Обзор способов узнать, как прошло собеседование.

26.09.2019

После того, как соискатель работы размещает свое резюме, его начинают приглашать на личную встречу. Но даже после нее вопрос о том, как понять, как прошло собеседование, остается открытым. Стоит сказать, что существует ряд признаков, которые указывают на то, что можно не думать о дальнейшем поиске работы. Знание этих характерных особенностей позволит сохранять дальнейшее спокойствие и отказаться от просмотра иных вакансий.

Успешное собеседование – это мечта соискателей, которые стремятся получить ту или иную должность. К ряду признаков, указывающих на получение вакансии, можно отнести:

  • работодатель говорит с вами о будущих перспективах и должностных обязанностях. Он оценивает ваши профессиональные и личностные качества и ассоциирует их с решением какой-либо задачи, связанной с работой;
  • руководитель проявляет интерес к тому, какой уровень заработной платы вас устроит, много ли вам делают предложений другие компании, и как вы видите себя в роли работника его компании;
  • разговор проходит дольше положенного времени. В большинстве случаев, если кандидат не нравится руководству при личном общении, то с ним стараются закончить беседу как можно быстрее. Если же соискатель заинтересовал рекрутера, то ему задают дополнительные вопросы, не обращая внимания, к примеру, на то, что в коридоре ждет своей очереди следующий претендент;
  • задаются вопросы о рекомендациях с предыдущего места работы. В данном случае не стоит терять над собой контроль и паниковать – отвечайте четко и уверенно. Постарайтесь сразу же зарекомендовать себя, как надежного сотрудника, который может получить рекомендательное письмо от бывшего начальства;
  • после беседы вам сообщают точную дату и время, когда вы получите положительный или отрицательный ответ. Бывают ситуации, когда соискателю предлагают пройти тестовое задание к какому-то определенному сроку;
  • происходит знакомство с коллективом. Данный факт говорит о том, что результат собеседования является положительным, и вы на 99 % будете работать в этой фирме.

Признаки неудачного собеседования

Собеседование прошло успешно или нет – это тот вопрос, которым задаются соискатели после личного общения с потенциальным начальником. Существует ряд признаков, которые указывают на то, что, скорее всего, вам откажут в работе. К таковым можно отнести:

  • общение проходит в ускоренном режиме. Работодатель всячески пытается попрощаться с вами как можно быстрее;
  • формальный характер общения. Вам не рассказывают о планах и задачах, которые, возможно, будут возложены на вас, как кандидата;
  • работодателя не интересует ваше последнее место работы, увлечения и личные характеристики;
  • вам не рассказывают про положительные стороны работы в компании. Беседа сводится к плану «вопрос-ответ»;
  • не дается возможность пройти тестовое задание;
  • к своей неожиданности, вы узнаете, что для данной вакансии у вас не хватает опыта и квалификации;
  • нет вопросов о предыдущем месте работы и ваших увлечениях, несмотря на то, что в первой части разговора у рекрутера эти моменты вызывали неподдельный интерес;
  • работодателя не волнует то, когда вы сможете дать ответ по поводу работы, есть ли у вас какие-либо другие предложения от подобных компаний;
  • заметно, что начальнику не интересна беседа. Он отводит глаза, смотрит в компьютер или же попросту перекладывает бумаги;
  • во время диалога руководитель часто отвечает на звонки по телефону;
  • работодатель то и дело заглядывает в ваше резюме. Опытные руководители всегда готовятся к беседам с соискателями заблаговременно;
  • вам не говорят о том, когда вы можете позвонить и узнать, как собеседование прошло.

Стоит ли самостоятельно узнавать, как прошло собеседование

Стоит ли звонить работодателю поле собеседования – этот вопрос волнует соискателей, которые ждут ответа по желанной вакансии. Ответ однозначен: стоит, но только в том случае, если вы действительно заинтересованы в этой работе. Случается такое, что даже если кандидат не подходит по каким-то параметрам работодателю, его все равно берут на испытательный срок, благодаря его активности и настойчивости.

Напомнить о себе можно двумя способами:

  • позвонить по телефону;
  • отправить электронное письмо после собеседования работодателю.

