Пабло пикассо интересные факты из жизни. Пабло пикассо интересные факты

14.03.2019

“Если бы я пошел в армию, я бы стал генералом.
Но я пошел в художники, и стал Пикассо”.

О нем слышали, наверно, даже в самых отдаленных уголках земного шара. Творчество этого своеобразного гения ХХ века нравится не всем, однако талант не скроешь, и даже противники Пикассо не могут его не уважать. Его успеху можно позавидовать, у него есть, чему поучиться.
В честь 133-й годовщины со дня рождения великого художника вспомним

самые интересные факты из его жизни.


1. Новорожденного Пикассо спас дым от сигары


Пабло Пикассо, 1886 год


Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертворожденным. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спасло ребенка везение - его дядя, Don Salvador, курил сигары, и, увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо. Новорожденный скорчил гримасу и зашелся в плаче. Если бы не курение, Пабло Пикассо мог бы и не появится на свет как известный художник.

2. Первым словом был “карандаш”

Пабло Пикассо в возрасте 15 лет, 1896 год


Маленький Пабло рисовать научился раньше, чем говорить, а его первым словом было слово “карандаш” (piz, сокращенное от lapiz, что по-испански значит “карандаш”). Когда мальчику исполнилось 7, его отец, художник и профессор искусств, стал учить его рисованию. Вскоре он увидел, что сын превосходит его в этом искусстве и поклялся отказаться от рисования. Вступительные экзамены в художественную школу в Барселоне Пикассо сдал за один день, в то время как все остальные сдавали их месяц.

“Пикадор”


“Первое Причастие”


В 9 лет Пикассо нарисовал свой первый законченный рисунок - “Пикадор” (Le picador), изображающий всадника на лошади, участвующего в бою быков. Первую “академическую”, то есть совсем взрослую картину, Пабло закончил в 15 лет. Называется она “Первое Причастие” (First Communion), и изображает его отца, мать и сестру возле алтаря.

3. Пикассо - невыносимый ученик

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон перед кафе Ротонда, Париж, 1916 год


В школе, где он учился, Пабло часто помещали в особый изолятор - “calaboose” за отвратительное отношение к учителям. Это была комната с белыми стенами и скамейкой, чтобы сидеть и размышлять о своем поведении. Будущий художник использовал такое “заточение” для рисования, где его никто не отвлекал. По словам художника, он хотел бы никогда не выходить из этой комнаты, и рисовать, рисовать.

4. Страсть к женщинам
Ни у одного из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько их было у Пабло Пикассо. Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта.

Пабло Пикассо, его первая любовь Фернанда Оливье

и Хакин Ревентос, Барселона, 1906 год


Пикассо и его первая жена, балерина Ольга Хохлова, на фоне афиши балета Парад, 1917 год


Мария-Тереза Вальтер с собакой своей матери, 1932 год


Пикассо встретил Мари-Терез Вальтер в галерее Лафайет в Париже. Именно она стала моделью для его картины Le Reve - “Сон”, или “Мечта”, одной из самых знаменитых шедевров Пикассо. Картина была написана в течение одного дня.

"Сон"


В 2006 году владелец казино Steve Wynn согласился продать полотно за 139 миллионов долларов, но по неосторожности продавил полотно локтем до того, как сделка была завершена.

Пикассо с Франсуазой Жило, 1941 год


Двое их детей, Клод и Палома Пикассо, 1951 год


Когда Пикассо познакомился с Франсуазой Жило, ей было 21, а ему - на сорок лет больше. Она была единственной женщиной, которая ушла от него сама, ушла чтобы жить: стать известным художником, воспитать детей.

Пикассо и его вторая жена, Жаклин Рок, танцуют перед картиной “Купальщицы”, 1957 год


5. Самая дорогая картина

“Мальчик с трубкой”. Продана за $104 млн, 4 мая 2004 года

Картина была написана в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним Пикассо, в так называемый “розовый период” его творчества. Она изображает неизвестного мальчика с трубкой в левой руке и с короной из роз на голове.

6. Как Пикассо кубизм придумал

“Портрет Доры Маар”, 1938 год


В 1909 году Пабло Пикассо и французский художник Жорж Брак придумали новое направление в искусстве, известное как кубизм. Если точнее, его придумал французский критик Луи Восель, который первым назвал произведения “странные кубики”, или кубизм, заметив, что произведения Пикассо “полны маленьких кубиков”.

