Определение себестоимости перевозок пассажиров методом расходных ставок. Метод расходных ставок Методика расчета и корректировки расходных ставок

26.06.2020

Укрупненной расходной ставкой называют зависящие от объема перевозок расходы, приходящиеся на единицу эксплуатационной работы - на 1 поездо-км, 1 локомотиво-км, 1 поездо-час, 1 час маневровой работы, 1000 вагоно-км пробега груженых (порожних) вагонов, на 1 остановку поезда и т.д.

Рассчитываются укрупненные ставки методом единичных расходных ставок:

Определяется не вся сумма Езав, а только часть ее, связанная с определенным видом эксплуатационной деятельности;

Используются не все калькуляционные измерители;

Величина измерителей рассчитывается на единицу эксплуатационной работы, поэтому формулы расчета измерителей отличаются от применяемых в методе единичных расходных ставок;

Укрупненные расходные ставки используются для оценки эксплуатационной работы железных дорог, которая выполняется в конкретных условиях перевозок (различные типы, категории поездов, серии локомотивов и т.п.).

Методом укрупненных расходных ставок определяют влияние мероприятий по повышению качества эксплуатационной деятельности на расходы. Для экономической оценки улучшения эксплуатационной работы расчет укрупненных ставок производится для перспективного варианта анализа при стабильной пропускной способности - на единицу поездной работы: на 1 поездо-км, 1 поездо-час, 1 локомотиво-час, 1 локомотиво-км одиночного следования, 1 остановку поезда и т.п. Укрупненные ставки рассчитываются на основании единичных расходных ставок и затрат измерителей, меняющихся при изменении эксплуатационной ситуации.

Оценка изменения пробега поездов

Производится по укрупненной расходной ставке на 1 поездо-км, которая включает расходы по текущему и деповскому ремонту вагонов, их амортизации, содержанию локомотивных бригад, энергетические затраты, расходы по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов, часть расходов по амортизации, содержанию и ремонту путевых устройств на главных путях и т.д. Данные расходы учитываются по измерителям: вагоно-км, вагоно-ч, бригадо-ч локомотивных бригад, расход электроэнергии (условного топлива), локомотиво-км, т-км брутто вагонов и локомотивов.

Методика расчета и расчет укрупненной расходной ставки на 1 поездо-км приведены в табл.5.

Корректировка расходных ставок:

e MS * - расходная ставка для измерителя «локомотиво-километры». При электровозной тяге e MS *= е м s без к/с *K+(e MS -е м s без к/с) = 20,23*1,421+(21,76-20,23)=30,27 (K – коэффициент корректировки, который зависит от серии локомотива и приводится в таблице 2 для измерителя «локомотиво- километры»)

e MT **- расходная ставка для измерителя «локомотиво-часы».

e MT **= e MT *K = 290,67*1,799 = 522,915 (K – коэффициент корректировки, который зависит от серии локомотива и приводится в таблице 2 для измерителя «локомотиво-часы»)

Оценка изменения одиночного следования локомотивов

При расчете укрупненной расходной ставки на 1 локомотиво-км одиночного следования величина единичной расходной ставки на 1 бригдо-час локомотивной бригады при работе на одиночно следующих локомотивах на 15% ниже, чем при работе с поездами.

e Mh *** - расходная ставка для измерителя «бригадо-часы локомотивных бригад» при работе с поездами.

e Mh **** - расходная ставка для измерителя «бригадо-часы локомотивных бригад» при работе локомотива в одиночном следовании.

e Mh = e Mh * (1- β од)+0,85* e Mh * β од

e Mh *** = e Mh / (1-0,15*β од)=1004,84/(1-0,15*0,21)=1037,522

e Mh **** = 0,85* e Mh *** = 0,85*1037,522=881,892

Оценка изменения простоя поезда

При расчете укрупненной расходной ставки на 1 поездо-час простоя единичная расходная ставка на 1 бригадо-час локомотивной бригады может корректироваться: время простоя бригад при непредусмотренном графиком движения простоя поезда (локомотива), произошедшем не по вине локомотивных бригад, оплачивается в размере 50% от тарифной ставки повременщика или в размере 33% от полной единичной расходной ставки. В тех случаях, когда при вынужденных остановках поезда изменяется и количество остановок, к расходам по простою поезда необходимо добавить затраты, связанные с разгоном и торможением поезда при дополнительных остановках. Схема расчета и расчет укрупненной расходной ставки на поездо-час простоя приведен в табл.6.

Оценка простоя локомотивов

При расчете укрупненной расходной ставки на 1 локомотиво-час простоя единичная расходная ставка на 1 бригадо-час локомотивной бригады при простое, не предусмотренной графиком движения поездов, составляет 0,33 от полной единичной расходной ставки.

