Нарисовать балалайку карандашом для детей. Поэтапное рисование балалайки

07.06.2019

Наталья Белогурова

Хохлома на балалайках . Мастер-класс по росписи атрибута "балалайка ".

Праздников в календаре не счесть,

И в детском саду они конечно есть.

Утренники разные бывают

И дети на них выступают.

Не обойтись без песен, танцев и стихов,

И хорошо, когда набор атрибутов готов .

Но, если вдруг, чего-то не хватает,

Работник ДОУ никогда не унывает!

Смекалка, трудолюбие и вдохновение,

Помогают ему всегда без сомнения!

Н. В. Белогурова

Работая в детском саду мне нередко приходится заниматься оформительскими работами. В этот раз мне пришлось расписывать балалайки для танца , подготовленного к утреннику.

Балалайка один из любимых музыкальных инструментов русского народа и нередко используется в хореографических композициях. Хорошо, когда они есть или их можно купить в магазине. А что если нет? Если нет финансовой возможности или балалаек нет в наличии в магазинах и ждать очередной завоз не позволяют временные рамки? Неужели отказаться от постановки красивого задорного русского народного танца? Не дать детям прикоснуться к прекрасному наследию предков? Ни в коем случае! Всегда есть выход и можно подобрать подходящий вариант для решения проблем!

Мы решили, заменить игрушечные балалайки имитацией . Очень хотелось, чтобы она была качественной и красивой. Решено было украсить балалайки хохломской росписью .

Народные промыслы я очень люблю, поэтому взялась за работу с большим удовольствием. Хохломская роспись – процесс трудоемкий и требующий особых условий, материалов и приемов, и с этой технологией я знакома не понаслышке. (Не всегда есть возможность использовать вап (жидкая глина, олифу, полуду (алюминиевый порошок, лак – для грунтовки, лужения, лачения изделия, работать с масляными красками и разбавителями.) Но так как времени оставалось совсем мало, то пришлось применить мой адаптированный вариант, который не раз меня выручал. Благодаря ему, время работы было значительно сокращено без потери качества и, что не мало важно, сохранен стиль росписи .

Своим опытом с удовольствием делюсь с коллегами и людьми неравнодушными к творчеству, а для Вас, уважаемые друзья и гости моей странички, я подготовила очередной мастер-класс .

Необходимые материалы и инструменты для работы :

Наждачная бумага,

Простой карандаш,

Копировальная бумага,

Ручка с не пишущим стержнем,

Эскиз или распечатанный рисунок,

Краска акриловая универсальная для декоративных работ (золото,

Гуашь красная, желтая, зеленая, черная,

Кисти разных размеров (белка,

Лак для дерева,

Поролон (губка для мытья посуды) или широкая кисть.

На бумаге нарисовать силуэт балалайки и вырезать – получится шаблон. Положить шаблон на фанеру и обвести его простым карандашом.

Из фанеры лобзиком выпилить силуэт балалайки . Поверхность, особенно ту, на которой будет роспись , тщательно обработать наждачной бумагой, что бы она была гладкой. Необходимо уделить внимание и краям, так как изделие предназначено для детей, то оно должно быть безопасным и не должно быть острых краев или зазубрин.


Мастера хохломской росписи работают без предварительной прорисовки рисунка простым карандашом – пишут сразу кистью. Но для этого необходимо иметь определенный навык и твердую руку.

В нашем случае, я считаю не зазорно воспользоваться карандашом и сделать предварительный рисунок. Рисунок можно и перенести на заготовку, воспользовавшись копировальной бумагой. На лицевую поверхность кладем лист копировальной бумаги, а сверху, эскиз или распечатанный понравившийся рисунок и аккуратно обводим его ручкой с не пишущим стержнем.



Тыльную сторону балалайки и торцы покрываем краской выбирая цвет в соответствии с замыслом (красный, черный или золото) и даем хорошо высохнуть.


Покрываем заготовку балалайки акриловой универсальной краской для декоративных работ золотого цвета. Даем краске хорошо высохнуть и наносим второй слой.

Если предполагается «фоновая» роспись с мотивом «листок» или «ягодка» и фон будет красным или черным, то можно покрыть «золотом» отдельные участки или элементы. А если будет использоваться «верховое письмо» на золотом фоне, то тогда заготовку необходимо покрыть полностью краской.



