Падежи имен существительных. Склонение по падежам

20.09.2019

Название: Дательный падеж .

Дательный падеж - один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий какое-либо действие, направленное к предмету и производные от него (например, передача прямого объекта косвенному, откуда и произошло название падежа).
Дательный падеж часто выражает субъект ситуации восприятия.

Основное значение дательного падежа заключается в том, что он выражает косвенный объект, то есть лицо или предмет, к которому направлено действие. Отвечая на вопросы кому? чему?, этот падеж употребляется с глаголами дать, купить, подарить, отправить, говорить, доказывать, содействовать, разрешать (или не разрешать) и др.

В русском языке датив восходит к праславянскому, употребляется самостоятельно или с предлогами к, по, согласно.

Кроме того, дательный падеж употребляется с глаголами, выражающими определенные чувства, направленные на кого-либо или на что-либо, например: доверять товарищу, сочувствовать больному, удивляться содержанию и т. п. В безличных предложениях дательный падеж может относиться к глаголу или к предикативному наречию: часовому не спится, матери нездоровится, мне не хочется с тобой расставаться, ему холодно и т, п.

Дательный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - земле, болоту, полю, кости, дочери, имени, пути;
множественное число - землям, болотам, полям, костям, дочерям, именам, путям;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - синему, синей, крепкому, крепкой, лисьему, лисьей, тётиному, тётиной, отцову, отцовой, действующему, действующей, сломанному, сломанной;
множественное число - синим, крепким, лисьим, тётиным, отцовым, действующим, сломанным;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения дательного падежа - объектное и субъектное, которые
Дательный падеж сочетается с простыми и производными предлогами. В сочетании с простыми предлогами к и по имеет значение объектное (охладеть к приятелю, добр к людям, подготовка к лекции, воля к жизни, скучать по семье, стрелять по воробьям, хлопоты по делам) и разные виды определительного значения (включая функцию сказуемого: Претензии - к качеству товаров; Пирог - к ужину; Экзамен - по физике; Движение - по расписанию); с предлогом к - также включая функцию необходимой информативно восполняющей формы: относиться к передовикам ("входить в число"); Разговор свёлся к пустякам.

Дательный падеж с предлогом по в разных сочетаниях выражает распределенность по нескольким субъектам, объектам, пунктам, моментам: На каждой крыше по аисту; Детям дали по яблоку; По воскресеньям не работаем; Разъехались по деревням; Говорили по многу раз; Тетрадей - по числу учеников;

Этот падеж сочетается со следующими производными предлогами и предложными образованиями: благодаря, в противовес, в противоположность, вопреки, вслед, глядя по, на пути к, навстречу, навстречу к, наперекор, не в пример, по направлению к, по отношению к, подобно, применительно к, смотря по, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно, судя по.

В большинстве случаев такие сочетания синтаксически однозначны: они имеют определительные значения, соответствующие лексическим значениям предлога.

Почему в русском языке глагол УЧИТЬ требует дательного падежа, а не винительного? УЧИТЬ МАТЕМАТИКЕ. (Преподавать математику - винит.)

Дело в том, что дательный падеж может иметь и функцию прямого объекта, как с глаголом учить: учить чему.

Дательный падеж может выражать:

1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.

А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку

Вопрос студента (владеющего несколькими языками) был о том, откуда взялся дательный именно с таком варианте (учить математике) - какова логика или происхождение этого дательного? Так он сравнивает с другими языками и очень аналитично подходит к изучению иностранного языка, пытается понять и объяснить себе конструкции. Есть же ещё другой вариант: учить русский язык, учить слова (с винительным падежом).
- Это просто разные лексико-семантические варианты глагола "учить" с разным управлением.
Объяснить логически не всегда возможно, ведь даже в других падежных языках формы падежей зачастую не совпадают с формами русского языка.
Например, в немецком Ich gratuliere dir zum Geburtstag, где после глагола поздравлять - дательный падеж.
И если сравнить ещё современные языки и посмотреть древние языки, можно увидеть, что падежи имеют различные функции. Например, в латыни есть дательный заинтересованности (обозначает лицо или предмет, в интересах которого совершается действие: Non scholae, sed vitae discimus. - Мы учимся не для школы, а для жизни (на русский переводится предлогами для, ради).

