Памятка для родителей «Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам.

20.09.2019

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом, в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

Как утверждают педагоги и детские психологи, родители, разглядывая со своим малышом иллюстрации в детских книжках, должны учить ребенка составлять по рисункам небольшие рассказы. Это очень полезно для развития малыша - это занятие развивает устную речь младенца, заставляет его вникать в смысл изображения и обогащает его словарный запас. Но далеко не все родители имеют педагогическое образование, поэтому многие из них не знают, как же учить ребенка составлять рассказы по картинкам правиль но. Научиться этому не сложно - для этого всего лишь достаточно воспользоваться следующими советами.

Прежде всего, родителям следует знать, что учить малыша составлять рассказы по картинкам нужно тогда, когда он уже узнает и называет известные ему персонажи и может связно говорить. Но это не значит, что необходимо ждать того возраста, когда малыш начнет составлять длинные распространенные предложения. Достаточно того, что, например, ваш наследник может связать, к примеру, два рисунка, на одном из которых изображен мальчик, который упал, а на втором - тот же персонаж, который плачет. Даже если ваш отпрыск скажет примерно следующее - мальчик упал и мальчик плачет, этого для начала будет достаточно.

Составлять рассказ по картинке можно уже, начиная с 3-х лет. Первые занятия должны быть с 2-3 сюжетными картинками. В 4 года можно предлагать 4-5 картинок, а потом и 6. В 5-7 лет просим ребенка составлять рассказ уже по 6-8 картинкам. Идеально, если картинки отражают реальный опыт детей, а со временем можно брать и сказочные сюжеты. До сюжетных картинок малышей можно просто просить описать картинку: кто на ней, что делает, какого цвета тот или иной элемент и т.д.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Покажите ребенку картинку с изображением сло-на. Пусть он внимательно посмотрит на нее и попро-бует описать, то есть рассказать, что он видит. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он само-стоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле.
Варианты описаний: «Не знаю» - 0 баллов.

«Слон. Не знаю больше» - 1 балл.
«Слон. Он маленький. Он сидит» - 2 балла.
«Это слоненок, он сидит. У него хобот. Уши. Че-тыре ноги. Хвост» - 3 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. Свой хобот подогнул внутрь, наверно, он кушает» - 4 балла.
«На картинке нарисован слоненок. Он сидит. У сло-ненка большие уши и длинный хобот. Свой хобот он подогнул вовнутрь. Бровки малыша приподняты. Он чем-то удивлен. Это добрый и веселый слоненок» - 5 баллов.
Результат
0-1 балл - низкий уровень. У ребенка плохо раз-вита речь. Вам необходимо ему много читать, застав-лять его пересказывать.
2-3 балла - средний уровень. Речь ребенка раз-вита удовлетворительно.
4 балла - хороший уровень. Речь развита хорошо. Однако следует расширять активный словарный запас.
5 баллов - высокий уровень. Речь развита отлич-но. Необходимо давать ребенку как можно больше творческих заданий.

Родителям, которые будут заниматься с малышом, необходимо понимать, что, как результат, их ребенок должен научиться рассматривать иллюстрацию и, при помощи взрослого, рассказывать, что же он увидел. Взрослый должен помогать малышу называть предметы правильно и учить ребенка правильно склонять слова и составлять предложения из 3-4 слов.

Занимаясь с ребенком, не говорите слишком много. Рассматривая с ребенком изображение девочки, которая вышла на прогулку, вы должны говорить примерно следующее: "Девочка вышла на прогулку. Она гуляет по парку. У нее в руках воздушный шарик". Такой текст ребенку будет понятен, и он легко сможет его повторить. Но если ваша речь будет перенасыщена подробностями - например, вы скажете, что у девочки в правой руке есть большой нежно-голубой шарик, то ваш малыш просто устанет от такого рассказа.

Для того чтобы занятия проходили успешно, и малышу было интересно, рассматривайте те картинки, которые ребенком наиболее любимы.

Показывая малышу новое для него изображение, особенно, если оно сюжетное, не спешите и не подгоняйте малыша - дайте ему время спокойно рассмотреть весь рисунок. Если ребенку трудно сразу составить небольшой рассказ самостоятельно, то помогите ему и задайте несколько вопросов - например, спросите его, кто или что изображено на предложенном ему для просмотра рисунке.

Если ребенок составляет рассказ неверно - неправильно понимает сюжет изображения, неверно называет предметы, то тогда вам тоже следует ему помочь и попытаться составить рассказ вместе.

Следите, чтобы ребенок правильно выполнял данное ему задание и не рассказывал вам содержание той сказки, иллюстрацию из которой вы ему показываете, а составлял рассказ именно по тому, что изображено на конкретной картинке.

