Н а львов сентиментализм. Сентиментализм в русской литературе

16.07.2019

Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.)

Исторические корни сентиментализма, его связь с просветительской идеологией

Сентиментализм в странах Западной Европы формируется во второй половине XVIII в. Он возник в период кризиса феодального общества и интенсивного развития капиталистических отношений. Родиной его была Англия, где раньше всего обозначились теневые стороны буржуазного прогресса (разорение широких масс крестьян и ремесленников в связи с промышленным переворотом).

Сентименталисты скептически относятся к просветительским теориям об определяющей роли разума в историческом процессе. Они видят, что жизнь не подтвердила прогноза теоретиков Просвещения о разумном ходе истории. Все более обострявшиеся социальные противоречия порождали элегические настроения, подрывали тот исторический оптимизм, который был характерен для вождей просветительского движения.

Еще просветители ХVIII в. выдвинули мысль о внесос ловной ценности человека. В эпоху сентиментализма она получила широчайшее распространение, зазвучала лейтмотивом во многих произведениях сентиментальной литературы. Уравнивая в чувствах крестьянина и аристократа и в ряде случаев отдавая предпочтение первому (Руссо), сентименталисты тем самым пробуждали общественное самосознание, воспитывали в народе уважение к собственному достоинству.

Сентиментализм ознаменовался дальнейшей демократизацией искусства. Просветители, борясь с сословной огранйченностью тематики классицизма, значительно расширили границы художественного творчества. Они ввели в драматургию и в повествовательные жанры третьесословного человека (купца, чиновника), но все же их мало интересовала жизнь простых трудящихся. Сентименталисты пошли дальше. Они обратились непосредственно к раскрытию внутреннего мира людей труда, к изображению их трагического положения в условиях быстрого проникновения капиталистических отношений в деревню ("Покинутая деревня"Гольтсмита).

Два направления в сентиментализме

Несмотря на известную идейную общность, сентиментализм внутренне весьма противоречив. Его представители не однородны по своим убеждениям. Одни из них активны в своем протесте против бесчеловечных форм жизни, другие, напротив, больше склонны к созерцательности, чем к действию. Активное крыло сентиментализма представлено Руссо и его единомышленниками, пассивные настроения особенно характерны для Стерна, Гольдсмита, Грея, для Карамзина и поэтов его окружения.

Защищая интересы народных масс, радикально мыслящие руссоисты выступают против социального угнетения, они стремятся переделать общество, привести его в соответствие с естественными потребностями человека. Их доктрина подводила к революционным выводам, которые и сделали впоследствии вожди французской революции 1789-1794 гг.

Восторгаясь трудовой жизнью крестьянства, Ж.Ж. Руссо резко осуждал феодальный гнет. Выразив свое восхищение сельской природой, он писал: "...Неумолимая суровость бесчеловечного владельца земли намного лишают сии картины привлекательности. Заморенные лошаденки, кои вот-вот испустят дух под ударами кнута, несчастные крестьяне, изнуренные невольным постом, измученные усталостью, одетые в рубище, их деревушки, их лачуги являют зрелище печальное, совсем не радующее взор; и как подумаешь о тех несчастных, чью кровь тебе приходится пить, почти жалеешь, что ты человек"*.

*(Ж.Ж. Руссо. Избр. соч. В 3-х т. Т. 2. М., 1961, стр. 527.)

Эти слова Руссо, напитанные болью за угнетенный народ, напоминают известные строки Радищева из предисловия к "Путешествию из Петербурга в Москву": "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала". Изображая бесправие, нищету народных масс, Руссо и Радищев (в произведениях которого также есть элементы сентиментализма) стремились пробудить чувство гнева к душителям народной свободы. Они ставили вопрос об изменении общественного строя.

Английские сентименталисты далеки от радикальных выводов Руссо. Они пассивны в социальном отношении, верят в возможность перевоспитания человека при сохранении основ существующего общества. Примером может служить О. Гольдсмит. Герой его известного романа "Векфильдский священник" пастор Примроз лишен какой бы то ни было социальной активности. Он принципиально равнодушен к вопросам общественного устройства. В центре его внимания находится семья, нравственный мир человека. Примроз и вместе с ним Гольдсмит полагают, что можно быть счастливым, живя в нищете. Одна из глав "Векфильдского священника" называется: "Даже при самом скромном достатке возможно счастье, ибо оно заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств". Конфликт романа разрешается идиллически. Нарушенные под влиянием корыстного века естественные связи между людьми восстанавливаются. Сквайр Торнхилл, обидчик семьи Примроза, женится на пасторской дочке, и печальная история заканчивается благодарственной молитвой к богу, восстановившему справедливость.

Моральная критика общества

В английском сентиментализме нет непосредственного отражения противоречии, которые исторически сложились между крестьянской массой, с одной стороны, и дворянством и "рыцарями наживы" - с другой. Социальные мотивы здесь, как правило, звучат приглушенно, находят узкокамерное, чисто моральное преломление. Произведения Гольдсмита, Стерна по широте охвата явлений действительности явно уступают лучшим художественным достижениям эпохи Просвещения. Правда, просветители пытались решать социальные вопросы нравственными средствами. Но их герои - представители самых различных сословий - не были заперты в четырех стенах. Они странствовали по большим дорогам истории, оказывались участниками или свидетелями событий, имевших большое общественное значение.

Сентименталисты, напротив, как правило, отказывались от широкого воспроизведения жизни общества. В творчестве Стерна, Гольдсмита очень слабо ощущается дыхание эпохи, не чувствуется ее больших стремлений и раздумий. Сентиментальные герои - это в основном обитатели провинциального захолустья, принципиальные противники всякой политики, хранители патриархальных нравов, сопротивляющиеся всяким переменам, от которых они не ждут ничего хорошего.

В сентиментальной литературу человеческая личность раскрывается лишь в своём моральном качестве. Она часто выключена из общественных связей и отношений. Но и там, где социальная среда дается, она суживается до пределов семьи.

Уход в семейный быт, особенно ярко проявившийся в английском сентиментализме, является не чем иным, как реакцией на острые противоречия действительности. Апология семейного существования как убежища от надвигающейся угрозы со стороны "внешнего мира", отрицательное отношение к политике в данном случае явились также следствием кризиса просветительской мысли, которая не оправдала возлагавшихся на нее надежд по руководству обществом. Отсюда то недоверие к разуму, которое примечательно для писателей сентиментальной настроенности, и то преувеличенное значение, которое они придают чувству как средству познания действительности и человеческого общения.

