Открытие выставки Евгения Дацко «Путешествие к берегам Русской Америки.

30.05.2019

Великое дело – случай. Он то и занёс нас с Ниной в Москву, на перекрёсток основных дорог, где мы и стояли в размышлении: Где найти «Почту»? Вал технического прогресса загнал её ныне в такие закутки, что и не все и коренные москвичи ведают. Вот стоим на оживлённом перекрёстке и думаем, как бандерольку в Хабаровск отправить.

Вокруг народ бесчисленный снуёт в разных направлениях, но взор их, в большинстве своём раскосых глаз нам намекает, что китайцы, японцы, таджики нам помочь не смогут.
И тут взгляд остановился на человеке почтенного вида, солидного возраста, с гордо посаженной головой, семи пядей во лбу, с мощной бородой и внимательными, с прищуром, серыми глазами.

Здравствуйте, - говорю я ему, - внутренний голос подсказывает, что в Москве вы человек не случайный и поможете нам определиться, где здесь почта?
Интуиция не подвела, мы разговорились, познакомились и за разговором не заметили, как наш москвич проводил до почты, всё рассказал и показал. Бандерольку отправили, а разговор сам собой дальше течёт.

И дальше - больше, оказалось, что мы оба художники и круг наших интересов пересекается, а тут и общие знакомые нашлись. Так судьба нас свела с известным художником и путешественником Дацко Евгением Иннокентьевичем, - кавалером многих наград и почётных званий СССР и России. Он нас пригласил на выставку своих работ, здесь же, неподалёку.

Сегодня сказочная удача на нашей стороне: Ещё утром никто и помечтать не мог о выставке, где гидом будет сам автор и Заслуженный художник России!

На входе в выставочный зал нас встречает информация о творческом пути и основных вехах жизни художника. Он, по рождению дальневосточник, окончил Дальневосточное художественное училище, работал, потом учился в МГХИ им. Сурикова. Всю остальную жизнь посвятил искусству, работая и путешествуя по просторам страны от Владивостока до Калининграда.
И уже в наше время Евгений Иннокентьевич путешествовал по свету, увидел и творчески перенёс увиденный мир на полотна картин и описав на страницах написанных им книг.

Большинство его работ разошлось по России и миру, но и те, что представлены на выставке, говорят о больших возможностях, мастерстве и широком круге интересов художника.
Среди работ на выставке есть ряд картин посвящённых родному Дальнему Востоку, – это революционные события двадцатых годов, – строй красноармейцев плохо одетых, обутых и вооружённых, но готовых бороться и отдать свою жизнь за лучшую долю. И тут же дальневосточный пейзаж уже нашего времени: масштабная стройка в долине перед горным хребтом. В необычной для себя манере, в очень пёстрой палитре осенних цветов, он отражает динамику изменений в жизни Дальнего Востока на фоне живописнейшего пейзажа.

В центе зала помещены картины, в которых художник обращается к теме революции. Воспользовавшись правом художника свободно мыслить и творить, Евгений Иннокентьевич помещает в одном чёрно-красном пространстве картины Николая II и Владимира Ленина, разделённых пирамидой из человеческих черепов. Всё это прямолинейно, без красивостей и полутонов, только красное и чёрное, что располагает к философскому осмыслению событий революции. Принимать её или нет.

А вот встреча с необычной картиной в оригинальной резной раме напоминающей старинный оконный наличник. В этом обрамлении зрителя встречает Федор Конюхов, личность сколь необыкновенная, столь и известная. Картина отображает наиболее трудные моменты его беспокойной жизни: Тут и полный драматизма кругосветный полет на воздушном шаре, покорение океанов на мускульной силе своих рук в одиночку, покорение горных вершин и путешествие к Северному полюсу на собачьих упряжках и многие другие подвиги, объединённые общей кроной древа жизни в масштабе всей Земли.

Евгений Дацко и Федор Конюхов в давнишней дружбе по интересам и просто, как сильные, талантливые люди. Интересно, что и наш земляк, учёный и изобретатель Флориан Шестаченко их сподвижник - они когда-то вместе обсуждали планы покорения водных и воздушных стихий, которые удалось осуществить Конюхову.

Широта интересов художника Евгения Дацко просто удивляет: Приморский фарфор, Калининградский фарфор, Парк скульптуры в Калининграде, преподавательская деятельность, а ещё экспедиция 1991 - 95 годов по случаю открытия Аляски. Поэтому, тема русской Америки им глубоко изучена и заняла достойное место в его творчестве.

Жизнь постоянно сводила с великими людьми мира сего. Большой правдивостью веет от его группового портрета: «Великие музыканты ХХ века», где изображены С. Рихтер, Д. Шостакович, Д. Ойстрах.
И совсем другой поход в картине - срезе девяностых, где талантом художника на одном полотне собраны люди, так или иначе повлиявшие на судьбу России, от Ельцина до Церетели. Их роль оттенена центральной фигурой булгаковского Шарикова, играющего на балалайке в исподнем и подчёркнута выразительным силуэтом Чарли Чаплина, со стороны взирающего на общий балаган.

Есть удивительная особенность во всех работах этого мастера: в какой бы технике он ни работал, чувствуется выработанный годами «Плакатный» подход – отбросить всё второстепенное, оставить только суть явления, героя, подчеркнуть это средствами искусства и донести до зрителя.
Таков его рисунок певца, поэта и актёра В.М. Высоцкого, где он изображён за месяц до гибели. Карандашный рисунок весь проникнут движением, тревогой и напряжением, предчувствием и драматизмом, в момент исполнения песни певцом, что называется «на разрыв аорты». Такое не расскажешь, это нужно смотреть и видеть.

А вот в «Красном» уголке выставочного зала, на фоне роскошного осеннего леса портрет статной дамы, в которой королевское достоинство подчёркивается стелющимися перед ней породистыми, необыкновенной красоты собаками. Картина написана так, что даже неискушённый зритель замирает перед ней, понимая, что тут всё не просто. В этот момент затихли и мы, а Евгений Иннокентьевич пояснил, что перед нами портрет его недавно ушедшей супруги. Достойный памятник – подумалось нам.
Откликается художник и на события сегодняшнего дня: На полотне разгорающийся костёр военного пожара, - о месте которого нетрудно догадаться по маленьким искоркам-свастикам.
Расставаясь, мы от всей души поблагодарили нашего друга за радушный приём, пожелали России и ему лично новых успехов и процветания.