7. Пикассо - не только художник

Скульптура “Чикаго Пикассо”, сделанная им в 1967 году


Хотя известность он получил за свои картины, Пикассо экспериментировал со скульптурой, керамикой, графикой. Он даже разработал занавес, декорации и костюмы для нескольких балетных постановок. Пикассо писал стихи и стал автором двух пьес.

8. Машина Пикассо

“Ситроен Пикассо”


Не совсем его машина, но автомобиль в его стиле. Механик Энди Сандерс (Andy Saunders) из Дорсета, Англия, потратил полгода на тюнинг своего старого Citroen 2CV в стиль “кубизм”. Сандерс называет этот автомобиль “Ситроен Пикассо”.

9. Секрет мастерства

Однажды на местном базаре к Пабло Пикассо подошла женщина и протянула ему листок бумаги.
- Господин Пикассо, - взволнованно сказала она, - я ваша большая поклонница. Не могли бы вы что-нибудь нарисовать для меня?
Пикассо с радостью согласился и быстро запечатлел на этом листке свое произведение искусства. С улыбкой он вернул женщине листок и сказал:
- Это будет стоить миллион долларов.
- Но господин Пикассо, — изумленно воскликнула женщина, - вы потратили каких-то 30 секунд, чтобы нарисовать этот миниатюрный шедевр!
- Добрая женщина, - усмехнулся в ответ Пикассо, - я потратил 30 лет, чтобы нарисовать этот шедевр за 30 секунд.

Пабло Пикассо стал, пожалуй, самым известным художником 20 века. Производительность мастера была настолько всеобъемлющей, что на момент смерти, 8 апреля 1973 года, на счету великого испанца было несколько десятков тысяч картин, в том числе новаторские абстрактные работы, такие как «Герника». И по сей день художник настолько популярен, что экспонаты некоторых музеев в Барселоне, Париже и других городах мира состоят из одних только работ Пикассо. А одно лишь полотно работы мастера уходит на аукционе более чем за 100 миллионов долларов. Обратимся к интересным фактам из жизни признанного гения.

Пикассо слыл вундеркиндом

Будущий художник родился на Южном побережье Испании в солнечной Малаге в 1881 году. Говорят, что мальчик начал рисовать раньше, чем говорить, и сам попросил своего отца дать ему в руки кисть. К 13 годам у мальчика уже сформировался свой неповторимый почерк, а его работы можно было смело причислять к работам зрелых мастеров. Однако из Пикассо не вышло бы прославленного художника, если бы его отец, учитель искусства, не научил мальчика азам рисования. Несмотря на то что Пабло с трудом читал и допускал кучу орфографических ошибок при письме, он сдал экзамены в школу искусств Барселоны за один день, в то время как у других юных художников на это уходил целый месяц.

Пикассо постоянно изменял свой стиль живописи

В подростковом возрасте у Пикассо неплохо получались реалистичные портреты и пейзажи. Затем творчество маэстро переживает так называемые голубой и розовый периоды, когда он предпочитал рисовать изображения из жизни бедных детей и цирковые сцены. Полотно «Авиньонские девицы» считается одним из самых революционных произведений автора, которые положили начало кубизму и абстракционизму, стилям предпочитающим искажать натуральные изображения до геометрических форм. В 1912 году Пикассо решается еще на один эксперимент и начинает украшать поверхности своих работ коллажом из клеенки, газетных вырезок и других подручных материалов.

Также мастер любит делать повышенный акцент на цвет, игнорируя плавные переходы между линиями, работая в жанрах аналитический и синтетический кубизм. Ну а позже, в зрелом возрасте, Пикассо был вдохновлен классицизмом, воссоздавая работы Моне, Веласкеса и Делакруа. Можно с уверенностью сказать, что история искусства прослеживается через весь творческий путь великого испанца. Так, на разных этапах деятельности художнику были не чужды сюрреализм, символизм, экспрессионизм и постимпрессионизм.

Пикассо оказал помощь в создании направления кубизм

Знаменитый испанец постоянно вращался в богемных кругах, был знаком со многими именитыми художниками, писателями и скульпторами своего времени. Плодотворное сотрудничество с Жоржем Браком и дает в 1909 году начало нового течения под названием "кубизм". В работах того времени четко прослеживается влияние древних иберийских скульптур, африканских масок, а также работ такого известного постимпрессиониста, как Поль Сезанн. Связка Пикассо-Брак работала вплоть до 1914 года и разорвалась лишь после зачисления молодого француза в армейские войска.

