Нравственная деградация личности как процесс революционной социализации человека. Падение нравственности в российском обществе Нравственная деградация человечества

26.06.2020

М. А. Антипов, А. А. Исполатова Пензенская государственная технологическая академия,

Г . Пенза , Россия

MORAL DEGRADATION AS A URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

M. A. Antipov, A. A. Ispolatova Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Paper is devoted to very actual problem – problem of moral degradation of mod­ern society. The article reveals the essence and meaning of morality and the consequences for the mor­al decline for society.

Key words: Moral; anomy; the crisis of morality.

Современный мир, достигший невиданного ранее технического и ин­формационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но матери­альный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Мно­гие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без кото­рого общества не могут жить» . Нравственность как интериоризиро-ванная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгей-ма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.

Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате


Западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе чело­века. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» . Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является ре­лигия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытыва­ют жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социаль­ного института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным яко­рем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посред­ника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус инди­вида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожале­нию, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное боль­шинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека за­висят от уровня заработка.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравствен­ный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нару­шение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.

Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в со­временной России» приводится ужасающая статистика:

– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;

– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;

– 12 % подростков употребляют наркотики;

– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посе­щают школу;


– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличе­ния общей преступности;

– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолет­них заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов .

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рож­даемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спирт­ным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года .

Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка вли­яют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Иссле­дователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в дан­ном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведе­ние). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнрав­ственности.

Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сфе­рах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.

2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.

3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public- Ations/article23740.htm

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: Http://www. kapital- Rus. ru/articles/article/1041

© М. А. Антипов © А. А. Исполатова


К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.

Что такое мораль, нравственность индивида и нравственная деградация.

Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога-совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во ВСЕЛЕНСТВЕ как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.

Три причины нравственной деградации человечества.

В современной литературе на эту тему есть много интересных работ, авторы которых заслуживают особого внимания и уважения, так как на основании их взглядов удалось выявить три основные причины нравственной деградации человека и человечества. Для этого читателям следует познакомиться с 3-я разными работами, но типичными для большинства других исследователей этой проблемы.

Первая причина деградации.

Для этого читателям будет интересно познакомиться с работой профессора Е.П. Подрушняка, в которой он обвиняет самого человека в его духовной деградации. Этим самым он выразил мнение не только свое и других ученых мира, но и многих простых людей планеты, которое они высказывали в печати разных стран до настоящего времени.

Так, Е.П. Подрушняк в своей книге «ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ И СТАРЕНИЯ» (1993 г.) с тяжелым сожалением и болью в душе писал: «…Жизнь! Какая же ты сложная и безграничная по своим нюансам и содержанию! Организмы простейших – это жизнь наяву; сложнейшая форма движения и превращения биологической формы материи у млекопитающих и на самом высоком уровне у человека-жизнь со всеми ее атрибутами: открытая система потребления энергии извне, обмен веществ, полинуклеотиды и биосинтез белка клеточных элементов. Все это жизнь и общение, взаимодействие между собой атомов и молекул в биосистемах, взаимоотношение и взаимодействие между собой организмов: животных – растений, животных – животных, человека-растений, человека-животных, человека-человека. Бессметное количество вариантов, форм, способов их общения, взаимоотношения и взаимодействия между собой – это жизнь!

Но существует и другая негативная сторона взаимоотношений этих организмов… Нет, пожалуй, на Земле более жестоких схваток, чем человека с человеком. Войны, войны… История существования человеческого общества почти не знает периодов, когда не было бы войн, борьбы, враждебных отношений между людьми. Сотни и тысячи войн в периоды различных эпох.

…Сегодня алчности человека (Homo Sapiens), его жестокости, его преступности, кажется, нет границ. Попираются все законы Природы, создающие этот мир и человека, вся гармония человеческого сообщества из-за существования религий, национальностей, идеологий, разделяющих людей между собой, приводит к братоубийству и насилию.

…Все многообразие насилия: и захват земель, и порабощение человека человеком, и другие формы имеют в своей основе необходимость удовлетворять все более растущие потребности захватнической сущности людей.

В наши дни человек человеку нанес побои, обидел или за воровство – его судят; в наши дни, чем больше людей убил в бою за «правое дело» – ему еще и награды дают. Награждают высочайшими наградами «ученых», даже за разработку и создание оружия массового уничтожения людей, в том числе стариков и детей. Чем больше будет уничтожено людей, тем ценнее оружие, тем почетнее его создатель, тем больше наград он удостоен. Вот какое наше общество!