Чувствительные герои Стерна, Гольдсмита - люди чрезвычайно непрактичные. Они не умеют жить "по разуму", "как все", и поэтому терпят неудачи на своем жизненном пути. В мире лжи и насилия они выглядят наивными чудаками. Особенно характерен в этом плане пастор Примроз. Он считает себя великим знатоком жизни, но всякий раз попадает впросак из-за своей полной неосведомленности в житейских делах.

Средством своеобразной защиты от тлетворных влияний феодального и буржуазного общества являются чудачества многих положительных героев английской сентиментальной литературы. Каждый из них обладает своей "чудинкой", свидетельствующей о его крайней непрактичности. Пастор Примроз сочиняет никому ненужные трактаты о единобрачии духовенства. Особенно ярко проявляется чудаковатость в поведении героев Стерна. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена") увлекается красноречием и классической древностью. При каждом удобном и неудобном случае он произносит речи, уснащая их цитатами из античных авторов. Его брат Тоби считает себя знатоком фортификации. На лужайке перед домом он возводит игрушечные крепости и руководит их осадой. В этих забавах активное участие принимает капрал Трим. Занятие пустяками начинает здесь перерастать в своеобразную философию жизни.

Герои в литературе сентиментализма

Сентименталисты изображают своих героев преимущественно в "человеческом", а отнюдь не в "гражданском" качестве. Это милые, добродушные чудаки, терпящие обиды и неудачи из-за своей непрактичности и незлобивости. "Человек" в произведениях сентименталистов, как правило, раскрывается в неповторимом своеобразии с большим психологическим проникновением в его внутренний мир. Подобная тенденция к максимальной индивидуализации характера имела двоякие последствия: она и обогащала литературу, была противоядием против схематизма, безликости персонажей, но она же уводила писателей от изображения человеческой личности в ее общественных связях и противоречиях. Английские сентименталисты уклоняются от решения коренных проблем своего времени. Но, подчеркивая враждебность феодального и буржуазного строя развитию лучших сторон человеческой личности, они тем самым пробуждали общественное самосознание и в людях пассивных, отрешенных от идейных устремлений своего века. Воспитательной ценностью обладал и их чудаковатый герой. Его нравственный кодекс содержал общечеловеческие элементы, так как был направлен на отрицание своекорыстной феодальной и буржуазной морали.

Предметом изображения в творчестве писателей-сентименталистов является человек, взятый.со стороны жизни сердца и души. Он не предается, подобно романтическому герою, мучительным размышлениям о судьбах человечества. Его реакция на неустроенность действительности выливается не в рефлексию, а в сердечное переживание, в душевную скорбь. Или он просто старается не замечать того, что делается на свете, всецело погружаясь в свои частные, семейные заботы, в свои чудачества.

Сентименталист не берет человека в сложных общественных связях. Его не привлекает анализ социальных отношений. Он исследует прежде всего чувства, нравственные побуждения людей. Печатью подобной ограниченности отмечены даже лучшие произведения сентиментальной литературы.

Сентиментальный роман, его особенности

В "Новой Элоизе" Руссо, которая может служить образцом сентиментального романа, сюжетный узел стянут вокруг несчастной любви разночинца Сен-Пре к аристократке Юлии д Этанж. Специфика содержания "Новой Элоизы" предопределила особенность ее формы. Роман состоит из писем, которые удобны для раскрытия внутренних переживаний. Герои в своих длинных посланиях рассуждают на самые различные темы: о рациональном ведении домашнего хозяйства, о воспитании детей, о театре и музыке, но главным образом о своих сердечных радостях и страданиях.

Общественная жизнь в "Новой Элоизе" находится на втором плане, она непосредственно не изображается, о ней лишь говорят от случая к случаю. Причем критика отрицательных явлений французской действительности носит преимущественно моральный характер. Герои романа слабо раскрываются в связях с окружающей их общественной средой. Черты отвлеченности особенно присущи Сен-Пре. Он разночинец, но источники его существования совсем не определены.

Руссо интересует внутренний мир человека. Он отстаивает свободу любви от стеснительных оков сословных предрассудков.

Симпатии писателя полностью на стороне Сен-Пре и Юлии, вступивших в нескрепленный браком союз. Но в то же время Руссо, как просветитель, требует от влюбленных обуздания страстей, подчинения их добродетели. Коллизия романа основана на столкновении чувства с разумом и разрешается (но через страдания героев и гибель Юлии) посрамлением прописных истин просветительской морали.

В литературе сентиментализма конкретная, реальная жизнь вытесняется нередко судьбой отдельной личности, становящейся главным предметом изображения. Особенно показательно в этом плане "Сентиментальное путешествие" Стерна, давшее название всему литературному направлению.

В романе нет описаний Франции, по которой путешествует Иорик, многими чертами напоминающий самого автора. Стерна не привлекает культура и быт французского народа, зато он подробно фиксирует настроения и переживания своего героя. Йорик - классический образец сентиментального путешественника. Он впадает в чувствительную растроганность по всякому поводу; любые мелочи находят отклик в его душе, кажутся ему важными и значительными.

Само своеобразие предмета изображения в сентиментальной литературе определило специфику ее жанров. Широкое распространение в ней получают семейный, психологический роман, мемуары, путевые заметки, письма, дневники, исповедь. Повествование ведется, как правило, от первого лица.

В поэзии подлинный расцвет получает, интимная лирика, которая, как известно, не была в почете в эпоху прославления гражданских добродетелей. Для поэтов сентиментальной направленности характерно тяготение к элегии, к религиозной медитации ("Размышление на сельском кладбище" Грея, "Ночные думы" Юнга), позволяющим наиболее полно выразить мысль о бренности всего земного и тоску о вечном загробном блаженстве.

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России формируется в 60-х годах XVIII в. В отличие от западноевропейского он связан с дворянской оппозиционностью, с протестом просвещенных дворян против бесчеловечности крепостного права. Ведущую роль в русской сентиментальной литературе играют писатели, мировоззрение которых отмечено печатью дворянского либерализма (Карамзин, Херасков, Дмитриев и др.). Они иногда критикуют современную им действительность, но эта критика осуществляется исключительно в моральном плане и в конечном итоге направлена не на ослабление, а на упрочение общественных позиций дворянства.