Пикассо был не только художником

Несмотря на то что в числе самых известных работах мастера значатся преимущественно картины, Пикассо экспериментировал со скульптурами, керамикой, гравюрами и рисунками. На его счету также разработка занавеса, декораций и костюмов к нескольким балетам. В 1935 году великий испанец начал писать стихи, а в 1940 году из-под его пера вышли две пьесы.

Художник активно выступал против диктатора Франко

В 1936 году в Испании началась гражданская война. Пикассо, будучи сторонником республиканцев, выпустил несколько офортов (металлических гравюр) против деятельности испанского диктатора Франко. В то время мастер делает свое первое политическое заявление, сказав, что военная каста погрузила Испанию в пучину страданий и смерти.

Свой знаменитый шедевр «Герника» Пикассо написал для ярмарки в Париже, которая состоялась в 1937 году. Художник был настолько поражен случаем, когда фашистские самолеты бомбили мирных жителей в городе Герника, что отразил в работе свое собственное видение войны в черно-белой гамме. Огромное полотно, длина которого составляет более 25 футов, пережидало годы правления диктатора Франко в Музее современного искусства в Нью-Йорке. И только когда военный режим пал, картина наконец-то вернулась на родину. В настоящее время полотно «Герника» выставлено на всеобщее обозрение в Музее королевы Софии в Мадриде.

Большую часть своей жизни Пабло Пикассо провел в иммиграции

Первый раз художник покинул Испанию в 1900 году, предприняв расширенную поездку в Париж. Во французской столице мастеру было настолько уютно, что в 1904 году он решается на переезд. Надо сказать, что возвращение в Испанию мастеру не планировалось. Однако он все же провел небольшой отрезок времени на своей родине незадолго до начала гражданской войны. Во время Второй мировой войны Пикассо также остается во Франции и переживает оккупацию нацистских войск. В последствие мастер поселился в тихом местечке на юге Франции, где и оставался чрезвычайно плодовитым автором до конца своих дней.

В возрасте 62 лет художник стал коммунистом

Сразу же после освобождения Парижа от фашистов, в 1944 году, Пабло Пикассо вступил в ряды французской коммунистической партии. Мастер говорил, что нашел в новой идее все, что уважает: величайших мыслителей, поэтов и бойцов сопротивления. В следующем десятилетии из-под кисти художника выходит полотно «Резня в Корее», где были изображены американские солдаты в образе футуристических рыцарей, что собирались напасть на беременных женщин и детей. Также Пикассо изображал портрет Иосифа Сталина, чем вызвал некоторое негодование у французских коммунистов, которых поразило недостаточное почитание советского диктатора.

Пикассо пользуется спросом у похитителей картин больше, чем любой другой художник

По оценкам экспертов, по состоянию на 2014 год картины Пабло Пикассо похищались в два раза чаще, чем картины любого другого мастера. 1147 работ в разное время находились или находятся в розыске, оспариваются или пропали без вести. Самые последние кражи работ мастера произошли в Голландском и Греческом музеях, а также в Музее современного искусства в Париже.

Пабло Руис Пикассо (1881 - 1973) - испанский художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. Основоположник кубизма(объемное тело изображалось в оригинальной манере как ряд совмещённых воедино плоскостей) совместно с Жоржем Брак(французский художник).

Пикассо признан экспертами, как самый дорогой художник. В 2008 году сумма продаж от его картин составила 262 миллиона долларов. Картина "Обнажённая, зелёные листья и бюст" была продана на аукционе Кристис 4 мая 2010 года за 106,482 миллиона долларов и стала самым дорогим творением искусства когда-либо проданным в мире.

По результатам социологического опроса проведенным газетой "The Times" году Пикассо был назван лучшим художником среди живших за последнее столетие. Его картины занимают первое место по "популярности" среди похитителей.

Пикассо родился мертвым. Не совсем так. Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертвым. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спас племянника его дядя, Don Salvado. Увидев неподвижного ребенка на столе, он пустил в лицо мальчику сигаретный дым. Новорожденный начал плакать.

