Памятники России. Великие памятники России

31.05.2019

Рассказываем, где можно встретить памятники правителям России - от самых больших до самых неприметных, от тех из них, что вызывают изумление и смех, до тех, что вознесли гений человеческой мысли до небывалых высот.


Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент еще при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить к 1747 году. После чего еще долгое время памятник был бесхозный и искал пристанища. В итоге его поставил Павел Первый напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду – правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая»).

    ст. м. Невский проспект, площадь у Инженерного замка, Садовая ул., 2


Главный (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине Второй, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из гром-камня, найденного казенным крестьянином Семеном Вешняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своем месте, с городом все будет хорошо.

    ст. м. Адмиралтейская, Сенатская площадь


Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.

    ст. м. Горьковская, Петропавловская крепость


Одно из главных произведений Карло Бартоломео Растрелли, скульптора, вызванного в 1716 году Петром Первым в Петербург, автора первого памятника великому императору. Считается, что скульптура Анны Иоанновны является вершиной творчества Растрелли, одним из самых филигранных его произведений.

    ст. м. Гостиный двор, Государственный Русский Музей, Инженерная ул., 4


В Петербурге, как это ни удивительно, памятников Елизавете Петровне нет. Зато есть на Северо-Западе. Самый знаменитый - в Балтийске, что в Калининградской области. Это часть историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». Установлен в 2004 году. Императрица изображена на коне в форме лейб-гвардии Преображенского полка (именно так она была одета во время дворцового переворота, который привел ее к власти). Памятник поставили в честь побед русской армии во время Семилетней войны, когда территория Восточной Пруссии, где находится Балтийск, на короткое время стала областью Российской Империи (любитель всего немецкого Петр Третий потом вернул ее пруссакам за просто так, что вызвало недовольство в русском обществе).

    Балтийск, берег моря


Торжественное открытие памятника великой императрице Екатерине состоялось в 1873 году. У основания монумента, помимо нее, нашли свое место фигуры известных деятелей России второй половины 18 века: военачальники Суворов и Потемкин, граф Румянцев, поэт Державин, президент Академии художеств Бецкий, княгиня Дашкова, возглавлявшая Академию наук и Российскую академию; Орлов, глава Коллегии иностранных дел Безбородко и флотоводец Чичагов.

    ст. м Гостиный двор, площадь Островского

Есть два памятника Павлу I работы мастера Витали, абсолютно идентичные. Первый был установлен в 1851 году напротив Гатчинского дворца, где провел свою молодость будущий император. Второй - около Павловского. Сам Павел был списан скульптором Витали с самого знаменитого парадного портрета императора 1796 года.

    площадь у дворца Павла Первого в Гатчине


Существуют и обычные памятники Александру I. Например, в Финляндии. При этом в самом Петербурге большого памятника одному из самых печальных императоров на российском троне так и не появилось. Зато есть Александровская колонна. Считается, что скульптор Орловский намеренно придал ангелу на ее вершине черты лица Александра I.

    ст. м. Адмиралтейская, Дворцовая площадь


Этот памятник работы Клодта уникален хотя бы по той причине, что у лошади, которая несет императора, всего две точки опоры. Но были связаны с этим монументом неприятности. Например, когда придумывали памятную надпись для него, какой-то аноним прислал предложение написать «За 18 февраля 1855 года» (день смерти Николая Первого): настолько не любили императора в русском обществе.

    ст. м. Адмиралтейская, Исаакиевская площадь

Этот монумент, установленный на Суворовском проспекте, является подарком Украины Петербургу к его трехсотлетию, а также точной копией знаменитого памятника царю-освободителю, который был установлен в Киеве в 1910 году и стоит ныне во дворе местного городского музея.