Не позволяйте малышу фантазировать и рассказывать о том, чего на рисунке нет. Конечно, прекрасно, когда у ребенка есть хорошо развитая фантазия, но вам необходимо научить его преображать то, что он видит, в слова и логически связанные между собой несложные фразы

Когда картинки описаны отдельно, можно проговорить полностью весь рассказ самому, а ребенок должен следить за ним. Будьте готовы, что ребенок может не согласиться с какой-то вашей формулировкой. Со временем полный рассказ будет повествовать сам малыш. Не забудьте его похвалить за содержательную историю. Не заставляйте ребенка, если сейчас он не готов составлять рассказ по картинке. Важно заинтересовать этим занятием, не принуждать.

КАК СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку:
■ Кто изображен на рисунке?
■ Что он делает?
■ В какой позе он нарисован?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
Во что он одет, какого цвета его одежда?
■ Какое время года изображено на рисунке?
■ Твое отношение к этому персонажу (нравится, хо-тел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Придумывание рассказа - очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых. Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем - договаривание фраз . Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила - была (говорит мама или педагог) …. (ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап - рассказывание по вопросам. Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок не знает как продолжать - продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов - поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

Зачин (место и время действия, герои),

Развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация - если говорить научным языком)

Конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап - творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке. Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо - сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку - малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам - это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) - мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) - бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) - из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея - это были бумажные бантики для котят - малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.

чУЕ П ТБЪЧЙФЙЙ ДЕФЕК-ДПЫЛПМСФ

лБЛ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УЧСЪОП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ДТХЪШС!

дПЮЛБ, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ УБДЙЛБ, ТБУУЛБЪЩЧБМБ… пВХТЕЧБЕНБС ЬНПГЙСНЙ, ФПТПРЙМБУШ, ОБЮЙОБМБ ПДОП, РЕТЕРТЩЗЙЧБМБ ОБ ДТХЗПЕ, РЕТЕЛМАЮБМБУШ ОБ ФТЕФШЕ. нЕУФПЙНЕОЙС ЫМЙ РМПФОЩНЙ ЧБЗПОЮЙЛБНЙ, ОБЕЪЦБС Й ДБЧС ДТХЗ ДТХЗБ: «пОБ НЕОС… Б РПФПН С, Б ФХФ ПОЙ, Б НЩ ОЕ ИПФЕМЙ, Б ПОЙ!..» с ОЙЮЕЗП ОЕ РПОСМБ. уФБМБ, ТБУУРТБЫЙЧБФШ, НБМЩЫЛБ ЪБОЕТЧОЙЮБМБ, ЪБФПТПРЙМБУШ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ЪБРХФБМБУШ, ТБУРМБЛБМБУШ, РПОЙНБС, ЮФП ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ ТБУУЛБЪБМБ. с ПЗПТЮЙМБУШ ОЕ НЕОШЫЕ. дПЮЛЕ РСФШ МЕФ, ЮЕТЕЪ ЗПД - Ч ЫЛПМХ, Б ПОБ ОЕ ХНЕЕФ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ХУМЩЫБООЩК ФЕЛУФ, ОЙ РЕТЕДБФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

чУС ЫЛПМШОБС РТПЗТБННБ ПУОПЧБОБ ОБ РЕТЕУЛБЪЕ, РТПЮЕМ - РЕТЕУЛБЪБМ, РПЬФПНХ РПЛБ ЕУФШ ЧТЕНС, ОХЦОП РПУФБТБФШУС ТБЪЧЙФШ ЬФПФ ОБЧЩЛ.

пВТБФЙНУС Л УЕВЕ

дЕФЙ ЗПЧПТСФ ОБ ФПН СЪЩЛЕ, ОБ ЛПФПТПН ЙЪЯСУОСАФУС ПЛТХЦБАЭЙЕ. рБТХ ДОЕК С РПУМХЫБМБ, ЛБЛ НЩ ПВЭБЕНУС ДТХЗ У ДТХЗПН Й У ЗТХУФША ПФНЕФЙМБ, ЮФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ЙУРПМШЪХЕФУС НЙОЙНБМШОЩК УМПЧБТОЩК ЪБРБУ, ФБЛПК, ЮФПВЩ ФЕВС РПОСМЙ ПЛТХЦБАЭЙЕ. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, ЮБЫЛХ. фЩ РПКДЕЫШ ЗХМСФШ?» оБТЕЮЙС Й РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ ЧУФБЧМСАФУС Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ПВПТПФЩ - ЛТБКОЕ ТЕДЛП. тЕЮШ ОБЫБ РТЕДНЕФОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБОБ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ С ИПЮХ ТБЪЧЙФШ УЧСЪБООХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ТБУЛТБУЙФШ ЕЕ ПВТБЪОЩНЙ УМПЧПУПЮЕФБОЙСНЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, С УБНБ ДПМЦОБ ЗПЧПТЙФШ, ЙУРПМШЪХС ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. с УФБМБ УМЕДЙФШ ЪБ УЧПЕК ТЕЮША. пУОПЧОПК РТЙОГЙР - ТЕЮШ ПВПЗБФЙФШ УТБЧОЙФЕМШОЩНЙ ПВПТПФБНЙ Й РТЙМБЗБФЕМШОЩНЙ, ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЦОП-РПДЮЙОЕООЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС Й ТБЪЧЕТОХФЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ЗПЧПТЙФШ СТЛП Й ПВТБЪОП.

