Оборачиваемость производственных запасов формула по балансу. Продолжительность оборота запасов

18.10.2019

Единица измерения показателя:

Объяснение сущности показателя периода одного оборота запасов

Период одного оборота запасов (англоязычный аналог – Days’ Sales in Inventory, Inventory Turnover in Days) – показатель деловой активности, который указывает на эффективность управления запасами компании. Коэффициент рассчитывается как соотношение произведения количества дней в году на среднегодовую сумму запасов к сумме себестоимости. Значение показателя указывает на то, сколько дней запасы хранятся на складе компании.

Нормативное значение периода одного оборота запасов:

Снижение значения в течение периода исследования является положительной тенденцией. Оно говорит о том, что меньше средств отвлекается на формирование запасов. Для определения эффективности работы компании в этом направление целесообразно сравнить показатель со значениями конкурентов.

Кредитно-финансовая организация предлагает следующие нормативные показателя зависимо от сферы деятельности компании:

Таблица 1. Нормативное значение показателя в разрезе сферы деятельности, дней

Источник: Васина Н.В. Моделирование финансового состояния сельскохозяйственных организаций при оценке их кредитоспособности: Монография. Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2012. с. 49.

В общем, действует правило – чем ниже период одного оборота запасов, тем эффективней контроль процесса формирования и использования запасов.

Стоит помнить, что значение показателя может быть слишком низким. В этом случае может быть парализован производственный или сбытовой процесс. Поэтому политика управления запасами должна учитывать сезонные колебания, изменение вкусов покупателей, особенности отрасли и производственного процесса, возможные непредвиденные ситуации при доставке, прочие факторы.

Направления решения проблемы нахождения показателя вне нормативных пределов

В случае отклонения значения показателя от нормативного необходимо оптимизировать структуру запасов. Для этого можно использовать такие методы как ABC-анализ, XYZ-анализ и прочие. Снижение объема запасов позволит сократить размер необходимых финансовых ресурсов, что позволит снизить финансовые расходы или повысить доходы компании за счет вложения денег в интенсификацию деятельности.

Формула расчета периода одного оборота запасов:

Период одного оборота запасов = (360*Среднегодовая сумма запасов) / Себестоимость (1)

Период одного оборота запасов = 360 / Оборачиваемость запасов (2)

Среднегодовой объем запасов (наиболее правильный способ) = Сумма размера запасов на конец каждого рабочего дня / Количество рабочих дней (3)

Среднегодовой объем запасов (при наличии только еженедельных данных) = Сумма размера запасов на конец каждой недели / 51 (4)

Среднегодовой объем запасов (при наличии только ежемесячных данных) = Сумма размера запасов на конец каждого месяца / 12 (5)

Среднегодовой объем запасов (при наличии только ежеквартальных данных) = Сумма размера запасов на конец каждого квартала / 4 (6)

Среднегодовой объем запасов (при наличии только годовых данных) = (Размер запасов на начало года + размер запасов на конец года) / 2 (7)

Ежемесячные, еженедельные и ежедневные оценки запасов доступны для внутреннего анализа, но не для внешнего анализа. Квартальные показатели могут быть доступны для внешнего анализа.

Примечания и корректировки:

1. В течение года значение показателя может колебаться (например, из-за сезонного фактора). В конце периода деловая активность компании снижается, объем производственных запасов, незавершенного производства и запас готовой продукции будет ниже, поэтому период одного оборота запасов может быть завышенным. Если компания составляет финансовую отчетность на пике своей деловой активности, то оборачиваемость запасов может быть завышенной, а период одного оборота запасов может быть заниженным. Для определения точного значения показателя необходимо использовать одну из формул 3-6.

Пример расчета периода одного оборота запасов:

Компания ОАО «Веб-Инновация-плюс»

Единица измерения: тыс. руб.

Период одного оборота запасов (2016 г.) = (360*(87/2+88/2))/405 = 77,78 дней

Период одного оборота запасов (2015 г.) = (360*(88/2+75/2))/487 = 60,25 дней

Эффективность управления запасами снижается в ОАО «Веб-Инновация-плюс». Об этом свидетельствует значительное повышения периода одного оборота запасов – с 60,25 дней в 2015 г. до 77,78 дней в 2016 г. Причиной такой тенденции является снижение объема производства и сбыта, в то время как нормативы формирования запасов остались на предыдущем уровне. Необходимо их пересмотреть и работать в направлении повышения оборачиваемости запасов и снижения периода одного оборота запасов.

При определении данного коэффициента получают показатель, характеризующий количество оборотов запасов за определенный временной интервал. Этот коэффициент свидетельствует о том, сколько раз за определенный промежуток времени тот или иной вид запасов совершает полный кругооборот, т. е. отражает оборачиваемость запасов.

Расчет коэффициента оборачиваемости запасов

Существуют два варианта исчисления данного показателя:

  • по себестоимости продаж;
  • по выручке от продаж.

В первом варианте при определении оборачиваемости запасов в числителе отражается себестоимость продаж, в знаменатель формулы подставляют средний показатель стоимости запасов за анализируемый период.