    ст. м. Чернышевская, двор Военной Академии связи, Тихорецкий пр., 3


Скульптор Паоло Трубецкой утверждал, что не занимается политикой и просто «изобразил одно животное на другом». Действительно, памятник Александру III, открытый в 1909 году на Знаменской площади (будущей Восстания), был далек от привычных парадных монументов российских царей: массивное, грузное и грозное императорское тело водрузилось на такого же мощного коня, который никуда не двигается. Это не вздыбленные лошади у Петра и Николая, это не прогресс, а стабильность, помноженная на государственную мощь (Александра III до сих пор зовут «самым русским царем» и хвалят за то, что страна при нем не воевала). «Бегемот на комоде» - это из знаменитой загадки - простоял на площади еще двадцать лет после революции. В 1927 году его даже использовали для торжеств, поместив в клетку. Теперь он установлен во дворе Мраморного дворца: что примечательно, на месте революционного броневика.

    ст. м. Адмиралтейская, Миллионная ул., 5/1, двор Мраморного дворца


В Петербурге есть даже памятник последнему российскому императору, которому неохотно ставили монументы и после 1991 года. Причем инициатива принадлежала не городским властям и не политической партии, а приходу Крестовоздвиженской церкви, около которой бюст и установлен. Скульптор пользовался только фотоизображениями императора.

    ст. м. Обводный канал, Лиговский проспект, 128


Ещё один памятник Николаю Второму, где он изображён вместе со своей супругой. Монумент появился в 2013 году, в честь 400-летия Дома Романовых и к 120-летию бракосочетания царской семьи. Расположение сооружения весьма символично: в 1904 году по проекту, лично утверждённому Николаем Вторым, именно здесь была осуществлена закладка каменного храма на Обводном канале, которую приурочили к десятилетию царской свадьбы.

Средства на создание живописного монумента были собраны прихожанами храма, а посвящён он не только царской чете, но и всем семейным парам, чья сила любви и верности друг другу достойны памятника.

    ст. м. Балтийская, Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), наб. Обводного канала, 116

ПАМЯТНИКИ ЦАРЯМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II.

Петербург - город не только трех революций, но и дюжины императоров. Царские статуи размечают исторический центр так же, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление - фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на берегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого - Петр.

к Исаакиевскому собору передом, красуется царственный всадник в мундире

конной гвардии. Статую создал любимый скульптор Николая - великий лошадник

Петр Клодт, и лошадь здесь играет главную роль. Часто повторяют, что конная

статуя с двумя точками опоры на задние ноги - уникальная конструкция; но это

преувеличение, подобные памятники в стране и мире имеются.

Уникальность бронзового Николая в другом, - он стал и рифмой, и полной

В этом году в России празднуется 400-летие дома Романовых -царской династии, правящей в России чуть более 300 лет вплоть до 1917 года . Про Рюриковичей и Романовых мы все кое-что вынесли из школьной программы, но все равно путаемся в сложной цепочке родственных связей, неугодных жен, отравленных или убитых царей или претендентов на царский престол.

В год четырехсотлетия избрания на царствование династии Романовых в Москве на территории Новоспасского монастыря установили интересный памятник первому и последнему царю династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Николаю Второму. Оба они держат в руках «объединяющую» икону Феодоровской Божьей матери , которая особо почиталась домом Романовых. Считается, что призвание на царство юного 17-ти летнего Михаила Федоровича после Земского собора в 1613 году, было совершено именно с этой иконой. А с конца 18 века иноземные принцессы, выходящие замуж за представителей семьи Романовых, в честь этой иконы получали отчество «Фёдоровна» . Но между двумя этими царями огромная временная пропасть, десятки войн и важнейших российских событий, 400 лет жизни семьи и государства.

Неслучайно памятник установлен именно в Новоспасском монастыре, так как этот монастырь еще с 16 века стал усыпальницей предков Романовых – Захарьевых-Юрьевых . И сейчас захоронения предков первого царя рода Романовых — Михаила Федоровича — находятся в усыпальнице монастыря, которую мы посещаем на нашей . Здесь, под сводами древнего Преображенского собора, покоится прах человека, которому Романовы обязаны своей фамилией – Роману Юрьевичу Захарьину-Кошкину. Именно его имя «Роман» взял первым в качестве фамилии его внук Федор Никитович, отец первого царя рода Романовых , впоследствии ставший Патриархом Филаретом. То есть фактически Михаил Федорович, родоначальник династии, стал носить фамилию, составленную из имени прадедушки. Не секрет, что фамилии в старину по большей части были образованы от имени отца или деда. Мол, чей сын? — Романов сын! Чтобы не запутаться в Романовых-Захарьевых-Юрьевых-Кошкиных при самом простом рассмотрении получается следующее: у Андрея Кобылы был сын Федор Кошка – от него пошли Кошкины; у Кошкина был сын Юрий – от него пошли Юрьевы; у Юрьева был сын Захарий – от него пошли Захарьины; у Захарьина был сын Роман – от него пошли Романовы! Иногда использовалась двойная фамилия по имени отца и деда.