Полное имя художника Пабло Руис Пикассо. Не совсем так. Согласно испанской традиции, он получил две фамилии, по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое художник получил при крещении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Пикассо очень рано начал писать картины. Да, это так. В 9 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, "Пикадор", с которой он не расставался в течение всей жизни. На картине был изображен всадник на лошади, который принимал участие в корриде. В 15 лет Пикассо створил свой первую "академическую картину" - на ней были изображены его родные у алтаря. Других талантов у мальчика не было. Даже к концу обучения в школе читал и считал он плохо. Зато рисунки юного художника приводили всех в восторг.

Пикассо был ужасным студентом. Да это так. Отец отдал Пабло учиться в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо. Пикассо превосходил по таланту своих сокурсников и даже старшекурсников. Но был раздражительным, не терпел указов со стороны преподавателей. За что часто был наказан и сидел в особом изоляторе "calaboose". Это была абсолютно белая комната, чтобы ничто не отвлекало провинившегося от размышлений о своем поведении. Пабло очень нравилось там находиться - ведь в этой комнате никто не мешал ему рисовать. Однако академию он в скорости бросил и отправился покорять Париж.

Пикассо украл "Мону Лизу". Нет, это не так. В 1911 году известная картина "Мона Лиза", принадлежащая кисти Леонардо да Винчи, была украдена из Лувра. Полиция арестовала поэта и друга Пикассо, Гийома Аполлинера (французский поэт, настоящее имя Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий). И тот указал на Пабло. Пикассо был допрошен. Но так как информация не подтвердилась, его отпустили. На самом деле "Джоконду" украл столяр Винченцо Перуджа, который работал в музее. Он вынес картину, спрятав ее под одеждой. Полотно нашли в 1913 году. Произведение хранилось в чемодане с двойным дном, похитителю не удалось ее продать.

Художник боялся стричься. Да, это так. В зрелом возрасте Пабло не любил стричься и разговоры о стрижке приводили его в панику. Чем длиннее отрастали волосы, тем сложнее Пикассо было решиться на поход в парикмахерскую. Заканчивалось тем, что он запирался в комнате и обрезал себе волосы сам. Остриженные волосы и ногти никогда не выбрасывал, а хранил, так как считал это божественной частью себя.

Пикассо был труслив. Чтобы не идти в армию он упросил отца дать взятку чиновнику. Когда началось восстание на Кубе, художник сбежал в горы, чтобы пересидеть там пока все не утихнет. Больше всего Пабло боялся заболеть раком. И Франсуазе Жило, одной из его близких спутниц, приходилось его каждый день разубеждать в этом. Боялся быть осмеянным (фигура была непропорциональной), потому трусил ходить к портным, а одежду часто изнашивал до дыр.

Пабло Пикассо был суеверен. Да, это так. Вот некоторые из примет, в которые верил мастер кисти. Он никогда не дарил никому свои вещи, веря в то, что может превратится в того человека, которому их отдал. Верил, что раскрытый зонт в доме приносит беду. И если кто-то открывал зонт, художник заставлял беднягу ходить по комнате со сращенными пальцами рук и кричать "Лагарто! Лагарто!". Брошенная на кровать шляпа для Пикассо была верной приметой того, что кто-то в доме вскорости умрет.

Художник вел беспорядочную сексуальную жизнь. Посещать бордель Пикассо начал с 14лет. Не блистая внешними данными, он пользовался успехом у дам. Он обладал неким сексуальным магнетизмом и всегда этим пользовался. В борделях "лупоглазый коротышка" (рост 158см), так его там называли, познал все виды развратной любви. Такой образ жизни привел к тому, что в 20 лет Пабло заполучил сифилис и проблемы с потенцией. Последовало долгое лечение, художник стал работать до изнеможения. Венерическая болезнь оставила свой отпечаток на мировосприятии художника. Пабло стал писать на полях своих рисунков изображающих "ню" фразу("Cuando tengas ganas a joder, jode" ("Когда хочешь <...>аться, - <...>ись")), которые многие биографы интерпретируют, как жизненный принцип сексуально озабоченного Пабло Пикассо.

