Основная профессиональная образовательная программа имеющая государственную аккредитацию. Что такое государственная аккредитация университета

24.09.2019

16 июня 2016 года Министерство Юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства здравоохранения РФ№ 334н от 02.06.2016 года, в соответствии с которым будет организована и проводится процедура аккредитации специалистов.

Данный приказ подробно разъясняет, кто будет проходить аккредитацию, какие документы необходимы для допуска к аккредитации, как будет формироваться аккредитационная комиссия, как будет оцениваться специалист и что делать, если последний не смог пройти аккредитацию. Медицинский портал «Сибмеда» постарался подробно разобраться во всех вопросах.

Кто должен проходить аккредитацию

Постепенно сертификацию сменит процедура аккредитации, которая также будет проводиться раз в 5 лет и переход на которую будет осуществляться поэтапно. В итоге специалист по окончании высшего медицинского учебного заведения, ординатуры, по окончании срока действия сертификата будет обязан пройти процедуру аккредитации.

Первыми включаются в этот процесс выпускники вузов. Те из них, кто не пошёл в ординатуру или не прошёл вступительные испытания для продолжения образования, могут начать работу в первичном звене участковым терапевтом. Но для этого они должны пройти первичную аккредитацию специалиста.

Для выпускников ординатуры предусмотрен более сложный экзамен – первичная специализированная аккредитация, который им необходимо пройти, чтобы получить допуск к осуществлению специализированной медицинской деятельности и возможности называться узким специалистом.

По окончании срока действия сертификата специалиста периодическую аккредитацию раз в 5 лет должны проходить и все остальные врачи , ведущие практическую деятельность в государственных или частных медицинских учреждениях. Не смогут избежать профессионального экзамена и те, кто получил образование за рубежом. Независимо от того, есть ли у них действующий документ на право практики, они обязаны пройти аккредитацию на территории РФ.

Кто проводит аккредитацию?

Один из самых волнительных вопросов, кто будет проводить аккредитацию. В отличие от сертификации, это будет делать специально сформированная аккредитационная комиссия , состоящая из представителей различных «секторов» системы здравоохранения. В частности, в неё будут входить представители профессиональных некоммерческих организаций, органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и (или) медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, и (или) профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций); образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского и (или) фармацевтического образования.

Что касается профессиональных некоммерческих организаций, то в состав комиссии могут войти только те сообщества, которые объединяют не менее 25% врачей от их общей численности на территории субъекта РФ. В целом, формировать состав комиссии будет только Министерство здравоохранения РФ, ежегодно утверждая персональный состав заново. Однако формирование профессионального жюри будет производиться по специальностям, по которым проводится аккредитация.

Естественно, определение в комиссию не может быть случайным. Обязательными условиями для всех членов аккредитационной комиссии являются отсутствие конфликта интересов или иной личной заинтересованности при проведении аккредитации специалиста, а также наличие высшего или среднего профессионального образования по специальности, соответствующей специальности, по которой формируется аккредитационная комиссия, и стаж работы по соответствующей специальности не менее 5 лет.

Где проводится аккредитация

Аккредитация специалистов будет проводится на базе подведомственной образовательной и (или) научной организации. Для этого министерство создаст Методический центр аккредитации специалистов. Однако экзаменовать специалистов могут только в помещениях образовательных и (или) научных организаций, техническое оснащение которых позволяет это осуществить.

В ходе аккредитации будет производится запись видеоизображения и аудиосигнала в помещении. Также аккредитуемым запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Где будет проводится аккредитация специалистов в Новосибирске, пока данных нет. Но, по нашему предположению, это будет Новосибирский государственный медицинский университет. База новосибирского вуза – едва ли не единственная, которая позволяет проверить практические навыки и решать симуляционные задачи.

Документы для прохождения аккредитации

Итак, чтобы попасть на процедуру аккредитации, необходимо предварительно заявить о своих намерениях в аккредитационную комиссию. Для этого выпускник, специалист лично подаёт документы для получения допуска к аккредитации.

