Нисский, георгий григорьевич - биография. Георгий Нисский: биография Г нисский художник биография

17.07.2019

Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) - прославленный советский живописец, график, Действительный член АХ СССР, Народный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, иллюстратор, художник в «Окнах ТАСС». Георгий Нисский - яркая личность и неутомимый искатель нового. Об этом говорят не только глубокие картины, но и жизненный путь этого человека.

14 сентября в Институте русского реалистического искусства открывается самая большая выставка, посвященная творчеству художника «Нисский. Горизонт». ИРРИ - уникальный по своей открытости людям музей, на наши вопросы отвечала его арт-директор и куратор выставки Надежда Степанова.

Институт русского реалистического искусства, фото apelsinka.pro

Арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова

Почему вы решили сделать персональную выставку именно Георгия Нисского?

Во-первых, её ещё не было в наше время, в современной России, а художник довольно неординарный и для нас знаковый. Самая дорогая картина в собрании ИРРИ - это его работа «Над снегами», купленная на аукционе Sotheby’s в 2014 году.

«Над снегами»

Во-вторых, это наша персональная любовь, потому что это не только прекрасная живопись, но и очень интересный человек. Готовясь к выставке, мы читали архивы, брали интервью у тех, кто был знаком с Нисским лично. Стало понятно, что он был удивительным человеком, совершенно бесшабашным. Например, во время учебы, помимо занятий у таких мэтров, как Роберт Фальк и Александр Древин, он любил походить на руках по парапету во ВХУТЕМАСе, поиграть в волейбол. На этюдах в Новороссийске и других морских городах знакомился с моряками, просился к ним на борт, много путешествовал, занимался яхтингом и даже выиграл несколько регат.

Фото удостоверение яхтсмена

Грамота Георгия Нисского, выданная за первое место в парусных соревнованиях

Он был один из немногих, кто умел водить автомобиль, что несомненно давало ему огромный простор для творчества. Он гонял по Подмосковью, по небольшим городам недалеко от Москвы, всё зарисовывал и возвращался в мастерскую писать великолепные пейзажи. Личность, безусловно, интересная. Он, на самом деле, мало, на кого похож. Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь. Кроме того в 2018 году исполняется 115 лет со дня рождения художника. Так получилось, что всё совпало. Вообще, мы любим персональные выставки, потому что для нас это ещё один повод исследовать коллекцию и собрать материалы по тем художникам, которые представлены в нашем музее.

Почему вы выбрали такое название выставки «Нисский. Горизонт»?

Конечно, это игра слов. На всех картинах горизонт очень важен для художника. Он его специально делал либо низким, либо, в редких случаях, очень высоким, таким образом, создавая определенную геометрию композиции. Художник гениально работал с пространством: как только появлялись прописанные фигуры, деревья и другие детали, картина теряла свою прелесть. Видно, что он тщательно «вычищал» свои работы. Недавно мы сделали рентген и 3D сканирование картины «В пути» и увидели, как Нисский работал с композицией: перемещал диск солнца, закрашивал циферблат, сокращал количество фигур людей на мосту, перемещал их. Интересно наблюдать, как мастер удалял «лишнее». Процесс исследований будет представлен на выставке.

Всё это можно будет увидеть и в каталоге, который выйдет в октябре и будет наиболее полным изданием картин Г. Нисского, как из частных коллекций, так и из государственных музеев.

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы.

Сложно ли организовать такую масштабную выставку?

На выставке будет представлены работы из 25 музеев, более 100 источников изображений в каталоге. Это довольно сложно, тем более что в подготовке выставки задействовано не так много людей, в музее небольшой штат. А ещё мы сами устроили себе испытание - над выставкой мы работаем меньше года. Также мы столкнулись с проблемой: многие региональные музеи, видя, что Третьяковская галерея, Русский музей, ИРРИ и другие крупные музеи активно представляют советское искусство, пополнили свои постоянные экспозиции работами Георгия Нисского, и, конечно же, они не стремятся их сразу снять и передать на время нам.

