. Однако затем последовали годы работы во второстепенных швейцарских и западногерманских труппах.

Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий "в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.

Постепенно Кабалье начинает выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».

«И в ту пору, - рассказывает Кабалье, - мой брат, ставший позднее моим импресарио, не позволял мне расслабляться. Я думала тогда не о славе, но прежде всего стремилась к настоящему, всепоглощающему творчеству. Во мне все время билось какое-то беспокойство, и я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли».

Насколько собранна и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни - умудрилась даже опоздать на собственную свадьбу.

Об этом рассказывают С. Николаевич и М. Котельникова:

«Дело было в 1964 году. Первое в ее жизни (и единственное!) бракосочетание - с Бернабе Марта - должно было состояться в храме при монастыре на горе Монтсеррат. Есть такая гора в Каталонии, неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. Жених согласился, невеста тоже. Хотя каждый про себя подумал: «Август. Жара страшная, как мы будем туда взбираться со всеми нашими гостями?» А у Бернабе родня, прямо скажем, не первой молодости, ведь он был самым младшим в семье, где было десять детей. Ну, в общем, деваться некуда: на горе так на горе. И вот в день свадьбы Монтсеррат выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене», который она купила с первых денег, еще когда пела в Германии. И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Все льет и льет. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Монтсеррат пыталась его сушить с помощью лака для волос. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху. А они тут барахтаются, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, хоть выжимай, встает на дороге и начинает голосовать.

За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей дороге. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик для перевоза скота. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать. Тогда она опоздала на целый час».

В том же году 20 апреля настал звездный час Кабалье, - как часто бывает, следствие неожиданной замены. В Нью-Йорке, в «Карнеги-холл», малоизвестная певица спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. В ответ на девятиминутную арию - двадцатиминутные овации…

На следующее утро «Нью-Йорк таймс» вышла с броским заголовком во всю первую полосу: «Каллас + Тебальди + Кабалье». Пройдет не так много времени, и жизнь подтвердит эту формулу: испанская певица перепоет всех великих див XX столетия.

Успех позволяет певице получить контракт, и она становится солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.

Специалисты считают, что репертуар Кабалье - один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. На ее счету 125 оперных партий, несколько концертных программ и более сотни дисков.

Для певицы, как и для многих вокалистов, своеобразной землей обетованной был театр «Ла Скала». В 1970 году она исполняет на его сцене одну из своих лучших партий - Норму в одноименной опере В. Беллини.

Именно с этой ролью в составе театра Кабалье приезжает в 1974 году на свои первые гастроли в Москву. С той поры она не раз посещала нашу столицу. В 2002 году она выступила вместе с молодым российским певцом Н. Басковым. А впервые в СССР она побывала еще в 1959 году, когда только-только начинался ее путь на сцену. Тогда вместе с матерью она пыталась разыскать своего дядю, эмигрировавшего сюда, как и многие его соотечественники, после Гражданской войны в Испании, спасаясь от диктатуры Франко.

Когда поет Кабалье, кажется, что она вся растворяется в звуке. При этом всегда любовно выводит мелодию, стараясь тщательно отграничивать один пассаж от другого. Голос Кабалье звучит ровно во всех регистрах.

Певица обладает совершенно особым артистизмом, и каждый образ, который она создает, закончен и проработан до мельчайших деталей. Она «показывает» исполняемое произведение отточенными движениями рук.

Свою внешность Кабалье сделала предметом поклонения не только зрителей, но и ее самой. Она никогда не переживала по поводу своего большого веса, поскольку считает, что для успешной работы оперного певца «важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить».

Кабалье любит плавание, прогулки, прекрасно водит машину. Не отказывается и вкусно поесть. Когда-то певица обожала пироги своей матери, и теперь, когда позволяет время, сама печет пирожки с клубникой для домашних. Кроме мужа, у нее есть еще и двое детей.

