«Он умер, чтобы спасти нас». Матрена Распутина Распутин

22.09.2019

Последняя русская императрица называла свою фрейлину «моей большой бейби» и «милой мученицей». Анна Вырубова была для Александры Федоровны главной подругой жизни.

Придворная простота

Анна Вырубова (в дев. Танеева) была прапраправнучкой Михаила Илларионовича Кутузова. Её отец на протяжении 20 лет занимал ответственный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией. Этот же пост занимали его отец и дед при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III.
При этом в общественном сознании об Анне Вырубовой закрепилось мнение, что она была простолюдинкой. Это по меньшей мере неверно. Даже перестав быть фрейлиной по причине замужества, Анна Вырубова оставалась, по сути, главной подругой императрицы. Александра Федоровна называла её «большая бейби». «Маленьким бейби» был императрицы был сын - царевич Алексей.

Трижды воскресшая

Александра Федоровна, приехав в Россию, приняла православие и отнеслась к этому со всей ответственностью. Однако окружавшие её люди были в служении не столь ревностны и скорее больше любили поговорить о Боге, чем вести богоугодную жизнь. Все, кроме Анны Вырубовой - фрейлины императрицы, а потом её верной подруги.

Императрица называла Анну «моей милой мученицей». И это не было преувеличением. Вся жизнь Анны Вырубовой - череда испытаний, которые она принимала с поистине христианским смирением.

В 18 лет она переболела тифом. От смерти её спасло, как она сама считала, духовное заступничество Иоанна Кронштадского.

Через 11 лет Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и её, лежавшую без сознания, с множественными переломами «оживил» Григорий Распутин. Наконец, в 1918 году, когда её вел на расстрел красноармеец, Анна увидела в толпе женщину, вместе с которой часто молилась в монастыре на Карповке, где покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского. «Не давайтесь в руки врагам, - сказала она. - Идите, я молюсь. Батюшка Иоанн спасёт Вас». У Анны Вырубовой получилось затеряться в толпе. А потом ещё один встреченный знакомый, которому Вырубова когда-то помогла, передал её 500 рублей.

«Бо не ведают, что творят»

Не было, пожалуй, в русской истории женщины, на оклеветание имени которого было бы брошено столько сил. Слухи о порочной жизни Анны Вырубовой курсировали в народе ещё до революции. Про нее говорили, что это именно она ввела в окружение царя Распутина, что она с самим Распутиным участвует в разных бесчинствах, что она якобы соблазнила саму императрицу.

Вырубова в своей книге рассказала, как появлялись подобные слухи в предреволюционной России.

Она писала со слов своей сестры: «Утром ко мне влетела г-жа Дер­фельден со словами: «Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят».

И все этому действительно верили. Все, кто не знал Вырубову лично. Знакомство с ней меняло людей. Следователь Руднев вспоминал, как он шел допрашивать Вырубову и был к ней настроен негативно - наслушавшись всего, что о ней рассказывали. Он пишет: «Когда же вошла г-жа Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости, это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось».

Вырубову сажали в тюрьму пять раз. И при Керенском, и при большевиках. Её пытали. Однажды в тюрьме рябой солдат, один из самых злостных гонителей Анны, вдруг резко переменился. В гостях у брата он увидел на стене фото Анны. Тот сказал: «Целый год в госпитале она была мне как мать». С тех пор солдат изо всех сил помогал лучшей Вырубовой.

Уже упомянутый следователь Руднев вспоминал, что он узнал не от самой Вырубовой, а от ее матери, что в тюрьме Анна подвергается издевательствам. На допросе Анна это лишь кротко подтвердила и сказала: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят».

Благотворительница

В 1915 году в качестве компенсации от железной дороги за увечья, полученные во время аварии, Анна получила огромные по тем временам деньги - 80 тысяч рублей. Полгода Анна была прикована к кровати. Всё это время императрица посещала фрейлину ежедневно. Потом Анна Александровна передвигалась на инвалидном кресле, а в дальнейшем на костылях или с палочкой. Все деньги бывшая фрейлина потратила на создание госпиталя для инвалидов войны, где бы их обучали ремеслу, чтобы они могли себя в дальнейшем прокормить. Ещё 20 тыс. рублей добавил Николай II. Одновременно в госпитале находилось до 100 человек. Анна Вырубова вместе с императрицей и дочерями служили там и в других госпиталях сестрами милосердия.