В процессе подготовки мы выяснили, что Нисский абсолютно музейный художник. Как только он что-то писал, работы сразу попадали в музеи от Архангельска, Нижнего Тагила до Сочи. Именно поэтому выставка сложная, дорогая и по логистике, и по страховке. Непросто оформить документацию: от каждого регионального музея нужно получить разрешение местного Министерства культуры и хранителя, согласовать всё с их выставочными отделами. Несколько работ из-за этого к нам не попадают. Например, позже приедет работа «Подмосковье. Февраль» (Третьяковская галерея), она задерживается на выставке в Казани. Также не попадает к нам картина «Октябрь. Семафоры», потому что она сейчас находится в «Зарядье», две большие работы по техническим причинам не смогли привезти из Сочи и из Архангельска. Но все картины будут включены в каталог.

«Подмосковье. Февраль»


«Октябрь. Семафоры»

Всего на выставке будет более 60 работ: картины Нисского, его вдохновителей и последователей.

На выставке будут не только картины Нисского? Расскажите, что ещё увидят посетители?

Огромное количество документов. Будет целая комната с условным таймлайном. У Нисского была очень интересная жизнь. Он родился в семье фельдшера на железнодорожной станции в белорусском местечке Новобелица недалеко от Гомеля, потом переехал в Москву и учился у известных мастеров, дружил с Александром Дейнекой. Его работа «Октябрь. Семафоры» понравилась французскому художнику Альберу Марке. Когда он похвалил картину, коллеги Нисского придумали шутку, что у Марке вкус «нисский».

Будет представлен бюст художника, шаржи на самого себя и иллюстрации для книг (из Литературного музея), мы нашли несколько экземпляров книг с этими иллюстрациями - Джек Лондон, Агния Барто. Ещё буду различные документы: письма, телеграммы, большое количество очень забавных фотографий: путешествия на машине с собакой Редькой, лыжные прогулки, участие в регатах.

Там же мы представим модель автомобиля Нисского, а на открытие выставки постараемся поставить у входа именно такой же автомобиль.

Выставочное пространство оформляет наше любимое бюро «Проект Одиннадцать», за графику и каталог отвечают Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, дизайнеры с мировым именем. Это будет дико красиво, мне кажется.

Кто, по-вашему, в большей мере повлиял на стиль живописи художника?

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы. Нисский не скрывал, что его любимые русские художники - это Аркадий Рылов, Архип Куинджи и Александр Дейнека, с которыми они познакомились в юности, дружили и влияли друг на друга. Мы показываем картины Альбера Марке, Аркадия Рылова, Николая Рериха и Александра Дейнеки рядом с работами Георгия Нисског. Нисский также писал, что ему очень нравится Исаак Левитан, но он не представлял себе, как можно писать в его дни, как Левитан, то есть вообразить, что на одном из пейзажей знаменитого передвижника может появиться самолёт.

Работая с архивами, нашли интересную мысль художника о том, что для современных художников нет выставочных пространств. И если бы у художников были бы, условно, свои Лужники, как у спортсменов, возможно, они бы иначе мыслили и развивались.

Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь.

Является ли стиль Нисского уникальным? Менялся ли стиль художника со временем?

Я считаю, да. Мы искали похожих художников, но не нашли. Стиль, конечно же, менялся. Первое время, Нисский находился под мощным влиянием объединения ОСТ, куда входили его друзья Александр Дейнека, Сергей Лучишкин, Константин Вялов. Это влияние очевидно в его дипломной работе «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году».

«Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году»

Потом у него был период увлечения морем, и это уже совершенно другие краски и другая манера.

Следующий этап - это увлечение индустриальным пейзажем.

Стиль менялся, но оставался узнаваемым. Исследователи пишут, и сам Георгий Нисский признавал, что ему не удавалось изображать людей. При этом мы показываем студенческие рисунки и книжную графику - там всё с людьми нормально. На картинах большого формата художник стремился к минимализму.

Какие основные темы живописи Нисского вы могли бы выделить?

Все работы Нисского коррелируются с нашей недавней выставкой «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», потому что мы, действительно, условно можем разделить творчество художника на темы. Это морские пейзажи - Нисский был замечательным маринистом. Железнодорожная тема - художник даже писал в своих воспоминаниях о неизгладимом впечатлении, которое на него произвели в детстве виды железнодорожных путей на станции, около которой он родился и вырос. Он всё время рисовал рельсы и шпалы - как в тетрадках, так и в своих зрелых картинах. К тому же он был очень современным человеком, восхищался техническим прогрессом, много путешествовал на самолёте и водил автомобиль. Это тоже отразилось в его творчестве. Ещё одна важная тема - пейзажи, изображение российской природы, но с элементами современной жизни: кораблями, автомобилями и самолётами.

