Образ левина в анне карениной кратко. «Константин Левин и его раздумья о жизни

01.07.2020

Константин Дмитриевич Левин - помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Ойисание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Толстой, в этой личности показывает нам самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Левин принимает решение полностью изменить свое хозяйство. Он говорит, что будет много работать и сильно стараться, но своего добьется.

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Левин никак не хотел принимать Церковь но он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу. Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.

Роман Толстого « Анна Каренина» строится на основе многогеройности (несколько ведущих героев), разносюжетности. Но здесь многоплановость сливается в целое не по эпическому образцу, как это было в романе «Война и мир». Разные индивидуальные судьбы соотносимы по принципу, родственному полифонии (может быть, потому что предметом изображения становится текущая современность, которая была материалом для полифонического романа Достоевского).
Длясюжета «Анны Карениной» характерна драматичность. Здесь есть линейная композиция (завязка, развитие, кульминация, развязка), есть напряжённость сюжета, устремлённость к итогу.
В этом отношении данное произведение наиболее близко европейской романной традиции, которую Толстой обычно оценивает как чуждую. Для сюжета «Анны Карениной» характерно обилие перфектов, необратимых свершённостей (в целом это совершенно не свойственно толстовской прозе): после встречи с Вронским уже нельзя жить, как будто её не было; тем более нельзя повернуть события вспять после их близости; максимальной степени необратимость достигает в последнем трагическом шаге Анны (она опомнилась под колёсами поезда, но было уже поздно).
Символика романа, пророческие знаки, предсказывающие будущее, усиливают драматическую напряжённость, ощущение рокового характера происходящих событий. Начало любви Карениной и Вронского (встреча на железной дороге, сопровождаемая гибелью дорожного работника под колёсами поезда) предсказывает её смерть. Анне снятся пророческие сны о смерти во время родов – и она действительно чуть не умирает.
Милан Кундера в философском романе «Невыносимая лёгкость бытия», размышляя о том, что связь начала и развязки любви Карениной и Вронского слишком литературна, предлагает видеть небуквальность этой соотнесённости. По его мысли, Толстой здесь не подчинён штампам «роковой» истории любви. Чешский писатель, размышляя о том, реалистичен или «литературен» Толстой в этом случае, указывает, что в реальной жизни мы нередко бессознательно сюжетны, литературны: когда выбираем любимого человека именно потому, что в отношениях с ним есть какая-то связная фабула, символичность, намёк на некую осмысленность; когда, собираясь расстаться навсегда, вдруг изменяем намерение, потому что происходит нечто, что кажется продолжением сюжета. У Толстого это действительно есть: повествователь указывает, что выбор способа свести счёты с жизнью был обусловлен подсознательным влиянием прежнего впечатления.
Думается, правильный ответ где-то посередине: идея Божьего суда всё же предполагает действие роковых сил. Но психологическая релятивизация сюжета возвращает нас к более привычному Толстому. И действительно, все остальные сюжетные линии (как и само их обилие, размывающее централизацию сюжета) менее перфектны, в них больше незаконченности и обратимости, и в этом смысле они «более толстовские». Наиболее характерна в этой связи история Левина и Кити (отказ Кити в начале романа оказался обратимым). Хотя и в случае с Левиным есть намёк на жёсткость композиции, роковую предсказанность (в начале романа Константин Левин разговаривает с Кознышевым и его гостем-философом о смерти; позиция брата связывается с проблемой смерти, что и будет потом реализовано в истории Николая Левина), но это скорее смысловое созвучие (как в похожем мотиве повести «Детство»), а не причина и следствие, акция и реакция.
В истории Анны также есть многое, разбивающее «романность» европейского типа: например, две кульминации. Традиционный европейский роман закончился бы в точке первой кульминации, у постели Анны, чуть не умершей во время родов, прощённой мужем, – здесь достигнут нравственный катарсис, вершинная сюжетная точка, случилось важное нравственное обретение. Всего этого вполне достаточно для традиционной романистики. Но у Толстого действие продолжается, катарсис оказывается относительным, Каренин, даже с его прощением, остаётся нелюбимым и неприятным, прощение лишь добавляет неловкость в их отношения…

Левин Константин Дмитриевич — дворянин, помещик. Сильного сложения, широкоплечий, с курчавой бородой. Добрый и упрямый человек с неспокойной совестью. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Константин Левин — автобиографический герой. Толстой образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Лёв.