«Люблю завтракать со всей семьей. Неважно, когда кто проснется: Бернабе может встать в семь, я - в восемь, Монсита - в десять. Завтракать мы все равно будем вместе. Это закон. Потом каждый занимается своими делами. Обед? Да, иногда я готовлю его. Правда, я не очень хорошая повариха. Когда тебе самой столько всего нельзя есть, вряд ли вообще стоит становиться к плите. А вечерами я отвечаю на письма, которые ко мне приходят пачками отовсюду, со всех концов света. Моя племянница Изабель помогает мне в этом. Конечно, большая часть корреспонденции остается в офисе, где ее обрабатывают и готовят ответы за моей подписью. Но есть письма, на которые должна ответить только я. Как правило, на это уходит два-три часа в день. Не меньше. Иногда подключается Монсита. Ну а если мне ничего не надо делать по дому (бывает же такое!), рисую. Мне так нравится это занятие, не могу описать словами. Я, конечно, знаю, что у меня получается очень плохо, наивно, глупо. Но меня это так успокаивает, дает такое умиротворение. Мой любимый цвет зеленый. Это какое-то наваждение. Бывает, сижу, пишу какую-нибудь очередную картину, ну, например, пейзаж, и думаю, надо сюда обязательно добавить зелененького. И вот сюда тоже. А в результате получается какой-то один бесконечный „зеленый период Кабалье“. Однажды к годовщине нашей свадьбы я решила подарить мужу картину - „Рассвет в Пиренеях“. Каждое утро вставала в четыре утра и отправлялась на машине в горы, чтобы застать восход солнца. И вы знаете, получилось очень красиво - такое все розовое, цвета нежной семги. Довольная, я торжественно вручила свой подарок мужу. И, что вы думаете, он сказал? „Ура! Это твоя первая не зеленая картина“».

Но главным делом ее жизни остается работа. Наталья Троицкая, одна из известнейших русских певиц, считающая себя «крестницей» Кабалье, рассказывала: в начале ее творческой деятельности Кабалье посадила ее в машину, отвезла в магазин и купила шубу. При этом сказала, что для певицы важен не только голос, но и то, как она выглядит. От этого зависит и ее популярность у зрителей, и ее гонорар.

В июне 1996 года вместе со своим давним партнером М. Бургерасом певица подготовила камерную программу из изящных вокальных миниатюр: канцоны Вивальди, Паизиелло, Скарлатти, Страделлы и конечно же произведения Россини. Как обычно, Кабалье исполнила и любимые всеми испанцами сарсуэллы.

В своем доме, напоминающем небольшое поместье, Кабалье сделала традиционными рождественские встречи. Там она поет сама и представляет опекаемых ею певцов. Иногда она выступает вместе со своим мужем, тенором Барнабой Марти.

Певица всегда близко к сердцу принимает все, что происходит в обществе, и старается помочь ближнему. Так, в 1996 году вместе с французским композитором и барабанщиком Марком Сероне Кабалье дала благотворительный концерт в поддержку Далай-ламы.

Именно Кабалье организовала на площади в Барселоне грандиозный концерт для больного Каррераса: «Все газеты уже заказали по этому поводу некрологи. Сволочи! А я решила - Хосе заслужил, чтобы ему устроили праздник. Он должен вернуться на сцену. Музыка его спасет. И видите, оказалась права».

Гнев Кабалье может быть страшен. За долгую жизнь в театре она хорошо усвоила его законы: нельзя быть слабой, нельзя уступать чужой воле, нельзя прощать непрофессионализм.

Говорит продюсер Вячеслав Тетерин: «Вспышки гнева у нее бывают невероятные. Гнев выплескивается мгновенно, как вулканическая лава. При этом она входит в роль, принимает угрожающие позы, глаза сверкают. Вокруг - выжженная пустыня. Все раздавлены. Не смеют сказать ни слова. Причем гнев этот может быть совершенно неадекватен событию. Потом она быстро отходит. А может даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался».

К счастью, в отличие от большинства примадонн у испанки на редкость легкий характер. Она отходчива, и у нее великолепное чувство юмора.

