Парк сергиевка каменная голова на карте. Тайна каменной головы из сергиевского парка

30.07.2021

Сентябрь 2012 года

Закрыть окно

…Витязь на коне едет по ночному полю. Мрачно клубятся черно-синие облака. Зловещий свет луны выхватывает из мрака страшную громаду. Всадник объезжает ее, и открывается ужасное зрелище — чудовищный холм оказывается исполинской головой в шлеме. Стая черных ворон с карканьем разлетается в стороны, когда создание поднимает веки. Сильнейший ветер, вырывающийся из ее уст, едва не сбивает с ног богатырского коня…

Такой предстает легендарная «живая голова» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». В поэме много волшебства — и злая колдунья Наина, и коварный бородатый карла Черномор, и волшебные сады, и чудесная шапка-невидимка, и меч, которому нет равных в бою. Но образ гигантской живой головы — один из самых удивительных и фантастических. Что вдохновило поэта на создание столь невероятного творения?

За ответом на эту загадку отправляемся в ближайший пригород Санкт-Петербурга — в парк Сергиевка, расположенный в окрестностях города, на границе между Старым Петергофом и поселком Мартышкино.

Парк Сергиевка, или бывшая усадьба Лейхтенбергских, — уникальный памятник истории и культуры XIX века. По сей день усадьба и ее окрестности таят множество загадок, которые еще предстоит разрешить потомкам. Это необыкновенное место всегда привлекало к себе людей, среди которых было немало выдающихся личностей. По одной из версий, в июле 1818 года здесь побывал юный Александр Пушкин…

…Парк и сейчас, несмотря на некоторую запущенность, прекрасен и таинственен. Кажется, за каждым поворотом путешественника ожидает что-то необычайное. Спускаемся по дорожке вдоль русла речки Кристательки, струящейся в одном из глубоких, выстланных валунами оврагов, пересекающих парк по направлению к заливу. И вот старые ели раздвигаются, и взору неожиданно открывается необыкновенное зрелище!

Это громадная гранитная голова-валун с бьющим у самого ее основания родником. Она как бы вырастает из склона, ведущего в овраг. Черты массивного каменного лица поражают своей выразительностью — четко и лаконично очерченные, властные, они несут в себе печать величья и глубокой печали.

Быть может, именно таким предстал этот памятник почти два века назад перед Пушкиным, и в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появился волшебный сюжет, навеянный впечатлениями от увиденного…


Но чьим же изображением на самом деле является удивительная скульптура из цельного камня? История ее окутана тайной, и существуют разные версии ее появления.

«Голова» — прямая родственница «Гром-камня» — того самого, который служит основанием постамента скульптуры Петра Великого, «Медного всадника», воспетого Пушкиным. Происхождение ее связано с моренными отложениями, появившимися после таяния ледника, которое произошло около 15 тысяч лет назад.

Еще один знаменитый «родственник Головы» находится в усадьбе прадеда Пушкина, Ганнибала в Суйде (Гатчинский район Ленинградской области). В парке есть валун, в котором по приказу владельца было выдолблено огромное садовое кресло. Интересно, что в селе Петровском (Пушкинском заповеднике на Псковщине) одной из достопримечательностей центральной, самой красивой части парка также является большой камень, на котором, по преданию, будто бы любил сиживать Абрам Петрович. Для него, может быть, это был не просто отдых во время прогулок. Если Абрам Петрович действительно родился в Эфиопии и был потомком ее владык Бахар-негашей, то он, как и его предки, мог считать эти огромные камни упавшими с неба, священными.

Есть несколько гипотез создания самой скульптуры. В разных источниках ее называют по-разному — «Старик», «Голова Самсона», «Адамова голова», «Русич».

По одной из легенд, удивительное произведение создал около 1800 года по велению императора Павла I архитектор Ф. Броуэр. Большой металлический шлем витязя, не дошедший до наших дней, крепился в отверстие на переносице.

Согласно другой — это голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император… Вероятнее всего, нам никогда не удастся узнать истинное название и первоначальное предназначение удивительного памятника. Доподлинно неизвестно и то, на самом ли деле послужила таинственная каменная голова прототипом «живой головы» в поэме Пушкина, или наоборот, уже после выхода поэмы в свет была создана как своеобразная иллюстрация в камне.

Но можно с уверенностью утверждать, что любая из версий уже связала духовной нитью эти места с удивительным сказочным творением Пушкина. Так же как незримой духовной нитью связаны они и с именами и судьбами других замечательных сынов и дочерей России. Эта местность помнит Шишкина, Репина, Левитана, Сомова, семью Бенуа, писателей Некрасова, Панаева, Толстого, Тургенева, Щедрина, композиторов Рубинштейна и Глинку — автора оперы «Руслан и Людмила», премьера которой состоялась 170 лет назад, 27 ноября 1842 года, на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге.