В усыпальнице Новоспасского монастыря похоронены Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, Василий, Александр, Михаил Романовы, инокиня Марфа – мама Михаила Фёдоровича, инокиня Досифея – «настоящая» Августа Тараканова . Сюда в родовую усыпальницу Романовых в 1995 году были перенесены останки Великого князя и дяди последнего царя рода Романовых Николая Второго Сергей Александровича Романова , убитого террористом Каляевым в 1905 году.

Этот памятник двум царям и царской династии выполнен в бронзе скульпторами Денисом Стритовичем и Андреем Голубевым и архитектором Алексеем Денисовым . Выполнен он за личные средства семьи Виктора Ивановича Тырышкина – нынешнего российского предпринимателя и мецената , президента ООО «Корпорация ВИТ», занимающейся жилищным строительством. Словно продолжая старые добрые традиции монастыря, который и раньше существовал за счет действенной помощи прихожан, и сегодня появляются современные «купцы», занимающиеся меценатством. В будущем планируется установить памятник в более крупном размере перед входом в Новоспасский монастырь. Это ПЕРВЫЙ памятник царям, установленный в Москве после советской эпохи!

В юбилейный год династии Романовых для монастыря в городе Тутаеве был изготовлен 1000-пудовый колокол (более 16000 кг) , который был отлит на людские пожертвования, собираемые в течение целого года, а также благодаря главе фонда памяти Великой княгини Ольги Александровны — Ольге Николаевне Романовой-Куликовской — и президенту ЗАО «Росзерно» Игорю Михайловичу Руденя. Колокол был отлит на колокололитейном заводе Николая Шувалова при большом стечение народа по старым технологиям . На нём изображены святые царственные мученики, архангел Михаил, святой блаженный Алексий и Феодоровская икона Божьей Матери. Примечательно, что один из колоколов Новоспасского монастыря был отлит по указанию Петра Первого, сдержанно относившегося к вопросам религии и не питавшего особой «любви к монастырям». Тот «петровский» колокол весил 1100 пудов, но в результате пожара 1820-х годов разбился. Из осколков отлили новый, который до революции звучал в монастыре. В скором времени этот новейший колокол водрузят на высокую колокольню, и он распространит по всей округе свой волшебный звон!

Рекомендуем Вам увидеть всё это своими глазами, пройтись по этому удивительному древнему месту, в котором бывали все наши цари и узнать множество интересных его тайн, сохранившихся до наших дней, ! Идите и Смотрите!

Несмотря на то, что Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, памятники Александру I и Александру II стоят в стране до сих пор, а именем первого (Aleksanterinkatu) называется не только одна из центральных улиц Хельсинки, но и крупнейшего города Тампере, а также Оулу, Лахти и Порвоо.

Сохранение атрибутов прошлого объясняется не только уважением финнов к истории, но и вкладом царей в развитие местной государственности. Доброе отношение к русским императорам не смогла испортить даже Советско-финская война 1939-1940 годов.

Под властью Швеции

Экспансия шведов в финские земли началась ещё в XII веке, в результате чего они стали неотъемлемой частью Шведского королевства вплоть до 1809 года, не обладая при этом каким-либо особым статусом.

Местное наречие было языком крестьянского простонародья, в то время как образованные горожане и дворянство использовали шведский. Стоит отметить, что он имеет статус государственного по сей день, а названия улиц в Финляндии до сих пор дублируются на двух языках.