Старец и Анна

Вопреки расхожему заблуждению, не Анна Вырубова ввела в дом императрицы Распутина, а Александра Федоровна познакомила свою фрейлину с «сибирским старцем». При первой же встрече старец пообещал, что желание Анны «всю жизнь положить на служение Их Величеством» осуществится. Позже он предскажет, что фрейлина выйдет замуж, но счастлива не будет.

Так и случилось. В 1907 году Анна Танеева вышла замуж, но развелась уже через год.

Распутин сыграл в жизни Вырубовой огромную роль. Именно он, как она считала, спас её после железнодорожной катастрофы в 1915 году, однако именно слухи об их отношениях сделали Вырубову «нерукопожатной» у значительной части эмигрантов.

Все разговоры о якобы бесчинствах, в которых она участвовала с Распутиным опровергаются одним простым фактом: медицинское освидетельствование в 1918 году устнановило, что Вырубова была девственницей.

«Дневник Вырубовой»

В декабре 1920 года вместе со своей матерью Вырубова бежала из Петрограда по льду Финского залива за границу.

В 1923 году на Валааме в Смоленском скиту Анна приняла монашеский постриг с именем Мария, но по состоянию здоровья ни в какую обитель не поступила и осталась тайной монахиней в миру.
Под своей девичьей фамилией она прожила в Финляндии более четырёх десятилетий. Скончалась в 1964 году в возрасте 80 лет.

В эмиграции Анна Танеева написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни». В 1922 году она была издана в Париже. В Советском Союзе, видимо, решили, что такое представление о царской семье может идеологически навредить и издали так называемый «Дневник Вырубовой», мистификацию, где все царское окружение и сам царь представлены в наихудшем свете.

Несмотря на то, что сегодня уже доказана поддельность «Дневника», до сих пор в научной среде можно встретить выдержки из него. Наиболее вероятными авторами «Дневника Вырубовой» считаются советский писатель Алексей Толстой и профессор истории, эксперт по концу XIX века Павел Щёголев.

В своё время ему, как грамотному и требовательному руководителю, не раз безуспешно предлагали сменить прокурорскую деятельность на партийную или судебную. Однако своё призвание Николай Петрович видел в охране законности и восстановлении справедливости именно на прокурорском посту. По его твёрдому убеждению, достойным прокурором сможет стать не просто профессионал своего дела, а тот, кто относится к людям по-человечески. Везде, где довелось ему служить, он старался создать коллектив единомышленников. Ну а все, кому довелось пообщаться с Николаем Рудневым, отзываются о нём как о простом, доступном человеке с отменным чувством юмора.

Сибирская закалка

Бывший прокурор Орловской области, 13 лет успешно проработавший в этой ответственной должности, родом из Сибири. После окончания сельской школы Николай работал трактористом и шофёром. Были в его трудовой биографии и система профтехобразования, и автомотоклуб ДОСААФ, во время работы в котором перспективному молодому сотруднику предложили попробовать свои силы на юридическом поприще, которое и стало для Руднева настоящим призванием.

Николай Петрович начинал работать в органах прокуратуры простым следователем, что стало для него отличной школой.

Хорошо, что я начинал работать именно следователем, - признаётся Руднев. - Мне потом легче было работать по поддержанию гособвинения в суде.

Кстати, за первое раскрытое им дело молодой следователь схлопотал выговор от прокурора Новосибирской области. Неизвестные обокрали сельский магазин, похитив из него вещи, продукты и деньги. Сотрудники милиции быстро нашли вора, которым оказался 16-летний подросток.

По своей неопытности я принял сообщение милиционеров о несовершеннолетнем преступнике за чистую монету, - вспоминает Николай Петрович. - Спрашиваю у этого пацана, куда он спрятал украденное добро. Тот отвечает, что кинул в реку. Вызвали водолазов, сели в лодку, но ничего в указанном им месте на дне Оби не нашли. В итоге я оформил на парня заключительное обвинение, дело передали в суд, воришка был осуждён. А через некоторое время начались аналогичные кражи в других магазинах. Как потом выяснилось, тот подросток никакой кражи не совершал. Его запугали и заставили взять вину на себя милиционеры, которых потом самих привлекли к ответственности. Настоящих воров вскоре нашли, парня немедленно освободили из мест лишения свободы, а мне за допущенный промах, в результате которого пострадал невиновный человек, влепили справедливый выговор. С тех пор я на всю жизнь себе уяснил, что некоторые нерадивые сотрудники милиции ради улучшения показателей раскрываемости могли пойти на что угодно: на отказ в приёме заявления о совершении преступления, на отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение без законных оснований.