Таблица 5.

Методика расчета расходов на 1 поездо-километр в грузовом движении

Наименование измерителя Расходная ставка, руб. Формула расчета измерителя Расходы на 1 поездо-км, руб.
4 = 2*3
Вагоно-километры 4,048
Локомотиво-километры 31,178
Локомотиво-часы 27,714
39,425
Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов 58,69
Расход энергии 104,619
Итого: - - 265,674

Таблица 6

Методика и расчет расходов, связанных с простоем грузового поезда в течение 1 ч.

Наименование измерителя Расходная ставка, руб. Формула расчета измерителя Расходы, руб.
По графику Сверх графика
Локомотиво- километры 30,27 30,27
Локомотиво-часы 522,915 522,915
Бригадо-часы локомотивных бригад 1037,522 342,3816
Расход электроэнергии 197,23 197,23
Итого - - 1787,935 1092,78

Таблица 7

Методика расчета расходов на 1 локомотиво-км одиночного следования

Наименование измерителя Расходная ставка, руб. Формула расчета измерителя Расходы на 1 лок-км, руб.
Локомотиво-километры 31,178
Локомтиво-часы 23,53
Бригадо-часы локомотивных бригад 22,02
Тонно-километры брутто локомотивов Р л * 1 = 184 3,013
Расход электроэнергии 33,36
Итого - - 140,218

В различных районах (зонах), влияние климатических условий на  

Поправочные коэффициенты к расходным ставкам те же, что и в примере 1.  

Трубопроводный участок Протяженность участка, км Грузопоток, тыс. т Расходная ставка на движенческую операцию, коп/10 т-км Удельные поу-частковые затраты на движенческую операцию, коп/10 т-км (гр.2Х гр. 4) Расходная ставка на начальную операцию, коп/10 т  

Расформирование составов 68, 79 Расходные ставки 162 Рейс вагона 209  

Расходные ставки на перемещение груженых крытых вагонов при 100%-ном использовании грузоподъемности вагона в коп. на 10 ткм для разных участков железных дорог  

Расходные ставки по не зависящим от объема перевозок расходам по движенческой и начально-конечной операциям приведены в табл. 29. Их нужно корректировать только при изменении уровня заработной платы . В рассматриваемом примере эта корректировка не требуется.  

Расходные ставки по не зависящим от движения расходам по данным табл. 29 равны по движенческой операции 0,23 кол/10 ткм, по начально-конечной операции 50 коп/Ют.  

При сравнении вариантов перевозок нефтепродуктов, из которых один - железнодорожный, а другой - смешанный трубопро-водно-железнодорожный, в издержки последнего необходимо включать дополнительные затраты на хранение груза в пункте перевалки. Для этого отдельно рассчитаны расходные ставки по капитальным вложениям и эксплуатационным затратам , связанные в основном с постройкой и содержанием резервуарного парка пунктов перевалки.  

Приведенные в табл. 26, 27, 28 расходные ставки должны использоваться с учетом поправочных коэффициентов на стоимость электроэнергии по районам эксплуатации, а также с учетом районных коэффициентов к заработной плате (см. приложение 5-VIII и рис. 1 Методики ИКТП при Госплане СССР ).  

В расчетах учитывались затраты только по тем маневровым передвижениям и простою вагонов-цистерн, которые осуществляются на подэстакадных путях рассматриваемых пунктов перевалки. Протяженность этих путей принята с обеих сторон налив-иых эстакад (общая длина в текущем периоде до 700 м и на перс пективу до 1200 м). Грузоподъемность железнодорожных цистерн предусмотрена в текущем периоде до 60 т, а на отдаленную перспективу до 120 т. Коэффициент использования грузоподъемности вагонов -цистерн принят 0,8. Расходная ставка на содержание одного маневрового локомотива в течение часа принята по данным ЦНИИ МПС 7,57 руб.  

Приведенные в табл. 29 расходные ставки должны использоваться с учетом районных коэффициентов к заработной плате для работников железнодорожного транспорта и поправочных коэффициентов к районным ценам на дизельное топливо для железнодорожного транспорта (см. приложения 18-111 и 19-111 Методики ИКТП ).  