"Священный монстр" - так называли Пикассо. Да это правда. Его любовь к женщинам была жестокосердной с садистскими наклонностями. Многие любимые Пикассо кончали жизнь самоубийством, либо свихнулись. Мария-Тереза Уолтер - повесилась, Жаклин Рок - ушла в монастырь, а в скорости застрелилась, Ольга Хохлова - сошла с ума. Он любил страстно, но его любовь убивала женщин. Когда одна из последних любовниц Женевьев Лапорт, ушла от гения, Жан Кокто сказал ей, что та вовремя приняла такое решение и это решение, возможно даже, спасло ей жизнь. Для Пикассо существовало два вида женщин: богини и тряпки для вытирания ног. Вначале они все были богинями, но не долго. Стоило только женщине забеременеть или заболеть, "монстр" сразу же терял к ней интерес. Например, Франсуазу Жило, которая родила ему двух детей - сына Клода и дочь Палом, Пабло постоянно третировал. Когда она заболела, художник все время повторял, что ненавидит больных женщин. Он с легкостью вычеркивал жен и любовниц из своей жизни. И считал, что всякий раз меняя жену, нужно "сжигать" предыдущую.

Пикассо изобрел кубизм. В 1906 - 1907 годах Пабло Пикассо вместе с другом Жоржем Браком (художник, график, сценограф, скульптор и декоратор) создают новое авангардистское направление в живописи - "кубизм" (рисуемые объекты представляют в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса). Первая картина Пикассо в этом стиле "Авиньонские девицы" (1907). Термин "кубизм" возник и прочно закрепился благодаря художественному критику Луи Воселю (1908 г.), после того как тот назвал картины Брака "кубическими причудами" (фр. bizarreries cubiques).

Художник еще при жизни был сказочно богат. Пабло Пикассо говорил, что ему все равно, станет ли он когда-нибудь богатым или нет. Главное для него было жить как миллионер. Пикассо ежегодно зарабатывал миллионы долларов. Был трудоголиком, за свою жизнь создал 1 885 картин, 1228 скульптур, 7 089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3 222 изделий из керамики. После смерти (1973 г) он оставил недвижимость, которая была оценена в 1,1 миллиарда долларов. Практически всю свою творческую жизнь (а успех пришел к нему уже в 13 лет) Пикассо наслаждался роскошью и знаменитостью. Его картины бесценны и сейчас.

Пабло Пикассо отличался необычной скупостью. Свое богатство и славу художник не хотел ни с кем делить. Он никогда никому не давал взаймы, не занимался благотворительностью. Редко его удавалось уговорить помочь очень близким людям. Марина Пикассо, внучка художника (мемуары "Пикассо. Мой дедушка") вспоминала, как однажды, когда ей было девять лет, ее повели к врачу. Марина тогда заболела от истощения. Доктор был удивлен, что внучка столь состоятельного деда истощена и направил ее в медицинский центр. За лечение дед заплатил, но уговаривать его пришлось очень долго. Пикассо расстался с первой женой Ольгой Хохловой в 1935 году, но до ее кончины (1955г) брака не расторг. Дабы в результате развода ему не передавать жене половину совместно нажитого с 1918 года имущества. Пикассо не оставил завещания.

Пикассо не любил продавать свои картины. Пикассо покупал себе дом, где жил и трудился, пока не заполнял его полностью работами. Затем дом закрывал на замок и переезжал в новый. Свои дома он превращал в склады, которые не охранялись. Никто никогда не пытался обокрасть эти дома. Таких домов было около десяти. Из своих эскизов он часто делал затычки для бутылок. После смерти команда оценщиков два года ездила по стране, открывая заброшенные жилища, и описывая произведения искусств. Когда поверенному Пьеру Цекри предоставили колону бронированных грузовиков и все работы впервые, были собраны воедино (в хранилище Национального банка), присутствующие испытали ужас. Горы бесценных творений, и все это создано одним человеком.

У Пикассо было много жен, четверо детей. Не совсем так. Официальных браков было два. Первый раз художник женился в 1918 году на русской танцовщице Ольге Хохловой. Единственный законный сын от первого брака - Пауло. Вторая законная жена - Жаклин Роке с 1961 по 1973-й (год смерти художника). От второго брака детей не было. Романов же у Пикассо было множество. Одним из первых серьезных увлечений Пикассо был роман с прачкой Фернандой Оливье. В творчестве наступил новый период - "розовый". Художник восхищался своей музой и требовал от нее, чтобы та ничего не делала, а создавала чувственную обстановку в мастерской. С ней он прожил 9 лет. Следующей любовницей стала Марсель Умбер. Познакомились они в 1911 году в парижском кафе "Эрмитаж". В 1915 году Марсель заболела и умерла. Состоя в браке с Ольгой Хохловой, Пабло Пикассо заводит роман с юной Марией Терезой Вальтер. Мария Вальтер - его спутница до 1939 года. О романе становится известно после рождения дочери Майи. С Дорой Маар Пабло Пикассо познакомился в 1935году. Она стала соавтором знаменитого полотна "Герники". Об этом свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, найденных в ее личном архиве. Их роман продлился семь лет. Франсуаза Жильо - его официальная незаконная жена с 1943 по 1953 год. Родила художнику сына Клода и дочь Палому. История Франсуазы Жило уникальна тем, что после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожила яркую жизнь.