Из следовательской работы в Сибири Рудневу запомнился небывалый, дикий случай, который поверг в шок не только население округи, но и видавших виды сотрудников правоохранительных органов. В деревенской силосной яме было найдено истерзанное тельце пятилетнего мальчика с выколотыми глазами. Как удалось установить следствию, убийство совершили другие малолетние дети, настолько заигравшиеся в войну с немцами, что буквально запытали невинного ребёнка до смерти...

Орловские будни

Назначение на Орловщину Николай Руднев получил в 1992 году. Как он считает, не случайно. Ровно сто лет до этого события, в 1892 году, в Болховском уезде Орловской губернии родился его отец Пётр Николаевич, переехавший потом с родителями в далёкую Сибирь, но до конца жизни тепло вспоминавший родные места.

В лихие девяностые главному прокурору Орловщины пришлось непросто. При Ельцине многие прежние советские законы уже не действовали, а новая законодательная база ещё не была сформирована. Плюс ко всему в некогда спокойной области появились свои организованные преступные группировки - попросту говоря, банды. Одни «специализировались» на разбойных нападениях на автобусы с «челноками», другие - на убийстве таксистов. Нередки были и бандитские разборки между ОПГ. В такой сложной криминальной обстановке прокурор Руднев поставил вопрос о координации деятельности всех правоохранительных органов области для усиления борьбы с преступностью. И эта сплочённая деятельность орловских силовиков принесла свои плоды - через несколько лет с местными бандами было покончено.

Особенно меня возмутила мать главаря одной из банд Моисеева, воспитатель детсада, прятавшая автоматы и другое оружие у себя на работе, - вспоминает Николай Петрович. - Её осудили за пособничество бандитам. Самого Моисеева, осуждённого на десять лет лишения свободы, потом досрочно освободили без законных на то оснований. Но по протесту областной прокуратуры преступник был вновь возвращён в места не столь отдалённые.

За годы службы в органах прокуратуры Николаю Рудневу не раз приходилось выступать в суде в роли гособвинителя по наиболее сложным, резонансным уголовным делам. Однажды он попросил суд вынести смертный приговор молодому мужчине, хладнокровно расстрелявшему из охотничьего ружья пять человек на улице сибирского городка. Кровавое преступление было совершено среди бела дня на глазах детей. Суд согласился с мнением прокурора и приговорил убийцу к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение.

Я человек не жестокий, но жёсткий по отношению к преступникам, - говорит о себе Николай Петрович. - Убеждён, что в нашей стране необходимо восстановить смертную казнь за терроризм и серийные убийства. Если человек не видит другого смысла своей жизни, кроме как убивать ни в чём не повинных людей, его самого необходимо ликвидировать по решению суда, чтобы избежать новых жертв.

При рассмотрении жалоб, заявлений и иных обращений граждан прокурор Руднев всегда старался быть объективным и справедливым. По его словам, в советское время люди жаловались на нарушения трудового законодательства, особенно в части незаконного увольнения или понижения в должности, а также на необоснованные действия сотрудников правоохранительных органов. В постсоветское время валом повалили жалобы на невыплату или задержку зарплат и различные нарушения в сфере ЖКХ. Сейчас количество обращений в прокуратуру области доходит до 18 тысяч в год, что говорит и о том, что законы у нас ещё нарушаются сплошь и рядом, и о том, что люди надеются восстановить справедливость с помощью «ока государева».

Опыт и знания Руднева пригодились ему в преподавательской деятельности в ОГУ. Студенты на его занятиях основательно усваивают сухую юридическую теорию, которую Николай Петрович обязательно подкрепляет яркими примерами из собственной практики. К молодым людям он относится по-отцовски. Кстати, все трое детей Николая Руднева - дочь и два сына - успешно служат в правоохранительных органах. А ещё он гордится четырьмя внучками и очень мечтает о внуке, будущем продолжателе славной русской фамилии.