Важнейшими факторами, определяющими изменение удельных капитальных вложений в пункты перевалки в расчете на 1 т нефтепродуктов, являются мощность пункта и общий объем его резер-вуарной емкости. К прочим факторам , влияющим на удельные капитальные вложения , можно отнести вид и мощность наливных железнодорожных эстакад и насосных станций, диаметр и протяженность технологических трубопроводов, размещение энергоснабжения относительно пунктов перевалки. Мощность пункта перевалки нельзя отождествлять с фактическим грузооборотом, поскольку она не всегда может быть полностью использована, и, следовательно, удельные капитальные вложения в расчете на единицу объема переваливаемых нефтепродуктов будут соответственно выше минимально возможных при полном использовании производственной мощности пункта перевалки. Поэтому расходные ставки по капитальным вложениям  

Для учета дополнительных затрат по хранению нефтепродуктов в пунктах перевалки при доставке груза смешанным трубопро-водно-железнодорожным транспортом определены расходные ставки (в коп. на 1 т грузооборота) по капитальным вложениям в резер-вуарные парки пунктов перевалки (табл. 31).  

Современная и перспективная транспортные сети расцениваются, т. е. определяются поучастковые удельные эксплуатационные (для современной сети) и приведенные (для перспективной сети) затраты на перевозку автобензина и дизельного топлива отдельными видами транспорта. Расходные ставки по операциям (движенческие, начально-конечные, погрузка, выгрузка) рассчитываются по методике, разработанной в ИКТП при Госплане СССР1.  

Введение

Эксплуатационные расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия по производству и реализации всего объема продукции, за определенный период времени, в соответствии с нормативными документами, о составе затрат, включающих себестоимость.

Экономическое определение себестоимости – это денежное выражение стоимости единицы товара, включающего стоимость только необходимого предмета.

Так же себестоимость для железнодорожного транспорта – это эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

В целом по железным дорогам себестоимость определяется по 3 видам продукции:

Себестоимость приведенной работы. За единицу продукции принимается 10 тонно-километров. (С 10ткм прив).

Существует несколько основных методов определения себестоимости:

1. метод непосредственного расчета

2. метод расходных ставок

3. метод удельных весов

4. метод коэффициентов влияния.

Метод непосредственного расчета.

Цель метода:

используется для практических расчетов себестоимости на железнодорожном транспорте, метод самый точный, но требует большого объема вычислительных работ, исходной информацией является:

· Расходы по статьям затрат, форма отчетности 7-у.

· Объемные и качественные показатели используемые для распределения косвенных затрат. Метод основан на делении расходов на прямые и косвенные.

Сущность метода:

По каждому виду продукции прямые расходы суммируются с долей косвенных затрат, относимых на данный вид продукции. Общую сумму затрат делим на объем работы и получаем себестоимость.

Метод расходных ставок .

Цель метода:

Используется для планирования, прогнозирования затрат, оценки влияния качественных показателей на себестоимость, для технико-экономических расчетов по оценки изменения поездной и эксплуатационной работы.

Мене точный, чем метод непосредственного расчета, но резко уменьшает объем вычислительной работы.



Основан на делении расходов на зависящие и условно-постоянные.

Сущность метода расходных ставок:

Расчеты выполняются в 2 этапа.

1. расчет расходных ставок

2. расчет себестоимости.

Метод удельных весов.

Метод используется только для оценки влияния качественных показателей на себестоимость. Основан на методе расходных ставок, значит на классификации расходов по зависимости от объемов работы.

1. Удельные веса затрат, связанные с каждым измерителем. (γ i (γ ∑ nS , … γ уп).

2. Качественные показатели и нормативы необходимые для расчета величин измерителя. (α пор гр, Р д, S в …)

3. Измененное значение показателя, зависимость от которого мы исследуем.

Этот метод позволяет найти ответ на 2 вопроса, что произойдет с себестоимостью при изменении показателей и на сколько она меняется.

Метод коэффициентов влияния .

Используется для оценки влияния качественных показателей на себестоимость.

В качестве исходной информации выступает:

1. Расходы, связанные с измерителями (Э ∑ nS , Э ∑ nt , … Э Ог, Э зав, Э уп, Э о).

2. Исходное (базовое) и измененное значение показателя зависимость от которого мы исследуем. (α пор 0 , α пор ’ (Р гр 0 , Р гр ’).

Этот метод менее точный чем все остальные за счет необходимости округления расчетов, но он уменьшает объем вычислительной работы.

При умелом использовании с другими и возможностью привлечения необходимой информации, это метод не теряет на точности.

Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов определения себестоимости, классификации текущих затрат, особенностей определения себестоимости железнодорожных перевозок, методов калькулирования себестоимости и сферы их применения, основных путей снижения себестоимости, влияния объема перевозок на себестоимость.


Расчет ряда расходных ставок.

1.1Методика расчета расходных ставок.

Метод расходных ставок основан на зависимости расходов от объема перевозок. Все расходы в части зависящих группируются вокруг ряда измерителей. Определение себестоимости происходит в два этапа.