May be you"ll find helpful this video:

Posts from This Journal by “падежи” Tag

  • О творительном предикативном

    "Д.Э. Розенталь "Говорите и пишите по-русски правильно": "Сравните у А.С. Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца…

  • Падежи в русских мультфильмах

    Преподаватели используют: "Апельсин" ("Мы делили апельсин") - родительный падеж; "Как львёнок и черепах пели песню" -…


  • Стихотворение на творительный падеж

    Стихотворение на творительный падеж прилагательных и конструкцию "что называют чем (каким)". НАТАЛИЯ КРАНДИЕВСКАЯ Небо называют -…

  • ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ РКИ

    В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию "Я пишу по-русски" (базовый уровень). Там во…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    У меня вопрос по поводу отсутствия в русском языке артиклей. Были ли они когда-то или нет, связана ли с их отсутствием такая достаточно обширная…

Применяемый для выражения направленного на что-либо, осуществляемого в пользу кого-либо действия, в частности, передачу чего-либо (отсюда и его название). Очень часто он выступает в совокупности с винительным, предположим, «дам теще яблоко», «напишу брату сообщение» и в безличных оборотах вроде «мне скучно», «сердцу пусто».

Как образуется дательный падеж

В отдельных случаях такие - подчеркнем, очень распространенные - словоупотребления служат своего рода культурологическим маркером. Еще одна, связанная с дательным падежом, трудность касается склонения женских имен на -ия - Виктория, Лилия, Мария, Наталия и т. п. У всех у них в дательном падеже окончание : Виктории, Лилии, Марии, Наталии. Это, однако, не касается восточных имен, в которых в -ия ударение падает на последний гласный: Алия, Альфия, Зульфия и т. п. Такие имена в дательном падеже оканчиваются на : Алие, Альфие, Зульфие. Существуют также 11 исключений среднего рода, если с ними будет употреблен дательный падеж, окончания этих слов будут на : бремени, времени, вымени, знамени, имени, пламени, племени, семени, стремени, темени и дитяти (именно так нормативно выглядит в дательном падеже слово «дитя»).

Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.

Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».

Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).

В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).

Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).

Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).

На вопрос Нужна табличка: какие предлоги с какими падежами употребляются (русский язык). Кто знает, где найти?! заданный автором Nieva лучший ответ это В учебнике русского языка за 3 кл, там начинается эта тема... . Корреляция падежа и предлогаПадежные формы имен существительных, числительных и местоимений выражают различные отношения, для передачи которых приспособлены и предлоги. Между значениями предлога и падежа наблюдаются семантические корреляции. За каждым падежом закрепляется свой круг предлогов.С родительным падежом сочетается наибольшее количество предлогов: без, близ, вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, в виде, ввиду, во время, в деле, в знак, во избежание, во имя, вместо, в области, в отношении, в продолжение, в свете, в силу, вследствие, в случае, в течение, в целях, до, за исключением, за счёт, из, из-за, из-под, кругом, мимо, накануне, напротив, около, от, позади, поперёк, после, посреди, прежде, относительно, с, сбоку, сзади, снизу, по линии, по мере, по поводу, по причине, посредством, путём, у и др.Дательного падежа требуют предлоги благодаря, вопреки, вслед, к, навстречу, наперекор, подобно, по направлению к, согласно, соответственно, соразмерно и т. п.Винительный падеж обслуживают предлоги в, включая, за, исключая, на, не считая, несмотря на, о, по, под, про, с, сквозь, спустя, через и др.С творительным падежом употребляются предлоги в связи с, вслед за, за, кончая, между, над, наравне с, наряду с, перед, под, сообразно с, соразмерно с, согласно с и т. д.Предложным падежом имени управляют в, на, о, по, при, по вопросу о и др.Большая часть предлогов употребляется с формой имени в одном падеже. Это касается прежде всего производных предлогов: благодаря (дат. п.) , по причине (род. п.) и т. д. Но некоторые из первообразных предлогов могут употребляться с двумя и тремя падежами. Двупадежными являются предлоги в, на, о (вин. и предл. п.) , за, под (вин. и тв. п.) , между (род. и тв. п.) .Трёхпадежные предлоги: по (вин. , дат. и предл. п.) , с (род. , вин. и тв. п.) , например: идти п о дороге (дат. п.) , по колено в снегу (вин. п.) , скучать по другу (предл. п.) .