21 сентября 2010 года на презентации книги «Тюремная одиссея Василия Шульгина» в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына я выступил с речью, после которой ко мне подошел заслуженный художник РФ Евгений Иннокентьевич Дацко и подарил свою книгу «Путешествие в Русскую Америку» (Москва: ООО «Издательство Сканрус», 2007. - 161 стр. - Тираж 1000). И он пригласил меня на открытие выставки «Евгений Дацко: Живопись. Графика. Плакат /Советский период, Русская Америка, 1994-2010 гг./», которое состоится сегодня 25 октября 2010 года в Государственном специализированном институте искусств близ метро Студенческая по улице Резервный проезд 10/12 в 17.00 в Большом зале. Он родился 26 ноября 1940 года, через месяц ему исполняется 70 лет, и в этом же году исполняется 40 лет его творческой деятельности. Выставка посвящена этим значимым вехам. Немаловажно для меня, что творческая жизнь художника во многом связана с родным для меня Калининградским краем, в котором прошли мои детские годы, которым много лет руководил мой дядя Николай Семёнович Коновалов. Необходимо выявлять и возвещать «русский след» на планете, чтобы лучше постичь вселенско-всечеловеческую миссию русского народа. Везде, где русские оставили свой след на Земле (то есть почти везде) - там продолжает пахнуть русским духом, там послед русской земли. Евгений Дацко и ряд других современных «миссионеров русскости» распространяют русское присутствие в мире. Глобализация по-русски набирает обороты...

В заметке от 14 июля 2010 года я уже упоминал о выступлении Евгения Дацко в Доме Русского Зарубежья, взял его на заметку. Под обложкой подаренной мне книги - не только репродукции картин и дневниковые записи художника, но и отличные фотографии генерального директора компании SKOL авторитетнейшего специалиста по декоративным материалам и оригинального дизайнера Леонида Вадимовича Есиповича . Он же - член Творческого Союза фотохудожников России (ТСХР) и член Международной федерации художников (МФХР). На вступительной страничке 3 издания он пишет:

«Интерес к истории и культуре России, судьбам соотечественников, не по своей воле покинувших Родину, но сохранивших традиции предков, обычаи и веру на протяжении двух столетий со времен первых поселенцев Форт-Росса и других мест, связанных с освоением американского континента русскими людьми, побудил нас издать путевые дневниковые впечатления заслуженного художника Российской Федерации, путешественника и подвижника Евгения Дацко. Описание экспедиции к берегам Русской Америки - из Владивостока через Аляску, до Сан-Франциско, многочисленные встречи с потомками первопроходцев, - все эти впечатления Евгений Дацко отразил в графических рисунках и живописных полотнах, которые вошли в изобразительный ряд, сопровождающий дневниковые тексты. Труд художника, путешественника и публициста вызвал у нас необходимость поддержать это издание, сделав его достоянием общественности.

Русскому зарубежью сегодня уделяется немало внимания: выходят научные исследования, появляется мемуарная литература, открывающая современному читателю неизвестные или десятилетиями скрываемые страницы жизни наших соотечественников, в силу политических обстоятельств оторванных от Родины, но сохранивших национальный облик, самобытность уклада, вероисповедания и преданность России. В этой связи скромный, но достойный вклад Евгения Дацко в дело восстановления исторической справедливости, незримой связи между прошлым и настоящим заслуживает внимания и уважения. Поэтому мы решили принять участие в популяризации творчества этого увлеченного человека, который, подобно старателю на прииске, по крупицам собрал золото российского духа и культуры, рассеянное по всему миру» www.photo.skol.su

"Фотографии Леонида Есиповича, представленные на страницах этой книги, - пишет руководитель галереи «Поломник» Поломнического центра Московского Патриархата Анна Ильина, - это не просто документальная летопись записок путешественника, это высокохудожественные образцы, созданные чутким неравнодушным мастером. Каждый снимок отмечен личной причастностью автора к фактам и событиям, свидетелем которых он стал.

Есипович мастерски подбирает особый ракурс изображения, светотеневую моделировку, улавливает нюансы настроений, то подчеркивая событийность зафиксированного камерой момента, то придавая конкретному объекту поэтическое звучание. Умение почуствовать и передать волнительно-радостное чувство соприкосновения с величественной красотой природы, запечатлеть животных, безмятежно отдыхающих в естественной среде обитания - характерные моменты, отличающие фотографии Леонида Есиповича.

Как путешественник, фотограф и подлинный художник, он смотрит на мир творчески осмысленно, поэтому его работы обладают историко-документальной и эстетической притягательностью, завораживают, заставляют отвлечься от суеты повседневности и кадр за кадром, ощущая свою причастность, пройти по следам странствий отважных мореплавателей.

Из увлечения фотосъемка превратилась для Есиповича в профессиональную работу, но работу для души. Он относится к делу также требовательно и ответсвенно, как к основному роду своих занятий. Леонид Есипович стремится не просто запечатлеть, но и передать посредством фотографического снимка субъективное восприятие увиденного, поэтому его работы обладают особой выразительностью. Об этом свидетельствуют и фотографии, представленные в альбоме художника и путешественника Андрея Дацко".

"Я родился в Приморском крае, - начинаются заметки Евгения Дацко (стр. 4). - Уже в эпоху чжурдженей эти места достигли высокого уровня цивилизации. Об этом я узнал, когда в I960 г. в составе экспедиции А.Л. Окладникова раскапывал городище времен неолита на мысе «Песчаный».

Владивосток и Приморский край начали заселять в конце XIX века. Эти чудные места и местных жителей - орочей и гольдов - описали Николай Пржевальский и Владимир Арсеньев. Одного из них, Дерсу Узала, охотника и профессора тайги, Арсеньев прославил на весь мир.

Я приморец в третьем поколении. По линии матери из Донских казаков, а по линии отца из Черниговской губернии Украины. Мои предки во времена столыпинского переселения: людей, дабы разрядить революционную ситуацию и заселить богатые и необжитые места Дальнего Востока, двинулись в глубь Приморья. Предварительно переправившись на кораблях из Одессы, огибая Африку, переселенцы со скарбом и детьми достигали Владивостока, по пути намучившись в морских качках. Потом продвигались глубже на быках /стр. 5:/ и лошадях, выбирали понравившееся место у речки или озера и организовывали поселение. На каждую семью положено было освоить десятину земли, посеять рожь, пшеницу, овес, посадить картофель, разбить сад, построить дом с пристройками. Полагалась заимка. Хозяйства развивались не одинаково: у кого было больше сыновей, те быстрее укрупнялись.

В тайге было много зверя, птицы, кедровых орехов, винограда, кишмиша и другого богатства. Только не ленись собирать!

К революционным событиям 1917 года это был богатый зажиточный край. Села строились по плану, на самом высоком и красивом месте ставилась церковь. Многие заводили молотилки, паровые машины и первые трактора (фарзоны). Мои деды начинали жить в деревне Дмитриевка, а я родился уже в соседнем селе Черниговка, близ озера Ханка.

