Общество является субъектом малого предпринимательства. Когда ООО – это субъект малого предпринимательства

17.10.2019

Российское правительство постоянно принимает меры для того, чтобы ослабить давление на малый бизнес и поддержать его развитие. Для этого используются различные льготы и послабления, которые помогают новичкам на старте. Разберем, и на какие именно послабления они могут рассчитывать.

Введение

Само понятие малое предпринимательство было введено достаточно давно. Оно успешно действовало в России на протяжении долгого времени, и правительство делало шаги навстречу малому бизнесу с целью уменьшения имеющейся напряженности и увеличения общего количества самозанятых людей.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на льготы

Итак, субъект малого предпринимательства - это ИП или ООО, основной задачей которых является получение прибыли. В эту категорию также попадают не только индивидуальные предприниматели и ООО, но и различные хозяйственные партнерства, сельскохозяйственные и производственные кооперативы, фермерские объединения и хозяйства. При этом все виды некоммерческих организаций не могут считаться СМП, поскольку их основная цель не получение прибыли, а ведение общественной или иного вида деятельности. Также в МСП не входят различные бюджетные и муниципальные предприятия по той же причине.

Кого относят к МСП

Рассмотрим основные критерии, по которым субъект малого предпринимательства признается таковым. В основном для этого компания должна соответствовать требованиям по количеству работающих сотрудников и общему доходу организации. Данные критерии регулируются Федеральным законом №209:

  1. Годовая выручка без учета НДС для микросубъектов составляет 800 миллионов рублей, для малых субъектов - до 800 миллионов рублей.
  2. Доля в уставном капитале компании коммерческой организации, не относящейся к мелкому и среднему бизнесу, не превышает 49%.
  3. Для микрокомпаний количество персонала не превышает 15 человек, для малых — 100 человек.

Таким образом, сводная таблица выглядит следующим образом:

Внимание: в таблице указаны суммы выручки за вычетом НДС. Напоминаем, что в 2018 году правительство приняло решение поднять НДС до 20% на товары и услуги.

Главный критерий малого предпринимательства - уровень дохода и количество сотрудников

Приведенные выше данные касаются как ООО, так и ИП. Основной упор делается на количество нанятых работников. Если работников нет или их меньше, чем положено по нормативам, то рассматривается годовая выручка. При этом все ИП, работающие по патенту, попадают под категорию микро. Также следует знать, что до 2016 года МСП снималось с предприятия, если по какому-то фактору происходило превышение, через 2 года. Теперь этот срок продлен до 3 лет. То есть если компания получила за 2018 год 850 миллионов выручки, то свой статус она утратит только в 2021 году. В случае если предприятие до 2016 года утратило статус малого, поскольку действовал лимит в 400 миллионов, то оно имеет право вернуть его себе, если общая выручка не превышает 800 миллионов рублей. Итак, теперь вы знаете, Далее, разберем, как узнать, относится ли компания-контрагент к субъектам МСП.

Реестр субъектов

Поскольку Российская Федерация движется по пути всеобщей компьютеризации, то в 2016 году был запущен единый госреестр, в который вносятся все субъекты малого и среднего бизнеса. Для того чтобы найти его, вам нужно зайти на сайт ФНС и сделать соответствующие запросы. Отметим, что данные обо всех субъектах вносятся в эту базу автоматически при регистрации или перерегистрации новой компании. Они подтягиваются из налоговых отчетностей, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, поэтому вы сможете получить все необходимые данные в одном месте. На сайте Федеральной налоговой службы вы сможете получить следующие сведения:

  1. Имя частного предпринимателя или полное название юрлица.
  2. Индивидуальный налоговый номер, юридический адрес или место жительства ИП.
  3. Категория бизнеса, к которой относится ООО или ИП (микро, малый, средний).
  4. ОКВЭД - коды СМП.
  5. Наличие у МСП лицензии в случае если вид деятельности попадает под лицензирование.

Также предприниматель или ООО может внести в базу следующую информацию:

  1. Контактные данные начиная от физического адреса и телефона, заканчивая почтой или мессенджером.
  2. Данные о контрактах, которые были проведены в ходе госзакупок.
  3. Данные о том, что субъект сотрудничал с госзаказчиком.
  4. Данные о товарах или услугах, которые производит компания.

Внимание: для внесения дополнительных данных в базу предприниматель или глава ООО должен авторизоваться на сайте ФНС при помощи электронной подписи и добавить ее в соответствующие пункты.

