Музейная игра «Найди клад.

24.03.2019

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.

У музея есть душа,
У души есть муза –
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.

К ним приходят помолчать
Зритель и художник –
Муза учит понимать
То, что не возможно.

Помогает ей подруга –
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.

Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,

Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.

Знает каждый человек:
Красота – живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.

Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…

Демьянков Александр

Тени прошлого у вас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Почтительно мы посещаем дворцы,
Которые с яростью брали отцы.

Валентин Берестов

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.

Сергей Михалков

В музеях хранится вещественно память,
Которую можно тихонько потрогать,
Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,
Былого величия мизерным крохам.
Ночами экскурсии водит здесь время,
Стуча очень тихо, пред прошлым робея.
Храня тишину и ее экспонаты,
Молчат приведения, злобно кудлаты.
И пусть пробегают за годами годы,
Меняются трубы, правители, моды,
Пусть будут музейные будни легки,
И не текут никогда потолки!

Вот собрали мы друзей
И отправились в музей.

Долго-долго мы ходили
Ничего не позабыли:
Много видели картин:
Восхищались, как один!
Бенуа и Левитан –
Прибыли из разных стран,
Иностранные и наши
Посмотрели мы пейзажи.
Натюрморты и портреты –
Ничего прекрасней нету!

Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.

Нагулялись по музею –
А теперь домой скорее!
Рано-рано ляжем спать –
Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей –
Нарисуем весь музей!

Эти странные, мрачные здания,
Их музеями проще зовут.
Вся история мироздания,
Артефакты — все собрано тут.
Можно встретить здесь и питекантропа,
Можно мамонту в глаз заглянуть.
И к подножью вулкана ведет тропа,
И хотелось бы с пушки пальнуть.

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья — экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке — картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенах — портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
— Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Алдонина Римма

Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то.
Умышленно не подписала их —
Для вас они останутся загадкой.
Кто был причиной радостей, кто бед моих,
Кто помогал дорогу жизни делать гладкой.
В моем музее тишина звенит,
Цвета пастели без кричащих ярких.
Музей души всех тянет, как магнит,
Билет в него — за доброту в подарке.
Прошу, не трогайте руками экспонаты,
Они хрупки, как и душа моя —
Она хранит все имена и даты,
Все, что когда-то было близким для меня.

Хранилища древних забытых мотивов
И рифмы, сокрытой в глубинах веков.
Музеи – для пыльных секретов квартиры,
Впитавшие тайны ушедших богов.
Пусть будут спокойны небесные своды,
И наши молитвы от бед вас хранят.
Сотрудников ваших минуют невзгоды,
И радость искрится в усталых сердцах.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.

Сарай, а в нём карета.
И кто пришёл в музей,
По корешку билета
Того пускают к ней.

Я сел в неё без спроса,
Забился – и молчок.
Огромные колёса.
Высокий облучок.

Я стал чуть-чуть смелее.
Качнул её. И вот
К Петру на ассамблею
Она меня везёт.

Валентин Берестов

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Жизнь народов, ставших прахом,
След бесследного деянья, —
Я смотрю на вас со страхом,
С тихой грустью состраданья.

Предо мной в картине ясной
Восстаёт, как утро мая,
День далёкий, день прекрасный,
Жизнь неведомо святая.

В свете тайного томленья,
Сквозь борьбу, и кровь, и слёзы
Мы очистим для забвенья
Нашу душу, наши грёзы.

И невнятен в день свободный,
В день любви и отреченья
Будет скорби вид холодный,
Вид застывшего мученья.

Кройтесь гуще слоем пыли,
Дней минувших отголоски,
Эта смесь мечты и были,
Эти книги, эти доски!

Курсинский Александр

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

Вчера мы ездили в музей
Нам рассказали про царей,

Доспехи, пушки и мечи,
И про наряды из парчи.

Потом в другой пошли мы зал –
Смотрели на обломки скал

И нарисованных на них —
Зверей: и мелких, и больших.

Там мамонт с бивнями, олень,
Там лучник целится в мишень…

В пещере, не жалея сил,
Художник в древности творил.

И этот необычный зал
Еще я долго вспоминал.

Решил позвать к себе друзей,
Мы вместе сделали музей:

Рисунками наскальными
Украсили всю спальню мы.

Но мама с папой, дверь открыв,
Не оценили наш порыв:

Увидев эту красоту,
Свалились прямо на тахту.