К об. запасов = Себестоимость продаж / Средний показатель стоимости запасов предприятия

При другом варианте расчета данного коэффициента в числителе отражается не себестоимость продаж, а выручка и коэффициент рассчитывается следующим образом:

К об. запасов = Выручка / Средний показатель стоимости запасов предприятия

В свою очередь средний показатель стоимости запасов предприятия определяется по средней арифметической, т. е. по формуле:

Средний показатель стоимости запасов = (показатель стоимости запасов на начало периода + показатель стоимости запасов на конец периода) / 2.

Расчет коэффициента оборачиваемости запасов по данным бухгалтерской отчетности

Из отчета о финансовых результатах в числитель формулы проставляется показатель строки 2120 «Себестоимость продаж». Из бухгалтерского баланса для расчета средней стоимости запасов отражается информация по строке 1210 «Запасы».

Расчет средней стоимости запасов по бухгалтерскому балансу имеет вид:

Средний показатель стоимости запасов = (стр. 1210 «Запасы» на начало периода + стр. 1210 «Запасы» на конец периода) / 2.

По бухгалтерской отчетности формула расчета коэффициента оборачиваемости запасов выглядит следующим образом:

К об. запасов = стр. 2120 «Себестоимость продаж» / Средний показатель стр. 1210 «Запасы»

Если же в качестве числителя для расчета данного коэффициента принимается показатель «выручка», то формула выглядит следующим образом:

К об. запасов = строка 2110 «Выручка» / Средний показатель строки 1210 «Запасы»

Продолжительность одного оборота запасов в днях означает

Кроме количества оборотов запасов, их оборачиваемость измеряется временем обращения или длительностью оборота и выражается в днях оборота. Для определения продолжительности одного оборота запасов в днях используются коэффициент оборачиваемости (в оборотах) и число дней в периоде. За количество дней в периоде принимается количество дней равное 360 или 365.

Число дней (продолжительность), за которое запасы совершают один оборот, рассчитывается по формуле:

Продолжительность 1 оборота запасов = (Принятое годовое число дней * Средний показатель стоимости запасов предприятия) / Себестоимость продаж

Продолжительность 1 оборота запасов = (Принятое годовое число дней * Средний показатель стоимости запасов предприятия) / Выручка

Если уже известен коэффициент оборачиваемости запасов, то продолжительность 1 оборота запасов находится следующим образом:

Продолжительность 1 оборота запасов = Принятое годовое число дней / К об. запасов

Снижение или увеличение коэффициентов оборачиваемости показывает

Увеличение продолжительности оборачиваемости свидетельствует о снижении оборачиваемости запасов.

Увеличение скорости оборота запасов (т. е. коэффициента оборачиваемости) означает увеличение спроса на товары, готовую продукцию предприятия, снижение - затоваривание или снижение спроса.

Пример расчета коэффициента оборачиваемости запасов

Исходные данные для расчета коэффициента и продолжительности оборота представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определяется средний показатель стоимости запасов, и данные заносятся в таблицу:

2014 г. = (50406 + 50406) / 2 = 50406 тыс. р.

2015 г. = (50406 + 57486) / 2 = 53946 тыс. р.

2016 г. = (57486 + 72595) / 2 = 65040,5 тыс. р.

На основании данных таблицы рассчитывается данный коэффициент:

К об. запасов 2014 г.: 306428 / 50406 = 6,07 оборотов;

К об. запасов 2015 г.: 345323 / 57486 = 6,40 оборотов;

К об. запасов 2016 г.: 293016 / 65040,5 = 4,50 оборотов.

На основании рассчитанного коэффициента оборачиваемости запасов рассчитывается продолжительность оборота запасов:

2014 г.: 360 / 6,07 = 59,30 дней;

2015 г.: 360 / 6,40 = 56,25 дней;

2016 г.: 360 / 4,50 = 80 дней.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом можно говорить о повышении деловой активности предприятия, так как продолжительность одного оборота запасов снизилась на 3,05 дня (с 59,30 дней до 56,25 дней), а оборачиваемость производственных запасов увеличилась на 0,33 раза (с 6,07 оборотов до 6,40 оборотов). Данные таблицы 2 свидетельствуют о замедлении оборачиваемости запасов и снижении деловой активности предприятия в 2016 г. по сравнению с 2015 г.: оборачиваемость запасов сократилась на 1,9 оборота (с 6,40 оборотов до 4,50 оборота), а продолжительность оборота запасов возросла на 23,75 дня (с 56,25 дней до 80 дней), что является отрицательной тенденцией и свидетельствует о снижении спроса на готовую продукцию или товары, которые входят в запасы предприятия.

Коэффициенты оборачиваемости и продолжительность оборота запасов, рассчитанные по себестоимости продаж и выручке, будут значительно отличаться друг от друга, что связано с превышением выручки над показателем себестоимости продаж.

Итак, рассмотрим все аспекты - теоретические и практические, которые нам нужны при работе с оборачиваемостью товара.

Что такое оборачиваемость

Версий много - это и «как быстро продается товар», и «сколько дней мы продаем запас», «скорость продаж»… Действительно, примерно все так и есть. Но точное определение оборачиваемости все же такое: это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период. То есть, говоря проще, это за сколько времени мы продаем средний запас, лежащий у нас на складе. Как быстро мы получаем деньги, которые вложили.

Чем выше оборачиваемость, тем лучше. Это бесспорно так. Значит, наши денежки вернутся к нам быстрее. Однако нужно помнить о том, что если мы слишком быстро продаем свои запасы, то мы рискуем остаться без товара. Большие запасы забирают себе наш оборотный капитал, и компания не может развиваться. Малые же запасы заставляют нас балансировать на грани дефицита - и мы теряем покупателей, мы вынуждены завозить товары каждый день и тратить свои деньги на логистику.