Но настало смутное время: докатилась и до наших краев революция. Появились японцы, американцы, чехи, белые и красные, партизаны и банды. Все, что возводилось с таким трудом, быстро разгромили, ценности растащили. Ломать не строить! Пришла советская власть.

/стр. 8:/ Уничтожили все церкви. Промышленники, интеллигенция, офицеры Белой гвардии, священники, старообрядцы уходили за рубеж. Можно назвать ряд имен того периода, прославившихся в годы эмиграции: Вертинский, Сикорский, Зворыкин и др. Многие перебирались в Китай, в «русский город» Харбин, через о. Ханку или тайгу. Перед революцией построили железную дорогу из Москвы до Владивостока, а летом 1898 г. российские первопроходцы приступили к строительству КВЖД. Харбин, административный центр в Китае, в 1920-е годы стал и центром русской эмиграции. В середине двадцатого века здесь проживало почти двести сорок тысяч русских. Муж моей тетки служил в Харбине телеграфистом на железной дороге (в 1930-е годы он был расстрелян).

Писатели организовали объединение «Зеленая лампа». Город жил насыщенной культурной жизнью до I960 г.

/стр. 9:/ В 1959 г. я с группой студентов Приморского края за хорошую успеваемость был награжден поездкой по городам Китая. Мы видели Харбин и провели в нем несколько часов. Запомнилась красивая православная церковь и памятник Советским воинам, погибшим при освобождении Китая от японцев. Встретили на перроне русского эмигранта, но разговора не получилось. В 1991-94 гг. я встретился с эмигрантами-харбинцами в Сан-Франциско и со старообрядцами, выходцами из Приморского села Яковлевка, на Аляске.

Жизнь прожить - не поле перейти. Особенно досталось нашим дедам и отцам. Их поддерживали женщины, сохраняя православную религию, традиции. В Советский период в России люди собирались и молились тайком. На Пасху пекли куличи, крендели, готовили пасху, красили яйца. Во время войны моя мама гадала, желая узнать, что с сыном на фронте. Клала на стол хлеб, соль, уголь. В кусочек воска втыкалась иголка с ниткой, приложив к голове руку с этим отвесом, мать держала нить и что-то шептала. Воск раскачивался и в какую сторону показывал - такая была весть: плохая или хорошая.

Мое появление на свет за полгода до начала Великой Отечественной войны ничего хорошего не предвещало. Жили мы около знаменитого аэродрома./стр. 10:/ Там бывала Нормандия Неман, служило много будущих космонавтов, а в годы войны стояли зенитки, из которых стреляли женщины. Детьми мы играли, подражая «ястребкам», - изображали самолеты, расставив руки в стороны, жужжали. Игрушек не было.

Когда на Западе закончилась война, театр военных действий перекинулся на Восток. У нас поселились два молодых веселых летчика. Они летали бомбить в Китай японцев, возвращаясь, привозили оттуда ароматные яблоки, яйца, шелк. Появились пленные японцы. Они лениво пилили дрова и выполняли разные тяжелые работы. У них были диковинные шапки с клапанами для ушей, отстегивающиеся рукава. Я три года ходил в школу в японских бурках. Большие не по размеру, но зимой в них было удобно кататься с горок и по дорогам на коньках. Все было самодельное. На речке играли в хоккей: делали клюшки и гоняли консервную банку. Летом купались, пасли коз и играли в футбол тряпичным мячом. Зимой катались с гор на дощечках из бочки «клёпки». Во время войны пользовались самодельными светильниками из гильз. Один я храню до сих пор. Когда появился фильм «Тарзан», все мальчишки переняли его клич и везде кричали «по-тарзаньи». «Три мушкетера» тоже вдохновляли на подвиги: мальчишки яростно дрались, подражая героям фильма. Появилось радио. Голоса Бабановой и других артистов завораживали. Классическая музыка входила в деревенские дома. В быту были патефоны. Ребята мастерили детекторные приемнички и слушали музыку через треск.

А вот с едой было туго. Очередь за хлебом занимали с вечера, да только пока получишь несчастную булку, так в толчее наломают бока! А то вовсе с пустыми руками уйдешь.

Старший брат до моего рождения ушел в армию, и только в 1947 году я с ним познакомился. Два других брата морячили, перевозили грузы из Америки, Канады, Японии, Кореи. Отец получил медаль «За доблестный труд в годы ВОВ». Все для фронта, все для победы!

Школьниками мы работали на полях и на току: пололи, копали картофель, а вечером под гармошку танцевали до утра. Спали на чердаках и сеновалах. Ездили на сенокос. На реку Лефу (теперь Илистая) собирались косари, вечером /стр. 11:/ рассказывали у костра разные байки. Запомнился дел Кайда, маленький, с трубкой во рту, один глаз потерял еще в первую войну с немцами 19 И года. На костре он варил, как говорил, «крутяк» (рис с картошкой, рыбой и мясом). Мы тут же ставили удочки, перемёты. Рыбы было предостаточно, а еще больше комаров, которые не давали спать. Ночью поддерживали дымные костры, защищая от комаров лошадей. В юности все воспринималось с восторгом.

Я начал рисовать, свои первые рисунки сохранил. Когда узнал, что есть такое художественное училище - решил поступать. Был 1956 год. Братья отговаривали: «Иди лучше на инженера учиться!» - в те годы это было модно. А мать сказала: «В жизни нужно рисковать. Хочешь стать художником - езжай и поступай!»

Вот я и рисую всю жизнь. Закончил Владивостокское художественное училище и художественный институт им. В.И. Сурикова, проработал художником не один десяток лет.

Но в 50 лет в моей судьбе произошли грандиозные перемены, и жизнь раскрылась с новой, неведомой ранее стороны.

/стр. 12:/ НАЧАЛО ЭКСПЕДИЦИИ

В 1974 г. в доме творчества «Челюскинская» я познакомился с Ф. Конюховым, который готовился в одиночку отправиться на Северный полюс. Некоторое время Федор пожил у меня в мастерской в Москве. В 1990 году мы вновь встретились во Владивостоке, и он познакомил меня с Михаилом Поборончуком, собственным корреспондентом газеты «Советская культура», который на яхте ходил на остров В. Беринга.

1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Беринга. Это было 250-летие со дня открытия Берингом и Чириковым Аляски. Поборончук задумал провести историческую экспедицию на трех пакетботах: «Святой Петр», «Святой Павел» и «Святой Гавриил», и предложил мне присоединиться к команде. Экспедиция 1991 года должна была повторить путь кампании 1741 г. Предполагалось, что Ф. Конюхов тоже будет участвовать, но он привык путешествовать в одиночку и отказался.