Пикассо испытывал к России особую привязанность. Да, с Россией художника многое связывало. Это был плодотворный союз. Начало этому положила встреча со Щукиным (московский купец и коллекционер). Он был первым и основным покупателем картин мастера. Сергей Иванович Щукин сразу купил два полотна тогда еще не известного никому художника, заплатив приличную по тем временам сумму. Благодаря этому Пикассо смог снять новую мастерскую на Монпарнасе, вблизи от прославленного кафе "Ротонда". Всего в коллекции Щукина насчитывалось свыше полусотни картин знаменитого мастера. Сергей Иванович стал своего рода "крестным отцом" Пикассо. Поэтому художник стал чувствовать особую привязанность к русскому меценату, а так же ко всему, что касалось России. Тешили самолюбие мастера и одобрительные высказывания в его адрес русских искусствоведов и философов. Популярность Пабло Пикассо обрел после скандальной премьеры дягилевской пьесы "Парад", которая состоялась в 1917 году. Для пьесы Дягилев (критик, театральный и художественный деятель) впервые заказал специальный занавес, который нарисовал Пабло Пикассо. Имя художника стало появляться на всех программах и афишах "Русского балета". Пикассо стал работать и над другими декорациями для спектаклей "Пульчинелла", "Треуголка" и др. Художник интересуется выставками русского искусства в Париже, читает произведения русских драматургов (Льва Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова и др.), посещает выступления русских трупп в Париже. Пабло Пикассо неплохо говорил по-русски. Первая жена художника была тоже русской.

“Если бы я пошел в армию, я бы стал генералом.
Но я пошел в художники, и стал Пикассо”.

О нем слышали, наверно, даже в самых отдаленных уголках земного шара. Творчество этого своеобразного гения ХХ века нравится не всем, однако талант не скроешь, и даже противники Пикассо не могут его не уважать. Его успеху можно позавидовать, у него есть, чему поучиться.
В честь 133-й годовщины со дня рождения великого художника вспомним

самые интересные факты из его жизни.


1. Новорожденного Пикассо спас дым от сигары


Пабло Пикассо, 1886 год


Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертворожденным. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спасло ребенка везение - его дядя, Don Salvador, курил сигары, и, увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо. Новорожденный скорчил гримасу и зашелся в плаче. Если бы не курение, Пабло Пикассо мог бы и не появится на свет как известный художник.

2. Первым словом был “карандаш”

Пабло Пикассо в возрасте 15 лет, 1896 год


Маленький Пабло рисовать научился раньше, чем говорить, а его первым словом было слово “карандаш” (piz, сокращенное от lapiz, что по-испански значит “карандаш”). Когда мальчику исполнилось 7, его отец, художник и профессор искусств, стал учить его рисованию. Вскоре он увидел, что сын превосходит его в этом искусстве и поклялся отказаться от рисования. Вступительные экзамены в художественную школу в Барселоне Пикассо сдал за один день, в то время как все остальные сдавали их месяц.

“Пикадор”


“Первое Причастие”


В 9 лет Пикассо нарисовал свой первый законченный рисунок - “Пикадор” (Le picador), изображающий всадника на лошади, участвующего в бою быков. Первую “академическую”, то есть совсем взрослую картину, Пабло закончил в 15 лет. Называется она “Первое Причастие” (First Communion), и изображает его отца, мать и сестру возле алтаря.

3. Пикассо - невыносимый ученик

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон перед кафе Ротонда, Париж, 1916 год


В школе, где он учился, Пабло часто помещали в особый изолятор - “calaboose” за отвратительное отношение к учителям. Это была комната с белыми стенами и скамейкой, чтобы сидеть и размышлять о своем поведении. Будущий художник использовал такое “заточение” для рисования, где его никто не отвлекал. По словам художника, он хотел бы никогда не выходить из этой комнаты, и рисовать, рисовать.

