Нравственная деградация. Проблема нравственной деградации человечества на земле

03.03.2020

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.


Э. Дюркгейм: Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить".

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Известный исследователь Л.В.Кудрявцев отмечает, что «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».

Следует констатировать, что сегодня мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие выдающиеся мыслители - Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн говорили о закате западной культуры. Незауряднейший из этого ряда Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе человека. "Но где опасность, - писал он, - там вырастает и спасительное". Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Перейдя к нашим отечественным реалиям, мы можем констатировать, что в российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизнь все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности - признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной женщины. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу - непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, просходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова«Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:

Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

Каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

Ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

Насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

12% подростков употребляют наркотики;

Более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

Около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

Детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;

Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Происходит дальнейшее уменьшение численность населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились - на 5,6%. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993-2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.

Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11-2,15. Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе Программы развитияООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения. Страна вступила в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребёнка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Эти тенденции также подтверждают данные социологического опроса ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), проведенного в 2008 году. Их данные свидетельствуют, что почти две трети россиян (60%) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. (Всего 5% опрошенных россиян собираются завести детей в ближайшие год-два. Каждый третий (34%) является родителем - 22% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 10% - двоих детей, 2% - более двух детей). Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по числу абортов на число родившихся (до 1995 года второе после Румынии). Однако в последние годы этот показатель почти постоянно сокращается - с 206 на 100 рождений в 1990 до 81 в 2008 году. Но все равно это довольно большое количество абортов. И это официальные цифры, реальная картина может быть совершенно другой, сколько делается подпольных абортов, одному Богу известно.

В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи довели, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.

Дураки и дороги

Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Хотя и говорят что в России две главные проблемы «Дураки и дороги», но плохие дороги у нас именно потому, что на их строительстве разворовываются колоссальные деньги. Гендиректор российского исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов в качестве примера бездоказательного воровства рассказывает о строительстве дороги Адлер - Красная Поляна протяженностью всего 48 км. Как подсчитало российское издание Esquire, за потраченные на нее $7,3 млрд, эту трассу можно было выстелить сантиметровым слоем черной икры или щедро покрыть 22 см фуа-гра.

Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. А может ли верующий человек (православный, мусульманин, буддист) быть действительно верующим, если нарушает одну из важных заповедей этих религий: «Не укради»? Риторический вопрос.

Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег

Год назад, была запущена первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), а сегодня эта гигантская труба стала эпицентром самого масштабного коррупционного скандала в истории современной России. Как пишет Корреспондент, поводом для него послужили документы, которые выложил в интернет известный российский общественный деятель Алексей Навальный. Согласно бумагам, которые, по данным Навального, были составлены госкомпанией Транснефть, строившей нефтепровод, при его сооружении из госказны украли фантастическую сумму - $4 млрд. Другими словами, из кармана каждого совершеннолетнего россиянина вынули примерно по $35.

Россия заняла 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира, подготовленном Transparency International. В 2010 году России было выставлено 2,1 балла из возможных десяти. Годом ранее Россия занимала в рейтинге Transparency International 146-е место.

Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. При этом исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области. Согласно опубликованным в конце 2009 года данным, за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей.

О тотальной коррупции во всех эшелонах власти уже не могут молчать даже сами чиновники. В конце октября 2010 года начальник контрольного управления президента России Константин Чуйченко заявил, что "экономический эффект от очищения [от] порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей [$32 млрд]". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей?" - переспросил у него президент Дмитрий Медведев и тут же поручил правительству законодательно решить проблему

До тех пор пока в России будет процветать воровство на всех уровнях, когда бюджетные средства раскрадываются чиновниками в колоссальных масштабах, никаких существенных изменений в стране не произойдет. Только строгие и даже жесткие меры могут его пресечь или значительно уменьшить.

Британские ученые доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность.

Изучив свыше 100 стран с разными экономическими, социальными, и религиозными уровнями развития, ученые пришли к выводу, что воровство напрямую зависит от меры наказания, предусмотренной в стране. Чем более строгое наказание, тем меньше желающих умыкнуть чужое.

Моральная деградация российского общества

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы.

По словам президента Группы компаний Imageland Вероники Моисеевой, «идея проведения данного опроса силами PR-агентства родилась как способ привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного состояния общества, так как за решением социально-экономических вопросов эта проблема обычно ускользает из поля внимания государства».

Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% - что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% - «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.

Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.

Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).

В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% - «полностью согласны», 32% - «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.

По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.

Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.

Данные, полученные в ходе опроса, были обсуждены в рамках экспертного клуба, действующего при агентстве Imageland PR. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что цифры были бы еще более удручающими, если бы исследование проводилось не в Москве, а по всей России. Как утверждает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, «нравственный кризис – это отсутствие у людей нравственного стержня, то есть размывание понятий “добро” и “зло”… Бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой “системе ценностей”, где ценностей попросту нет. Сейчас, к сожалению, мы близки к этому состоянию».

По мнению директора по исследованиям и специальным проектам агентства Imageland PR Евгения Кузнецова, хотя данные опроса оказались вполне предсказуемыми, они примечательны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они красноречиво свидетельствуют об очевидном общественном запросе на более активную роль государства в регулировании ситуации в сфере морали. Во-вторых, исследование дает весьма неутешительное понимание того, что население воспринимает СМИ как существующий сам по себе, автономный от общества объект, который несет определенное разрушительное воздействие, и дожидаться от него какой-то моральной воспитательной работы бесполезно. Поэтому общество в целом не имеет ничего против ни цензуры, ни контроля государства над «четвертой властью», в той или иной форме.

