Олицетворение. Олицетворение в литературе и разговорной речи

08.05.2019

Нисколько не задумываясь, мы произносим словосочетания «солнце встало», «ручьи бегут», «метель завывает», «солнце улыбается», «дождь плачет», «мороз рисует узоры», «листья шепчутся».

На самом деле эти привычные фразы являются составляющими элементами старинных олицетворений. Сейчас они стали настолько обыденными, что их исходный смысл уже не воспринимается.

Слово «олицетворение» имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona - лицо, facio - делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon - лицо, poiéō- делаю). Этим стилистическим термином принято обозначать восприятие неодушевленных предметов как одушевленных и придание им свойств живых существ, наделение животных, растений, явлений природы человеческими переживаниями.

В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. В легендах и мифах Древней Греции взаимоотношения Урана и Геи, например, олицетворялись как бракосочетание Неба и Земли, в результате которого появились горы, деревья, птицы и звери.

У славян бог Перун олицетворял гром и молнию, Стрибог - ветер, Дана - воду, Дидилия - Луну, Коляда - бога Солнца в возрасте младенца, а Купала - бога Солнца в его летней ипостаси.

Понятие персонификации более тесно связано с миросозерцанием и имеет научный подтекст. Этот термин употребляют в философии, социологии и психологии. В персонификации сознания заложен механизм проекции, родственный принципу олицетворения.

Социология рассматривает психологию персонификации сознания как стремление человека в ситуации тщетных ожиданий и неудач возложить вину за события на кого-либо.

Олицетворение используют в качестве художественного приема в литературе, особенно часто поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях. Его относят к одному из видов тропов - выражений, которые используют в литературе для усиления образности и выразительности.


Примеров олицетворений в литературе не счесть, а в стихах они являются неотъемлемой составляющей. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков. Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

Деревья, травы и животные щедро наделены чувствами, они сопереживают вместе с автором «Слова». В баснях И.А. Крылова олицетворение несет уже совсем другую смысловую нагрузку и используется как иносказание. В поэме А.С.Пушкина наряду с традиционными олицетворениями («злые волны», «красуйся, град Петров») оно приобретает социальный и политический подтекст.

Энциклопедический словарь трактует олицетворение как прозопопею, т.е. , который переносит свойства одушевленных предметов на неодушевленные.
Их применяют в тех случаях, когда хотят провести психологическую параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

По этому признаку можно отличить метафоры–олицетворения от остальных. Такими метафорами наполнена повесть «Степь» А.П.Чехова. В ней пожухлая трава поет заунывную песню, тополь страдает от одиночества, а степь осознает напрасную гибель своих богатств и вдохновения, что перекликается с размышлениями писателя о своей родине и о жизни.

Значения древних олицетворений поучительны и до сих пор вызывают интерес. К ним относятся и знаки Зодиака. Само слово «зодиак» означает в переводе с греческого «животные в круге». 12 знаков Зодиака являются олицетворением основных особенностей и характера человека.

Рыб отличает сложность и чувствительность, интеллектуалов Водолеев - критическая оценка всех и всего и стремление к спорам, Козерогов - мудрость и решительность, Львов - аристократизм, свободолюбие и т.д.

Вообще олицетворения животных носили планетарный и философско-образный характер. Особое отношение было к китам. Желудок кита считали местом смерти и перерождения, а моряки считали кита олицетворением коварства.


Разгадка такого отношения кроется в древних преданиях, в которых моряки путали китов с островами и бросали якоря, которые при погружении китов топили корабли.

Остается добавить, что олицетворения точно определяют качества человека, а применение их в повседневной речи делает ее богаче и интересней.

С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких поступков уходят в те верования, которые существовали на тот момент. Например, по старославянским традициям душа была у деревьев, строений, предметов домашнего обихода, оружия и т.д. Поэтому вполне закономерно было обращение к ним, как к живым, и существование подобных словосочетаний: земля-матушка, господин Великий Новгород, молвит волк человечьим голосом и т.д. Такие речевые обороты дошли до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в повседневных разговорах.