4. Страсть к женщинам
Ни у одного из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько их было у Пабло Пикассо. Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта.

Пабло Пикассо, его первая любовь Фернанда Оливье

и Хакин Ревентос, Барселона, 1906 год


Пикассо и его первая жена, балерина Ольга Хохлова, на фоне афиши балета Парад, 1917 год


Мария-Тереза Вальтер с собакой своей матери, 1932 год


Пикассо встретил Мари-Терез Вальтер в галерее Лафайет в Париже. Именно она стала моделью для его картины Le Reve - “Сон”, или “Мечта”, одной из самых знаменитых шедевров Пикассо. Картина была написана в течение одного дня.

"Сон"


В 2006 году владелец казино Steve Wynn согласился продать полотно за 139 миллионов долларов, но по неосторожности продавил полотно локтем до того, как сделка была завершена.

Пикассо с Франсуазой Жило, 1941 год


Двое их детей, Клод и Палома Пикассо, 1951 год


Когда Пикассо познакомился с Франсуазой Жило, ей было 21, а ему - на сорок лет больше. Она была единственной женщиной, которая ушла от него сама, ушла чтобы жить: стать известным художником, воспитать детей.

Пикассо и его вторая жена, Жаклин Рок, танцуют перед картиной “Купальщицы”, 1957 год


5. Самая дорогая картина

“Мальчик с трубкой”. Продана за $104 млн, 4 мая 2004 года

Картина была написана в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним Пикассо, в так называемый “розовый период” его творчества. Она изображает неизвестного мальчика с трубкой в левой руке и с короной из роз на голове.

6. Как Пикассо кубизм придумал

“Портрет Доры Маар”, 1938 год


В 1909 году Пабло Пикассо и французский художник Жорж Брак придумали новое направление в искусстве, известное как кубизм. Если точнее, его придумал французский критик Луи Восель, который первым назвал произведения “странные кубики”, или кубизм, заметив, что произведения Пикассо “полны маленьких кубиков”.

7. Пикассо - не только художник

Скульптура “Чикаго Пикассо”, сделанная им в 1967 году


Хотя известность он получил за свои картины, Пикассо экспериментировал со скульптурой, керамикой, графикой. Он даже разработал занавес, декорации и костюмы для нескольких балетных постановок. Пикассо писал стихи и стал автором двух пьес.

8. Машина Пикассо

“Ситроен Пикассо”


Не совсем его машина, но автомобиль в его стиле. Механик Энди Сандерс (Andy Saunders) из Дорсета, Англия, потратил полгода на тюнинг своего старого Citroen 2CV в стиль “кубизм”. Сандерс называет этот автомобиль “Ситроен Пикассо”.

9. Секрет мастерства

Однажды на местном базаре к Пабло Пикассо подошла женщина и протянула ему листок бумаги.
- Господин Пикассо, - взволнованно сказала она, - я ваша большая поклонница. Не могли бы вы что-нибудь нарисовать для меня?
Пикассо с радостью согласился и быстро запечатлел на этом листке свое произведение искусства. С улыбкой он вернул женщине листок и сказал:
- Это будет стоить миллион долларов.
- Но господин Пикассо, — изумленно воскликнула женщина, - вы потратили каких-то 30 секунд, чтобы нарисовать этот миниатюрный шедевр!
- Добрая женщина, - усмехнулся в ответ Пикассо, - я потратил 30 лет, чтобы нарисовать этот шедевр за 30 секунд.

Болезнь и выздоровление

В течение всей холодной зимы 1938 года продолжительный приступ радикулита приковал Пикассо к постели. Сабартес оставит воспоминания об этом мучительном периоде в жизни художника, бессонных ночах, нескончаемой веренице сочувствующих посетителей, каждый из которых предлагал какое-нибудь чудодейственное средство, и о появлении врача, которому, словно по мановению волшебной палочки, удалось сразу же поставить больного на ноги после прижигания нерва.

В июле обычная тяга к перемене мест побуждает Пикассо покинуть Париж и отправиться на побережье Средиземного моря. На этот раз он снял квартиру в Антибе. Не успел он как следует расположиться в ней, как получил сообщение о неожиданной смерти Воллара. На следующий же день он возвращается в Париж, однако остается в нем ненадолго.

