Обелиск произведение читать. Спор о поступке Алеся

03.04.2019

«Бесприданница» - пьеса Александра Николаевича Островского.

«Бесприданница» краткое содержание по главам

«Бесприданница» драма в четырех действиях

«Бесприданница » действующие лица

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но не по летам.

Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.
Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с громадным состоянием.
Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец.
Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, за 30 лет.
Робинзон, провинциальный актер Аркадий Счастливцев.
Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
Иван, слуга в кофейной.
Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Бульвар на высоком берегу Волги, вход в кофейную, перед ней столы.
Вид на реку
ЯВЛЕНИЕ I
Иван приводит в порядок мебель у кофейной, Таврило стоит в дверях. Они переговариваются. На бульваре сейчас пусто, но вечером будет людно. Вон Мокий Парменыч Кнуров уже “проминает себя” для аппетита, уж очень много ест за обедом. А вон и Василий Данилыч показался… Кнуров подходит, садится за стол и вынимает из кармана французскую газету. Подходит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ II
Вожеватов почтительно здоровается с Кнуровым. Он ходил на пристань встречать Паратова, да не встретил. Сообщает, что покупает у Паратова его пароход “Ласточку”. Иван, заметив вдали пароход, говорит Вожеватову, что это “Ласточка” и сразу видно - с хозяином. А вон и коляска к пристани едет, и цыган на козлах сидит рядом с извозчиком. “С шиком живет Паратов”, - говорит Кнуров. Наверное, и пароход продает задешево потому, что деньги понадобились. “Он ведь мотоват”. Кнуров и Вожеватов собираются ехать в Париж на выставку.
Вожеватов сообщает новость: Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. По мнению Кнурова, он ей не пара. Вожеватов возражает: “…Что ж делать-то? Ведь она бесприданница”. Кнуров расстроен: “Огуда-ловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Всегда полон дом холостых!.”. “Ездить-то… все ездят, потому что… барышня хорошенькая, поет, обращение свободное… Ну, а жениться-то надо подумавши”, - говорит Вожеватов. А что до того, что Огудалова умудрилась-таки выдать замуж двух дочерей, то старшую ее муж-горец зарезал по дороге от ревности, а у второй муж оказался шулером.
Кнуров и Вожеватов обсуждают материальное положение Огудаловои. Она небогата, но живет открыто, всех принимает. Деньги берет с тех, кому понравилась дочка, вообще с состоятельных гостей. “За удовольствие платить надо, - говорит Вожеватов, - а бывать у них в доме - большое удовольствие”. Кнуров с ним соглашается, хотя сам бывает у Огудаловои редко: “много у них всякого сброду бывает”. Он бы с удовольствием виделся с Ларисой Дмитриевной наедине. “Жениться надо”, - говорит Кнурову Вожеватов. Тот сообщает, что женат, “а хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Вожеватов с ним согласен, но сам таких планов не строит, он хоть и молод, но “не зарвется, лишнего не передаст”, а чувства любви “в себе совсем не замечает”. Что до его близких отношений с Ларисой, то они вот в чем состоят: “Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают”. “Что ж мне об ее нравственности заботиться: я ей не опекун”, - добавляет Вожеватов. Он рассказывает, что женихи у Ларисы были и другие, но она, хоть и не глупа, в отличие от матери лишена хитрости, не скрывает своих чувств. В прошлом году влюбилась в Паратова, а он походил два месяца, да и исчез. Лариса чуть не умерла от горя, бросилась его догонять, мать с дороги воротила. Потом
было два жениха: какой-то старик с подагрой да вечно пьяный управляющий какого-то князя. А еще проворовавшийся кассир вертелся, сорил деньгами, его и арестовали в доме Огудаловой. Вот тогда Лариса и сказала матери, что пойдет за первого, кто посватается. Им и стал Карандышев. Он уже года три как ходит в дом Огудаловой, обращались с ним пренебрежительно. А сейчас сияет, как апельсин. Лариса хотела быстренько пожениться да уехать в “именьишко” Карандышева, а он вместо этого “таскает” ее по бульвару, смотрит на всех свысока. Кнурову жаль Ларису. По его мнению, “эта женщина создана для роскоши”. “Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”, - говорит он. “И хорошего ювелира”, - добавляет Вожеватов. Он думает, что Лариса скоро бросит Карандышева. Появляются Карандышев, Огудалова, Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Огудалова здоровается, Вожеватов подает ей и Карандышеву руку, а Кнуров едва кивает из-за газеты. Лариса садится на скамейке поодаль и смотрит в бинокль на Волгу. Вожеватов предлагает Огудаловой чаю. Карандышев вскидывается: кто же пьет чай в полдень! Он, к примеру, в это время выпивает рюмку водочки, съедает котлетку, запивает ее стаканчиком хорошего вина. На это Вожеватов замечает: “Нам так нельзя-с… разум потеряешь. Вам можно все, вы капиталу не проживете, потому что его нет…”. Карандышев зовет Ивана прислуживать у него за обедом, да чтоб почище оделся, и приглашает на обед Вожеватова, который шутовски спрашивает его, как ему одеться. Карандышев не понимает насмешки. “Как вам угодно, не стесняйтесь”, - говорит он. Он подходит к Кнурову, погрузившемуся в газету, и приглашает его к себе на обед. Тот удивлен. Вмешивается Огудалова, которая говорит Кнурову, что это обед для Ларисы. Кнуров принимает приглашение. “Я желаю, чтобы Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди”, - гордо заявляет Карандышев.
Иван сообщает, что подходит “Ласточка”. Вожеватов и Кнуров решают не спускаться к пристани. Огудалова, приблизившись к Кнурову, намекает ему, что, мол, в связи со свадьбой очень велики расходы, а у Ларисы завтра день рождения. Кнуров понимает, что к чему, обещает заехать.
Вожеватов с Кнуровым и Огудалова уходят. Лариса подходит к Карандышеву.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса, любуясь видами за Волгой, просит Карандышева уехать скорее в деревню. Карандышева больше интересует, о чем это она говорила с Вожеватовым, да еще называла его Васей, ему не нравится такая фамильярность. Лариса в свое оправдание говорит, что она с Вожеватовым знакома с детства. “Вам надо старые привычки бросить… Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было”, - требует Карандышев. Лариса обижается: “У нас ничего дурного не было”. Карандышев не унимается. По его мнению, у Огудаловых был настоящий цыганский табор. Лариса просит Карандышева не попрекать ее бесконечно. Ей самой такая жизнь не нравилась, “так нужно было маменьке”. Если б она не искала тишины, не захотела бежать от людей - разве она пошла бы за него, Карандышева? Ларису манит скромная семейная жизнь, она хочет полюбить своего жениха. “Поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие, отнеситесь ко мне нежно, с лаской!” - просит она Карандышева. Тот просит прощения. Лариса замечает, что в таборе, о котором говорил Карандышев, были и хорошие, благородные люди. Карандышеву тут же приходит на ум Паратов. “Об людях судят по поступкам. Разве он хорошо поступил с вами? Ну чем я хуже Паратова?” - говорит он Ларисе. Лариса отвечает, что сравнение будет не в пользу Карандышева. Для нее Паратов - идеал мужчины. Она рассказывает, как Паратов на спор стрелял по монете, которую она держала в руке, и выбил ее. Карандышев замечает, что у Паратова нет сердца, оттого он так и смел. Но ведь Лариса видела, как Паратов помогал бедным. Карандышев соглашается наконец признать кое-какие достоинства Паратова, но что такое этот Вожеватов? Лариса просит жениха не ревновать ее ни к кому, она не любит и не полюбит никого. Вот если бы появился Сергей Сергеич и был свободен, ь тогда довольно было бы одного его взгляда… Но ведь он не явился… Слы-пен пушечный выстрел - это салютуют в честь Паратова. Лариса нервни-ает, хочет идти домой. Карандышеву тоже надо идти - у него званый обед.