Ответ от Кирилл Шкиряк [новичек]


Ответ от Ксюша [новичек]


Ответ от Екатерина Серебренникова [новичек]
hk,ghk,


Ответ от Наталия ляпунова [новичек]
в про


Ответ от Гульнара Курбиева [новичек]
Падежные формы имен существительных, числительных и местоимений выражают различные отношения, для передачи которых приспособлены и предлоги. Между значениями предлога и падежа наблюдаются семантические корреляции. За каждым падежом закрепляется свой круг предлогов.С родительным падежом сочетается наибольшее количество предлогов: без, близ, вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, в виде, ввиду, во время, в деле, в знак, во избежание, во имя, вместо, в области, в отношении, в продолжение, в свете, в силу, вследствие, в случае, в течение, в целях, до, за исключением, за счёт, из, из-за, из-под, кругом, мимо, накануне, напротив, около, от, позади, поперёк, после, посреди, прежде, относительно, с, сбоку, сзади, снизу, по линии, по мере, по поводу, по причине, посредством, путём, у и др.Дательного падежа требуют предлоги благодаря, вопреки, вслед, к, навстречу, наперекор, подобно, по направлению к, согласно, соответственно, соразмерно и т. п.Винительный падеж обслуживают предлоги в, включая, за, исключая, на, не считая, несмотря на, о, по, под, про, с, сквозь, спустя, через и др.С творительным падежом употребляются предлоги в связи с, вслед за, за, кончая, между, над, наравне с, наряду с, перед, под, сообразно с, соразмерно с, согласно с и т. д.Предложным падежом имени управляют в, на, о, по, при, по вопросу о и др.Большая часть предлогов употребляется с формой имени в одном падеже. Это касается прежде всего производных предлогов: благодаря (дат. п.) , по причине (род. п.) и т. д. Но некоторые из первообразных предлогов могут употребляться с двумя и тремя падежами. Двупадежными являются предлоги в, на, о (вин. и предл. п.) , за, под (вин. и тв. п.) , между (род. и тв. п.) .Трёхпадежные предлоги: по (вин. , дат. и предл. п.) , с (род. , вин. и тв. п.) , например: идти п о дороге (дат. п.) , по колено в снегу (вин. п.) , скучать по другу (предл. п.) .


Ответ от Thomas St [активный]
В школу ходить надо, будет знать)


Ответ от Денис Шипицын [новичек]
Значение предложного падежа весьма разнообразно. Отвечая на вопросы о ком? о чем? , он употребляется только с предлогами и может быть как приглагольным, так и приименным. Предложный приглагольный употребляется: а) с предлогом о (об, обо) : говорить о работе, думать о литературе, писать о лагере, жалеть об утрате, заботиться обо всем; б) с предлогом по (в значении после) : по прошествии трех лет, по окончании школы, по прочтении рукописи, по получении известия и т. д. ; в) с предлогом при (для указания на место, предмет, учреждение, обстоятельство, состояние) : жить при школе, создать при университете, числиться при поликлинике, присутствовать при встрече и т. д. ; г) с предлогом в (во) для указания на место или па предмет, внутри которого кто-либо или что-либо пребывает, находится: жить в Москве, водиться в море, сидеть в помещении, хранить в погребе, играть во дворе, служить во флоте, подметить во взгляде и т. д. ; д) с предлогом на для обозначения площади или поверхности, где кто-либо или что-либо находится, пребывает, происходит: на Западе, на берегу ручья, сидеть на полу, лежать на сене; для указания на место, предмет, учреждение, область, коллектив, в которых кто-либо пребывает, действует, или где что-либо делается: работать на пристани, быть на службе, учиться на педагогическом факультете, присутствовать на собрании; для обозначения лица или предмета, которые служат объектом проявления деятельности: сосредоточить внимание на решении задач, остановиться на мысли; для указания на состояние, обстоятельства или условия, сопровождающие действие: быть на отдыхе, быть на пенсии, стоять на вахте, оставаться на море; для указания на предмет, являющийся орудием действия или материалом для производства действия, а также для указания па время действия: ездить на велосипеде, играть на рояле, жарить на масле и т. д



Похожие статьи
 
Категории