В начале романа герой приезжает из деревни в Москву, чтобы просить руки младшей дочери князя Щербацкого, семью которого он знает со студенческих лет. Ее отказ становится для него тяжелым ударом, усиливающим его отдаление от света и побуждающим искать утешения в повседневных деревенских заботах помещика и неистовых хозяйственных проектах. Дорожа своим аристократическим происхождением, настаивая на необходимости для дворян созидательных трудов по приумножению своего имущества и доходов, негодуя на беспечных и проматывающих состояние аристократов, Константин Левин в романе «Анна Каренина» ощущает себя частью народа и бывает счастлив, когда имеет возможность удостовериться в этом, как, например, на покосе, где, работая, он упивается энергией коллективной деятельности и полной самоотдачей общему делу.

Левин убежден во вредности привнесенных с Запада, прежде всего из Англии, буржуазных форм хозяйствования, негативно сказывающихся на жизни крестьянина. Это относится к фабричному производству, сети банков и бирж, к новой форме коммуникаций — железной дороге. С точки зрения героя, все эти экономические установления — помехи в развитии крестьянских хозяйств, виновные в кризисе аграрной сферы производства. Помимо западных нововведений, неудовольствие и протест Константина Дмитриевича вызывают также земские учреждения: мировой суд, больницы, школы. Он не видит толку в просвещении крестьян, которое только усложняет их жизнь и мешает им работать как следует. Константин Левин в романе «Анна Каренина» полагает, что нужно полнее учитывать национальное своеобразие русского крестьянства, которое заключается в призвании заселять и обрабатывать огромные незанятые пространства с помощью традиционных и в своей традиционности ставших естественными способов хозяйствования. Приоритетом в крестьянском хозяйствовании герою видится личная, собственническая заинтересованность крестьян. Предоставляя крестьянам пай в предприятии, перераспределяя собственность, можно добиться, считает Левин, увеличения доходов и крестьян, и помещиков.

Практические инициативы Константина Дмитриевича встречают весьма умеренный интерес крестьян в Покровском, любящих своего барина, но не доверяющих ему до конца как помещику и желающих работать так, как им удобно. Константин Левин не теряет надежды перебороть их глухое нежелание улучшить хозяйство, уговаривает, добивается уступок и надеется на лучшее. Он пишет экономический трактат, в котором излагает свои взгляды, вдохновляясь мечтой о «величайшей бескровной революции», начинающейся в его замыслах локальным поместным экспериментом.

Свою позицию он проверяет и укрепляет в спорах с гостящими у него братьями Сергеем Ивановичем Кознышевым и Николаем — несносным, неизлечимо больным человеком, а также с предводителем дворянства Николаем Ивановичем Свияжским, искушенным в сложных и безрезультатных полемиках. Брат Николай уличает проекты Левина в близости коммунистическим утопиям. Кознышев и Свияжский заставляют его осознать свою недостаточную образованность. Эти обстоятельства побуждают Константина Левина отправиться за границу для учебы.

Но в момент полной захваченности его хозяйством автор возвращает своего героя на путь любви и к вопросу о семье. Константин Дмитриевич навещает в соседней деревне Ергушево, принадлежащей Облонским, Долли, приехавшую на лето с детьми. Беседа с ней о Кити бередит рану Константина Левина. Он уверяется в невосполнимой утрате, а потому намерен погрузиться в хозяйственные занятия и даже всерьез относится к мысли о женитьбе на крестьянке — мысли, которую ранее отверг. Но, случайно встретив Кити на дороге, когда она едет к сестре, вернувшись после лечения, Левин приходит, в восторг, забывает свою недавнюю программу семейного опрощения и осознает, что только с ней он может быть счастлив. Момент озарения героя изображен Толстым в соотнесении с меняющимся обликом неба: перламутровая раковина превращается в «ровный, расстилающийся по целой половине неба, ковер все умельчающихся и умельчающихся барашков».