ЯВЛЕНИЕ V I

Иван и Гаврило радуются: выстрелила пушка - значит, приехал барин (Сергей Сергеич, сейчас все будут здесь. Гаврило волнуется насчет того, чем 1их потчевать. Появляются щегольски одетый Паратов с дорожной сумкой через плечо, Робинзон, Кнуров, Вожеватов. Иван выбегает с веничком и бросается обметать Паратова.

ЯВЛЕНИЕ VI

Паратов говорит Ивану, что он с Волги, а там не пыльно. Иван делает это от избытка чувств, за что и получает рубль. Вожеватов не думал, что Паратов прибудет’на “Ласточке”, ведь она должна была идти с баржами. Паратов сообщает, что баржи он продал. Он представляет Кнурову и Вожеватову Робинзона. Это провинциальный актер Аркадий Счастливцев. Робинзоном Паратов зовет его потому, что подобрал его на голом острове, куда тот был высажен со своим другом, купеческим сыном, с парохода, на котором плыли, за то, что, перепившись, безобразничали. Впрочем, сделал Паратов это просто от скуки: “в дороге… всякому товарищу рад”. Держит он Робинзона в строгости: прежде чем получить хоть немного денег на выпивку, он должен выучить страницу французского текста. Паратов разрешает Кнурову и Вожеватову “пошутить” с Робинзоном. На вопрос Кнурова, не жалко ли ему продавать “Ласточку”, Паратов отвечает: “У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так продам что угодно”. Он собирается жениться на очень богатой девушке, берет в приданое золотые прииски. Но до свадьбы хочет как следует погулять.

ЯВЛЕНИЕ VII

Паратов подзывает по-французски Робинзона. Тот подходит. Вожеватов обращается к Робинзону на “ты”, тот оскорбляется, но узнав, что Вожеватов богат, позволяет ему обращаться с собой запросто и сам называет его Васей. Вожеватов предлагает съездить вечером на другой берег Волги, взять с собой цыган, сварить жженку. Паратоа приглашает Кнурова и Вожеватова отобедать у него, но они вспоминают о приглашении Карандышева. Так Паратов узнает, что Лариса выходит замуж. “Что ж… Это даже лучше… Я немножко виноват перед ней, то есть так виноват… ну, а теперь она выходит
замуж, значит, старые счеты покончены, и я могу опять явиться поцеловать ручки у ней и тетеньки… Ведь я было чуть не женился на Ларисе - вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл бы дурака”, - говорит Паратов и решает заехать к Карандышеву.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Огудалова

Лариса
Карандышев
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Илья-цыган
Лакей Огудаловой
Комната в доме Огудаловых, приличная мебель, фортепьяно,
на нем лежит гитара
ЯВЛЕНИЕ I
Огудалова одна, держит в руках коробочку. Зовет Ларису, та отвечает из другой комнаты, что одевается. Огудалова хочет показать ей, что привез Вася. Это дорогой подарок для Ларисы. Огудалова выглядывает в окно и видит Кнурова. Просит Ларису пока не выходить. Кнуров входит.
ЯВЛЕНИЕ II
Огудалова не находит слов, чтобы сказать, как она рада приходу Кнурова. Тот выражает сомнение, хорошо ли, что Огудалова выдает дочь замуж за бедного человека. По его мнению, и Карандышев тоже плохо поступает, женясь на бедной. Вот об этом Кнуров и хочет поговорить с матерью Ларисы. “Она создана для блеску”, - говорит он. Бедной полумещанской жизни Лариса, по его мнению, не выдержит, зачахнет. Хорошо, если догадается поскорее бросить мужа и вернуться к матери. Огудалова жалуется на бедность. Кнуров советует завести “доброго друга, солидного, прочного…”. Конечно, Лариса еще даже не вышла замуж, еще долго ждать, когда она разойдется с мужем. Но пусть Огудалова знает, что он, Кнуров, ничего для Ларисы Дмитриевны не пожалеет. Кнуров советует Огудаловой купить для Ларисы роскошный свадебный наряд, он все оплатит. Огудалова рассыпается в благодарностях. Но ей этого мало - она хотела бы и завтра дочери сделать сюрприз, показывает ему подарок Вожеватова. Кнуров дает ей денег и уходит. Появляется Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Лариса рассматривает Васин подарок: “Недурно”. Этот отзыв коробит мать: “Это очень дорогие вещи”. Но Ларису они не радуют. Мать говорит ей, что надо шепнуть на ухо Васе: “благодарю”, да и Кнурову тоже. “За что?.. Все у тебя секреты да хитрости”. “Без хитрости на свете не проживешь”, - поучает дочь Огудалова. Лариса сообщает матери, что ее жених хочет баллотироваться в мировые судьи в глухом уезде. “Мне хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться”, - говорит она. Мать соглашается - в захолустье и Карандышев “мил покажется”. Лариса отвечает, что “он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного”. Хотя, конечно, есть и лучше, Лариса это очень хорошо знает. “Есть, да не про нашу честь”, - заключает мать. “Теперь для меня и этот хорош… Я… все чувства потеряла. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит… После той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”, - говорит Лариса. Напевает: “Не искушай меня без нужды”. Входит Илья.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса просит Илью настроить ей гитару. Тот жалуется, что единственный хороший тенор в хоре заболел - слишком лихо гулял. С улицы Илью кличут по-цыгански. Он кладет гитару, которую настраивал: “Некогда, барышня, барин приехал… Такой барин - ждем не дождемся…” Уходит.
ЯВЛЕНИЕ V
Огудалова гадает, кто же это за барин такой. Вдруг холостой? Уж не прозевали ли они жениха для Ларисы? “Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться”, - говорит Лариса. “Мы люди бедные - нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом по-даить по-человечески”, - возражает мать. “Нет, не могу, невыносимо тяжело… Опять притворяться, опять лгать!” Входит Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ VI
Огудалова говорит Карандышеву, что Лариса торопится в деревню, уже и корзину приготовила для грибов. Карандышев сердится: “Куда вы торопитесь, зачем?.. Или вы стыдитесь за меня, что ли?.. Дайте мне время устроиться, опомниться… дайте мне возможность почувствовать всю приятность моего положения! Я много… перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться… Венчаться - непременно здесь; чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а та только соломинка, за которую хватается утопающий”. “Да ведь последнее-то почти так…” - говорит Лариса. У Карандышева на глазах слезы: “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”. “Самолюбие! Вы только о себе. Все себя любят. Когда же меня-то будет любить хоть кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели”, - Лариса в отчаянии. “Мама, я боюсь…Если уж свадьба будет здесь, так… чтобы поменьше было народу…” Ни мать, ни Карандышев на это не согласны. Для Карандышева на первом месте его самолюбие. “Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения,., сносил насмешки… от ваших знакомых; надо же и мне… посмеяться над ними”. Огудалова пугается: уж не ссору ли собрался затеять Карандышев? Тот ее успокаивает, говорит, что никакой ссоры не будет. Он просто предложит тост за Ларису и поблагодарит ее публично за счастье, которое она ему сделала своим выбором, за то, что она оценила его. А то развелось вокруг фатов “со своим фанфаронством”, хвастаются своим богатством. Это не один только Вася такой, все хороши. Достаточно посмотреть, что в городе делается - извозчики кричат друг другу: “Барин приехал!”, половые в трактирах сияют, то же самое кричат, цыгане с ума сошли, у гостиницы толпа народу. А ведь барин-то, как слышал Карандышев, совсем промотался, последний парохо-дишко продал. “Да кто приехал-то?” - спрашивает Огудалова. “Ваш Сергей Сергеич Паратов”. Лариса, в испуге вскочив, просит Карандышева немедленно ехать в деревню. “Чего вы боитесь?” - спрашивает Карандышев. “Я не за себя боюсь… За вас”, - отвечает она. Карандышев видит в окно, что приехал Паратов. Лариса просит Карандышева уйти с ней вместе в другую комнату, просит мать “отделаться” от визитов Паратова. Лариса с Карандышевым удаляются. Входит Паратов.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов шутливо-серьезен. На вопрос Огудаловой о положении его дел отвечает, что дела идут неважно, но живет он весело. Огудалова интересуется, куда он пропал так неожиданно год назад. Тот отвечает, что получил тогда неприятную телеграмму: управляющие его разорили. Но он “веселого расположения не утратил”. Решил жениться, берет приданое в полмиллиона. Паратов желает видеть Ларису Дмитриевну. Огудалова, пользуясь случаем, вымогает у него денег якобы на подарок Ларисе. Паратов обещает привезти завтра ей подарок получше того, что показала ему Огудалова. Та уходит позвать дочь.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов заводит разговор о том, что, мол, ему интересно знать теоретически, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека, что женщины после поступка Ларисы много теряют в его глазах… и т. д. и т. п. Он просто вынуждает Ларису признаться, что она его любит. Появляются Огудалова и Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ IX
Огудалова представляет Карандышева Паратову. Заходит разговор о ревности, и Юлий Капитоныч говорит, что он не ревнует Ларису, потому что она не давала ему повода, да и в дальнейшем, он надеется, такого не будет. Лариса сообщает, что они с Карандышевым скоро уедут в деревню. В ходе разговора Паратов приводит народную пословицу, говорит, что перенял ее от бурлаков. Карандышев возмущен: как это - говорить языком бурлаков! Он сам как человек образованный считает их образцом грубости и невежества. Паратов заявляет, что он как судохозяин вступается за них; он сам такой бурлак, а потому требует от Карандышева, чтобы тот попросил извинения. Тот отказывается. В ответ Паратов заявляет, что “поучит” Карандышева, а как - он подумает. Огудалова просит Паратова извинить Карандышева. Паратов вроде бы смягчается. Огудалова велит Карандышеву пригласить Паратова на свой званый обед. Входит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов представляет “лорда Робинзона”. Карандышев в самом деле принимает его за английского лорда. Паратов просит Карандышева пригласить и его на свой обед. Тот самым почтительным тоном приглашает его. Карандышев собирается уходить - у него дела. Огудалова и Лариса уходят за ним в переднюю.
ЯВЛЕНИЕ XI
Вожеватов спрашивает Паратова, понравился ли ему жених Ларисы. *Чему тут нравиться?.. А еще разговаривает, гусь лапчатый… Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь…” - говорит Паратов и решает для этой цели использовать Робинзона. Они уходят.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ефросинья Потаповна,
тетка Карандышева Карандышев
Огудалова
Лариса
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Иван
Илья-цыган
Кабинет Карандышева; меблирован с претензией, но без вкуса.
На стене ковер с оружием
ЯВЛЕНИЕ I
Иван в разговоре с теткой Карандышева объясняет, что к чаю нужны лимоны, а та удивляется и сердится на такое расточительство. Говорит, что вместо чаю морс клюквенный выпьют. Они выходят. Появляются Огудалова и Лариса.
ЯВЛЕНИЕ II
Лариса говорит матери, как ей стыдно за Карандышева и его жалкий обед: “Так бы убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего, он даже весел”. “Он никогда не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью. Вот он и весел”, - объясняет мать. Его нарочно подпаивают. Лариса удивляется, как Карандышев сам не видит этого, он же не глуп! На что Огудалова замечает, что Карандышев, хоть и не глуп, но самолюбив, не видит, что все над ним потешаются. “А ведь они меня терзают-то”, -говорит Лариса. Входит Ефросинья Потаповна.
ЯВЛЕНИЕ III
Тетка Карандышева жалуется на большие расходы, на дороговизну. Покупала она к обеду то, что подешевле, но все равно очень дорого. “Кады для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого!” - возмущается она. Вот сосед женился, это да - сколько приданого взял. “Бежала б я отсюда куда глаза глядят”, - говорит Лариса матери. Ефросинья Потаповна между тем собирается идти пересчитывать серебро да запереть, а то “нынче народ без креста”. Все трое уходят. Появляются Паратов, Кнуров, Вожеватов.