Русский сентиментализм явился плодом кризиса дворянской идеологии. Наиболее широкое распространение он получил после крестьянской войны под предводительством Пугачева, которая пошатнула самые устои самодержавно-крепостнического строя. Определенное влияние на усиление "сентиментальных веяний" в русском обществе оказала также Великая французская революция. Именно в 90-е годы XVIII в. сентиментализм, поддержанный прежде всего талантом Карамзина, становится вполне определившимся литературным направлением со своей программой, со своим художественным методом. Напуганные пугачевским восстанием, либерально настроенные круги русской интеллигенции выступили поборниками гуманного отношения к народу, пропагандистами идеи внесословнои ценности человеческой личности. Призывы сентименталистов к человечности имели прогрессивное значение, хотя они и не затрагивали основ самодержавно-крепостнического режима.

Писатели сентиментальной направленности в своих программных выступлениях заостряют внимание на необходимости изображать не сущее, а должное. Предметом искусства для них является прекрасное, поэтические мгновения жизни. В этом отношении они выступают своеобразными продолжателями традиций классицизма. В литературе сентиментализма господствует наставительный тон. М. Н. Карамзин и его единомышленники чаще всего рассуждают о том, как должен вести себя человек, какими моральными нормами он обязан руководствоваться в своем поведении.

В программном стихотворении "К бедному поэту" (1796) Карамзин откровенно выступает против воспроизведения жизни такой, какова она есть. Мудрость он усматривает в примирении с действительностью. По его мнению, "вздыхать, роптать - есть страсть глупцов". Задачу поэзии Карамзин видит в том, чтобы "прославлять любовь и дружбу" и "сердца гармонией пленять". Но как быть, если современная жизнь не прекрасна, бедна положительным содержанием? Необходимо прибегать к искусной лжи, - отвечает Карамзин, - создавать мир поэтической мечты:

Поэт есть хитрый чародей: Его живая мысль, как фея, Творит красавиц из цветка; На сосне розы производит, В крапиве нежный мирт находит И строит замки из песка.

Писатель, для Карамзина - "искусный лжец", создатель красивых миражей, отвлекающий своим творчеством от противоречий общества, подменяющий суровую правду жизни царством причудливой поэтической грезы. Карамзин всячески стремится обесценить реальные- жизненные блага. Истинно счастлив, по его убеждению, не Крез, но "тот, кто в бедности умеет себя богатством веселить". Карамзин призывает своих читателей довольствоваться малым. Истинное счастье, уверяет он, состоит не в приобретении чинов, не в обогащении, а в честном труде, в согласии с самим собою, в. скромной жизни в кругу семьи и верных друзей. Путь к благоденствию лежит не через революции, а через нравственное воспитание, цель которого научить человека находить источники радости в своем состоянии, а не помышлять о каких-либо социальных изменениях.

Сентименталисты, в отличие от романтиков, удовлетворяются идеализированным настоящим. Они не отрицают современность во имя нового, идеального, мира. Действительность ими берется в статике, в состоянии покоя, с сохранением всех общественных институтов. В их творчестве и эстетических взглядах не ощущается движения истории. Их идеал не связан с идеей развития, не соотнесен с будущим.

Русский сентиментализм прославляет умеренную жизнь гуманного, чувствительного дворянина, чуждающегося "большого света", по-отечески относящегося к крестьянам, живущего в условиях идиллического слияния с природой. Писатели сентиментальной настроенности избегают сатирического изображения уродливых явлений современности, они порывают с обличительными традициями Просвещения, сосредоточивая основное внимание на воспевании прелестей сельского уединения.

Сентименталисты-проповедники человечности. Однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков. Для их общественно-политического сознания характерна созерцательность. В "Послании к Дмитриеву" (1794) Карамзин заявляет:

Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумны хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. Мы слабых здесь не угнетали И всем ума, добра желали: У нас не черные сердца!

Мерилом оценки творчества того или иного писателя М. Н. Карамзин считает его моральную направленность. Назначение искусства он видит в нравственном облагораживании человека. В стихотворении "Поэзия" под этическим углом зрения он рассматривает историю мировой литературы. Он высоко ценит Гомера, Софокла, Еврипида за то, что они умели "возвышать душу". Шекспир им воспринимается лишь как "друг натуры", как сердцевед, умеющий проникать в роковые тайны психики, в глубины человеческих переживаний. Шекспир - реалист, обличитель бесчеловечных форм жизни - не представляет для Карамзина какого-либо интереса. Сентименталисты, предвосхищая теоретиков романтизма, отвергали понимание искусства как простое подражание природе.

Карамзин первым в России подчеркнул активную роль писателя в творческом процессе. По его словам, "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей". Для Карамзина художественное творчество ценно прежде всего тем, что в нем получает свое воплощение личность художника, его отношение к миру. Субъективная сторона художественного отражения действительности им выдвигается на первый план, в ущерб объективной. Он требует от писателя выражения своих чувств, своих взглядов, явившись прямым предшественником романтиков.

Отмежевываясь от гражданской патетики классицистов и реалистов, Карамзин делает принципиальную установку на изображение мелочей жизни. Его так же, как и Стерна, интересует далекий от общественной жизни и борьбы внутренний мир человека. Первый его поэтический сборник носил многозначительное название "Мои безделки" и был по существу вызовом не только эстетике классицизма, но и тому общественному направлению литературы, за которое боролись Ломоносов, Фонвизин, Радищев и Крылов.

Сентиментализм - явление сложное. Это прежде всего определенное миропонимание, одна из разновидностей просветительской идеологии, основанной на культе естественного, чувствительного человека, критически заостренной против "внешнего мира" в его феодальном и буржуазном содержании. Руссо и Гольдсмит различаются по остроте критики современного им общества (один зовет к его переделке, другой ограничивается моральным протестом), но тем не менее оба они сентименталисты по типу своего мировоззрения, гуманистического и антирационалистического в своей основе.

Сентиментализм как форма идеологии может сочетаться с различными типами творчества - и реалистическим и романтическим. Например, Гольдсмит, Стерн, Гете как автор "Страданий юного Вертера", будучи писателями сентиментальной настроенности, используют реалистические способы создания образа. Их герои сентиментальны по строю своих мыслей и чувств, но они обрисованы вполне, реалистически, хотя и не с той степенью полноты, которая наличествует в романах Фильдинга, Смоллета, реалистов XIX в. Сюда следует отнести и Радищева. Сочетая сентиментализм с революционным демократизмом, он как художник придерживается реалистического принципа изображения действительности.