По приезде из-за границы Константин Левин встречается с Кити у Облонских. Они понимают друг друга меньше чем с полуслова, объясняясь с помощью игры в secretaire — угадывая слова по начальным буквам. Симпатическая близость превращается в этот момент в телепатическую проницательность. Левин прощает Кити и на следующий день обручается с ней. Простив и сам желая быть прощенным, этот герой романа «Анна Каренина» показывает невесте свой дневник — свидетельство «неневинности и неверия». Его неверие ее не смущает, а «неневинность» оскорбляет и ужасает. Она находит в себе силы простить жениха, желающего стать перед нею таким образом совершенно открытым, но этого оказывается недостаточно. От опьяненного счастливого состояния Левин переходит внезапно к отчаянию и, обуреваемый сомнением в своей способности сделать Кити счастливой, предлагает расторгнуть помолвку. Ей, проникшейся сочувствием и пониманием к болезненным пределам нравственных исканий своего жениха, удается успокоить его.

Исповедь перед венчанием обостряет для Левина вопрос о вере и смысле жизни, и, счастливый, он обязуется перед самим собой позднее основательно продумать этот вопрос. Обвенчавшись, Левин и Кити уезжают в деревню. Семейная жизнь их складывается нелегко. Они медленно и трудно привыкают друг к другу, то и дело ссорясь по мелочам. Смерть брата Николая, у одра которого Левин и Кити проводят несколько дней, придает новую меру серьезности их отношениям. Вид брата наполняет душу Константина Левина гадливостью, ужасом перед непостижимой тайной конечности человека, а уход Николая повергает его в оцепенение. Только беременность жены, о которой объявляет доктор, отвлекает его внимание от сосредоточенности на «ничто», возвращает к жизни. Изображением близости жизни и смерти затронута важнейшая проблема романа — вопрос о границах бытия и небытия. Супруги возвращаются в Покровское дожидаться времени родов. Идиллическое пребывание там в окружении родственников и друзей: Щербацких, Облонских, Кознышева, Вареньки — для Левина омрачается только вспышкой ревности к жизнерадостному Васеньке Весловскому — его гостю, вздумавшему флиртовать с Кити. Левин попросту выгоняет его.

Приходит время родов, и супруги перебираются в Москву. Они стараются занять свое время, отвыкнув от столично-светской жизни. Константин Дмитриевич особенно сближается здесь со своим бывшим товарищем по университету, теперь профессором, Федором Васильевичем Катавасовым — ученым-позитивистом, с которым он часто спорит о смысле жизни. Рождение сына Дмитрия потрясает героя вновь открывшейся ему тайной гранью бытия и небытия, как и во время смерти брата. Левин неправильно понимает слово доктора «кончается» во время родов Кити. Доктор имеет ввиду окончание родов, а Левину слышится смертный приговор жене. Он огорчен тем, что к своему сыну он не испытывает любви, а только гадливость и жалость. Вопрос о вере, о поиске своего места в жизни встает перед героем в полный рост. Вернувшись в деревню с женой и сыном, Константин начинает основательно продумывать проблему.

Он разочаровывается во всех известных ему философских и богословских мировоззрениях, отчаивается и подумывает о самоубийстве, однако постепенно приходит к выводу, что искомое им знание добра является врожденным и постольку непознаваемым. Левин считает, что в мучительной бесплодности его исканий повинен разум, который из «гордости» и «плутовства» заставляет его искать ответы на неразрешимые вопросы, провоцирует уныние и отчаяние. Это заключение приводит героя к отрицанию прав разума решать вопрос о смысле жизни и к утверждению законов любви и совести, данных человеку с рождения.

