Отношение правительства канады к международной разрядке. Период «разрядки» во внешней политике ссср

23.09.2019

Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


Похожая информация.


В 1969 г. в Хельсинки начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступатель-ных вооружений. В результате работы экспертов в 1972 г. в ходе пер-вого официального визита президента США в Москву Р. Никсоном и Л. И. Брежневым были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегиче-ских наступательных вооружений (ОСВ-1) . Договоры были ратифи-цированы парламентами обоих государств. Систему договорённос-тей сверхдержав в сфере ограничения гонки ракетно-ядерных воору-жений дополнил подписанный в 1979 г. в Вене Генеральным сек-ретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Кар-тером Договор ОСВ-2 , ограничивший число носителей ядерного оружия 2125 единицами.

Несомненным успехом политики разрядки стал Заключитель-ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе , подписанный в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Основополагающими принципами взаимо-отношений государств признавались: суверенное равенство, непри-менение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных гра-ниц в Европе, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела иностранных государств. Наряду с военно-политическими вопросами, документ регулировал принци-пы взаимовыгодного экономического сотрудничества, вопросы об-мена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми.

Символами сотрудничества противников в «холодной войне» стали: в экономической сфере — строительство в Советском Союзе заводов по производству пепси-колы; в науке — совместный полёт и стыковка в космосе советского и американского пилотируемых кораблей «Союз» и «Аполлон»; в сфере культуры — совместная ра-бота американских и советских кинематографистов над фильмом «Синяя птица». Однако разрядка международной напряжённости оказалась кратковременной: в обеих странах решающее влияние на дальнейшее развитие событий оказали группировки, заинтересован-ные в продолжении конфронтации.

В ответ на вторжение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) Дж. Картер объявил о решении американской администра-ции отложить ратификацию Договора ОСВ-2, прекратить или со-кратить экспорт в СССР ряда товаров (в том числе сельскохозяйст-венной продукции), приостановить экономические, научно-техниче-ские и культурные обмены между двумя странами. Национальный олимпийский комитет США принял решение о бойкоте Олимпий-ских игр 1980 г. в Москве . Вскоре к бойкоту присоединилось свыше 60 стран. В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олим-пиаду-84 в Лос-Анджелесе. Материал с сайта

Резкое усиление конфронтации произошло после прихода к власти в США новой республиканской администрации во главе с Рональдом Рейганом . Советскому Союзу навязали новый виток гон-ки вооружений (США начали производство нейтронного оружия, разместили крылатые ракеты вдоль границ СССР, начали исследо-вательские работы по размещению элементов ПРО в космосе в рам-ках программы «Стратегической оборонной инициативы», поставку в армию новых видов вооружений). Были также осуществлены эко-номические санкции в отношении СССР (приостановлены полёты самолётов «Аэрофлота» в США, отказано в выдаче разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования); ужесточена идео-логическая конфронтация (объявление Советского Союза «импери-ей зла», жёсткая критика мировыми СМИ действий Советского Союза в Афганистане и других районах мира). Успешные действия американцев по свержению промарксистского режима на Гренаде (1983) позволили преодолеть «вьетнамский» синдром в американ-ском обществе. В условиях подъёма неоконсервативной волны в странах Запада руководству США удалось провести в структурах НАТО решение о размещении американских ракет средней даль-ности на территории Италии, Великобритании, ФРГ, Дании и Бель-гии. К середине 1980-х гг. мир снова оказался на пике «холодной войны» .

Пик разрядки международной напряжённости , в ходе которой были достигнуты важные соглашения в военно-политической, экономической и гуманитарной областях, пришёлся на середи-ну 1970-х гг. Однако на рубеже 1970—1980-х гг. начался новый виток конфронтации между СССР и США .

На этой странице материал по темам:

  • Политика разрядки международной напряжённости в 1970 1980

  • Почему разрядка сменилась новой конфронтацией сверхдержав

  • Как можно не допустить развязывание нового витка холодной войны?

  • Разрядка международной напряженности в 1970-х гг кратко

  • Пик разрядки международной напряженности

Вопросы по этому материалу:

Страница 1

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Поражение группы Н.И. Бухарина и укрепление личного режима власти И.Сталина
Сначала большинство партийного руководства разделяло положения бухаринской программы и следовало обозначенным им курсом. Однако постепенно внутри назревал новый раскол, порожденный трудностями и противоречиями нэпа, процессами, происходившими в мире и международном социалистическом движении, особенно остро обозначившимися во второй поло...

