На каком инструменте играл прокофьев. Тема: С.С

12.06.2019

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.

Круг интересов композитора был широк - живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом , он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые "девятерные шахматы Прокофьева".

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году в Москве состоялась презентация полного издания "Дневников" Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась "Автобиография" Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.

"Дневники" Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма "Прокофьев: Неоконченный дневник", снятый канадским режиссером Иосифом Фейгинбергом.

Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).

В ноябре 2009 г. в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве состоялась презентация уникального артефакта , созданного Сергеем Прокофьевым в период с 1916 по 1921 гг. - "Деревянная книга Сергея Прокофьева - симфония родственных душ". Это собрание высказываний выдающихся людей. Решив сделать оригинальной книгу автографов, Прокофьев задавал своим респондентам один и тот же вопрос: "Что вы думаете о солнце?". В небольшом альбоме в переплёте из двух деревянных дощечек с металлической застёжкой и кожаным корешком свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева.

В 1947 г. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).

Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891- 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой - у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим - ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве - опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» - в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. - балет «Стальной скок», в 1928 г. - балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества - «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. - почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. - членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.

Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям. Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.

Детство и учёба в консерватории

В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).

Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте. Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна. Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.

Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».

Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.

По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:

«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».

Жизнь вне России

Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.

Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.

В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз. В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера. У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.

В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.

До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.

Прокофьев очень много общался с известными деятелями искусства того времени. Вместе с Сергеем Эйзенштейном они работали над кинолентой «Александр Невский».

2 мая 1936 года в Центральном детском театре состоялась премьера известной на весь мир сказки-симфонии «Петя и волк».

Перед самым началом войны композитор работал над операми «Дуэнья» и «Семен Котко».

Военный период ознаменовался в творческой жизни композитора оперой «Война и мир», Пятой симфонией, музыкой к кинокартине «Иван Грозный», балетом «Золушка» и многими другими произведениями.

В семейной жизни Прокофьева изменения произошли ещё в 1941, перед началом войны. В это время он уже не жил со своей семьёй. Много позже советским правительством его брак признался недействительным, и Прокофьев в 1948 году снова вступил в законные супружеские отношения с Мирой Мендельсон. Жена Лина пережила арест, лагеря и реабилитацию. В 1956 году она уехала из Советского Союза в Германию. Лина прожила долгую жизнь и умерла в пожилом возрасте. Всё это время она любила Прокофьева и до последних дней вспоминала, как в первый раз увидела и услышала его на концерте. Она обожала Серёжу, его музыку и во всём обвиняла Миру Мендельсон.

Для самого Прокофьева послевоенные годы обернулись резким ухудшением здоровья, прогрессировала гипертония. Он стал аскетом и никуда не выезжал со своей дачи. У него был строгий медицинский режим, но, несмотря на это, он закончил работу над балетом «Сказ о каменном цветке», Девятой симфонией, оперой «Повесть о настоящем человеке».

Смерть великого композитора прошла незамеченной советскими людьми и средствами массовой информации. Потому что случилось это 5 марта 1953 года, когда не стало и товарища Сталина. Более того, коллеги музыканта, его близкие и друзья испытали даже немалые проблемы в организационных похоронных вопросах. Композитор умер в московской коммуналке от того, что случился гипертонический криз. Похороны прошли на московском Новодевичьем кладбище.

Через 4 года советские власти как будто попытались загладить свою вину перед знаменитым музыкантом и назначили ему Ленинскую премию посмертно.

Произведения – шедевры с мировой славой

В мире особенной популярностью и любовью пользуются балеты, написанные С.С. Прокофьевым.

Год премьеры Название произведения Место премьеры
1921 «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Париж
1927 «Стальной скок» Париж
1929 «Блудный сын» Париж
1931 «На Днепре» Париж
1938, 1940 «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру Брно, Ленинград
1945 «Золушка» Москва
1951, 1957 «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову Москва, Ленинград

Для оркестров Прокофьевым было создано 7 симфоний, Скифская сюита «Ала и Лоллий», два пушкинских вальса и много других увертюр, поэм, сюит.