Малый бизнес - основа экономики

Для чего нужен статус

Рассмотрим, какие льготы получают и почему, вообще, следует стремиться получить этот статус. Дело в том, что государство сделало ставку на МСП, решив, что это значительно увеличит налоговые отчисления и снизит нагрузку на бюджет. Со стороны государства преследуются следующие цели:

  1. Самозанятое население выходит из тени и регистрируется, чтобы получать социальные блага. Цель государства - легализовать различных фрилансеров, хендмейдеров и других людей, которые работают дома.
  2. Создание новых рабочих мест за счет того, что предприниматели и организации будут нанимать сотрудников для работы. Это позволило бы уменьшить безработицу и снять растущую из-за кризиса напряженность.
  3. Снизить нагрузку на бюджет за счет отмены выплат безработным и временно неработающим лицам, а также дополнительную нагрузку по пенсионному и медицинскому страхованию.
  4. Запустить различные стартапы и инновационный бизнес, нацеленный на привлечение инвестиций и генерацию прибылей, с которых будет пополняться бюджет.

Темпы экономического роста в стране зависят от развития малого бизнеса. Поэтому государство его поддерживает путём снижения налоговой нагрузки и прочих льготных условий. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) способствуют образованию новых рабочих мест. К ним относятся юридические лица различных организационно-правовых форм, а также ИП и КФХ. Каким критериям должны они соответствовать в 2019 году, как государство ведёт их учёт и какие преимущества это им даёт? Разберём эти вопросы.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Отнесение к виду малого и среднего предпринимательства происходит в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ . Речь идёт, прежде всего, о коммерческих учреждениях (ООО, ЗАО, ОАО, кооперативах, партнёрствах), потому что ГУПы, МУПы и некоммерческие организации ни при каких условиях не могут входить в число малых.

Ежегодно законодательство в нашей стране смягчается в пользу поддержания представителей малых и средних бизнесменов и учреждений. Например, в 2015 году законом № 156-ФЗ от 29.06.15 была увеличена доля участия иностранного капитала с 25 до 49 %, что позволило большему числу ИП и организаций стать субъектами МСП. В 2017 году Федеральным законом № 207-ФЗ от 26.07.2017 были установлены льготные условия по численности рабочих в средних предприятиях, занятых в сфере лёгкой промышленности. Теперь для них могут установить большее значение этого показателя, превышающее максимальное количество (более 250).

Рассмотрим критерии субъектов МСП для юридических лиц (хозяйственных обществ и партнёрств, кооперативов производственных и потребительских) в отдельной сравнительной таблице для наглядности:

Для того чтобы определить, можно ли причислить хозяйственное общество или партнёрство к представителю небольшого бизнеса, нужно рассматривать соответствие критериям в следующей последовательности:

  1. Определить суммарную долю участия в уставном капитале иностранных организаций, представителей крупного бизнеса, государства или муниципальных предприятий. Если процент участия не превышает предельных значений, рассматривать другие критерии.
  2. Проверить соответствие предельных значений среднесписочной численности работников. В их число входят все наёмные работники, не только те, кто трудится на полной ставке, но и совместители, рабочие в филиалах и обособленных подразделениях.
  3. Посмотреть, не превышена ли сумма годового дохода предприятия в зависимости от вида.

Читайте также: Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году

Анализ данных показателей проводится ежегодно, но для того чтобы предприятие вышло из числа представителей малого бизнеса, несоответствие двум последним условиям должно длиться не менее 3 лет подряд. Это значит, что если в 2017 году у юридического лица был превышен допустимый доход, а по итогам 2018 года он уложится в рамки допустимых значений, то организация не утратит статус небольшого в 2019 году.

Для ИП и КФХ критерии соответствия субъектам МСП следующие:

Если ИП работает в одиночку, не привлекает наёмных сотрудников, то главный критерий соответствия небольшому предприятию для него – это годовой доход. В начале коммерческой деятельности, когда ИП или ООО только зарегистрировались, их относят к малому бизнесу по критерию численности сотрудников, а по итогам года проверяют доход.

Отдельно можно выделить тех лиц, которые перешли на упрощённую систему налогообложения. Среди них нет крупных компаний и бизнесменов, так как условия перехода на гораздо жестче критериев субъектов МСП. На упрощенке максимальный годовой доход лица не может превышать 150 млн. рублей, тогда как у представителей малого бизнеса этот показатель равен 800 млн; доля участия капитала других организаций при УСН должна быть меньше 25%, для МСП – до 49%.

Как и кто ведёт учёт субъектов, единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

С недавних пор для систематизации учёта всех субъектов МСП ведётся Единый реестр. Его ввели в действие во второй половине 2016 года. Все данные в этой базе постоянно актуализируются и расположены в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы России . Обновление сведений происходит в автоматическом режиме, так как этот реестр связан с другими Едиными реестрами налогоплательщиков (ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

Любой частный бизнесмен, директор ООО или КФХ, у которого есть подтверждённая электронная подпись, может зарегистрироваться в базе и получить нужную информацию о любом субъекте. Общедоступные данные делятся на обязательный сектор и дополнительную информацию. Обязательный сектор состоит из:

  • названия организации или имя предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • юридического адреса или места регистрации;
  • вида (микро-, малое или среднее предприятие);
  • деятельности (код ОКВЭД);
  • наличия патента или лицензии (если есть).

