Николай Андреевич Андреев. Великие скульпторы

19.06.2019

Николай Андреевич Андреев - русский скульптор и график. Николай Андреевич Андреев родился 26 октября 1873 года в Москве. Учился в московском Строгановском училище (1885-1891) и в МУЖВЗ (1892-1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал сначала влияние искусства передвижников ("Жница с ребёнком", гипс, 1899, ГТГ и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионизма (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, ГТГ). В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904-1909) Андреев создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти Андреев участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве -оба цемент с гранитной крошкой, 1918-1922); автор памятника А. Н. Островскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1929). Главным вкладом Андреева в историю советского искусства стала серия скульптурных (около 100) и графических (около 200) портретов В. И. Ленина - "Лениниана" (1919-1932, ЦМЛ, ГТГ), воссоздающая живой и многогранный, полный глубокой человечности образ вождя. Серии, возникшей на основе многочисленных этюдов с натуры, присущи точность реалистических наблюдений, ясность и лаконизм изобразительных средств. Главное произведение серии - исполненная героической целеустремлённости статуя "Ленин-вождь" (гипс, 1931-1932, ЦМЛ; закончена В. А. Андреевым). С 1913 года Андреев работал как театральный художник; в 20-х гг. создал галерею графических портретов партийных и государственных деятелей, писателей, артистов и др. Творчество Андреева сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. Умер Николай Андреевич Андреев 24 декабря 1932 года.

Памятник Н. В. Гоголю в Москве, 1904-1909 года

Памятник А. И. Герцену в Москве, 1918-1922 года

Вакханка, 1911-1912 года

Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве, 1918-1919 года

Скульптору Николаю Андрееву, прямо скажем, не слишком повезло. В памяти он остался прежде всего историей курьезной: шесть лет трудился в 20-х годах над памятником Ленину для зала заседаний Совнаркома, наваял несколько десятков вариантов, а высокое начальство их все браковало и браковало. Впрочем, сотворенное приземлилось все же в Исторический музей, который эти опусы время от времени демонстрирует.

Третьяковская галерея решила несправедливость исправить. В Инженерном корпусе сейчас показывают «дореволюционные работы» Андреева. Выставку так и назвали: «Кем вы были до семнадцатого года?».

И первое, что осознает зритель, войдя в зал – да ведь это на самом деле именно Андреев исполнил один из лучших в Москве памятников. То есть «правильного» Гоголя. А вот и эскизы к нему (отметим, что в части «Ревизора» персонажи, представленные на рельефах, имеют портретное сходство с актерами МХТ, где пьеса как раз тогда репетировалась).

Николай Андреев учится сначала в Строгановском училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (где его преподавателем оказывается автор московского памятника первопечатнику Ивану Федорову Сергей Волнухин, а соучениками – Сергей Конёнков, Анна Голубкина, Владимир Домогацкий). Вот за эту «Жницу с ребенком» Андреев получает в МУЖВЗ в 1899 году большую серебряную медаль.

Что еще важно в дальнейшем развитии скульптора – МУЖВЗ дает ему возможность совершить поездку в Париж, где с особым вниманием Андреев будет изучать искусство Родена.

Вот «Натурщица» того же времени (все еще достаточно академично).

Экспериментирует с керамикой и с крестьянской темой. Появляется целая серия крестьянок в мордовских костюмах (интересно, почему именно они привлекли москвича по рождению Андреева?).

Если «крестьянки» тяготеют к минимализму, то в натурных работах все больше ощущается импрессионистическое влияние.

Целая серия работ посвящена мифологическим персонажам – сиренам, вакханкам, фавнам.

Несколько раз – в 1901-м, 1906-м и 1914-м годах – скульптор обращается к теме Самсона и Далилы.

В портретной серии выделяется скульптурное изображение Льва Толстого – портрет был вылеплен в Ясной Поляне с натуры.

Портреты крестьянок и светских дам – воплощение контраста.

А вот скульптурные шаржи на артистов МХТ (с которым художник сотрудничал в оформлении спектаклей) – узнаете Станиславского?

Третьяковской галерее повезло – после смерти мастера его вдова передала в музей около двух сотен скульптурных работ, а также графику и фотоархив. Ну, а сама выставка – явное восполнение несправедливости: если в советское время за андреевской «ленинианой» просто не желали видеть его актеров, крестьянок и вакханок, то потом почему-то долго раскачивались. Но теперь возможность посмотреть все же есть – до середины января.

Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова была открыта 31 августа 2004 года. В дар Москве Илья Сергеевич Глазунов передал свои живописные и графические произведения.

В экспозиции галереи представлено свыше 700 картин всемирно известного художника. Илья Сергеевич Глазунов – действительный член Российской Академии художеств, академик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер награды ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Галерея Ильи Глазунова расположена в историческом районе Москвы рядом с храмом Христа Спасителя. Ее уникальность – это огромный мир образов, созданный художником в течение второй половины ХХ – начала ХХI в.: его монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, многочисленные портреты, образы цикла «Город», эскизы театральных декораций к русским классическим операм Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.
Особенностью галереи, отличающей ее от современных галерей и музеев, является то, что, помимо произведений изобразительного искусства, здесь представлены шедевры древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, медных литых икон и складней XV – XIX вв.; предметы мебели рубежа XIX – ХХ вв. из собрания Ильи Сергеевича Глазунова.

В современной прессе нередко пишут о «феномене Ильи Глазунова», талант которого исключительно многогранен, о чем позволяет судить и экспозиция галереи. Он – не только художник, но и архитектор, автор интерьеров (убранство залов галереи выполнено по его проектам), историк, публицист, писатель (автор широко известной книги «Россия распятая»), общественный деятель, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Помимо живописных и графических произведений Ильи Сергеевича Глазунова в галерее представлены фотографические материалы: интерьеры Большого Кремлевского дворца, Российского посольства в Испании, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, исполненные по его проектам. В фотографиях отражена предельно насыщенная и многообразная жизнь художника. Зрители видят его в окопах Никарагуа и на сцене Большого театра, в Риме и в Копенгагене, рядом с Патриархом Алексием II и Папой римским Иоанном Павлом II, В.В. Путиным и королем Испании Хуаном Карлосом I. И.С. Глазунова справедливо называют в прессе: «художник королей и король художников». Ему позировали короли Испании, Швеции, Вьетнама, Лаоса, многие великие личности ХХ века: Индира Ганди, президент Италии Пертини и другие.

В галерее проводится экскурсионное обслуживание всех категорий населения, концерты классической и народной музыки, конференции, лекции.

Родился Андреев в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Центральное Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году. Затем будущий художник продолжил учение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1901). Был он сначала вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где учился у С. М. Волнухина. В творческом становлении Андреева значительную роль сыграло влияние П. П. Трубецкого, с которым связано развитие импрессионизма в русской скульптуре. Пожалуй, самым близким к импрессионизму у Андреева получился портрет Л. Н. Толстого, выполненный с натуры в Ясной Поляне (1905). Движение света и тени играет решающую роль в создании образа, способствуя выявлению особой сосредоточенности, самоуглубленности великого писателя. В 1904- 1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. Во всех этих портретах несомненно влияние импрессионизма. Светотеневая лепка сочетается здесь с крепкой конструктивной формой. В начале 1900-х годов Андреев с увлечением занимается керамикой и майоликой, что связано с его поисками расширения декоративных возможностей скульптуры. Андреев экспериментирует с цветными глазурями, добивается новых колористических звучаний, иногда используя цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. С применением белого ангоба, выполнен, например, портрет А. П. Ленского (1906), цвет интересен и в портрете Л. Н. Толстого (1908). Лучшая майолика скульптора - «Вакханка» (1911-1912)-своеобразное утверждение страстной, живой природы человека. К образу вакханки скульптор обращается несколько раз, в этих скульптурах очевиден стиль модерн. Плодотворным было увлечение Андреева народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских крестьянок (1910- 1913). Однако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напряженного труда, - памятник Н. В. Гоголю (1904--1908). В процессе подготовки к работе над памятником Андреев поехал на Украину, чтобы сделать зарисовки, собрать материал для барельефов, представляющих гоголевских персонажей из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Мертвых душ» и «Петербургских повестей». Андреев стремился к пластическому выявлению стилистических особенностей ранних и поздних вещей писателя, совершенно по-разному моделируя изображение романтических героев «Петербургских повестей» и персонажей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Самого писателя скульптор изобразил сидящим в тяжелой задумчивости. Это Гоголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. Он похож на большую птицу с опущенными крыльями. Только подойдя совсем вплотную к памятнику, можно увидеть лицо писателя, освещенное грустной улыбкой. Психологическая выразительность, внутренний драматизм образа воспринимались современниками как воплощение трагедии творческой личности и были созвучны атмосфере, возникшей в России после революции 1905 года.