Андрей Юревич и Дмитрий Ушаков отмечают, чтокрайне тревожное нравственное состояние нашего общества проступает также в его социологических и психологических исследованиях. Часто констатируется и антагонистическое противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме можно обнаружить намного больше.

И.В.Щербакова и В.А.Ядов сравнивали такую форму проявления вежливости, как придерживание двери в метро следом идущему пассажиру, у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Будапешта. Наихудшие показатели продемонстрировали москвичи, а наилучшие – жители Будапешта, причем в Будапештском метро это чаще всего делала молодежь, а у нас – люди среднего и пожилого возраста. Некоторые российские респонденты сравнивали поездку в метро в час пик с борьбой за выживание, в которой другие пассажиры воспринимаются как конкуренты за место в вагоне. Канадские социологи в 2006 г. провели исследование, продемонстрировавшие, что по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему ужесточению нашей общественной жизни (закономерно, что термин «брутализация» занимает видное место в терминологическом аппарате отечественной социологии). «Брутализируется» все – от отношений между супругами, нанимающими киллеров для решения внутрисемейных вопросов, до способов совершения самоубийств. А около 50% наших сограждан признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой, причем наиболее часто это делают молодые и хорошо обеспеченные люди.

Получены данные о том, что в нашей стране намного больше, в сравнении, например, с США, респондентов, утвердительно отвечающих на вопрос о том, «Может ли человек нарушать закон и при этом быть правым?». А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т.е. подлинно законопослушных, по крайней мере, на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10-15%. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «застревает» на начальной стадии, где послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, характеризующемуся опорой на высшие этические принципы и совесть. Аналогичные результаты дает изучение моральных суждений младших школьников, которые считают основными причинами совершения поступков страх наказания и сочувствие, причем за последние 70 лет эта схема объяснения мало изменилась.

Моральная деградация нашего общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Социологи показывают, что «в конце XX–начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения». Они же констатируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия».

Социологи констатируют, что «Сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».

Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов»; «Криминальная субкультура в последние годы масштабно проникает и в массовый культурный продукт – художественные фильмы и сериалы, блатные песни, звучащие по радио, в ресторанах, кафе, транспорте, детективы и боевики (которыми завалены все книжные прилавки), даже в рингтоны для мобильных телефонов». Подмечено, что главный герой наших кинофильмов и сериалов – «хороший» бандит («Бумер», «Бригада», «Брат» и др.), а отнюдь не борец с криминалом. По данным опросов, больше половины наших сограждан систематически использует блатной жаргон и т.п. На наших телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам.

Главная мотивация ЗМИ и особенно телевидения – это привлечение большинства зрителей и получение максимальных прибылей от рекламы, то есть на первом месте стоят деньги, а отрицательное влияние сцен насилия, разврата, вседозволенности на нравственность населения учитывается в последнюю очередь.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают очень большой уровень отрицательного влияния низкопробного информационного продукта на психику и мораль населения и особенно молодежи. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели - ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, - не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен - закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О.Дроздова (Институт психологии им. Г.Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.

Авторы социологического исследования, проведенного в 80-х годах в США среди осужденных преступников, обнародовали следующие факты: 63% осужденных преступников заявили, что они совершили преступление, копируя телевизионных героев, а 22% - переняли из телефильмов «технологию» преступления.

Все это приведет к тому, что остается достаточно высоким уровень криминализованости общества. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий.

Получается довольно парадоксальная ситуация: безнравственность порождает такие социальные отклонения, как преступность, на что сейчас исследователи стали обращать внимание, а преступность, в свою очередь, порождает безнравственность, бездуховность. Ю.М. Антонян и В.Д. Пахомов пишут в этой связи, что преступность оказывает влияние "на нравственно-психологический климат в обществе, на воспитание подрастающего поколения, наносит огромный материальный ущерб, подрывает экономику. В частности, лица, сосредоточивающие в своих руках за счет совершения преступлений значительные материальные средства, демонстрируют уровень жизни, недоступный большинству людей. Многие, особенно молодые, начинают рассматривать этот уровень как некий эталон". И подобные ситуации вполне естественны и психофизиологически обоснованны. В данном случае действует принцип, имеющий психофизиологическую основу и выражающийся пословицей "свято место пусто не бывает". Место нравственности заступает ее противоположность - безнравственность.

Бизнес и мораль

Печальные результаты дают и психологические обследования современного российского бизнеса, свидетельствующие о том, что он не готов к политике социальной ответственности, она воспринимается нашими предпринимателями как противоречащая их коммерческим интересам, а понятие социальной ответственности совершенно по-разному трактуется бизнесменами и основной частью нашего общества. Это создает социально-психологические условия не только неизбежности регулярного возникновения финансовых «пирамид» и прочих проявлений недобросовестности предпринимателей, но и «холодной гражданской войны» между ними и госслужащими.