В кластер с дополнительной информацией сведения загружаются по желанию самого налогоплательщика субъекта МСП. Сюда можно внести:

  • описание производимых товаров или услуг с кодами ОКП, ОКПД, ОКУН;
  • количество заключенных контрактов по программам госзакупок;
  • данные для контактов.

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Критерии определения категории субъекта предпринимательства

Разъяснения для руководителей предприятий (организаций).

Критерии отнесения к субъектам предпринимательства.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, — без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Форма справки об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 09:17

Разберемся, что такое СОНКО с точки зрения 44-ФЗ, и как такие юрлица участвуют в госзакупках.

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства. Какие у них льготы?

Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.

<*> Nyurenberg E. LNFWPL and subjects of micro-entrepreneurship. Nothing has been changed?

Правовое изучение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) имеет большое значение для правоприменительной практики. В статье анализируются актуальные вопросы в данной сфере. Автором отмечается, что обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Ключевые слова: ПНООЛР, отходы, лимиты, потребление, природопользование, индивидуальные предприниматели.

Legal study of draft norms of formation of wastes and limits for placement thereof (LNFWLP) is very important for law-application practice. The article analyses topical issues in this sphere. The author notes that work with wastes is now the activity aimed at collection, use, deactivation, transportation and placement of wastes.

Key words: LNFWLP, wastes, limits, consumption, nature management, individual entrepreneurs.

30 июня 2009 г. начали действовать наиболее важные поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Особенно много оптимизма вызвали у субъектов малого и среднего предпринимательства изменения, внесенные в п. 3 ст. 18 Закона, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Учитывая практическую невозможность разрабатывать ПНООЛР самостоятельно, природопользователи вынуждены были нести существенные издержки, обращаясь к коммерческим организациям за соответствующими услугами. Принимая во внимание административную ответственность, предусмотренную главой 8 КоАП, применение штрафных санкций для некоторых субъектов малого предпринимательства фактически означало их банкротство.

Таким образом, законодатели, видимо, желали облегчить бремя для субъектов малого и среднего предпринимательства, избавив их от части расходов. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

Пноолр и субъекты малого и среднего предпринимательства. Ничего не изменилось? *

N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями);

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории предприятий:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории предприятий.

Для выручки установлены следующие предельные значения:

  • микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Таким образом, значительное количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей смогли вздохнуть с облегчением. Однако радость оказалась преждевременной.

Закон N 309-ФЗ внес также изменения в понятийный аппарат путем поправок к ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления".

Так, обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, любое предприятие или индивидуальный предприниматель, имеющий на своей территории мусорный контейнер, мусорный бак или мусорную корзину, которые в связи с незначительным объемом мусора опустошаются и вывозятся с некоторой периодичностью соответствующими специализированными организациями на основании заключенных договоров, по мнению контролирующих органов, занимается накоплением отходов в целях их дальнейшего транспортирования или иначе, обращением с отходами.

При этом остается неразрешенным вопрос: существуют ли в природе предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей деятельности не накапливают отходы, т.е. не имеют мусорных корзин, которые в течение дня наполняют, например, офисной бумагой? Где находится та граница, когда попадание в мусорную корзину очередной бумажки становится обращением с отходами в смысле, придаваемом контролирующими органами?

Далее контролирующие органы обращаются к ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами , т.е. в том числе их накоплением в целях дальнейшего транспортирования, обязаны разрабатывать ПНООЛР.

Таким образом, по мнению контролирующих органов, полностью освобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом не осуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением , использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов. Если такие предприятия и индивидуальные предприниматели еще остались, то им крупно повезло. Им действительно не надо разрабатывать ПНООЛР.

Конечно, законодатель не вкладывал такой смысл, принимая поправки к Закону "Об отходах производства и потребления". Однако природопользователям от этого не легче. На практике контролирующие органы уже пользуются и будут в дальнейшем пользоваться возможностью двойного толкования ст. 11 и 18 Закона и штрафовать субъектов малого и среднего предпринимательства за отсутствие ПНООЛР.

Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и готовы отстаивать свою позицию в суде, то обращаю ваше внимание на то, что не все суды согласны с позицией контролирующих органов.

Так, например, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2009 г. по делам N А42-3749/2009, N А42-2954/2009, Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А70-5643/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 придают понятию деятельности по обращению с отходами иной смысл.