1927 «Огненный ангел» (автор В.Я. Брюсов) 1929 «Игрок» (автор Ф.М. Достоевский) 1940 «Семён Котко» 1943 «Война и мир» (автор Л.Н. Толстой) 1946 «Обручение в монастыре» (автор Р. Шеридан «Дуэния») 1948 «Повесть о настоящем человеке» (автор Б.П. Полевой) 1950 «Борис Годунов» (автор А.С. Пушкин)

В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.

ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ ДОНЕЦКОЙ СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Два года назад, ко 120-летию со дня рождения великого композитора, в Украине, России, Франции, Германии и других странах, с которыми связано имя мастера, были организованы концерты и фестивали. Донбасс, где родился музыкант и прошло его детство, объявил 2011-й Годом Прокофьева .

Из Сонцовки

Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники Прокофьева чувствуют силу и яркость его дарования. То, что сейчас называют харизмой, было присуще композитору. Строгий, собранный, предельно придирчивый ко всему, что касается его творчества, он ругался с исполнителями и постановщиками, отчитал как-то даже Давида Ойстраха прямо на концерте, а Галине Улановой заявил: «Вам нужны барабаны, а не музыка».

За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей.

В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения великого музыканта ЮНЕСКО объявил 1991 год Годом Прокофьева . Тогда же усилиями благодарных земляков в селе Красное была создана мемориальная зона Прокофьева . Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта.

ФАКТЫ

Святослав Рихтер писал: «Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня как явление. В ярких желтых ботинках, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед – это был Прокофьев ».

Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие проходит международный фестиваль «Прокофьевская весна», в который органично вплетается конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева». Учреждена премия Сергея Прокофьева , которую вручают музыкантам за творческие достижения.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

В раннем периоде творчества Прокофьева лидирует фортепианная музыка разнообразных форм – от миниатюры до небольших циклов, концертов и сонат. Именно в малых программных фортепианных пьесах созревает самобытный стиль композитора. Вторая волна подъёма прокофьевской фортепианной музыки – конец 30-х – начало 40-х гг., когда родилась триада сонат (№ 6, 7, 8), которая по эпической мощи и глубине драматических конфликтов почти не уступает симфониям той же поры – Пятой и Шестой.

Вклад Прокофьева в фортепианную литературу ХХ века сопоставим разве только с вкладом Дебюсси, Скрябина и Рахманинова. Как и последний, он создаёт ряд монументальных фортепианных «концертов-симфоний», продолжая в этом смысле традицию, завещанную Чайковским.

Прокофьевский пианизм – графический, мускулистый, беспедальный, являющийся антиподом романтическому стилю Рахманинова и импрессионисткой зыбкости Дебюсси. Б. Асафьев: «Суровый конструктивизм сочетается с психологической выразительностью». Черты: энергичность, токкатность, постоянная динамика, инструментальная мелодика, прозрачная фактура, тяготение к психологизму, смелые тембровые сочетания, чёткие формы, приём игры в крайних регистрах (Дебюсси). Резкие образные контрасты: примитивность и элегантность, варварский фовизм и утончённость, прозаические пассажи и сказочные эпизоды, сарказм и лирика.

Фортепианное творчество Прокофьева разнообразно по жанру (фортепианные циклы, миниатюры, транскрипции балетных сочинений, концертные сонаты). Прокофьев по праву считается представителем антиромантичнской традиции первой половины XX века наряду со Стравинским, Бартоком, Хиндемитом.