Признаться должен вам, друзья:
Похоже, не художник я…

В музеях Рима много статуй,
Нерон, Тиберий, Клавдий, Тит,
Любой разбойный император
Классический имеет вид.
Любой из них, твердя о правде,
Был жаждой крови обуян,
Выкуривал британцев Клавдий,
Армению терзал Траян.
Не помня давнего разгула,
На мрамор римляне глядят
И только тощим Калигулой
Пугают маленьких ребят.
Лихой кавалерист пред Римом
И перед миром виноват:
Как он посмел конём любимым
Пополнить барственный сенат?
Оклеветали Калигулу —
Когда он свой декрет изрек,
Лошадка даже не лягнула
Своих испуганных коллег.
Простят тому, кто мягко стелет,
На розги розы класть готов,
Но никогда не стерпит челядь,
Чтоб высекли без громких слов.

Эренбург Илья

Поедем в музей, где нас ожидают картины,
И руки будем держать, заложив за края,
Многозначительно думать, и сторониться унылых,
И прыскать смешками, себе наслажденье даря.

Лартов Константин

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Вот встречу девушку, и пообщавшись с ней,
Чтобы её очаровать собою,
Влюбить, вскружить, лишить покоя,
Я позову её в музей.

Она быть может будет чуть удивлена,
Но согласится, или скажет, что не стоит,
Но как ни поведёт себя она,
Увижу я, кто есть передо мною.

И если – чудо! – поравнявшись с ней,
Услышу «Да», слегка залившись краской,
Я покажу ей, что музей
Быть может удивительною сказкой.

И вот когда пройдёт от встречи страх,
Скажу музейщикам «спасибо» вот за то я,
Что собрано в надёжных их руках
Вещами сотни удивительных историй.

Спасибо вам, работники музеев,
За вложенное в выставки тепло.
И пусть вернутся к вам хотелось б поскорее,
И пусть по прежнему людей в музей б влекло.

Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округлённая, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга, я стою.
Как ты чиста! Влюблённою мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждёшь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.

Вилькина Людмила

Заботы злободневные развеяв,
нервозность растворяя в тишине,
печальная значительность музеев
нередко душу врачевала мне.
В дни неудач
я, как от непогоды,
скрывался там от шумной маеты.
Я шел,
а надо мною плыли своды,
как намертво сведенные мосты.
Мосты соединяли без натуги
палеолит
и век бетонных плит,
под ними плыли
струги и кольчуги —
и очи шумерийских Аэлит…
А воздух ста веков,
густой как битум,
смирял мыслишек суетных скачки,
и вдруг всплывало
над забытым бытом —
еще не стих —
предчувствие строки.
Взмывала мысль,
кружа над кружевами,
кандальной ржавью,
позолотой лат:
«Да, вещи нас всегда переживали,
но только разум вечен и крылат!»
Я уходил,
притихнув, успокоясь,
уверясь в том,
что прав был в основном…
Вновь шумный век мой
диктовал мне повесть,
всю в диалогах,
кратких как бином.
И вот я здесь,
где, как в музеях прочих,
шаги и шепот,
свет и тишина,
и смотрят из стеклянных оболочек
иная жизнь,
иные времена…
Но здесь кольчуг с мечами
мы не копим:
пиджак да шляпа, да томов гора,
да — вместо копий —
сотни фотокопий,
да котелок с разливского костра.
Здесь под стеклом,
в глубокой летаргии,
при ярком свете матово лучась,
лежат его часы недорогие,
хранящие навеки скорбный час…
Мы ощущаем —
каждый очень лично —
с ним наше неразрывное родство,
и в культ не превращается величье
изображений бронзовых его.
Вещам тысячелетья жить едва ли,
ткань пиджака истлеет за века,
но так, как вещи нас переживали,
переживет их все его строка.
За росчерком,
решительным и тонким,
рука взметнется,
вспыхнет красный бант,
и у прямого провода потомки
прочтут слова
«ЦЕКА» и «ЦЕНТРОБАЛТ».
Проходят люди.
Смотрят углубленно
на старый, торопливой лепки бюст…
И шелестят багряные знамена,
и дымный воздух битв
горяч и густ…
Я ухожу,
тревожный,
чуткий,
гордый,
готовый к песне,
к бою
и труду.
Сквозь суетность,
сквозь прожитые годы —
на площадь Революции иду.

Лядов Андрей


Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Ах, растений много тут,

Многие из них цветут.

Есть в горшках, в теплицах есть.

Их количества не счесть.