Для работы необходимо подготовить гуашь хорошо перемешав ее до такой консистенции, чтобы она была как сметана. Если краску развести жидко, то она будет течь или скатываться, густой тоже не поработаешь, так что надо пробовать и подбирать необходимую консистенцию.

При «фоновой» росписи выполняя мотив «листок» , кистью с красной краской обходим листья, стебельки, травинки, оставляя их золотыми.


Когда фон просохнет, можно приступать к прорисовке дополнительных элементов – прожилки, травинки. Прожилки на листьях, «усики» в «травных» мотивах прорисовываем черной краской тонкими линиями. Травинки и другие листочки вдоль стебелька рисуем зеленой краской.

Добавляем украшающие элементы – полоски проводим линию всем ворсом.



При классическом «фоновом» письме на луженую (серебристую) поверхность тонкой кистью с удлиненным мягким ворсом, сначала наносятся контурные очертания композиции, а затем красной или черной краской закрашиваются окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легкими мазками кисти.

При выполнении росписи «под фон» , начинается с прорисовки линии стебля с листьями, цветами или ягодами. Эта работа очень кропотливая и требует большой концентрации внимания и точности движения руки.

«Ягодки» можно выполнить двумя способами. В первом случае, «ягодка» пишется легким мазком красного цвета, а золотой фон просвечивает и вокруг нее закрашивается черный фон. Во втором случае, «ягодка» пишется сверху фона и выглядит насыщенной. Обычно я использую первый вариант, обратилась к нему и в этот раз.




Для росписи других балалаек я использовала «верховое» письмо с «травным» и «цветочным» мотивами.

При «верховом» письме, мастер наносит рисунок красной, черной или зеленой краской на золотой или серебряный фон изделия.

Для выполнения этой росписи мне пришлось заготовки полностью покрыть акриловой краской «золото» .

Предварительно нанесла простым карандашом рисунок, и он просвечивал через краску. Роспись начинала красным цветом, а потом продолжала черным. В цветочном мотиве добавила «травку» и использовала зеленый цвет.











Расписав заготовки надо выждать время, чтобы краска хорошо высохла. Покрытие изделия лаком необходимо проводить без присутствия детей, в отдельном помещении, которое можно проветрить. Но вовремя высыхания лака не должно быть сквозняков. Для покрытия заготовки лаком можно использовать широкую кисть, а можно воспользоваться поролоном. Для этой цели подойдет губка для посуды. Свои балалайки я покрывала несколько раз, так как предполагается их активное использование.



Остается только дождаться, когда лак хорошо высохнет.

Кстати, эти балалайки хранятся в изостудии и служат мне прекрасным наглядным пособием при ознакомлении детей с народными промыслами. Ну, и конечно, они стали любимым атрибутом в хореографических постановках на утренниках.

Благодарю за внимание и надеюсь, что мой мастер -класс вам понравился и поможет в творческих начинаниях .

Публикации по теме:

«Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.

Мастер-класс по изготовлению атрибута к утреннику -«Колодец» Талалаева Наталья Ивановна, МБДОУ детский сад №4г. Донецка. Понадобится:.

Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога. Снова рада встрече с друзьями, коллегами, гостями. Отпускной период пролетел очень быстро.

Здравствуйте! Я новичок в вашем сообществе. Хочу представить вам мастер-класс как сделать балалайку из картона.
Для домового мне потребовалось сделать балалайку.


Поискав в интернете, я ничего годного для себя не нашла. Поэтому стала сама изобретать велосипед искать путь к решению этой задачи.


Итак нам потребуется картон, ножницы, линейка, карандаш, клей Момент-кристалл, три крупных бисерины, 2 булавки-гвоздика, проволока для бисероплетения на струны, зубочистка или гвоздик. Ну и краски для росписи. У меня акрил по ткани, но лег нормально.

Сначала я вырезала из бумаги примерные выкройки, подогнала, подклеила. Потом замерила все и вот чертеж.