Охваченного энтузиазмом Левина ненадолго отвлекают приехавшие в Покровское Катавасов и Кознышев, сочувствующие начавшемуся движению добровольцев сербской войны. Старый князь Щербацкий и Левин высказываются в споре с ними против национально-конфессиональных спекуляций. Константин Дмитриевич видит в аргументации Катавасова и Кознышева ту самую «гордость разума», которая чуть было не довела его до самоубийства, и еще раз убеждается в своей правоте.

Роман «Анна Каренина» Толстого завершается лирической сценой грозы и восторженно дидактическим монологом Левина. Герой, испытав страх за Кити и Дмитрия, захваченных короткой летней грозой врасплох, радостно начинает чувствовать долгожданную любовь к сыну, которая тотчас же находит ответ у ребенка: мальчик начинает узнавать своих. Это обстоятельство придает интонации финального монолога героя почти одическое звучание. Левин радуется своей открытости добру, любви к ближним и миру. Его слова кажутся, по замечанию В. В. Набокова, «скорее дневниковой записью самого Толстого». Так завершается «обращение» героя.

Л.Н. Толстого сюжетная линия судьбы (характеристика) Константина Левина представлена не так ярко как линия главной героини, но при этом, является немаловажной и достаточно интересной. Образ Левина один из самых сложных и интересных в творчестве Льва Николаевича.

Образ Левина

На сюжетной линии Левина заключены многие философские и социально-психологические проблемы произведения. В духовных исканиях героя напрямую отражаются мысли самого писателя, которые сформировались у него в эпоху 70-х годов. Даже описание его образа говорит о внешней схожести. А о созвучности его фамилии с именем Льва Николаевича и говорить не приходится.

Своей энергичностью, искренностью и способностью критически мыслить, Константин Левин схож и с другими героями Толстого – Пьером Безуховым, Андреем Болконским.

Этот молодой искатель правды поддается порыву постигнуть суть общественных отношений, познать смысл самой жизни, для того, попытать что-то изменить. Левин не находит путей решения, беспокоящих его проблем, что погружает его в тяжелые и мучительные раздумья и приводит к душевному кризису.

Необходимость исповедоваться перед венчанием с Кити приводит Левина к размышлениям о Боге. Здесь автор ставит религиозно-нравственный вопрос. Раздумья Константина приводят его к тому, что искренней веры в своей душе он находит.

Константин Левин не может оставаться равнодушный к оскудению поместного дворянства под натиском новой общественной формации. Ему сложно не замечать неустойчивость и нестабильность укоренившихся порядков. Левин проявляет озабоченность и судьбами крестьян, имеющими весьма скудную жизнь. Его стремление примирить помещиков и крестьян, оставляя за собой право на землю, путем создания рациональной системы земледелия, терпит крах. Левин недоумевает, почему крестьяне так враждебно настроены к дворянам. От своего брата Левин слышит упрек:

«Тебе хочется оригинальничать, показывать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею»

И в глубине души герой соглашается с ним.

Свадьба Левина и Китти в фильме 1967 (СССР)

Константин пытается изучить все области дворянской общественности изнутри. Его посещения мирового суда, выборов и других подобных мест, приводят его к выводам о бесполезности и суетности всего происходящего вокруг. Душевное успокоение ему способно принести только пребывание на природе, приобщение к крестьянскому труду, хозяйственные хлопоты.

Погружение в народную жизнь в романе «Анна Каренина» проходит ярким и глубоким мотивом. Об этом говорит красочная сцена сенокоса на Калиновом лугу, беседы Левина с крестьянами, его увлеченность их незатейливой и такой трудной жизнью. Левина не оставляет равнодушным полнота и цельность чувств Ивана Парменова с женой, их бесконечное счастье в единстве. Герой даже задумывается о женитьбе на крестьянке. Высказывание Фоканыча о необходимости жить «для души, по правде, по-божью» глубоко проникают в душу героя.