Гибели Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Именно безнравственность, разврат, чревоугодие, жадность, похоть стали главными причинами падения Римской империи. Приток богатств из покоренных стран распространял самую экстравагантную роскошь, когда для пиршенства собирались павлины из Самоса, щуки из Pessinus, устрицы из Тарента, финики из Египта, орехи из Испании, самые редкие блюда из всех частей мира, и пирующие прибегали к рвотным средствам, чтобы попробовать все блюда. "Они едят", говорит Сенека, "а потом рвут, они рвут, а потом едят". Apicius, который жил под Тиберией, растворял жемчуг в вине, которое пил, растратил огромное состояние для наслаждений своего стола, а затем покончил жизнь самоубийством. Специальный класс слуг, косметиков, заботился о платье, сглаживании морщин, установке искусственных зубов, окраске бровей богатых патрициев. С огромным богатством ужасно контрастировала безнадежная нищета. Огромные налоги истощали провинции, обременяли людей, и страдание ужасно увеличивалось войной, эпидемией и голодом. Свободные граждане потеряли физическую и моральную силу, и опустились до инертной массы, требуя только «Хлеба и зрелищ», пьянство было распространено среди населения. Третий класс состоял из огромного числа рабов, которые выполняют все виды механического труда, даже пахали землю, и во время опасности были готовы присоединиться к врагам империи. Армия, состоящая в основном из грубейших граждан и варваров, была силой нации, но постепенно деградировала, требуя все большей оплаты. Добродетели патриотизма, и добросовестности в общественных общениях, исчезли. Везде преобладали: низменная жадность, подозрительность и зависть, взяточничество, наглость и раболепие.

Работа по деморализации народа, была систематически организована и санкционирована из самых высших эшелонов власти. Самые низменные пороки проявляли императоры. Языческие историки Рима заклеймили и увековечил пороки и преступления Цезаря; мизантропию, жестокость и сладострастие Тиберия; свирепое безумие Гая Калигулы, который пытал мужчин, обезглавлял или пилил на куски для своих развлечений, который серьезно думал убить весь сенат, возвысил лошадь на чин консула и жреца, бездонную подлость Нерона, "изобретателя преступления", который отравил и убил своих учителей Burrhus и Сенеку, своего сводного брата и брата-в-законе Британника, свою мать Агриппину, жену Октавию, любовницу Поппею, который из-за своего каприза поджег Рим, а затем сжег невинных христиан за это, как факелы в своем саду, изображая себя возницей в адском зрелище; изысканную злобу Домициана, который развлекался муками умирающих; бесстыдный разгул Коммода с сотнями его любовниц, и животной страстью умерщвлять людей и животных на арене; который награждал самых падших мужчин высшими наградами, одевался в женскую одежду, женился на развратном мальчишке таким же как и он сам, короче говоря, перевернул все законы природы и порядочности, пока, наконец не был умертвлен со своей матерью солдатами, и брошен в мутный Тибр. И чтобы заполнить меру нечестия и зла, таких имперских монстров было поручено, после их смерти, по формальному указу сената, причислить к божествам и в их честь праздновать праздники в храмах и колледжах жрецов! Император, в языке Гиббон, было сразу "священник, атеист, и бог". Домициан, даже при своей жизни, требовал чтобы его звали "Dominus et Deus noster", и приносил в жертву целые стада животных своим золотым и серебряным статуям. Невозможно себе представить большую публичную и официальных насмешку над религией и моралью.

К сожалению, некоторые современные правители также погрязли в роскоши и разврате при нищете народа, что и начало приводить к народным бунтам. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких дальнейших последствий можно ожидать и видя пример гибели Рима, должно сделать соответствующие выводы, пока еще можно что-то исправить.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики аморальности лежит на системе образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.

Можно выделить еще многие аспекты даной проблемы, но нам главное выработать пути решения и выхода из сложившейся ситуации

1) Наладить эффективный диалог между властью и народом. Население должно четко осознавать всю трагичность сложившейся ситуации и требовать от власти принятия неотложных решений. В рамках этого диалога должна происходить активизация деятельности Общественных советов при всех органах власти, которые действуют часто формально. Общественный совет создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью и он должен обеспечивать реальную оценку тех или иных инициатив или решений власти с точки зрения общественной пользы. Нужно усовершенствовать механизмы создания таких советов и четко выписать их полномочия.

Нужно также возрождать институты морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. При всех недостатках в Советском союзе были эффективные механизмы морального контроля при партийных и комсомольских организациях. И сегодня школы и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля. Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе политическим партиям, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов.

2) Принятие строгого законодательства, направленного на защиту нравственности. Четкое исполнение принципов правового государства, особенно принципа равенства всех перед законом, невзирая на должности и положение в обществе. Нужно срочно принять эффективные и жесткие меры по преодоление коррупционных явлений и воровства в России, вплоть до присуждения длительных сроков заключения и конфискации имущества провинившегося чиновника.

Широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками

Определенные шаги в плане морального возрождения общества уже делаются. 15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

3) Внедрение принципов социальной справедливости, которые предполагают:

а) уважение властью своего собственного народа и отсутствие всякого рода произвола, злоупотреблений и грубой эксплуатации;

б) народ реально (не так как теперь) выбирает людей на высшие государственные посты и на выборные должности. Если это лицо не оправдывает надежд людей (например, если определенное процент граждан будет недоволен им) то люди должны иметь возможность отозвать этого человека с должности;

в) лицо, обличенное наивысшей властью, реально считается с народом при принятии важнейших стратегических решений.