На первом этапе определяются расходные ставки по отчетным данным (1). Расчет единичных расходных ставок производится по зависящим расходам. При этом кроме расходов по основным статьям учитываются расходы из числа основных расходов, общих для всех мест их возникновения:

где - эксплуатационные расходы по j-той статье (в части зависящих расходов);

j – номер зависящей статьи затрат;

Фактическое значение измерителя за расчетный период.

Коэффициент начисления основных расходов общих для всех мест возникновения затрат (2):

где - расходы дороги в части затрат на оплату труда без учета фонда оплаты труда по общехозяйственным и основным расходам, общем для всех мест возникновения затрат (в части зависящих расходов() оплату труда без учета фонда оплаты труда по общехозяйственным и основным расходам, общем для всех мест возникновения затрат);

Эксплуатационные расходы по j-той статье расходов основных общих для всех мест возникновения затрат (в части зависящих расходов).

Группировка статей расходов по измерителям в грузовом и пассажирском движении с учетом доли зависящих расходов для среднесетевых условий приведена в отнесение расходов по статьям номенклатуры на расходные ставки.

Расчет расходной ставки производится в таблице вида (табл. 1):

Таблица 1

1.2 Расчет ряда расходных ставок

Необходимо рассчитать ряд расходных ставок: вагоно-км, вагоно-час, лок-км, лок-час, лок-час маневровой работы, на основе заданной информации о расходах по статьям номенклатуры и величинах измерителей, приведенных в приложениях.

1. Расчет

2200 млн. ваг-км (приложение 2)

№ статьи Доля зависящих расходов Основные расходы Зависящие расходы Основные общие расходы Итого расходов
в ФОТ в остальных Всего ФОТ Остальные в ФОТ в остальных Сумма
6=4-5 7=2*5 8=6*3 10=7*9 11=7+8+10
0,5 0,5 0,38
0,3 1,0
0,85 1,0
0,8 1,0
0,8 1,0 - - - - - - -
0,75 1,0
0,75 1,0
0,75 1,0
0,2 0,2
0,6 1,0
0,8 1,0
1,0 1,0
0,6 0,8

Рассчитывается по формуле (1)

2. Расчет

где - вагоно-км, =2200 млн. ваг-км

S В – среднесуточный пробег грузового вагона (приложение 2), S В =280км

№ статьи Доля зависящих расходов Основные расходы Зависящие расходы Основные общие расходы Итого расходов
в ФОТ в остальных Всего ФОТ Остальные в ФОТ в остальных Сумма
6=4-5 7=2*5 8=6*3 10=7*9 11=7+8+10
0,0 1,0 0,38
0,0 1,0
1,0 1,0
1,0 1,0
0,8 1,0

3. Расчет

где - локомотиво-км во главе поезда, =34600 тыс. лок-км

Общий вспомогательный пробег электровоза, в % к пробегу во главе поезда, =22,5% (0,225).

№ статьи Доля зависящих расходов Основные расходы Зависящие расходы Основные общие расходы Итого расходов
в ФОТ в остальных Всего ФОТ Остальные в ФОТ в остальных Сумма
6=4-5 7=2*5 8=6*3 10=7*9 11=7+8+10
0,75 1,0 0,38
0,90 1,0
0,75 1,0

4. Расчет

где - локомотиво-км во главе поезда, =34600 тыс. лок-км,

Линейный вспомогательный пробег электровоза, в % к пробегу во главе поезда, =17% (0,17).

Среднесуточный пробег электровоза, =690 км.

расходный ставка подвижной состав

Единичные расходные ставки представляют собой удельные расходы, приходящиеся на единицу того или иного эксплуатационного измерителя. Принципиальной особенностью является то, что при определении этих удельных затрат к расчету принимаются лишь те расходы, которые непосредственно связаны с величиной измерителя, т.е. являются зависящими от величины измерителя.

Степень зависимости расходов по статье от измерителя может быть различной. В ряде случаев все расходы статьи меняются с изменением измерителя.

В других случаях от измерителя зависят не все расходы по статье. Для целей расчета расходных ставок на основе специальных исследований указывается доля зависящих расходов, которые и принимаются к расчету.

Расчет единичных расходных ставок (е) производится по формуле:

где - зависящие расходы по статьям, увязываемым с i-тым измерителем, руб.;

Величина i-того измерителя.