К счастью, а не на беду,

Мы бывали в... (ботсаду)

Все экскурсии ведет

Человек - ... (экскурсовод)

С рюкзаками и палаткой

Класс идет наш по порядку.

Песни дружно все поем,

На привале чай попьем,

Испечем в костре картошку.

Развеселый мы народ,

Подустали лишь немножко,

Утомил нас всех... (поход)

По городу едем

И их наблюдаем.

Места, что нам ценность

Собой представляют.

То могут быть парки, музеи культуры,

А может быть памятник архитектуры.

Как называются, знаешь ли ты,

Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

Мы «Щелкунчика» смотрели,

Сцена, занавес блестели.

Все актеры так играли -

Обо всем мы забывали.

Лишь не видно было крыс

Из-за бархатных... (кулис)

В театре все иначе называется:

«Антракт», «партер» с трудом запоминаются.

Зовутся «занавесом» бархатные шторы,

А люди, что играют, те - ... (актеры)

Одеваются актеры и рисуют разный грим.

В этой комнате удобно и комфортно очень им.

Зеркала здесь, стул и полка.

Эта комната -... (гримерка)

В этой клетке лев и львица,

А вон в той живет куница,

Рядом в клетках обезьянки.

Мы гуляли в... (зоопарке)

Большой экран и громкий звук,

Не видно лиц, не видно рук.

Нет света, в зале так темно.

Всем классом мы пришли в... (кино)

Демонстрация достижений

Искусства иль увлечений -

Культуры, науки, кино -

Название будет одно. (Выставка)

В театре меж собою делят акты

Те перерывы, что зовут... (антракты)

Есть она и в школе тоже,

С театральной очень схожа.

Все спектакли непременно

Нам показаны на... (сцене)

В цирке яркий свет мигает,

Громко музыка играет.

Музыканты и маэстро

Называются... (оркестром)

Небо в звездах прямо днем

С классом только здесь найдем.

Люди тут, и мал, и старый -

Все приходят в... (планетарий)

В планетарии мы были,

Будто в космос угодили.

Интересней места нет -

Видели мы пять... (планет)

А еще, я не совру,

Посмотрели на... (луну)

Да, не зря мы ездили,

Увидели... (созвездия)

То, что нам не видно глазом,

Что с Земли не рассмотреть,

Тот прибор покажет сразу,

Нужно только посмотреть. (Телескоп)

Говорят, что чем эта планета,

Горячее планеты нету.

И стало известно мне,

Что она ближе всех к Земле.

Блестит планета не в меру,

Ведь белого цвета... (Венера)

В Солнечной системе планеты

Не сыщешь больше, чем эта.

Планета из газа эта,

Твердых поверхностей нету.

Кольца ее окружают,

А планету-то как называют? (Юпитер)

Эта планета

Красного цвета.

Здесь есть пылевые бури,

Гейзеры и пески,

Моря, полярные шапки

И даже материки.

В честь бога войны названа.

Ну, кто же, скажите, она? (Планета Марс)

От Солнца первая планета эта.

И я скажу вам без секрета,

Планеты просто меньше нет ее,

Зато вот кратеров на ней полно.

Еще она быстрее всех вращается.

Узнали? Как планета называется? (Меркурий)

Состоит лишь из газа планета,

Ее удивительней нету –

Плоские кольца ее окружают.

Что за планета? Кто угадает? (Сатурн)

Клоуны нас два часа смешили,

А собаки вальс собачий закружили,

В купол акробаты поднимались.

Где, скажите, мы сегодня оказались? (Цирк)

На арене бегемот

Открывал квадратный рот.

Хлеб кладет, как будто в ковшик,

Бегемоту... (дрессировщик)

Поднимают их под купол,

Словно на веревках кукол.

Над залом зрительным парят,

Как будто бы и впрямь летят.

Прыгают, качаются,

Вокруг себя вращаются. (гимнастов)

В воздух он мячи кидает.

Знаем точно: все поймает,

Не уронит ни один,

В цирке он такой один. (Жонглер)

По канату он идет,

Не боясь, что упадет.

Без страховки не сорвется.

Любят все... (канатоходца)

Кроликом вдруг лента стала,

Шляпа бабочек полна.

Просит зал: «Еще! Нам мало

Волшебства и колдовства».

Получается все просто,

Нету к мастеру вопросов.

Он давно не ученик,

Он - хороший... (фокусник)

Что необычного в здании цирка?

Столы вместо кресел? Иль в куполе дырка?