4) декриминализация нашего общества, в т.ч. и его бытовой культуры. Неверно думать, что эта проблема имеет отношение только к правоохранительным органам. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона и т.п., но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами. Принятие мер по защите информационного пространства России от зарубежного низкопробного информационного продукта, который популяризует аморальность, насилие, разврат. Протекционизм по отношению к тем ЗМИ, которые популяризуют культуру, нравственность, духовные ценности

5) Налаживание эффективной системы воспитания подрастающего поколения.

Нужно на законодательном уровне принять Стратегию развития института семьи и неукоснительно следить за ее выполнением с постоянным контролем со стороны общественности и СМИ, особенно за распределением денежных средств. Стратегия должна быть направлена на популяризацию семейных ценностей, что предполагает увеличение денежных пособий при рождении ребенка, постоянная социальная поддержка семей, предоставление беспроцентных кредитов на постройку жилья, предоставлении значительных льгот на медицинское обслуживание семей, обучении детей. Конечно, для реализации этой Стратегии нужны будут значительные средства, но при налаживании эффективной системы борьбы с коррупцией и воровством их можно было бы найти.

6) Активное возрождение нравственности через религиозные институты.

Вера – это основа религии, а религия – это основа нравственности. Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения».

Церковь и другие религиозные конфессии и общественные организации могут стать катализаторами возрождения России, если объединят усилия в воспитании нравственности и организации добрых дел. Именно церковь может во много раз ускорить возрождение России, став одним из координаторов такого возрождения. Политические партии на это неспособны именно по причине желания захватить власть. Нужны координаторы, которые не стремятся к власти, а просто служат возрождению России. Потому что: "Тот кто хочет возвыситься, тот унижен будет. А тот, кто унижен, тот возвыситься". Партии постоянно играют в свои игры, борясь за власть и руководствуясь принципом "Разделяй и Властвуй", что приводит только к разделению и обнищанию страны. Поэтому церковь, служа народу России, получит тот самый авторитет, которого не добьется никакой рекламой и близостью к власти. Потому что Иисус сказал "По делам судите. Не приносит худое дерево хорошие плодов, а худой человек не делает добрых дел" Люди судят о жизни церкви по ее делам, а не по рекламе и красивым словам. При этом церковь не должна быть зависима от власти и ее подачок и смело критиковать все ее грехи. Вспомним как Иоанн Креститель обличал аморальность Ирода, пожертвовав даже своей жизнью. Вспомним как митрополит Филипп обличал Ивана Грозного, часто спасая невинных страдальцов.

Церковь должна популяризовать моральные и религиозные ценности и распространять веру. Так как именно истинно верующий человек будет четко следовать религиозным заповедям, главными из которых в большинстве религий есть любовь к единому Богу и любовь к ближнему. А если мы действительно любим ближнего, а ближний – это любой человек, который может встретиться на нашем жизненном пути, то можем ли мы у него украсть или сделать ему другое зло. Если мы любим наших детей, то мы все делаем, чтобы им было хорошо и отдаем им наше внимание, теплоту и любовь и они отвечают нам тем же. Поэтому только любовь как забота и отдача другому человеку или обществу в целом, в противовес потребительскому эгоизму и вседозволенности, может спасти нашу страну и мир.

Сейчас Церкви, государству, общественности нужно объединиться для духовного возрождения России. И при возрождении России нам не нужно отрицать другие религии и направления мысли, если их сторонники своими делами помогают возрождению России. В одной из проповедей Иисус сказал "Кто не против меня, тот со мной". Поэтому деятели других конфессий и религий, и общественных движений должны тоже играть роль координаторов в возрождении России. Потому что сейчас страна нищая. Если страна будет богатой и процветающей как в древности, то все религии в России будут жить хорошо. Поэтому необходимо сотрудничество всех служителей церкви с другими религиями и общественными движениями, и тогда эти движения своими делами будут способствовать возрождению России и ее процветанию.

Часть 1. Десять главных проблем жизни на Земле

ЖИЗНЬ – ЭТО ЧУДО из ЧУДЕС, СОЗДАННОЕ и ЛЮБИМОЕ Богом.

По мнению автора, впервые на планете Земля в XX веке и начале XXI‑го возникло десять главных взаимосвязанных между собой проблем жизни на Земле, которые в отдельности и в определенном сочетании или все вместе одновременно могут привести человечество к полному уничтожению. При этом одни из них являются глобальными проблемами, а другие – планетарными. Именно они, в основном, и определяют каждый будущий миропорядок и соответствующее ему мироустройство на планете.

Глава 1. Проблема нравственной деградации человечества на Земле

К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI‑го и занимает первое место среди 10‑ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.

Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога‑совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во BCEЛEHCTBE как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.

Аннотация . На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.

Ключевые слова: индекс нравственного состояния (ИНСО) * мораль * закон * моральная деградация * суицид * наркомания * алкоголизм * коррупция * насилие * преступность * аномия * либерализм, псевдолиберализм * свобода * контроль - социальный, моральный * нравственные регуляторы * социальные взаимодействия.

Симптомы моральной деградации

Несмотря на экономические успехи (докризисные), внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции, общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. Так, количество убийств на 100 тыс. жителей в нашей стране почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна) и примерно в 10 раз превышает их распространенность в большинстве европейских стран (Лысова А. В., Щитов Н. Г. Системы реагирования на домашнее насилие // Социологический журнал, 2003, N 3, с. 99-115). По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая 2-е место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае, после Казахстана).