Шведы дали финнам также религию: сначала католицизм, а после распространения в королевстве в XVI веке реформации - лютеранство, благодаря которому развивалась школьная система. Местный уровень образования был довольно высоким, а в столице провинции Або (Турку) в 1640 году даже появился университет.

Тем не менее финские земли оставались задворками Шведского королевства, на которые со времён Петра I начала активно посягать Россия: часть Карелии и Выборг стали российскими в начале XVIII века. Близкое расположение к Петербургу сыграло свою роль уже в середине столетия, когда некоторые финские дворяне стали ориентироваться на восточного соседа, поступая на русскую службу.

Война за Финляндию

Заключённый в 1807 году между Александром I и Наполеоном Тильзитский мир позволил России сконцентрировать внимание на Швеции, давнем геополитическом противнике. Участник Русско-шведской войны 1808-1809 годов Фаддей Булгарин, ставший впоследствии видным журналистом и издателем, писал, что граница находилась всего в нескольких военных переходах от столицы, и это не могло не беспокоить. "Без Финляндии Россия была неполною, как будто недостроенною", - резюмировал он.

Первоначально война проходила для русской армии довольно легко: быстро пала южная Финляндия, а хорошо укреплённая крепость Сваеборг (Суоменлинна) рядом с Хельсинки сдалась без боя. Однако вскоре военные действия забуксовали, при этом активизировались финские партизаны.

Так или иначе русские войска сумели переломить ход кампании, выйдя в 1809 году по замерзшему льду Ботнического залива на территорию Швеции. В стране произошёл госпереворот, в результате которого военные свергли действующего короля, а новые власти поспешили пойти на мир с Россией.

Широкая автономия

В результате заключённого в Фридрихсгаме (Хамине) мирного договора Швеция потеряла 40% сухопутной территории, уступив России Финляндию. Ещё в 1808 году Александр I обещал стране широкую автономию, а незадолго до официального окончания войны недалеко от российской границы в городе Борго (Порвоо) было созвано представительство сословий, которому царь дал гарантии сохранения конституции и законов.

Русское правительство колебалось относительно степени автономности новых территорий, но сподвижник Александра I Михаил Сперанский настаивал на значительной самостоятельности края, заявив, что "Финляндия есть государство, а не губерния".

В 1810 году император писал местному генерал-губернатору, что хотел предоставить "народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощённым Россией, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами, для сего сохранены ему не только гражданские, но политические его законы".

Столица Финляндии была перенесена ближе к России: из Або (Турку) в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1811 году автономной области была передана Выборгская губерния, которая исторически являлась частью финских земель захваченных до Русско-шведской войны. Кроме того, Великое княжество Финляндское освобождалось от общерусской воинской повинности и получало широкую экономическую самостоятельность.

После перехода под протекторат России Финляндия обрела гораздо большую степень автономности, чем при шведах. Отчасти это объясняется тем, что Александр I стратегически полагал, что лояльная буферная территория на границе с давним геополитическим врагом крайне необходима империи.

Созыв сейма

Положение дел в Финляндии не изменилось и с воцарением Николая I, которого многие исследователи считают консерватором. Когда императору предложили сократить автономию региона, он ответил: "Оставьте финнов в покое. Это единственная провинция, которая не доставила мне никакого беспокойства и неудовольствия".

Изменившая Российскую империю эпоха правления Александра II серьёзно повлияла и на Финляндию. В 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки) после длительного перерыва был созван сейм, который начал собираться регулярно. В память о восстановлении парламентаризма финны в 1894 году поставили на главной площади столицы памятник Александру II.

В период его царствования были введены собственная денежная система и школьное обучение на родном языке. Кроме того, в университетах возобновилось преподавание на финском, который с 1860-ых постепенно стал государственным. Всё это привело к появлению движения за возрождение национальной культуры.

Попытки ограничения автономии

Идиллические отношения между Российской империей и Великим княжеством Финляндским продлились до 1880-ых годов, когда правительство Александра III начало постепенно ограничивать местные права.

Подобная линия была продолжена и при Николае II: финнов стали призывать в имперскую армию, а русский язык стали вводить в делопроизводство. В конце концов царским манифестом законодательные инициативы Петербурга были разрешены к исполнению на территории Финляндии без одобрения местным сеймом.