Однако есть другая группа сентименталистов, в произведениях которых сентиментальное понимание жизни сочетается с романтическим типом творчества (изображение человека вне общественных связей, исключительное внимание к анализу его внутренних переживаний и т. д.). Примером могут служить Карамзин, Херасков, Муравьев и другие русские поэты, прибегавшие к романтической форме художественного обобщения.

Несмотря на различие в своих взглядах, лучшие писатели сентиментальной настроенности отражали правду жизни. Своим творчеством они подготовляли не только романтизм, но и реалистическое искусство XIX в.

Классицизм.



Сентиментализм



Романтизм

Сатирическая поэзия Антиоха Дмитриевича Кантемира. Проблематика сатиры «На хулящих учение, К уму своему». Личность и значение творчества Кантемира в очерках и критических статьях Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина К.Н.Батюшкова, В.Г.Белинского.

Антиох Дмитриевич Кантемир одним из первых пишущих русских людей осознал себя литератором. Хотя литература вовсе не была главным делом его жизни. Стихотворец, открывающий первую страницу истории русской книжной поэзии, был личностью незаурядной, образованнейшим, многосторонне одаренным человеком. Он немало поднял престиж России на Западе, где последние двенадцать лет жизни служил дипломатическим представителем России в посольствах – сначала в Англии, а затем – Франции. Он безупречно владел мыслью и словом: отправляемые им депеши всегда были ясно и талантливо составлены. он был известным в России человеком. Его эпиграммы и любовные песенки имели чрезвычайный успех. Он работал в жанре научного перевода и уже написал пять из девяти своих стихотворных сатир. За годы службы во Франции окончательно утвердился в передовых просветительских взглядах. Он был убежден, что только "заслуга", а не сословная родовая принадлежность отличает одного человека от другого. "Та же и в свободных, и в холопах течет кровь, та же плоть, те же кости!", – писал он, настаивая на "естественном равенстве" людей. Кантемир всегда оставался гражданином России: то, что приобрел, или, по его выражению, "перенял" у французов, должно было служить его отчизне. С присущей ему скромностью писал:

Что дал Гораций, занял у француза.

О, коль собою бедна моя муза.

Да верна; ума хоть пределы узки,

Что взял по-галльски – заплатил по-русски.
И все-таки Кантемир прежде всего – национальный поэт, которому выпала на долю задача обратиться к изображению реальной русской жизни. По словам Белинского, он сумел "связать поэзию с жизнью", "писать не только русским языком, но и русским умом". Кстати здесь заметить, что в близкой дружбе с семьей Кантемиров была княжна Прасковья Трубецкая, писавшая песни в народном духе; возможно, именно она была автором популярнейшей в те далекие времена песни "Ах, свет мой горький моей молодости". Не только знаменитая "Поэтика" французского поэта и теоретика Буало, не только учебные штудии, но живая лирическая стихия народной песни, пробивающаяся в книжную поэзию начала века, определяли становление художественной манеры Кантемира.
Анализ сатиры Антиоха Кантемира «На хулящих учения К уму своему». Это первая сатира Кантемира, он ее написал в 1729 году. Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому архиепископу Феофану, который и дал толчок для продолжения этого цикла сатир.
Сам Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук. В то время этот вопрос был очень актуален. Только-только образование становилось доступным для людей, были учреждены коллегии, университет. Это был качественный шаг в области наук. А любой качественный шаг – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров. Автор обращается, что и следует из названия, к уму своему, называя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, то есть еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достичь ее через науку сложнее всего. Автор использует 9 муз и Аполлона как образ наук, которые делают дорогу к славе трудной. Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги; Всех неприятнее тот, что босы проклали Девять сестр. Далее в сатире по очереди появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Каждый из них осуждает науку, объясняет по-своему ее ненужность. Критон считает, что те, кто увлекается наукой, желают постичь причины всего происходящего. А это плохо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе по его мнению наука вредна, надо просто слепо верить.
Расколы и ереси науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает… Силван – скупой дворянин. Он не понимает денежной пользы науки, поэтому она ему не нужна. Для него ценность имеет лишь то, что может принести конкретно ему выгоду. А наука этого ему предоставить не может. Он ведь жил без нее, так и проживет еще! Землю в четверти делить без Евклида смыслим, Сколько копеек в рубле - без алгебры счислим Лука – пьяница. По его мнению, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно зовет «мертвыми друзьями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу только если время побежит вспять, звезды появятся на земле и т.п. Когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности земли звезды уж проглянут, Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, - Тогда, оставя стакан, примуся за книгу. Медор – щеголь и франт. Ему обидно, что бумагу, с помощью которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него славный портной и сапожник гораздо важнее Виргилия и Цицерона. …чресчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри; Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры. Автор обращает внимание, что у всех дел возможны два мотива: польза и хвала. И есть мнение, что если наука не приносит ни того ни другого, то зачем ею заниматься? Люди не привыкли, что может быть иначе, что добродетель сама по себе ценна. …Когда нет пользы, ободряет К трудам хвала, - без того сердце унывает. Не все любят истинную красу, то есть науку. Но любой, едва что-либо узнав, требует повышения по службе или другого статуса.

Например, солдат, едва научившись ставить подпись, хочет командовать полком. Автор сетует, что ушло то время, когда ценилась мудрость. К нам не дошло время то, в коем председала Над всем мудрость и венцы одна разделяла, Будучи способ одна к высшему восходу.

Белинский говорил, что Кантемир переживет немало литературных знаменитостей, классических и романтических. В статье о Кантемире Белинский писал: « Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами- размером, который совершенно не свойственен русскому языку; этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира… Кантемир начал собою историю светской литературы. вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю»
Карамзин заметил: « Сатиры его были первым опытом русского остроумия и слога».

6. Роль Василия Кирилловича Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова в становление эстетических принципов, жанрово-стилистической системы русского классицизма, в преобразовании стихосложения.