При этом по ряду причин (например, таких как стремление родственников представить самоубийство в качестве несчастного случая) недоучет самоубийств в российских регионах составляет порядка 13%; наблюдаются и такие тревожные тенденции, как снижение среднего возраста совершающих самоубийства, совершение их все более жестокими способами и др.

По индексу коррупции за 6 лет (2002-2008 гг.) Россия переместилась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в РФ оценивается экспертами в 250 - 300 млрд. долл. в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом «нежелании жить» (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.

Ежегодное количество жертв ДТП в современной России превышает потери нашей страны за все годы афганской войны, а ситуацию на наших дорогах называют «война на дорогах», «гражданская война» и т.п.

В совокупности приведённые данные выстраиваются в целостную картину (табл. 1), свидетельствующую о болезненном состоянии общества, но удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде (что само по себе - показатель состояния общества, равно как и одаривание дорогими автомобилями и без того небедных спортсменов-победителей).

Таблица 1 . Показатели состояния современного российского общества (2006 г.)

Источники: Доклад о развитии человека 2007/2008. Опубликовано для Программы развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007; Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007; Transparency International.http://www.transparency.org/

Приведенные в таблице 1 показатели дополняются другими данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии:

  • ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
  • каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
  • ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
  • насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
  • 12% подростков употребляют наркотики;
  • более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
  • около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
  • детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек;
  • темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
  • в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов. (Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007; Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2006 г.) Количественные данные могут быть дополнены и бытовыми иллюстрациями из жизни общества: по-прежнему широко распространена практика криминальных «крыш», рейдерства, «чёрного риелторства», финансовых «пирамид», различных видов мошенничества и т.п. Организованная преступность фактически легализована, а так называемые «авторитетные бизнесмены» - по существу, легализовавшиеся воры - устраивают публичные презентации своих «литературных» произведений, в которых наемные литераторы красочно живописуют их криминальные похождения (по данным опроса Общественной палаты, более половины наших сограждан не чувствуют себя сколь-либо защищенными от криминала), коррупция воистину тотальна, причем продаются как сами чиновники всех уровней власти, так и административные должности; в школах можно купить наркотики; публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует ненормативной лексикой и блатным жаргоном; бомжи - непременный атрибут вокзалов, поездов, метро и т.п.

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами; пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев; существует работорговля (в XXI веке!), причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова; развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание (в г. Кольчугино компания подонков, распивавшая водку на мемориале героям Великой Отечественной войны, убила и сожгла на «Вечном огне» человека, попытавшегося их усовестить); широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал... хохот. Все это - не сцены из «фильмов ужасов», а наша жизнь. Поражают не только сами подобные явления, но и толерантность к ним, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни. «Ежедневно сталкиваясь с вопиющими фактами беззакония и произвола, люди утрачивают остроту реакции на них, постепенно проникаются безразличием к происходящему», - пишет О. Т. Богомолов . А К. Н. Брутенц отмечает, что «Россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия (курсив мой. - А. Ю.) выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета» , так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах.

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которому название «моральная деградация » современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение морали ». Отмечается, что «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу» . И закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, «порча нравов» расценивается ими в качестве одного из худших результатов наших реформ .

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания» ; социологи показывают, что «в конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения; акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков - его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. ; экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия» ; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система» ; философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? - задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, - он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы» . Что и произошло в нашей стране в начале 1990-х.

Рис. Динамика нравственного состояния современного российского общества


Институт психологии РАН, в русле развиваемой в нем количественной макропсихологии [См.: 14 и др.], разработал индекс нравственного состояния общества (ИНСО), основанный на интеграции таких показателей, как количество (на 100 тыс. жителей): 1) убийств и 2) беспризорных детей, 3) индекс коррупции, 4) индекс Джини, выражающий неравномерность распределения доходов (см. Приложение). Динамика количественно оцененного таким образом нравственного состояния российского общества в годы реформ показана на рисунке.

Как видно, нравственное состояние нашего общества (1991 -1994 гг.) ежегодно ухудшалось, потом улучшалось до «дефолтного» 1998 г., после чего вновь ухудшалось (до 2002 г.), а затем вновь обнаружило тенденцию к ежегодному улучшению (за 2007 - 2008 гг. индекс не рассчитан ввиду того, что соответствующие статистические данные пока отсутствуют - Не подвергая интерпретации выявленную динамику, отметим, что она почти полностью соответствует динамике макропсихологического состояния современного российского общества, оцененной на основе других показателей [См.: 11], а также временной развертке его характеристик, вычисляемых социологами (социальные настроения, социальный оптимизм и др.), что говорит о синхронном проявлении подобной динамики в самых различных сферах)).

Обращает на себя внимание и тот факт, что количественно оцененное нравственное состояние нашего общества в первые годы реформ ухудшалось высокими темпами, что свидетельствует о связи его ухудшения именно с реформами и с сопутствовавшими им событиями, а в течение последующих лет, хотя и обнаруживало нелинейную, «волнообразную» динамику, уступало уровню 1990 г. почти в 2 раза.

