Палехские картины. Палехская миниатюра (Palechskaja miniatjura)

04.03.2020
Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са-мом деле этой художественной тради-ции несколько веков. Палех стал центром еще в XVII веке; палехская икона до револю-ции была не менее знаме-ни-та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю-ции, палехские потомствен-ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ-нерусскую художе-ст-венную традицию в новой, атеисти-ческой культуре. Масте-ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар-ки-чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере-несли иконопис-ные стили в лако-вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор-ских произведений в миниатюре, монумен-таль-ном искусстве, книжной графике, сцено-графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё-ра занимаются исключительно лаковой ми-ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен-тирован на массовое копи-рование с образцов; там был создан жанр миниатюр-ного пейзажа. Мстёра любит реали-стичную живопись, полностью заполняет чер-ный фон и предпочитает теплый золоти-стый или голубовато-серый цвето-вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож-ников наследниками многовековой тради-ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре-стьянами. Навязанная идеологией «народ-ность» диктовала сюжеты и их вос--приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет-ской мифологии многообразное искус-ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим-во-ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч-ные сюжеты вроде «Жнитвы » или «Поце-луя » и от-правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев-ший палехское искус-ство на вы-ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион-ная же тематика произведе-ний была в основном ситуативной: шка-тулки создавались к все-союз-ным вы-ставкам или как эксклюзивные подар-ки партийному руководству. Напри-мер, одна из самых интересных композиций с совет-ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века Дом-музей П. Д. Корина, Москва / palekh.narod.ru

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби-мый , отсюда разнообразие нового искусства. В произведе-ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо-зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга-новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на-йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро-мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч-ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо-бра-жения людей и коней подверглись большей трансфор-мации, потому что авто-ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы - всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на-зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо-зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со-хра--нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир-туозная иконописная техника, но глав-ное — на небольшой поверхности икон-ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра-зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи-сывали кро-шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе-ством героев.

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо - это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иван Зубков. Портсигар c росписью « Из-за острова на стрежень…». 1927 год Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше-ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство-вали эти иконографические решения и развивали их коло--ристи-чески и пла-сти-чески для решения новых задач.

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк-турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано-ну: в центре оказывается Пушкин, записы-вающий сказки кота, а все остальные груп-пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо-том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи-вописи, с помощью которого достигается ощу--щение объема фигур; штрихи, написан-ные белилами, золотом или краской в не-сколь-ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

Государственный музей палехского искусства

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые - восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.


Палех - маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.


На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.


Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.


Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил "знаменщик", одежды и палаты писал "доличник", а лица - "личник". Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.


Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.


А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.


А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.



Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.





По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.




Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись - красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.



И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.


Каждый из мастеров-миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

Шкатулкой или ларцом принято называть небольшую коробку или ящичек, которые чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В них удобно хранить драгоценности, деньги, бумаги и другие мелкие ценные предметы. Считается, что шкатулки появились очень давно и происходят от сундуков, в которых хранили одежду. В царской России в середине XVIII века стал особо популярен такой народный промысел, как лаковая миниатюра.

Шкатулки, выполненные в этой технике умельцами из Ивановского поселка Палех, являются прекрасным примером мастерства и самобытности русского народа.

Историческая справка

История палехской миниатюры как народного художественного промысла тесно связана с иконописью. Мастера, искусно пишущие иконы, в XVIII веке жили в поселке Палех, который в то время относился к Вязниковскому уезду Владимирской губернии. Наряду с иконописанием местные умельцы принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Кремля и церквей, находящихся в Троице-Сергиевой лавре и на территории Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года продолжать заниматься иконописью стало невозможно, поэтому через год была создана Палехская художественная декоративная артель. Художники, вошедшие в нее, стали заниматься росписью по дереву. Основоположниками палехской миниатюры принято считать Ивана Голикова и Александра Глазунова. Мастера освоили новый материал – папье-маше, в основе которого находится масса, полученная из смешения бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 г. палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где получили диплом II степени.

В декабре 1924 г. семеро мастеров из Палеха основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения в 1925 г. были отправлены на Всемирную выставку в Париже. В 1932 г. был образован Союз художников Палеха, а в 1935 г. артель преобразовалась в Товарищество художников Палеха. В 1954 г. возникли Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время обучиться искусству данной миниатюры можно за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.