Да нет же! Смотрите, здесь чудная сцена!

Она круглой формы! Что это? (Арена)

Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный... (балет)

Здесь картин полным-полно,

Приходите все в нее.

И художников аллею

Посмотрите в... (галерее)

Долго, долго собирались,

Торопились, снаряжались.

Взяли термосы, палатку,

Чтобы в ней спалось нам сладко.

Котелок и спички тоже,

И еще еды положим.

Ничего мы не забыли,

Все забрали мы. И вот,

В путь далекий снарядились

И отправились в... (поход)

Собрала я для похода

Хлеб, картошку, спички, воду.

Только в этот узелок

Не вместился... (котелок)

Наступила ночь в походе,

Нынче спим мы на природе.

Звезды в небе появились,

Мы из озера умылись.

Крепким будет сон и сладким,

Очень нам тепло в... (палатке)

Мы с собою на дорогу

Не хотели бы брать много:

Книгу, спички, котелок,

Пару шапок и чулок...

А еще конфет, подушку

И любимую игрушку...

Вроде бы не много так,

Но не входит все в... (рюкзак)

Мы вокруг него сидели,

Песни под гитару пели,

На углях пекли картошку,

Всем досталось понемножку.

А потом пошли мы спать,

Его пришлось нам заливать. (Костер)

В театре этом давно не секрет,

На сцене куклы - артистов нет.

И ими рулит кукловод,

И будет доволен народ.

Куклы маленькие, большие,

Пузатые, добрые и смешные...

На пятом ряду мы сидели,

С восторгом спектакль смотрели...

А теперь я хочу, чтобы вы мне сказали,

В каком же театре мы все побывали? (Кукольном)

Здесь мы многое узнали,

Разных лошадей видали...

Дали им поесть овса.

Это быль - не чудеса.

Даже ездили верхом,

Был поход на... (ипподром)

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: Загадки русской избы

Цель : Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1) Образовательная : знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

2) Развивающая : развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.

Оборудование : экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).

Подготовительная работа:

1) Подбор загадок,

2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,

3) Подготовка чтецов,

4) Покупка призов,

5) Музыкальное сопровождение.

План занятия:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.

2. Поэтическая страница.

3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.

4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.

Ход занятия:

1. Особенностью этого занятия является форма его проведения - конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы - они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.

Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.

Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.

2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

1 ученик

Здравствуй,

В отсвете заката,

Деревянная изба!

У больших домов —

За кадром —

Ты средь них одна

Спит изба.

Лишь пляшут тени

По углам,

До потолка.

2 ученик

Над избой Телеантенна

Словно крест

Под облака.

Дух укропный

От порога

Прямо душу окропит.

Спят ахи-охи,

Кот мурлычет,

Дед храпит…

3 ученик

Тихо скрипнут половицы.

В горнице зажжется свет.,.

Мне бы низко поклониться,

Тихо вымолвить:

«Привет».

И сказать в пространство глухо

Не хозяйке, так себе:

«Очень пахнет русским духом

В вашей солнечной избе»

Разделы конкурсной программы:

1. Своя-то избушка как милая подружка

2. Красна река берегами, а обед - пирогами.

3. Мастерские руки - от доброй науки

4. Умей дело делать, умей и позабавиться.

Много здесь экспонатов отличных,

Изучив их, мы станем умней,

И историю знать помогает

Краеведческий школьный…………..(МУЗЕЙ)

Своя-то избушка как милая подружка

1. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет.

Всё, как есть, оно покажет (зеркало)

2. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры - теплота (печь)

3. Деревянная дорога

Вверх ведёт она отлого,

Что ни шаг - то овраг (лестница)

4. У бабушки сейф,

Он давно уже не новый.

И к тому же совсем не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке

В нём бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платья, немножечко пряжи

Пуховый платочек

И пенсию даже (сундук)

5. Много пуха, но не птица,

День и ночь в мешке таится.

Если к ней щекой прижаться,

То цветные сны приснятся (подушка)

6. Встану рано - подойду к Роману

Длинному носу - пустой голове (рукомойник)

7. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое.

Всегда под рукою.

Что это такое? (полотенце)

8. Черненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок)

9. Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём не спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся (керосиновая лампа)

Красна река берегами, а обед - пирогами.

1. Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен, коль сядет обедать семья (стол)

2. Он круглый, но не шар,

Медный, но не монета

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром,

Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)

3. Немного жил,

Многих кормил.