/стр. 13:/ Михаил Поборончук познакомил меня с Леонидом Лысенко, который должен был быть в экспедиции главным капитаном. В то время Л. Лысенко был уже известным яхтсменом, преподавал в мореходном училище. Мне
предложили быть художником экспедиции и дизайнером лодок. В Москве я сделал эскизы вымпела, значков, костюмов времен Беринга. Ездил на верфь, в г. Петрозаводск, где делали лодки для Мосфильма. Поборончук мог сделать судна и во Владивостоке, но в Петрозаводске оказалось дешевле, потом за месяц их перевезли во Владивосток по железной дороге.

Весь апрель, май и до 29 июня работа кипела на всех фронтах. Основным спонсором экспедиции выступило пароходство, но М. Поборончук умудрился подключить и других - общества и кооперативы, возникающие в то время как грибы после дождя.

Лодки сгрузили на берег Амурского залива, рядом с мореходным училищем; учащиеся нам помогали. Ребята учились паклевать борта и делать разные работы. Обшили медными листами и гвоздями борта, чтобы морские черви не разрушали корабль. Изготовили мачты, по три на каждую лодку, паруса, проверили вспомогательные моторы ПЧ (40 лошадиных сил, вес 960 кг.). /стр. 14:/ В Беринговом море они нас спасали. Мы сушили на них промокшую одежду. Десять суток переходили это место до первого острова Атту.

Я делал прямо на берегу скульптурные изображения святых в качестве носовых украшений. Окошки декорировали деревянной резьбой, сделали деревянные резные поручни по бортам и маленькие - на надстройках. Известно, что архангелогородцы украшали свои суда также, как свои деревянные дома, чтобы чувствовать себя в долгих суровых условиях моря как дома.

С нами должны были пойти казаки Уссурийского казачества во главе с будущим атаманом Виталием Полуяновым. Сейчас он - казачий генерал и возглавляет эту организацию. Как бывший военный журналист, публикует /стр. 15:/ статьи в казачьем журнале, пишет рассказы, а в 90-х годах публиковался в литературном журнале «Дальний Восток».

Вокруг нас вертелись мальчишки. Одного из них, десятилетнего Ромку Борисова, уговорили пойти до Петропавловска-Камчатского. Отец его работал в порту грузчиком. Поговорили с ним, в итоге родители согласились отпустить.

Экспедиция шла от Владивостокской школы путешественников с эмблемой на корме лодок. Девиз М. Поборончук придумал: «Ну, поехали!». Всю эту дизайнерскую камарилью один я за такой короткий срок сделать был не в силах, поэтому пригласил помощников-художников. Кроме того, иной раз мне мешали обстоятельства. Как-то я почти вырубил двухметровое бревно из липы, но внутри дерева оказалось дупло. Пришлось выбросить брак и начать заново.

В итоге работы окончили в срок. Погрузили корабли на платформы авто и, удерживая веревками с двух сторон,
участники экспедиции держали их; медленно этот кортеж двинулся до места спуска на воду. Разбили о борта шампанское - по традиции. И началась обкатка лодок в Амурском заливе. Потом, 29 июня, в торжественной обстановке Епископ Григорий освятил корабли и вручил икону Ромке Борисову, который занес ее на флагманскую лодку «Святой Петр».

Я должен был улететь в Москву, оформить визу и начать свое путешествие из Петропавловска-Камчатского.

/стр. 16:/ ПО ПУТИ ВИТУСА БЕРИНГА

Благополучно добравшись до Петропавловска-Камчатского и завершив первый этап экспедиции, юнги получили первое морское крещение. Прошли от Владивостока трудным, запоминающимся путем. На причале у лодок собрались участники первого этапа и вновь прибывшие. Лидер экспедиции М. Поборончук поздравил юнг (среди них были и девушки), вручил вымпела, медали, грамоты и подарки.

В эти же дни отмечали и 250 лет открытия Аляски. По городу прошли колонны демонстрантов, звучали речи администрации города, в Бухте - парад кораблей: Фрегат «Палада», яхты и наши лодки.

Заканчивали съезжаться участники главного перехода. Здесь были и спонсоры, пожелавшие участвовать в переходе. Приехал потомок В. Беринга в седьмом поколении - Владимир Маслов-Беринг из Донецка, инженер-химик, альпинист. Мы с ним были назначены на «Святой Петр», флагманский корабль-пакетбот длиной 17 м., шириной 4,5 м., 1 м. осадки и 21 тонн весом. Начали /стр. 17:/ готовиться к походу. Перед стартом нам удалось совершить удивительное путешествие на самолете «кукурузнике», облететь камчатские вулканы и заглянуть в их жерла.

Я рисовал эти исполины. Впечатление у всех было незабываемое. Снежные прекрасные вершины в июле жаркого лета. Во времена Беринга не увидеть было такой красоты сверху!

Петр I поручил Витусу Берингу, офицеру русского флота, датчанину по происхождению, искать новые острова и земли по пути в Японию и Америку. На карте было белое пятно, и никто не знал, где и как Америка соединяется с Дальним Востоком. Экспедиция продолжалась 10 лет, за этот срок была проделана огромных масштабов работа. Обследовали и нанесли на карту острова Курильской гряды, побережье Охотского моря, полуостров Камчатский. В 1728 г. участники первой Камчатской экспедиции под руководством Беринга в плавании на боте «Святой Гавриил» доказали, что между Азией и Америкой есть пролив (впоследствии названный Беринговым). Участники экспедиции Федорова и Гвоздева (1732 г.) первыми увидели берега Северозападной Америки. Из Якутска посылались экспедиции обследовать берега северных морей и впадающих в них рек. И самой знаменитой была экспедиция В. Беринга и А. Чирикова. Моряки судна «Святой Павел» под командованием лейтенанта Чирикова 15 июля 1741 г. увидели американские берега на широте 55° 20" и поднялись до широты 58°.

Пятнадцать человек высадились на берег и до сих пор судьба их не известна. На корабль они не вернулись. Судно капитан-командора В. Беринга «Святой Петр» достигло берегов Америки у 58° 14" с.ш. 20 июля 1741 года. Нехватка продуктов и начавшаяся цинга, постоянные /стр. 18:/ изнуряющие штормы подорвали здоровье командора. На обратном пути прошли мимо острова Кадьяк, где впервые встретили алеутов. Сильный шторм 5 ноября выбросил судно на неизвестный остров и разбил его вблизи берегов Камчатки. 8 декабря В. Беринг умер (впоследствии остров был назван в его честь, а группа островов - Командорскими). Судно «Святой Павел» вернулось в Петропавловск-Камчатский 12 октября; начали поиски Беринга. На остров потерпевших зашли с другой стороны. Не найдя корабль, вернулись. Оставшиеся 46 членов экипажа В. Беринга (31 человек умер во время плавания и зимовки) выстроили новое судно из остатков пакетбота и плавника, и летом 1742 г. вернулись в Петропавловскую гавань Камчатки.