Стоит ли перезванивать работодателю после собеседования, зависит от желания кандидата. В целом, разговор должен звучать примерно так: «Здравствуйте! Можете ли вы мне уделить пару минут? Меня зовут Иванов И.И. 27 декабря я проходил у вас собеседование и хотел бы узнать результат. Могу ли я надеяться на предложенную вами вакансию или же мне стоит продолжать поиск работы?» Таким образом, вы дадите понять, что заинтересованы в организации и хотите в ней трудиться.

Обратите внимание! Не отвлекайте собеседника от его дел. Если вам ответили, что по вам решение еще не принято, попросите назвать день, когда вы можете еще раз позвонить.

Как написать письмо работодателю после собеседования – пример можете посмотреть в интернете. Стоит сказать, что данный вариант уступает телефонному звонку. Нет никакой гарантии, что адресат получит ваше письмо и даст ответ. Очень часто электронные письма уходят в спам, и работодатель попросту их не видит.

Письмо работодателю после собеседования – его пример схож с тем, что вы сказали бы, если бы звонили по телефону. Единственное различие - это то, что в конце письма необходимо указать свой номер телефона, по которому человек сможет с вами связаться.

Важно! Отправляя письмо, при помощи специальной кнопки проставьте важность. Таким образом, у вас будет гарантия того, что адресат его не пропустит.

Если вам не звонят после собеседования, пробуйте звонить сами. Тогда велика вероятность того, что вам дадут ответ, и вы сможете спланировать свои дальнейшие действия.

Как попытаться исправить ситуацию в случае неудачного собеседования

Если вам не перезванивают после собеседования, то не стоит отчаиваться. Возможно, работодатель еще раздумывает по поводу вашей персоны. В любом случае, можно попытаться исправить ситуацию с пользой для себя:

  1. Почему не перезванивают после собеседования – это волнует людей, которые пребывают в поисках работы. Отправьте благодарственное письмо после собеседования работодателю, образец которого вы всегда сможете найти на нашем сайте. Выразите свою признательность за уделенное время и извинитесь за промахи, которые, возможно, были допущены во время беседы.
  2. На собеседовании сказали, что перезвонят, и не перезванивают. Сделайте сами телефонный звонок. Тут нужно понимать, что речь должна быть продумана заранее. Подготовьтесь к тому, что вы будете говорить. Не исключено, что работодатель сможет уделить вам всего несколько минут, за которые вам предстоит узнать результат и попытаться его исправить.

Заключение

Теперь вы знаете, как узнать результаты собеседования. В случае, если работодатель не дал вам четких сроков, за которые он сможет дать ответ, не бойтесь проявлять активность.

При отказе не стоит расстраиваться. Поговорите с человеком на другом конце провода и уточните, почему все-таки вас не взяли на работу. Эта информация пригодится вам в будущем, и вы сможете сделать работу над ошибками.

Собеседование – это процесс подбора кандидата на имеющиеся в компании вакансии. В зависимости от текучести персонала, менеджер по персоналу может проводить десятки встреч в день. И главное в этом потоке – не потеряться и не перемешать в голове информацию. Ведь за оценкой следует представление потенциального работника непосредственному начальнику и руководителю организации. Потому одним из инструментов менеджера по персоналу является документальное оформление результатов собеседования при приеме на работу.

Строгих бланков и документов, которые обязаны вести менеджеры по персоналу на встрече, нет. Этот вопрос конкретизируется и решается в каждой организации индивидуально. Собеседование может проходить с использованием различных приемов. Потому для начала необходимо определить его форму (беседа, тестирование, анализ анкетных данных и их уточнение и т.п.). После того, как определены техники, надо переходить к следующему этапу:

  • изучение резюме;
  • отметка в резюме всех непонятных моментов для последующего уточнения;
  • подготовка тестирования – специализированного или психологического;
  • созвон с соискателем для уточнения места и времени встречи.

Оформление результатов

После того, как собеседование проведено, оформляем его результаты. Главный его результат – на вакансию кандидатов и выбор 2-3 наиболее успешных для представления высшему руководству.