Тредиаковский в 1735 г. выпускает "Новый и краткий способ к сложению российских стихов", предлагая способ упорядочения силлабических 13-ти и 11-сложников и давая образцы сочиненных по-новому стихов разных жанров. Необходимость такого упорядочения диктовалось необходимостью четче противопоставить стихи прозе.
Тредиаковский выступал как реформатор, небезразличный к опыту предшественников. Ломоносов пошел дальше. В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) он безаппеляционно объявил, что "наше стихотворство только лишь начинается", тем самым игнорируя почти столетнюю традицию силлабической поэзии. Он, в отличие от Тредиаковского, допускал не только двусложные, но и трехсложные и "смешанные" метры (ямбо-анапесты и дактило-хореи), не только женские рифмы, но еще мужские и дактилические, и советовал придерживаться ямба как размера приличествующего предметам высоким и важным (к письму прилагалась написанная ямбами "Ода… на взятие Хотина 1739 г."). Преобладание "хореических ритмов" в народных песнях и книжной поэзии XVII в., на которые указывал Тредиаковский, думая что "слух наш" к ним "применился", Ломоносова не смущало, поскольку начинать следовало с чистого листа. Пафос бескомпромиссного разрыва с традицией соответствовал духу времени, а сами ломоносовские ямбы звучали совершенно по-новому и были максимально противопоставлены прозе. Проблема стилистического размежевания с церковной книжностью отодвинулась на второй план. Новая литература и силлабо-тоническая поэзия стали почти синонимическими понятиями.
Тредиаковский в итоге принял идеи Ломоносова, в 1752 г. выпустил целый трактат по силлабо-тонической версификации ("Способ к сложению российских стихов, против изданного в 1735 годе исправленный и умноженный") и на практике добросовестно экспериментировал с разными метрами и размерами. Ломоносов же на практике писал почти исключительно ямбами, единственно, по его мнению, пригодными в высоких жанрах (его классификация высоких, "посредственных" и низких жанров и "штилей" изложена в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", 1757).
Тредиаковский и Ломоносов, обучавшиеся в Славяно-греко-латинской академии, были многими нитями связаны с допетровской книжностью и церковной ученостью. Сумароков, дворянин, воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, чуждался ее. Его литературные познания, симпатии и интересы были связаны с французским классицизмом. Ведущим во Франции жанром была трагедия, и в творчестве Сумарокова она стала главным жанром. Здесь его приоритет был неоспорим. Первые русские классические трагедии принадлежит ему: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1747),"Синав и Трувор" (1750) и др. Сумарокову принадлежат и первые комедии – "Тресотинус", "Чудовищи" (обе 1750) и др. Правда, это были "низкие" комедии, написанные прозой и являвшиеся памфлетом на лица (в названных комедиях высмеивается Тредиаковский). Т.о. на титулы "северного Расина" и "русского Мольера" Сумароков претендовал по праву, и в 1756 г. именно он будет назначен первым директором первого в России постоянного театра, созданного Ф.Г.Волковым. Но статусом драматурга и театрального деятеля Сумароков не мог удовольствоваться. Он претендовал на первенствующее и руководящее положение в литературе (к немалому раздражению старших собратьев по перу). Его "Две эпистолы" (1748) – "О русском языке" и "О стихотворстве" – должны были получить статус, аналогичный статусу "Поэтического искусства" Буало в литературе французского классицизма (в 1774 г. их сокращенный вариант выйдет под заглавием "Наставление хотящим быти писателями"). Амбициями Сумарокова объясняется и жанровый универсализм его творчества. Он испытал свои силы почти во всех классических жанрах (только эпопея ему не далась). Как автор дидактических эпистол о стихотворстве и стихотворных сатир он был "русским Буало", как автор "притч" (т.е. басен) – "русским Лафонтеном" и т.д.
Однако Сумароков преследовал не столько эстетические, сколько воспитательные цели. Он мечтал быть наставником дворянства и советником "просвещенного монарха" (подобно Вольтеру при Фридрихе II). Свою литературню деятельность он рассматривал как общественно полезную. Его трагедии были школой гражданской добродетели для монарха и подданных, в комедиях, сатирах и притчах бичевались пороки (рифма "Сумароков – бич пороков" вообще стала общепринятой), элегии и эклоги учили "верности и нежности", духовные оды (Сумароков переложил всю Псалтирь) и философические стихотворения наставляли в разумных понятиях о религии, в "Двух эпистолах" предлагались правила стихотворства и т.д. Кроме того, Сумароков стал издателем первого в России литературного журнала – "Трудолюбивая пчела" (1759) (это был и первый частный журнал).
В целом литературе русского классицизма свойственен пафос именно государственного служения (что роднит ее со словесностью петровского времени). Воспитание "частных" добродетелей в гражданине был второй ее задачей, а первой – пропаганда достижений "сотворенного" Петром "регулярного государства" и обличение его противников. Потому и начинается эта новая литература с сатир и од. Кантемир высмеивает поборников старины, Ломоносов восхищается успехами новой России. Отстаивают они одно дело – "дело Петра".
Публично читаемая по торжественным случаям в огромных залах, в особой театрализованной обстановке императорского двора, ода должна "греметь" и поражать воображение. Она лучше всего могла прославить "дело Петра" и величие империи, наилучшим образом соответствовала пропагандистским целям. Потому именно торжественная ода (а не трагедия, как во Франции, или эпическая поэма) стала главным жанром в русской литературе XVIII века. В этом – одна из отличительных особенностей "русского классицизма" . Другие коренятся в демонстративно им отвергаемой древнерусской, т.е. церковной традиции (что и делает "русский классицизм" органичным явлением русской культуры).
Русский классицизм развивался под влиянием европейского Просвещения, но его идеи были переосмыслены. К примеру, важнейшая из них – идея "естественного", природного равенства всех людей. Во Франции под этим лозунгом шла борьба за права третьего сословия. А Сумароков и другие русские писатели XVIII в., исходя из той же мысли, поучают дворян быть достойными своего звания и не пятнать "сословную честь", раз уж судьба возвысила их над равными им по природе людьми.

Романтическая поэма в творчестве Рылеева. «Войнаровский» - композиция, принципы создания характера, специфика романтического конфликта, соотнесенность судеб героя и автора. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса” (39).

Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение “Гражданин” (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Кондратий Федорович Рылеев -- один из зачинателей и классиков русской революционной гражданской поэзии, вдохновляемой передовым общественным движением и враждебной самодержавию. Он полнее других выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил основные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение важнейшие моменты истории декабристского движения в его самый существенный период -- между 1820--1825 годами.