Закончив все приготовления и пройдя таможенный досмотр, уходили к берегам Америки фрегат «Паллада», учебное морское судно, и большое научно-исследовательское судно с огромным количеством всякого народа: артистов, спортсменов, и наши лодки «Святой Петр», «Святой Павел» и «Святой Гавриил». Вся эта эскадра должна была пройти путем В. Беринга и А. Чирикова. Десятилетняя экспедиция под руководством В. Беринга открыла миру новые очертания дальневосточных берегов и показала, где начинаются берега Америки на северных широтах. Это было величайшим подвигом русских первооткрывателей и мировым достижением.

Вот и мы решили на малых лодках, подобиях корабля Беринга и Чирикова (наши были на пять метров короче, но со вспомогательным мотором, без которого не выпустят в море), пройти этот путь вдоль Алеутских островов, /стр. 19:/ прочувствовать, что это такое. Еще во Владивостоке один капитан первого ранга спросил: «И ты собираешься на этих шушлайках пройти Берингово море? Да ты знаешь, что это такое?», а я ему ответил: «Не знаю, но все будет хорошо». Была какая-то уверенность.

В Петропавловске-Камчатском выстраивалась эскадра на последний советский праздник, День военно-морского флота, а мы отправлялись в далекое плавание, и что нас ждет, никто не ведал. У нас были старые советские карты, вроде бы опытные капитаны-яхтсмены: В. Кречко, штурман Л. Лентарев, капитан «Святого Павла», симпатичный человек маленького роста с сильным голосом, показавший себя в плавании с самой лучшей стороны. Остальные - сборная солянка. По одиннадцать человек на каждой лодке. Многие впервые вступили на борт - и в такое плавание!

Отдали концы. Люди и дома постепенно уменьшались, а вулканы увеличивались. Их снежные вершины завораживали. Все погрузились в грустное молчание, особенно новички. Постепенно выходили из Петропавловской гавани; последний маяк - и вот уже всем известные скалы-братья. Мы начинаем вживаться в море, в маленькое пространство лодки, начинаем действовать по распорядку судна. Вахта за штурвалом, вахта на палубе и сон - по четыре часа. Я заступил в восемь вечера. Это мое первое дежурство не моряка - художника. Внутри каждого члена команды было волнение перед неизвестным предстоящим плаванием. Дул встречный ветер, «Святой Павел» и «Святой Гавриил» шли по разные стороны, и под парусами шла яхта «Адмирал Невельской», на которой шли курсанты морского училища со своим преподавателем. Ветер усиливался. Волны становились все больше. 29 июля прошли 140 миль. 30 июля сломался /стр. 26:/ «Святой Павел». Шли в тумане. Потом сломался «Гавриил», потеряли винт. Пришлось тянуть его на прицепе. Встретили касаток. Чайки исчезли, появился огромный альбатрос: фланировал между волнами. Многих укачало. Потомок В. Беринга лежал на палубе, не спускаясь вниз. Настроение у всех было плохое. Молча, промокшие, мы выполняли все, что требовалось. Спасал мотор, на котором можно было просушить мокрую одежду.

Берингово море серое, волны большие, а глубина - до 6 километров. Вдоль алеутских островов проходит глубокая впадина. Идем караваном. Дует встречный непрерывный ветер. Стало холодно. Ветер стих, утром 2 августа мы увидели землю. Мыс Чирикова засветился в рассветных лучах. Только когда сам прочувствуешь, что значит «Вижу землю!», пройдя волнительный опасный участок, поймешь этот восторг. Все радовались, кричали. Капитан выделил по сто грамм. Море утихло, и оклемался потомок В. Беринга, Владимир Маслов-Беринг. Ребята шутили над ним: «Давай переименуем в море Маслова». Снежные вершины острова приближались. Я написал этюд с натуры и портрет Потомка. Солнце ласково пригревало.

АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА

На острове Aтту, первом в цепочке Алеутских островов, принадлежащих США, находится военная база береговой охраны. Мы запросили заход в бухту «Убиенная».

Заход оказался сложным, поскольку там много подводных камней, а у нас не было современных карт. Потихонечку мы все же пробрались, /стр. 27:/ бросили якоря. Подошла моторка, капитаны переговорили и отправились на остров. Мы сидели в ожидании, разглядывали горы, поросшие травой. На этом острове, как нам рассказали, во время войны 1941-45 годов погибло по 3000 человек с каждой стороны. Были кровопролитные бои с японцами.

Подплыли «научники», изучавшие моллюсков: в красно-черных костюмах они выглядели как марсиане. Наш вид был ужасный, да еще вытащили на просушку промокшие матрасы и одежду, отчего лодки выглядели базарно. Вернулись наши капитаны и американские военные в сюрвайтах. Началось знакомство, братание. Кто знал английский, переводил для всех. Остальные объяснялись на пальцах. Словом, понимали друг друга. Мы их угощали водкой. Американцы помогли нам подремонтировать неполадки. Я подарил карандашный портрет старшему из них, а он мне - свою бейсболку. Дошел я в ней до Сиэтла, но в проливе между Канадой и Америкой ее ветер сдул.

Вечером ловили камбалу и палтуса. Утром, отдохнув, ушли дальше. Впереди маячил остров Агатту. Поставив винт на «Гаврииле», отремонтировав мотор на «Петре» и залатав обивку на «Павле», мы снова были в полном порядке. Американцы дали нам в дорогу пива, колбасок, воды, фруктов.

День и ночь были прекрасные, а потом все смешалось в туман. Подул ветер, погода испортилась, и мы укрылись в бухте острова Кыска. Там было много непуганых каланов, утка с утятами, орел в небе, маленькие птички. Ветер к утру стих, и мы снялись со стоянки.

За каланами было интересно наблюдать: мать с детенышем поедали морскую капусту, любопытная мордочка смотрела на нас, не прекращая свое занятие. /стр. 32:/ Камнем разбивали ракушки на животе. В разные стороны торчали усы, глазки-бусинки; казалось, что они улыбаются и все время в хорошем настроении. Погода постоянно менялась. Мы, промокшие как утки, двигались в однообразном ритме. Мотор отсасывал воду из лодки, поэтому на палубе было веселей. А внизу - очень тесные помещения для отдыха; 11 человек - уж больно много для таких лодок. Впоследствии мы втроем прошли от о. Кадьяк до Лос-Анджелеса. Нас часто сопровождали дельфины. Несколько раз из-за плохих карт попадали на мелководье, в заросли травы, и потом долго выбирались оттуда. Выручала метровая осадка лодки. Однажды наткнулись на китов. Поначалу боялись, что они вздумают нас атаковать, перевернут лодки. Но киты оказались миролюбивыми. Потом не раз встречали их и далеко на юге. Дельфины сопровождали нас каждый вечер. Стая играючи шла наравне с лодками. Веселые ребята!