Сельское хозяйство в период империализма. Замедленное развитие капитализма в сельском хозяйстве
Отсталость России была особенно заметна в сельском хозяйстве. Характерная особенность экономического развития страны в начале XX столетия состояла в том, что в ней было «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм». Россия оставалась аграрной страной: 97 млн. человек из 125,6 ...

Золотоордынское иго. Освободительная борьба русского народа
Обескровленные земли Руси, лежащие в руинах, вошли в основанное Батыем феодальное государство, которое называлось Золотая Орда. Территориально оно занимало бассейн нижней Волги. Население захваченных земель завоеватели обложили различными налогами, беспощадно грабили земледельцев и ремесленников, уводили молодежь в рабство. Золотоордынс...

В 1970-е гг. острота противостояния между советским и запад­ным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости». СССР и США, втянутые в локальные кон­фликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме то­го, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» совет­ской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать за­висимость от закупок западных товаров, а Запад - от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, выса­дившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопро­се исследований космоса. Определённый кризис в этот период ис­пытывали оба блока - и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной ор­ганизации НАТО, Испания ограничила деятельность американ­ских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термо­ядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Прави­тельство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.

Годы снижения международной напряжённости сменялись опас­ными моментами взаимного противостояния. Новый виток напря­жённости пришёлся на конец 70 - начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений во­зобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспо­коившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.

Договоры ОСВ-1 и ПРО

В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка междуна­родной напряжённости - политика, направленная на снижение аг­рессивности противостояния социалистических и капиталистиче­ских стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписани­ем договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком дейст­вия. Была фактически «заморожена» существующая структура груп­пировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов проти­воракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защи­щать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).



Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., состоявшее­ся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся террито­рий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен ин­формацией и контакты между людьми. Фактически заключитель­ный акт совещания (1 августа 1975 г.) был равносилен послевоенно­му мирному договору. В Москве его расценили как триумф совет­ской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г.

9 Международные отношения в 1950–1960-х гг. Кризисы в мировой политике начала 1960-х гг.Холодная война .Окончание 2 МВ: возрос авторитет и мощь СССР и США, но реально их мощь не сопоставима. В 45г. США в 4 раза превосходили СССР по военной мощи.Советский блок – страны ослабленные экономически и демографически. СССР во внешней политике опирался не на реальные показатели, а на славу военных побед, США – наоборот, занимают ведущее место в мировой экономике. Противостояние было выгодно обоим блокам для внутреннего развития. Март 46г. – Речь Черчилля в Фултоне: западному миру угрожает опасность новой мировой войны – от СССР. Над всей Европой опустился «железный занавес» (была дополнена доктриной Трумена). Ядерное оружие. 49г. – НАТО (оборонительно-миротворческая миссия). В свою очередь СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 55г. создают ОВД как средство нейтрализации угрозы НАТО. 49г. – СЭВ. 47г. план Маршалла – отказ от него еще больше разделил мир. Важная проблема – германский вопрос. В 49г. образов. ФРГ, ГДР. Был Берлинский кризис, когда после денежной реформы в западном Берлине, он был блокирован на 300 дней, мир был на грани открытой войны. 48-49гг.После смерти Сталина – оттепель в международных отношениях. 55г. – договор с Австрией после вывода из нее всех иностранных войск. После XX съезда КПСС 56г. начался демонтаж «железного занавеса». Январь 54г. – совещание министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР в Берлине. 55г. – в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденаудер. 59г.- визит Хрущева в США, в договорились встретиться в Париже в 60 г., но за несколько дней до встречи был сбит американский самолет-шпион У-2. 61г. – в Вене встреча Хрущева с Кеннеди. Решено об установлении примой телефонной связи. 12 августа 61г. 2 Берлинский кризис, возведена стена вокруг западного Берлина.