Это привело к напряжённости в регионе и вспышкам террора. В частности, в 1904 году финским националистом был убит генерал-губернатор Финляндии Николай Бобриков. Наряду с этим во всей Российской империи нарастали центробежные тенденции, которые затронули и Финляндию: на страну распространилась революция 1905-1907 годов.

100 лет назад, 12 июня 1912 года (30 мая ст. ст.) возле храма Христа Спасителя был открыт памятник российскому императору Александру III работы скульптора Александра Михайловича Опекушина (1838 - 1923), известного москвичам по памятнику Пушкину, Екатерине II в Московской городской думе, памятнику Александру II в Кремле.

20 октября 1894 года в возрасте 49 лет в Ливадии скончался император Александр III. В этом же году высочайше была объявлена всенародная подписка на сооружение ему памятника в Москве, о чем Николай II уведомил письмом своего дядю, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. Царь писал: "Ваше Императорское Высочество. Мною было дано соизволение на открытие всенародной подписки для устройства памятника Незабвенному Моему Родителю Императору Александру III, Великому Миротворцу. Глубоко убежденный, что вся Россия и с нею ее сердце, первопрестольная столица, стремится скорейшим возведением памятника достойным образом почтить память доброго Моего Отца, Я озаботился ныне же образовать для сбора пожертвований и ведения впоследствии работ по устройству памятника - Особый Комитет, председателем которого призываю Вас, как Московского Генерал-губернатора. Сердечно любящий Вас Племянник Николай. С.-Петербург, 9-го декабря 1894 года".

К выполнению проекта, победившего на конкурсе, в качестве главного архитектора был привлечен московский зодчий, автор Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) А. Н. Померанцев, а производителем работ назначен инженер-архитектор К. А. Грейнерт. Работа над памятником началась в 1900 году и продолжалась почти 12 лет. За это время по подписке было собрано около двух с половиной миллионов народных рублей. Место для установки монумента было выбрано самим Николаем II возле храма Христа Спасителя со стороны Москвы-реки - на Пречистенской набережной. Бронзовый Александр III должен быть обращен лицом в Замоскворечье.

Акт о приемке памятника был подписан в Рождество. Открытие же намечалось на 30 мая 1912 года, хотя работы по установке монумента закончились гораздо раньше. На площадке возле памятника уже были разбиты газоны, полным ходом шла посадка цветов.

Чтобы москвичи не смогли заранее увидеть памятник царю-освободителю, его затянули огромным полотном. Тем не менее "знакомство" жителей столицы с бронзовым Александром III состоялось несколько раньше дня открытия: полотно, закрывавшее фигуру царя, сорвало ветром. Расторопные фотографы успели запечатлеть его и опубликовать свои снимки в некоторых изданиях.

Торжества в Москве по случаю открытия памятника Александру III продолжались три дня. 29 мая Николай II c супругою Александрой Федоровной вышел к народу на Красное крыльцо в Кремле.

Центральный день - 30 мая 1912 года, открытие монумента. Это было небывалое по размаху торжество, заранее разработанное Министерством Двора Его Императорского Величества. На торжества, помимо государыни и государя, прибыли члены Государственного Совета, Государственной думы, сенаторы, генералы, адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские и губернские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Такого высокого съезда гостей в Москву не наблюдалось со дня коронации Николая II.

О начале торжеств народ возвестили пятью выстрелами с Тайницкой башни Кремля, которые прозвучали в восемь часов утра. Около памятника выстроились войска. К десяти часам из Кремля к входу в храм прибыл в сопровождении свиты император Николай II со своей матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной, а также с супругой Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и дочерьми великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Их встречал высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, совершавший литургию в храме. Под колокольный звон окрестных церквей начался крестный ход. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После возглашения вечной памяти императору Александру III по команде Николая II войска отдали честь. Особую торжественность празднику придали 360 залпов салюта и исполнение Преображенского марша. Затем с памятника было снято покрывало. Митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным.

После осмотра памятника особами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер А. Г. Булыгин прочитал текст акта о передаче памятника в ведение московского городского управления.