У берегов Алеутских островов много разной дичи. В одном месте, недалеко от о. Уналашка, миллионная стая кружилась над морем, покачивалась на водной глади. Мы долго шли мимо, да так и не смогли понять, что за птицы.

Прошли 380 миль до Кадьяка, потом еще 450. Миновав самый опасный участок пролива и перейдя в западное полушарие, салютовали ракетой.

Восьмого августа /1991 года/ ничто не предвещало бури. У берегов острова Амля, в бухте Свечникова, мы должны были встретиться с яхтой и перелить топливо. Проход в бухту был красивым. Гавань Свечникова окаймлялась высокими отвесными горами, поросшими лишь густой травой, с гротами и водопадами. На одной из горных вершин заметили гнездо орла.

Когда уже зашли в бухту, внезапно подул резкий сильный ветер. Неподалеку пришвартовался американский корабль. Мы тоже начали бросать якоря, но нас сносило, и мы вынуждены были войти прямо в берег. Закрепились за лежащее /стр. 33:/ бревно, засыпанное галькой. Под горой было затишье, решили здесь и переночевать.

В разгар бури на корму села выбившаяся из сил чайка. Михаил Поборончук взял ее в руки. Накормили ее рыбой, благо рыба ловилась хорошо, много было бычков и ленков. Иностранный корабль за все время нашего прибывания в бухте не выразил никаких признаков желания контакта.

В этих местах внезапные и очень большие приливы и отливы, что стоило бы учесть. Но мы не учли; уставшие, залегли спать. Всю ночь ветер дул со скоростью около 30 м/с. Наутро наши лодки оказались на боку. Вода ушла, и отлив оставил нас на берегу.

На «Павле» принялись латать медную обшивку, напаивали у винта свинец. Пока шел ремонт, группа - оператор и режиссер Дальнеленфильма, я и еще несколько человек - пошла обследовать остров. Мы впервые за время путешествия ступили на землю. Поэтому во время движения нас слегка шатало, так уже привыкли к лодкам и постоянной качке.

Через траву высотой в человеческий рост пробирались к водопаду. У его подножия открылась чудесная панорама гавани Свечникова. Оператор заснял эту красоту, а я зарисовал.

Алеутские острова, все, кроме острова Кадьяк, - поросшие травой; там почти нет деревьев, зато много цветов. За короткое лето все быстро растет и так же быстро увядает. Растительность острова влажная, сочная. В зарослях щебечут сладкоголосые птички. Мы нашли какие-то ягоды - черные, водянистые.

Пережив бурю, в воде закопошились каланы, в небо взмыли чайки, бакланы; парил орел, гнездо которого, очевидно, мы приметили на высокой скале. К нему подлетала приставучая чайка, а он маневрировал и уходил от нее.

Наша экспедиция выбралась к водопаду высотой около восьмидесяти метров. У подножия горы, из речки, корабли обычно набирают питьевую воду.

Исследовав берег, мы вернулись на базу. К тому времени работы по починке лодок закончились, и прилив вернул их на воду. Пришлось забираться на борт по плавающему в воде бревну. Оно крутилось под ногами, мы скользили и падали под общий хохот.

/стр. 38:/ Промокшие, но довольные, уходили из этой бухты. Берег, рассвеченный лучами солнца, красиво прощался с нами, над высокой скалой кружился орел.

Яхту мы так и не дождались. «Павел» переждал шторм в другой бухте, а яхта ушла при хорошем попутном ветре в Датч-Харбор.

Поговаривали, что в застигнувшей нас буре в этом районе потерпело крушение 12 судов. Теперь же попутный ветер нам помогал: до ночи прошли по 12 узлов под парусами.

Следующее утро начали с празднования Дня рождения штурмана экспедиции Л. Лентарева. Я нарисовал поздравление. На фоне вулканов наши лодки подошли друг к другу, и все поздравили штурмана.

Ночь встретила нас туманом. Прошли вулкан высотой 2109 метров. У нашей лодки сломался винт, пришлось нас буксировать на прицепе.

ДАТЧ-ХАРБОР

Вечером 12 августа вошли в красивую бухту острова Датч-Харбор - Уналашка. На берегу показалась Православная церковь, которую построил священник И. Вениаминов, впоследствии - митрополит Московский и Коломенский. С ним очень много связано на этом острове, многое сделал он для просвещения местного населения: перевел на алеутский язык священные тексты, был первым епископом Русской Православной Церкви в Америке.

У причала нас приветствовали тридцатилетний заместитель мэра Глен, телевидение, пресса. Все спустились осматривать корабль. Две старушки (одна из которых - восьмидесяти восьмилетняя югославка) привезли для нас целую машину угощений. Среди встречающих была еще Абби, хозяйка магазина, а с ней большая собака, которая стояла в кузове машины, да так и каталась по Уналашке, вместе с хозяйкой. Собаки в Америке добрые. Это говорит об уровне /стр. 39:/ жизни и об отношении к природе и животным. В Америке дикие животные не боятся людей, живут своей жизнью. Люди их не трогают, не бьют, не убивают. Природой пользуются разумно - это пришло через жесткие законы.

    Моя Родина – город Коломна. Много в мире больших городов, Пусть судьба будет к ним благосклонна. Но по истине в сердце любовь, Разбудила во мне лишь - Коломна. Вдоль Маринкиной башни пройдя, Под лазурью прекрасного неба. Князь укажет рукой мне с коня, Где ковалась России победа! Пред врагом ты была непреклонна, На слиянии Москвы и Оки. Моя Родина – город Коломна, Мы с Коломной на век земляки. Твои стены, с годами лишь краше! Расцветай твое сердце бездонно, Ни чего мне с тобою не страшно, Моя Родина – мама Коломна, Шум деревьев с дыханьем церквей, Нас встречают улыбкой с порога. Плач фонтанов в мозаике огней Городов, как Коломна не много. Много в мире больших городов, Пусть судьба будет к ним благосклонна Но по истине в сердце любовь, Разбудила в нас, наша Коломна. Лик Дмитрий Сергеевич (поэт-автор исполнитель)