Это и есть олицетворение. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, который позволяет наделить неодушевленные предметы теми свойствами, что характерны для живых существ. Второе название приема – персонификация (в переводе с греческого языка буквально означает «делать лицо»). Вот несколько примеров того, как разным предметам и явлениям «делают лицо»: звезда с звездою говорит; где-то плачет иволга; солнце встало; дремлет суровый северный город. При помощи олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии.

Многие олицетворения так прочно вошли в нашу речь, что мы ежедневно их используем, не осознавая того, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не умеет ходить, тем более в другой орган. Или Цветы радуются солнечным лучам – растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.

Больше всего олицетворений можно встретить в стихотворениях, баснях и сказках, где разным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода дозором обходит владенья свои, выткался на озере алый свет зари. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, применяемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

Творческий альянс олицетворения и метафоры

Языковеды считают олицетворение особым видом метафоры. Тем не менее между ними наличествуют явные отличия, которые заключаются в следующих моментах:

  • олицетворение переносит качества живого на неживые предметы, а метафора базируется на схожести каких-то свойств двух аналогичных предметов;
  • олицетворение однозначно по своей структуре, оно точно описывает определенное качество, а метафора имеет более сложную и многозначную структуру, поэтому может пониматься по-разному;
  • олицетворение может входить в состав метафоры.

В любом тексте и речи присутствие такого лексического приема, как олицетворение, поможет создать запоминающийся образ и продемонстрировать читателю либо слушателю всю богатую палитру русского языка.

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и . Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами.

Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение: определение и функции

Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной. Однако мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём.

Можно ещё привести примеры олицетворений. Например, мы часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например - «золотая осень». Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.

Олицетворение - это один из видов метафоры, но все-таки - это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, "идет дождь" (хотя у дождя явно нет ног) или" тучи хмурятся" (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ"
(Ф.Тютчев)
"Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь"
(А.Фет)

"Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром".
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии "Тропы".

С теплом, ваша Алкора

Рецензии

Алла, вот эти два момента статьи:

1."ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией".
2...В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого...-

Заставили меня неправильно понять суть олицетворения. Здесь говорится о наделение неодушевлённых предметов свойствами живого, т.е. получается и животных и растений, а не только человека.
Думаю я не один такой. Необходимо устранить двойственность понимания.
С благодарностью за статью, Владимир.

Во 2 части статьи по Олицетворениям я уже ответила на этот вопрос (процитирую себя):

"Можно ли считать олицетворением "замурлычет"? Или "бродит по крышам"? Мы ведь уподобляем темноту не человеку, а животному? Может, правильнее считать это общим видом - метафорой? - Встречала я разные мнения по этому вопросу. Кто прав? Не знаю. Я бы не делала из этого проблему - как троп ни назови, главное, каждый из них чувствовать и адекватно использовать, уметь с их помощью быть точным и убедительным в передаче своих мыслей и чувств".

Итак, еще раз: Мнений (противоречивых) у филологов много, я - не филолог, я практик. Если бы я участвовала в конкурсе - я бы выбирала на тур те свои стихи, где есть ТИПИЧНЫЕ олицетворения (или бы написала новые стихи - к конкурсу) и заданные тропы выделяла бы - как инструменты для моей победы в конкурсе. Так же и судьи - им надо в первую очередь рассматривать работу на примере типичных (не подлежащих сомнению или разночтению) заданных тропов, а все прочее- добавка к гарниру.... Это - учебный конкурс, где надо показать и поэзию, и владение теорией, а не просто предлагать на конкурс, что у автора есть в хозяйстве и что когда-то где-то имело успех.

Если же мы вообще оцениваем поэзию - то не важно, как этот троп называется, важно, чтобы он работал на тему, создавал образ - понятный и точный.



Похожие статьи
 
Категории