ЬФП ВЩМП УМПЦОП. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, УЙОАА ЮБЫЛХ У ВЕМПК ЛБЕНЛПК, УФПСЭХА ОБ ЧФПТПК РПМПЮЛЕ Ч ЛХИПООПН ЫЛБЖЮЙЛЕ». «уЕЗПДОС РТЕЛТБУОБС РПЗПДБ! уПМОГЕ УЧЕФЙФ СТЛП, ОБ ОЕВЕ ОЙ ФХЮЛЙ. лПЗДБ НЩ РПКДЕН ЗХМСФШ Ч УЛЧЕТ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЧПЪШНЕН У УПВПК? нПЦЕФ, ЛПЗП-ОЙВХДШ РТЙЗМБУЙН ОБ РТПЗХМЛХ?» оБ ФБЛПК ЧПРТПУ ТЕВЕОПЛ, УПЗМБУЙФЕУШ, ХЦЕ ОЕ УНПЦЕФ ПДОПУМПЦОП ПФЧЕФЙФШ «ДБ - ОЕФ».

ЬФП ФТЕВХЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЧТЕНЕОЙ. чЩ ВХДЕФЕ ХУФБЧБФШ ЗПЧПТЙФШ ТБЪЧЕТОХФЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ, ХФПНЙФЕУШ РПДВЙТБФШ РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ Й ПВТБЪОЩЕ УТБЧОЕОЙС, ОП РПУФЕРЕООП ЬФП ТБЪПЧШЕФУС Ч РТЙЧЩЮЛХ. рПУФБТБКФЕУШ Й ДТХЗЙИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ РЕТЕЛМАЮЙФШ ОБ ФБЛПК ТБУЛТБЫЕОП - ТБЪЧЕТОХФЩК УРПУПВ ПВЭЕОЙС.

у ЮЕЗП ОБЮБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ТЕЮЙ?

тБЪЧЙЧБС УЧСЪОХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ЧБЦОП ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ЛПТПФЛЙЕ УЛБЪЛЙ Й ТБУУЛБЪЩ. пО РЕТЕУЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЛПНЩЕ УЛБЪЛЙ У ОЕУМПЦОЩН УАЦЕФПН ("тЕРЛБ", "лПМПВПЛ", "лХТПЮЛБ тСВБ"). рТЙ ЬФПН ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ УЛБЪЛХ, ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ ЧЪТПУМЩИ, ЧЛМАЮБФШ Ч ТБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ПФДЕМШОЩЕ УМПЧБ Й РТЕДМПЦЕОЙС, ЛБЛ ВЩ РПНПЗБС ЕНХ. фБЛ НБМЩЫ РПДЧПДЙФУС Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ТБУУЛБЪХ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС.

ТЕВЕОПЛ ЮЕФЧЕТФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ РПЮФЙ ДПУМПЧОП ЪБРПНЙОБЕФ ФЕЛУФЩ ОБТПДОЩИ УЛБЪПЛ, ХУЧБЙЧБЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК.

ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ОЕФ ПРЩФБ РЕТЕУЛБЪБ, НПЦОП ЧЕТОХФШУС Л УЛБЪЛБН, ЙУФПТЙСН, ЛПФПТЩЕ ИПТПЫП ЪОБЕФ НБМЩЫ. нБНБ ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ОБЮБЧ РТЕДМПЦЕОЙЕ, ЪБНПМЛБЕФ, РТЕДМБЗБС ТЕВЕОЛХ, ЪБЛПОЮЙФШ ЖТБЪХ. "цЙМЙ-ВЩМЙ ДЕД Й..." - "вБВБ" - "вЩМБ Х ОЙИ..." - "лХТПЮЛБ тСВБ". ъБФЕН НПЦОП РЕТЕИПДЙФШ Л РЕТЕУЛБЪХ РП ЧПРТПУБН: "лПЗП ЧУФТЕФЙМ ЛПМПВПЛ?" - "ъБКЮЙЛБ" - "лБЛХА РЕУЕОЛХ ПО ЕНХ УРЕМ?.."

рПУМЕ ЪБЛТЕРМЕОЙС ЬФПЗП ОБЧЩЛБ, НБМЩЫ ХЦЕ УБН ОБЮЙОБЕФ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, Б РПДИЧБФЩЧБЕФ НБНБ. рПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ УНПЦЕФ РЕТЕУЛБЪБФШ УЛБЪЛХ РПМОПУФША.

