1 слайд
2 слайд
Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…
3 слайд
В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.
4 слайд
Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.
5 слайд
Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.
6 слайд
Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.
7 слайд
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.
8 слайд
Один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей
9 слайд
Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма
10 слайд
Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен
11 слайд
Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…
12 слайд
Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»
13 слайд
Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен
14 слайд
Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.
15 слайд
Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.
Выполнил: Ученик 10Б Андреев Роман Преподователь: Николаева Елена Викторовна.
Слайд 2
Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети»
Слайд 3
С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
Слайд 4
Критики («Отцов и детей»). Н.Н.Страхов Д.И.Писарев М.А.Антонович
Слайд 5
“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. М.А.Антонович
Слайд 6
Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
Слайд 7
В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”. Д.И.Писарев
Слайд 8
Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.
Слайд 9
В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечательное Достижение Тургенева-художника. Н.Н.Страхов
Слайд 10
Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.
Слайд 11
На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”. Базаров. художник П.М. Боклевский. 1890-е гг.
Слайд 12
В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.
Посмотреть все слайды
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович). 900igr.net Презентация преподавателя литературы Колледжа МИД России Рябининой Е.Н.
2 слайд
Описание слайда:
С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.
5 слайд
Описание слайда:
Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
6 слайд
Описание слайда:
В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.
7 слайд
Описание слайда:
Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.
8 слайд
Описание слайда:
В 1862 году, в четвер-той книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман - замечатель-ное Достижение Тургене-ва-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “База-ров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.
Презентация по слайдам
Текст слайда:
Текст слайда: Д.И.Писарев Роман Тургенева шевелит ум, наводит на размышление, потому что весь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Базаровщина – болезнь нашего времени, которая пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. У Печорина есть воля без знания, у Рудина – знание без воли, у Базарова есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое…
Текст слайда: В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки. У мужиков лежит сердце к Базарову потому, что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.
Текст слайда: Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Описание смерти Базарова составляет лучшее место романа Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное.
Текст слайда: Писарев о Базарове выводы: …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощад-ного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.
Текст слайда: Базаров – это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол: - - родителей терпеть не может; - лягушек режет с беспощадной жестокостью; - высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости; - отравляет все, к чему ни прикоснётся.
Текст слайда: Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения. Задачей Тургенева оказались – написание панегирик «отцам» и обличение «детям», которых он не понял, вместо обличения получилась клевета. Молодое поколение представлено развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями.
Текст слайда: - один из самых могущественных и знатных демонов; дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Асмодей
Текст слайда: Есть одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя. В то же время важная для правильного понимания поступков его. Базаров – человек внутренне свободный. Свобода основана на свойствах его большого ума и на необычайной силе воли. Аналитический и критический Сухой и холодный Не чуждый иронии и скептицизма
Слайд №10
Текст слайда: Ясно, что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить его по головке, он хотел что-то сделать в пользу отцов. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов. А.И.Герцен
Слайд №11
Текст слайда: Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя. Н.Н.Страхов Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре…
Слайд №12
Текст слайда: Сам автор «Отцов и детей» оказался жертвой разгоравшейся в русском обществе борьбы, спровоцированной его романом. И.С.Тургенев с огорчением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём представить лицо трагическое – а все толкуют: – зачем он так дурён? или – зачем он так хорош?»
Слайд №13
Текст слайда: Кто из критиков видел в Базарове дьявола, сеятеля раздора и зла, ненавидящего добро? Д.И.Писарев М.А.Антонович Д.Н.Овсянико-Куликовский Н.Н.Страхов А.И.Герцен
Слайд №14
Текст слайда: Что есть, по мнению Д.И.Писарева, у Е.Базарова? Ненависть к бездельникам и болтунам; Знание и воля, мысль и дело; Большой ум и необычайная сила воли.
Слайд №15
Текст слайда: Какую цель ставил И.С.Тургенев, создавая образ Е.Базарова? беспощадно раскритиковать молодое поколение; показать внутреннюю трагедию героя; предсказать будущее России.
Слайд №16
Текст слайда: Какова капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес фигуре героя? Внутренняя свобода Е.Базарова Отсутствие всякой вычурности, всякой сладости по отношению к простому народу Большой ум и необычайная сила воли