Так, в своем Постановлении от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 Первый арбитражный апелляционный суд указывает, что до внесения последних изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, делает вывод суд, законодатель после внесения соответствующих изменений в Закон "Об отходах производства и потребления" разграничил деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, т.е. деятельность по обращению с отходами. Следовательно, деятельность по накоплению отходов, по мнению суда, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Так как из материалов дела не следовало, что общество занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона "Об отходах производства и потребления" (ни заявленные коды ОКВЭД, ни фактическая деятельность общества не связаны с деятельностью по обращению с отходами), то, следовательно, с 1 июля 2009 г. невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязанности по разработке ПНООЛР, считает суд, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если контролирующие органы еще не успели дойти до вашего предприятия, то можно посоветовать минимизировать риски и пересмотреть договор со специализированной организацией по вывозу отходов с тем, чтобы на основании вашего договора контролирующие органы могли сделать следующие выводы:

  1. мусорные баки и контейнеры не принадлежат вашему предприятию либо переданы в аренду специализированной организации по вывозу отходов;
  2. право собственности на отходы переходит к специализированной организации в момент поступления отходов в мусорные баки и контейнеры.

В таком случае контролирующим органам будет сложно обвинить ваше предприятие в том, что оно занимается накоплением либо размещением отходов, т.е. деятельностью по обращению с отходами.

В завершение следует добавить, что Кабинетом министров Республики Татарстан уже внесено предложение по внесению изменений в ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", дополнив ее положениями, исключающими обязанность разработки ПНООЛР субъектами малого предпринимательства. Такая поправка исключит саму возможность двойного толкования. В настоящее время данный вопрос прорабатывается, но от того, как быстро он будет решен, зависит количество пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уважаемый посетитель!

Эта страница сайта создана для решения основных и проблемных вопросов предпринимателем и для информационного взаимодействия граждан по вопросам малого и среднего предпринимательства. Вы можете задать вопрос Главе и получить быстрый ответ.

Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и др.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст.

Результаты поиска

14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В адрес Администрацией Петровского сельского поселения заявлений организаций и индивидуальных предпринимательств заявлений о предоставлении льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступало

На 01.04.2016 года муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования нет.

Информация размещается на основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

На территории Петровского сельского поселения зарегистрировано 9 субъекта малого предпринимательства (далее СМП), из них 1 индивидуальный предприниматель и 1 юридическое лицо.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе Иркутской области проводятся выборочно путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Информация размещена на сайте Иркутскстата.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований проводятся один раз в пять лет. С итогами сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. можно ознакомиться на сайте Иркутскстата.

Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства

Общую информацию о реализации разных видов программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства можно найти на сайте Министерства экономического развития Иркутской области.

С региональной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы» можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития Иркутской области

С муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Жигаловский район» на 2013-2015 годы.

можно ознакомиться на сайте Администрации муниципального образования «Жигаловский район».

Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их классификации по видам экономической деятельности и об обороте товаров (работ, услуг), производимых данными субъектами на 01.03.2016 года

Сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, об их финансово-экономическом состоянии на 01.03.2016года

Иные сведения финансово-экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса разработана программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2015-2017 годы»(далее - программа)

Задачи программы.

Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства в т.ч.:

— развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;

— преодоление административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых и средних предприятий, (далее МСП).

Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;

— совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петровского сельского поселения;

— содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;

— стимулирование межрайонной и межрегиональной активности малых и средних предприятий

Перечень основных мероприятий подпрограммы.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в виде:

— предоставления муниципальных гарантий

— привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к участию по размещению муниципальных заказов на поставку продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства:

Предоставление муниципального имущества во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества

Нормативное правовое, информационное и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

— разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы

Разработка программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2018-2020 годы»

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

— содействие в участии в районных семинарах по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности

Содействие в обучении индивидуальных предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности

Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки среднего и малого бизнеса

Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства:

— публикация информационных материалов в информационном листе «Петровский вестник», освещающих вопросы деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении

— консультационная поддержка деятельности координационных и совещательных органов.

Постановление от 08.05.2015 № 17-1 Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Петровского муниципального образования на 2015-2016 годы»

СПИСОК субъектов малого и среднего предпринимательства на территориимуниципального образования Петровского сельского поселения

Дата создания материала: 28-12-2016. История изменений

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в законе.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

  1. Признаки малого предприятия
  2. Как и кем определяется статус предприятия?
  3. Налоговые каникулы для малого бизнеса
  4. Другие льготы для субъектов малого предпринимательства
  5. Подведём итоги

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2018 году

К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.



Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:



1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.



Похожие статьи
 
Категории