Порядок работы.
Вычерчиваем детали по размерам. В данном случае балалайка для куклы размером 32 см.
Дека - верхняя и нижняя часть по одной детали. Лучше их по боковой стенке соединить прямо на чертеже, а для подклейки добавить с другой стороны полоску. Вот так

Сразу рисуем голосник-небольшой кружочек, вырезаем и прорезаем отвертие на подставку для струн. Длина его 1 см, а ширина отверстия буквально один миллиметр. Вычерчиваем прямоугольник шириной 1 см и длиной 3 см, сгибаем пополам. От сгиба вниз отступаем 4 мм с обеих сторон и загибаем концы полоски в другую сторону. С изнанки проталкиваем в отверстие на деке и подклеиваем. Для надежности подклеила еще квадратик, чтобы зафиксировать, прямо на загнутые концы подставки. Получилась такая ступенечка, на которую потом лягут струны. Но она оказалась хлипкой и пришлось сверху наклеить еще полоску, перегнутую потолам 10 х 6 мм (для устойчивости). Просушиваем и острым ножом делаем 2 небольшие насечки на равном расстоянии, чтобы струны не ездили по подставке.

Теперь к деке приклеиваем дополнительно 2 детали донышка, со стороны зубчатого края, т.е. к нижней части балалайки, опять же для жесткости. Зубцы должны оказаться между двух деталей донышка. Потом приклеим к верхней части деки. Просушиваем. И на донышке толстой иглой прокалываем 3 отверстия. Среднее отверстие ровно посредине донышка, 2 других отступя 3мм. В них потом вставим струны.
Берем зубочистку или гвозник и начинаем привязывать струны

Хорошо приматываем, чтобы не распустились


Получилось вот так

Вставляем струны в отверстия на верхней части деки, промазываем донышко клеем и склеиваем.Просушиваем и подклеиваем боковую часть.

Теперь склеиваем гриф. Вырезаем детали грифа из картона - 3 штуки длинных, один на 3 см короче. Это для того чтобы потом верхняя часть деки плотно приклеилась к грифу и 4 штуки на 1,5 см короче.. Наклеиваем один на другой. 3 длинных + один короткий + 4 укороченных на 1,5 см. Но это не обязательно, можно и длинными оставить. Просушиваем, плотно прижимая. Смазываем клеем части которые будут прилегать к деке и приклеиваем. Верхняя часть деки вставляется как раз в щель между деталями грифа.

В итоге получается вот такая балалайка. Осталось только покрасить и при желании расписать

После того, как покрасим и высушим балалайку, нужно натянуть струны.
На лопатке- это верхняя часть грифа, вкалываем булавки, загибаем их с изнаночной стороны и поочередно закрепляем струны. Это 3 витка проволоки + 2-3 петельки.
Затем на каждую загнутую часть надеваем бисерину, загибаем острую часть булавки кручком, чтобы зафиксировать бисерину, продеваем в нее конец проволоки и завязываем 2-3 узла.

Все! Балалаечка готова. И она даже немного звучит.

3 курс

группа: НО

Олиференко Татьяна

Факультет педагогики и психологии

Тема: Балалайка

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: его особенностями, строением инструмента и звучанием, научить изображать музыкальный инструмент балалайку.

Задачи:

    Образовательная: научить учащихся создавать наброски изображения.

    Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения; возбуждать интерес к процессу творчества.

    Развивающая: развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность, способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля; содействовать развитию творческой заинтересованности, активности.

Оборудование:

Для педагога: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал в виде карточек с буквами.

Для учащихся: карандаши простые, альбом, краски, емкость для воды, кисти.

Наглядные пособия:

    Зрительный ряд: репродукции с изображением балалайки.

    Музыкальный ряд: музыкальная композиция «народная» игра на балалайке

    Литературный ряд: загадки

Использование ТСО:

Ноутбук, интерактивная доска.

Оформление классной доски: дата, тема урока.

План урока:

1. Организационный момент.

Есть волшебные слова,

Скажешь, сразу тишина.

Повнимательней, дружок,

Начинается урок.

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Присаживайтесь за свои рабочие места.

2. Объяснение нового материала

Отгадайте загадку:

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

(Балалайка)

(слайд 1)

Дети, кто-нибудь слышал как звучит балалайка?

Послушайте…

(Звучит фрагмент русской народной мелодии).

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

Гимнастика для пальцев

Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)
Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.