ЯВЛЕНИЕ IV
Кнуров заявляет, что ничего не ел и поедет в клуб обедать. “Приглашают обедать известных людей, а есть нечего”, - говорит он. Кнуров замечает, что Карандышев раньше всех напился. Паратов ему объясняет, что так было задумано. Для этого использовали Робинзона. Он - “натура выдержанная… ему нипочем… А хозяин - человек непривычный… скорехонько и дошел до восторга”. Паратов собирается попросить Ларису спеть. Входит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ V
Робинзон падает на диван и жалуется, что отравился: “Не пройдет даром мне эта специя, я уже чувствую… На бутылке было написано «Бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам» какой-то”. Услышав из гостиной голос Карандышева, требующего подать еще бургонского, Робинзон приходит в полное уныние. Паратов его утешает, обещает чего-нибудь получше. Входит Карандышев с ящиком сигар.
ЯВЛЕНИЕ VI
Паратов и Вожеватов открыто смеются над оружием Карандышева, но тот говорит, что надо осторожнее обращаться с пистолетом - он заряжен. Карандышев предлагает гостям сигары. “Да ведь, чай, дорогие?” - с насмешкой спрашивает Паратов. “Сорт высокий, очень высокий сорт”, - хвастается Карандышев. Гости, один за другим, смеются над хозяином, но тот ничего не замечает. Входит Огудалова.
ЯВЛЕНИЕ VII
Огудалова пытается потихоньку приструнить разошедшегося Карандышева, на что тот ей отвечает: “Я счастлив сегодня, я торжествую”. Огудалова просит Паратова прекратить издевательства над Карандышевым, ведь он обижает этим Ларису. Тот предлагает Карандышеву выпить на брудершафт. Они уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Робинзон наблюдает через открытую дверь за тем, как те двое пьют на брудершафт. “Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит”, - говорит он.
ЯВЛЕНИЕ IX
Входит цыган и говорит, что господ заждались на бульваре. Вожеватов отвечает, что они сейчас придут. Паратов велит цыгану принести гитару: он намерен попросить Ларису спеть. Кнуров считает, что прогулка не будет веселой, если не поедет Лариса. “Дорого можно уплатить за такое удовольствие”, - говорит он. К нему присоединяется Вожеватов. Оказывается, Паратов думает о том же. А “на свете нет ничего невозможного”. Робинзона брать с со*бой не имеет смысла - “потешились - и будет”.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов зовет Робинзона и предлагает ему сегодня вечером ехать в Париж. Так что он сейчас завезет его домой отдохнуть, а сам съездит по делам. Робинзон в конце концов соглашается. Он сообщает, что Карандышев готовит им сюрприз. Входят Огудалова, Лариса, Карандышев и Иван.
ЯВЛЕНИЕ XI
На вопрос Паратова, почему она их покинула, Лариса отвечает, что ей нездоровится. К сообщению Паратова о том, что он пил на брудершафт с Карандышевым, она относится с полным доверием и даже благодарит его. Появляется Илья. Паратов просит Ларису спеть романс или песенку. Ведь он ее целый год не слыхал и вряд ли еще когда услышит. Карандышев против он не позволяет Ларисе петь. Он “запрещает”! “Вы запрещаете? Так я буду петь, госиода”, — говорит Лариса. Карандышев, надувшись, садится в углу. Все растроганы и восхищены пением Ларисы. Карандышев предлагает выпить шампанского за здоровье его невесты. Он пьян, громко кричит, требуя шампанского, Огудалова пытается его утихомирить. Паратов между тем посылает Илью проследить, чтобы катера были готовы. Вожеватов и Кнуров решают оставить Паратова наедине с Ларисой и уводят с собой Робинзона.
ЯВЛЕНИЕ XII
Паратов, страстно глядя на Ларису, уверяет ее, что проклинал себя, пока она пела, потому что потерял сокровище. Он, видите ли, ее потерял и сам страдает и ее заставил страдать, но благородные чувства еще шевелятся в его груди. “Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут… и уж никакая сила не вырвет вас у меня… забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве… Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах - поедемте!” Лариса теряется, она верит Паратову и решается ехать: “Едемте… Куда вам угодно… Когда вам угодно… Вы — мой повелитель”. Входят Огудалова, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Паратов потихоньку сообщает Вожеватову и Кнурову, что Лариса согласна ехать с ними. Карандышев предлагает тост за Ларису, ее несравненный талант и ее умение выбирать и ценить людей: “Она меня поняла, оценила и предпочла всем”. Паратов предлагает тост “за здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева”. Карандышев уходит за вином. Все собираются уходить. Паратов не будет ждать Карандышева, не станет пить с ним - так смешнее, по его мнению. “Прощай, мама!.. Или тебе радоваться за меня… или ищи меня в Волге. Видно, от судьбы не уйдешь”, - с этими словами Лариса уходит. Огудалова решает, что бросить Карандышева - невелика потеря. Входят Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIV
Карандышев оглядывает комнату, удивляется, что все уехали, просит Огудалову, чтобы она с Ларисой посидели еще. Иван сообщает, что Лариса Дмитриевна уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев сражен этим известием. Он набрасывается на Огудалову. Но та заявляет: “Я к вам привезла дочь, вы мне скажите, где моя дочь!” Карандышев говорит со слезами на глазах: “Жестоко, бесчеловечно жестоко! Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам… Да разве людей казнят за то, что они смешны? Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!.. Как мне жить!.. И самого кроткого челове
ка можно довести до бешенства… и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет… Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, пока не убьют меня самого”. Карандышев хватает пистолет и убегает.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Лариса
Карандышев
Илья
Таврило
Иван
Цыгане и цыганки
Декорация первого действия. Светлая летняя ночь
ЯВЛЕНИЕ I
Робинзон с кием в руках и Иван выходят из кофейной.
Робинзон требует, чтобы Иван играл с ним в бильярд, но Иван не хочет, Робинзон с Ивана деньги берет, а когда сам проигрывает - не платит. Для Робинзона открыт кредит только на еду и питье. Робинзон обижен, что его не взяли на пикник, решает сделать заказ подороже, пусть потом расплачиваются. Иван замечает идущего по бульвару Карандышева и исчезает. Карандышев подходит.
ЯВЛЕНИЕ II
Карандышев спрашивает Робинзона, где его товарищи. “Кутят где-нибудь: что ж им больше-то делать?.. Думаю, к утру вернутся”. Карандышев отправляется на пристань.
ЯВЛЕНИЕ III
Иван переговаривается с Гаврилой у кофейной. Иван говорит, что под горой слышен шум, “эфиопы” загалдели. Наверное, приехали. Появляются Илья и хор цыган.
ЯВЛЕНИЕ IV
Цыгане очень довольны прогулкой. Говорят, что сейчас все придут сюда, наверное, всю ночь будут гулять. Все входят в кофейную. Появляются Кнуров и Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ V
Кнуров и Вожеватов разговаривают о Ларисе. Кнуров замечает, что положение ее незавидное. Вожеватов полагает, что Карандышев ее простит. Да только Лариса уже не та, что была прежде, считает Кнуров. Судя по всему, она имеет виды на Паратова. Тот, очевидно, дал ей определенные и серьезные обещания, иначе разве она поверила бы человеку, который уже раз обманул ее? “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается: человек смелый”, - говорит Вожеватов. “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”, - заключает Кнуров. Оба приходят к выводу, что они ни в чем не виноваты, их дело сторона. Из кофейной выходит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VI
Робинзон сообщает Вожеватову, что живет и питается за его счет. Вожеватов советует ему ехать в Париж одному - он даст денег на поездку. Робинзон отказывается - он не знает французского языка. И тут оказывается, что Вожеватов имел в виду не столицу Франции, а трактир “Париж”. Кнуров отвлекает Вожеватова от разговора с Робинзоном - он хочет ему что-то сказать. Вожеватов подходит к Кнурову, Робинзон прислушивается к их разговору. По мнению Кнурова, Лариса сейчас в таком положении, что они обязаны принять участие в ее судьбе. Вожеватов уточняет: “То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?” Но кому? Он вынимает из кармана монету: “Орел или решка?” Выигрывает Ларису Кнуров. Он и Вожеватов уходят в кофейную, чтобы не мешать Паратову и Ларисе, которые идут сюда.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов говорит Робинзону, чтобы тот не отлучался, он еще может пригодиться. Робинзон уходит в кофейную. Паратов благодарит Ларису за поездку, но та требует сказать ей, жена она ему теперь или нет. Паратов продолжает свое: Ларисе нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно можно завтра. Лариса ехать домой отказывается: “Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой… Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой… Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко…” О Карандышеве, который способен равнодушно сносить насмешки и оскорбления и которого она не уважает, Лариса утверждает, что он для нее больше не существует. “У меня один жених: это вы”, - говорит Лариса Паратову. И слышит от него: “Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне”. Паратов объясняет, что просто поддался минутному увлечению, но он скован “неразрывными цепями” - обручен. “Что же вы молчали?” - Лариса опускается на стул. “Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало”, - отвечает Паратов. Лариса гонит Паратова прочь от себя. Из кофейной выходят Кнуров, Вожеватов и Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов приказывает Робинзону отвезти Ларису домой, но тот боится, что его убьет Карандышев. Вожеватов подходит к Ларисе. Она молит его о помощи, просит совета, что ей делать. Ведь они знакомы с детства, почти родные. Вожеватов наотрез отказывает ей - Ларису выиграл Кнуров, и он не может нарушить “купеческого слова”. Подходит Кнуров со своим придложением ехать с ним в Париж. Предлагает полное обеспечение на всю жизнь. Он положит ей такое громадное содержание, что все только раскроют рты от удивления и никто ее осуждать не будет. Лариса молчит. Кнуров советует ей подумать, почтительно кланяется и уходит в кофейную.
ЯВЛЕНИЕ IX
Лариса размышляет, стоя у решетки над обрывом: “Вот хорошо бы броситься!.. Ох, нет… Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала… Что меня держит над этой пропастью? Что мешает?” Она вспоминает предложение Кнурова… “Какая я жалкая, несчастная… Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем…”. Появляются Робинзон и Карандышев.