Причины и последствия падения нравов

Среди основных причин падения нравов в пореформенной России обычно отмечаются следующие. Общее ослабление контроля над поведением граждан, трансформация которого, как показывает история и опыт других стран, характерно для «турбулентных», изменяющихся обществ, и неизбежно сопутствуют радикальным реформам. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

Естественно, не всех. Принято различать, например, «демократов-романтиков», искренне отстаивавших демократические ценности, и пришедших им на смену «демократов-прагматиков», которые использовали демократические лозунги в личных интересах, например, для оправдания выгодной им приватизации .

Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного российского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и применившие свой опыт в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, с поразительной легкостью сменившие социалистическую мораль на псевдокапиталистическую, а, по сути, на криминальную. Распространение в начале 1990-х гг. таких идеологем, как «можно все, что не запрещено законом», «надо жить по закону, а не по совести», «главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, - решение давней российской альтернативы «по совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям».

Этот результат оказался неизбежен: во-первых, потому, что «свято место пусто не бывает», и отвержение общепринятой морали в условиях криминализации общества обернулось ее замещением моралью преступного мира; во-вторых, вследствие того, что закон и мораль являются двумя основными, поддерживающими друг друга, системами обеспечения социального порядка, и разрушение одной из них неизбежно ведет к разрушению другой, закон не действует без опоры на мораль, а мораль разрушается без подкрепления законом. В частности, как отмечал Митрополит Кирилл, «закон имеет шанс работать только в том случае, если он соответствует нравственной норме» .

Распространившееся в начале реформ псевдолиберальное («псевдо» - потому, что оно очень далеко от истинного либерализма, представляет собой его сильно искаженную (в интересах наиболее аморальных слоев общества) версию. А основатели российского либерализма - Б. Н. Чичерин, М. М. Сперанский, СЮ. Витте, последователями которых называют себя авторы «Русского либерального манифеста», разработанного лидерами СПС, были бы сильно удивлены тем, кого называют «либералами» в современной России.), основанное на «доктрине вульгарного либерализма» , понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданность и безответственность, охотно ассимилировано некоторыми слоями нашего общества.

Отметим, что подобное понимание свободы не является нашим российским «изобретением». Так, например, свобода, пропагандировавшаяся французскими салонами эпохи Просвещения, «носила сугубо негативный характер, превратилась в свободу отрицания всех моральных устоев - веры, авторитета, традиций, опыта, уважения к власти, объявленных предрассудками» .

Криминализация (не только в общепринятом - рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова - криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

Повышенная агрессивность как норма нашей жизни затронула даже Интернет, что естественно, поскольку «культура задает нормы агрессии и является первостепенным источником формирования делинквентного поведения» [ 16, с. 65].

Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он - «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).

Аномия - разрушение системы моральных норм и их рассогласование друг с другом, характерная для всех постсоциалистических обществ и пришедшая на смену гиперномии - сверхнормированности - социалистических режимов.

Об аномии целых обществ заговорили относительно недавно. Прежде это понятие применялось к индивидам и было введено Э. Дюркгеймом для описания состояния, переживаемого человеком перед самоубийством . В этой связи уместно вспомнить мысль О. Г. Дробницкого о том, что «требования нравственности... могут быть обращены и к социально-историческим процессам и состояниям» .

Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля.

Господство «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества.

Этот стиль мышления и видения происходящего в обществе, когда главное - экономика, а все остальное, включая мораль, вторично, подвергали разрушительной критике А. Токвилль , К. Поланьи и многие другие известные мыслители, а М. Рац назвал его «отрыжкой марксизма», подчеркивая производность «упертости в экономику» от марксистского разделения общества на экономический базис и второстепенную социальную надстройку.

То обстоятельство, что хотя единство обучения и воспитания считалось одним из краеугольных камней отечественной системы образования, с начала 1990-х гг. государство у нас, по существу, ушло из сферы воспитания.

Не имея в данном контексте возможности для развернутого изложения и обсуждения этих причин, подчеркнем, что нравственное состояние общества , которое сторонники «экономического детерминизма» склонны игнорировать, относя, по их явно уничижительному выражению, к «так называемой социалке», имеет в системе социальных процессов, по существу, многокомпонентный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) основу того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем современной России.

Как показывают исследования, чисто экономические меры стимуляции рождаемости могут дать ее прирост в пределах 15 - 20%, поскольку основное влияние на нежелание иметь детей оказывают неэкономические факторы. Среди них, как демонстрируют опросы, одно из первых мест занимает нежелание рожать их в такой стране , нравственное неблагополучие которой акцентируется респондентами . А. Ю. Шевяков приводит данные о том, что «изменения тенденций рождаемости и смертности в России на 85 - 90% обусловлены избыточным неравенством и высокой относительной бедностью населения», выражающими нравственное состояние нашего общества, и подчеркивает, что «связь между социально-экономическими факторами и демографическими показателями опосредована психологическими реакциями людей и вытекающими из этих реакций поведенческими установками» . А В. К. Левашов «катастрофическую депопуляцию» современной России объясняет «нравственным разрывом между обществом и государством» [там же, с. 426].

По данным опросов, большинство наших сограждан считают, что современное российское государство выражает главным образом интересы государственной бюрократии и богатых слоев, а не общества в целом . Однако и при более позитивном представлении о нашем государстве и приписывании ему прообщественных интенций приходится признать, что «государство проигрывает войну с общественными пороками» [там же, с. 426].