Преодоление романтической трактовки фортепиано происходит из-за нескольких факторов:

· отказ от чувственной трактовки звучания (сухое, жесткое, стеклянное). Особая роль акцентности, стиль non legato;

· неперегруженность звучания. Частое использование крайних регистров. Нет ощущения полноты;

· ударная трактовка фортепиано. Прокофьев продолжает традиции раннеклассического искусства Скарлатти, Гайдна, французских клависинистов, клавирного классицизма Дебюсси, а в русской традиции Мусоргского.

Несмотря на преобладание антиромантических традиций, в фортепианном стиле Прокофьева есть черты и романтической фортепианной музыки. Это справедливо особенно в отношении моментов кантиленных тем. Обычно фортепианное творчество Прокофьева делят на три периода:

1) Ранний . До отъезда за границу (1908 - 1918 гг.). В этот период написано четыре сонаты, два концерта, этюды (соч. 2), пьесы (соч. 3,4), Токката (соч. 11), Сарказмы (соч. 17), Мимолётности (соч. 22);



2) Зарубежный (1918 - 1933 гг.). В творчестве происходит углубление лирической сферы. Написано 3-й, 4-й, 5-й концерты, 5-я соната, «Сказки» (соч. 31), четыре пьесы (соч. 32);

3) Советский (середина 1930-х гг.). По словам самого Прокофьева в этот период творчества происходит «переход к новой простоте». Написано «Детская музыка» (соч. 65), транскрипции, сонаты 6-9.

Тема: Н.Я. Мясковский. Творчество. Черты стиля.

Введение.

Вошёл в историю советской музыки как великий симфонист и выдающийся педагог. Стоял у истоков формирования советского симфонизма. Его стилю чужды внешняя эффектность, концертный блеск, здесь нет следов увлечения красочной звукописью или сверхрационализмом. Творчество Мясковского является самостоятельной ветвью русского философского симфонизма, где традиции Листа, Вагнера, Чайковского и «кучкистов» были оригинально развиты и переработаны в духе экспрессионизма.

Ранний период творчества.

Эволюция Мясковского, как и многих других композиторов ХХ века, была направлена к тому, чтобы сказать просто о сложном, не утратив глубины. Для его ранних произведений характерны: густая музыкальная ткань, усложнённая гармония. 5-ая симфония открывает центральный период творчества Мясковского.

Е годы.

Один из самых сложных творческих периодов. Запечатление глубоко личных чувств и субъективно-трагических эмоций в эти годы заметно превалирует над объективной сферой (симфонии № 6, 7, 9, 10, 12, сонаты № 3, 4, «Причуды», «Пожелтевшие страницы»). Симфония № 5 и 8 содержат народно-массовые образы.

Е годы.

Возрастает роль народных образов, героического, мужественно-волевого начала. Лирический тематизм, певучесть, мелодическая широта и плавность (симфонии № 15, 17, 18, 19, 21), цитаты из массовых песен.



Е годы.

Сложившийся стиль композитора приобрёл черты академической строгости. Лирико-эпико-драматический симфонизм военных лет и произведения сюитного типа (симфония № 23). Жанровость сосуществует с тревожными темами, повествовательными эпизодами, лирическими монологами. Музыкальная ткань – ясная и прозрачная.

В итоге выкристаллизировались две линии творчества Мясковского: лирико-психологическая и эпико-жанровая. Из важнейших стилей ХХ века в творчестве композитора отразились поздний романтизм и экспрессионизм.

Тема: С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Вступление.

Музыка к фильму С. Эйзенштейна «А. Невский» - одна из признанных вершин творческой жизни Прокофьева. В этой работе он впервые обратился к русской героико-эпической тематике. Далее эта линия имела продолжение в опере «Война и мир», симфонии № 5, Первой сонате для скрипки с фортепиано, музыке к кинофильму «Иван Грозный». В мае 1939 г. состоялась премьера кантаты.

Драматургия.

Во многом оригинален жанр кантаты. Композитор достиг смелого сочетания живописно-изобразительных оркестровых эпизодов с песенно-хоровыми сценами. Так возник новый жанровый сплав программного симфонизма с конкретным оперно-хоровым действием.