      Самостоятельная работа

Правила работы с акварельными красками:

    Нельзя оставлять кисти в воде в вертикальном положении (от этого волоски забиваются и ломаются);

    Нельзя сильно нажимать на кисть при работе.

Во время работы необходимо:

    Следить за чистотой кисти, периодически промывать ее и стряхивать, чтобы образовалось острие;

    Краску из баночек брать чистой кистью;

    Краски смешивать на палитре;

    Салфеткой убирать с кисти лишнюю воду с краской во время работы держать ее в левой (правой) руке.

Алгоритм изображения балалайки:

    Рисуем одну линию вниз посередине листа и вторую, поперек в центре листа, образовывая крест;

    Ставим метки: линия сверху, линия снизу;

    От верхней линии ведем две линии вниз к серединной поперечной линии, к центру сужая;

    Рисуем треугольник от серединной линии в нижней части листа;

    Рисуем головку грифа и гриф;

    Стираем лишние линии;

    Сглаживаем все углы, придаем более точную форму;

    Рисуем отверстие, крепление для струн, струны;

      Подведение итогов

Выставка картин детей

Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась!

Вам понравился наш урок?

Что бы вы хотели добавить?

      Уборка рабочих мест

Спасибо за урок.

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

Елена Трескова

Буквально на днях начала ставить детям танец, в котором присутствует такой музыкальный инструмент, как балалайка. И не обнаружив в своем кабинете этого инструмента, я не растерялась и решила сделать его своими руками. Сейчас я подробно расскажу и покажу, как это сделать!

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Цветной картон (размером чуть больше чем А4)

2. Цветная бумага

3. Ножницы

4. Линейка

5. Клей-карандаш

6. Фломастеры

7. Простой карандаш

ШАГ 1

На цветном картоне рисуем,с помощью карандаша и линейки, силуэт балалайки. Вырезаем его.

ШАГ 2

Берем цветную бумагу (у меня коричневого цвета, и вырезаем гриф нашей балалайки. Приклеиваем его с помощью клея-карандаша.

ШАГ 3

Берем цветную бумагу (у меня красного цвета, и вырезаем лады для нашей балалайки (5 штук). Приклеиваем их на гриф с помощью клея-карандаша.

ШАГ 4

Берем цветную бумагу (у меня коричневого цвета, и вырезаем "розетку" для нашей балалайки. Приклеиваем её на деку балалайки.

ШАГ 5

Берем цветную бумагу (у меня коричневого цвета, и вырезаем подставку для струн. Приклеиваем её на деку под "розеткой".

ШАГ 6

Берем фломастер (у меня синий) и рисуем, при помощи линейки, три струны.

ШАГ 7

Берем фломастер (у меня красный) и рисуем, при помощи линейки, "рамочку" на деке и на "лопатке".

ШАГ 8

Возвращаемся к цветной бумаге и вырезаем из неё 2 цветочка (у меня красные, 2 серединки для цветочков (у меня желтые, и 4 листика (у меня зеленые).

ШАГ 9

Приклеиваем наши цветочки на деку, и. ГОТОВО!

Вот такая замечательная балалайка у меня получилась! Детям очень нравится!

Публикации по теме:

Каждый ребёнок мечтает погрузиться в мир волшебства. Ребёнку всегда интересны приключения, тайны, удивительные предметы ну и фантастические.

Для работы понадобится: 1. Пару очумелых ручек; 2. Шишки; 3. Краски гуаш-зеленые,кисточки; 4. Мишура; 5. Вата; 6. Пластилин; 7. Цветной картон;.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию Мастер-класс «Изготовление осенних деревьев из цветной бумаги и трубочек из картона» Для.

Материалы: кора берёзы, сухие листья, цветной картон, файл, клей карандаш, ножницы, яркая лента. 1. Отмеряем ленту по длине и ширине.

В нашей сказке Золушка грустила, пела, мечтала - сидя у камина. Камин ассоциируется с теплым и уютным домом. Я решила смастерить его сама.

Мастер-класс «Новогодний шар своими руками» Впереди самый долгожданный и любимый праздник Новый год. Принять участие в подготовке к этому.

Мастер –класс в старшей группе №7 (родитель) «Игрушка (ангел) своими руками» Мама воспитанника рассказала увлекательное происхождение Куклы.



Похожие статьи
 
Категории