Как констатирует Р. С. Гринберг, «демографические исследования показывают, что более двух третей причин депопуляции России связан с такими возникшими в постсоветский период социально-психологическими феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия» , одни из которых (например, массовая агрессивность) являются непосредственными проявлениями разрушения нравственности, другие - апатия, депрессия и др. - массовой психологической реакцией на ее разрушение. В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т.п., в свою очередь, порождающие психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечнососудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 45% до 70% всех заболеваний связаны со стрессом, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и опухолевые заболевания обнаруживают от него прямую зависимость .

Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества. А. Ю. Мягков и СВ. Ерофеев отмечают, что «в теориях социальной интеграции рост самоубийств традиционно считается важным признаком усиления напряженности и самодеструктивности в обществе, являющихся, в свою очередь, следствием глубоких девиаций в социальных структурах и отсутствия ценностно-нормативного единства» ; констатируют, что «продолжающийся рост самоубийств - это та цена, которую мы до сих пор вынуждены платить за нецивилизованные формы перехода к рынку» [там же, с. 50].

Аналогичные закономерности прослеживаются и в истории, в частности, «история дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения» . А Б. Кузык на материале важнейших исторических циклов эволюции российского государства показывает, что каждому его политическому и экономическому подъему и спаду всегда предшествовал, соответственно, подъем или спад духовной жизни и нравственности .

Вопреки провозглашенному отечественными реформаторами тезису о «ненужности» морали для рыночной экономики, их тесная связь показана еще в классических трудах М. Вебера и его последователей. Очевидна она и для представителей современного российского бизнеса. Так, президент группы компаний «Рольф» С. А. Петров подчеркивает, что «требования морали - это не какой-то привесок к бизнесу, навязываемый ему некими общественными силами, то есть извне, а залог его успешного развития» . Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны» , «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности» , получает множественные подтверждения. А полученные нами данные демонстрируют, что нравственное состояние российского общества, количественно оцененное описанным выше способом, обнаруживает высокие корреляции с различными показателями его инновационной активности (табл. 2).

Уровень нравственности оказывает существенное влияние и на социально-политические процессы. В частности, трудно не согласиться с тем, что «этика и есть сердце демократии» , поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам. По словам бывшего президента СССР М. С. Горбачева, «без нравственного компонента любая система будет обречена» . А Митрополит Кирилл выразился еще более категорично: «Нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации - не больше и не меньше» .

Таблица 2. Связь нравственного состояния российского общества с показателями инновационной активности


Пути возрождения нравственности

Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом» , а одной из его главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада (как всегда плохо понимающего, что происходит в России), а прямо противоположное - дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего - нравственного. Данная ключевая потребность современного российского общества преломляется в массовом сознании: подавляющее большинство наших сограждан, как демонстрируют опросы, выступает за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую , совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля. Аналогичные интенции наблюдаются в органах власти, а также в Общественной палате, члены которой заявляют, что «главная проблема современной России - падение морально-нравственной культуры», и т.д. Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая потребность .

Разумеется, попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было бы абсурдно. Очевидно и то, что декларативные призывы к возрождению морали и нравственности звучат как глас вопиющего в пустыне, а с учетом нигилизма значительной части нашей молодежи, приученной псевдолиберальными идеологемами «делать все наоборот» в отношении призывов старшего поколения, могут дать и прямо противоположный эффект. «Пока прогрессивная общественность и у нас, и на Западе продолжает бить в набат по поводу глубокого морального кризиса. Но нет ясных путей его преодоления», констатирует О. Т. Богомолов» .

Тем не менее, ключевые направления возрождения нравственности «действенной терапией упадка нравов» - можно наметить.

Во-первых , пересмотр понимания свободы , оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер. Свобода предполагает ее разумные ограничения, вживленные в менталитет граждан, в терминах психологической науки, интериоризованных ими. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И. А. Ильина и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, которая с начала 1990-х гг. практически абстрагировалась от решения нравственных и воспитательных проблем.

Во-вторых , возрождение институтов морального контроля , которые в современном российском обществе практически отсутствуют. Едва ли следует стремиться к созданию институтов, напоминающих советские партийные и комсомольские организации (в демократическом обществе это и невозможно), однако и школы, и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля, для чего им необходим мандат общества на их выполнение. (Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе и нашей ведущей политической партии, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов.)

В-третьих , в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних - нравственных регулятивов , следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов.

Ярким примером может служить принятый ГД закон, запрещающий распитие пива и других слабоалкогольных напитков в общественных местах. В данном, очень поучительном, случае внутренний - нравственный - запрет был переведен во внешнюю форму. И это «сработало», хотя и в соответствии с российским отношением к законам: пить пиво в общественных местах наши сограждане, конечно, не перестали, но все-таки стали делать это значительно реже, нежели в отсутствие юридически оформленного запрета. То же самое следовало бы сделать и в отношении мата в общественных местах, что уже сделано к некоторых городах России (под насмешки представителей СМИ, плохо понимающих разрушительность воздействия на общество «слабых» форм девиантного поведения), демонстративных оскорблений старших по возрасту и других форм грубого нарушения морали.

Как пишет О. Т. Богомолов, «пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать нарушителей порядка к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения» .

В-четвертых , декриминализация нашего общества и его бытовой культуры. Неверно думать, что эта проблема имеет отношение только к правоохранительным органам. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона и т.п., но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами , в том числе и отношения к их информированию о нарушениях закона, которое в нашей культуре, под очевидным влиянием криминального мира, квалифицируются как «доносы».