Справка

Н.П. Руднев родился в 1941 г. в Здвинском районе Новосибирской области в семье председателя колхоза. После окончания в 1965 г. Ачинского индустриального техникума работал мастером производственного обучения в СПТУ, затем преподавателем, завучем и руководителем автомотоклуба системы ДОСААФ. Высшее юридическое образование получил заочно в Томском госуниверситете (филиал в г. Барнауле). С 1970 по 2005 год служил в органах прокуратуры на различных должностях. Был прокурором Каргатского района Новосибирской области, прокурором г. Бердска, зампрокурора Новосибирской области, прокурором Волгоградской области. С 1992 по 2005 год работал прокурором Орловской области. Сейчас преподаёт в ОГУ им. И. С. Тургенева, заведует кафедрой уголовного права и уголовного процесса юридического факультета.

За заслуги в укреплениизаконности и правопорядка, большой вклад в дело воспитанияпрокурорско-следственных кадров государственный советник юстиции 2-го классаНиколай Руднев награждён ведомственной медалью Руденко. Эта авторитетнаянаграда учреждена Генпрокуратурой России в марте 2015 год в связи с 70-летнимюбилеем Международного военного трибунала в Нюрнберге, в целях увековеченияпамяти главного гособвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе надглавными нацистскими военными преступниками Романа Руденко, а также дляпоощрения лучших прокурорских работников. Николай Петрович лично встречался сРуденко и считает, что современным прокурорам есть чему поучиться умноголетнего бессменного Генерального прокурора СССР.

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг". Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, опытный морской офицер.


Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года, когда отец его капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев состоял командиром Рижской брандвахты.

Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера.

Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Отец В. Ф. Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман В. Ф. Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года В. Ф. Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден.

Об этом поучительном и трудном плавании В. Ф. Руднев рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году В. Ф. Руднев был назначен командиром парового военного транспорта "Петр Великий", построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт.

В этом же году В. Ф. Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В. Ф. Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота па Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, будучи членом городской санитарной комиссии и санитарным попечителем участка морского ведомства, принял энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполнял обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвовал в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой.

Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. А в воздухе уже пахло грозой!

Обстановка па Тихом океане была напряженной. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.

К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре. Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О. В. Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырех канонерских лодок, 27 минных крейсеров и эскадренных миноносцев.

13 ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и повредили два броненосца и один крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того (шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнем береговых батарей. Одновременно другая японская эскадра напала па русские корабли в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон).

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е. И. Алексеев направил крейсер "Парят" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер "Тэлбот", итальянский крейсер "Эльба", французский крейсер "Паскаль" и американская канонерская лодка "Виксбург".

Рано утром 27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту. Это было грубым нарушением международного права.

10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"

11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись па родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода".

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексииского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области. По решению Советского правительства в Туле 30 сентября 1956 года был установлен памятник командиру крейсера "Варяг" В. Ф. Рудневу.

А в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота нашей страны несет ныне свою службу гвардейский ракетный крейсер, носящий гордое имя "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций "Варяга".

В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

Биография

Семья

Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

Учёба и служба

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг" . К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер "Варяг" имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.

В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».

Последний бой "Варяга"

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины - Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

Окончание службы и последние годы жизни

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).

22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).

7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

Литература и источники

Труды В. Ф. Руднева

Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)

Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. - М., 1977. - Т.22. - С. 349-350.

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. - М., 1979. - Т.7. - С. 156.

Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.2. - С. 145-146. - Библиогр. в конце ст.

Другие источники

Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. - Тула, 1982. - Т. 1. - С. 221-228.

Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. - 1995. - № 8. - С. 3.

Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. - 2004. - № 1. - С. 2.

Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник - 2000. - 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. - Тула: Кн. изд-во, 1960. - 247 с.: ил.

Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». - Тула, 1996. - С. 23-26. - Библиогр. в примеч.

Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. - Тула, 1997. - С. 37-43.

Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман - М, 1997. - Кн. 2. - С. 231-232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904-1905 гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. - № 4. - С. 44.

Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. - 2004. - № 3. - С. 26-30: ил.

Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. - 2001. - 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)

Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. - Тула, 1981. - С.78-80.

Библиография

130 лет со дня рождения (1855-1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. - Тула, 1985. - С. 22. - Библиогр.: 7 назв.

Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. - Тула, 1989. - Библиогр.: с. 33-34.

Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С.73-78. - Библиогр.: 34 назв.

Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. - 2004. - 15 янв. - С. 12-15

В. Ф. Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. - Тула, 1965. - С.48-49, фото. - Библиогр.: 7 назв.



Похожие статьи
 
Категории