Примером этому может быть также соперничество двух могущественных стран США и бывшего СССР в создании оружия массового уничтожения людей и всего живого.

…А теперь посмотрим, какое мировоззрение на человекоубийство присуще людям далекого прошлого… Самым истребительным оружием считался когда-то лук и стрелы; и когда в сражении один из воинов предложил треногу для более точной наводки стрелы, царь Булла приказал уничтожить ее. Тренога появилась на поле сражения спустя 200 лет. Король Африки Шамба запретил пользоваться дротиками во время сражения. Леонардо-да-Винчи сообщил потомкам «как и почему я не пишу о своем способе оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находившимися в них людьми» (Лейчерский манускрипт). И, наконец, уже недавно, в 1775 году изобретатель Дю Перрон добивался личной аудиенции короля Франции Людовика XVI, чтобы показать ему изобретенный им пулемет, существенно повышающий его способность убивать людей по сравнению с ружьем. Это сулило Франции большие победы на полях сражения. Король холодно прервал изобретателя, велел удалиться, назвав Перрона извергом, врагом человечества. Приказал разбить его пулемет, положить в лодку со всеми материалами, чертежами, отвезти далеко в море и затопить. Не правда ли, как-то непривычно сегодня звучат такие факты.

…Более 1000 лет назад было создано общество Ашока (родственники Индийского императора). Это тайное общество девяти неизвестных, целью которого является не допустить, чтобы важные сведения о возможности массового уничтожения людей попали в руки людей. История повествует, что к этому Ашок пришел, когда он видел мучения 7000 раненых и убитых своих противников. Некоторые считают, что общество существует до сих пор.

…Вот какие предки наши были, и какие есть мы сегодня! Какая нелепость существует в отношениях между людьми, какой парадокс между делами человека и определенной ему ролью хозяина планеты Земля. Жестокость, обман, попирание всех человеческих ценностей, жажда наживы, зверские убийства друг друга, насилия – все это имеется в наши дни, с тенденцией к увеличению. Мир называет себя цивилизованными и, вместе с этим, общество породило беспрецедентные массовые убийства, беззаконие, наркоманию, проституцию и различного рода преступность. Такое положение сложилось сегодня на рубеже XXI века в большинстве высокоразвитых стран мира.

Современное «цивилизованное» общество породило массу людей самоубийц, причем в развитых странах случаев самоубийств людей больше, чем в развивающихся. Анализ зарубежных и наших данных позволяет утверждать, что корни самоубийства людей кроются в условиях развития научно-технического прогресса, в усложнившихся производственных отношениях, огромном потоке информации, стремительном темпе жизни. Все это ведет к разрушению самого ценного – семьи и брака. Всевозможные социальные психологические стрессы, травмы, к которым личность оказывается менее устойчивой.

Сегодня человек достиг высшей формы своего кощунства. С одной стороны, за одно убийство или ножевые ранения, нанесенные человеком человеку, – судят и сажают в тюрьму или выносят приговор к высшей мере наказания. А с другой – целенаправленные убийства многих тысяч и миллионов людей (войны, расстрелы, порой беспричинные) даже поощряются, даются награды. История знает сотни и тысячи таких примеров: это войны самого различного идеологического характера, это репрессии и казни по самым различным мотивам и многое другое. И самое, что есть парадоксальное, то это то, что наряду с такими явлениями глумления над совестью, большими ценностями того же человека проповедуется: «человек человеку друг, товарищ и брат», «ничего нет высшего, чем служение народу», «все для человека» или «равенство, братство и человеколюбие…».

Такое ожесточение человека, наблюдавшееся за последние 100 лет и более, происходит, вероятнее всего, в связи с увеличением численности населения планеты и все более нарастающей невозможностью добычи источников питания и энергии для его существования. Можно полагать, что если не произойдет положительного изменения в природе и улучшения добычи источников существования человека, если не будет каких-либо социальных и экологических преобразований в человеческом обществе, не произойдет глубоких катаклизм и потрясений, то в ближайшие 30–50 лет можно ожидать еще больших негативных деяний человека к человеку, животным и растениям. И все из-за добычи той же пищи – упорядоченной энергии для своего существования.

Нет в истории человеческого общества периода, когда бы в рамках всей планеты между людьми были бы мир, согласие, правили бы законы совести, гуманности, человечности, и с этих позиций решались бы все проблемы.