ЯВЛЕНИЕ X
Карандышев говорит Робинзону, что Лариса сама виновата и ее поступок заслуживает наказания…. Она сама могла заметить разницу между ним, Ка-рандышевым, и этими людьми. И судить Ларису имеет право только он один, и это его дело: простить ее или нет, но защитником ее он быть обязан. Карандышев просит Робинзона удалиться, что тот и делает с удовольствием.
ЯВЛЕНИЕ XI
Лариса, увидев Карандышева, гонит его от себя: он ей противен. Карандышев заявляет, что он всегда должен быть при ней, чтобы оберегать ее. Лариса отвергает его покровительство. Карандышев рассказывает ей, что Вожеватов с Кнуровым метали жребий, кому из них она будет принадлежать, словно вещь. Лариса потрясена: “Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь. А не человек. Я сейчас убедилась в этом, я испытала себя… я вещь! Наконец-то слово для меня найдено… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”. “Я ваш хозяин!” -восклицает Карандышев. Лариса истерически смеется: “Я слишком… дорога для вас… Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой… Подите, пошлите ко мне Кнурова”. Карандышев падает перед Ларисой на колени, повторяет, что любит ее. Лариса обрывает его: “Лжете. Я любви искала и не нашла. На /меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. …я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота”. Она гонит Карандышева прочь. Тот вытаскивает пистолет и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” - стреляет в нее. Хватаясь за грудь, она шепчет: “Ах! Благодарю вас!” - и опускается на стул. Карандышев в растерянности роняет пистолет, Лариса просит его положить оружие на стол, чтобы подумали, будто она застрелилась сама. Все выходят из кофейной.
ЯВЛЕНИЕ XII
Слышится цыганская хоровая песня. Паратов кричит, чтобы им велели замолчать. “Нет, нет, зачем… Пусть веселятся… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю”, - говорит Лариса слабеющим голосом.
Громкий хор цыган.

