Особенности композиции романа «Мастер и Маргарита». Сюжетные линии и через кого представлены

29.06.2020

Булгаков является очень известным и признанным во всем мире писателем. Лично я очень люблю его творчество и восхищаюсь особенностями сюжетных и композиционных линий. Сегодня мы поговорим на тему особенностей композиции и сюжета в данном произведении, а именно в романе «Мастер и Маргарита».

Булгаков посвятил почти все последние годы жизни написанию романа «Мастер и Маргарита».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Основной темой произведений Булгакова была – тема антитезы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» данная тема является центральной. Композиция произведения многоплановая, потому что совмещает в себе современность, фантастику и историю. Ее особенностью является то, что в романе изображены три отдельных мира (Московский, Потусторонний, Ершалаимский). Каждый мир имеет собственную структуру. Композиционная завязка Московского мира - появление Воланда в Москве, кульминацией является «Бал Сатаны».

В «Мастере и Маргарите» три сюжетных линии: Московская, Ершалаимская, линия отношений Мастера и Маргариты. Еще одной особенностью является наличие в произведение системы сюжетных двойников, то есть у каждого мира своя система действующих лиц.

Можно выделить любовную (Матер и Маргарита), философскую (противопоставление добра и зла), мистическую и сатирическую. В произведение между собой переплетаются два разных промежутка времени (Библейский, 1 век н.э., современность Булгакова, 30-е г. 20 века).

Роман можно назвать автобиографическим, потому что прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова – Елена Сергеевна, в образе Мастера можно узнать самого писателя.

«Мастер и Маргарита» - это «роман в романе», то есть в нем повествуется действие романа о Понтии Пилате и о судьбе Мастера и Маргариты. Оба романа являются частью единого произведения, несмотря на их противопоставление.

Обновлено: 2018-01-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мениппея чрезвычайно интересна для литературоведческого анализа. Сочетая необузданную фантастику с постановкой глобальных мировоззренческих проблем, этот жанр намеренно создает провокационные ситуации для подтверждения либо опровержения тех или иных философских идей. Одной из важнейших характеристик мениппеи является морально-психологический эксперимент, предполагающий нарушение нормального хода событий. Смешение реальности с вымышленным миром, совмещение хронотопов позволяют создать условия для проверки традиционных представлений о вечных ценностях, о непреложных истинах. Особенностями жанра и определяется сюжетно-композиционное своеобразие произведения.

В булгаковской мениппее несколько хронотопов. Один из них – российская столица 30-х годов XX столетия; второй – Ершалаим, первые три десятилетия нашей эры (это не реальное пространство и время, а роман Мастера); третий хронотоп имеет условные координаты, это, скорее всего, вечность и бесконечность. Здесь пребывает булгаковский князь тьмы. Ему обеспечен доступ во все сферы человеческого бытия: в художественный мир придуманной Мастером истории, в конкретное пространство города, в котором живут главные герои, и, что поразительно, даже в сферу душевной болезни. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, насколько сложны авторские приемы преобразования фабулы в сюжет.

Композицию можно назвать дискретной: основное действие прерывается главами романа о Пилате. В основе рамочных эпизодов библейская реминисценция. Связь между этими двумя сюжетными линиями определяется общностью идейного замысла и наличием в них фантастического элемента.

В гротесковых сценах сосредоточены важнейшие смысловые акценты; здесь фантастический герой становится формой присутствия автора. Доказательством может служить один из эпизодов – сеанс черной магии. В этом захватывающем фрагменте фантастика помогает писателю обнажить пороки обывателей. Прием «срывания масок» до Булгакова уже существовал в русской литературе, но цель создателя «Мастера и Маргариты», в отличие от предшественников, не только в том, чтобы наказать негодяев. Воланд в романе представляет силу не столько карающую, сколько справедливую, а потому он позволяет себе проверить, сохранилось ли в людях милосердие и сострадание. В этот момент фарс и буффонада, основанные на фантастике, превращаются в глубокое философское исследование реального мира.