Памятник Гоголю - произведение большого таланта - показывает гуманистический характер творчества Андреева, выявляет его психологическую направленность. Работая над монументальными произведениями, скульптор выполняет памятник-бюст доктору Ф. П. Гаазу в Москве (1909), проекты памятников Т. Г. Шевченко (1914) и первопечатнику Ивану Федорову (1902). После Октябрьской революции Андреев активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды. К первой годовщине Октябрьской революции он создал памятник Дантону, который был открыт на Театральной площади в Москве. Зимой 1918 года началась напряженная работа скульптора над аллегорической статуей Свободы для памятника Советской Конституции. Помимо этой статуи, он сделал в тот период ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся глубоким реализмом и строгостью формального решения.

Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился памятник А. Н. Островскому в Москве, созданный Андреевым в 1928 году. После двукратного конкурса, где скульптор неизменно получал высшую оценку, он приступил в 1927 году к изготовлению памятника в натуральную величину. Островский изображен сидящим в мягком кресле. Он одет в свободный рабочий халат, голова чуть склонена. Движение спокойно, естественно. Четкий силуэт памятника хорошо вписывается в нишу стены Малого театра, перед которым он установлен. Памятник Островскому - умное решение зрелого мастера, прекрасно продумавшего задачу во всех деталях. В 1920-х годах Андреевым были выполнены также памятники А. И. Герцену* и Н. П. Огареву, доска с портретом В. Г. Белинского и другие работы. В 30-х годах художник не оставляет работы над монументами: делает проекты памятников Т. Г. Шевченко для Харькова, А. И. Желябову для Ленинграда, два эскиза памятника В. И. Чапаеву для Самары, два проекта памятника А. П. Чехову для установки близ здания МХАТа.

Однако основным содержанием творчества Андреева в послереволюционную эпоху была напряженная работа над созданием образа В. И. Ленина. Начатая с 1919 года, она продолжалась вплоть до смерти мастера. Перед Андреевым стояла сложная и ответственная задача создания портретного облика вождя, возглавившего крупнейший переворот в истории человечества. В процессе работы Андреев внимательно наблюдал Ленина непосредственно в его кабинете и на заседаниях, создавал бесчисленные зарисовки, улавливая малейший жест, подмечая характерное выражение лица. На основе этих быстрых набросков позднее он создал свои блестящие портретные рисунки В. И. Ленина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. В 1920 году Андреев приступает к созданию портретов Ленина в скульптуре. Первый опыт в этом плане был довольно удачным - скульптор вылепил с натуры из пластилина голову Ленина, уловив очень живое выражение лица. Тогда же было создано одно из ставших наиболее популярными скульптурных изображений - «Ленин пишущий», где Андреев передал погруженность Владимира Ильича в работу, отрешенность его от окружающего.

Совершенно иное настроение выражено в более поздней работе - «Ленин, слушающий доклад» (1925). Ленин вслушивается в речь невидимого оратора: голова поднята, взгляд напряжен. По другому, более динамично решена статуя «Ленин-оратор» (1926). Отличительная черта созданного здесь образа - непримиримость к противникам.

В результате длительной работы к 1929 году Андреевым были закончены три варианта портрета, выполненные по заданию Совнаркома: «Ленин прислушивающийся», «Ленин, вошедший на заседание», «Ленин председательствующий». Андреев шел ко все большему обобщению, к многогранности образа. В 1929-1930 годах скульптор работает над темой «Ленин на ораторской трибуне». В этой работе он совсем отходит от камер-ности первых портретов, приближаясь к монументальному решению. И все же эти работы представляются переходными по сравнению с последней скульптурой 1931-1932 годов - «Ленин - вождь», завершающий андреевскую «Лениниану». Ленин стоит на трибуне, опираясь на нее правой рукой. Его голова несколько поднята в энергичном повороте. В выражении лица сила, властность, энергия. Это, несомненно, одно из удачнейших изображений В. И. Ленина, К сожалению, Андрееву не удалось закончить целиком скульптуру. По эскизу художника уже после его смерти ее завершил брат скульптора В, А. Андреев, и раньше нередко помогавший ему в монументальных работах. Скульптура «Ленин - вождь»- венец поистине титанического труда мастера; она воплотила в себе обобщающий пластический образ.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.



Похожие статьи
 
Категории