Елена Образцова вспоминает:

«В Барселоне, в театре „Лисео“, я впервые слушала оперу Альфредо Каталани „Валли“. Я совсем не знала этой музыки, но она захватила меня с первых же тактов, а после арии Кабалье - она исполнила ее на своем дивном совершенном piano - просто чуть не сошла с ума. В антракте прибежала к ней в гримуборную, упала на колени, сняла с себя норковую накидку (тогда это была самая дорогая моя вещь). Монтсеррат засмеялась: „Элина, оставь, мне этого меха хватит только на шляпку“. А на следующий день я пела „Кармен“ с Пласидо Доминго. В антракте смотрю - ко мне в артистическую вплывает Монтсеррат. И тоже заваливается на колени, словно древнегреческое божество, а потом лукаво смотрит на меня и говорит: „Ну, теперь тебе надо подъемный кран вызывать, чтобы поднять меня“».

Одним им самых неожиданных открытий европейского оперного сезона 1997/98 года стало выступление Монтсеррат Кабалье с дочерью Монтсеррат Марти. Семейный дуэт исполнил вокальную программу «Два голоса, одно сердце».

Монсеррат Кабалье - знаменитая оперная певица из Испании. Она обладает красивым женским тембром «сопрано». Сотрудничала с известным русским оперным и эстрадным певцом Николаем Басковым.

Биография

Надо признать, что биография певицы достаточно интересна. Ее полное имя очень длинное – Мария де Монсеррат Вивианна Консепсьон Кабалье и Фольк. Едва начав выступать на сцене, девушка заменила своё длинное имя на более короткое и запоминающееся.

Монсеррат Кабалье родилась в нелёгкие тридцатые годы в бедной рабочей семье. Её жизни в молодости нельзя позавидовать. Жили небогато: отец трудился на заводе, производившем химические удобрения, а мать подрабатывала в самых разных местах. Кроме дочери в семье были также мальчики.

Девочка росла мрачной и замкнутой, мало общалась со сверстниками, и единственной отдушиной для неё стало искусство.

С помощью друзей семьи - богатых меценатов - юная Монсеррат сумела устроиться в местную консерваторию. Став старше, она начала выступать в лучших барселонских театрах и на ведущих концертных площадках. Её прелестный голосок быстро вывел её на первые роли в театре, ей стали давать много сольных партий.

В семидесятые популярность Монсеррат Кабалье в Испании, Италии, а также во всём мире достигла небывалых, космических высот. Гонорары быстро сделали её богатой, и начинающие певицы и певцы готовы были порвать друг друга на куски за возможность выступить с ней дуэтом.

Певица награждена множеством орденов и медалей, например:

  • Орден Дружбы (от правительства Российской Федерации).
  • Орден Искусств и Литературы (от правительства Франции).
  • Орден княгини Ольги (от правительства Украины).

Этот перечень далеко не полон. Всего у певицы около десяти различных наград и званий.

Также у великой оперной дивы были некоторые проблемы с законом: в частности, её судили за мошенничество (неуплату налогов) в родной стране. В суде певица признала свою вину, и, вероятнее всего, ей придётся отбывать условное наказания (всё-таки женщине уже больше восьмидесяти лет). Возможно, оперной актрисе также придётся выплатить государству крупный штраф.

Монсеррат Кабалье была замужем и имеет двоих детей. Интересно, что её дочь Монсеррат в выборе жизненного пути пошла по стопам матери: она также является популярной в родной Испании оперной певицей.

Вклад в искусство

Монсеррат Кабалье в совершенстве владеет техникой исполнения «бельканто», благодаря чему она смогла принять участие во множестве спектаклей классического репертуара.

По признаниям многочисленных слушателей, её голос западал глубоко в душу сразу же, как только она начинала петь.

Вклад певицы в искусство невероятно велик:

  • За свою жизнь она сыграла более 88 ролей в операх, опереттах и музыкальных спектаклях.
  • Исполнила примерно 800 камерных произведений.
  • Выпустила альбом «Барселона» совместно в Фредди Меркьюри, знаменитым солистом группы «Queen».

Последний факт особенно интересен, так как понятно, что рок был не самым удобным и привычным стилем для испанской певицы. Тем не менее альбом был распродан очень быстро и практически сразу принёс обоим выдающимся музыкантам большие деньги.