  • Основные признаки древнерусского государства к концу х в.
  • Историческое значение образования государства у восточных славян
  • 1.3. Древняя русь х – начала XII вв. «русская правда» и развитие восточнославянского общества
  • Государственный строй и политическая жизнь древней руси в хi в.
  • Крещение руси
  • 1.4. Государственная раздробленность древней руси (XII– xiiIвв.) начало периода раздробленности и его общая характеристика.
  • Владимиро-суздальская земля
  • Новгородская земля
  • Галицко-волынская земля
  • Итоги и значение раздробления руси
  • 1.5. Борьба народов руси за независимость в XIII в. Монголо-татарское нашествие на русь
  • Оборона северо-западной руси
  • Отношения руси и золотой орды
  • Последствия нашествия
  • Тренировочные задания
  • 2. Становление и расцвет московской руси (XIV–xviIвв.)
  • 2.1. Объединение русских земель и образование московского государства (XIV– нач. XvIвв.) этапы образования российского государства
  • Возвышение москвы
  • Куликовская битва
  • Феодальная война
  • Великий князь московский и всея руси иван III
  • 2.2. Социально-политическое развитие россии вxvIв. Начало правления ивана IV
  • Политика избранной рады
  • Внешняя политика
  • Политика опричнины
  • 2.3. Смутное время началаxviIв. Правление бориса годунова
  • Первый период смуты. Лжедмитрий I
  • Второй период смуты. Движение под руководством и.И. Болотникова
  • Третий период смуты. Интервенция
  • Окончание смуты
  • 2.4. Социально-политическое развитие россии в xviIв. Эволюция государственного строя
  • Внешняя политика россии в XVII в.
  • Народные движения
  • Реформы русской православной церкви. Раскол
  • Тренировочные задания
  • 3. Россия нового времени (XVIII–xiXвв.)
  • 3.1. Эпоха петровских преобразований предпосылки реформ
  • Начало правления петра I
  • Экономическое развитие россии
  • Изменения в социальной сфере
  • Реформа системы государственного управления
  • Внешняя политика россии в первой четверти XVIII в.
  • Итоги преобразований петра I
  • 3.2. Эпоха дворцовых переворотов общая характеристика эпохи
  • Борьба за власть после смерти петра I
  • «Затейка верховников»
  • Правление анны иоанновны (1730 – 1740 гг.)
  • Правление елизаветы петровны (1741 – 1761 гг.)
  • Правление петра III
  • Итоги дворцовых переворотов
  • 3.3. «Просвещенный абсолютизм» екатериныii общая характеристика внутриполитического курса
  • Преобразования екатерины II
  • Итоги политики просвещенного абсолютизма
  • Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII в.: характер, итоги
  • Политика павла I
  • 3.4. Внутренняя и внешняя политика первой четверти XIX в. Реформы александра I
  • Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 – 1814 гг.): его место в истории россии
  • Официальная идеология и общественная мысль в россии в первой половине XIX века
  • 3.5. Внутренняя политика второй четверти XIX в. Усиление государственного аппарата и режима личной власти николая I
  • Социально-экономическая политика
  • Общественное движение второй четверти XIX в.
  • Внешняя политика 1825 – 1856 гг.
  • 3.6. Россия во второй половинеxiXв. Реформы 1860 – 1870-х гг. В россии, их последствия и значение
  • Россия в годы царствования александра III
  • Основные направления и результаты внешней политики россии во второй половине XIX века
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во второй половине XIX века
  • Тренировочные задания
  • 4. Новейшая история россии (XX– нач.XxIвв.)
  • 4.1. Россия в 1900 – 1917 гг. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале хх века
  • Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, значение
  • Реформы п.А. Столыпина
  • Внешняя политика россии 1900 – 1914 гг.
  • Участие россии в первой мировой войне, роль восточного фронта, последствия войны
  • Февральская и октябрьская революции 1917 года в россии (основные события, их характер и значение)
  • Становление советских органов власти
  • Гражданская война в россии (1918 – 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги
  • 4.2. Социально-экономическое развитие страны в 1920 – 1930-е гг. И формирование однопартийного политического режима новая экономическая политика: мероприятия, итоги, оценка сущности и значение
  • Административно-командная система в ссср в 1920 – 1930-е гг.
  • Образование ссср: причины и принципы создания союза
  • Проведение индустриализации в ссср: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги
  • Ссср в конце 30-х годов: внутреннее развитие
  • Внешняя политика ссср в 1920 – 1930-е гг.
  • 4.3. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны общая характеристика военных действий и первый период войны
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Внутрення политика в период великой отечественной войны
  • Экономическая ситуация в стране в период великой отечественной войны
  • Итоги войны
  • 4.4. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики) экономическое положение ссср после великой отечественной войны
  • Внешняя политика ссср в первое послевоенное десятилетие
  • Ужесточение политического режима после великой отечественной войны
  • 4.5. Политические и социально-экономические реформы в ссср в середине 50 – 60-х годов эпоха «оттепели»
  • Экономические реформы н.С. Хрущева
  • Духовная и культурная жизнь в ссср в 1950 – 1960-е гг.
  • Внешняя политика ссср в 1950 – 1960-е гг.
  • 4.6. Общественно-политическое и экономическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов эпоха «застоя» и создание номенклатуры
  • Экономические реформы а.Н. Косыгина
  • Период «разрядки» во внешней политике ссср
  • 4.7. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы «новое политическое мышление» м.С. Горбачева
  • Этапы перестройки
  • Экономические реформы периода перестройки
  • Внешняя политика м.С. Горбачева
  • Распад ссср
  • 4.8. Становление новой российской государственности переход к рыночным реформам
  • Политическое развитие российской федерации
  • Национально-государственное развитие россии
  • Внешняя политика россии на современном этапе
  • Социальная сфера и культурная жизнь в россии 1990-х гг.
  • Тренировочные задания
  • Заключение
  • Итоговый тест
  • Экзаменационные вопросы
  • Решение тренировочных заданий
  • Ахметова Анна Валинуровна, Романюк Ольга Анатольевна отечественная история Учебное пособие
  • 681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.
  • Период «разрядки» во внешней политике ссср