Что лучше?

Это вопрос стратегический, каждая компания решает его самостоятельно. Крайности вообще не полезны. Поэтому каждая компания для себя устанавливает приемлемые нормы оборачиваемости. Оборачиваемость индивидуальна! Это первое.

Второе. Для подсчета оборачиваемости нужно иметь ТРИ параметра:

1. Средний (средний!!!) товарный запас за период. То есть сколько у нас товаров лежит на складе, например, за месяц. Не путайте с запасами на «сегодняшний день»! Но об этом сказано будет ниже.

2. Период. Это может быть неделя, месяц, год. Обычно месяц - самый используемый период. Однако для скоропортящихся товаров (хлеб, молоко) период может быть равен неделе. Годовую оборачиваемость может считать владелец, управляющий, оценивающий эффективность работы компании в целом. Однако для тактического управления запасами обычно стоит использовать месяц.

3. Товарооборот за период. То есть сами продажи за этот же месяц (или неделю, или год). Важно: мы подсчитываем запас и продажи ОДИНАКОВОГО товара (то есть нельзя брать все запасы группы «алкоголь» и сравнивать их с продажами категории «водка»)

Что важно учесть при работе с оборачиваемостью - это четыре важные вещи:

оборачиваемость считается только там, где есть товарные запасы. Нет запасов - нет оборачиваемости (например, в парикмахерской продают услуги - стрижка, маникюр… Запасов на складе по этим услугам не существует).

учитываются только те товары, которые физически присутствуют на вашем складе, те, которые оприходованы. Если товар есть, но он не оприходован или уже списан - он не считается. Если товар вами уже куплен и едет к вам, но еще не приехал (товар в пути) - он тоже не считается (по той простой причине, что он теоретически может и не доехать… или доехать, но не в том виде… короче, это уже логистика, а мы все знаем, что с ней ничего предполагать заранее нельзя). Товар, который вы уже продали, но он до сих пор не отгружен клиенту (например, компания оптово-розничная, продает товар партиями, получает предоплату) - тоже считать нельзя. Он уже продан, он обернулся, поэтому не считается (если только вы не наберетесь смелости продать его дважды)…

оборачиваемость считается в единицах товара (например, в штуках) или в денежном выражении (например, в рублях). В чем хотите, в том и считайте - не важно, суть от этого не изменится. Важно, что бы и запас и товарооборот вы считали в одних величинах. Если вы считаете в денежных единицах, то считать надо в закупочных ценах (и запасы и продажи). Не в розничных, а именно в закупочных - розничные цены меняются чаще, закупочные цены как правило более стабильны. Впрочем, если в вашей компании закупочные цены тоже сильно колеблются, то считайте штуках.

оборачиваемость нужна в динамике! Сама по себе, взятая из контекста, она ни о чем не говорит. Ну есть оборачиваемость у нас 30 дней… И чего? Это хорошо или плохо? Вот если она была 15 дней, а стала 30 - это отрицательная динамика и надо принимать меры. А если она была 60 дней, а стала 30 - значит, все хорошо, и можно двигаться дальше в том же направлении.

В дальнейшем мы, говоря «оборачиваемость» и «коэффициент оборачиваемости», будем иметь в виду одно и тоже - это число оборотов в разах или днях среднего товарного остатка за некий отчетный период. Считать оборачиваемость можно в днях, можно в разах, можно в штуках, можно в деньгах, можно за месяц или за год, можно по товарным позициям, по категориям, по брендам, по поставщикам, по магазинам… Вопрос в том, что вы хотите увидеть.

Если нужно оценить общую работу и сравнить между собой магазины, то стоит брать оборачиваемость за год в рублях. Если же вопрос в том, какие товары нам выводить из ассортимента (кто слабое звено?), то стоит сравнивать между собой товарные позиции внутри одной категории (например, молоко «Домик в деревне» 3,2% жирности и молоко «Пармалат» 3,2% жирности) в штуках за неделю. Итак, разберемся со всем по порядку.

Средний товарный запас

Очень часто при подсчете оборачиваемости здесь возникает путаница. Многие считают:

а) не средний запас, а запас на «сегодня». Это уровень запасов, и показывает этот метод не оборачиваемость, а то, сколько дней осталось до конца продаж, то есть «на сколько хватит патронов». Тоже можно считать, но это другой параметр, не отражающий динамику.

б) средний запас, но неправильно. Берут первый день периода и последний день, и делят пополам. Это неверно, так как не отражает динамику запасов в течение всего месяца.

Например, на данном рисунке видно, как менялось количество товаров на складе за месяц. Если использовать «докомпьютерную» формулу, то по ней средний товарный запас будет равен (10 000+10 000)/2 = 10 000 шт. Но это неверно, так в течение месяца были ситуации и дефицита, и затоваривания склада. Если посчитать по правильной формуле, то средний товарный запас будет на уровне 7 500 штук (смотри пример 1 ниже).

Правильная формула для подсчета среднего товарного запаса такая:

ТЗср = ТЗ1 /2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + … ТЗn /2

ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn - величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,

n - количество дат в периоде.

Итак, оборачиваемость считается в днях или в разах. Рассмотрим оба варианта.

1. Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса . Она вычисляется по формуле:

Об дн = Средний товарный запас * кол-во дней / Товарооборот за этот период

Например, средний запас стирального порошка «Тайд» за месяц составил 155 штук. Продажи этого же порошка за месяц составили 325 штук.

Оборачиваемость составит: 155 шт * 31 день / 325 шт = 14,78 (15) дней.

15 дней нужно для продажи среднего запаса этого порошка.

Какой вывод для нас? Пока никакой - нужно смотреть этот показатель в динамике. Вот если в прошлом месяце оборачиваемость была 10 дней, а стала 15 - то это сигнал к тому, что необходимо или снизить количество завозимого товара или увеличить продажи (а можно сделать и то и другое одновременно). А если напротив, была 20, а стала 15 - значит, товар стал оборачиваться быстрее, и это хорошо.

Еще один важный критерий: соотношение оборачиваемости в днях и кредитной линии на этот товар. Если кредит, полученный у поставщика этого порошка, равен 30 дням, то ситуация более-менее благополучная: мы возвращаем свои вложенные деньги через 15 дней, а срок расплаты наступает через 30. То есть мы две недели можем пользоваться полученными деньгами.

Но если кредит равен 10 дням, то оборачиваемость в 15 дней говорит нам, что для погашения кредита придется воспользоваться заемными деньгами, потому что мы товар еще не обернули, деньги за него не получены.

Оборачиваемость в днях никогда не должна превышать срок кредита!

Еще один вывод, который можно сделать на основе данных по оборачиваемости. Если оборачиваемость равна 15 дням, это означает, что запас должен пополняться каждые 2 недели (при желании поддерживать некий страховой запас). Срок оборачиваемости кореллируется с частотой поставок.

2. Оборачиваемость в разах говорит, сколько раз за период товар «обернулся», продался. Вычисляется по формулам:

Об раз = Товарооборот за период / Средний товарный запас за период

Например, средний запас стирального порошка «Тайд» за месяц составил 155 штук. Продажи этого же порошка за месяц составили 325 штук. Оборачиваемость составит: 325 шт / 155 шт = 2 раза в месяц.

2 раза в месяц продастся средний запас.

Какой вывод? 2 раза в месяц - это тоже самое, что 15 дней оборачиваемости, поэтому принципиальной разницы в методе подсчета нет. Выводы можно будет сделать те же самые. Но на мой взгляд, подсчет оборачиваемости в днях удобнее. В дальнейшем здесь мы будем говорить об оборачиваемости в днях.

Не оборачиваемость

1. Рассмотрим то, что оборачиваемостью не является, но используется в практике.

Это уровень запасов продукции (Утз) - показатель, характеризующий обеспеченность магазина запасами на определенную дату. Он показывает, на сколько дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Утз = Товарный запас на конец анализируемого периода * кол-во дней / Товарооборот за период

Например, 15 июля порошка «Тайд» на складе осталось 243 штуки. За две недели июля (с 1-го по 15-е) продажи составили 430 штук.

Утз = 243 шт * 15 / 430 шт = 8,4 дня.

Имеющихся запасов хватит на 8,4 дня. Это означает, что через 8 дней необходимо пополнить запас.

2. Еще один показатель, который путают с оборачиваемостью - уходимость.

Оборачиваемость - сколько оборотов товар делает за период. Уходимость - за сколько дней что-то уйдет со склада.

Если при расчете мы оперируем не средним запасом, а подсчитываем оборачиваемость одной партии, то реально мы говорим об уходимости.

Например, 1-го марта на склад поступила партия карандашей в количестве 1000 штук. 31-го марта карандашей на складе осталось 0. Продажи равны 1000 штук. Вроде оборачиваемость равна 1, то есть один раз в месяц обернулся этот запас. Но необходимо понимать, что в данном случае мы говорим об одной партии и о времени ее реализации. Одна партия за месяц не оборачивается, она "уходит".

Для вычисления оборачиваемости запасов партионный учет не нужен.

3. В некоторых работах уходимостью называют отдачу с квадратного метра торговой площади.

Это тоже важный показатель, который высчитывается по формуле:

Уходимость = товарооборот за месяц / Занимаемое место (м2)

Пример 3. Сравнение показателей внутри категории «Стиральный порошок»

Из таблицы можно заметить, что у «Би-Макса», несмотря на плохую оборачиваемость (27 дней), продажи с м2 наилучшие. Можно сделать вывод, что была закуплена слишком большая партия товара. Снизив запас, мы выровняем оборачиваемость.

А вот у «Тайда» оборачиваемость хорошая, а продажи с м2 самые плохие среди всей категории. Делаем вывод о том, что неэффективно используется полочное пространство или товар находится в «холодной» зоне торгового зала. Необходимо поднимать продажи в целом или снижать занимаемую площадь.

Порошок «Ариель» при не очень хорошей оборачиваемости показывает приемлемую уходимость. Здесь так же можно говорить о снижении запаса.

Каков общий вывод? Уровень запасов и уходимость (или отдачу с квадратного метра) тоже нужно считать, но с самой оборачиваемостью они мало связаны.

И еще один вывод - нет единой терминологии в том, что мы называем показателями эффективности работы торгового предприятия. Поэтому при встрече с любыми определениями в книгах, на семинарах, у коллег или партнеров обязательно уточняйте, что именно подразумевается под тем или иным термином.