Имя Рылеева в нашем сознании окружено ореолом мученичества и героизма. Обаяние его личности борца и революционера, погибшего за свои убеждения, так велико, что для многих оно как бы заслонило эстетическое своеобразие его творчества. Традиция сохранила тот образ Рылеева, который был создан его друзьями и последователями, сначала в воспоминаниях Н. Бестужева, затем в статьях Огарева и Герцена.

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма “Войнаровский” (1823-1824). У поэмы много общего с “Думами”, но есть и принципиальная новизна: в “Войнаровском” Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой - жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности её в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.

“Войнаровский” - единственная завершенная поэма Рылеева, хотя кроме неё им были начаты ещё несколько: “Наливайко”, “Гайдамак”, “Палей”. “Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <…> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далёкую Сибирь, встреча с женой-гражданкой - всё это почти предсказание” (43). Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в “Исповеди Наливайки” из поэмы “Наливайко”:

<…>Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю! <…> (44)

Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева ещё раз доказывают плодотворность романтического принципа “жизнь и поэзия - одно”.

Классицизм.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в XVII веке.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Сентиментализм - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Сентиментализм в русской литературе

Николай Карамзин "Бедная Лиза"

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
Романтизм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению.
Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Жанры сентиментализма, в отличие от классицистских, звали читателя к познанию простых человеческих чувств, к естественности и добросердечности внутреннего состояния, к слиянию с живой природой. И если классицизм поклонялся только разуму, строя всё существование на логике, системе (по теории поэзии Буало), художник-сентименталист был свободен в чувстве, выражении его, в полёте воображения. Родившиеся протестом против сухости рассудка, присущей все жанры сентиментализма несут не то, что досталось им от культуры, а то, что глубины души достают со своего дна.

Предпосылки возникновения сентиментализма

Абсолютистский режим феодализма впал в глубочайший кризис. На смену общественным ценностям пришли ценности, заключённые в человеческой личности, причём всесословной. Сентиментализм - определение в литературе настроений самых широких слоёв общества с мощнейшим антифеодальным пафосом.

Третье сословие, экономически состоятельное, но социально и политически бесправное, активизировалось против аристократии и духовенства. Именно там, в третьем сословии, и родилось знаменитое: - ставшее лозунгом всех революций. Социальная культура общества требовала демократизации.

Рационалистическое мировосприятие выставило постулатом первенство идеи, отсюда и идеологический характер кризиса. Абсолютная монархия как одна из форм устройства государства пришла в упадок. Идея монархизма дискредитировалась, идея просвещённого монарха - тоже, поскольку практически ни то ни другое не соответствовало реальным потребностям общества.

Завоевание культуры

Возможности буржуазии ко второй половине 18-го века возросли настолько, что она стала диктовать условия всем остальным классам, через культуру особенно. Будучи сторонницей идей прогресса, она распространила их на литературу и искусство.

Более того, она оккупировала их представителями своей среды: Руссо - из семьи часовщика, Вольтер - нотариуса, Дидро - ремесленника... О художниках и вспоминать нет смысла, так как они полностью третье сословие, единственно и исключительно.

Хотя во всех слоях общества 18-го века демократические настроения росли как на дрожжах не только в третьем сословии. Вот эти настроения и потребовали от позднего Просвещения других героев, особой обстановки и новых чувствований. Однако жанры сентиментализма в литературе новичками не были. Элегическая лирика, мемуары - все давно известные формы наполнялись новым содержанием.

Основные черты сентиментализма в литературе

Как альтернатива рационалистическому принципу Просвещения в философии проясняется другое средство мировосприятия: не умом, а сердцем, то есть обращаясь к категории ощущений и чувств. Литература - именно то поле, где пышно расцвели все жанры сентиментализма.

Сентименталисты были уверены, что человек по натуре своей должен быть чужд расчётливости и рациональности, ему близка естественная среда, которая путём воспитания чувств дарует внутреннюю гармонию. Добродетель должна быть естественна, писали они, и только при высокой степени чувствительности человечество может получить настоящее счастье. Основные жанры сентиментализма в литературе потому и выбирались по принципу камерности: пастораль, идиллия, путешествия, личные дневники или письма.

Опора на естественные начала и пребывание в естественной среде - на природе - это те два столпа, на которых зиждутся все жанры сентиментализма.

Технический и государство, общество, история, образование - эти слова в русле сентиментализма по большей части ругательные. Прогресс как фундамент, на котором учёными-энциклопедистами была построена эпоха Просвещения, был сочтён излишним и весьма вредным, а любые проявления цивилизации - губительными для человечества. В культ возносилась как минимум частная сельская жизнь, а как максимум - жизнь первобытная и насколько возможно дикая.

Героических историй прошлого жанры сентиментализма не вместили. Повседневность, простота впечатлений наполняли их. Вместо ярких страстей, борьбы пороков и добродетелей сентиментализм в предъявил чистоту чувств и богатство внутреннего мира обычного человека. Чаще всего выходца из третьего сословия, происхождения иногда самого что ни на есть низкого. Сентиментализм, определение в литературе демократического пафоса, напрочь отрицает сословные различия, навязанные цивилизацией.

Внутренний мир человека: другой взгляд

Завершая эпоху Просвещения, новое направление, безусловно, не ушло далеко от просветительских принципов. Тем не менее, сентиментализм и легко различить: у классицистов-писателей персонаж однозначен, в характере - преобладание какой-то одной черты, обязательная моральная оценка.

Сентименталисты же показывали героя как личность неисчерпаемую и противоречивую. Он мог совместить и гения и злодейство, поскольку от рождения в него заложено и добро и зло. Причём природой - доброе начало, цивилизацией - злое. Односложная оценка чаще всего не подходит действиям героя сентименталистского произведения. Он вполне может быть злодеем, но никогода абсолютным, ибо у него всегда есть возможность внять естеству и вернуться на путь добра.

Вот этой дидактичностью, а порой тенденциозностью, и связан сентиментализм крепко-накрепко с эпохой, его породившей.

Культ чувства и субъективизм

Основные жанры сентиментализма в высокой степени относятся к субъекту, именно таким образом они наиболее полно способны показать движения человеческого сердца. Это романы в письмах, это элегии, дневники, мемуары и всё то, что позволяет рассказывать от первого лица.

Автор не отстраняется от предмета, который он изображает, и его рефлексия - самый важный элемент повествования. Структура тоже более свободна, литературные каноны не сковывают воображение, композиция произвольна, и сколько угодно лирических отступлений.