…Тяжело думать и знать об этом, но мира и согласия, отсутствия войн, разбоя, нанесения друг другу обид, воровства и обмана, увы, не будет, их не было раньше и не будет в будущем! По-крайней мере, до решения проблемы глобальных источников потребления биосистемами энергии. Именно потребность открытой системы в потреблении упорядоченной энергии извне решает вопросы любви и ненависти, войны и мира.

…Все биосистемы, как и сам человек, являются открытыми системами с потреблением энергии извне; при этом энергий от упорядоченных материальных систем. Именно такой, заложенный Природой способ существования биосистем обуславливает то, что животные, и человек в том числе, должны постоянно искать средства существования, пищу, накапливать ее, делать запасы. Если животное, убив свою жертву или получив какую-то порцию пищи, съедает только определенную часть, а остальное оставляет для другого, то человек поступает по-другому. Он покушает и, в лучшем случае, поделится с другим человеком или животным. Чаще же он убивает зверье – животных, ловит рыбу, убирает урожай – зерна, овощей столько, что они гноятся и приходят в негодность. Животному ничего не нужно, чаще всего только поесть. Человек же, кроме покушать, хочет жить хорошо и всегда желает жить лучше, чем другие. А этому… нет предела. Ему всегда кажется мало! Мало мяса, рыбы, одежды, денег, золота, брильянтов. Его жадности нет предела. И в этом его трагедия. Он хотел бы быть владыкой всей земли. Но и этого было бы мало; владыкой всей земли, системы Солнца, галактик! Да что – Вселенной! Беспредельная жадность, алчность делают его исключительно жестоким зверем из всего зверья Земли. Он идет на все – на обман, подлость, убийство, поджег, воровство, насилие, измену Родине, семье, ближнему, другу; ради своих корыстных целей человек способен оговорить людей, убивать у людей чувство достоинства, совесть, духовную чистоту, благопристойность, нарушать нравственность. Именно ЗДЕСЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЭТОМУ «ЛИЦУ» ЧЕЛОВЕКА как раз и ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЯ».

Вторая причина деградации.

Однако с другой точкой зрения на эту проблему мы знакомимся у Павла Хлебникова в его книге «РАЗГОВОР С ВАРВАРОМ» (2004 г.). В ней на примере Европейской цивилизации он попытался обосновать социальные факторы развития общества как причины духовной деградации людей. Об этом мы читаем следующее: «Я не верю, что все религии равноценны, так же как я не верю, что все культуры равноценны.

…История человечества знает много великих цивилизаций. Но только одна цивилизация – Европейская – смогла овладеть всем миром.

…Почему именно Европа?…Как же могло случиться? Почему именно из Европы ПОШЛО МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, а не из Китая, Индии или исламского халифата?

Ответ простой. Европа выросла на греко-римской цивилизации и христианстве. Эти корни и обеспечили ей победу.

Некоторые считают, что самое важное наследие греко-римской цивилизации – современная наука и рациональное мышление. Однако для Европы не это было решающим фактором, ибо исламский мир тоже в определенный период воспользовался научно-техническим наследием греко-римской цивилизации, а Китай и Индия вообще в сфере науки не уступали никому. Нет, судьбу Европы решило нечто иное. Она переняла от Древней Греции и Древнего Рима такие уникальные явления, как гражданственность, правосознание и народовластие.

…Не менее важна и нравственная основа европейской цивилизации – христианство. Именно христианство создало почву для процветания личности. Именно христианство отражает то деликатное равновесие между личной свободой и дисциплиной (совестью), творчеством и терпением, усердным трудом и размышлением, самоопределением и самоотверженностью. Нельзя представить себе лучше почву для развития цивилизации…Тот факт, что большинство европейцев искренне исповедовали христианскую веру, привел к созданию уникального духовного пространства в старой Европе.

Где идут постоянные кровопролития, невозможны ни изыскания культуры, ни сложная экономика, ни цивилизация. Именно христианство позволило европейским государствам мирно существовать в соответствии с христианскими понятиями человеколюбия, личной свободы и человеческого достоинства, что и привело к процветанию европейской цивилизации.

…Христианство и европейское господство вместе выросли и вместе исчезли: как только погасла христианская вера в Европе, погасла и Европа.

