Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.
Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.
Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.
Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.
3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ
ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.
Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:
На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.
На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.
1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.
Декларация включает следующие принципы:
1. Уважение суверенитета.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государств.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательства во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод.
8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.
9. Сотрудничество между государствами.
10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.
Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".
Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.
Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.
53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.
После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.
Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.
Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.
Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.
В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.
Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама
Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.
Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.
54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.
Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.
В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.
В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.
По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.
Похожая информация.
В 1969 г. в Хельсинки начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступатель-ных вооружений. В результате работы экспертов в 1972 г. в ходе пер-вого официального визита президента США в Москву Р. Никсоном и Л. И. Брежневым были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегиче-ских наступательных вооружений (ОСВ-1) . Договоры были ратифи-цированы парламентами обоих государств. Систему договорённос-тей сверхдержав в сфере ограничения гонки ракетно-ядерных воору-жений дополнил подписанный в 1979 г. в Вене Генеральным сек-ретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Кар-тером Договор ОСВ-2 , ограничивший число носителей ядерного оружия 2125 единицами.
Несомненным успехом политики разрядки стал Заключитель-ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе , подписанный в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Основополагающими принципами взаимо-отношений государств признавались: суверенное равенство, непри-менение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных гра-ниц в Европе, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела иностранных государств. Наряду с военно-политическими вопросами, документ регулировал принци-пы взаимовыгодного экономического сотрудничества, вопросы об-мена в области культуры, образования, информации, контактов между людьми.
Символами сотрудничества противников в «холодной войне» стали: в экономической сфере — строительство в Советском Союзе заводов по производству пепси-колы; в науке — совместный полёт и стыковка в космосе советского и американского пилотируемых кораблей «Союз» и «Аполлон»; в сфере культуры — совместная ра-бота американских и советских кинематографистов над фильмом «Синяя птица». Однако разрядка международной напряжённости оказалась кратковременной: в обеих странах решающее влияние на дальнейшее развитие событий оказали группировки, заинтересован-ные в продолжении конфронтации.
В ответ на вторжение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) Дж. Картер объявил о решении американской администра-ции отложить ратификацию Договора ОСВ-2, прекратить или со-кратить экспорт в СССР ряда товаров (в том числе сельскохозяйст-венной продукции), приостановить экономические, научно-техниче-ские и культурные обмены между двумя странами. Национальный олимпийский комитет США принял решение о бойкоте Олимпий-ских игр 1980 г. в Москве . Вскоре к бойкоту присоединилось свыше 60 стран. В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олим-пиаду-84 в Лос-Анджелесе. Материал с сайта
Резкое усиление конфронтации произошло после прихода к власти в США новой республиканской администрации во главе с Рональдом Рейганом . Советскому Союзу навязали новый виток гон-ки вооружений (США начали производство нейтронного оружия, разместили крылатые ракеты вдоль границ СССР, начали исследо-вательские работы по размещению элементов ПРО в космосе в рам-ках программы «Стратегической оборонной инициативы», поставку в армию новых видов вооружений). Были также осуществлены эко-номические санкции в отношении СССР (приостановлены полёты самолётов «Аэрофлота» в США, отказано в выдаче разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования); ужесточена идео-логическая конфронтация (объявление Советского Союза «импери-ей зла», жёсткая критика мировыми СМИ действий Советского Союза в Афганистане и других районах мира). Успешные действия американцев по свержению промарксистского режима на Гренаде (1983) позволили преодолеть «вьетнамский» синдром в американ-ском обществе. В условиях подъёма неоконсервативной волны в странах Запада руководству США удалось провести в структурах НАТО решение о размещении американских ракет средней даль-ности на территории Италии, Великобритании, ФРГ, Дании и Бель-гии. К середине 1980-х гг. мир снова оказался на пике «холодной войны» .
Пик разрядки международной напряжённости , в ходе которой были достигнуты важные соглашения в военно-политической, экономической и гуманитарной областях, пришёлся на середи-ну 1970-х гг. Однако на рубеже 1970—1980-х гг. начался новый виток конфронтации между СССР и США .
На этой странице материал по темам:
Политика разрядки международной напряжённости в 1970 1980
Почему разрядка сменилась новой конфронтацией сверхдержав
Как можно не допустить развязывание нового витка холодной войны?
Разрядка международной напряженности в 1970-х гг кратко
Пик разрядки международной напряженности
Вопросы по этому материалу:
Страница 1
1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.
Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.
В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.
12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.
Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.
7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.
Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).
Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.
Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.
30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.
Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.
Поражение группы Н.И. Бухарина и укрепление личного режима
власти И.Сталина
Сначала большинство партийного руководства разделяло положения бухаринской программы и следовало обозначенным им курсом. Однако постепенно внутри назревал новый раскол, порожденный трудностями и противоречиями нэпа, процессами, происходившими в мире и международном социалистическом движении, особенно остро обозначившимися во второй поло...
Сельское хозяйство в период империализма. Замедленное
развитие капитализма в сельском хозяйстве
Отсталость России была особенно заметна в сельском хозяйстве. Характерная особенность экономического развития страны в начале XX столетия состояла в том, что в ней было «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм». Россия оставалась аграрной страной: 97 млн. человек из 125,6 ...
Золотоордынское иго. Освободительная борьба русского народа
Обескровленные земли Руси, лежащие в руинах, вошли в основанное Батыем феодальное государство, которое называлось Золотая Орда. Территориально оно занимало бассейн нижней Волги. Население захваченных земель завоеватели обложили различными налогами, беспощадно грабили земледельцев и ремесленников, уводили молодежь в рабство. Золотоордынс...