Можно ли назвать лирического героя картин Нисского бунтарём, «героем своего времени» или «певцом индустриализации и социалистической стройки»?

Социалистическую стройку Нисский не отобразил на своих картинах. И как такового лирического героя на картинах нет, но сам художник любил прогресс, стремился всё осовременивать, поэтому по сути был «героем своего времени».

Могли бы вы назвать знаковые, самые важные картины Нисского?

Для нас самые знаковые картины - это, конечно же, «Над снегами» и «В пути» из нашего собрания. Работа «Набережная», эту картину мы выставляем вместе с работой Марке. Важны ранние работы - графика с железнодорожными путями. Нельзя не упомянуть картину, которая приедет из Третьяковской галереи, «Февраль», совершенно необыкновенная по свету и цвету. И, основываясь на воспоминаниях современников и исследователей, мы собрали по разным городам его триптих «Аэродром», «Коломенское» и «Подмосковная ночь».

«Аэродром»

«Коломенское» и «Подмосковная ночь»

Мы выяснили, что эти три работы выставлялись на одной из экспозиций в 1960-е годы как триптих. Воля художника показывать эти картины именно так. Важными мы также считаем картины «У могилы друга» (из Третьяковской галереи) и «Колхоз «Загорье» (из Русского музея).

«У могилы друга»

«Колхоз Загорье»

Является ли, на ваш взгляд, творчество Нисского актуальным в наши дни? Для кого?

Мне кажется, да. Судить можно даже по сувенирной продукции, которую мы выпускаем. Дождевики, свитшоты, открытки с принтами работ Нисского «Прыжок с парашютом» и «Над снегами» были распроданы очень быстро, можно сделать вывод, что людям нравится. Работы Нисского очень хотели видеть наши римские коллеги, потому что все картины выглядят очень современно. Мы давно работаем и дружим с художником Павлом Отдельновым, которому очень нравится творчество Нисского. Их работы, на первый взгляд не похожи, но если посмотреть внимательно, прочитать комментарии, влияние очевидно. Так же мы показываем работы Таира Салахова, признававшего влияние Нисского. Стиль Салахова называют «суровым стилем», прародителями которого считались художники объединения «ОСТ» и Нисский.

Мы знаем, что в ИРРИ проводится много образовательным программ для детей от 4-5 лет до 18 и старше. Планируются ли экскурсионные программы для самых маленьких на это выставке?

Конечно, каждая наша образовательная программа сопряжена с нашими временными выставками. Обязательно будет серия «Арт-ланчей», на которых мы рассказываем о каком-либо экспонате - это пятнадцатиминутные еженедельные бесплатные лекции по средам, своеобразные «культурные инъекции», как мы их называем. С октября начнется новая образовательная программа «Умные четверги» - с 19:00 до 21:00 пройдут открытые лекции, посвященные, в том числе, и этой выставке. Детские программы по субботам для разных возрастов всегда начинаются с посещения выставки, поиска вдохновения, а потом малыши переходят к самостоятельному творчеству.

Обязательно будет аудиогид и квест (как детские, так и взрослые группы), для тех, кто не любит классические экскурсии.

После такого увлекательно и подробного рассказа, невозможно не посетить Институт русского реалистического искусства и особенно предстоящую выставку. Мы уже планируем свой сентябрь! А вы?

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) - 18 июня 1987, Москва) - советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922-1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Биография

Выдающийся советский живописец, график, монументалист, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Народный художник РСФСР (1965).

Георгий Григорьевич Нисский родился в семье станционного фельдшера, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля в Белоруссии. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, учился у А. Я. Быховского. Студийцы с рвением и энтузиазмом молодости рисовали плакаты, писали портреты, создавали панно, выполняли эскизы украшения площадей в дни революционных праздников.

В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). В 1923 году перешёл на отделение живописи, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал иллюстратором и в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ и прежде всего, творчества своего старшего коллеги - Александра Дейнеки, а также французского художника - Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.