    К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), образование стратегического паритета между СССР и США. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталисти­ческие страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимо­отношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко «увязли» в войне во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь пе­ред лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.

    В 70-е годы был подписан ряд соглашений, пони­зивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку:

      договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) – 1972 г.;

      соглашение об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1) – 1972 г.;

      соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны – 1973 г.;

      договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия – 1974 г.

    Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее не­которые, наиболее опасные направления.

    Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписа­ны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г. – четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

    Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было за­ключено соглашение о прекращении войны и восстанов­лении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фа­шистского режима в Португалии получили независи­мость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение дол­гих лет ведущие войну за независимость.

    В 1973 – 1975 гг. прошло Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников Совещания по безопасности Совета Европы (СБСЕ) стали называться движением СБСЕ.

    Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострились до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе.

    Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом». Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз «Солидарность» организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 – 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

    С середины 60-х гг. экономическое сотрудничество социалистических стран значительно укрепилось. Выросло число стран-членов СЭВ (присоединились ГДР, Монголия, Югославия, Куба, Вьетнам). Начали развиваться такие направления сотрудничества, как специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции и кооперация в рамкам СЭВ. За основу в осуществлении платежей были приняты мировые цены. В 1963 году были созданы Международный банк экономического сотрудничества и общий инвестиционный банк стран-членов СЭВ. Были созданы общий парк грузовых вагонов, организация «Интерметалл», Институт стандартизации и др.

    В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. Осуществлялось совместное строительство крупнейших объектов – был построен самый мощных в мире нефтепровод «Дружба», по которому советская нефть подавалась в страны СЭВ, было осуществлено объединение энергетических систем. С 1966 года началась координация народнохозяйственных планов. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.

    Разрядка международной напряженности между капиталистической и социалистической системами с самого начала не носила устойчивого характера, ибо в правящих кругах СССР и западных стран само партнерство рассматривалось, прежде всего, через призму реализации собственных геополитических и идеологических приоритетов. К концу 70-х годов в американском обществе стал забываться горький синдром поражения во Вьетнаме, поэтому все отчетливее проявлялась ностальгия по временам всесилия Америки, что усиливало жесткость позиции США на переговорах по вопросам разоружения и в решении экономических проблем. Сказывались и экономические факторы. К концу 70-х – началу 80-х годов страны Запада преодолели экономический кризис, внедрили ресурсосберегающие технологии, что ослабило их заинтересованность в торговле с СССР.

    В свою очередь, в СССР усиливается влияние идеологических структур. Вирус противоречий был заложен и в самом подходе к понятию «разрядка». Идеологи КПСС считали, что разрядка не только не должна означать сохранение социально-политического статуса, а наоборот – способствовать революционным изменениям, расширению сферы влияния социализма. Советский Союз оказывал финансовую помощь 98 партиям и движениям всех континентов.

    Начало резкому обострению международной обста­новки поло­жило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему.

    Одновременно страны Варшавского Договора приняли решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы и оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В от­вет западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз, в свою оче­редь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

    В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем – капиталистической и социалистической – Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезору­живающего удара по пусковым установкам ракет и цент­рам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию сис­темы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток.

    В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот Олимпиаде в Москве.

    В 1984 году СССР разместил на территории ЧССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.

    Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам «третьего мира». СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

    К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.



    Похожие статьи
     
    Категории