Драма в четырех действиях (1878)

Действие первое

На бульваре приволжского города Бряхимова в кофейной встречаются богатые купцы: Мокий Парменыч Кнуров («пожилой человек с громадным состоянием») и Василий Данилыч Вожеватов («очень молодой человек», один из представителей богатой торговой фирмы). Вожеватов рассказывает, что покупает пароход «Ласточка» за невысокую цену. От него же Кнуров узнает другую городскую новость: Лариса Огудалова выходит замуж на Карандышева, небогатого чиновника». Кнуров недоумевает: «Огудаловы все-таки фамилия порядочная, и вдруг за какого-то Карандышева!». Вожеватов возражает, что, хотя в доме Огудаловых многие бывают, и Лариса всем нравится, «барышня хорошенькая, на разных инструментах играет, поет», жениться на ней, девушке без приданого, других желающих, кроме Карандышева, нет. К тому же, продолжает Вожеватов, Лариса «простовата, не умеет скрыть своих чувств. Так, в прошлом году появился Сергей Сергеич Паратов «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30», она его полюбила, «наглядетъся на него не могла», А он через два месяца исчез. Лариса «чуть не умерла с горя». Потом появился кассир, которого арестовали за растрату прямо в доме у Огудаловых. После этого позора Лариса решила выйти замуж за любого, кто посватается. Им и оказался Карандышев, по словам Вожеватова, человек «самолюбивый, завистливый».

Кнуров считает положение девушки незавидным, ведь она «как дорогой бриллиант», «дорогой оправы требует». А в нищенской обстановке да еще «за дураком мужем она или погибнет, или опошлится». В кофейную входят новые посетители: мать и дочь Огудаловы вместе с Карандышевым. После взаимных приветствий, Карандышев, не замечая ни пренебрежения Кнурова, ни иронии Вожеватова, приглашает купцов на званый обед по случаю дня рождения Ларисы.

Слуга докладывает, что «Ласточка» подходит к пристани. Купцы уходят взглянуть на пароход. Карандышев и Лариса остаются наедине. Она просить жениха поскорее уехать из города в его имение. Карандышев не слышит ее, упрекает за фамильярное обращение с Вожеватовым, говорит, что теперь ей надо «старые привычки бросить», что «нельзя терпеть» того, что у них до сих пор было. Лариса обижается. Ведь она выходит за него замуж, потому что хочет «тишины, уединения», отдалиться от людей и того образа жизни, который царит в доме ее матери. Именно этим объясняется ее выбор: «Так умейте это понять и не приписывать моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас, меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Лариса просит: «Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня … ».

Карандышев извиняется за необдуманные слова. Лариса рассказывает, что в доме матери бывали и «благородные люди». Например, Паратов, который остается для Ларисы «идеалом мужчины». Они уходят из кофейной. Через некоторое время буфетчик и слуга выходят приветствовать только что прибывшего на «Ласточке» Сергея Сергеича Паратова с его другом, прозываемым Робинзоном (это провинциальный актер по имени Аркадий Счастливцев). Кнуров интересуется, не жаль ли Паратову продавать свой пароход. На что тот отвечает:

« Что такое «жаль», этого Я не знаю. У меня … ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов рассказывает, что скоро женится очень выгодно — у его невесты золотые прииски. А теперь он хочет повеселиться накануне своей женитьбы. Купцы обещают ему в этом посодействовать и приглашают вечером после обеда у Огудаловых совершить прогулку за Волгу. Узнав, что Лариса выходит замуж, Паратов с облегчением замечает: «значит, старые счеты покончены», за ним теперь нет никакой вины перед девушкой, что «это очень мило с ее стороны» , вспоминает, что чуть сам на ней не женился «вот бы людей-то насмешил!».

Действие второе

День рождения Ларисы. С утра Вожеватов привез подарок. Позже зашел Кнуров. В разговоре с Харитой Игнатьевной Огудаловой, он осуждает замужество Ларисы, говорит, что та не вынесет «полумещанской» бедной жизни. «Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться» к матери, — добавляет он. Харита Игнатьевна, понимая, куда клонит старый купец, что он не бескорыстен, соглашается, что в таком случае им с дочерью «доброго друга, солидного, прочного иметь необходимо». В надежде на такую «дружбу» Кнуров обещает оплатить все свадебные расходы Ларисы.

После ухода Кнурова Лариса сообщает матери, что Карандышев хочет в мировые судьи баллотироваться в 3аболотье, говорит о том, что мечтает уехать в деревню. Она не понимает, чего медлит жених. Мать, заметив, что «3аболотье не Италия», там «дико, глухо и холодно», разъясняет: Карандышеву «покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал», благодаря женитьбе.

Появляется Карандышев. Лариса повторяет свою просьбу поскорей уехать. Но ее жених хочет «почувствовать всю приятность» своего положения, или, как говорит мать Ларисы, «повеличаться», потешить свое самолюбие. Для этого он устроил и сегодняшний обед. Однако Лариса замечает на это, что все любят только себя: «Когда же меня-то любить будет кто-нибудь?» А узнав, что мать собирается устраивать пышную свадьбу, говорит: «Я вижу, что Я для вас кукла, изломаете и бросите».

Карандышев возражает, что он хочет отомстить тем, кто над ним раньше насмехался. Он только публично поблагодарит Ларису за ее выбор, за то, что она якобы его оценила и поверила в искренность его чувств. В раздражении он рассказывает о том, что весь

город рад приезду Паратова — «промотавшегося кутилы, развратного человека»: «Хороши нравы!» Так Огудаловы узнают, что приехал Сергей Сергеич. А через некоторое время он собственной персоной заявляется в дом к Огудаловым. Лариса в испуге уходит в свою комнату и уводит с собой Карандышева. Харита Игнатьевна принимает Сергея Сергеича, который рассказывает ей о своей предстоящей выгодной женитьбе.

Выходит Лариса. Вспоминая прошлое, Паратов добивается от Ларисы признания в том, что она все еще его любит. Он обещает не злоупотреблять ее откровенностью (т.в. оставить все как есть, не увлекать ее вновь): «брак для меня дело священное».

Появляется Карандышев. В первые же минуты знакомства Паратов затевает с ним ссору. Огудаловы с трудом их помирили, Харита Игнатьевна настаивает, чтобы в знак примирения Карандышев пригласил Паратова на обед. Паратов холодно принял приглашение.

Действие третье

Действие происходит в комнатах Карандышева, обставленных «с претензиями, но без вкуса», над диваном прибит ковер, на котором развешано оружие. Обед уже заканчивается. На сцене мать и дочь Огудаловы. Лариса говорит, что ей очень стыдно за своего жениха, за тот дешевый обед, который он устроил: «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться». Ее мать добавляет, что гости над ним подтрунивают и «нарочно подпаивают», не думая о том, что тем самым унижают и мучают Ларису.

Входит тетушка Карандышева, Евфросинъя Потаповна. Она жалуется на дороговизну званого обеда, перечисляя цены на продукты и вина. Она не понимает своего племянника, который, женясь на бесприданнице, так сильно тратится. Обращаясь к Огудаловым, она говорит, что есть смысл такие траты делать, когда приданое большое, а когда нет ничего, «тогда и нам форсить некстати».

Огудаловы уходят. Появляются купцы. Обсуждая обед, они соглашаются в том, что Карандышев глуп, не заметил подвоха, прежде всех напился. Действительно, Карандышев, ничего не замечая, чувствует себя счастливым, он «торжествует». Гости рассматривают оружие, развешенное на стене. Паратов заявляет, что оно «дрянное», а пистолет не стреляет.

Харита Игнатьевна обращается к Паратову с просьбой не обижать Ларису и перестать издеваться над ее женихом. В ответ тот предлагает выпить Карандышеву брудершафт. Жених простодушно соглашается выпить еще и коньяку. Все просят Ларису спеть. Но Карандышев на правах жениха запрещает ей: «Коли я говорю, что не станет, так не станет» петь. Из противоречия Лариса соглашается исполнить просьбу купцов и поет романс «Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей … ». Все в восторге от ее исполнения. Карандышев уходит за шампанским, Кнуров и Вожеватов оставляют Паратова наедине с Ларисой. Паратов, который ранее пообещал купцам уговорить Ларису поехать с ними на пикник, восхищается Ларисой, ее пением, намекает на то, что он может бросить «все расчеты», вернется к ней и никогда не расстанется. А для того, чтобы вернуть его любовь, надо только дать ему время, например, поехать вместе со всеми за Волгу. Лариса сразу соглашается.

