Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека.

18.04.2019

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам - все это рождалось в жадных умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить. И во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашествие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя, драться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллионная армия вынуждена была неделями брать города, защищаемые одной-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона, прекрасно описанного Толстым в “Войне и мире”, мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше становилось население земли, тем больше ненависти копилось в сердцах, тем ожесточеннее становились войны. С развитием науки совершенствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зависело от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огромных армий и техники. И все-таки люди оставались определяющим фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, полков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал “в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря”. Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. “А тут вот она, война”. Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно соблюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стрелять - все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был контужен и попал в плен. “Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень...” Тут его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются самые страшные испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а еще издевательства и истязания. “Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь...” Кормили плохо: вода, баланда, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену - это не значит быть бесполезным стране. Это не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Нельзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не терять надежды на избавление. Несмотря на то что человека лишили погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. “Своя рубашка к телу ближе”, - говорит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: “...будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил...” Много еще пришлось Соколову увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали, заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое сильное, самое острое испытание случилось с Соколовым при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над

Королёва Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы 9 класс

Тема: Подвиг Андрея Соколова в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» СЛАЙД 1

Цель: показать героизм простого русского человека, пережившего все тяготы войны, но сумевшего сохранить тепло души.

Задачи:

Обучающие:

    совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

    способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

    совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающие:

    развивать толерантность;

    помочь ребятам обнаружить противоречие между законодательством и реальной жизнью;

    совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

    отрабатывать умение сравнительного анализа документов и художественного произведения;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

    показать детям ценность человеческой жизни;

    воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества, как честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову;

    прививать любовь к литературе и истории своей Родины;

    воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая и фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Справочная правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал, рабочие тетради, учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

    Слово учителя.


Одно из выдающихся произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет. Автор показывает трагедию нашего народа в годы войны, рассказывает о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека.

    Просмотр эпизода СЛАЙД 2

Слово учителя:


Ребята, обратите внимание, рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Как вы думаете, какую цель преследовал Шолохов?

Обратите внимание на особенности композиции. Это рассказ в рассказе с двумя повествователями. Как вы думаете, с какой целью Шолохов избирает такую структуру произведения?

Похож ли на исповедь рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

    Лексическая работа.

Исповедь – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающем грехи от имени церкви и Бога, церковное покояние. 2. Перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, - М., 2007)

    Основные вехи судьбы Андрея Соколова (через краткий пересказ текста) СЛАЙД 3
    Слово учителя:
    Давайте вспомним, что мы узнаем о жизни главного героя из его рассказа и заполним следующую таблицу.

Заполнение таблицы.

Пример заполнения таблицы.

Работа

Семья

Дом

Счастье

    Подвиг

    Плен

    Первый побег

    Второй побег

    Возвращение на фронт

    Потеря семьи

    Урюпинск

    Встреча с Ваней

    Усыновление

3. Беседа по вопросам.

    На какую деталь собеседник Андрея обращает внимание? СЛАЙД 4 (просмотр эпизода)

    О чем говорят глаза Андрея Соколова?

    Лексическая работа СЛАЙД 5

Как можно назвать поступки героя, которые вы вспомнили по сюжету?

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М., 2007, 944 стр.)

    Работа с текстом. Чтение и просмотр эпизода (первый побег). СЛАЙД 6

    Беседа по вопросам.

    Как и за что наказан Андрей Соколов?

    Какие права человека нарушили фашисты?

    Слово учителя:

После второй мировой войны правительства стран мира, ужаснувшись зверству фашистов, приняли Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948г. те государства, которые подписались под Декларацией, в своих законодательных актах должны учитывать статьи Декларации.

Давайте вспомним, в каком Российском законодательном акте отражены права человека? (в каком основном законе государства).

Конституция РФ

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Работа в группах со Справочной правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа» «Конституция РФ»
    Слово учителя:
    Итак, мы с вами сделали вывод о том, что немцы нарушили права человека. Давайте обратимся к Конституции РФ и определим, какие именно права нарушены.

    Право на жизнь (статья 20)

    Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

    Труд свободен (статья 37)

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41)

    В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17)

    Слово учителя:

Андрей Соколов жестоко наказан за побег. Но это его не остановило! И он совершает второй побег. СЛАЙД 7 Просмотр эпизода.

СЛАЙД 8 таблица

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов «высокий, сутуловатый», что рука у него «большая, черствая», а говорит он «приглушенным басом». И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше», - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.

Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.

А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и , и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его . Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену... Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую войну был в Красной Армии... В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит... Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили... Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-" стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет... Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Какой же должна была быть душа Соколова, чтобы не сломиться после всех трагедий да еще усыновить Ванюшку! «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?» - спрашивает в финале рассказа Шолохов.

За 60. Так хочется, чтобы поколение Ивана выдержало все невзгоды нынешнего времени. Такова уж судьба русского человека!

Судьба народа в трагические периоды
истории (по произведениям М.А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая
Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в
этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм
и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа.Да, мы
победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей
трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых,
здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в
воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?!И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А.
Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский
человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и
трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.В
рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты
национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик,
отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину.
Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся
его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала
бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и
не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном
единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил
все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два
года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом
месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при
этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил
в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу
германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит
Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты.
Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны
победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье... Суровая судьба
не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка
от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться,
ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на
белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь
жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека.Всей логикой
своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.
Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни,
человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.Я считаю, что в «Судьбе
человека» звучит обращение ко всему миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет
война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много
видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого.
Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего
невозможное.Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе
Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного
человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с
фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл
рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том,
каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и
которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - замяла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Для русской литературы XX века характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех мастеров слова, которые, показывая духовную красоту своих героев, раскрывают суть человеческой личности.