Оформление результатов встречи говорит о том, что к организации процесса в компании подходят профессионально.

Оформить результаты собеседования можно несколькими способами:

  1. Составить в виде сводной таблицы , по которым оценивается претендент на должность (интеллект, опыт, желаемые навыки, быстрота реакции и т.п.). Каждый из них можно оценить по 10-ти балльной шкале. Это своего рода отражение первого впечатления менеджера по персоналу о кандидате.
  2. Заполнение бланка оценки потенциального работника. Эта наиболее популярный вид оформления результатов собеседования. Он заполняется сразу после собеседования и хранится в личном деле кандидата. В этот бланк вносится абсолютно вся имеющаяся информация по соискателю. Например:
  • ФИО, возраст, семейное положение, дети;
  • основное и дополнительное образование;
  • вакантная должность;
  • информация об опоздании кандидата на собеседование;
  • опыт работы (наименование компании, занимаемая должность, обретенные навыки);
  • психологическая характеристика (совместимость с будущими должностными обязанностями, совместимость с коллективом и непосредственным руководителем);
  • описание внешнего вида;
  • физическое состояние (полнота, видимые болезни);
  • поведение, уверенность, гибкость ума;
  • мотивация;
  • личностные качества кандидата;
  • отношения с прошлым работодателем.

Поскольку в крупных организациях собеседование, как правило, многоуровневое, то соискатель проходит поочередно 2-3 собеседования. Результаты может каждый раз заполнять тот, кто его проводит – то есть каждый вносит свое мнение о кандидате. Соответственно, по окончании процесса можно сделать объективный вывод по тому или иному претенденту.

Таким образом, фиксирование результатов встречи – очень важный этап. Это позволяет структурировать информацию, содержать ее в порядке и всегда иметь к ней доступ. При этом нет необходимости держать эту информацию в памяти. А свободная голова позволяет менеджеру по персоналу работать более эффективно и результативно.

В западной практике их называют фоллоуапами (от follow-up - последовательный план): это письма с итогами встречи, которые напоминают о взятых обязательствах и принятых решениях. Партнеры по бизнесу, коллеги внутри одной компании, инвесторы, менеджеры по продажам - все делают это: составляют итоговое письмо, которое рассылается каждому участнику. Оно может помочь и при поиске работы.

Такое письмо вряд ли пригодится на массовых позициях, где работодатели отсматривают много кандидатов и любое сообщение просто теряется в потоке почты. Но в международных компаниях и в любой ситуации, где нужно продемонстрировать знание делового этикета, мотивационное или фоллоуап-письмо точно не будет лишним.

Обычно оно состоит из трех частей:

  • стандартной благодарности за возможность пообщаться, узнать больше о компании и увидеть ее работу;
  • мотивационной части - пары предложений о том, что соискатель заинтересован в этой позиции;
  • вопроса или дополнительной информации, ради которой было написано письмо.

Чем проще и короче первые две части, тем лучше, иначе письмо будет похоже на попытку разжалобить работодателя или на грубую лесть.

Чтобы этого избежать, переходите сразу к делу. Есть три веские причины отправить письмо после собеседования.

1. Забыли что-то важное из опыта

У французов есть присказка про «лестничный ум»: хороший ответ приходит в голову, когда разговор уже закончен, ты вышел из помещения и идешь по лестнице. Эта ситуация многим знакома: на волнительном собеседовании легко запутаться в собственных мыслях и что-то забыть.

Расскажите о забытом в нескольких простых предложениях: «Во время интервью я не упомянул опыт, который кажется мне важным: в 2015 году я занимался проектом в этой же сфере, но на стороне агентства. Детали есть у меня в . Прикладываю к письму презентацию проекта: в ней рассказано, как мы обошли проблемы, которые обсуждали на собеседовании. Если у вас будут дополнительные вопросы, всегда рад на них ответить».

2. Забыли задать важный вопрос

Подготовка к интервью включает в себя подробный список вопросов, которые нужно задать работодателю. Работу выбирают не на один день, поэтому заранее подготовьте важные для себя вопросы о компании и должности. Если один из вопросов вылетел из головы, задайте его в письме.