ДМС ЪБРПНЙОБОЙС УАЦЕФБ ДЕФСН НМБДЫЕЗП ЧПЪТБУФБ РПНПЗБЕФ ФЕБФТБМЙЪБГЙС У РПНПЭША ЙЗТХЫЕЛ ЙМЙ РБМШЮЙЛПЧЩИ ЛХЛПМ. чЩ РТПЙЗТБМЙ РЕТЕД НБМЩЫПН УЛБЪЛХ, РПРТПУЙФЕ ЕЗП РПВЩФШ БЛФЕТПН Й РЕТЕД ЧБНЙ ТБЪЩЗТБФШ ФХ ЦЕ УЛБЪЛХ, У ПЪЧХЮЙЧБОЙЕН ЧУЕИ РЕТУПОБЦЕК.

УФБТБКФЕУШ ЖТБЪХ: «рЕТЕУЛБЦЙ ХУМЩЫБООПЕ, РТПЮЙФБООПЕ» ЪБНЕОЙФШ ЙЗТПК. рТЕДМПЦЙФЕ НБМЩЫХ РПЙЗТБФШ Ч ТБДЙП. пО ВХДЕФ ДЙЛФПТПН, ЛПФПТЩК ТБЪЩЗТЩЧБЕФ ТБДЙП-УРЕЛФБЛМШ. чЕЮЕТПН ЧЩ ЕЗП ХМПЦЙМЙ Ч ЛТПЧБФШ Й ТБУУЛБЪБМЙ УЛБЪЛХ, Б ПО Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ХЛМБДЩЧБЕФ УРБФШ УЧПЙ ЙЗТХЫЛЙ Й, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ЧЩ РПФЮХЕФ ЙИ УЛБЪПЮОПК ЙУФПТЙЕК.

рЕТЕУЛБЪ РП ЛБТФЙОЛЕ

дЕФУЛЙЕ ЛОЙЗЙ ИПТПЫП ПЖПТНМЕОЩ, Й МАВБС ЙММАУФТБГЙС СЧМСЕФУС РПЧПДПН РПЗПЧПТЙФШ. «фЩ ФБЛ УЕВЕ РТЕДУФБЧМСМ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ИХДПЦОЙЛ РТБЧЙМШОП ОБТЙУПЧБМ ЬФП ЧТЕНС ЗПДБ? б ЛБЛПК НПНЕОФ УЛБЪЛЙ РТПЙММАУФТЙТПЧБО? б ЛБЛЙЕ УПВЩФЙС РТПЙЪПЫМЙ ДБМШЫЕ?» рП ПДОПК ЙММАУФТБГЙЙ НПЦОП РТЙДХНБФШ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ЧПРТПУПЧ. нПЦОП РТЕДМПЦЙФШ НБМЩЫХ РТПЙММАУФТЙТПЧБФШ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УБНПНХ Й РПФПН ПВУХДЙФШ ЕЗП «ЛБТФЙОЛХ Л ФЕЛУФХ».

уАЦЕФОЩЕ ТБУУЛБЪЩ - ПРЙУЩЧБЕН ЙЗТХЫЛЙ

пЮЕОШ МАВСФ НБМЩЫЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙЗТХЫЛЙ. йНЕООП ЬФП УЛПТЕЕ ДТХЗПЗП РПВХЦДБЕФ ЙИ Л ЧЩУЛБЪЩЧБОЙА.

УОБЮБМБ ЧЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ЙЗТХЫЛХ. рЕТЧЩЕ ЧПРТПУЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ИБТБЛФЕТОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЧОЕЫОЕЗП ЧЙДБ РТЕДНЕФБ (ЖПТНБ, ГЧЕФ, ЧЕМЙЮЙОБ). вПМЕЕ УФБТЫЙН ДЕФСН (РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ) НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ УТБЧОЙФШ ДЧЕ ЙЗТХЫЛЙ. чЪТПУМЩК ХЮЙФ ДЕФЕК, ОБРТЙНЕТ, ПРЙУЩЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ ЛХЛПМ, ОБЪЩЧБС ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Й УМЕДЙФ, ЮФПВЩ ДЕФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ ЪБЛПОЮЕООЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ.

рТЕЦДЕ, ЮЕН УТБЧОЙЧБФШ, НБМЩЫХ РТЙДЕФУС ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ПВЕЙИ ЛХЛПМ: ЛБЛ ПОЙ ПДЕФЩ, ЛБЛЙЕ Х ОЙИ ЧПМПУЩ, ЗМБЪБ, Б ЪБФЕН ХЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮЕН ПОЙ РПИПЦЙ Й ЮЕН ТБЪМЙЮБАФУС.