  • 10 февраля 2019 года в составе группы отдыхающих в санатории Аксаковские Зори нам посчастливилось посетить Музей народных художественных промыслов в Федоскино. Музей народных художественных промыслов в Федоскино создан в 2003 году. Больше 10 лет музей реставрировали и только в 2014 года он распахнул свои двери для первых посетителей. Воссозданный из фрагментов фотографий XIX века, он открыл целый мир того, что происходило в те времена. Федоскино по праву считается родиной русских лаков, именно здесь зародилось русское лаковое искусство и годом создания Федоскинского лакового промысла принято считать 1795 -й год. Московский купец 2-й гильдии Пётр Коробов купил поместье Данилково и открыл здесь производство бумажных лакированных изделий. Первое, что стали изготавливать - это были козырьки из папье - маше для мужских головных уборов светских и военных. Папье - маше - материал прочный, при правильной обработке не уступает дереву. Козырьки можно было снять, помыть, почистить и они не теряли своих свойств. Также здесь изготавливали портсигары, табакерки, коробочки для бисера, чайные коробочки, настенные пано... В 1810 году Пётр Коробов выдал свою дочь замуж за купца Петра Васильевича Лукутина. В приданное Екатерина Петровна Коробова получила лаковое производство в Данилково. Сюда же Лукутин перенес из Москвы принадлежавшую ему фольговую фабрику. В истории развития промысла начинается новый виток - промыслом стали владеть купцы Лукутины, они и стали впоследствии последними владельцами этого производства, КОТОРОЕ ПЕРЕДАВАЛОСЬ ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ. "500 ХУДОЖНИКОВ ТРУДИЛОСЬ В ТО ВРЕМЯ НА ФАБРИКЕ, заказы были миллионные, - говорят старожилы промысла, - трудились не поднимая головы, вся продукция уходила на экспорт". Сейчас при фабрике есть шикарный фирменный магазин, куда можно прийти и купить шкатулку с любимым сюжетом и другие изделия из папье - маше и не только... Хоть стоит дорого, но можно выбрать. Раньше такого не было, можно было что-то приобрести только по блату, как тогда говорили, т.е. по знакомству. Стоило недорого, но достать было невозможно... - Узнать о федоскинских мастерах - больших талантах в искусстве, - увидеть федоскинскую шкатулку, узнать, почему она светится тёплым светом внутри. - Познакомиться с культурой, традициями прошлого, замечательной историей наших мастеров, предприимчивых людей, - узнать очень много интересного можно, посетив музей народных художественных промыслов в Федоскино. А наш видео ролик - это небольшие отрывки из замечательной экскурсии, проведённой Викторией Смирновой - экскурсоводом музея.


  • Ключевым деловым событием 9-й международной многопрофильной выставки органической, натуральной и экологичной продукции ЭкоГородЭкспо Осень 2018 стала 5-я практическая конференция «Эко био органик продукция в ритейле: путь к потребителю». Конференция длилась целый день и включала в себя две секции, посвященные food и non-food продукции. Слово food в английском языке является и существительным, и прилагательным имеющим целый ряд значений, синонимичных слову продукты. Кроме этого, в выставке принимают участие представители разных стран - она международная, поэтому по - английски. Первая секция конференции, как и заявлено, посвящена была продуктовой, а вторая - не продуктовой линии ассортиментов. С докладами выступили: Директор Союза Независимых Сетей России Сергей Кузнецов, Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, Исполнительный Директор Национального Органического Союза Олег Мироненко, Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова, Представитель Ассоциации магазинов натуральной косметики МаНаКо Светлана Сергеева, Международный эксперт по натуральной и органической косметике Елена Коваль, Бренд-менеджер торговой сети «Азбука Вкуса» Лидия Макшейн, Руководитель отдела продаж Оксана Бондаренкова и Руководитель отдела закупок отдела Эко.Био.Веган Светлана Павленко из торговой сети «Гипер Глобус», Исполнительный директор торговой сети «Бьютека» Александра Цой, представители компаний производителей и импортеров органической и натуральной продукции. На выставке ЭкоГородЭкспо Осень 2018 проводился ряд социально-значимых и экоответственных мероприятий. Благотворительный фонд «Родом из детства» провёл акцию по сбору средств в помощь больным детям. Технический партнер выставки - компания «Мегаполисресурс» организовала сбор использованных батареек и мелкой техники. Раздельный сбор мусора обеспечила компания Synergetic. Для детей проходили просветительские экомастер-классы. Вся полиграфия выставки традиционно печаталась в FSC-сертифицированной типографии «Полиграф Медиа Групп» без вреда для окружающей среды. Наше видео с конференции о секции, посвященной food сектору. Организационный комитет выставки благодарит партнеров, участников и посетителей ЭкоГородЭкспо Осень 2018 и приглашает всех на 10-ю юбилейную выставку ЭкоГородЭкспо Весна 2019, которая состоится 19-20 апреля 2019 года! Контакты: Тел: +7 495 778 36 01 E-mail: info @ ecogorod - expo . ru Сайт: www . ecogorod - expo . ru


  • "В одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами, антресолью, покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней." - так начинается рассказ И. С. Тургенева "Муму". Дом этот все называют домом Муму. Именно об открытии Дома - музея Ивана Сергеевича Тургенева (Дома Муму) после реставрации говорили 1 ноября 2018 года в Президентском зале Международного мультимедийного Пресс-центра МИА «Россия сегодня», где состоялась Пресс-конференция для СМИ, посвящённая 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Об истории дома, о реставрации, об архивных документах, какие легли в основу проекта реставрации мемориального дома, о том, что удалось восстановить, а что было воссоздано в особняке, какими ценными тургеневскими мемориями обогатился музей перед юбилеем писателя, о подготовке к юбилею, о мероприятиях, приуроченных к этому важному событию, которое позволяет взглянуть на писателя другими глазами, и о многом другом шла здесь речь. Участвовали в пресс - конференции: Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Владимирович КИБОВСКИЙ; Заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог города Москвы Леонид Викторович КОНДРАШЕВ; Директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (ГЛМ) Дмитрий Петрович БАК; Директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Анатольевич БОГАТЫРЕВ Приглашаем посмотреть наше видео с пресс-конференции.