Норма оборачиваемости

Почти всегда задают один и тот же вопрос: «А какие нормы оборачиваемости существуют? Как правильно?» Ответа нет. В каждой компании свои нормы.

Норма оборачиваемости - это количество дней или оборотов, за которое должен быть реализован запас товара по мнению руководства фирмы, чтобы торговлю можно было считать успешной.

В каждой отрасли - свои нормы. В каждом регионе - свои нормы. Для каждого поставщика - свои нормы. Для каждого вида или категории товаров - свои нормы.

Например, магазин по продаже канцтоваров и игрушек на Сахалине имеет среднюю оборачиваемость 90 дней (и это еще хорошо)! Для такого же магазина, торгующего тем же самым, но в Москве, эта цифра кажется неприемлемой.

Но дело в том, что доставка товаров в Сахалин осуществляется крайне тяжело и долго, и компания вынуждена иметь значительные запасы для поддержания оборотов. Такова цена бизнеса… Зато торговая наценка в Сахалине, где практически нет конкурентов, не менее 150%, что для Москвы кажется несбыточной мечтой. Это, извините, цена бизнеса в Москве…

Закономерность одна: чем оборачиваемость выше - тем меньше времени товары находятся на складе, тем быстрее они превращаются в деньги.

Но важно помнить: если оборачиваемость слишком высокая - скажем, приближается к 1-2 дням - это говорит о том, что поставка товаров должна осуществляться ежедневно и магазин работает практически без страхового запаса. При малейшем сбое в поставках или в увеличении спроса на товар рискуем остаться без товара! А дефицит для розничного предприятия опасен не только потерянными прибылями, но и тем, что имеющийся спрос на товар будет удовлетворять конкурент… И еще - ежедневные поставки - это всегда проблемы с логистикой. Приемка, подсчет, оприходование товара - каждая операция таит в себе возможность ошибок и потерь. Чем чаще - тем больше ошибок.

В случае со скоропортящимися товарами (хлеб, молоко) этой ситуации не избежать. Но по другим товарам разумнее оборачиваемость не приводить к 1-2-х дневной, а выработать для себя оптимальный срок, минимизирующий риски и потери. Это и будет нормой оборачиваемости для конкретного товара.

Помните: что норма для одного товара, то не будет нормой для другого! Нельзя пытаться найти единую норму для батареек и плазменных телевизоров - у этих товаров нет ничего общего. Если сравнивать товары по оборачиваемости, то это можно делать только среди товаров в одной категории и сравнимых между собой. Хлеб с печеньем сравнивать не надо. Пиво с водкой - тоже. А вот печенье одной фабрики сравнить с печеньем другой фабрики - это делать можно.

Анализ результатов измерения оборачиваемости

При сравнении можно построить матрицу «Оборачиваемость-Маржа» и увидеть, какие товары нам за один и тот же период приносят больше прибыли, а какие меньше.

Например, мы хотим проанализировать данные по одной категории и выяснить, какие товары в категории для нас наиболее интересны, а какие менее.

Таблица 4. Сравнительные данные по марже и оборачиваемости

Как видим, товар 5 хотя и обладает средней торговой наценкой, но имеет наилучшую оборачиваемость из всех и приносит за месяц на единицу продукции наибольшую прибыль. А товар 1, имеющий высокую маржу, показывает худшую оборачиваемость. Следовательно, за месяц на единицу продукции прибыль минимальна. Что можно сделать? Необходимо выяснить, чем вызвана такая плохая оборачиваемость - излишними запасами или плохими продажами? После этого принимать меры. Если проблема в продажах - то стимулировать оборот. Если проблема в избыточном запасе, то необходимо перестать завозить товар огромными партиями.

Матрица «Оборачиваемость-Маржа»

Соотнеся между собой два параметра - маржи (или торговой наценки) и оборачиваемости, можно товары внутри одной категории распределить по данной матрице.

Как видим, наиболее интересны для нас товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут так же находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии. Что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров. Товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью в ассортименте находиться не должны.

Если такие товары присутствуют в матрице, то мы можем сделать следующее:

вывести их из ассортимента. Однако «механическая чистка» опасна тем, что мы можем вместе с неликвидами «выкинуть» и новый товар, и товар сопуствющий, комплектующий или имиджевый товар. Поэтому прежде, чем мы кого-то «выкинем», нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте.

перевести их в квадрат «высокая наценка-низкая оборачиваемость». Необходимо понять, что это за товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар, и мы просто неправильно его позиционировали и недополучаем прибыль. перевести его в квадрат «низкая наценка-высокая оборачиваемость», стимулируя продажи или снизив величину запаса. У нас ведь есть две педали: «газ» (скорость продаж) и «тормоз» (снижение запаса). В отличие от автомобиля, можем нажимать на обе педали сразу?.

Иногда бывает такое, что мы вынуждены мириться с тем, что по некоторым товарам у нас плохая оборачиваемость и это не ошибка закупщика или продаж. Это условия, не подлежащие корректировке.

Обычно это бывает связано с условиями поставки - например, поставщик уходит в отпуск (закрывает завод на профилактику на два месяца) и для обеспечения компании запасами приходится закупать двух-трех месячный запас. Или поставка товара идет так долго (например, контейнер морем из Китая), что для обеспечения бесперебойности поставок приходится закупать товар большими партиями. В таком случае нужно понимать, что это цена бизнеса… В таком случае нужно постараться свои расходы на содержание запасов компенсировать кредитами от поставщиков.