Величина зависящих расходов по статьям устанавливается на основе отчетных данных дороги (отделения) за год. Величины измерителей берутся из статистической отчетности дороги (отделения) или рассчитываются на основе статистической отчетности в случае, если учет требуемого измерителя в ней не предусмотрен. Например, для расчета расходной ставки на 1 час работы локомотивной бригады требуется количество отработанных часов поездными локомотивными бригадами за год. Такого учета статистика не ведет. Время работы локомотивных бригад можно определить делением общего линейного пробега локомотивов на участковую скорость и прибавлением к полученному результату дополнительного времени работы бригад (на прием и сдачу локомотива и др.).

В экономической практике рассчитывается несколько десятков расходных ставок. В данной работе предусмотрен расчет определенного их числа, наиболее часто используемых при анализе текущих издержек.

В таблице 1 указан перечень единичных расходных ставок, которые должны быть рассчитаны студентом в зависимости от номера варианта (четного или нечетного).

Таблица 2.1 - Перечень единичных расходных ставок

Наименование измерителей

Грузовое движение

1. Вагоно-километры

4. Локомотиво-км (теплотяга)

9. Грузовая отправка

Пассажирское движение

Все виды движения

14. КВт*час электроэнергии

15. Кг условного топлива

16. Ткм брутто

Расходы по соответствующим статьям приведены в приложении А. Измерители эксплуатационной работы представлены в приложении Б.

Таблица 2.2 - Расчет зависящих расходов, связанных с пробегом грузовых вагонов

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

остальные расходы

отчисления на соц.нужды

остальные расходы

Техническое обслуживание грузовых вагонов на станциях (ст. 2015)

Проверка правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах (ст. 1006)

Техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров

Единичная расходная ставка на 1 вагоно-км грузового вагона составит:

где - коэффициент, учитывающий общие для всех мест возникновения затраты, принять равным 0,4 для всех хозяйств;

Пробег грузовых вагонов, ваг-км.

Аналогично рассчитываются остальные единичные расходные ставки.

Таблица 2.3 - Расчет зависящих расходов, связанных с вагона-часами грузовых вагонов рабочего парка

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих

расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

остальные расходы

отчисления на соц.нужды

остальные расходы

Текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2) (ст. 6002)

Деповской ремонт грузовых вагонов (ст. 6004)

Амортизация грузовых вагонов(ст. 1034)

Капитальный ремонт грузовых вагонов

Плановый текущий ремонт контейнеров (ст. 6052)

Капитальный ремонт контейнеров (ст. 6053)

Ремонт со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов

Единичная расходная ставка на 1 вагоно-час грузового вагона составит:

где - вагоно-часы грузовых вагонов.

Таблица 2.4 - Расчет зависящих расходов, связанных с пробегом локомотивов в грузовом движении (электротяга)

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Долизависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

электоэнергия

остальные расходы

Отчисления на соц. нужды

электроэнергия

остальные расходы

Капитальные виды ремонта электровозов, работающих в грузовом движении (ст. 6103)

Текущие виды ремонта электровозов, работающих в грузовом движении (ст. 6102)

Техническое обслуживание электровозов, работающих в грузовом движении (ст. 6101)

Единичная расходная ставка на 1 локомотиво-км составит:

где - локомотиво-км электровозов в грузовом движении.

Таблица 2.5 - Расчет зависящих расходов, связанных с локомотиво-часами поездных электровозов в грузовом движении

Единичная расходная ставка на 1 локомотиво-час (для таблиц2. 6 и 2.7) составит:

где - локомотиво-часы поездных электровозов в грузовом движении.

Таблица 2.6 - Расчет зависящих расходов, связанных с бригадо-часами электровозных бригад в грузовом движении

Единичная расходная ставка на 1 бригадо-час (для таблиц2.8 и 2.9) составит:

где - бригадо-часы локомотивных бригад.

Таблица 2.7 - Расчет зависящих расходов, связанных с грузовой отправкой

Единичная расходная ставка на 1 грузовую отправку составит:

где - количество грузовых отправок.

Таблица 2.8 - Расчет зависящих расходов, связанных с отправлением грузового вагона

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс.руб.

Доли зависящих

расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

Остальные расходы

Отчисления на соц.

Остальные расходы

Подготовка грузовых вагонов к перевозкам (ст. 1004)

Подготовка контейнеров к перевозкам (ст. 1005)

Погрузо-разгрузочные работы, осуществляемые для структурных подразделений ж.д. транспорта (ст. 1012)

Оказание услуг (работ) грузоотправителям и грузополучателям, в т.ч. структурным подразделениям ж.д. транспорта (ст. 1013)

Текущий ремонт порожних вагонов при подготовке под погрузку (ст. 6001)

Приспособление грузовых вагонов для специальных перевозок (ст. 1032)

Промывка крытых и изотермических вагонов (ст. 1030)

Подготовка цистерн под налив (ст.1031)

где - количество отправленных грузовых вагонов.