Что примечательно: процесс разложения зародился в момент наивысшей славы Европы, когда европейская цивилизация еще бурно развивалась. Отступление от христианства и веры в Бога впервые появилось среди аристократии и интеллигенции Франции XVIII века, незадолго до французской революции. В XIX веке безбожие захлестнуло интеллигенцию других европейских стран и к началу XX века пустило корни в широких слоях населения. В наивысший момент своего торжества Европа теряет уверенность в себе. Она перестает быть проповедником греко-римской цивилизации и христианства, она становится мировым рассадником атеизма и материализма. В Европе распространяется идеология социализма и марксизма. Сумашедшая мировая война 1914–1918 годов окончательно дискредитировали старую Европу. Огромные победы одерживает в мире коммунизм. Быстро разгорается и гаснет безбожный национализм фашистов и нацистов. Коммунистическая цивилизация, основанная также на отрицании Бога, оказывается пустой и безнравственной и распадается через семьдесят лет после своего возникновения.

…Что же сегодня слышно от самой Европы? Там продолжает гаснуть вера в Христа и почитание предков. Одурманенная сладкой жизнью и запутанная безликой бюрократией, Европа давно уже не говорит своего слова, а только подражает Америке. Не так уж давно Европа, родина бетховинской «Эроики», стремилась к славе, понимала, что такое подвиг… Сегодня Европе не нужно ни славы, ни подвижничества – лишь бы был покой. Вспоминаются слова Достоевского. «Я хочу в Европу съездить… – говорит Иван Карамазов, – и ведь я знаю, что ПОЕДУ ЛИШЬ на КЛАДБИЩЕ, но на самое… ДОРОГОЕ КЛАДБИЩЕ, ВОТ что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ним гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, упаду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».

Да, от Западной Европы действительно ничего не слышно. Но и восточная часть Европы (Русь) тоже безмолвствует.

Погасло христианство – погасла и Европа».

Тем не менее, Павел Хлебников считал, что: «Всякая цивилизация вырастает на определенных нравственных и культурных ценностях, а также отрицании противоположных ценностей. Когда цивилизация перестает защищать свои ценности и погружается в самодовольство, она открывает путь врагам… Поэтому цивилизация должна постоянно обновляться, заново испытывать свою правду и провозглашать свои ценности. Как правило, такое переосмысление необходимо каждому последующему поколению.

Уже много лет идет роковая борьба внутри Европы за культурное самоопределение. На чем же все таки сейчас основана европейская цивилизация? Либералы отстаивают принципы свободного рынка, интернационализма и безбожества, а консерваторы придерживаются, скорее, традиционных ценностей, защиты национальной и, как правило, христианской культуры. На Западе эта борьба культур началась в 1960-х годах, а в России разразилась лишь при распаде коммунизма и сейчас только набирает силу.

Исход этой схватки, между либеральной и консервативной культурой, во многом определит суть европейской цивилизации в XXI веке».

Третья причина деградации.

И, наконец, третий взгляд на проблему обосновал Даниил Андреев, будучи поэтом, христианином и глубоко верующим человеком. По его мнению, на старые религии падает в значительной степени ответственность за духовную деградацию человечества, возникшую в XX веке.

В своей книге «РОЗА МИРА» (1991 г.) он писал: «Рубеж XX века явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя – и чем дальше, тем определенней – не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существующий еще 50 лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его заменить. Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия».