В 1970-е гг. острота противостояния между советским и западным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости». СССР и США, втянутые в локальные конфликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме того, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» советской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать зависимость от закупок западных товаров, а Запад - от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, высадившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопросе исследований космоса. Определённый кризис в этот период испытывали оба блока - и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной организации НАТО, Испания ограничила деятельность американских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Правительство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.
Годы снижения международной напряжённости сменялись опасными моментами взаимного противостояния. Новый виток напряжённости пришёлся на конец 70 - начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений возобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспокоившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.
Договоры ОСВ-1 и ПРО
В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка международной напряжённости - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния социалистических и капиталистических стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписанием договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком действия. Была фактически «заморожена» существующая структура группировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов противоракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защищать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., состоявшееся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся территорий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен информацией и контакты между людьми. Фактически заключительный акт совещания (1 августа 1975 г.) был равносилен послевоенному мирному договору. В Москве его расценили как триумф советской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г.
9 Международные отношения в 1950–1960-х гг. Кризисы в мировой политике начала 1960-х гг.Холодная война .Окончание 2 МВ: возрос авторитет и мощь СССР и США, но реально их мощь не сопоставима. В 45г. США в 4 раза превосходили СССР по военной мощи.Советский блок – страны ослабленные экономически и демографически. СССР во внешней политике опирался не на реальные показатели, а на славу военных побед, США – наоборот, занимают ведущее место в мировой экономике. Противостояние было выгодно обоим блокам для внутреннего развития. Март 46г. – Речь Черчилля в Фултоне: западному миру угрожает опасность новой мировой войны – от СССР. Над всей Европой опустился «железный занавес» (была дополнена доктриной Трумена). Ядерное оружие. 49г. – НАТО (оборонительно-миротворческая миссия). В свою очередь СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 55г. создают ОВД как средство нейтрализации угрозы НАТО. 49г. – СЭВ. 47г. план Маршалла – отказ от него еще больше разделил мир. Важная проблема – германский вопрос. В 49г. образов. ФРГ, ГДР. Был Берлинский кризис, когда после денежной реформы в западном Берлине, он был блокирован на 300 дней, мир был на грани открытой войны. 48-49гг.После смерти Сталина – оттепель в международных отношениях. 55г. – договор с Австрией после вывода из нее всех иностранных войск. После XX съезда КПСС 56г. начался демонтаж «железного занавеса». Январь 54г. – совещание министров иностранных дел США, Англии, Франции и СССР в Берлине. 55г. – в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденаудер. 59г.- визит Хрущева в США, в договорились встретиться в Париже в 60 г., но за несколько дней до встречи был сбит американский самолет-шпион У-2. 61г. – в Вене встреча Хрущева с Кеннеди. Решено об установлении примой телефонной связи. 12 августа 61г. 2 Берлинский кризис, возведена стена вокруг западного Берлина.
Период «разрядки» во внешней политике ссср
К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), образование стратегического паритета между СССР и США. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко «увязли» в войне во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.
В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку:
договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) – 1972 г.;
соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) – 1972 г.;
соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны – 1973 г.;
договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия – 1974 г.
Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее некоторые, наиболее опасные направления.
Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г. – четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.
Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение долгих лет ведущие войну за независимость.
В 1973 – 1975 гг. прошло Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников Совещания по безопасности Совета Европы (СБСЕ) стали называться движением СБСЕ.
Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострились до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе.
Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом». Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз «Солидарность» организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 – 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.
С середины 60-х гг. экономическое сотрудничество социалистических стран значительно укрепилось. Выросло число стран-членов СЭВ (присоединились ГДР, Монголия, Югославия, Куба, Вьетнам). Начали развиваться такие направления сотрудничества, как специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции и кооперация в рамкам СЭВ. За основу в осуществлении платежей были приняты мировые цены. В 1963 году были созданы Международный банк экономического сотрудничества и общий инвестиционный банк стран-членов СЭВ. Были созданы общий парк грузовых вагонов, организация «Интерметалл», Институт стандартизации и др.
В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. Осуществлялось совместное строительство крупнейших объектов – был построен самый мощных в мире нефтепровод «Дружба», по которому советская нефть подавалась в страны СЭВ, было осуществлено объединение энергетических систем. С 1966 года началась координация народнохозяйственных планов. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.
Разрядка международной напряженности между капиталистической и социалистической системами с самого начала не носила устойчивого характера, ибо в правящих кругах СССР и западных стран само партнерство рассматривалось, прежде всего, через призму реализации собственных геополитических и идеологических приоритетов. К концу 70-х годов в американском обществе стал забываться горький синдром поражения во Вьетнаме, поэтому все отчетливее проявлялась ностальгия по временам всесилия Америки, что усиливало жесткость позиции США на переговорах по вопросам разоружения и в решении экономических проблем. Сказывались и экономические факторы. К концу 70-х – началу 80-х годов страны Запада преодолели экономический кризис, внедрили ресурсосберегающие технологии, что ослабило их заинтересованность в торговле с СССР.
В свою очередь, в СССР усиливается влияние идеологических структур. Вирус противоречий был заложен и в самом подходе к понятию «разрядка». Идеологи КПСС считали, что разрядка не только не должна означать сохранение социально-политического статуса, а наоборот – способствовать революционным изменениям, расширению сферы влияния социализма. Советский Союз оказывал финансовую помощь 98 партиям и движениям всех континентов.
Начало резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему.
Одновременно страны Варшавского Договора приняли решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы и оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз, в свою очередь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.
В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем – капиталистической и социалистической – Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток.
В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот Олимпиаде в Москве.
В 1984 году СССР разместил на территории ЧССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.
Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам «третьего мира». СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.
К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.