Таблица 2.9 - Расчет зависящих расходов, связанных с пробегом пассажирских вагонов (без электро-и дизельпоездов)

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

В т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

остальные расходы

Отчисл. на соц. нужды

остальные расходы

Техническое обслуживание (ТО-1) в пунктах формирования и оборота и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в дальнем следовании (ст. 6601)

Техническое обслуживание (ТО-2) пассажирских вагонов, курсирующих в дальнем следовании (ст. 6603)

Техническое обслуживание (ТО-3) пассажирских вагонов, курсирующих в дальнем следовании (ст. 6605)

Деповской ремонт пассажирских вагонов, кроме багажных, курсирующих в дальнем сообщении (ст. 6607)

Деповской ремонт багажных вагонов (ст. 6609)

Техническое обслуживание (ТО-1) и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении в пунктах формирования и оборота (ст. 6602)

Техническое обслуживание (ТО-2) пассажирских вагонов (ст. 6604)

Техническое обслуживание (ТО-3) пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении (ст. 6606)

Деповской ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении (ст. 6608)

Ремонт со сменой элементов колесных пар пассажирских вагонов (ст. 6613)

где - пробег пассажирских вагонов, ваг-км.

Таблица 2.10 - Расчет зависящих расходов, связанных с вагоно-часами пассажирских вагонов

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

остальные расходы

отчисления на соц.нужды

остальные расходы

Капитальный ремонт пассажирских вагонов (кроме багажных), курсирующих в дальнем следовании(ст. 6610)

Капитальный ремонт багажных вагонов (ст. 6612)

Капитальный ремонт пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении (ст. 6611)

Амортизация пассажирских вагонов дальнего следования, кроме багажных (ст. 4029)

Амортизация пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении (ст. 5029)

Амортизация багажных вагонов (ст. 4031)

Таблица 2. 11 - Расчет зависящих расходов, связанных с вагоно-часами пассажирских вагонов в движении

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц.нужды

остальные расходы

отчисления на соц.нужды

остальные расходы

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

Сопровождение багажных вагонов (ст. 4005)

Обслуживание вагонов в пассажирских поездах дальнего следования (ст. 4019)

Экипировка пассажирских вагонов дальнего следования (ст. 4020)

Пассажирские перевозки в приг. сообщении

Техническое обслуживание (ТО-1) пассажирских вагонов в пути следования (ст. 2005)

Обслуживание вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения (ст. 5019)

Экипировка пассажирских вагонов, курсирующих в пригородном сообщении (ст. 5020)

Таблица 2.12 - Расчет зависящих расходов, связанных с кВт*часами электроэнергии*)

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. электроэнергия

электроэнергия

остальные расходы

электроэнергия

остальные расходы

Работа электровозов в грузовом движении (ст. 3101)

Работа электровозов в хозяйственном движении (ст. 3102)

Работа электровозов на маневрах в грузовом движении (ст. 3103)

Работа электровозов в дальнем следовании (ст. 3110)

Работа электровозов на маневрах в пассажирском движении (дальнее следование) (ст. 3112)

Работа электровозов в пригородном сообщении (ст. 3111)

Работа электровозов на маневрах в пассажирском движении (пригородное сообщение) (ст. 3112)

*) Из расходов всех перечисленных статей берутся только затраты на электроэнергию.

Таблица 2.13 - Расчет зависящих расходов, связанных с тонно-км брутто вагонов и локомотивов

Наименование статей расходов и номер

Прямые расходы, тыс. руб.

Доли зависящих расходов

Зависящие расходы, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ

ФОТ и соц. нужды

остальные расходы

отчисления на соц.нужды

остальные расходы

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (ст. 2102)

Работы по сварке и шлифовке рельсов (ст. 2130)

Текущий ремонт основных средств рельсосв-х поездов (ст. 2131)

Капитальные виды ремонта верхнего строения пути (ст. 2110)

Капитальные виды ремонта земляного полотна и искусственных сооружений (ст. 2111)

Водоснабжение и канализация (ст. 2220)

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (ст. 2102)

Работы по сварке и шлифовке рельсов (ст. 2130)

Текущий ремонт основных средств рельсосварочных поездов (ст. 2131)

Капитальные виды ремонта верхнего строения пути (ст. 2110)

Капитальные виды ремонта земляного полотна и искусственных сооружений (ст. 2111)

Водоснабжение и канализация (ст. 2220)

Таблица 2.14 - Единичные расходные ставки

Наименование измерителей

Обозначение

Грузовое движение

1. Вагоно-километры

2. Вагоно-часы грузовых вагонов рабочего парка

3. Локомотиво-км (электротяга)