Упал, пропал,

Костей не собрал (глиняный горшок)

4. Длиннохвостая лошадка

Принесла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот (ложка)

5. Купили новенькое -

Такое кругленькое.

Качают в руках,

А оно всё в дырках (решето)

6. Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил……(ухват)

7. Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не купить уже на рынке

Нынче глиняную ….(кринку)

Мастерские руки - от доброй науки

1. На речку пошла за водою сестра

И вскоре приносит два полных ведра.

Ни капельки не было её тяжело.

Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)

2. Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу.

Идут ко мне, унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые -

Красивые и гладкие.

Значит, я надёжный друг -

Металлический…….(утюг)

3. Наша тётушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

4. Врать не привык -

На спине язык.

Что скажет

Люди верят (весы)

5. Верчусь. Верчусь - не потею,

Только всё больше толстею (веретено)

6. Стоит свинка -

Вырезана спинка (челнок)

7. Хор - хорки,

И опять в портки (брусок для заточки косы)

Умей дело делать, умей и позабавиться

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга)

2. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент (балалайка)

3. То толстеет,

4. С горы - коняшки,

В гору - деревяшки (санки)

5. Деревянные гонцы,

Словно братья-близнецы!

На лыжне вдвоём всегда

Друг без друга никуда.

Подведение итогов.

Когда закончится основная часть занятия или в качестве динамической паузы детям предлагается посмотреть видеоклипы, которые можно скачать с сайта viki.ru:

Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/

Ходики с кукушкой http://viki.rdf.ru/item/1111/download/

Чудо балалайка http://viki.rdf.ru/item/1948/download/

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята сделали вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина, Одетые в русские национальные костюмы дети инсценируют фрагмент народной песни:

Весело мы, весело

По селу идём,

Мы венки душистые

С песнями несём.

А венки из золота,

Молодые жницы?

Лучше, чем из золота:

С поля из пшеницы!

Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.

Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Педагог оформляет выставку рисунков, например, к Международному дню музеев (18 мая).

Абидова Дилора
НОД «Музей моего города»

Тема "Музей моего города "

Задачи :

Образовательные :

Расширять знания детей о музеях города Нягань .

Дать представление о назначении музеев .

Развивающие :

Развивать интерес к истории родного края.

Формировать бережное отношение к культурному наследию

Развивать умение составлять узор из двух элементов : квадрат и треугольник, сочетать в окраске два близких цвета : голубой с синим.

Воспитательные :

Формировать и активизировать словарь, вводить в речь новые слова и обороты (экскурсовод, музейный зкспонат , архитектурный ансамбль)

Воспитывать любовь к родному городу .

Методы и приемы :

- словесные : рассказ-беседа воспитателя, художественное слово;

- наглядные : показ слайдов «Виды музеев » , «Музейно – культурный центр » города Нягань ;

- практические : составление орнамента на шубе куклы

Игра-путешествие;

Видеофильм

Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :

игровая мотивация, словесные поощрения.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях о городе Нягань и его достопримечательностях.

2. Чтение художественной литературы о городе Нягань , чтение сказок народа ханты.

3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

4. Экскурсии : в краеведческий музей , вокруг сада.

5. Беседы о городе Нягань , о профессиях людей, которые живут и работают в г. Нягань.

6. Показ слайд - картин о городе Нягань , о Югорском крае.

Оборудование : компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр » города Нягань , «Виды музеев » ; видеофильм; приглашение на экскурсию; картинки с изображением народов ханты, кукла в шубе, раздаточный материал к аппликации (квадраты, треугольники, клей, салфетки.

Виды дифференцированного подхода :

1. По индивидуально-психологическим особенностям

По уровню достижения.

2. По организационной форме обучения

Фронтальная форма организации детей,

Индивидуальная работа с ребенком.

3. По форме оказания педагогической поддержки детям

Вспомогательные вопросы,

Сопутствующие указания, инструкции,

Частичный образец выполнения задания.

Ход занятия

Основная часть :

Сегодня, ребята, мы узнаем много интересного и нового о музеях .

Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. (На экране изображен конверт) .

Звуковое письмо. Загадка о музее .

Кто мне скажет, что такое музей ? (Ответы детей : музей – это место , помещение, где собирают и берегут старинные вещи; заботятся о них, показывают людям).

Ребята, а ведь мы были в музее на экскурсии (приложение) .

