Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума. Чацкий в борьбе со старым миром (Вариант: Чацкий и декабристы) Значение образа Чацкого

29.06.2020

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

А. С. Грибоедов - великий русский писатель, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. Главным его произведением была и остается комедия «Горе от ума», секрет бессмертия которой заключен в том, что автор удивительно точно воссоздал атмосферу жизни дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, описал мысли, настроения, нравы, царившие в тех кругах.

Жизнь Грибоедова была тесно связана с декабристским движением: он полностью разделял ненависть первых русских революционеров к самодержавию и крепостному праву. Поэтому главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий является наиболее точным и общепринятым олицетворением в литературе образа декабриста, передового человека своего времени.

Чацкий - молодой образованный дворянин. В надежде развеять скуку он много путешествовал. В начале пьесы Чацкий появляется в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия. Вот как характеризует его этот московский барин:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переходит.

В первом действии пьесы Грибоедов рассказывает о личной драме Чацкого, которая постепенно перерастает в общественный конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

Крепостное право, карьеризм и чинопочитание, рабская мораль и безгласие, невежество, преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к национальной культуре - все это попадает под жесткую критику Чацкого, человека новой эпохи, утверждающей передовые идеи современности.

Главный герой комедии провозглашает уважение к простому человеку. Он мечтает о том времени, когда жестокость помещиков навсегда забудется и все люди станут свободными и равноправными.

Чацкий не служит, то есть не находит в этом пользы, потому что в барской Москве, да и во всей России, процветают карьеризм и низкопоклонство. «Служить бы рад, прислушиваться тошно», - с возмущением говорит он Фамусову. Идеалы юности возбуждали в Чацком страстное желание служить отечеству. Но он испытал немало разочарований, так как звания заслуживались не делом, а лестью. Чацкий отказывается «у покровителей зевать на потолок, // Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, // Подставить стул, поднять платок».

Боязнь перемен, жизнь по старинке тоже осуждаются Чацким: Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.

Чацкий, подобно свежему ветру, ворвался в затхлый мир московского барства и обнаружил невежество и необразованность представителей высшего света. Почему же эти люди хотят, «чтоб грамоте никто не знал и не учился»? Потому что они боятся умных людей, которые высказывают «опасные» идеи и хотят изменить этот консервативный мир, чтобы в новом обществе не было бы места ни фамусовым, ни молчалиным, ни скалозубам, ни хлестовым.

Чацкий провозглашает свободу мыслей и высказываний и жаждет процветания наук и искусств:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

В грибоедовской Москве господствовала иностранная культура. Дворяне говорили на французском языке, одевались по французской моде, читали французские книги, приглашали иностранных гувернеров, далеких порой от просвещения. Чацкий выступает за сохранение русской культуры, понимая, что человек не может считаться гражданином своей страны, исповедуя чужие обычаи, традиции, язык и нравы:

Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!

Чацкий осуждает смысл жизни представителей фамусовского общества - «и награждения брать и весело пожить» - и провозглашает служение народу и родине неоспоримой истиной передовых людей новой эпохи.

«При резких переходах из одного века в другой,- Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу; в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым», - писал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».

Человечество всегда будет идти вперед, и в любой стране встретятся и фамусовы, и чацкие. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается главным произведением эпохи декабризма,: ее свободолюбивый герой воистину является олицетворением мужества, благородства и гуманизма.

Ответ оставил Гость

Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии А. С. Грибоедова " Горе от ума", который, по признанию современников автора, был похож на самого автора.
Чацкий- дворянин. Он, как и дочь его антипода Павла Афанасьевича Фамусова, учился у гувернеров, а также у русских и иностранных учителей. Он переводил и писал художественные произведения, попробовал стать военным, много путешествовал - искал ума.
Ни на какой определенной профессии он так и не остановился, потому что не хотел прислуживаться: " Служить бы рад - прислуживаться тошно". С горечью и страстью он выступает против крепостного права, осуждая помещиков, которые, имея в своем владении театр, восхищаясь искусством, не дают актерам вольную. Чацкий не понимает, почему идеалом для молодежи должен стать вельможа 18 века Максим Петрович, который заслужил уважение тем, что много раз, аки шут, падал на колени перед Екатериной Второй. Александр Андреевич удивлен тем, что в обществе есть такие вояки... как полковник Скалозуб, получивший чины и звания за счет убитых товарищей. С горечью Чацкий говорит, что русские скоро перестанут общаться на своем языке, удел их - смесь французского с нижегородским. Это, по глубокому убеждению бунтаря, происходит потому, что воспитанием детей занимаются гувернеры - иностранцы, которые на своей родине и вовсе педагогикой не занимались.
Свои взгляды Чацкий излагает в монологах и в диалогах, беседуя с гостями в доме Фамусова. У нашего героя-романтика нет друзей. Его ровесники предпочитают быть "деловыми", "покорными", делать карьеру и служить лицам. От этого, по мнению Александра Чацкого, снижается интерес его современников к высоким идеям и национальной культуре. Между тем, русский народ, бодрый русский народ с неиспорченным вкусом, - экономически зависим и страдает.
В "Горе от ума" две сюжетные линии: общественная и любовная. И та и другая для нашего героя оканчивается ничем. Почему? Чацкий влюблен в дочь Фамусова Софью искренне. Девушка же предпочитает ему тихого Молчалина. Ей не нравится пылкость, критичность молодого человека, которого она знала с детства. Сначала она просто отворачивается, затем бросает нелицеприятные реплики в сторону, а потом и вовсе замечает, что Чацкий - сумасшедший.
Чацкий - борец. Он не умеет лгать, его ум деятельный, наполнен идеями преобразования общества. Речь - яркая. Он знает много пословиц и поговорок, умеет к месту употреблять и иностранные слова. Но ни один из его талантов не может быть оценен там, где живут по старинке, где презирают образованных и духовно прекрасных людей. Александр Андреевич Чацкий уезжает из Москвы. Но он- победитель, потому что стал возмутителем спокойствия, заставил мыслить иначе. На такое способны только Гении. А за ними - будущее.