Первичная аккредитация выпускников требует представления следующих документов:

1) заявление о допуске к аккредитации специалиста,

2) копия документа, удостоверяющего личность,

3) копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;

4) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Первичная специализированная или периодическая аккредитация требует представления несколько иного пакета документов:

1) заявления о допуске к аккредитации специалиста,

2) копии документа, удостоверяющего личность,

3) отчёта (портфолио) за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (для прохождения периодической аккредитации),

4) копии сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии),

5) копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии,

6) копии трудовой книжки (при наличии),

7) копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

В течение 10 календарных дней со дня подачи и регистрации документов аккредитационная комиссия проводит заседание и принимает решение о допуске специалиста к аккредитации специалиста и о сроках проведения аккредитации специалиста.

Процедура аккредитации

В целом, аккредитация специалиста представляет собой особую форму экзамена, состоящего из нескольких последовательных этапов. Каждый этап – самостоятельный экзамен, не сдав который нельзя проходить следующее испытание. То есть сдача первого этапа дает допуск к сдаче второго. Соответственно, не прохождение первого этапа не позволяет пройти на экзаменуемому на следующий этап.

Первичная и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:

- тестирование;

- оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях;

- решение ситуационных задач.

Периодическая аккредитация включает такие этапы, как:

- оценку портфолио;

- тестирование.

Каждый этап оценивается аккредитационной комиссией в формате «сдано»/«не сдано». Этап тестирования, оценки практических навыков считается пройденным, если минимум 70% ответов, практических действий являются правильными. Этап решения ситуационных задач считается пройденным, если на 10 и более вопросов из 15 возможных даны правильные ответы.

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 334н от 02.06.2016 года не даёт чёткой формулировки и технологии оценки портфолио специалиста и не объясняет, почему оценка практических навыков и решение ситуационных задач не входят в периодическую аккредитацию. Но документ позволяет судить о том, что оценка портфолио должна давать возможность оценить практические навыки и опыт аккредитуемого. Кроме того, здесь аккредитационная комиссия оценивает уровень квалификации специалиста, и его соответствие требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности, а значит, портфолио специалиста должно соответствовать заявляемому и реальному уровню квалификации.

Если аккредитация не пройдена

В целом, для прохождения каждого этапа аккредитации даётся три попытки. В случае, если все они оказались неудачными, специалист признаётся не прошедшим аккредитацию. Отсутствие специалиста на процедуре аккредитации автоматически признаёт его не сдавшим экзамен. Аккредитуемый может попробовать свои силы вновь спустя 11 месяцев, начав все сначала. Но даже пройденные этапы на предыдущей аккредитации ему не засчитаются.

Однако, если специалист не сдал аккредитацию, то он может подать жалобу на соответствующее решение аккредитационной комиссии в апелляционную комиссию в течение 2-х рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации. Жалоба рассматривается 5 дней. При положительном решении апелляционной комиссии аккредитуемый может вернуться к процедуре сдачи аккредитации и начать с того этапа, который он не прошёл или на который не явился.

Этапы прохождения аккредитации

По-прежнему остается открытым вопрос о сроках прохождения аккредитации. Она непосредственно стартовала с 2016 года, однако внедрение аккредитации как технологии получения допуска будет осуществляться в несколько этапов. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127н определил следующие сроки и этапы аккредитации специалистов:

Среди инструментов, с помощью которых возможно совершение определенных действий, или проверить соответствие какого-либо объекта определенным стандартам, нередко называют лицензию или аккредитацию.

Что такое лицензия

Лицензия означает право занятия какой-либо деятельностью . Оно подтверждается документом, который также называется лицензией. Заниматься таким делом можно, только имея на руках лицензию, выданную компетентным государственным органом. Государство обычно законодательно определяет перечень видов такой деятельности. Закон также определяет принципиальные ее положения и уполномочивает определенные государственные органы выдавать действующие бессрочно лицензии согласно их компетенции. Процедуры, связанные с обращениями в такие органы и выдачей лицензий устанавливаются документами правительства.

Лицензиями также именуются выдаваемые государственными органами разрешения на:

  • Вылов рыбы.
  • Строительство.
  • Продажу табачных изделий.
  • Управление транспортным средством.
  • Охоту на диких птиц и зверей.
  • Работу в конкретном радиочастотном диапазоне.
  • Производство оружия и пр.