Парк усадьбы Сергиевка имеет статус Государственного памятника природы, но не одними только прекрасными дубравами и живописными прудами знаменит.

В конце восемнадцатого века усадьба стала собственностью императорской семьи. В 1839 году Николай I подарил её своей дочери Марии Николаевне по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Чтобы придать усадьбе облик, достойный новых хозяев, был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, уже успевший хорошо себя зарекомендовать на строительстве дворцов для членов царской семьи. В результате в Сергиевке появился дворцово-парковый ансамбль, радующий глаз по сей день, хотя и далеко не в той степени, как это было при жизни Марии Николаевны.

Однако вернемся к камню. Откуда он взялся в овраге, никто не знает. А вот насчет того, как превратился в голову, кое-что известно. Сделал скульптуру неизвестный мастер по проекту архитектора Франца Броуэра в 1799 или 1800 году. Того самого Франца Броуэра, который участвовал в создании Римских фонтанов в Петродворце. По свидетельству разных источников, камень должен был изображать голову спящего воина и называться "Русич".

Считается, что когда-то на нём был шлем как у русского богатыря, скорее всего - металлический. Это подтверждает отверстие на носу - якобы оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для шлемов воинов-русичей. Впоследствии, когда шлем исчез, первоначальное название скульптуры тоже было забыто.

Сейчас у каменной головы несколько имен. Разные авторы называют камень "Воин", "Старик", "Голова Самсона", "Мужская голова". Сотрудники БиНИИ и студенты обычно именуют камень Адамом.

Главная достопримечательность парка Сергиевка, которую нам хотелось увидеть, каменная голова, вросшая в землю около тропинки недалеко от дворца.
Таинственный валун Голова, с бьющим у самого ее основания родником, залег в западном овраге парка Сергиевка. В разнообразных документальных и художественных источниках голову называют «Старец», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона», «Воин» и совсем редкое название — скульптура Святогора.
Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты лица лаконичны, глаза выразительны и омрачены глубокой печалью. В переносице видно отверстие, в котором, вероятно, когда-то крепился металлический шлем. Его не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний. Если шлем и был, то в настоящее время эта деталь утрачена.

Никто точно не знает историю этой головы. Но такое большое разнообразие названий говорит о том, что с головой связано много легенд.
Легенда первая:
Сама реальная, она же официальная версия, голову создали из валуна около 1800 г. по велению императора Павла I. Автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя каменотеса осталось неизвестно.
Легенда вторая:
Голова стоит еще с древнерусских времен. Но во времена столь давние, здесь жили многочисленные финно-угорские племена, а Русью тут и не «пахло». Разве что забредали случайные новгородские отряды, сбившиеся с пути в Копорье да Карелу.
Легенда третья:
По другой легенде, в толще земли зарыто изваяние огромного каменного великана. Никто так и не удосужился проверить эту версию.
Легенда четвертая:
Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое — исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.
Легенда пятая:
Это — голова самого императора Петра I. Памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но якобы памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать.
Легенда шестая:
Так же связанная с Петром I. Голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.
Легенда седьмая:
Она гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь (некоторые говорят — сын). Государь Петр I стал крестным отцом ребенка. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.
Легенда восьмая:
Есть версия что голова — это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем. Шведы тащили ее к морю на корабль, но не дотащили и бросили. Так она и осталась в глубоком овраге.
Легенда девятая:
Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским-младшим посетил Сергиевскую усадьбу и побывал в тенистом овраге около «спящей» головы. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года после посещения Сергиевки.
Легенда десятая:
Голову выполнили в середине 19 века почитатели таланта Пушкина, как иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила». Сама голова была гораздо ниже, и из ее рта вытекал ручей, как маленький водопад.

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале «Спартак» была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета — если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.


Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков - небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI- XIV веках. Само название "ольмеки", что означает "каучуковые люди", - ацтекского происхождения.


Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же. Это обстоятельство чрезвычайно трудно понять неспециалистам типа Г. Хэнкока, посвятившего ольмекам в своей книге "Следы богов" немало страниц. Подобные публикации только запутывают проблему, ничего в то же время не объясняя по существу дела.


Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.


Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся.


Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.


Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...


Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.


Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.


Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг. Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы.


Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".


Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие - он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией - ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется...


Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли.


Большой загадки тут нет - корни такого игнорирования колеса уходят в менталитет индейцев и в "кукурузную экономику". В этом плане древние ольмеки мало отличались от других индейских цивилизаций.


Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна из них - африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и... африканцев.


Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.


Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.


Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя.