Слова Воланда о том, что москвичи напоминают людей «прежних», становятся сюжетной мотивировкой: между миром Москвы и Ершалаима есть точки соприкосновения, их обязательно нужно увидеть, чтобы понять философскую идею. Что заставляет чиновников, засевших во всех столичных учреждениях, терять человеческий облик? Жажда власти, материальных благ, мещанского комфорта. Почему Понтий Пилат, вопреки искренним внутренним порывам, идет против своих желаний и совести? Ему мешает духовная несвобода (ее причина, как ни странно, тоже власть, но более мощная, чем у московских чиновников). Воланд – герой из ирреального мира – обнаруживает связь между всеми человеческими существами, утратившими чистоту помыслов из-за тех или иных привилегий; он выводит философскую аксиому, лежащую в основе нескольких сюжетных линий романа: человек не может быть свободен, если в нем не преобладает духовное начало. Значит, композиционное единство булгаковской мениппеи объясняется тем, что все ее коллизии обусловлены проверкой общечеловеческих истин.

Так выявляется еще одна важная особенность «Мастера и Маргариты»: острота конфликтов в каждой сюжетной линии строится не на перипетиях действия, а на разности идеалов. Особенно отчетливо это проявляется в главах о властителе Иудеи. Здесь можно выделить два основных столкновения. Первое – между мировоззренческими позициями Иешуа и прокуратора; второе связано с духовными противоречиями самого Понтия Пилата. В результате возникает основной конфликт этой части романа, и читатель приходит к пониманию разницы между подлинной и мнимой свободой.

В сюжете романа эта тема проходит через реальный и ретроспективный хронотопы. Есть и другие общие для всего сюжетного пространства проблемы: зло и добро, справедливость, милосердие, всепрощение. Вот почему автор выстраивает композицию так, чтобы герои из разных пространственно-временных планов соединились в контрапункте – в главе, символически названной «Прощение и вечный приют». В этом эпизоде Булгаков доказывает тезис, который дважды (но немного по-разному) звучит в романе Мастера и в романе о Мастере («Каждому по делам его» - «Каждому по вере его»).

Здесь же подходит к финалу еще одна важная сюжетная линия – любовная. Испытание чувством проводит в романе Воланд, поэтому Маргарите автор позволяет дольше всех остальных героев пребывать в фантастическом мире. Сплетение нескольких смысловых линий в разных эпизодах происходит не ради обострения сюжета, не ради того, чтобы развлечь читателя – просто все морально-психологические эксперименты проводит в мениппее один и тот же герой – князь тьмы.

Следовательно, к фабульным персонажам можно отнести в первую очередь Воланда, а также Мастера, Маргариту, Понтия Пилата, Иешуа. Другие действующие лица имеют сюжетные функции, но их роль все же очень значительна. Так, например, «кривые зеркала» карикатурного изображения действительности держат фантастические персонажи. Здесь, кроме Воланда, важны и сопровождающие его обитатели ирреального мира. Коровьев и Бегемот дебоширят в «приличных местах» не для забавы: они разоблачают и наказывают, заостряют внимание читателя на обыденных мерзостях, которые, к сожалению, перестали в реальном мире считаться пороками.

Все фантастические герои романа могут пребывать в реальности, смешиваться с ней. Чтобы это произошло, Булгаков особым образом выстраивает композицию: три мира существуют не параллельно, а один в другом, все вместе, хотя и в разном пространстве и времени. Автор использует дискретность и мистификацию, когда соединяет реальность с романом Мастера. Персонажи ирреального мира свободно перемещаются по всему художественному полотну, объединяя героев из разных хронотопов в отдельных эпизодах произведения. Сложная рамочная композиция не затрудняет, а облегчает восприятие философских идей, пронизавших «Мастера и Маргариту».

Сплетая реальные и фантастические сюжетные линии, Булгаков опирался на опыт предшественников, на традиции русской классической литературы; Салтыкова-Щедрина он считал своим учителем. «Я – мистический писатель», – заявлял М. А. Булгаков, а свой роман называл фантастическим. Конечно, это утверждение правомерно, однако подобное определение не отражает всего многообразия проблематики произведения, не объясняет его сюжетно-композиционную сложность.

Сюжет и композицию романа «Мастер и Маргарита» анализировал Федор Корнейчук.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Год написания – 1928-1940 гг.

История создания – Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет.

Тема – Центральная тема романа - противостояние добра и зла.

Композиция – Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна - это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст».

Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».

В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной - «Евангелие от Иуды».

Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры.

В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году.

Тема

«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы - вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.

Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.

Не менее важной в романе является проблема выбора , которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.

В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков , которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.

Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.

Композиция

Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе : в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором - о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.

В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором - в 30-х годах новой эры.

Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная - Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия , до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.

В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке - Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.

Главные герои

Жанр

Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто - настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4233.

Особенности композиции, жанровое своеобразие романа

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-исследование

Все сбылось… Каждому Цель урока:

будет дано по его вере! 1) понять замысел писателя,

поразмышлять о жанре и

композиции романа, заме-

тить и осмыслить перекли-

чки линий произведения,

уяснить идею романа;

2) развивать аналитическое

мышление, навыки работы

с художественным текстом,

с ИКТ, монологическую речь;

3) прививать интерес к творчес-

тву писателя, уяснить нрав-

ственные уроки

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя .

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Во многих смыслах это и роман тайн, которые открываются не всем и не каждому. Попробуем приоткрыть завесу тайн и заглянуть в мир булгаковских героев. Постараемся понять, в чем суть многоплановости и разноуровневости повествования, для чего написан такой роман, какие уроки мы должны извлечь из этого произведения.

Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, интересенн и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами романа, а, значит, коснуться и наших.
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные категории или она текучи, изменчивы, и тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и богатства? – вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе. А разве это и не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.

Заполним таблицу «Знаю, узнал, хочу знать»

Знаю

Узнал

Хочу знать

2. Стадия вызова. Слово учителя:

Я раздаю карточки с текстом.

Вы графическими значками пометьте + - знал, ? – непонятно, - не согласен, * - могу дополнить.

ИНСЕРТ

Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.

Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, Ф. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А. Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета », Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

Слово учителя:

Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.

Вопрос: Почему действие происходит в современной Булгакову обстановке понятно, но как объяснить параллельное обращение писателя к евангельским событиям двухтысячелетней давности, к миру потустороннему?

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА.

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «», «Гастроль». Он представлял собой развёрнутую дьяволиаду, где действие концентрировалось вокруг московских похождений Воланда. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник, именуемый Фаустом, а в окончательном тексте – Мастером, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».

Во второй половине 1936 года Булгаков написал новые варианты первых пяти глав. Так была начата работа над третьей редакцией романа, которая первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 года полный текст впервые был перепечатан. Эпилог же был написан М. Булгаковым 14 мая 1939 года.

Михаил Афанасьевич очень строго относился к написанному. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что – то нужно, что он чего – то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений:

Московский быт, запечатленный в очерках «Накануне»,

Сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,

Мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», - драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не был опубликован. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Она стала ангелом – хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, своей верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: « Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать 6 или 7 раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. Через 26 лет после смерти Булгакова в 1966 году в журнале «Москва» роман был напечатан, правда, в сокращенном варианте (всего было сделано 159 изъятий текста). В том же году в Париже роман был напечатал полностью и сразу же переведен на многие европейские языки. На родине Булгакова полный текст «Мастера и Маргариты» появился только в 1973 году.

3.Осмысление

1. А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Просто мы ещё раз вспомним определение этого жанра, пользуясь справочниками.

Работа со справочниками.(Презентация)

Составление кластера (приложение №2)

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

^ Ученики приводят доказательства

Персонажей в романе – 150

Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

4 сюжетные линии:

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовная - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая – Москва и москвичи.

^ Слово учителя

Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т. д., все зависит от тематики или идейно - эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.

Ответы учащихся.

Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)

Мистический (Воланд и его свита, бал сатаны)

Фантастический

Бытовой (картины московского бытагодов)

Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т. д.)

Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

(ребята составляют кластер, зачитывает один из пары)

2. А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?

(приложение №4), составление кластера

^ Работа со справочником

Вопрос: В чем необычность построения (композиции) романа «Мастер и Маргарита»?

В соединении в одном романе повествования об этих двух мирах. Это роман в романе. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале.

Дома вы должны были составить таблицу и ее заполнить:

«Два мира. Параллели и отражения»

Мир Москвы 30-х гг. 20в.

Мир Ершалаима нач. нашей эры.

1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия).

1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище).

2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе.

2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность.

3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т. д.

3. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Таблицу продолжают ученики, зачитывают возможные параллели и объясняют, почему решили, что эпизоды параллельны.

Таблицу можно оформить в виде индивидуальной карты на компьютере. Или предложить создать электронную книжку-энциклопедию, где на отдельных страницах будут отражаться все этапы анализа романа.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

В чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе: Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)

Чем отличается композиция романа «Мастер и Маргарита» от других романов в романе? В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?

^ Ответы учащихся (работа с текстом)

Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме) Глава 19- Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.

^ Слово учителя

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).

Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе - ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

Сюжет романа, написанного Мастером, является одной из глубинных традиций мировой литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим такие произведения, как «Возвращенный рай» Дж. Мильтона, «Иисус Христос во Фландрии» О. Бальзака, «Христос в гостях у мужиков» Н. Лескова и другие. Мы уже с вами отмечали, что в романе Булгакова есть много фантастических сцен. Давайте подумаем,

В какой части произведения должны происходить чудеса? Почему вы так считаете? Так ли на самом деле в романе Булгакова? От описания каких событий вообще отказался автор?

Где происходят фантастические события? Приведите примеры.

3. Рефлексия

Учитель

· Нашли ли мы ответ на вопрос, поставленный в начале урока?

Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке, мне ещё раз хочется сказать, произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.

^ Домашнее задание.

Мы с вами на следующем уроке остановимся на событиях, происходивших в Ершалаиме. Назовите имена героев, которые будут звучать на следующем уроке. (Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Левий Матвей, Иуда, Крысобой, Каифа, Афраний)

2.По желанию подготовьте сообщение об одном из персонажей.

3. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”,
  • помочь понять разноплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического);
  • выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения;
  • формировать умение публичных выступлений;
  • воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Оборудование: презентация учителя,компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н.Тихонов

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения.

Основной дидактический метод: лекция с элементами беседы.

Частные методы и приемы: слово учителя, индивидуальные сообщения учащихся, работа с текстом, выполнение теста.

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1

Ход урока

1. Сообщение темы, цели и эпиграфа урока (1, 2 слайд).

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным. История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману “Мастер и Маргарита”, ставшему поистине живой книгой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

“Мастер и Маргарита” – это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о “настоящей, вечной и верной любви”, эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

2. Лекция с элементами беседы.

А. Особенности жанра романа (3, 4 слайд).

– К какому жанру можно отнести роман? (бытовой /картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/, философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический)

Б. Особенности композиции (5 слайд).

– Каковы особенности композиции романа?

Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

– Приведите примеры из текста.

“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I) ” и т.д.

В. Пространственные и временные рамки романа (6 слайд).

– Когда и где происходит действие романа?

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

Г. Система образов романа (7 - 12 слайд).

– Чем определяется система образов романа?

Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).

– Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

В ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении. В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие). Некоторые изречения стали афоризмами.

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

3. Тест по содержанию романа с последующей самопроверкой (13,14 слайд).

  • В чём проявляется своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”? А) кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий; В) параллельное развитие трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
  • “Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. В чём смысл этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а об Истине; В) автор передаёт смысл библейской притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения храма в Ершлаиме.
  • Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? А) соответствие библейскому сюжету; Б) противопоставление библейскому сюжету; В) автор показывает бедность героя; Г) подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
  • Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме? А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
  • Узнай портрет. “Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки”.
  • Узнай портрет. “Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость”.
  • Найдите двойников героям романа: Мастер – …; Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – ...
  • Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и неповторимость; В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире; Г) её двойником является Гелла.
  • Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите; Г) Воланду.
  • 4. Итог урока (15,16 слайд).

    – Почему эпиграфом к уроку выбраны слова Н.Тихонова “Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда”?

    – Какие выводы можно сделать по итогам урока?

    Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

    Это философское произведение: по глубине и остроте проблем, затрагивающих коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных, свободных связей внутри и вне текста; по внутренней полемичности самого художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…

    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

    Такие рукописи действительно не горят!..

    –Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой “Памяти М.А.Булгакова”. Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом “Мастер и Маргарита”?

    5. Объяснение домашнего задания.

    Подготовить рабочие материалы к классному сочинению “Особенности композиции и проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.



    Похожие статьи
     
    Категории