Вместе с певицей также пел Николай Басков.

Песня Монсеррат, которая посвящена её «малой родине», Барселоне, стала одним из двух официальных гимнов Олимпийских игр, проходивших там летом 1992 года.

Монсеррат Кабалье по праву можно назвать великим человеком; женщиной, изменившей мир через свои песни и музыку. Эта певица стала своеобразным певческим символом родной Испании, прославив свою Родину на весь мир. Автор: Ирина Шумилова

Монтсеррат Кабалье Montserrat Caballe Карьера: Опера
Рождение: Испания, 12.3.1933
Монтсеррат Кабалье - известная на весь мир оперная певица, сопрано. Родилась 12 марта 1933 года. Монтсеррат Кабалье известна своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Россини, Беллини и Доницетти.Монтсеррат Кабалье сотрудничала с такими исполнителями как Фредди Меркьюри, Николай Басков, рок-группа Gotthard.

Ее звук стал величайшим сопрано Испании.

Она обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954. Поступила в 1956 году в Базельскую Оперу. В ее репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

Между 1956 и 1965 гг. Монтсеррат Кабалье пела в оперных театрах Европы - Бремен, Ла-Скала, Вена, Барселона, Лиссабон, а кроме того в Мехико-сити в 1964 г. в роли Манон из одноименной оперы Массне.

Слава пришла к ней нежданно в Нью-Йорке в 1965 г., когда она заменила Мэрилин Хорн в опере Доницетти "Лукреция Борджиа".

С тех пор она выступала по всему миру как в коцертах,так и в оперных театрах, оживив немало прекрасных опер Доницетти, придав им новое звучание.

Голос Монтсеррат стал легендой. Она, оперная певица, не раз попадала в различные поп-чарты. Фредди Меркури, финальный ведущий певец рок-группы Queen, был поклонником ее таланта, и при встрече они напевали под фортепьяно всю темное время суток. Он написал в честь нее пьесу, " Exercisesin Free Love ", тот, что она удивително исполнила в первый раз в Лондоне, в его присутствии.

Они стали большими друзьями. А ее выступление совместно с рок-музыкантом Фредди Меркьюри с песней "Barcelona" на Олимпиаде в Барселоне запомнили все. Сингл из альбома дважды побеждал в поп-чартах в Великобритании и имел фарт во всем мире, пополняя ряды поклонников этой замечательной женщины.

Ее звук имеет и мягкость и непревзойденную силу. Ее необыкновенное pianissimo за пределами конкуренции. Она считается ведущим сопрано своего времени в исполнении опер Верди и Доницетти.

В 1964 она вышла замуж за Бернаба Марти.

Монтсеррат Кабалье ещё помогла карьере Хосе Каррераса - тенора, тот, что напевал с ней иной раз.

Она открыла мир оперы для юной аудитории и принесла Испанские песни международной аудитории. В течение ее карьеры ее мучало плохое самочувствие, но несмотря на это, она сберегла теплоту и хорошее ощущение юмора. Монтсеррат Кабалье - одна из самых больших всемирных популяризаторов Оперы.

Перевод с английского с персонального сайта Монтсеррат Кабалье

Монтсеррат за свою бытие сыграла больше ста ролей. Однако певица продолжает разучивать все новые и новые партии.

Однако хоть куда звук - это не все, что есть у Кабалье. Ее ещё называют "певицей с золотым сердцем", так как она отдает страсть сколько времени и сил благотворительности. Свое 60-летие она отметила концертом в Париже, весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа.

8 ноября 2000г. она выступила с единственным концертом, завершающим международную программу "Звезды мира - детям", средства от которой пойдут на поддержка одаренным детям-инвалидам.

Так же читайте биографии известных людей:
Монтсеррат Марти Montserrat Marty

Список самых завидных невест Европы стал меньше на одно имя. Дочь великой оперной певицы ХХ века Монтсеррат Кабалье - Монтсеррат Марти вышла замуж...



Похожие статьи
 
Категории