К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

Колоссальная фигура императора высотою почти в 10 аршин (один аршин равен 0,711 м) отливалась по модели А. М. Опекушина в С.-Петербурге на заводе преемников А. П. Морана. Затем статуя была доставлена в Москву, где под руководством автора на месте осуществлялась установка монумента. Наглядное представление о размерах статуи дает такой факт: голова бронзового императора в пять раз превышала натуральную, то есть была почти в человеческий рост. Заметим, что на фоне гиганта храма памятник не казался громоздким.

Скульптор изобразил Александра III сидящим на троне, при всех царских регалиях. Голову императора украшала корона. В правой руке он держал скипетр. В левой - державу. Фигура была облачена в порфиру (мантию), один конец которой опускался на пьедестал из красного полированного гранита с надписью: "Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Императору Александру Александровичу всея России. 1881-1894". Низ пьедестала окружал бронзовый пояс, состоящий из 16 гербов всех царств и княжеств, упоминаемых в титуле Александра III. На уступе цокольной части размещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (автор скульптор А. Л. Обер). Очень красив был гранитный постамент с огромными грифонами. Величественные фонари с четырьмя и семью шарами-плафонами были настолько мощными, что возле них можно было читать даже ночью. Впечатляли два жертвенника над лестницей и вся ведущая к набережной реки Москвы лестница. Она была выполнена из гранита, обрамлена мрамором и украшена эффектной балюстрадой, двумя закругленными маршами спускающейся к набережной.

Некоторое представление о работе А. М. Опекушина над памятником царю-миротворцу дают письма, сохранившиеся в рукописном фонде Российской государственной библиотеки. 12 сентября 1903 года сын скульптора Александра Михайловича Владимир пишет брату отца: "Фигура Императора Александра III работается, папа окончил лепкою все тело сам, голова почти готова, теперь его помощник накладывает порфиру, (...) потом папа начнет сам заканчивать порфиру". Дальнейшая история создания памятника прослеживается в заметке, опубликованной в "Петербургской газете": "Седой как лунь старик живет в собственном доме на Каменноостровском проспекте (в Петербурге. - О. Д.). Там же в отдельном здании его мастерская, где Опекушин работает с утра до позднего вечера. Журналисты посетили Опекушина. Он - за работой.

Возобновляю голову, - показал он на огромную модель с царской короной на голове. - Все уже было готово, но голова выскользнула из рук рабочего и разбилась на кусочки. Пришлось всю работу - заново".

А вот что по этому поводу писал сам Опекушин брату в Рыбницы: "Дело в том: формовкой статуи (памятника Александру II в Москве. - О. Д.) лепщики меня замучили, вместо трех месяцев, как обещали, тянут восемь, и дай Бог, чтобы в ноябре мог сдать в отливку из бронзы. Работали восемь человек, и ты поймешь, каких это стоило расходов, кроме материалов и расходов различных. Да в добавление варвары разбили голову царя и с короною вдребезги - приходится лепить новую".

За памятник царю-освободителю в Москве скульптору была определена пожизненная пенсия в размере 3000 рублей в год и пожалован чин действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах). Это звание давало право на потомственное дворянство и приравнивалось к директору департамента, губернатору, градоначальнику.

В 1912 году в память открытия памятника Александру были выпущены медаль, мемориальный рубль и бронзовый жетон с изображением портрета императора и памятника ему в Москве.

Недолговечной была жизнь этого монумента. Простояв всего шесть лет, вскоре после переезда советского правительства из Петербурга в Москву, летом 1918-го, был разрушен. Постамент же простоял до уничтожения храма Христа Спасителя в 1931 г. (на нем новое правительство планировало установить памятник "Освобожденному труду").

К счастью, модель монумента сохранилась в фондах Государственного Исторического музея. Изображение памятника мы также можем видеть на многочисленных фотографиях и старинных открытках.

Торжества по случаю открытия памятника Александру III в Москве продолжались и 31 мая. В этот день состоялось открытие музея изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), находившегося вблизи храма Христа Спасителя - на другой стороне улицы Волхонки.



Похожие статьи
 
Категории