Когда значительная часть вознаграждения в компании состоит из премий и других бонусов, уточнить условия премирования просто необходимо, чтобы сделать выбор в пользу того или иного работодателя. Уточните, как обстоят дела с больничными и отпусками, какая длительность испытательного срока на этой позиции.

Письменный ответ помогает закрепить договоренности. Если на собеседовании назвали расплывчатые сроки выхода на работу, в письме можно их уточнить. В дальнейшем это поможет, если вдруг при трудоустройстве обещания не совпадут с реальностью.

3. Родились идеи, которые могут быть полезны компании

Собеседования бывают разными: одни похожи на сделку купли-продажи, вторые - на экзамен, третьи - на разговор коллег о профессии. В последнем случае мнение соискателя компания ценит как мнение профессионала и с удовольствием выслушает его идеи насчет работы или проекта.

Предложите в конце собеседования направить по почте книги и курсы, которые вы упоминали, или показать в цифрах результаты проекта, о котором шла речь. Никто не любит непрошеных советов, поэтому прежде, чем засыпать работодателя идеями, поинтересуйтесь, действительно ли они интересны.

В мотивационном письме можно переосмыслить тестовое задание, если его отправили до собеседования, а во время интервью узнали новые факты и условия. Еще одно преимущество фоллоуапа - в нем можно уточнить, когда именно ждать ответа. И написать еще раз, если в положенный срок не узнал результата.

Мнение работодателя

Нина Леонидис, HR-специалист: «Фоллоуап-письма пришли к нам с Запада, где принято трепетно относиться друг к другу даже на уровне общения работодатель - соискатель. В российских реалиях, к сожалению, все еще можно столкнуться с неодобрительным и пренебрежительным отношением при трудоустройстве. В связи с этим, думаю, прививать другую культуру общения необходимо, и написание писем после встреч - это очень хорошая практика.

Другой вопрос в том, какова цель этой практики применительно к собеседованиям. Если цель - не забыть о сложных договоренностях, дополнительных тестовых заданиях для кандидата или особых условиях работы, то это действительно хорошо зафиксировать. Когда соискатель слышит фразу «мы вам перезвоним», похоже, он имеет дело с компанией, которая пытается снять с себя ответственность за исход встречи. Практика фоллоуапа заставляет работодателя взять на себя ответственность.

Но это будет лишним на низкогрейдовых, стажерских вакансиях. На такие позиции у рекрутеров может быть огромное количество кандидатов, и еще одна переписка только отнимает время. На «взрослых», серьезных вакансиях фоллоуапы, напротив, будут как нельзя кстати и могут поспособствовать трудоустройству».

Итак, вас пригласили на собеседование. А вы очень хотите работать на этой должности и очень боитесь не пройти отбор? Тогда нужно собрать всю волю в кулак и подготовиться к беседе: продумать стиль одежды и отрепетировать речь с учетом вероятных вопросов.

11 основных задаваемых вопросов на собеседовании и умные ответы на них можно найти здесь. Как отвечать на сложные и нестандартные вопросы, чтобы понравиться работодателю? Какие вопросы будет задавать рекрутер, зависит от того, на какую должность принимается работник, однако, как правило, имеется стандартный набор вопросов, которые задаются всем соискателям, о них и пойдет речь ниже.

Прежде чем проводить собеседование, работодатель обычно предлагает соискателю заполнить специальную анкету, образец которого можно посмотреть .

В последнее время очень популярны ситуационные вопросы, когда работодатель описывает ситуацию и предлагает соискателю выбрать правильную манеру поведения в этой ситуации.

11 главных задаваемых на собеседовании вопросов с ответами

1. Что отвечать на вопрос — Расскажите о себе на собеседовании.

Отвечая на этот вопрос и другие вопросы интервьюера, держитесь спокойно и говорите уверенным тоном. Расскажите то, что будет важно услышать работодателю: место учебы и специальность, опыт работы, знания и умения, заинтересованность именно в этой работе и личностные качества – стрессоустойчивость, обучаемость, трудолюбие. Подробнее этот момент рассмотрен в , где приведен примерный рассказ соискателя о себе, а также даны рекомендации о том, как лучше отвечать.