План
  1. О комедии «Горе от ума».
  2. Что терзает Чацкого?
    1. Ненависть к крепостному праву
      1. К крепостникам-помещикам
      2. Тяжелое положение народа
    2. Пороки фамусовского общества
    3. Долг перед отечеством
    4. Личная драма
    5. Одиночество
  3. К чему привели терзания Чацкого

Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания.

Что же терзает Чацкого?

Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист:

«...мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».

С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане.

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:

«Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке!!!»

Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение:

«Ученость – вот чума,
Ученье – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
И дел, и мнений».

То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний.

Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.

«Мундир! Один мундир!
Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...»

Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший.

Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга – светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого. Его преследует мысль, что он одинок: «И в многолюдстве я потерян», - говорит он. Чацкий нанес сокрушительный удар по барской Москве, по ее тузам, которые не только живут, но и умирают.

В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, с человеком со сложившимися идеями, с определенными моральными требованиями. Рабской морали Фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими - таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.

Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за «отцов отечества».

Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывает в нем резкий, решительный протест. В своей гневной речи против «судей» он разоблачает крепостническую основу грубо эгоистической философии наслаждения жизнью, присущей фамусовскому обществу. В «Несторе негодяев знатных», в помещике-балетомане, в грабителях, нашедших себе защиту в родстве, Чацкий страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Особенный гнев грибоедовского героя вызывают помещичьи насилия и издевательства над личностью крестьянина.

Знаменитые слова Чацкого о «распроданных поодиночке» крестьянах имели тем большую силу, что подобные факты были в то время очень распространены. По признанию декабриста Штейнгеля, это место в комедии сильно его взволновало, оно напоминало современникам о подтвержденном в 1820 г. Государственным советом «праве» помещиков продавать крестьян поодиночке, разлучая родных. О том, что этим «правом» помещики пользовались очень часто, свидетельствует и то, что в литературе того времени на него указывал не один Грибоедов. В своем стихотворении «Смеюсь и плачу» В. Раевский обличает «барство дикое» почти что словами Чацкого:

  • Смотря...
  • Как знатный вертопрах, бездушный пустослов,
  • Ивана а геЬоигз " с Семеном гнет на двойку
  • Иль бедных поселян, отнявши у отцов,
  • Меняет на скворцов, на пуделя иль сойку,
  • И правом знатности везде уважен он!
  • Как лицемер, ханжа, презря святой закон,
  • В разврате поседев, гарем по праву власти
  • Творит из слабых жертв его презренной страсти.
  • Когда невинных стон волнует грудь мою,-
  • Я слезы лью!

И до и после Грибоедова передовая дворянская дореформенной эпохи в лице Пушкина, Герцена, молодого Тургенева обличала крепостной строй как строй насилия, кабалы, издевательств над крестьянами и прежде всего над беззащитными дворовыми слугами, которые в первую очередь испытывали «и барский гнев, и барскую любовь». Чацкий негодует не только на злоупотребления крепостным правом со стороны помещиков, а на весь крепостной строй в целом.

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.

Интересно отметить, что, в отличие от «Горя от ума», в котором народ сам почти не действует - о нем только говорится, Грибоедов в задуманной им позднее трагедии о 1812 годе собирался вывести народ, а основным героем своей новой пьесы предполагал сделать крепостного крестьянина. Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени - противоречие между могучими силами русского парода, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную независимость, и его крепостной зависимостью. Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный освободительный характер войны 1812 года и тот подъем национального самосознания русского народа, с которым явно не совмещалось существование крепостного права. Вся она проникнута глубоким сочувствием к народу, горячей верой в его могучие творческие силы, признанием его исторической роли.

Грибоедов задумывается в этой трагедии над вопросом, поставленным еще Радищевым, чего мог бы добиться народ, «к величию и славе рожденный», если бы он был свободен. «Сам себе преданный,- что бы он мог произвести?» - с восхищением спрашивает драматург.



Похожие статьи
 
Категории