ПЧМБДЕМ НБМЩЫ ПРЙУБОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ЙЗТХЫЕЛ - РЕТЕИПДЙФЕ Л УПУФБЧМЕОЙА ОЕВПМШЫЙИ УАЦЕФОЩИ ТБУУЛБЪПЧ. рТЕДМПЦЙФЕ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ЙЗТХЫЕЛ, РПЪЧПМСАЭЙИ ОБНЕФЙФШ РТПУФХА УАЦЕФОХА МЙОЙА: ДЕЧПЮЛБ, ЛПТЪЙОЛБ, ЗТЙВПЛ; ДЕЧПЮЛБ, ЕМПЮЛБ, ЕЦЙЛ Й Ф.Р. рХУФШ ТЕВЕОПЛ РПДХНБЕФ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ У ДЕЧПЮЛПК Ч МЕУХ, ЛПЗП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ЮФП РТЙОЕУМБ ДПНПК Ч ЛПТЪЙОЛЕ. чЪТПУМЩК НПЦЕФ ДМС ПВТБЪГБ РТЙДХНБФШ УЧПК ТБУУЛБЪ, Б ЪБФЕН РТЕДМПЦЙФШ ТЕВЕОЛХ РТЙДХНБФШ ТБУУЛБЪ УБНПНХ. й ОЕ ВЕДБ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ УОБЮБМБ РТПУФП РПЧФПТЙФ ЪБ ЧБНЙ ЧБЫ ТБУУЛБЪ - ПО ХРТБЦОСЕФУС Ч ТБУУЛБЪЩЧБОЙЙ. рПУФЕРЕООП ХЧПДЙФЕ ДЕФЕК ПФ РПДТБЦБОЙС, РТЕДМБЗБКФЕ РТЙДХНБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩК ТБУУЛБЪ.

тБУУЛБЪ П УПВЩФЙЙ

дЕФЙ РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ ХЦЕ НПЗХФ ТБУУЛБЪБФШ П ОЕЛПФПТЩИ УПВЩФЙСИ ЙЪ МЙЮОПЗП ПРЩФБ. чЪТПУМЩК РПВХЦДБЕФ ТЕВЕОЛБ ЧУРПНОЙФШ, ЛБЛ ИПДЙМЙ Ч ЗПУФЙ, Ч РБТЛ, ОБ ОПЧПЗПДОАА ЕМЛХ, ЮФП ПО ЧЙДЕМ ЙОФЕТЕУОПЗП ОБ РТПЗХМЛЕ Ч МЕУХ.

РЕТЕД ТЕВЕОЛПН ЮЕФЛП УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ: "тБУУЛБЦЙ, ЮФП ФЩ ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ" . ъДЕУШ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВТБЪЕГ: "уОБЮБМБ РПУМХЫБК, ЮФП С ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ, Б РПФПН ФЩ ВХДЕЫШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ". тБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ ДЕФУЛПНХ ПРЩФХ, ЮЕФЛП РПУФТПЕО, ЙНЕФШ СУОЩК ЛПОЕГ; СЪЩЛ ТБУУЛБЪБ ДПМЦЕО ВЩФШ ЦЙЧЩН Й ЬНПГЙПОБМШОЩН.

РПУФЕРЕООП ДЕФЙ ПФХЮБАФУС ПФ ЛПРЙТПЧБОЙС ПВТБЪГБ Й РПДИПДСФ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ФЧПТЮЕУЛПНХ ТБУУЛБЪЩЧБОЙА, ПВХЮЕОЙЕ ЛПФПТПНХ ОБЮЙОБЕФУС ХЦЕ РПУМЕ 5 МЕФ.

юФЕОЙЕ

юФЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ПЗТПНОХА ТПМШ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УМПЧБТОПЗП ЪБРБУБ ТЕВЕОЛБ. рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ, ЛБЛХА МЙФЕТБФХТХ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ НБМЩЫХ, Й ЮФП ЮЙФБЕФ ПО УБН. рПУФБТБКФЕУШ РЕТЕКФЙ У ЛОЙЗ, ЗДЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБЕФУС УАЦЕФ, НОПЗП ДЕКУФЧЙС Й ЧУФТПЕООЩИ ДЙБМПЗПЧ, ОБ ПРЙУБФЕМШОХА МЙФЕТБФХТХ. ьФП ТБУУЛБЪЩ Й РПЧЕУФЙ П РТЙТПДЕ, П ЦЙЧПФОЩИ, П РХФЕЫЕУФЧЙСИ. пВТБФЙФЕУШ Л ЛОЙЗБН ОБЫЙИ ОЕНЕТЛОХЭЙИ ЛМБУУЙЛПЧ, Й ХЦЕ ЮЕТЕЪ ОЕВПМШЫПК РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧХКФЕ ЛТБУПФХ Й ВПЗБФУФЧП ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП НЕМПДЙЛХ.

еУМЙ Ч ФЕЛУФЕ ЧУФТЕЮБАФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, ПВЯСУОСКФЕ ЙИ НБМЩЫХ, РТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ПОЙ ХРПФТЕВМСАФУС. рХУФШ ТЕВЕОПЛ УБН УПЮЙОЙФ РТЕДМПЦЕОЙС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ОПЧЩИ УМПЧ Й РПОСФЙК.