В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. Море сразу покорило молодого художника грандиозностью и романтикой, он встретился с ним в Новороссийске во время шторма. С тех пор и на всю жизнь Нисский связал свою художественную с морем, оно стало героем многих его картин. Из поездки Нисский привез около двадцати небольших, написанных по впечатлению акварелей и гуашей, которые впервые показал публично на выставке общества «Группа 13». Ни чего кроме молодости, не объединяло Георгия Нисского с этим обществом, творческие установки которого были неясными, а художественная жизнь - скоротечной.

В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на «Жиль-Барте»». Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ), посвящённая черноморскому мятежу. После окончания ВХУТЕМАС работал в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), оформлял стенгазеты, боевые листки, выполнял плакаты и монументальные панно (1930-1931).

В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Ф. С. Богородским и Г. Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на военных быстроходных катерах и на подводной лодке. Весной 1937 года совершил поездку на Тихий океан, результатом которой появились такие произведения художника как «Подводная лодка», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке».

В 1938 году участвовал в самой крупной художественной выставке посвящённой Вооруженным Силам - «20 лет РККА и Военно-Морского Флота» картинами «Задержание японской шхуны», «Черноморский флот на маневрах», «Подводная лодка». Его имя упоминается во всех многочисленных критических статьях, посвященных выставке центральной и периферийной прессой.

Участвовал в масштабной тематической выставке «Индустрия социализма», на ней было представлено более тысячи произведений. Они занимали семнадцать залов, группируясь по тематическому признаку. В четвёртом и пятом залах, объединенных темой «Индустрия крепит оборону СССР», висели картины Нисского «Спуск корабля» и «На Дальнем Востоке». Первая картина, пользовалась особой популярностью у посетителей, все, кто писал о этой картине, отмечали смелость и оригинальность её композиционного решения. Нисский трактует это значительное событие как народный праздник - этому отвечает яркий колорит картины, передающий и летнюю синеву моря, и прозрачную синь неба, оттененную розовеющими облаками, и нарядность флагов расцвечивания, которыми набраны слова «Красный флот на удар ответим ударом».

В 1940 - вместе с художником Фёдором Решетниковым, Нисский совершил поездку на Балтийское море. Совершил неоднократные поездки на Баренцево море, где художника застала Великая Отечественная война (1940-1941).

В предвоенные годы Г. Нисский уделял внимание и плакату, создал листы посвящённые обороне СССР: «И если враг с ухваткой вора. Зайдет в советские моря. К орудьям встанут комендоры. Ударят с грохотом линкоры. Подняв литые якоря» (1940).

Во время войны Нисский оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе - выполнял плакаты, как правило, на морскую тему: №588 «Во славу Октября!» (1942). В феврале 1942 года вместе со своим другом Дейнекой, Нисский ездил в действующую армию, в район Юхнова. Художник вел фронтовой дневник и много рисовал.

Война вызвала огромный подъём советского искусства. Перед художниками встали благороднейшие задачи: укреплять патриотизм людей, поддерживать их волю к борьбе с захватчиками. Осуществить это можно было в произведениях, захватывающих зрителя глубиной и непосредственностью чувства, убедительностью формы, способных повести за собой.

Именно такие задачи Нисский решал в своём творчестве. Свою веру и волю в победе сумел отлить в чеканные формы таких картин, как «Севастополь», «Бой в Ирбенском проливе» (1942), «Над Баренцовым морем» (1942), «Потопление фашистского транспорта» (1942); свою безграничную любовь к Родине выразить в великолепных пейзажах: «Клязьминское водохранилище», «Мост на канале», «После дождя», «Канал Москва - Волга», «Ночь на канале» и другие, продолжая в суровые военные годы развивать жизнеутверждающую тему красоты и величия родной природы.

Одно из лучших произведений художника этих лет - картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году.

Той же задаче посвящает художник графические работы, к которым он вновь обращается в годы войны. Нисский создаёт отдельные листы «Партизаны в засаде», «Перед боевым вылетом» и циклы рисунков на темы - «Защита Одессы», «Военная Москва», «Защита Севастополя». Один из лучших графических листов художника «Зенитная батарея у «Динамо»» из цикла «Военная Москва» даёт полное представление об особенностях его графики этих лет.

В 1940-1950-е годы Георгий Нисский много работал и создал, пожалуй, лучшие свои картины - полные энергии, света и воздуха. Именно он и Дейнека стали предвестниками сурового стиля. Его сдержанные по цвету, композиционно и тонально выверенные работы являются одними из лучших реалистических произведений искусства этих лет, в СССР.