Технология изготовления

Как уже отмечалось ранее, шкатулки в традициях лаковой миниатюры имели основу из папье-маше. Заготовка из картона спрессовывается, а затем сушится несколько дней. Далее ее нужно в течение суток пропитать льняным маслом и высушить в горячей печи 2 дня. Затем полуфабрикат обрабатывается с помощью наждачной щетки, шлифуется и на нем крепится необходимая фурнитура. В конце данного этапа шкатулку грунтуют особым составом, покрывают черным лаком в несколько слоев и 7 слоями светлого лака, тщательно просушивая в печи каждый слой.

Роспись имеет строгую последовательность в нанесении темперы. Темперные краски использовались с древнейших времен, художники изготавливали их из сухих порошковых пигментов, связующим веществом в которых служили эмульсии: натуральные (куриный желток) и искусственные (масла в водном растворе клея). Мастерству работы с темперой нужно обучаться несколько лет, только тогда можно достигнуть идеальной плавности линий, точности и четкости миниатюрных силуэтов.

На начальном этапе росписи мастера выкрашивают композицию белилами, акцентируя темные и светлые места. Затем наносят краски, необходимые для росписи шкатулки. Умельцы кропотливо прорисовывают беличьими костями ручной работы контуры всех элементов, подчеркивая цветом каждую деталь и часто используя при этом увеличительное стекло. В финале росписи наносят золото (лист золота измельчается и смешивается с клеем), оно придает рисунку теплоту и яркость, создается ощущение, что изображение светится изнутри.

Отделка золотом заимствована палехскими мастерами из иконописи, где золото является символом божественного света.

На последнем этапе изготовления шкатулку покрывают масляным лаком и полируют. Полировка происходит нанесением нескольких лаковых слоев, которые хорошо просушиваются при заданной температуре определенное время. Затем поверхность выравнивается с помощью стекла и пемзы, а потом полируется на специальном движущемся круге, который обтянут бархатом.

Своеобразие стиля

Фоном для рисунков на палехских шкатулках выступает черный цвет – он является символом тьмы, из которой рождаются жизнь и краски, придает глубину всей композиции. Внутри изделие всегда красного оттенка. Для палехской росписи характерны также яркие темперные краски и роспись золотом. Изящно прорисованные удлиненные фигуры являются отголоском иконописных традиций. Героями выступают персонажи сказок и былин, а также классических произведений и песен. Шкатулки имеют свои названия, например, «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».

Как отличить оригинал от подделки?

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком. Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали.

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

О. А. Колесова, заместитель директора Государственного музея палехского искусства

Палех – небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России. В XIV веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьёй. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины. В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану. В 1627 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».

Известность Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчин, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов» как в Палехе, так и за его пределами. Бутурлины охотно выдавали своим крестьянам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург и более отдалённые губернии. Палехские иконы вывозились за границу – к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились не только как иконописцы, но и как мастера монументальных росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во владимирских соборах – Успенском и Дмитриевском, Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882 году расписала в Московском Кремле Грановитую палату. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Лежневе, Ярлыкове, Мугреевском.

Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский быт, древние традиции устного народного творчества и фольклора. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечались особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи Г. Д. Филимонов, посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Октябрьская революция 1917 года надолго прервала развитие традиционных иконописных промыслов в России, в том числе и в Палехе. В декабре 1924 года здесь была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали бывшие иконописцы: И. И. Голиков, И. М. Баканов, А. В. Котухин, В. В. Котухин, И. В. Маркичев, И. И. Зубков, А. И. Зубков. Это дало начало новому искусству Палеха, ставшему значительным явлением мировой художественной культуры.

В результате успешных творческих поисков палешане явили миру расцвеченные радугой красок и «золотым узорочьем» виртуозные композиции на различных предметах из папье-маше. Талантливые мастера умело использовали декоративные возможности фона, материала, формы предметов. Палехские художники сохранили прочную связь с традициями древнерусской живописи. Они не отказались от привычной техники письма яичными красками и росписи «творёным золотом». Отличительной особенностью палехской лаковой миниатюры стали средневековые приёмы стилизации природных и архитектурных форм, условность в изображении фигур людей и животных.

Самыми многочисленными и наиболее удачно решёнными композициями первых лет существования палехской миниатюры были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». Их характеризует отсутствие развитого сюжета, событийности, но при этом ярко выражено орнаментальное начало.

Уникальным и необыкновенно талантливым художником по праву считают Ивана Ивановича Голикова. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, иногда величавы и торжественны. К этому мотиву палехский мастер обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах. Его «битвы» и «охоты» со сказочными тонконогими конями, причудливыми всадниками – проявление поистине неукротимой фантазии.