пВУХЦДБЕН РТПЮЙФБООПЕ

еУМЙ ТБОШЫЕ ЧЩ ЮЙФБМЙ НБМЩЫХ НЙОХФ ФТЙДГБФШ, Б РПФПН ЪБЛТЩЧБМЙ ЛОЙЗХ, ФП ФЕРЕТШ ЙЪНЕОЙФЕ РТПГЕУУ ЮФЕОЙС. рСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЮЙФБЕФЕ, РСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЗПЧПТЙФЕ П РТПЮЙФБООПН. хТПЧЕОШ ПВУХЦДЕОЙС ЪБЧЙУЙФ ПФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ. еУМЙ НБМ, ФП Й ЧПРТПУЩ УБНЩЕ РТПУФЩЕ: «п ЮЕН ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС Ч УЛБЪЛЕ? юФП УДЕМБМ ЪБКЛБ? лХДБ РПВЕЦБМ НЕДЧЕЦПОПЛ?» тЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ Й ЧПРТПУЩ ВПМЕЕ ЧЪТПУМЩЕ: «рТБЧЙМШОП МЙ РПУФХРЙМ НБМШЮЙЛ? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ ДБМШЫЕ? б ЮФПВЩ ФЩ РТЕДРТЙОСМ ОБ НЕУФЕ ЗЕТПС?»

НБНБ ОЕ ФПМШЛП ОБРТБЧМСЕФ ВЕУЕДХ, ЪБДБЧБС ЧПРТПУЩ, Б УФТПЙФ ДЙБМПЗ. чЩУЛБЪЩЧБЕФ УЧПЕ НОЕОЙЕ, ЙОПЗДБ ПОП УПЪОБФЕМШОП ВЩЧБЕФ «ОЕРТБЧЙМШОЩН» ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ НПЗ ЪБНЕФЙФШ ПЫЙВЛХ, ОЕЧЕТОХА НЩУМШ Й НБНХ РПРТБЧЙФШ. чЪТПУМЩК ЧЩОХЦДБЕФ НБМЩЫБ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ Й ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП «ОЕ ОБРЙУБОП» Ч ЛОЙЦЛЕ.

РП ИПДХ ЮФЕОЙС НБНБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЕК РПОТБЧЙМПУШ ЙМЙ ЕЕ РПТБЪЙМП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛТБУЙЧЩК УТБЧОЙФЕМШОЩК ПВПТПФ, СТЛПЕ ЛТБУПЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ЙМЙ УНЕМЩК РПУФХРПЛ ЗЕТПС. «с ВЩ, ОБЧЕТОПЕ, ЙУРХЗБМБУШ, Б ФЩ ВЩ УНПЗ РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ВХЫХАЭХА ТЕЛХ?» юФЕОЙЕ - ЬФП ДЙБМПЗ НЕЦДХ ЛОЙЗПК Й ТЕВЕОЛПН. лОЙЗБ - ЬФП ОЕРБУУЙЧОЩК ПВЯЕЛФ, РТПЮЕМ Й РПУФБЧЙМ ОБ РПМЛХ - ЬФП РПЧПД РПЗПЧПТЙФШ, ПВУХДЙФШ, РПТБЪНЩЫМСФШ.

ЮЙФБС ИПТПЫХА МЙФЕТБФХТХ, ЧЩ ВХДЕФЕ РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ УБНЙ, Й ЧБЫЕ ОБУМБЦДЕОЙЕ ЮФЕОЙЕН РЕТЕДБУФУС ТЕВЕОЛХ.

рЕТЕУЛБЪ УПДЕТЦБОЙС УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ

юБУФП ЧУФТЕЮБЕНПЕ ЪБДБОЙЕ ОБ ХТПЛБИ - РЕТЕУЛБЪ РТПЮЙФБООПЗП УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ. тЕВЕОПЛ ЪБЮБУФХА РХЗБЕФУС, Й ЧУЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМСЕФ ОБ ЧУРПНЙОБОЙЕ ФЕЛУФБ, УЮЙФБС, ЮЕН ФПЮОЕЕ Л ПТЙЗЙОБМХ ПО ТБУУЛБЦЕФ, ФЕН «РТБЧЙМШОЕЕ» ПО ЧЩРПМОЙФ ЪБДБОЙЕ. й ЪБВЩЧ БЧФПТУЛЙК ФЕЛУФ, ПО «УФПРПТЙФУС» Й ЪБНПМЛБЕФ. тЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ НПЦОП, ОБХЮЙЧ ТЕВЕОЛБ ЧОЙНБФЕМШОП ЮЙФБФШ ЙМЙ УМХЫБФШ ФЕЛУФ, Б ЪБФЕН «ЧПКФЙ» Ч РТПЮЙФБООПЕ, ХЧЙДЕФШ УПДЕТЦБОЙЕ УЧПЙНЙ ЗМБЪБНЙ, УФБФШ ОБ ЧТЕНС ДЕКУФЧХАЭЙН МЙГПН Й РЕТЕУЛБЪБФШ ФП, ЮФП ЕЗП ПЛТХЦБЕФ, ФП, ЮФП ПО ЧЙДЙФ.