А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

Ландшафтный парк Сергиевка в Петергофе — это природный памятник регионального значения. Вместе с усадьбой Лейхтенбергских парк составляет дворцово-парковый ансамбль, который входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Площадь парка Сергиевка составляет 120 гектаров. На его территории произрастают более 200 видов растений. В лесах водится 185 видов птиц и 35 видов млекопитающих, среди которых есть очень редкие экземпляры — Зеленый дятел и Воробьиный сыч.

Дренажная система дорожек парка, созданная еще в XIX веке, до сих пор отлично работает. Даже в сильный дождь дорожки остаются сухими. Сергиевка идеально подходит для семейного отдыха и прогулок на свежем воздухе. Кроме лесного массива в парке имеется несколько прудов с мостиками и плотины.

Памятник природы «Парк «Сергиевка»: google-панорама

История парка

Земля, на которой находится парк Сергиевка, вошла в состав Российской империи после Северной войны и присоединения Ингерманландии. В начале XVIII века Петр I передал эту территорию во владение своего сподвижника — Александра Ивановича Румянцева. Впоследствии усадьба перешла по наследству его внуку — Сергею Петровичу, в честь которого парк получил название Сергиевка.

После 1822 года усадьбой владел Кирилл Нарышкин, а после его смерти, землю с помещичьим домом приобрел Николай I и превратил Сергиевку в загородное имение для своей дочери и ее мужа — герцога Лейхтенбергского.

В 1839-1842 годах архитектор Штакеншнейдер построил для семьи Лейхтенбергских загородный дворец. В XIX веке велись активные работы по оформлению парка — были вырублены скамьи и скульптуры из каменных глыб и произведены другие ландшафтные работы. В это же время, как считают эксперты, появилась гигантская каменная голова — уникальный памятник, являющийся символом Сергиевки.

После Октябрьской революции парк был передан государству, Сергиевке присвоили статус памятника природы. Дворец Лейхтенбергских был отдан в распоряжение биолого-почвенного факультета Ленинградского университета. В годы Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала, восстановительные работы продолжались долгие годы, но некоторые здания были утрачены навсегда. Среди них: церковь святой Екатерины, Китайский домик, водоподъемная машина и католическая капелла.

Каменная голова в парке Сергиевка

Голова или Скульптура у источника — это памятник, вырубленный из гранитной глыбы неизвестным мастером. Его высота достигает 2 метров. Скульптура представляет собой голову, предположительно мужчины-воина, которая видна из земли лишь наполовину. Мастер обработал только часть лица, затылочная часть осталась нетронутой.

Памятник располагается на территории бывшей усадьбы Лейхтенбергских и имеет не только статус объекта культурного наследия федерального значения, но и является визитной карточкой Сергиевки. Существует несколько версий создания Головы: основная из них гласит, что это памятник древнерусскому воину и на голове ранее находился металлический шлем. Поэт А. С. Пушкин якобы написал поэму «Руслан и Людмила» под впечатлением от этого памятника. Согласно другой версии, Скульптура у источника изображает неизвестного шведского короля и была создана еще во времена правления шведов на данной территории.

Дворец Лейхтенбергских в Петергофе

Усадьба Лейхтенбергских относится к стилю позднего классицизма. Она была построена в 1839 году в северо-восточной части парка Сергиевка (западная часть Петергофа). На строительство здания ушло всего 2,5 месяца, однако отделка помещений заняла почти три года.

Дворец имеет два этажа, архитектура его тщательно продумана. Меблировка комнат не сохранилась до нашего времени. Элементы скульптуры и лепнина были восстановлены в ходе длительной реконструкции. Усадьба Лейхтенбергских имела четыре фасада, каждый их них был неповторим. В целом дворец напоминал римскую постройку, на фасадах было множество выступов, открытых террас и галерей. В послевоенные годы дворец в парке Сергиевка был отреставрирован, и сегодня его можно увидеть во время прогулок.

Правила посещения

Вход в парк свободный, однако посетителей просят соблюдать некоторые правила поведения.

На территории парка строго запрещается :

  • проведение строительных, реставрационных и ремонтных работ без согласования;
  • проезд автомототранспорта, кроме Ораниенбаумского шоссе;
  • сбор и повреждение редких видов растений;
  • стоянка туристов;
  • замусоривание территории;
  • разведение костров.

В период гнездования птиц (с 15 апреля по 15 июня) администрация парка просит не беспокоить птиц, не подходить близко к деревьям, не шуметь, передвигаться исключительно по пешеходным дорожкам, домашних животных выгуливать на привязи..

Такси и трансфер

Вызвать такси можно через мобильные приложения Яндекс.Такси, Gett, Uber и Maxim. С их помощью можно быстро выбрать автомобиль нужного класса, а также рассчитать стоимость поездки и отследить маршрут.

Для комфортного передвижения за пределами города рекомендуем заказать трансфер от компании KiwiTaxi.

Памятник природы «Парк «Сергиевка»: в Петергофе: видео



Похожие статьи
 
Категории