2. Что отвечать на собеседовании на вопрос — Почему вы уволились?

Отвечая на вопрос, почему ушли с предыдущего места работы, не говорите о конфликтах на прежней работе и не отзывайтесь плохо о своем начальнике или коллегах. Вас могут заподозрить в конфликтности и неумении работать в команде. Лучше вспомнить позитивные моменты из прошлого опыта, а причиной ухода назвать желание полной реализации своих способностей, стремление к повышению профессионального уровня и оплаты труда.

3. Что отвечать на вопрос — Почему вы хотите работать у нас?

Начните с положительных моментов в работе компании – стабильность и профессиональный, слаженный коллектив, интерес к сфере деятельности, а потом добавьте, что привлекает должность и график работы, близость к дому, достойная оплата труда.

4. Почему Вы считаете, что подходите на эту должность?

Что отвечать на вопрос — почему мы должны взять именно вас? Здесь вы должны предельно четко и аргументировано доказать, что вы наилучший специалист в этой области. Расскажите о работе компании и той отрасли, в которой собираетесь работать, не стесняйтесь хвалить себя, расскажите о своих достижениях.

5. Что отвечать на собеседовании на вопрос о недостатках?

Вопрос о недостатках — достаточно каверзный. Выкладывать свои минусы как на духу не стоит. Назовите такие «недостатки», которые выглядят больше как достоинства. Например: придирчив к своей работе, не умею отстраняться от работы. А лучше всего сказать нейтрально: у меня, как и у всех, есть недостатки, но они никак не влияют на мои профессиональные качества.

6 секретов успешного собеседования

6. Какими достоинствами вы обладаете?

  • коммуникабельность;
  • обучаемость;
  • пунктуальность;
  • исполнительность.

Это стандартные примеры достоинств, которые включаются в практически каждое , для работодателя они не несут особой значимости, и не выделяют соискателя среди прочих других никаким образом.

Говорить на собеседовании лучше о профессиональных достоинствах, которые будут полезны и интересны работодателю:

  • имею опыт переговоров на различных уровнях;
  • с легкостью заключают важные договора и контракты;
  • могу рационально организовать свой рабочий день и др.

Такие ответы обратят на себя внимание и выделятся среди прочих других ответов.

7. На какую оплату труда вы рассчитываете?

Услуги хорошего специалиста не могут стоить дешево. Есть вариант – назвать сумму выше средней зарплаты или ориентируйтесь на з/п, которую вы получали на прежней работе и завысьте ее на 10 -15%. Придерживайтесь золотой середины, иначе могут подумать, что либо вы плохой специалист, либо слишком амбициозный.

8. Кем вы себя видите через 5-10 лет?

Упорные и целеустремленные люди ставят перед собой долгосрочные цели, планируют свой личностный и карьерный рост. Если вы еще не задумывались над этим вопросом, то займитесь этим перед собеседованием. Сделайте упор на ваше желание работать в этой же компании, но за это время подняться по карьерной лестнице.

Не утаивайте место прежней работы, будьте готовы дать номера телефонов бывших коллег и руководителей. Если, отвечая на этот вопрос, вы замешкаетесь или вовсе уклонитесь от ответа, то работодатель может посчитать, что вы хотите избежать отрицательных отзывов.

10. Готовы ли вы к профессиональной нагрузке?

Работодатель так может намекать на переработки. В этом случае поинтересуйтесь, как часто они возможны: сколько раз в месяц или по сколько часов. Если вы готовы к таким условиям, то подтвердите свою готовность к нагрузкам.

11. Есть ли у вас дополнительные вопросы?

Самое время узнать подробности будущей работы: начиная от графика и соц. пакета, до требований к сотрудникам фирмы. Человек, не задающий вопросы после собеседования, показывает свою незаинтересованность. Так что вопросы обязательно должны быть, а лучше всего их продумать заранее.