Рождённые в десятых годах на берегах Англии, основные жанры сентиментализма ко второй половине века уже расцвели по всей Европе. Наиболее ярко - в Англии, Франции, Германии и России.

Англия

Лирика первой впустила в свои строки черты сентиментализма в литературе. Самые яркие представители: последователь теоретика классицизма Никола Буало - Джеймс Томсон, посвятивший английской природе свои элегии, полные пессимизма; основатель "кладбищенской" поэтики Эдвард Юнг; поддержавшие тему шотландец Роберт Блэр с поэмой "Могила" и Томас Грей с элегией, сочинённой на сельском кладбище. У всех этих авторов главной является идея равенства людей перед Смертью.

Затем - и наиболее полно - черты сентиментализма в литературе проявились жанром романа. решительно порвал с традициями приключенческого, авантюрного и плутовского романа, сочинив роман в письмах. "Отцом" направления стал Лоуренс Стерн после сочинения романа "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика", который и дал название направлению. Пиком же критического английского сентиментализма по праву считается творчество Оливера Голдсмита.

Франция

Наиболее классическая форма сентиментализма наблюдается в первой трети восемнадцатого века во Франции. Де Мариво оказался у самых истоков такой прозы, описав жизнь Марианны и крестьянина, вышедшего в люди. Аббат Прево обогатил палитру описанных литературой чувств - страсть, ведущую к катастрофе.

Кульминация сентиментализма во Франции - Жан-Жак Руссо с его эпистолярными романами. Природа в его сочинениях самоценна, человек естественен. Роман "Исповедь" - откровеннейшая автобиография в мировой литературе.

Де Сен-Пьер, ученик Руссо, продолжил обоснование истины, которую проповедуют основные жанры сентиментализма: счастье человека в согласии с добродетелью и природой. Он же предвосхитил цветение "экзотического" в романтизме, изобразив тропические земли за далёкими морями.

Также не сдавал позиции последователей Руссо и Ж.-С. Мерсье, сталкивая в романе "Дикарь" первобытную (идеал) и цивилизационную формы существования. Плоды же цивилизации Мерсье определил как публицист в "Картине Парижа".

Писатель-самоучка де Ла-Бретонн (двести томов сочинений!) один из самых преданных последователей Руссо. Он написал о том, как губительна городская среда, превращающая в преступника нравственного и чистого юношу, а также обсудил идеи педагогики в плане женского обучения и воспитания.

С началом революций черты сентиментализма в литературе естественным образом исчезли. Жанры сентиментализма в литературе обогатились новыми реалиями.

Германия

Новый взгляд на литературу в Германии сформировался под влиянием Г.-Э. Лессинга. Началось всё с полемики профессоров цюрихского университета Бодмера и Брейтингера с ярым приверженцем классицизма - немцем Готшедом. Швейцарцы ратовали за поэтическую фантазию, а немец не соглашался.

Ф.-Г. Клопшток укрепил позиции сентиментализма с помощью фольклора: средневековые германские традиции легко переплелись с чувствованиями германского сердца. Но самый расцвет немецкого сентиментализма наступил только в семидесятых годах 18-го века в связи с работой по созданию национальной самобытной литературы участниками движения "Буря и натиск".

К этому направлению в свои молодые годы принадлежал и И.-В. Гёте. "Страданиями молодого Вертера" Гёте влил провинциальную германскую литературу в общеевропейскую. Явное влияние "Бури и натиска" несут и драмы И.-Ф. Шиллера.

Россия

Русский сентиментализм открыт Николаем Михайловичем Карамзиным - "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" - шедевры сентиментальной прозы. Чувствительность, меланхолия, тяга к самоубийству - основные черты сентиментализма в литературе - у Карамзина сочетались со многими другими новшествами. Он стал основателем группы российских литераторов, боровшихся против высокопарной архаики слога и за новый поэтический язык. К этой группе принадлежали И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и другие.

Содержание статьи

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Сентиментализм в литературе.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса , предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской , французской , немецкой и русской литературах .

Сентиментализм в Англии.

Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга , основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея , создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон , который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна , которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм во Франции.

Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны , 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди , 1735–1736).

Антуан-Франсуа Прево д"Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза , 1761).

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму .

Сентиментализм в Германии.

В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток , который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете . Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера .

Сентиментализм в России.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна ) и пр.

Евгения Кривушина

Сентиментализм в театре

(франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма , провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви, 1696; Беззаботный супруг , 1704 и др.), Джозефа Аддисона (Безбожник , 1714; Барабанщик , 1715), Ричарда Стила (Похороны, или Модная печаль , 1701; Любовник-лжец , 1703; Совестливые влюбленные , 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ , 1727; Гордец , 1732; Расточитель , 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида , 1741; Школа матерей , 1744; Гувернантка , 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво (Игра любви и случая , 1730; Торжество любви , 1732; Наследство , 1736; Чистосердечные , 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.

Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло, Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла ; Э.Мур, Игрок ); Франции (Д.Дидро , Побочный сын, или Испытание добродетели ; М.Седен, Философ, сам того не зная ); Германии (Г.Э.Лессинг, Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти ). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера (Разбойники , 1780; Коварство и любовь , 1784).

Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова (Друг несчастных , 1774; Гонимые , 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно , Именинники , Точь-в-точь ), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный ), Петром Плавильщиковым (Бобыль , Сиделец и др.).

Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.

К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы .

Татьяна Шабалина

Литература:

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра (Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн ). – Русская литература. 2003, № 2



Сентиментализм - течение искусства Западной Европы, зародившееся во второй половине XVIII века. Название произошло от латинского sentiment - «чувство». Сентиментализм в живописи отличался от других направлений тем, что главным объектом он провозгласил жизнь «маленького» человека в деревне, отражая также результат его раздумий в одиночестве. Цивилизационное городское общество, построенное на торжестве разума, таким образом, отошло на второй план.

Течение сентиментализма охватило такие жанры искусства, как литература и живопись.

История возникновения сентиментализма

Названное течение в искусстве возникло во второй половине XVIII века в Англии. Его главными идеологами в литературе, стоявшими у основ, считаются Джеймс Томсон (Англия) и Жан-Жак Руссо (Франция). Развитие направления отразилось и в появлении сентиментализма в живописи.