Иван Михайлович Баканов слыл в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои возникает эффект подвижности цветового пятна, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам – «Степан Разин», «По улице мостовой», – воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений – «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные движения, что создаёт ощущение тишины и покоя. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А. А. Дыдыкина – «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга – русская река» – находятся в коллекции Государственного музея палехского искусства.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа, обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на исторические темы. В 1945 году П. Чалуниным была написана замечательная миниатюра, одна из лучших в его творчестве – «Бой Челубея с Пересветом». Отсутствие бытовых подробностей, деталей обстановки придаёт миниатюре символическое звучание. Вздыбленные кони олицетворяют силы тёмного и светлого, вечную борьбу добра со злом. Но иносказательность, символизм сочетаются здесь с достоверной характеристикой образов. Широкоскулое с раскосыми глазами лицо монгольского воина выражает целую гамму чувств: злобу, ненависть, опьянение боем. Спокойное, просветлённое лицо Пересвета говорит и о монашеской кротости, и о доброте, и о нравственной силе ученика Сергия Радонежского. Лишь грозный облик коня Пересвета да развевающаяся монашеская схима, напоминающая крылья фантастической хищной птицы, дают понять, как велико желание монаха-воина поразить неприятеля.

На миниатюрах Н. М. Зиновьева «Битвы предков за Русскую землю», А. М. Куркина «Наши предки», А. А. Дыдыкина «История Москвы», А. И. Ватагина «Русские полководцы» изображены победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского. Поскольку военные действия в период борьбы с поляками и литовцами, захватившими Москву и другие русские земли, затронули и наш край, события той исторической эпохи получили широкое отражение в искусстве палешан. В музейной коллекции хранятся миниатюры А. А. Дыдыкина «Минин призывает на борьбу с польскими интервентами», А. И. Ватагина «Козьма Минин», Н. М. Парилова «За Отчизну», Н. И. Голикова «Иван Сусанин». Русский народ мифологизирует образы своих защитников, придаёт им черты былинных богатырей. Такими видят их и палехские художники.

Портрет развивается как самостоятельный жанр палехской лаковой миниатюры. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Н. А. Правдин, И. Ф. Паликин, И. Г. Серебряков. На различных предметах из папье-маше – пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах – палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Новый этап в истории палехского искусства начался в 1980-е годы, которые характеризуются удивительным творческим взлётом многих мастеров. Душой коллектива палехских художников в это время был заслуженный художник РСФСР В. М. Ходов (1942–1988). Декоративная тарелка «Песня» является знаковой в его творчестве. В сосновом бору, на берегу реки Палешки, собралась дружная компания художников. Они задушевно поют. Но в этом незатейливом сюжете заключено глубокое символическое звучание: В. М. Ходов одновременно представил художников разных поколений. В центре – И. И. Голиков, слева расположились его современники И. М. Баканов, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, И. И. Зубков, Д. Н. Буторин, справа – миниатюристы ходовской поры Г. М. Мельников, Н. И. Голиков, Б. М. Ермолаев, старшие современники, а также В. Ф. Морокин, А. Н. Клипов, начинавшие свой творческий путь вместе с В. М. Ходовым.

Преемственность поколений, верность традициям стали основными критериями в творческих поисках молодых талантливых мастеров. Среди знаковых работы тех лет много небольших ларцов простой формы. Представление об истинной миниатюре как искусстве малых форм даёт творчество Е. Ф. Щаницыной, И. В. Ливановой, Н. Б. Грибова. Небольшие шкатулочки, бисерницы, крошечные ларчики украшают композиции многих авторов на песенные, исторические, фольклорные темы.

В переломные 1990-е годы палехские художники поэтизируют крестьянский труд, превращают обыденное действие в символ, идеал гармонии и красоты, рисуют образ родного края.

В последнее время всё больше появляется композиций, лишённых какого-либо сюжетного действия. В них явно преобладает символическое начало, отражающее процесс одухотворения земного бытия. В миниатюре А. Н. Клипова «Мелодия» самые обычные приметы осени – яркие гроздья рябины, опавшая листва, спелые яблоки, букет хризантем – превращаются в строки немного грустной элегии или в звуки тихо и нежно звучащей музыки.

Одно из направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Это или собственно икона, или миниатюра на религиозный сюжет. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа. Палеху как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей искусства иконописи в процессе её возрождения отводится особая роль.

В настоящее время в Палехе проживают более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища имени А. М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Большое значение в сохранении и развитии уникального промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы палехской иконописи и лаковой миниатюры. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В 1930-е годы её формирование продолжил известный искусствовед, первый директор Государственного музея палехского искусства Г. В. Жидков при участии А. М. Горького, П. Д. Корина, Е. Ф. Вихрева, А. В. Бакушинского. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи.



Похожие статьи
 
Категории