Определенные особенности имеются в лицензировании высших учебных заведений . Это непростая процедура, которая определяет, насколько образовательный процесс в них отвечает утвержденному правительством положению о лицензировании деятельности в сфере образования. Местные органы власти и уполномоченный государственный орган обеспечивают соблюдение лицензионных процедур. Они касаются проверки материально-технической, социальной и кадровой обеспеченности, организации учебы. Если получены положительные результаты, выдается соответствующий документ, дающий право на ведение образовательной деятельности.

Широко распространено лицензирование в сфере патентного и авторского права . Оно осуществляется на основании лицензионных договоров. В первом случае обладатель патента или лицензиар таким договором предоставляет другому лицу (лицензиату) разрешение на использование принадлежащего ему объекта патентования, охраняемого государством. Лицензиат за это обязуется оплачивать обусловленную таким договором сумму за пользование патентом. Согласно исключительной лицензии право использования также передается в согласованных договором пределах. Однако у лицензиара остаются все права на патент, в том числе и право заключать и другие такие же договоры.

В области авторского права его обладатель дает лицензиату право копирования . распространение тиража произведения, его переработку, передачу по каналам связи и пр., которое может осуществляться в пределах и способами, предусмотренными лицензионным договором. Определенные особенности имеют лицензионные договоры в области программного обеспечения. Созданные правомерно согласно договору произведения называются лицензионными, а с нарушением исключительных прав автора — контрафактными.

Государством устанавливается уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без наличия лицензии, если при этом ему, юридическим лицам и гражданам причинен значительный ущерб или в крупном размере извлечен доход.

Зачем нужна аккредитация

Под аккредитацией понимается подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия стандартам определенного объекта аккредитации . Обычно такой механизм используется для оценки уровня профессиональных услуг различными организациями. Чаще всего осуществляется аккредитация услуг в области:

  • Высшего образования.
  • Проведения в лабораториях испытаний товаров, приборов и пр.
  • Клинической диагностики.
  • Калибрования различных приборов и инструментов.
  • Сертификации товаров и услуг.

Обычно эта работа выполняется специальными госорганами, осуществляющие свою работу согласно правил, утвержденных правительством.

При аккредитации образовательных организаций присваивается или подтверждается их статус. Фиксируется их тип (среднее, высшее, профессиональное и пр.) и вид его функционирования (институт, академия, университет и пр.). Процедура аккредитации предусматривает в первую очередь оценку уровня реализуемых программ образования. В ее ходе определяется, насколько подготовка специалистов отвечает госстандартам в этой сфере. При положительном результате выдается соответствующее свидетельство. Этот документ о госаккредитации с приложением к нему дает вузу право предоставлять предоставленные законодательством льготы и выдавать выпускникам диплом, установленного государством образца.

Помимо государственной аккредитации существует практика аккредитации организациями общественности, профсоюзами . Такие мероприятия поднимают рейтинг вуза. В США и Канаде государство не занимается аккредитацией услуг в сфере медицины и образования. Эти функции принимают на себя авторитетные негосударственные объединения разного уровня.

Услуги лабораторий обычно аккредитуются на предмет соответствия международным стандартам. При этом процедура предполагает:

  • Намерение лаборатории пройти аккредитацию.
  • Отсутствие какой-либо связи с органом аккредитации.
  • Периодическую проверку органа аккредитации на компетентность.
  • Общедоступность правил, по которым проводится аккредитация.

Полученный аттестат аккредитации означает соответствие лаборатории международным стандартам. Аккредитация может проводиться специальным госорганом или уполномоченными негосударственными организациями.

Существуют специальные процедуры аккредитации средств массовой информации при государственных органах, общественных организациях, профессиональных объединениях и пр. Они требуют предоставления документов, подтверждающих компетентность конкретных СМИ и их работников. Такая аккредитация может быть постоянной или на определенный срок и подтверждается аккредитационной карточкой.

В чем разница

Принципиально лицензия от аккредитации отличается тем, что первая дает разрешение на осуществлении конкретных видов деятельности, регламентированных государством. Права по пользованию объектом патентования или авторского права могут передавать также правообладатели -физические лица.

Аккредитация означает специальную процедуру подтверждения уровня профессиональной квалификации организаций, оказывающих определенные услуги. Такие услуги могут не быть в перечне лицензируемых.