В этом плане очень поучителен пример Финляндии, признанной наименее коррумпированной страной мира. Один из краеугольных камней борьбы с коррупцией в этой стране - простота и эффективность информирования правоохранительных органов о любых случаях коррупции, т.е., в нашей терминологии, «доносов» на чиновников. Любой гражданин может сделать это с помощью Интернета без заполнения каких-либо бумаг и бюрократических препон. Там же вывешиваются «черные списки» чиновников, уличенных в коррупции, попадание в которые лишает их возможности устроиться на хорошую работу.

Мы же до сих пор не научились различать идеологические доносы и сообщения о нарушениях закона, по сути являющиеся выражением гражданской ответственности, к тому же считая его «мелкие» нарушения не существенными и не заслуживающими внимания правоохранительных структур. Отмечается, в частности, что «то, что одни называют законопослушанием, другие - доносом», «доносительство у нас не приветствуется... стучать нельзя, потому что закон - «чужой» . Отсутствует и такое понятие, как «профессиональный преступник», хотя значительная часть наших сограждан, находясь на свободе, способна заниматься только криминальной деятельностью и не скрывает этого.

В-пятых , широкое привлечение ученых - социологов, психологов и др. - к разработке законов , которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков.

Тот факт, что в наших законодательных органах обильно представлены спортсмены и шоумены, расширяя социальную базу принимающих законы, лишь ухудшает ситуацию.

Законы - это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия , которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.

Легко спрогнозировать, какое яростное сопротивление подобные меры вызвали бы у наших псевдолибералов, предельно исказивших разумное понимание свободы, и тех криминализированных социальных слоев, которым это выгодно. Однако риск новых идеологических коллизий в данном случае явно оправдан, ведь «хотим мы это признать или нет, но нравственность действительно лежит в основе всего» , и, в частности, «пора осознать, что в России нравственное воспитание, духовное возрождение - вопрос выживания нации и одна из необходимых предпосылок оздоровления экономики» .

От редакции Психологоса

Присоединяемся к мнению одного из читателей: от разговора "кто виноват" важно переходить к конкретике "что делать". А именно, определиться, что нужно делать каждому из нас лично хотя бы на житейски-бытовом уровне, чтобы начать исправлять ситуацию и делать из России более достойную страну. Например, ПОЛНОСТЬЮ отказаться от алкоголя, сигарет и наркотиков - Делать зарядку каждое утро - На улице улыбаться людям - Уступать место в автобусе старшим, беременным и т.д.: простые, четкие и понятные вещи. Может быть, кто-то напишет такой план работы над собой, такой список? Мы будет готовы опубликовать это на Психологосе, чтобы люди могли сравнивать свою жизнь с тем, как жить следует.

Жизнь делают люди. Что сделаем мы?

*Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни». Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, а воровски пробравшись в село, стал дезертиром.

*Ч. Айтматов в «Плахе» писал о нравственном падении обер-кандаловцев и анашистов.

Проблема влияния религии на жизнь человека

· В повести А.С. Пушкина «Метель» главная героиня Марья Гавриловна, научившись жить в соответствии с Божьими заповедями, становится счастливой. Её взаимная любовь с Бурминым является для обоих Божьим даром.

· Главная мысль романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой Божьей заповеди – «не убий». Автор доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Проблема христианской нравственности

· Д. Орехов в книге «Будда из Бенареса» рассказывает об учении, о переселении душ, о волшебном мире древнеиндийской духовности.

Проблема добра и зла

*В «Белых одеждах» В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.

Проблема нравственной брезгливости

· Ярким примером высокомерного отношения к окружающим людям является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Элен Курагина. Красивая внешне, она была душевно пуста, лицемерна, фальшива.

· В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький рассказывает легенду о Ларе, которому недостаточно было для счастья гордости и уверенности в своём превосходстве. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Проблема человеческой скупости

* Черты маниакальной скупости представлены в образе Плюшкина – героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, помещик теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя своё поместье.

Нравственно-этическая проблема отношения человека к тому, что называется «иметь больше других», «жить напоказ».

· Известный публицист И.Васильев писал, что «с категорией самодовольных, живущих напоказ происходит то же, что и с «прячущимися»,- замыкание, отдаление, обособление от людей. Их удел- душевное одиночество, которое пострашнее уголовного наказания».

· Иметь много, по мнению И.Васильева, становится модой. Желание «иметь» превращается в болезненную страсть накопительства. Но с человеком происходит метаморфоза: приобретая всё больше материальных вещей, он нищает душой. «На место щедрости, отзывчивости, радушия, доброты, сострадания заступают скаредность, завистливость, жадность».

· Известный публицист Г.Смирнов писал, что «в 21 веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа».

· Герой романа В.Астафьева «Печальный детектив» относится к людям, которые «умеют жить».Федя Лебеда имеет милицейскую зарплату, однако приобрёл дачу в два этажа. А всё потому, что придерживается принципа: «Нас не трогай, мы не тронем...»

Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре

· Вспомним рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». Главное, что притягивало Ольгу Ивановну к миру искусства, было желание завести знакомства со знаменитостями, а отнюдь не духовная потребность в прекрасном. Восхищаясь посредственными художниками и писателями, она не сумела разглядеть в докторе Дымове талантливого учёного, чей интерес к искусству был действительно истинным.



Похожие статьи
 
Категории