ОЕТЕДЛП ТЕВЕОПЛ ОЕ РПОЙНБЕФ УНЩУМ Й УПДЕТЦБОЙЕ ФЕЛУФБ, РПЬФПНХ ОЕ НПЦЕФ ЗТБНПФОП ЕЗП РЕТЕУЛБЪБФШ. уОБЮБМБ ЙЪХЮБЕНЩК НБФЕТЙБМ ОХЦОП РПДТПВОП ТБЪПВТБФШ, ХСУОЙЧ УНЩУМ ЛБЦДПЗП УМПЧБ Й РПОСФЙС, ОБКФЙ Л ОПЧЩН ФЕТНЙОБН УЙОПОЙНЩ, ХЦЕ ЪОБЛПНЩЕ ТЕВЕОЛХ. еУМЙ РПФПН ПО Й ЪБВХДЕФ ОПЧПЕ ДМС ОЕЗП УМПЧП, ФП УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ЕЗП ДТХЗЙН, УИПЦЙН РП УНЩУМХ. рЕТЕД ЛБЦДЩН РЕТЕУЛБЪПН ТБЪВЙТБКФЕ, «ТБЪЦЕЧЩЧБКФЕ» ФЕЛУФ, ЬФП ЪБМПЗ ЗТБНПФОПЗП РЕТЕУЛБЪБ.

тЕГЕРФ ОЕДЕМЙ

тЕГЕРФ МЕЮЕОЙС ПФ НПМПЮОЙГЩ :

оХЦОП ЧЪСФШ 1 ФБВМЕФЛХ ОЙУФБФЙОБ, ТБУФПМПЮШ, ДПВБЧЙФШ ЮХФШ-ЮХФШ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДЩ. оБНПЮЙФШ ВЙОФ Й РТПФЕТЕФШ ЭЕЮЛЙ, ЧЕТИОАА Й ОЙЦОАА ЗХВХ, Й ОПЧЩН ВЙОФЙЛПН РТПФЕТЕФШ ОЕВП Й СЪЩЮЕЛ.

зПЧПТСФ ДЕФЙ

лБФС (3 ЗПДБ)

йДЈН У ДПЮЛПК РП ХМЙГЕ. оБ ЧУФТЕЮХ ЕДЕФ ТЕВЈОПЛ Ч ЛПМСУЛЕ. оБ ЗПМПЧЕ Х ОЕЗП ЪЕМЈОБС ЫБРПЮЛБ У ХЫЛБНЙ. пОБ ЛБЛ ЪБЛТЙЮЙФ: "нБНБ, УНПФТЙ, ыТЕЛ!"

дБА ЕК Ч ЛПРЙМЛХ НЕМПЮШ. вБВХЫЛБ УРТБЫЙЧБЕФ:
- лБФС, ЮФП УЛБЪБФШ ОБДП?
- мЕМС, Б Х ФЕВС ЕЭЕ ЕУФШ?

б ЧПФ лБФЙО РЕТМ ОЕДБЧОЙК. рТЙИПЦХ ДПНПК ПФЛХДБ-ФП.
- нБНБ, Х ОБУ ФХФ УЛПТП ВХДЕФ ЛХЮБ ОБТПДБ.
- б ЮФП ФБЛПЕ, РБРБ ЗПУФЕК РПЪЧБМ?
- дБ ОЕФ, С ЦЕОАУШ Й Х НЕОС ДЕФЙ ТПДСФУС, дЙНБ ЦЕОЙФУС, Х ОЕЗП ФПЦЕ ДЕФЙ ТПДСФУС, НОПЗП ПЮЕОШ ВХДЕФ ДЕФЕК.
с ТПВЛП ФБЛ ЙОФТЕУХАУШ:
- нПЦЕФ, ЧЩ ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДЕМШОП ЦЙФШ ВХДЕФЕ, ЛПЗДБ РПЦЕОЙФЕУШ?
- оХ, ЦЙФШ-ФП НПЦЕФ Й ПФДЕМШОП, ОП ОБ РТБЪДОЙЛЙ ЧУЈ ТБЧОП ЪДЕУШ УПВЙТБФШУС ЧУЕ ВХДЕН.

чУЕ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС, ЪБНЕЮБОЙС, РТЕДМПЦЕОЙС РП ФЕНБН, ЙОФЕТЕУОЩЕ ЪБНЕФЛЙ, УФБФШЙ ЙМЙ ЧБЫЙ ЙУФПТЙЙ - ПФРТБЧМСКФЕ НОЕ ОБ e-mail . рПДЕМЙФЕУШ УЧПЙН ПРЩФПН У ДТХЗЙНЙ Й ПОЙ РПДЕМСФУС У чБНЙ УЧПЙН. чУЕ ЬФП ОБКДЕФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛБИ ТБУУЩМЛЙ.