Первые несколько дней пребывания в Антибе были посвящены достопримечательностям других мест побережья - Монте-Карло, Ницце, Каннам и Мужену. Вслед за этим Пикассо окунается в работу. Снятая квартира была заставлена всякого рода столиками и украшена вызывавшими у него раздражение безделушками. Когда эта обстановка стала ему невыносима, он с помощью Сабартеса и Марселя сложил в кучу поделки антиквариата, безделушки и эрзац-картины, висевшие на стенах, превратив таким образом квартиру в студию, где вскоре возник обычный для мастерской художника беспорядок. Огромные стены, на которых не осталось ничего, кроме цветных обоев, подсказали ему идею создания еще одной картины крупных размеров. Он приобрел громадный холст и с необыкновенной быстротой перенес на него образы людей, окружавших его в тот период. Во время одной из вечерних прогулок с Дорой Маар они наткнулись на маленькую бухту, где стояли рыбацкие суденышки, готовившиеся к ночной ловле, во время которой рыбаки пользовались ацетиленовыми лампами. Их свет привлекал рыбу, становившуюся жертвой стоявшего в лодке рыбака, вооруженного острогой. Яркий свет выхватывал из ночи блестящие морские создания удивительного цвета и причудливой формы, в то время как жучки и ночные бабочки танцевали в мощных лучах создаваемого лампой потока света. Именно эту сцену выбрал Пикассо для своей крупной картины, над которой он теперь без устали ежедневно работал.

Однако эта работа не мешала ему каждое утро отправляться на пляж. Во время своего пребывания в Антибе мы ежедневно встречались на берегу и обменивались новостями о политическом положении. Падение Барселоны и исчезновение последних слабых надежд на победу республиканцев глубоко разочаровало нас. Некоторое утешение принес приезд двух племянников Пикассо, Фина и Хавиера Вилато, которым удалось избежать интернирования во Франции после пересечения Пиренеев потерпевшей поражение республиканской армией. Радость от встречи с ними и забавы, которым они предавались на пляже, временно развеяли мрачное настроение художника.

Хотя все надеялись на благополучный исход, однако сообщения об ультиматумах гитлеровской Германии и мобилизация во Франции повергли всех в шоковое состояние. Каждый вечер Пикассо приходил в кафе на главной площади Антиба, чтобы обменяться мнениями с друзьями и, наслаждаясь прохладой, провести с ними за чашкой чая или стаканом минеральной воды часок-другой. Если раньше беседы велись на самые различные темы, то теперь они вращались вокруг одного вопроса - все обсуждали планы отъезда. Через несколько дней большинство друзей разъехались, и город стал заполняться солдатами. В горах у роскошных отелей и бассейнов солдаты-сенегальцы устанавливали пулеметы.

Пикассо не знал, что ему предпринять. Он был расстроен тем, что его работа была прервана как раз в тот момент, когда он начал более четко видеть новые формы, которые приобретали его поиски в последнее время. Он говорил друзьям в шутку, что подготовка к войне началась специально для того, чтобы помешать возникновению нового направления в живописи. В связи с этим Сабартес заметил: «Он ненавидел войну больше всего на свете за то, что она угрожала его творчеству. Мир был необходим для его натуры, которую питала внутренняя борьба».

Вечером после объявления по радио о нападении Гитлера на Польшу я попал к нему на квартиру. Новая картина, где была изображена ночная охота, казалась законченной. Другие холсты, прислоненные к стенам, оставались нетронутыми. Я посмотрел в окно. Башни замка Гримальди нечетко выделялись на фоне приглушенных голубых, алых и серых тонов неба. С балкона виднелся старый город, улицы которого в целях маскировки уже были слабо освещены. Прямоугольные кирпичные стены, освещенные уличными фонарями на углах, поразительно походили на кубистские полотна. Казалось, что архитектура этих старинных зданий стала выглядеть, как созданные Пикассо картины.

Мы простились, пообещав писать друг другу, и Пикассо тут же занялся упаковкой своих вещей. Он решил отправиться в Париж поездом (в то время они были переполнены). Марсель должен был вернуться на машине, прихватив чемоданы, коробки и картину «Ночная ловля рыб в Антибе», свернутую в рулон и лежавшую на заднем сиденье. Пройдет шесть лет, прежде чем Пикассо сможет снова вернуться к Средиземному морю.



Похожие статьи
 
Категории