Мне нравится

119

Оборачиваемость – основные принципы

Одним из основных показателей эффективности логистической системы во многих компаниях является оборачиваемость товарных запасов.
Каждая компания разрабатывает свой индивидуальный подход к расчету оборачиваемости, однако, в большинстве случаев, цель расчета остается единой: понять, как быстро продается средний запас, лежащий на складе (в системе складов, в цепочке товародвижения); как быстро мы получаем деньги, которые вложили.
Существует точное определение оборачиваемости : это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период.

Большие запасы замораживают капитал, и компания не может развиваться.
Поэтому, напрашивается вывод: чем выше оборачиваемость, тем лучше.
Однако при стремлении к высокой оборачиваемости нельзя забывать, что снижение запаса увеличивает риски возникновения дефицита и снижает уровень сервиса для клиентов компании.
Поэтому важно найти то оптимальное соотношение , которое позволит и эффективно использовать свой запас и обеспечивать клиентов с заданной степенью надежности.

Для подсчета оборачиваемости нужно иметь ТРИ параметра:

1. Период. Это может быть неделя, месяц, квартал, год.
2. Средний товарный запас за период.
3. Товарооборот за период.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности оборачиваемости товарных запасов лучше всего:

Установить некий норматив оборачиваемости, приемлемый для выполнения стратегических целей Компании и оценивать его выполнение;
наблюдать изменение оборачиваемости от периода к периоду – то есть видеть его в динамике.

Если Компания имеет кредитную систему расчетов с поставщиками (отсрочку в оплате товара), то одним из важных критериев оценки эффективности оборачиваемости может быть соотношение оборачиваемости и кредитной линии на этот товар. Если срок кредита, полученный на товар больше оборачиваемости (оценка оборачиваемости в днях), то ситуация более-менее благополучная: мы возвращаем свои вложенные деньги быстрее, чем наступает срок оплаты товара. В идеале - оборачиваемость в днях не должна превышать срок кредита.

Средний товарный запас

Очень часто при подсчете оборачиваемости здесь возникает путаница. Многие считают
а) не средний запас, а запас на «сегодня». Это уровень запасов, и показывает этот метод не оборачиваемость, а то, сколько дней осталось до конца продаж, то есть «на сколько хватит патронов». Тоже можно считать, но это другой параметр, не отражающий динамику.
б) средний запас, но неправильно. Берут первый день периода и последний день, и делят пополам. Это неверно, так как не отражает динамику запасов в течение всего месяца.

Например, на данном рисунке видно, как менялось количество товаров на складе за месяц - в течение этого периода были ситуации и дефицита, и затоваривания склада.

Если точки замера расположены через равные промежутки времени, для расчета среднего товарного запаса может быть использована формула

ТЗ ср i - полусумма двух соседних замеров значений товарного запаса;
ti – временной промежуток между двумя соседними замерами.

Примечание: Учитывать ли дни отсутствия товара на складе при расчете среднего – вопрос спорный. В каждой компании принимается индивидуальное решение по данному вопросу. Существует мнение, что исключение из расчета нулевых остатков делает оценку оборачиваемости более точной с точки зрения получения информации о том, сколько раз за период удалось обернуть вложенные в товар средства, но, несомненно, также следующее – исключение нулевых остатков усложняет систему установки норматива оборачиваемости и анализ его выполнения.

Формулы для подсчета оборачиваемости

Оборачиваемость считается в днях или в разах.

1. Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса. Она вычисляется по формуле:

2. Оборачиваемость в разах говорит, сколько раз за период товар «обернулся», продался. Вычисляется по формулам:

Об раз = Товарооборот за период / Средний товарный запас за период

Норма оборачиваемости

Норма оборачиваемости - это количество дней или оборотов, за которое должен быть реализован запас товара с учетом стратегических целей компании.
В каждой отрасли – свои нормы. В каждом регионе – свои нормы. Для каждого поставщика – свои нормы. Для каждого вида или категории товаров – свои нормы.

Анализ результатов измерения оборачиваемости

При сравнении можно построить матрицу «Оборачиваемость-Маржа» и увидеть, какие товары нам за один и тот же период приносят больше прибыли, а какие меньше.

Сравнительные данные по марже и оборачиваемости

Товар Цена закупки Цена продажи Маржа Оборачива-емость
(дни)
Оборачива-емость
(раз в месяц)
Прибыль с одной единицы товара в месяц Приоритеты
товар 1 20 60 40 40 0,75 30 10
товар 2 19 48 29 20 1,5 43,5 7
товар 3 21 80 59 30 1 59 3
товар 4 18 36 18 10 3 54 4
товар 5 13 36 23 5 6 138 1
товар 6 16 35 19 12 2,5 47,5 5
товар 7 12 33 21 15 2 42 8
товар 8 15 45 30 12 2,5 75 2
товар 9 19 50 31 20 1,5 46,5 6
товар 10 19 40 21 20 1,5 31,5

Как видим, товар 5 хотя и обладает средней торговой наценкой, но имеет наилучшую оборачиваемость из всех и приносит за месяц на единицу продукции наибольшую прибыль. А товар 1, имеющий высокую маржу, показывает худшую оборачиваемость. Следовательно, за месяц на единицу продукции прибыль минимальна. Что можно сделать? Необходимо выяснить, чем вызвана такая плохая оборачиваемость – излишними запасами или плохими продажами? После этого принимать меры. Если проблема в продажах – то стимулировать оборот. Если проблема в избыточном запасе, то необходимо перестать завозить товар огромными партиями.