Невозможность решить сложные социально-нравственные вопросы, подталкивают Левина к отвлеченному нравственному самосовершенствованию. Здесь противоречивость мировосприятия не только Левина, но и самого автора, отражается в полной мере. Искания Левина не заканчиваются в конце произведения, автор оставляет перед нами образ своего героя открытым. Зависимость судьбы Левина от собственного отношения к нравственным основам бытия роднят образ героя с образом Анны Карениной.

Левин и Китти в фильме 2012 года (Великобритания)

>Характеристики героев Анна Каренина

Характеристика героя Левин

Левин Константин – один из наиболее сложных, но интересных персонажей романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В образе Левина собрано немало автобиографических черт, роднящих его с самим автором. В размышления и речи этого персонажа Л. Н. Толстой вкладывал свое видение мира. Считается, что даже фамилия персонажа была выбрана не случайно, а в соответствии с именем автора. Левин был потомственным дворянином, помещиком из благородной семьи. По характеру он человек честный, открытый и прямой. Ему чужды фальш и наигранность, присущие высшему обществу. Если в родовом поместье в деревне он чувствует себя в своей тарелке, то Москва его тяготит.

Почти все свое время Левин проводит в хозяйстве. Именно работа на природе и общение с простыми крестьянами приносят ему успокоение. Однако при этом внутренний мир этого героя достаточно богат. Он проводит много времени в размышлениях о смысле жизни и смерти. Его волнуют различные нравственные и социальные вопросы. В беседах с друзьями, родственниками и другими помещиками он часто говорит, что в России хозяйство нужно вести на русский лад, а не на иностранный, то есть, учитывая особенности характера русских крестьян. Сам он очень ценит и уважает простых людей, хоть порой и тяготится их беспечностью и пьянством.

Личная жизнь Левина сначала складывается неудачно, так как на его предложение о замужестве искренне любимая им Кити Щербацкая , отвечает отказом. Это глубоко ранит героя, из-за чего он с головой уходит в размышления. Долгие месяцы он пытается найти душевное равновесие. Со временем Кити понимает, что может и хочет быть с Левиным. Случай их снова сводит в деревне Облонских и на этот раз Кити отвечает согласием. Сразу после свадьбы они уезжают в деревню, но первое время долго привыкают друг к другу. После ряда событий, таких как смерть брата, рождение сына, между ними устанавливается крепкая духовная связь, которой Левин очень дорожит. На протяжении всего романа Левин много размышляет о нравственно-религиозных вопросах и ищет смысл жизни. Его поиски так и остаются незавершенными, хотя он приходит к выводу, что каждую минуту жизни нужно наполнять добром.

На умонастроение главного героя романа оказывает большое влияние его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больной, мучительно умирающий. Брат, заставляющий Левина глубоко задуматься не только над «вечными вопросами» жизни и смерти, но и над тем, как найти выход из жестоких общественных противоречий, требовавших «развязки». Левин беседовал с братом о будущем России, о социальной революции, о Парижской коммуне, о коммунизме. Николай Левин был убежден в том, что революция необходима: это, говорил он, «разумно и имеет будущность, как христианство в первые века». Связанный с революционерами (многие называли их тогда нигилистами), Николай Левин осуждал брата за нежелание отказаться от своих привилегий. Так, он высмеял его намерения вести свое хозяйство на артельных началах с крестьянами. Николай прямо говорит ему по этому поводу: «…Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».