Не сказав ни о чем Карандышеву, потихоньку госи покидают его дом. Вернувшись, хозяин видит пустую гостиную. Узнав у слуги о том, что все уехали на пикник и с ними его невеста, Карандышев понимает, что все было «преднамеренно, умышленно», все «вперед сговорились». Харита Игнатьевна упрекает его: «Рано было торжествовать-то».

Он соглашается, что это смешно, но нельзя же поступать так жестоко с человеком, даже если он смешон, «разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!». Карандышев решается мстить, хватает со стола пистолет и убегает.

Действие четвертое

В кофейную возвращается компания после пикника: купцы, цыганский хор. Кнуров и Вожеватов говорят о Ларисе, о том, что будет с ней дальше. Паратов приехал на один день, и она ради него чуть ли не накануне свадьбы бросила жениха, «с которым ей жить всю жизнь». Кнуров подозревает, что тут не обошлось без обмана со стороны Паратова, что, «должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»

Вожеватов соглашается, что Паратов «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Кнуров решает, что теперь самое время « принять участие в ее судьбе». Но сделать это может только один из них. Чтобы решить, кто именно, они подкидывают монетку. Выигрывает Кнуров. Вожеватов обещает не мешать ему, т.е. отдалиться от Ларисы. После того, как купцы уходят в кофейную, появляются Паратов и Лариса. Он благодарит ее за «удовольствие — нет, этого мало, — за счастие», которое она доставила, украсив компанию. Но Лариса спрашивает его прямо: «Что Я — жена ваша или нет?»

Паратов отвечает, что едва ли она имеет право быть так требовательна к нему. Лариса настаивает на своем праве: ведь она год страдала, не могла забыть его, наконец, решила выйти замуж, чтобы «семейные обязанности» заполнили ее жизнь. Но он опять явился, сказал: «Брось все, я твой». Она бросила жениха и теперь имеет право требовать ответа. Тут Паратов раскрывает, что он обручен, т.е. дал слово жениться на другой, и показывает обручальное кольцо. «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!» — восклицает на это Лариса. Паратов приказывает Робинзону подать коляску для Ларисы Дмитриевны и отвезти ее домой. Из кофейной выходит Вожеватов, Лариса просит его о помощи. Тот, храня верность честному купеческому слову, данному Кнурову, отдаляется от нее.

К Ларисе подходит Кнуров и предлагает ей поехать с ним в Париж на выставку и «полное обеспечение на всю жизнь». Купец сожалеет, что не может жениться на ней, потому что уже женат, но обещает исполнение всех ее «желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были». Он не торопит ее с ответом, предлагает подумать. Лариса остается одна, смотрит вниз, за решетку, огораживающую высокий берег. Ей приходит мысль покончить жизнь, бросившись с этой крутизны. Но становится страшно, и она отпрянула назад: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала», — говорит она и задумывается, почему же не может, как некоторые, покончить жизнь, что ее держит: роскошь, которую обещает Кнуров, разврат? Лариса понимает, что это все ей не нужно. Она « подпирает голову рукой и сидит в забытьи».

В это время Робинзон и Карандышев разыскивают Ларису. Увидев ее сидящей на скамейке, Робинзон, считает свое задание выполненным и уходит. Карандышев подходит к столу и садится против Ларисы. «Как вы мне противны, кабы вы знали», — говорит ему Лариса. Но Карандышев не обращает внимания на эти слова, он хочет отомстить обидчикам Ларисы — купцам, которые «мечут жребий, кому вы достанетесь» и смотрят на Ларису, «как на вещь». А вещь «принадлежит тому, кто выиграл, вещь и обижаться не может». Глубоко оскорбленная, девушка повторяет: «Вещь … да, вещь. Они правы … Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Она просит позвать Кнурова. Карандышев, пытаясь удержать ее, предлагает уехать в деревню. «Поздно, — отвечает

«Бесприданница», действие 1 – краткое содержание

В кофейне одного из приволжских городов беседуют местные богатые дельцы – пожилой Кнуров и молодой Вожеватов. Они обсуждают громкую новость: всем известная молодая красавица Лариса Огудалова выходит замуж на ничтожного характером и бедного чиновника Карандышева.

Бесприданница. Фильм-спектакль по одноименной пьесе А.Н.Островского (1974)

Лариса – дворянка, но без средств, бесприданница . Мать её, Харита Игнатьевна, стараясь найти дочери богатого жениха, устраивала у себя дома вечера, приглашая на них состоятельных людей. Но из них к Ларисе так никто и не посватался. Весь город помнит историю прошлогоднего её увлечения красивым и дерзким судовладельцем Сергеем Паратовым. Тот зачастил в дом Огудаловых, отбил оттуда других женихов, однако напоследок уехал, не сделав предложения. Страстно влюблённая Лариса бросилась за ним, но мать воротила её с пути.

Вожеватов рассказывает Кнурову: сегодня Паратов должен вновь приехать в город, чтобы продать один свой пароход.

В кофейню входят Лариса с матерью и Карандышев. После согласия Ларисы выйти за него Карандышев задирает нос, но этим лишь вызывает у горожан насмешки и издёвки. Сейчас, в кофейне, Карандышев начинает придираться к Ларисе с ревнивой мелочностью. Он припоминает ей историю с Паратовым. Лариса в сердцах говорит жениху, что со смелым и гордым Паратовым он не выдерживает никакого сравнения.

Огудаловы и Карандышев уходят. В кофейне появляется Паратов, только что приплывший на собственном пароходе. Новость о замужестве Ларисы поначалу заставляет его взволноваться и призадуматься. Но он быстро берёт себя в руки и рассказывает Кнурову с Вожеватовым, что и сам решил жениться – на богатой девушке. В приданое за ней дают золотые прииски, а его собственное денежное состояние сильно расстроено.

«Бесприданница», действие 2 – краткое содержание

Карандышев собирается после свадьбы ехать в глухой уезд, где легче сделать чиновную карьеру. Ларису не пугает даже унылая жизнь в глуши среди лесов. Она хочет побыстрее уехать из города, с которым связаны тяжкие для неё воспоминания.

Но к дому, где она живёт с матерью, вдруг подъезжает на рысаках после годичного отсутствия Паратов. В разговоре с Ларисой наедине Паратов несправедливо упрекает её за то, что она «забыла его слишком быстро» и высокомерно насмехается в глаза Ларисе над Карандышевым. Лариса в ответ признаётся, что любит Паратова до сих пор..

Входит Карандышев. Паратов беседует с ним свысока, даже прикрикивает на него. Карандышев явно трусит, сносит оскорбления и по настоянию Ларисы и её матери приглашает Паратова к себе на сегодняшний предсвадебный обед.

Паратов решает потешиться там над Карандышевым при помощи сального вечно пьяного шутника – актёра Робинзона. Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются этим же вечером, после обеда, ехать на гулянье за Волгу и нанимают для этого катера и цыганский хор.

«Бесприданница», действие 3 – краткое содержание

Пригласив на обед городских богачей, Карандышев угощает их с позорной скудостью. Его скупой тёткой для праздничного стола закуплены самые дешёвые продукты. Гости с насмешкой обсуждают это в своём кругу. Подученный Паратовым Робинзон за обедом старается посильнее напоить Карандышева.

После обеда гости просят Ларису исполнить романс. Она с грустью берёт гитару и, глядя на Паратова, поёт: «Не искушай меня без нужды возвратом нежности своей». Паратов слушает в большом волнении.