у ХЧБЦЕОЙЕН, йТЙОБ бМЕЛУБОДТПЧБ,
БЧФПТ РТПЕЛФБ - ДЕФУЛЙК УБКФ

Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста - то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Запасливый ёжик»

«Как ёж унёс урожай яблок»

3. Составь план сочинения-повествования.

6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Зверёк залез на дерево.

Ёжик побежал домой.

Все я накололись на иголки.

Ёжик собрал урожай яблок.

Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Большой урожай яблок.

2. Основная часть.

Необычный способ сбора урожая.

3. Заключение.

Вкусное лакомство.

Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

IV. Образец сочинения.

Как ёж унёс урожай яблок.

Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!

Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.

Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.

ЗОНТ-ГНЕЗДО

I. Подготовительная работа.

2. Ответь на вопросы.

Кто изображён на картинке?

Какая была погода?

Что случилось с зонтом?

Как ворона приспособила зонт?

«Как зонт превратился в гнездо»

«Зонт-гнездо»

«Необычное гнездо для воронят»

5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.

7. Составь из слов каждой строчки предложения.

Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и

Лапами, за, уцепилась, него, птица

Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко

8. Скажи по-другому.

Стояла дождливая погода.

Зонтик стал новым домиком для ворон.

II. План.

1. Вступление.

Прогулка под дождём.

2. Основная часть.

Разбойник-ветер унёс зонт.

Счастливая находка вороны.

Появление птенцов.

3. Заключение.

Новый домик для счастливого семейства.

III. Опорные слова и словосочетания.

Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.

IV. Образец сочинения.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

ДРУЗЬЯ помогли

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Какое время года изображено на картинке?

Во что играли ребята?

Куда побежал самый младший из ребят?

Что с ним случилось?

Каким является поступок малыша?

Как ребята спасли маленького друга?

3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»

«Друзья помогли» «Зимние забавы»

6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.

7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.

Ребята помогли малышу вылезти из воды.

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду

Крепость, строила, снежную, детвора

Длинную, протянул, мальчик, другу, палку

Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы

получился рассказ.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Дети играют.

2. Основная часть.

Малыш побежал на пруд.

Мальчик провалился под лёд.

Ребята спасли своего маленького друга.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде.

III. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

IV. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».

ПОЛЁТ НА МАРС

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?

2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.

Полёт - звездолёт

Марсианин - инопланетянин

3. Ответь на вопросы.

Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?

Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?

О чём говорят землянин и марсианин?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»

«Полёт на Марс»

5. Составь план сочинения-повествования.

6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.

7. Составь предложения, используя данные слова.

Космонавт, путешествие

Приземлиться, планета

Встреча, марсианин

Друзья, Марс

8. Скажи по-другому.

Юный космонавт умело управлял ракетой.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Подготовка к полёту.

2. Основная часть.

Удачный полёт.

Встреча с марсианином.

3. Заключение.

Незабываемое путешествие.

III. Опорные слова и словосочетания.

Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.

IV. Образец сочинения.

Полёт на Марс.

Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!

Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими

звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.

На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.

Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.

ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ

I. Подготовительная работа.

1. Отгадай загадку.

То полна, а то стройна, По ночам не спит она.

2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?

3. Ответь на вопросы.

С какой просьбой обратилась Луна к портному?

Как менялся вид Луны?

Как менялось настроение портного? Почему?

Почему у Луны нет платья?

4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?

5. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Многоликая Луна»

«Почему у Луны нет платья»

«Как портной шил Луне платье»

6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.

Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц

8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.

Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады

9. Продолжи предложения.

Луну называют многоликой, потому что...

Портной отказался шить Луне платье, потому что...

10. Из слов каждой строчки составь предложения.

Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше

Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,

11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

О чём Полумесяц попросил портного?

2. Основная часть.

Что произошло с заказчиком через несколько дней?

Как развивались события?

Как отреагировал портной, увидев тоненький

3. Заключение.

Почему у Луны нет платья?

III. Опорные слова и словосочетания.

Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить

на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.

IV. Образец сочинения.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что - реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку»

«Волшебное превращение Бабы Яги»

«Сказочное приключение»

«На добрый привет добрый ответ»

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были...

6. Продолжи предложения.

Подул ветер...

Ваня собрал свои вещи...

Мышка рассказала Ване, что...

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление (зачин).

Ваня и мама.

2. Основная часть.

Ветер уносит маму.

Мальчик ищет маму.

Герой встречает мышку.

В избушке у Бабы Яги.

3. Заключение (концовка).

III. Опорные слова и словосочетания.

Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.

IV. Образец сочинения.

На добрый привет добрый ответ.

Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.

Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.

Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.

Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

СЛОВАРИК синонимов

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.

Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.

Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.

Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.

ГЛАГОЛ

Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.

Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.

Издательство: Литера, 2010 г.



Похожие статьи
 
Категории