Драматургия кантаты основана на резком противопоставлении двух конфликтных интонационных сфер: русского патриотического воинства и отталкивающий лик тевтонских крестоносцев. Первые охарактеризованы песнями былинного склада, печальными причетами, весёлыми скоморошьими наигрышами. Вторые обрисованы кичливыми военными фанфар, католическим хоралом и автоматизированным маршем. Контраст между ними Прокофьев, как всегда, подчеркнул с помощью ладогармонических и оркестровых средств. В «русской» музыке преобладают светлая диатоника, мягкость тембров, певучая звучность струнных, проникновенные тембры голосов. «Немецкая» отмечена жёсткими политональными звучаниями, «механическими» ритмами, тяжёлой поступью меди и ударными. Особое место занимают приёмы контрапунктических сочетаний различных тем («Ледовое побоище»).

Композиционная схема произведения привлекает своей тщательной продуманностью. Семь частей – очень разных по содержанию – строятся на контрастном чередовании картинно-изобразительных эпизодов («Русь под игом монгольским», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище») со сравнительно сжатыми песенно-хоровыми номерами («А и было дело на Неве-реке», «Вставайте, люди русские», «Мёртвое поле»). В композиции чётко прослеживаются черты сонатно-симфонического цикла:

Первые 4 части – вступление и экспозиция;

5-ая – разработка;

6-ая – лирическое интермеццо;

7-ая – синтезирующий финал.

Разбор кантаты.

Первая часть «Русь под игом монгольским» - это симфонический пролог к циклу. Ощущение пустынности достигается особым фоническим эффектом, часто встречающимся у Прокофьева: высокие и низкие тембры движутся в унисон с незаполненной серединой. Так возникает пейзаж, исполненный тревоги и скорби.

Вторая часть - былинная «Песня об Александре Невском ». Скупой диапазон, неторопливое развёртывание, чёткость движения. Суровый колорит подчёркивается преобладанием низких тембров в оркестре и хоре. В среднем разделе усилён батально-изобразительный элемент.

Черты драматической конфликтности в полной мере раскрываются в третьей части – «Крестоносцы во Пскове». В ней впервые сталкиваются полярные образы: жестокое тевтонское нашествие (крайние разделы) и страдания побеждённых (середина). Крестоносцы обрисовываются с помощью трёх тем: католический хорал, мотив басов и военная фанфара. В середине – скорбный напев: печальная мелодия плача, насыщенная подголосочная ткань.

Четвёртая часть – «Вставайте, люди русские» - как и вторая, строится в виде хоровой сцены песенного склада. Основная тема наполнена боевой отвагой и удалью. Средний раздел («На Руси родной») покоряет светлой поэтичностью.

В наиболее развёрнутой пятой части – «Ледовое побоище» - сосредоточены главные события всей симфонической драмы. Здесь наиболее заметна близость к природе кино: принцип «монтажа», приёмы контрапунктов, сквозное развитие образов-тем. Вступление, заключение, черты рондальности. Устрашающей теме крестоносцев противостоит русский скомороший наигрыш. Звучат темы предыдущих частей – 3-ей и 4-ой. После грандиозной кульминации (tutti, fff) и провала немцев под лёд идёт успокоение и поэтическое заключение.

Шестая часть «Мёртвое поле» - лирико-эпическая разрядка после напряжённой битвы. Единственная во всей кантату ария, впервые вносящая в музыку элемент личного чувства. Засурдиненные струнные, скорбные интонации, натуральный минор, переменность лада, распевность – яркий пример славянского мелоса.

Седьмая часть – «Въезд Александра во Псков». Победно-патриотический финал кантаты почти целиком основан на русских темах из 2-ой, 4-ой и 5-ой частей. Основное настроение – народное ликование, радость русского народа.

Д.Д. Шостакович. (1906-1975).



Похожие статьи
 
Категории