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

В 2017 году Рособрнадзор лишил аккредитации и лицензии десятки университетов по всей стране. В последние месяцы сотни студентов МИТРО, Первого московского юридического института, Московской академии экономики и права и других вузов остались за бортом высшего образования, причем многие - перед защитой дипломов. Учащиеся беспокоятся о будущем своего образования, и не зря. Университет без аккредитации не имеет права выдавать дипломы государственного образца, ведь наличие аккредитации как раз означает, что качество образования соответствует федеральным стандартам. Теряются и другие привилегии: учащимся больше не гарантируют отсрочку от армии, учреждение не может использовать налоговые льготы или маткапитал при оплате обучения.

В случае потери аккредитации вуз должен в течение пяти рабочих дней сообщить об этом учащимся, а также разместить объявление в Интернете. Однако, как правило, руководство до последнего утаивает информацию, и для многих студентов новость становится неожиданностью.

Отсутствие аккредитации не лишает вуз возможности обучать студентов. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вуз закроется, только если потеряет лицензию. Лишенный аккредитации университет может выдать собственный диплом - негосударственного образца, но такая «корочка» не имеет ценности.

«Этот документ в современных условиях никому не нужен. Как в профессиональных организациях и фирмах, так и на госслужбе диплом негосударственного образца не котируется. С ним, помимо прочего, нельзя поступить в магистратуру или получить второе высшее образование», – объясняет Григорий Шабанов, проректор по учебной работе РосНОУ.

Как перевестись в другой вуз

Если студент не желает остаться недоучкой, единственный выход - завершить обучение в другом месте. Порядок перевода из вуза, лишенного аккредитации, регулирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем прописана специальная процедура, которая гарантирует соблюдение прав учащихся. По закону, вуз обязан обеспечить перевод студентов в другие университеты с сохранением условий обучения. Студент вправе рассчитывать на ту же специальность, форму и стоимость обучения, курс.

По словам генерального директора юридического бюро «Амелин и Копыстыринский» Александра Амелина, срок перевода не зависит от времени учебного года.

«Студент должен написать заявление о переводе на имя руководства своего вуза. За несовершеннолетних такое заявление пишет один из родителей или законный представитель. В течение 5 дней вуз обязан предоставить список учебных заведений, готовых принять студентов», – говорит юрист.

Он добавляет, что при этом специальность можно и поменять. Тогда в заявлении нужно написать о желании перевестись на другую образовательную программу.

Если студент не согласен с переводом, он может получить справку и самостоятельно переводиться в другие вузы. Однако, как считает Григорий Шабанов, в этом случае ни один серьезный вуз его не возьмет. Поэтому студенту нужно постараться выбрать лучший вариант из тех организаций, которые ему предлагает на выбор ректорат. Как только студент выбрал новый вуз, стоит обратиться в эту организацию и уточнить, действительно ли она осуществляет перевод, а также еще раз проговорить условия, которые будут сохранены.

Государственная аттестация в другом вузе

Иногда вузы, лишенные аккредитации, студентам об этом не сообщают и как ни в чем не бывало проводят выпуск. В этом случае, чтобы получить госдиплом, учащиеся имеют право пройти государственную итоговую аттестацию экстерном в вузе, который имеет аккредитацию.

«Российским новым университетом предоставляется возможность студентам других вузов пройти ГИА, но только, если они обучались на тех направлениях подготовки, которые у нас есть. Иначе пришлось бы отдельно разрабатывать огромный пакет методических и нормативных документов на каждый профиль. К тому же не все вузы добросовестно соблюдают законодательство в области образования, и их студентов мы тоже брать не можем», – рассказывает проректор РосНОУ.

По словам Шабанова, длительность процедуры зависит от того, как подготовлен студент. Все дисциплины, изученные после того, как вуз лишили аккредитации, подлежат переаттестации. Это касается и практики, поэтому университет должен найти время, чтобы провести консультации, переаттестовать человека, назначить время защиты, предоставить время для подготовки к экзамену и при этом соблюсти все установленные Министерством образования сроки. Как правило, на это уходит от трех до шести месяцев. Студент получает диплом того вуза, в котором он прошел государственную итоговую аттестацию.

В каких случаях можно получить компенсацию



Похожие статьи
 
Категории