  • Это было 9 мая 2018 года. По Ленинградскому проспекту шёл бессмертный полк. Недалеко, рядом с очень интересным домом, украшенным каким - то ажурным орнаментом, у обелиска участникам Великой Отечественной войны стояла женщина с гвоздиками. Она только что положила гвоздики к обелиску... "Спрошу - ка я у неё,- мне надо было пройти на Беговую улицу, а здесь так всё застроили.. переход это или здание какое, не поймёшь", - подумала я На мой вопрос, наземный переход это строение или какое - то здание, прозвучал такой ответ, который просто очаровал меня познаниями и отношением этой замечательной женщины к своему дому, к своему району, городу... Так мы познакомились с мадам Кадо. Мадам Кадо - человек не только знающий и любящий свой район, она ещё и ответственный за каждый кустик, деревце, за порядок в доме, во дворе, в районе... Мы сидим в маленьком скверике во дворе "Ажурного" дома. Проходит парень - пошёл прямо по газону, хотя в двух шагах дорожка: "Простите, пожалуйста, не могли бы Вы пойти по дорожке, а не топтать газоны," - остановила его Мадам Кадо. Идёт сильный дождь, мимо проезжает машина - поливает улицы. Я иду молча, хотя подумала: зачем поливать.... и вдруг вижу, мадам Кадо рукой просит водителя остановиться. Он останавливается: "Простите, пожалуйста, ведь дождь льёт как из ведра, вы могли бы экономить воду..." Вот так на каждом шагу, комментарии, думаю, здесь излишни. И сегодня обогащается наша аудио страничка, Свет Маяка становится ярче с появлением угощения от мадам Кадо. Кадо в переводе с французского языка - подарок. Об очень интересном романтическом происхождении этой фамилии мы узнаем из видео, снятом в маленьком скверике во дворе дома 27, что по Ленинградскому проспекту. Мадам Кадо рассказывает не только о происхождении своей фамилии... смотрите и слушайте сами. Итак "Угощение от мадам Кадо - часть 1" Рассказала о мадам Кадо Эмма Эскендерова

С 6 сентября Музей Мирового океана в выставочном комплексе «Пакгауз» представляет удивительные картины Евгения Дацко. Вместе с собой Евгений Иннокентьевич приглашает гостей выставки совершить увлекательное и яркое путешествие к берегам Русской Америки. У этих полотен удивительная судьба. Все они были написаны Евгением Дацко вовремя экспедиции, посвящённой250-летию открытия Аляски Витусом Беренгом и Алексеем Чириковым. В 1991 году на трех небольших деревянных лодках команда россиян отправилась из России в Русскую Америку. Суда были приписаны к Владивостокской Детской школе путешественников, благодаря чему в состав экспедиции вошли десять юнг. Самому юному, Роме Борисову, было десять лет. Евгений Иннокентьевич Дацко стал автором дизайна лодок, участвовавших в путешествии и одновременно художником экспедиции. Кроме того, в составе экспедиции он прошел путь в 8500 миль в качестве рулевого матроса от Петропавловска-Камчатского до Лос-Анджелеса.

Почти три года Евгений Иннокентьевич жил и работал в Америке как художник-передвижник. Он черпал вдохновение в истории, традициях, искусстве русского православия в Америке. Им собран обширный материал по Русской Америке в виде этюдов, картин, набросков, фотографий. В результате Е. И. Дацко создал целую галерею художественных образов и пейзажей, посвященных Русской Америке из шестидесяти работ. Покидая США, художнику пришлось контрабандой вывозить свои творения, которые таможенная служба могла изъять как предметы, имеющие художественную ценность.

В 90-х годах выставка «Путешествие к берегам Русской Америки» покорила американцев. Калининград станет третьим российским городом, после двух столиц (Санкт-Петербурга и Москвы), где можно будет познакомиться с таким далёким, и таким близким одновременно, миром Русской Америки.

Евгений Иннокентьевич Дацко

Заслуженный художник РФ. Выпускник Московского Художественного института имени В. И. Сурикова. Член Союза художников СССР и Московского союза художников. Награжден дипломом и серебряной медалью Российской Академии Художеств и золотой медалью Творческого союза художников России. В 1993 - 1994 - х гг. были проведены персональные выставки в США (г. Санта-Роза, Русское консульство г. Сан-Франциско, музей «КрепостьФорт-Росс», г. Сан-Франциско, Кадетский корпус, г. Сан-Франциско, Русский центр, г. Сан-Франциско. В 1994 г. - персональная выставка в выставочном центре «Малый манеж»,Москва. Работы Е. И. Дацко находятся в музеях Москвы, Калининграда, Владивостока, Хабаровска, Красноярска, в частных коллекциях в России и за рубежом (в Германии, Польше, Болгарии, США, Канаде, КНР, Австралии).

С 6 сентября Музей Мирового океана в выставочном комплексе «Пакгауз» представляет удивительные картины Евгения Дацко. Вместе с собой Евгений Иннокентьевич приглашает гостей выставки совершить увлекательное и яркое путешествие к берегам Русской Америки. У этих полотен удивительная судьба. Все они были написаны Евгением Дацко вовремя экспедиции, посвящённой 250-летию открытия Аляски Витусом Беренгом и Алексеем Чириковым. В 1991 году на трех небольших деревянных лодках команда россиян отправилась из России в Русскую Америку. Суда были приписаны к Владивостокской Детской школе путешественников, благодаря чему в состав экспедиции вошли десять юнг. Самому юному, Роме Борисову, было десять лет. Евгений Иннокентьевич Дацко стал автором дизайна лодок, участвовавших в путешествии и одновременно художником экспедиции. Кроме того, в составе экспедиции он прошел путь в 8500 миль в качестве рулевого матроса от Петропавловска-Камчатского до Лос-Анджелеса.
Почти три года Евгений Иннокентьевич жил и работал в Америке как художник-передвижник. Он черпал вдохновение в истории, традициях, искусстве русского православия в Америке. Им собран обширный материал по Русской Америке в виде этюдов, картин, набросков, фотографий. В результате Е.И. Дацко создал целую галерею художественных образов и пейзажей, посвященных Русской Америке из шестидесяти работ. Покидая США, художнику пришлось контрабандой вывозить свои творения, которые таможенная служба могла изъять как предметы, имеющие художественную ценность.
В 90-х годах выставка «Путешествие к берегам Русской Америки» покорила американцев. Калининград станет третьим российским городом, после двух столиц (Санкт-Петербурга и Москвы), где можно будет познакомиться с таким далёким, и таким близким одновременно, миром Русской Америки.

ДАЦКО ЕВГЕНИЙ ИННОКЕНТЬЕВИЧ
Заслуженный художник РФ. Выпускник Московского Художественного института имени В.И.Сурикова. Член Союза художников СССР и Московского союза художников. Награжден дипломом и серебряной медалью Российской Академии Художеств и золотой медалью Творческого союза художников России. В 1993 - 1994 - х гг. были проведены персональные выставки в США (г. Санта-Роза, Русское консульство г. Сан-Франциско, музей «Крепость Форт-Росс», г. Сан-Франциско, Кадетский корпус, г. Сан-Франциско, Русский центр, г. Сан-Франциско. В 1994 г. - персональная выставка в выставочном центре «Малый манеж»,Москва. Работы Е.И. Дацко находятся в музеях Москвы, Калининграда, Владивостока, Хабаровска, Красноярска, в частных коллекциях в России и за рубежом (в Германии, Польше, Болгарии, США, Канаде, КНР, Австралии).

На открытии вы сможете пообщаться с Евгением Иннокентьевичем, который является прекрасным рассказчиком и познакомиться с увлекательной историей путешествия из «первых уст»!



Похожие статьи
 
Категории