Художники-сентименталисты в своих картинах показывали несовершенство современной городской цивилизации, основанной только на холодном разуме и не придававшей большого значения чувственному восприятию мира. В период расцвета этого течения считалось, что истина может быть достигнута не в процессе логических раздумий, а с помощью эмоционального восприятия окружающего мира.

Возникновение сентиментализма также являлось противопоставлением идеям эпохи Просвещения и классицизма. Мысли просветителей предыдущего периода были полностью переработаны и переосмыслены.

Сентиментализм как стиль в искусстве просуществовал до конца XVIII - начала XIX века, получив широкое распространение в Западной Европе. На заре своего расцвета направление появилось в России и воплотилось в работах русских художников. В начале следующего столетия преемником сентиментализма стал романтизм.

Особенности сентиментализма

С появлением сентиментализма в живописи 18 века стали появляться новые сюжеты для картин. Художники начали отдавать предпочтение простоте композиций на полотне, стараясь передать своей работой не только высокое мастерство, но и живые эмоции. Полотна с пейзажами показывали умиротворенность, безмятежность природы, а портреты отражали естественность изображаемых людей. Вместе с тем картины эпохи сентиментализма очень часто передают излишнее морализаторство, повышенную и наигранную чувствительность своих героев.

Живопись сентименталистов

Живопись, созданная художниками в описываемом направлении, отражает действительность, многократно усиленную через призму эмоций и чувств: именно эмоциональная составляющая в картинах является первостепенной. Представители данного течения считали, что главная задача искусства - вызвать у наблюдателя сильные эмоции, заставить сопереживать и сочувствовать главному герою картины. Именно так, по мнению сентименталистов, происходит восприятие действительности: с помощью эмоций, а не мыслей и рассудка.

С одной стороны, данный подход имеет преимущества, но также не лишен недостатков. Картины некоторых художников вызывают у наблюдателя непринятие своей излишней эмоциональностью, слащавостью и желанием принудительно вызвать чувство жалости.

Герои портретов в стиле сентиментализм

Несмотря на возможные недостатки, особенности эпохи сентиментализма в живописи дают возможность увидеть внутреннюю жизнь простого человека, его противоречивые эмоции и постоянные переживания. Именно поэтому в период XVIII века портреты стали наиболее популярным типом жанров для картин. Герои на них изображались без каких-то дополнительных элементов интерьера и предметов.

Наиболее известными представителями этого жанра стали такие художники, как П. Бабин и А. Мордвинов. Изображаемые ими персонажи обладают хорошо читаемым зрителем умиротворенным душевным состоянием, хотя и без излишнего психологизма.

Другой представитель сентиментализма И. Аргунов, писал картины с другим видением. Люди на его полотнах более реалистичны и далеки от идеализации. Главным же объектом внимания являются лица, в то время как остальные части тела, например, кисти рук, могут быть совсем не прорисованы.

При этом Аргунов на своих портретах всегда выделял ведущий цвет в качестве отдельного пятна для большей выразительности. Одним из видных представителей направления был также В. Боровиковский, который писал свои картины в соответствии с типологией английских портретистов.

Очень часто в качестве героев картин сентименталисты выбирали детей. Они изображались как мифологические персонажи с целью передать характерную детям искреннюю непосредственность и особенности характера.

Художники-сентименталисты

Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.

Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.

Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.

Его работа «Молитва перед обедом», помимо черт сентиментализма, имеет особенности стиля рококо и несет собой поучительный подтекст. Она показывает важность женского воспитания для формирования у детей возвышенных эмоций. При помощи картины художник преследует цель вызвать у наблюдателя различные чувства, что характерно для сентиментального стиля живописи.

Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.

Сентиментализм в русской живописи

Данный стиль пришел в Россию с запозданием вместе с популярностью античных камей, которые вошли в моду благодаря императрице Жозефине. В в России сентиментализм художники соединили в другим популярным направлением - неоклассицизмом, образовав таким образом новый стиль - русский классицизм в форме романтизма. Представителями этого направления являлись В. Боровиковский, И. Аргунов и А. Венецианов.

Сентиментализм утверждал необходимость рассмотрения внутреннего мира человека, ценность каждой личности. Это стало достижимым благодаря тому, что художники начали показывать человека в интимной обстановке, когда он остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.

Русские сентименталисты в своих картинах помещали центральную фигуру героя в картину пейзажа. Таким образом, человек оставался в компании с одной лишь природой, где появлялась возможность проявить наиболее естественное эмоциональное состояние.

Известные русские сентименталисты

В русской живописи сентиментализм почти не проявлялся в чистом виде, обычно соединяясь с другими популярными направлениями.

Одной из наиболее известных работ, так или иначе выполненных в стиле сентиментализма, является картина В. Боровицкого «Портрет Марии Лопухиной». На ней изображена молодая женщина в платье, опирающаяся на перила. На заднем фоне виднеется пейзаж с березами и васильками. Лицо героини выражает задумчивость, доверие к окружающей обстановке и вместе с тем - к зрителю. Данная работа по праву считается наиболее выдающимся объектом искусства русской живописи. В стилистике при этом наблюдаются явные черты сентиментализма.

Еще одним известным представителем сентиментализма в живописи России можно назвать А. Венецианова с его картинами на пасторальные темы: «Жнецы», «Спящий пастух» и т. д. Они изображают умиротворенных крестьян, нашедших гармонию в единении с русской природой.

След сентиментализма в истории

Сентиментализм в живописи не отличался единой стилистикой и целостностью, но породил некоторые черты, по которым с легкостью можно узнать произведения данного направления. К ним можно отнести плавность переходов, утонченность линий, воздушность сюжетов, палитру цветов с преобладанием пастельных оттенков.

Сентиментализм положил начало моде на медальоны с портретами, изделия из слоновой кости, тонкую живопись. Как уже было сказано, в XIX веке благодаря императрице Жозефине получили распространение античные камеи.

Конец эпохи сентиментализма

В 18 веке направление в живописи сентиментализм положило начало распространению такого стиля, как романтизм. Он стал логическим продолжением предыдущего направления, но и имел противоположные особенности. Романтизм отличает высокая религиозность и возвышенная духовность, в то время как сентиментализм пропагандировал самодостаточность внутренних переживаний и богатства внутреннего мира одного человека.

Таким образом, эпоха сентиментализма в живописи и в других видах искусства закончилась с появлением нового стиля.



Похожие статьи
 
Категории