Матрица «Оборачиваемость-Маржа»

Соотнеся между собой два параметра – маржи (или торговой наценки) и оборачиваемости, можно товары внутри одной категории распределить по данной матрице.

Как видим, наиболее интересны для нас товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут так же находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии. Что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров. Товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью в ассортименте находиться не должны.

Если такие товары присутствуют в матрице, то мы можем сделать следующее:

Вывести их из ассортимента. Однако «механическая чистка» опасна тем, что мы можем вместе с неликвидами «выкинуть» и новый товар, и товар сопутствующий, комплектующий или имиджевый товар. Поэтому прежде, чем мы кого-то «выкинем», нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте.
перевести их в квадрат «высокая наценка - низкая оборачиваемость». Необходимо понять, что это за товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар, и мы просто неправильно его позиционировали и недополучаем прибыль.
перевести его в квадрат «низкая наценка - высокая оборачиваемость», стимулируя продажи или снизив величину запаса.

Иногда бывает такое, что мы вынуждены мириться с тем, что по некоторым товарам у нас плохая оборачиваемость и это не ошибка закупщика или продаж. Это условия, не подлежащие корректировке. Обычно это бывает связано с условиями поставки – например, поставщик уходит в отпуск (закрывает завод на профилактику на два месяца) и для обеспечения компании запасами приходится закупать двух-трех месячный запас. Или поставка товара идет так долго (например, контейнер морем из Китая), что для обеспечения бесперебойности поставок приходится закупать товар большими партиями . Нужно понимать, что это цена бизнеса...

Примечания

Статья подготовлена с использованием материалов статьи консультанта по управлению ассортиментом Бузуковой Е.А. «Простая и знакомая всем оборачиваемость»

Сборник предназначен для специалистов торговых компаний, которые хотят эффективно управлять направлениями компании. То есть создавать прибыльные товарные категории, позволяющие компании развиваться, а не существовать!

Оборачиваемость складских запасов можно выводить, как в днях, так и в оборотах за определённый период. Человека, который управляет запасами, должно интересовать, как быстро он продаст товар, который он завёз на склад компании. Если говорить об оборачиваемости в днях, то здесь подразумевается, за сколько дней я продам товар в течение года. Если говорить об оборачиваемости в разах, то здесь имеется ввиду, сколько раз в год будет распродан склад, который я привёз. Обычно считают, что чем быстрее склад оборачивается, тем лучше для компании. Но об этом немного позже. Сейчас давайте рассмотрим формулы оборачиваемости запасов:

1. Формула оборачиваемости запасов в разах за год — денежное выражение

k оборачиваемости = (сумма продажи за 1 мес. — валовая прибыль за 1 мес.) / (себестоимость складских запасов на начало 1 месяца + себестоимость склада на конец 1 месяца) / 2 * 12 мес. =

В этой формуле используются продажи и расчёт средней себестоимости склада за 1 месяц. Эта формула часто полезна тогда, когда планируется и анализируется оборачиваемость по определённой группе товаров за месяц. Обычно этот показатель применяется на , на котором анализируется выполнение поставленных плановых показателей, одним из которых и есть оборачиваемость запасов. Для удобства восприятия рассчитанного результата оборачиваемость приводится к годовому выражению с помощью умножения результата на 12 месяцев. Обычно, легче воспринимать результат оборачиваемости в годовом выражение, чем в месячном. Оборачиваемость запасов в годовом выражении сообщает нам, сколько раз в год компания обернёт складские запасы, если уровень продаж и складские запасы будут на таком уровне, как в анализируемом месяце. Если вы желаете не преобразовывать оборачиваемость в годовое выражение, тогда вам просто нужно убрать множитель «12 мес. » из формулы.

2. Формула оборачиваемости запасов в разах за год — натуральное выражение

k оборачиваемости = количество проданного товара за 1 месяц в штуках / (наличие товара на начало 1 месяца в штуках + наличие товара на конец 1 месяца в штуках) / 2 * 12 мес. = количество проданных штук товара за 1 месяц / среднее наличие товара на складе компании в течение 1 месяца * 12 мес.

Как вы видите, в этой формуле применяются в расчёте оборачиваемости натуральные значения, а именно штуки определённого товара. Также могут быть использованы и другие единицы измерения. Как и в предыдущей формуле, результат также приведён к годовому выражению. Особенности данной формулы в том, что эту формулу невозможно применить к расчёту оборачиваемости для группы товаров. Почему? Всё просто, к одной группе товаров могут относится разные по стоимости товары. Например, группа товаров «инструмент». В ней может быть как набор инструментов, так и отвёртки поштучно. И если рассчитывать оборачиваемость группы товаров, в которой продаётся большое количество отвёрток и не такое больше количество наборов инструмента, то показатель оборачиваемости будет искажён. Как вывод, эту формулу можно использовать исключительно для отдельной позиции определённого товара, а не к группе товаров.