4. Локомотиво-км (теплотяга)

5. Локомотиво-часы (электротяга)

6. Локомотиво-часы (теплотяга)

7. Бригадо-часы локомотивных бригад (электротяга)

8. Бригадо-часы локомотивных бригад (теплотяга)

9. Грузовая отправка

10. Отправленный грузовой вагон

Пассажирское движение

11. Вагоно-км пассажирских вагонов (без электро-и дизельпоездов)

12. Вагоно-часы пассажирских вагонов

13. Вагоно-часы пассажирских вагонов в движении (обслуживание)

Все виды движения

14. КВт*час электроэнергии

15. Кг условного топлива

Метод расчета эксплуатационных расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат (метод непосредственного расчета)

ПЕРЕВОЗОК В КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ

Глава 4. МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ

Официальная калькуляция ограничивается расчетами средних величин себестоимости перевозок грузов и пассажиров. Вместе с тем для решения многих практических вопросов работы железнодорожного транспорта необходимы данные о величинах себестоимости перевозок грузов и пассажиров в конкретных условиях: на отдельных направлениях и участках железных дорог; в груженом и порожнем направлениях; в разных категориях поездов и типах вагонов; по отдельным родам грузов; при неодинаковой дальности перевозок, различной технической вооруженности и т. д.

Существует несколько методов калькуляции себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных:

1) непосредственного расчета (по отдельным статьям номенклатуры расходов);

2) единичных расходных ставок;

3) коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости;

4) удельных весов расходов;

5) коэффициентов влияния;

6) укрупненных расходных ставок .

Расчетные методы разработаны отечественными учеными-экономис-тами Е. В. Михальцевым, В. Н. Орловым, А. С. Чудовым и др.

Все методы расчета себестоимости основаны на зависимости расходов железных дорог от различных показателей работы или времени, которое затрачивается на отдельные производственные операции.

Метод непосредственного расчета себестоимости основан на связи отдельных статей или группы статей в части зависящих расходов с измерителями работы железнодорожного транспорта. При этом в методе непосредственного расчета количество измерителей не ограничивается, что позволяет более точно отразить изменение расходов в конкретных условиях, но приводит к существенному увеличению объема расчетов. В этом методе расходы отдельных статей учитываются по их полной величине, без подразделения на зависящие и условно-постоянные.

Определение себестоимости конкретных перевозок (С) методом расчета по отдельным статьям номенклатуры выражается формулой

Руб./10 т-км, (4.1)

где – часть соответствующих среднедорожных статей расходов, приходящаяся на конкретный объем перевозок (ΣPl ).

Величина определяется соответственно по каждой статье расходов в следующем порядке.

1. Фиксируется среднедорожная величина расходов данной статьи – .

2. По отчетам определяется среднедорожное значение измерителя, с которым связано изменение расходов данной статьи – И.

3. Определяется величина расходов на единицу этого измерителя:


4. Рассчитывается величина измерителя на заданный объем конкретных пе­ревозок – .

5. Определяется по данной статье часть расходов, приходящаяся на конкрет­ные перевозки:

По всем статьям проводятся аналогичные расчеты.

Метод непосредственного расчета себестоимости является наиболее точным, но требует большого объема счетной работы. Поэтому его целесообразно применять, когда в конкретных условиях перевозок меняется небольшое количество статей расходов.

Этот метод более прост ипоэтому широко используется в технико-экономических расчетах. Он основывается на применении особой системы калькуляционных (расчетных) измерителей и единичных расходных ставок. Единичная расходная ставка – это величина зависящих расходов, приходящихся на единицу калькуляционного измерителя.

Для сокращения расчетов в методе единичных расходных ставок количество измерителей, с которыми связывается изменение зависящих расходов, ограничивается. Система калькуляционных измерителей различна при расчете себестоимости перевозок на существующих и на вновь проектируемых линиях; различается она также по видам перевозок, видам тяги и видам анализа (текущий и перспективный). Порядок расчета себестоимости методом единичных расходных ставок следующий.

1. Определяется перечень измерителей, с изменением которых увязывается изменение зависящих расходов.

2. Среднедорожные зависящие расходы по статьям номенклатуры (а в ряде случаев – и по элементам затрат), связанные с соответствующими измерителями, группируются и суммируются.

3. Делением среднедорожных зависящих расходов, отнесенных на калькуляционные измерители, на величину соответствующего среднедорожного измерителя определяется единичная расходная ставка по каждому калькуляционному измерителю.

4. По формулам производится расчет затрат калькуляционных измерителей в конкретных условиях перевозок на объем работы, принятый равным 1000 тонно-километров нетто эксплуатационных или 1000 пассажиро-километров.