Кто проводил экскурсию в музее ? (Дети отвечают : экскурсовод)

Как называются вещи, которые находятся в музее ? (Ответы детей : экспонаты) .

Какие экспонаты вы видели в музее ? (Ответы детей) .

Первый слайд : в этом окне мы видели рога и зуб бизона, клык мамонта, зуб акулы.

Второй слайд : предметы народов ханты. Лампа, утюги, самовар.

Третий слайд : предметы охоты : капкан для медведя, капкан для рыбы, капкан для горностая, лодка.

Четвертый слайд : одежда и игрушки народов ханты : люлька дневная, куклы для девочек – Акань, Олень из клюва утки для мальчиков.

Гимнастика для глаз.

Ребята, после работы с ноутбуком надо сделать гимнастику для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть. (Повторить 3-4 раз) .

2. Быстро-быстро поморгаем так, чтобы не успело исчезнуть то, что мы видим. (Повторить 3-4 раз) .

3. А теперь глаза закрой и погладь руками,

Помечтаем мы с тобой о любимой маме.

Закрыть глаза и поглаживать веки подушечками пальцев. (Повторить 3-4 раз) .

4. Посмотри глазами вправо – раз, два, три,

Посмотри глазами влево – раз, два, три. (Повторить 3-4 раз) .

Посмотреть вправо – влево.

5. Пальчик к носу движется, а потом обратно,

На него посмотреть очень нам приятно. (Повторить 3-4 раз) .

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. (Повторить 3-4 раз) .

Ребята, все эти экспонаты музею подарили люди , которые занимаются раскопками, и обычные люди, жители нашего города Нягань .

Видео – ролик про дарителя музея Чипигину Веру Николаевну.

Ребята, какие вы знаете музеи ? (Ответы детей)

- Музеи бывают разные . (Слайды, рассказ воспитателя о видах музея и их назначении ).

Электронное письмо (конверт) . Приглашение с «Центра культуры ремесел малочисленных народов севера» на «Вороний праздник» .

Продуктивная часть :

Ребята давайте пойдем в гости, и приготовим в подарок открытку.

У вас на груди значок, посмотрите какого он цвета. Найдите значок такого же цвета на столе, пройдите в свою мастерскую.

Дети рассаживаются за стол, на котором лежат принадлежности для аппликации.

Ребята, посмотрите какая красивая шуба, она вся вышита орнаментом. (Показываю 4 картинки с изображением людей коренного населения ханты в шубах. Рассматриваем орнамент на одежде). Каждый орнамент имеет свое значение. Различают много видов орнаментов. Вот некоторые из них : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «щучьи зубы» , «человек на оленях» и другие (показываю орнаменты) . Сегодня мы познакомимся с орнаментом «щучьи зубы» .

Рассматриваем расположение орнамента на одежде куклы, образец на доске.

На опушке шубы изображены треугольники – орнамент «щучьи зубы» . На рукавах и в передней части изображены квадраты с треугольниками – это орнамент «Рога молодого оленя» . Сегодня мы будем использовать в своей работе орнамент «Щучьи зубы» и «Рога молодого оленя» .

Детям за каждым столом даю свое задание :

1 подгруппа детей : знак желтого цвета - украшаете опушку шубки;

2 подгруппа детей : знак зеленого цвета - украшаете рукава шубы;

3 - 4 подгруппы детей : знак красного цвета украшаете переднюю часть шубы.

Гимнастика для рук.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать (на каждое слово хлопки) .

Это Ваня (показывают большие пальцы,

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают) .

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы вытянуты из кулачка, покачивают указательными пальцами) .

А Сергей он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулака,

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы) .

А Никита хоть и мал, очень ловок (вывести мизинцы) и удал (выпрямляют все пальцы) .

А теперь, ребята, приступаем к работе.

При работе напоминаю детям о том, как надо аккуратно намазывать фигуры клеем, прижимать их салфеткой. (Помогаю детям индивидуально) .

Ваши подарки для музея готовы. Когда мы пойдем в музей на «Вороний праздник» , обязательно подарим эти открытки.

Ребята, вам понравились ваши открытки? (Ответы детей) .

Какой вид орнамента вы изобразили в своих работах? («Щучьи зубы» , «Рога молодого оленя» ).

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Ребята, я предлагаю организовать в группе выставку из ваших открыток. Завтра, когда мы пойдем на экскурсию в музей «Центр культуры ремесел малочисленных народов севера» , вы возьмете свои открытки в подарок.



Похожие статьи
 
Категории