В 1951 году, за картины «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса» (все - 1950), художнику присудили Государственную премию. Летом 1953 года совершил путешествие на яхте по Волге, в результате была написана серия лирических волжских пейзажей: «Витенево», «Волга. Вечер», «Волга. Юрьевец», ««Кайра». Дождь прошел», «Мышкин», «На Волге, «Пестово».

Помимо живописи, Нисский много занимался оформлением и иллюстрированием книг, и здесь тоже остаётся верен морской теме, иллюстрирует книги: П. Гаврилова - «По четырем океанам», Бориса Шатилова - «Нур-Эддин и его учителя», К. М. Станюковича - «Человек за бортом», Джека Лондона - «Матрос первой статьи», С. Т. Григорьева - «С мешком за смертью» (все - 1930); А. С. Новикова-Прибоя - «Между жизнью и смертью» (1930), «Цусима» (1934-1935); «Рассказы о победах» (1932), И. Рахилло - «Крылья мечты» (1933), Л. Соболева - «Капитальный ремонт» (1937), «Морская душа» (1943).

Художник участвовал во всех крупнейших всесоюзных и всероссийских художественных выставках (1932-1966). В 1937 году Нисскому была присуждена бронзовая медаль за картину «Встреча» на всемирной парижской выставке. В 1950 году в зале Московского товарищества художников состоялась первая персональная выставка Нисского. В 1960 - в выставочном зале Союза художников СССР состоялась выставка гуашей мастера. В 1961 - открылась персональная выставка гуашей Нисского в залах АХ СССР. В 1963 - персональная выставка к шестидесятилетию со дня рождения художника в залах Академии художеств СССР. В 1966 открылась персональная выставка акварелей и гуашей Г. Нисского в Нижнем Новгороде (Горьком).

После войны Нисский жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка, его мастерская находилась рядом с мастерскими своих друзей юности - Андрея Гончарова и Константина Вялова . С молодости Георгий Нисский свободное от живописи время отдавал спорту - играл в волейбол, профессионально занимался яхтным спортом, дважды завоёвывал звание чемпиона Москвы по этому виду спорта. По воспоминаниям современников, Георгий Григорьевич имел много друзей и поклонников своего таланта. К сожалению, не всегда мог отказаться от многочисленных предложений посидеть в теплой компании, и тем самым пристрастился к выпивке. Художник не имел семьи, последние двадцать лет тяжело болел и почти не работал, умер в доме престарелых.

Творчество Георгия Нисского - значительное явление в истории советского искусства, ему присущи оптимизм, ясность чувств и мыслей, чуткость ко всему новому в природе и жизни. Своеобразие Нисского заключается не в каком-то «особом» художественном видении, а в умении художника простотой и завершенностью живописных приёмов придать своему личному восприятию природы общедоступность, художественную убедительность.

Всё, над чем всю жизнь трудился мастер, проникнуто острым ощущением современности. Своей основной задачей он считал отражение в искусстве духа эпохи, тех настроений, которые волнуют современного человека. Это одна из привлекательнейших черт живописи художника Нисского.

Произведения Г. Г. Нисского находятся в самых крупных российских и зарубежных музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Астраханская картинная галерея Б. М. Кустодиева, Бурятский музей изобразительных искусств, Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Волгоградский художественный музей изобразительных искусств, Воронежский музей изобразительных искусств, Воронежский областной краеведческий музей, Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Музей Вооруженных сил РФ, Иркутский областной музей, Кабардино-Балкарский художественный музей, Калужский областной художественный музей, Картинная галерея Екатеринбурга, Кемеровский областной художественный музей, Кировский областной музей, Курская картинная галерея, Музей пограничных войск, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник, Пермский художественный музей, Ростовский областной художественный музей, Рязанский областной музей, Севастопольская картинная галерея, Тверская картинная галерея, Тульский художественный музей, Хабаровский Дальневосточный музей, Чувашская республиканская картинная галерея, Центральный музей Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, Ярославский художественный музей, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный художественный музей Белоруссии, Казахская государственная художественная галерея, Киевский музей русского искусства, Туркменский государственный музей, Государственный музей Киргизии, Государственный музей искусств Узбекистана, Каунасский художественный музей, Таллиннский государственный художественный музей, Львовская картинная галерея, Художественный музей Вильнюса.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Похожие статьи
 
Категории