5. Умножением данных затрат измерителей на соответствующие среднедорожные расходные ставки определяются зависящие от объема работы расходы, приходящиеся на 1000 тонно-километров или на 1000 пассажиро-километров.

6. К зависящим расходам добавляются условно-постоянные, которые в зависимости от типа задачи рассчитываются либо процентом от зависящих расходов, либо фиксированной величиной на единицу перевозочной работы, либо по затратам определенного измерителя (например, локомотиво-километров во главе поездов и в одиночном следовании на единицу поездной работы и т. п.).

7. Суммированием расходов (на 1000 тонно-километров или на 1000 пассажиро-километров) определяется полная величина затрат, а затем – себестоимость перевозок 10 эксплутационных тонно-километров или пассажиро-километров.

Совокупность калькуляционных измерителей, с которыми связываются зависящие расходы, называют системой измерителей.

На эксплуатируемых дорогах при определении себестоимости грузовых и пассажирских перевозок в эту систему входит 10 измерителей, но при решении конкретных технико-экономических задач число калькуляционных измерителей может быть больше или меньше.

Система калькуляционных измерителей отражает все элементы технологического процесса:

– пробег вагонов, локомотивов, поездов по видам движения и тяги;

– время, затраченное на выполнение работы, простои подвижного состава;

– работу бригад при обслуживании локомотивов, поездов;

– прием и отправление грузов, подготовку грузовых вагонов к перевозке;

– обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах.

Выбор калькуляционных измерителей и установление связи с ними имеют большое значение, от чего зависят точность и достоверность результатов расчета. Однако это сложная и трудоемкая работа, так как производственный процесс на железнодорожном транспорте является многоплановым и разнообразным и поэтому существует многовариантный характер связи расходов с измерителями.

Для установления такой системы взаимосвязи расходов и измерителей, которая бы достаточно точно отражала влияние на себестоимость основных факторов работы железнодорожного транспорта, применяют различные методы логического анализа, а также математико-статистические – путем исследования корреляционной зависимости между предлагаемым измерителем и расходами на основе данных отдельных дорог за один и тот же год.

В процессе расчета себестоимости грузовых перевозок используются следующие измерители:

где – зависящие расходы, отнесенные на измеритель «вагоно-километр»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «вагоно-часы», включает в себя измерители: «вагоно-часы НКО», «время простоя на технических станциях», «вагоно-часы прохождения вагонов по участку»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «локомотиво-километр общего пробега»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «локомотиво-часы»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «бригадо-часы поездных (кондукторских) бригад»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «бригадо-часы локомотивных бригад»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «тонно-километр брутто вагонов и локомотивов»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «локомотиво-часы маневровой работы»;

– зависящие расходы, отнесенные па измеритель «расход условного топлива (электроэнергии)на тягу поездов»;

– зависящие расходы, отнесенные на измеритель «количество грузовых отправок»;

– условно-постоянные расходы .

Идея метода единичных расходных ставок заключается в предположении, что в конкретных условиях удельные расходы на единицу калькуляционного изме­рителя (единичные расходные ставки) остаются неизменными, а расходы изменя­ются вследствие изменения калькуляционных измерителей. В настоящее время вследствие изменения цен на топливо, электроэнергию, технические средства и роста уровня заработной платы единичные расходные ставки необходимо своевре­менно (примерно раз в квартал) индексировать. Для повышения точности метода единичные расходные ставки могут корректироваться в зависимости от серии ло­комотива, типа вагона, типа верхнего строения пути и т. п.

Расчет калькуляционных измерителей на 1000 тонно-километров нетто производится по следующим формулам:

1. Вагоно-километры пробега грузовых вагонов:

– доля порожнего пробега вагонов к груженому.

2. Вагоно-часы общие:

где – среднесуточный пробег вагона, км.

3. Бригадо-часы поездных бригад:

а) тонно-километры брутто вагонов

где – вес тары грузового вагона, т;

б) поездо-километры

где – средний вес грузового поезда брутто;

в) поездо-часы

где – участковая скорость движения поездов, км/ч;

г) бригадо-часы поездных бригад

, (4.10), (4.13)= , (4.17)

где a – норма расхода электроэнергии, кВт×ч, на 10 4 тонно-километров брутто; b – норма расхода топлива, кг на 10 4 тонно-километров брутто.

9. Локомотиво-часы маневровой работы

где – затрата локомотиво-часов маневровой работы на 1000 вагоно-километров пробега вагонов.

10. Количество грузовых отправок:

где – средняя масса одной отправки, т; – средняя дальность перевозки 1 т груза, км.



Похожие статьи
 
Категории