Разговор Паратова и Ларисы наедине. «Зачем я бежал от вас! – восклицает он. – Зачем потерял такое сокровище! Своим пением вы разбудили благородные чувства, которые ещё не угасли вконец в моей душе». Паратов приглашает Ларису ехать с ним на гулянье за Волгу: «Сейчас или никогда».

Лариса колеблется. Открыто уехать накануне свадьбы от жениха с чужими мужчинами – шаг нелёгкий. Но Паратов упрашивает с такой страстью, что она решается поставить на кон свою судьбу. Лариса надеется: на пикнике Паратов сделает ей предложение. «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге!» – говорит она взволнованной матери.

Богатые гости уезжают, даже не предупредив перепившегося Карандышева. Узнав об этом, тот чуть не плачет от обиды. «Я буду мстить!» – кричит Карандышев, хватает висящий на стене пистолет и выбегает.

«Бесприданница», действие 4 – краткое содержание

Вечером участники гулянья возвращаются из-за Волги. Кнуров и Вожеватов входят в кофейню на берегу. Ни тот, ни другой не верит, что Паратов женится на Ларисе, а ей теперь, возможно, придётся порвать с оскорблённым Карандышевым. Кнуров и Вожеватов и сами неравнодушны к Ларисе. Кнуров во избежание соперничества предлагает бросить монету: кому выпадет удача, тот и «позаботится» о Ларисе в дальнейшем, а другой пусть откажется от претензий на неё. Бросают – и счастье выпадает Кнурову.

Вдали идут Лариса с Паратовым. «Вы так и не сказали, жена теперь я ваша или нет?» – горячо допытывается она. Паратов вначале уклоняется от ответа, а потом говорит, что свои страстные слова Ларисе перед пикником он произнёс в мимолётном увлечении. Паратов предлагает ей теперь вернуться к Карандышеву. «Мне остаётся лишь повеситься или утопиться!» – ахает Лариса. Паратов рассказывает, что уже обручён, показывает кольцо. Лариса в потрясении опускается на стул.

Подходит старый Кнуров и предлагает Ларисе всё своё состояние, если она согласится стать его любовницей. Жениться он не может, ибо уже имеет супругу. Лариса в слезах отрицательно качает головой. Кнуров уходит. Лариса подбегает к крутому волжскому обрыву, но при виде высоты в ужасе отшатывается. «Я не смогу сама убить себя! Если бы меня убил кто-нибудь другой!»

К кофейне, у которой она сидит, подбегает Карандышев. Он набрасывается на Ларису с упрёками и рассказывает узнанное от Робинзона: Кнуров и Вожеватов разыгрывали её монетой. Лариса ошеломлена: « Значит, я – просто вещь для мужчин!»

Карандышев называет её бесстыдной, но обещает простить, если она вернётся к нему. «Уходите! – гонит его Лариса. – Для вас я слишком дорогая вещь!». «Так не доставайся же ты никому!» – кричит Карандышев, вынимает пистолет и стреляет в неё.

Лариса хватается за грудь: «Ах! Какое благодеяние вы для меня сделали!» «Никто не виноват, – убеждает она выбежавших из кофейни Паратова, Кнурова и Вожеватова. – Это я сама. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Лариса умирает под звучащую вдали песню цыган.

См. подробнее в отдельной статье

Другие материалы по творчеству Быков В.В.

  • Знаки войны (Сочинение по повести В. Быкова «Знак беды»)
  • Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников»)
  • Человек на войне (По произведениям В. В. Быкова «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета»)
  • «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). По повести В. В. Быкова «Сотников»
  • «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно...» Ф. М. Достоевский. По повести В. Быкова «Сотников»

Умер в белорусской деревне Сельцо не старый еще учитель Миклашевич.

Еще подростком принимал он участие в партизанских делах. Его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором. Миклашевич добился, чтобы в их честь поставили небольшой памятник в Сельце. На обелиске — пять имен школьников. И масляной краской неумело дописано: «Мороз А.И.».

Вот и на поминках вспоминают Мороза. Кто он — Мороз?

Рассказывают о Морозе разные люди, а повествователь как бы «собирает картинку».

Учитель. Ребята за ним «табуном ходили». Один из этих ребят — Миклашевич. Тоже стал учителем и тоже притягивал к себе детей как магнит.

На Мороза, учителя старой закалки, жаловались: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата...»

Мороз Алесь Иванович жил в боковушке при классе в школе, открытой в бывшем панском доме. В Гродненском районе многие говорят по-польски, а с белорусским и русским — проблемы. Но Мороз считает: «Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло, не ка-кие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане».

Учил детей на собственном примере. Вместе с учениками порубил на дрова огромное упавшее дерево. Учительница старой школы, пани Ядя, считает, что этим можно уронить свой авторитет.

«В том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей ».

У Мороза было много конфликтов. Так, он позволил детям держать при школе собак, одна из которых ковыляла на трех лапах. А потом появился школьный скворец — тоже из доходяг. Был там и кот, жалкое такое создание, слепое, ничего не видит, а только мяукает — есть просит. На деле учил Мороз детей доброте.

По вечерам Мороз сам провожает девчушек из школы через лес, да еще и задерживается — помогает их матери с коровой, которой вздумалось растелиться. Этим же девочкам Мороз со скудной своей учительской зарплаты купил по паре ботинок, потому что мать решила их в морозы в школу не пускать.

Мальчика Павлика (Миклашевича) оставил жить у себя при школе, потому что пьяница-отец бил его.

Отец обратился к прокурору с заявлением. По закону ребенок должен жить в семье. А мальчик как увидел отца — съежился, будто зверек, близко не подходит.

Миклашевич-старший стал сына хлестать ремнем на виду у всей школы. Тогда Мороз чуть ли в драку не полез, не дал негодяю забрать парнишку. Судебная комиссия в конце концов решила передать парня в детдом. Мороз с этим не спешил.

Очень заботился учитель о том, чтобы дети читали. Книги для школьной библиотеки добывал, где только можно. Из старой усадьбы носил книги через реку по льду. Провалился у самого берега под лед, простудился — и целый месяц провалялся больной. Но и больной, лежа у себя в каморке, читал детям вслух Толстого. Говорил, что две страницы этого великого учителя важнее всей классики.

Крестьяне со всей округи смотрели на Мороза как на своего заступника. Он разъяснял, давал советы, ездил хлопотать в район или в Гродно — на попутках, хромой человек с палочкой.

И тут — война.

Через три дня в Сельце уже были немцы.

Мороз остался в школе, правда, не в усадьбе (немцы устроили там свою управу), а в сельской избе. Некоторые считали его немецким прихвостнем.

«Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

«Хоть и под немецким контролем, но наверняка не на немцев работает Мороз. Если не на наше нынешнее, так на будущее», — так рассуждает бывший начальник учителя, а теперь партизан.

Для партизан Мороз стал самым драгоценным помощником, приемник достал. Записывал, что услышал. Главное — сводки Совинформбюро. И отряд, и вся округа ими пользовалась. У лесной сторожки висела дуплянка на сосне, туда пацаны их клали, а ночью партизаны забирали. Большой радостью была эта почта, особенно когда немцев из-под Москвы шибанули.

Было в Сельце два полицая. Один, Лавченя, хоть и пошел в полицаи, но много добра в этом звании людям сделал. А другому дали кличку Каин, и он ее заслужил: осенью раненых командиров, прятавшихся в лесу, расстрелял, усадьбу партизанского связного спалил, а его родителей, жену с детьми — всех расстреляли. Над евреями в местечке издевался, облавы устраивал.

Каин все-таки что-то заподозрил вокруг Морозовой школы. Устроили обыск, допрос.-.Ученик-переросток Бородич намекнул своему учителю, которого он очень уважал, что есть возможность пристукнуть Каина. Но учитель запретил самовольничать.

К весне сорок второго года вокруг Мороза в Сельце сложилась небольшая, но преданная ему группа ребят. Павлу Миклашевичу шел тогда пятнадцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему подбиралось уж к восемнадцати. Еще были братья Кожаны — Тимка и Остап. Смурный Николай (самый младший, тринадцати лет) и Смурный Андрей — однофамильцы.