Константин Левин страшно обиделся на брата за эти слова. И как это ни тяжело ему, но он должен признать справедливыми, точно выражающими правду жизни слова брата: «…Мужики теперь такие же рабы, какими были прежде». Заботясь об «общем благе», Левин, остающийся помещиком, думает и о своих интересах. На слова его старой экономки Агафьи Михайловны о том, что он чересчур много заботится о мужиках, Левин отвечает: «Я по о них забочусь, а для себя делаю… Мне выгоднее, если мужики лучше работают». По дело тут, разумеется, не в одной выгоде, а и, с детства возникшей у Левина привязанности к деревне и к крестьянам. Как и Толстой, Левин презирает великосветское общество с его лицемерием, честолюбием, условностями, фальшивой моралью. В то же время Левин склонен отрицать всю городскую культуру, всю цивилизацию. Идеалом для него является деревенская жизнь в помещичьей усадьбе. Он хочет только, чтобы эта жизнь была основана на справедливом отношении барина к крестьянину. Левин пытается вести свое «дело» совместно с крестьянами, но наталкивается на их недоверие. Мечтам Левина о «бескровной революции», при которой не пострадали бы интересы ни крестьянина, ни помещика, не суждено было осуществиться.

Как это было и с другими толстовскими героями, искания Левина завершаются тем, что он приходит к религии, но, разумеется, к особенной - не церковной. Левин решает, что ему надо жить, как живет уважаемый народом старый крестьянин Фоканыч. О нем люди говорят, что он «для души живет, бога помнит». В беседе с ним Левину открылся истинный смысл жизни, могущий осветить всю его дальнейшую деятельность.
В критической литературе о Толстом не раз проводилась аналогия между этим финалом духовных исканий Левина и духовным кризисом, пережитым Толстым в конце 70-х - начале 80-х годов, о котором он рассказал в своей «Исповеди». Однако сам Толстой предостерегал против чрезмерного сближения финальных глав романа «Анна Каренина» и «Исповеди». Действительно, мы знаем немало резких и не всегда справедливых отзывов Толстого о современных ему критиках. Но из этого вовсе не следует, что он отвергал литературную и художественную критику, не признавал ее высокого значения. Знакомясь с критическими отзывами на свои произведения, Толстой нередко возмущался, негодовал. Еще только вступая на путь писательства, молодой Толстой стремился определить свои взаимоотношения с критикой. В первую законченную повесть «Детство» он намеревался включить главу «К тем господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет». В ней начинающий автор резко осудил поверхностные журнальные статьи с грубыми нападками на «хорошие сочинения» Гоголя и Тютчева, Гончарова и Григоровича. Задача настоящей критики, утверждал Толстой,- «дать понятие о ходе литературном, о значении и достоинствах новых книг». И потому - «критика есть вещь очень серьезная» . В этих словах Толстого - ключ к оценке его собственной литературно-критической деятельности и к пониманию полной драматизма истории сложных взаимоотношений писателя с журнальной критикой его эпохи. Вспомним о том, как была встречена «Война и мир» ее первыми читателями, писателями и критиками - современниками Толстого.

Пользовавшийся тогда расположением Толстого и преклонявшийся перед его талантом Н. Н. Страхов следующим образом обрисовал растерянность читающего общества и журнальной критики, вызванною появлением «Войны и мира»: «Люди, приступавшие к этой книге с предвзятыми взглядами,- с мыслью найти противоречие своей тенденции, или ее подтверждение,- часто недоумевали, не успевали решить, что им делать - негодовать или восторгаться, по все одинаково признавали необыкновенное мастерство загадочного произведения».

В романе «Анна Каренина» уже сильно звучат мотивы, которые предвещали крутой перелом во взглядах писателя, определивший направление и содержание его дальнейшего творчества. Достаточно вспомнить о беседах, которые Константин Левин ведет со своим братом Николаем. Никто яснее Николая не объяснил ему причины жесточайшего кризиса, охватившего пореформенную Россию, и никто более, чем он, не заставил Константина Левина задуматься о будущем страны и народа. Чем туже затягивался узел социальных противоречий, тем более мрачной становилась общественная атмосфера, тем невыносимее был гнет. Характеризуя эту пору русской жизни, Щедрин писал: «Что-то чудовищное представляется мне, как будто весь мир одеревенел. Деревянные времена, деревянные люди».

И в то же время в стране шла крутая ломка всего старого уклада жизни: капитализм расчищал себе дорогу, принося пароду новые мучения.



Похожие статьи
 
Категории