И далее он расширяет и углубляет свою мысль так: «.. Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм. Но и папство, упорно старавшееся замкнуть феодальный хаос дамбами иерократии, не сумело ни ослабить эксплуатацию неимущих имущими, ни уменьшить широкими реформами социальное неравенство, ни повысить общее благосостояние. Впрочем, обвинять в этом ведущую католическую иерархию было бы несправедливостью: для подобных преобразований еще не было материальных средств, ни экономических, ни технических. Не случайно зло мира ощущалось из покон веков и вплоть до нового времени неустранимым и вечным, и католицизм, по существу, обращался, как и остальные религии, лишь к «внутреннему человеку», учил личному совершенствованию. Но времена изменились, материальные средства появились, и заслуга всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего мира человека: ТЕПЕРЬ ЭТО ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ДРУГ ДРУГА ВОСПОЛНЯТЬ. Нередко слышишь: «Христианство не удалось». Да, если бы оно все было в прошлом, можно было бы говорить, что в социальном и всемирно-нравственном отношении оно не удалось. «Религия не удалась». Да, если бы религиозное творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано, религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась бы. А пока справедливо говорить об этом только так: добиться существенного уменьшения социального зла старые религии не могли, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В XVIII веке ПРОБУДИЛАСЬ СОЦИАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в связи с тем, что начали появляться не достававшие для этого материальные средства. Но СТАРЫЕ РЕЛИГИИ НЕ СУМЕЛИ ЭТОГО ПОНЯТЬ, НЕ ЗАХОТЕЛИ ЭТИМИ СРЕДСТВАМИ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ, НЕ ПОЖЕЛАЛИ ВОЗГЛАВИТЬ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, и ИМЕННО в ЭТОЙ КОСНОСТИ, в ЭТОЙ УМСТВЕННОЙ ЛЕНИ, в ЭТОЙ ИДЕЙНОЙ НЕПОДВИЖНОСТИ и УЗОСТИ – ИХ ТЯГЧАЙШАЯ ВИНА. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью в этом отношении, и не приходится удивляться противоположной крайности, в которую впала Европа, а затем и другие континенты: преобразованию общества чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса. Нечего, конечно, удивляться и итогу: потрясениям, каких не видал мир, масштабом жертв, какие никогда не рисовались даже в бреду, и такому снижению этического уровня, самая возможность которого в XX веке представляется до сих пор многим мрачной и трагической загадкой. На СТАРЫЕ РЕЛИГИИ ПАДАЕТ в ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за ГЛУБИНУ и УПОРСТВО ПОСЛЕДУЮЩЕГО БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ЭТАПА, за ДУХОВНУЮ СУДЬБУ МИЛЛИОНОВ ДУШ, которые, РАДИ БОРЬБЫ за СПРАВЕДЛИВОЕ МИРОУСТРОЙСТВО, ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СЕБЯ РЕЛИГИИ ВООБЩЕ и ЭТИМ ВЫРВАЛИ КОРНИ СВОЕГО БЫТИЯ из ЛОНА МИРОВОЙ ДУХОВНОСТИ».

Таким образом, анализ литературы позволяет выявить, в основном, три ключевые причины духовной деградации человечества:

1-я – в несовершенстве самого человека,

2-я – в развитии социального фактора общества и гибели христианства,

3-я – в игнорировании социальных преобразований общества всеми религиями мира.

Именно эти причины привели к духовной гибели большой части человечества, которая, в свою очередь, стала практически первопричиной возникновения и многих других главных проблем жизни на Земле.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

В тексте известного советского писателя Л. М. Леонова рассматривается сложная проблема нравственной деградации человечества .

Основной причиной отсутствия духовного благополучия в мире автор считает последствия научно-технического прогресса, который в статье рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, нам не стоит паниковать: «прогресс находится в добром здравии», в результате жизнь становится комфортнее. С другой же стороны, как далее подмечает писатель, всё-таки чувствуется, что научно-технические достижения обедняют нас морально и нравственно. И остановить этот процесс не в силах стремительно развивающаяся наука: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не даёт указаний, как не сорваться в неё».

Л. М. Леонов уверен: человечество нравственно «изнашивается», и это вполне может привести даже к распаду цивилизации. Именно к такой позиции автор приходит, рассуждая о том, как меняется в духовном отношении наша жизнь.

С данной мыслью трудно не согласиться: человек внутренне деградирует, будучи окруженным новейшими благами, которые позволяют ему меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современные люди ослабевают физически, деградируют морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма «царя природы», изменяются не в лучшую сторону социально и интеллектуально.

Сохранение цивилизации основано на передаче нравственных и духовных ценностей , обеспечивающих целостность личности и всего человечества, а в условиях технического прогресса люди не успевают над этим задумываться. Так, на протяжении длительного периода времени люди планеты наблюдали соперничество двух могущественных государств — США и бывшего СССР — в создании ядерного оружия. Действительно, таким мощным державам было необходимо иметь в арсенале средства массового поражения для поддержания мирового господства. Однако, с моральной точки зрения, гонка вооружения подвергалась критике многих прогрессивных учёных.

На мой взгляд, прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. Иначе возможна ситуация, описанная в антиутопии Евгения Замятина «Мы». Герои произведения — «нумера», живущие в Едином Государстве. Вся жизнь их подчинена математическим законам: «нумера» живут по единому расписанию, обитают в стеклянно-прозрачных квартирах, думают одинаково. Герои не знают жажды прекрасного, они лишены естественных человеческих чувств и переживаний. Несмотря на то что государство развито в техническом отношении, его граждане бедны духовно.

Таким образом, последствия технического прогресса могут оказаться губительными для духовной жизни людей: обогащаясь научными открытиями, высокотехнологичными товарами и услугами, мы обедняем себя морально и нравственно.



Похожие статьи
 
Категории