3. Формула оборачиваемости запасов в днях в течении года — денежное выражение

= 365 дней / (себестоимость продаж за 1 мес. / средняя себестоимость склада за 1 мес. * 12 мес. ) = 365 дней / k оборачиваемости в разах

Как вы видите, эта формула состоит из числителя и знаменателя. В числителе находится число 365 (т.е. 365 дней в году), в знаменатели находится формула оборачиваемости запасов в разах, которую мы вывели в формуле 1 выше. То есть, чтобы определить за сколько дней вы распродадите свой склад, вам необходимо 365 дней года разделить на коэффициент оборачиваемости.

4. Формула оборачиваемости запасов в днях в течении года — натуральное выражение

Оборачиваемость запасов в днях = 365 дней / (количество проданных штук товара за 1 месяц / среднее наличие товара на складе компании в течение 1 месяца * 12 мес. ) = 365 дней / k оборачиваемости в разах

Как формула 2, которую мы рассмотрели выше, формула 4 также может применяться исключительно для расчёта оборачиваемости складских запасов для отдельного товара, а не группы товаров.

Примеры расчётов:

  • Продажи за январь 2013 года по группе товаров «инструмент» — 20 000 у.е.
  • Валовая прибыль за январь 2013 года по группе товаров «инструмент» — 5 000 у.е.
  • Себестоимость склада на начало января 2013 по группе товаров «инструмент» — 86 500 у.е.
  • Себестоимость склада на конец января 2013 по группе товаров «инструмент» — 73 400 у.е.

Расчёт оборачиваемости. Основа – денежные выражения

  1. k оборачиваемости запасов в январе (НЕ в годовом выражении) = (20 000 у.е. – 5 000 у.е.) / (86 500 y.e. + 73 400 y.e.) / 2 = 15 000 у.е. / 79 950 у.е. = 0,188 раз в месяц
  2. k оборачиваемости запасов в январе (в годовом выражении) = (20 000 у.е. – 5 000 у.е.) / (86 500 y.e. + 73 400 y.e.) / 2 * 12 месяцев = 15 000 у.е. / 79 950 у.е. * 12 месяцев = 2,25 раза в год
  3. оборачиваемость запасов в днях (в годом выражении) = 365дней / 2,25 раза в год = 162,2 дня

Для чего нужно рассчитывать оборачиваемость?

Стоит сказать, что сам по себе показатель оборачиваемости важен в связке с маржой (рентабельностью продаж компании). Оборачиваемость запасов и маржа в конечном итоге влияют на прибыльность инвестиций в запасы компании. О взаимосвязи оборачиваемости запасов с рентабельностью продаж вы можете прочесть в статье «».

Пару слов ещё стоит сказать о расчёте норматива оборачиваемости. В интернете распространена следующая формула расчёт норматива оборачиваемости:

OF – средняя частота заказа в месяцах (временной интервал между размещением заказов у поставщика);
L – средний период доставки в месяцах (время между размещением заказа и получением товара);
f – коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов. Это, в частности:

  • ширина ассортимента в хранении, т. е. необходимость хранения медленно оборачивающихся запасов (обычно в маркетинговых целях);
  • большие, чем требуется, покупки для получения скидок за объем;
  • требования поставщика по минимальной партии закупки;
  • ненадежность поставщика;
  • факторы политики экономичного размера заказа (EOQ);
  • затоваривание в целях продвижения товаров;
  • использование поставки в два или более этапа.

Стоит сказать, что предложенная формула лично для меня кажется мало полезной именно из-за компонента f, который должен отображать влияние прочих факторов. Я же в свою очередь предлагаю определять норму оборачиваемости, исходя из , на выходе которого мы знаем – какой уровень ходовых позиций на складе компании имеется, какая себестоимость складских запасов является завышенной, сколько денег заморожено в компании. Зная данные характеристики ваших складских запасов и понимая ваши цели по данным компонентам, вы можете определить желаемый нормативный уровень запасов для вашей компании, который она достигнет при реализации доли неликвидных позиций и повышении наличия ходового товара до желаемого уровня. Также не забывайте о лидерах рынка, на котором ваша компания работает. Узнайте, какие нормы оборачиваемости присутствуют у данных компаний, какой уровень маржи они имеют и как это всё влияет на прибыльность инвестиций в запасы, которые они инвестировали. Однако при анализе конкурентов-лидеров на рынке не спешите делать выводы по двум критериям (маржа и оборачиваемость), так как у каждой компании могут быть свои специфические моменты ведения бизнеса, которые могут позволять им успешно существовать при относительно невысоких анализируемых показателях.

P.S. Приведённые выше формулы и расчёты применяются для расчёта оборачиваемости запасов по месячной статистике компании. Если вам необходимо рассчитать оборачиваемость запасов и вы имеете годовую статистику компании, тогда применяйте следующую формулу:

k оборачиваемости = себестоимость продаж в у.е. за год / среднемесячное значение себестоимости складских запасов в у.е. в течение года,

  • себестоимость продаж в у.е. за год = сумма продаж в у.е. за год — валовая прибыль в у.е. за год,
  • среднемесячное значение себестоимости складских запасов в у.е. в течение года = (себестоимость склада на начало января в у.е. + себестоимость склада на начало февраля в у.е. + … + себестоимость склада на начало декабря в у.е.) / 12 месяцев


Похожие статьи
 
Категории