войне писатель с удивительным мастерством изобразил «то главное, что принято называть нравственным обликом народа, его национальным характером».

В рассказе «Судьба человека», вышедшем в 1956 году, с огромной любовью нарисован русский человек.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье.

Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника

В первую послевоенную весну встретились на верхнедонской земле два незнакомых человека.

Трагедия и жизненные обстоятельства одного мужчины всколыхнули душу другого, тоже не понаслышке знавшего цену страдания.

Андрей Соколов ошибочно принял стоявшего возле старенькой машины человека за шофера и почувствовал к незнакомцу особое доверие.

Он отпускает своего приемного сынишку Ванечку поиграть возле воды, а сам слово за слово поведал историю собственных мытарств.

Кроме того, Соколов увидел, что его собеседник одет в «солдатские ватные штаны и стеганку», значит, воевал. Фронтовики всегда ощущают свое внутреннее родство и общаются как близкие люди.

Рассказав о своей довоенной жизни, герой «воскресил» образы дорогих ему людей: жены Ирины, двух дочерей и сына. Десять лет семейной жизни, по словам Соколова, промчались как один день. «Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»... крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», - говорит герой-рассказчик. Такое вот мирное счастье миллионов в один день разрушила война.

Андрей Соколов воспринимает вероломное нападение врага и как собственную беду, и как трагедию всего народа. С самого начала войны Соколов оказался в рядах Красной Армии, на передовой. Как ни храбро воевали русские солдаты, все же в первые месяцы сражений приходилось отступать.

Шолохов подчеркивает сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи раненным, попадает Андрей Соколов в фашистский плен. Пребывание в неволе, когда враг топчет родную землю, уничтожает все, что дорого сердцу русского человека, становится тяжким нравственным испытанием для героя. «Ох, браток, нелегкое это дело - понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», - с горечью говорил Андрей Соколов.

М.А. Шолохов, сделав главным героем человека, побывавшего в плену, реабилитировал честное имя тех, кто не по своей воле оказался в немецких лагерях и там продолжил борьбу с ненавистным врагом. Русский национальный характер Андрея Соколова проявился в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его воли, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству.

Тысячи военнопленных, несмотря на физические пытки, не покорились врагу. Такова историческая истина.


Писатель устами героя-рассказчика доносит страшную и горькую правду. Соколову трудно вспоминать о плене, но ради памяти бойцов, погибших в фашистских застенках, он продолжает свою страшную историю. Соколов подчеркивает, что в товарищах по несчастью всегда находил моральную и физическую поддержку. Если о своем пребывании в неволе он говорит, словно извиняясь перед кем-то, то рассказ о военном враче, попавшем в плен, но оказывавшем помощь раненым соотечественникам, окрашен интонацией восхищения: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Предательство среди русских солдат - случай крайне редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной шкуры задумавшего выдать своего взводного. И в этом, похоже, проявился русский национальный характер героя, уничтожившего того, кто, по его убеждению, позорит звание русского солдата.

В плену выжил Соколов только потому, что мечтал вырваться на свободу, примкнуть к Красной Армии и беспощадно бить врага, осквернившего русскую землю.


Первая попытка закончилась неудачей. Изувеченного собаками и избитого фашистами Андрея Соколова сажают в карцер.

Дойдя до этого эпизода в своей военной биографии, прерывает герой повествование. Не хочет он говорить о себе, так как полагал, что другим было еще хуже в фашистском плену. Обращаясь к собеседнику, он откровенничает: «Тяжело мне, браток, вспоминать... как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагере, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Слова о пытках, которым подвергали людей немцы, произнесены с горечью. В такой простой форме обозначил герой рассказа суть фашизма - античеловеческой системы, машины смерти.

Именно русский народ уничтожил «коричневую чуму XX века», потому что мы - духовно сильная нация.

Психологический поединок Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера является свидетельством величия русского человека. Герой к начальнику лагеря был вызван для расправы. Фашисты любили продемонстрировать свою власть над человеком, они по-садистски изощренно умели издеваться над пленными.

Соколов отверг предложение «выпить за победу немецкого оружия», но согласился выпить «за свою погибель». От закуски пленный гордо отказался. Своему новому знакомому он пояснил: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что и у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И все же герой осуществил заветную мечту, которую лелеял два страшных года. Он сумел убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию.

Радость освобождения была омрачена самым страшным известием, которое может получить человек: «...еще в июне сорок второго года» во время немецкой бомбежки погибли его жена и дочери. Дрожит голос героя-рассказчика, «удушье давит» его.

Глазами автора видим мы весеннюю природу: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел... все так же... проплывали в вишневой синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Этот изменившийся облик мира подтверждает истину: русский человек способен чужую боль воспринимать как собственную. Смерть четыре года собирала кровавый урожай, а послевоенная весна так настойчиво утверждает торжество жизни.

Из рассказа Андрея Соколова мы узнали о последней ужасной потере: в День Победы гибнет в Берлине его старший сын. Все, что было дорого герою-рассказчику, унесено войной.



Похожие статьи
 
Категории