Примеры отличных, хороших и плохих ответов на вопросы на собеседовании:

Видео — неудобные вопросы на собеседовании

Как понять еще на собеседовании, что Ваша кандидатура не заинтересовала работодателя? Ждать звонка от рекрутера или назначать следующее собеседование?
Мне часто задают подобные вопросы. В этой статье я собрал общие советы, которые помогут соискателя определить свои шансы на прохождение собеседования.

Время

Считается, что 15-ти минутное собеседование говорит о незаинтересованности работодателя. Однако опытный HR-менеджер скажет, что иногда достаточно 7–8 минут для принятия положительного решения, а порой и 50 минут не гарантируют, что Вас примут на работу.
Время проведения собеседования, по большей части, зависит от должности, на которую Вы претендуете. Представьте себя на месте специалиста по подбору персонала и постарайтесь понять, какая информация необходима работодателю, чтобы качественно осуществить выбор сотрудника.

Не спешите выкладывать на стол все карты

На собеседовании соискатели стараются себя показать с хорошей стороны – описывают свой профессиональный опыт, рассказывают о своих качествах. Эйчар вежливо слушает, а по истечению собеседования доброжелательным тоном говорит, что перезвонит позже.
Например, соискатель рассказал менеджеру по персоналу, что его самые сильные качества - это исполнительность, ответственность, усидчивость. А работодателю нужен творческий человек, который любит и умеет принимать самостоятельные решения, стремится к профессиональному росту, готов к большому объему работы.
Перед собеседованием внимательно ознакомьтесь с требованиями работодателя. В ходе встречи не торопитесь рассказывать работодателю о всех своих качествах и навыках. Лучше постарайтесь выяснить, какие качества нужны работодателю, и, используя эту информацию, расскажите о себе в соответствующем контексте.

Поведение HR-менеджера

О многом может рассказать язык тела. Если интервьюер сидит прямо, слегка наклонившись к Вам, следит за Вами взглядом, внимательно слушает и периодически кивает, скорее всего, Ваша кандидатура его заинтересовала. Если же он полностью откинулся на спинку стула, скрестил на груди руки, поглядывает по сторонам или на часы, скорее всего он потерял к Вам интерес.
Невнимательность специалиста по подбору персонала может сигнализировать об отсутствии интереса. В этом случае Вы почувствуете, что собеседование носит формальный характер, и интервьюер хочет как можно быстрее закончить встречу.
Если в ходе собеседования интервьюер отказывается отвечать на Ваши вопросы и говорит, что Вы все узнаете позже, то это скорее демонстрирует его непрофессионализм. По истечению собеседования у обеих сторон не должно оставаться никаких вопросов.
Однако и в этом случае есть доля вероятности, что работодатель может передумать и назначить новое собеседование, если ни один кандидат не был утвержден на должность.

Наступательная стратегия

Чтобы узнать, подходит Ваша кандидатура на вакансию или нет, нужно задать представителю работодателя несколько вопросов. Например: «Могу ли я считать, что прошел первый этап собеседования?», «Могу ли я претендовать на должность?», «Когда я смогу получить от Вас ответ?» и т.д. Однако неэтично задавать вопросы типа: «Я Вам понравился?», «Ну как я Вам?» или «Ну что, я прошел?». Намного эффективнее уточнить у менеджера по персоналу самые важные профессиональные и личностные качества. Таким образом, Вы сможете оценить, насколько Ваша кандидатура соответствует представлениям работодателя об идеальном соискателе.
Скорее всего, интервьюер не даст Вам точного ответа на любой из вышеперечисленных вопросов. В этом случае попросите разрешение позвонить ему лично на следующий день, уточните номер телефона, по которому удобно держать связь. Обязательно позвоните ему на следующий день. Не бойтесь показаться навязчивым!

У каждого специалиста по подбору персонала свои методы проведения собеседования. Некоторые кадровики демонстрируют традиционную вежливость, другие применяют методы стрессового интервью или тестовую методику. Вы же всегда будьте честными, открытыми и позитивными. Улыбайтесь людям, и тогда Вас обязательно ждет успех!



Похожие статьи
 
Категории