И вот эти отчаянные хлопцы в тайне от учителя решили все-таки уничтожить жестокого полицая.

Ночью учитель явился в партизанский отряд: «Хлопцев взяли... » Сам Мороз еле вырвался — его предупредил полицай Лавченя.

Бородич все-таки подбил ребят подстеречь Каина. Полицай на немецкой машине с немцем-фельдфебелем, солдатом и еще двумя полицаями прикатил на отцовский хутор. В Сельце забрали свиней, похватали по хатам с десяток кур.

Ребята все разведали и додумались подпилить мостик, по которому Каин и прочие должны были возвращаться в местечко. Машина полицая перевернулась, но погиб только один придавленный ею немец. Остальные увидели убегающую фигурку — это был мальчишка.

Лавченя постучал в дверь к учителю ночью и выпалил: «Удирай, учитель, хлопцев забрали, за тобой идут».

Немцы и полицай вычислили, кто из ребят мог решиться на диверсию — и вычислили правильно.

Мороз укрылся у партизан. Но прибежала связная Ульяна: «Фашисты требуют учителя, иначе расстреляют учеников!»

Ясно, что и мальцов не отпустят, и учителя убьют. «Пропали, видно, хлопцы. Это так. Но каково матерям? Им ведь еще жить надо».

Партизаны удерживают Мороза, но тот идет сдаваться.

Командир партизанского отряда считает необходимым изменить местоположение лагеря, ведь Мороз может под пытками выдать, где находятся партизаны.

Бывший начальник учителя говорит, что Мороз ни за что никого не выдаст.

Ребят заперли в амбар, таскают на допросы, бьют, истязают. И ждут Мороза. «По селу распустили слух, что вот-де как поступают Советы:

чужими руками воюют, детей на заклание обрекают. Матери голосят, все лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Николая Смурного мать, как самую горластую, тоже забрали за то, что на немца плюнула».

В разгар пыток является сам Мороз. Немцы скрутили ему руки. Каин написал своему начальству рапорт, что схватили главаря партизанской банды — Мороза. Так подлецу было выгодно.

Повели ребят на смерть, связав руки за спиной. Иван, старший брат близнецов, кинулся: «Отпустите! Вы же обещали!» Фашист дал ему парабеллумом по зубам, Иван не стерпел — ударил того ногой в живот. Его тут же расстреляли.

Мороз знал, что Павлик Миклашевич хорошо бегает, и шепнул ему: «Как я закричу — беги!» Криком Мороз отвлек внимание фашистов, и Павлик побежал. Но попытка оказалась неудачной: беглеца подстрелили. Однако сочли его мертвым и сбросили в талую воду.

Там его и подобрала ночью та самая бабка, у которой квартировал Мороз. Бабка повезла мальчика к отцу — тому самому, что когда-то безжалостно стегал его ремнем. Отец привез из города доктора, лечил, прятал, сам натерпелся, а сына вынянчил.

Шестерых смертников продержали еще несколько дней, а в воскресенье, как раз на первый день Пасхи, повесили.

Из семерых чудом уцелел один Миклашевич. Но болел постоянно: грудь прострелена навылет, да еще столько времени в талой воде пролежал. Начался туберкулез. А потом неожиданно прихватило сердце — и умер не старый еще человек.

И вот после похорон его разгораются споры: совершил Мороз подвиг или нет? Убил ли он хоть одного немца?

«Он сделал больше,.чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно».

Учитель — за своих учеников.

Рецензия на

Повесть Василя Быкова “Обелиск”

Ученика(цы) … класса

Школы № …

……………………….(Ф.И.О. в Родит.п.)

1. Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести), увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе. У творческого поиска этого автора есть ясно видимая закономерность: очередная его повесть – при всей своей самостоятельности, полноте и законченности – является в то же время в какой-то степени продолжением предыдущих его книг. Быков от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и придвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы – проблемы героизма. Такова его последняя повесть «партизанского» цикла “Обелиск”, написанная в 1972 году.
2. Что же послужило написанием этого произведения? Василь

Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова.

Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза.

В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно – философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, кто внимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается его талант, как все глубже и глубже идет его творческая “вспашка”.
2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые его повести вызывали горячие споры в критике. Но то, что в преддверии 30-летия
Победы над фашистской Германией, в 1974г., за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, - свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания.
1. В основу повести “Обелиск” положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.
«Не надо было, учитель», - говорит пришедшему в Сельцо Морозу один из жителей, старик Бахан. «А тот одно только слово в ответ: «Надо».
“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела. “Да, невеселая история” - сказал я. “Невеселая что! Героическая история? Так я понимаю!”.

Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”. Кроме того, самопожертвование
Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей – пример человечности и духовной стойкости.
Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. И долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего
Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников.
Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям. Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.

Почему же, однако, долго не было на обелиске имени Мороза рядом с именами его учеников. Это выясняется много позже, после смерти Миклашевича, в споре нынешнего заврайоно Ксендзова с бывшим учителем и партизаном
Тимофеем Ткачуком. “…Что такое он совершил? Убил хоть одного немца?” – спрашивает Ксендзов. “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно”. Но слова старого партизана мало убеждают Ксендзова.

Появляется Ксендзов на страницах “Обелиска” мельком, однако в художественной структуре повести играет важную роль. Ксендзов – натура безнравственная, бездуховная, только действует он уже в послевоенное время.
Это – воплощение сытого благополучия и равнодушного благоразумия. Для
Ксендзова совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек и что своей смертью он защищал непреходящие людские ценности.

Алесь Мороз, изображен в повести, как один из многих и многих, в ком человеческая готовность к самопожертвованию во имя людей, во имя добра на земле проявилась по-своему.

В фокусе повествования читатель может наблюдать страшную трагедию мирного населения, оказавшегося на оккупированной врагом территории. Василь
Быков ставит здесь друг против друга не вооруженных людей. Вернее, вооружен лишь враг. А ему противостоят мирные люди, и тем яснее звучит здесь всегда столь дорогая писателю мысль, что не все подвластно грубой и безжалостной силе, что есть нечто гораздо более могущественное, чем сила оружия. Это
“нечто”, как всегда у Быкова – мораль, нравственность, лежащие в основе основ бытия человека и кардинально определяющие его поведение, его выбор в жизненных критических ситуациях, особенно жестоких и трагических во время военного лихолетья. Именно тогда, глубоко убежден писатель, наиболее ярко обнаружилась “важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев”.

Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшей войны,
Василь Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни отечества, которые находятся и сейчас, сегодня, сию минуту в противоборстве, становлении, кипении страстей и мнений. Оставаясь верной главной – и единственной – теме своего творчества – теме Великой Отечественной Войны автор стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность, не соблазняясь и здесь столь заманчивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.

Нравственная сила подвига Мороза настолько сильна, что Павлик
Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую "закваску" своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них,
Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать".

В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза,
Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый... В произведении кульминационный момент обозначен очень четко: Мороз решает пойти на смерть вместе со своими учениками. Развязка, по моему мнению, происходит в том месте, когда речь Ткачука вдруг надрывается, в момент его рассказа о смерти Мороза. Сюжет повести начинается со спора рассерженного
Ткачука с Ксендзовым на похоронах Миклашевича, по поводу заслуг Мороза. И с самых первых строк произведения писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы, скорее всего, устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

Мысль и нравственность следствия в зрелых вещах Быкова всегда главенствуют в его повестях. Необычайно сильные, пронзительно правдивые картины войны в его повестях непременно подводят к мысли – глубокой, страстной и всегда остро современной. Выявлению этой мысли подчинена художественная структура и “Обелиска”. В тексте очень часто употребляются устаревшие слова, что помогает читателю мысленно перенестись в Сельцо и лучше понять жизнь людей в те годы. Пропуск логических звеньев в предложениях позволяет создать особую атмосферу доверительности, искренности и приблизить стиль речи к разговорной.
7 Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. “Обелиск” Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи
 
Категории