Павел мочалов театр краткая биография. Павел мочалов - биография, фотографии

16.07.2019

Павел Степанович Мочалов, биография которого и есть предметом настоящего обзора, является крупнейшим представителем романтического направления в российском театральном искусстве первой половины 19-го века. Его творчество и мастерство перевоплощения произвели сильное впечатление на его современников и во многом определили развитие романтического направления в указанное время.

Биография

Мочалов Павел Степанович родился в семье крепостных артистов в Москве в 1800 году. Его родители играли в домашнем театре Н. Демидова, потом его отец стал выступать в Московском театре, труппа которого через некоторое время вошла в группу императорских театров. Последнее обстоятельство способствовало тому, что через шесть лет семья была выкуплена и получила вольную. Будущий знаменитый артист получил хорошее образование, обучаясь в частном пансионе, он также изучил французский язык. Он с детства обладал хорошей памятью. По воспоминаниям его дочери, Мочалов Павел Степанович какое-то время учился в Московском университете, однако в списках учащихся его имени не нашли.

Начало карьеры

Он начал играть с 1817 года в театре на Моховой, но потом его постоянной сценой стали подмостки Малого театра. Конец 1830-х годов стал определяющим в жизни актера, так как именно в это время он сыграл свою коронную роль Гамлета, значение которой увековечил В. Г. Белинский в своей знаменитой статье, посвященной анализу игры артиста. Но уже в середине 1840-х годов Мочалов Павел Степанович оказался невостребованным в связи со сменой направления в культуре. На смену романтизму пришел реализм, в рамках которого импульсивная эмоциональная игра артиста оказалась не к месту. Артист умер в 1848 году от простуды в Москве.

Особенности игры

Выше уже говорилось, что расцвет сценической деятельности артиста пришелся на эпоху романтизма. В соответствии с данным направлением и строилась игра актера. Мочалов Павел Степанович строил свою игру на контрастах, которые приводили публику в эмоциональный восторг. Он создавал резкие переходы от бурных эмоциональных взрывов до так называемых «мочаловских минут», в которые резко прерывал речь, после чего снова начинал произносить свои реплики, чем приводил зрителей в восторг столь неожиданной и эффектной переменой. Мочалов Павел Степанович играл преимущественно в романтическом репертуаре, хотя в начале своей творческой карьеры отдал дань классицизму, сыграв несколько ролей из античных трагедий.

Образы

Артист создал на сцене целый ряд героев-одиночек, бунтарей по натуре, которые противостоят обществу и бросают вызов социальным и нравственным порокам. Мочалов (актер) воплотил на сцене людей с сильными характерами и страстями. Например, он сыграл Жоржа де Жермани по пьесе «Жизнь игрока», где показал человека, который всю свою жизнь проводил в игре. Этот персонаж всецело ею поглощен и уже не в состоянии остановиться. Тогда же он впервые играет Гамлета, но пока что еще не достиг того триумфа, который придет к нему через десятилетие. Однако уже в это время намечаются основные принципы его актерской игры: изображение бунта, протеста, неприятие героем несправедливости, лжи и обмана. По воспоминаниям современников, Павел Степанович Мочалов (1800-1848) сам интерпретировал свои образы и роли, соразмеряя их со своим темпераментом.

Вершина творчества

Самой главной и лучшей ролью актера считается роль шекспировского Гамлета в новом переводе, осуществленном Н. А. Полевым. Этот образ полностью соответствовал творческим принципам и установкам актера, а также его темпераменту. Кроме того, именно данный персонаж лучше всего выражал то бунтарское начало, которое так его привлекало. Этой работе, как уже упоминалось выше, посвящена специальная статья Белинского. По словам критика, Мочалов с необыкновенной энергетикой передавал драматическую историю датского принца.

Следует сказать, что именно Малый театр стал тем местом, который прославил артиста. Еще одной его важной работой была роль Чацкого. Это было настоящее событие в культурной жизни Москвы. По словам и воспоминаниям современников, актер сыграл этого героя как бунтаря-одиночку, который бросил вызов всему фамусовскому обществу. Финальную фразу он произносил с презрением, как бы бросая вызов консервативным кругам современного окружения.

Другие работы

Роли артиста были многогранны, но все их объединяет одна характерная общая черта - это изображение протестного, бунтарского начала в личности, которая одна противостоит всему обществу. Именно в этом духе Мочалов воплотил другие культовые шекспировские образы: Отелло, Ричарда III и других. Именно в этих партиях актер мог как никогда проявить свой многогранный характер и талант выдающегося мастера перевоплощений. Его интересовали также и другие исторические личности. Так, он представал в образе дона Карлоса, главного героя одноименной пьесы Ф. Шиллера. Бунтарский дух произведений этого знаменитого драматурга как нельзя лучше соответствовал натуре артиста. Он сыграл также главную роль в самой знаменитой пьесе автора «Разбойники». Эта работа имеет откровенно мятежный характер, поэтому выступления Мочалова производили революционное впечатление.

Творчество поэтов также привлекало знаменитого актера: он сыграл Алеко в постановке пьесы «Цыганы», а также в спектакле по поэме «Бахчисарайский фонтан». Из вышеперечисленного репертуара видно, что актера интересовали в первую очередь романтические роли. Сохранилось известие, что он очень хотел сыграть главную роль в драме Лермонтова «Маскарад», однако из-за громкой и шумной популярности, вызванной бунтарским духом, спектакль так и не состоялся, не позволила цензура.

Причины успеха

Секрет феноменальной популярности работ актера заключается в их актуальности и созвучности времени. Дело в том, что Мочалов приспосабливал сюжеты пьес к требованиям и чаяниям людей своей эпохи и своего круга. В 1820-1840-е года у молодежи и образованных кругов были в моде бунтарские идеи, протест против социальной российской действительности, поэтому эмоциональные, отчасти даже дерзкие выпады Мочалова пришлись к месту и ко времени. Артист, помимо таланта, обладал еще и удивительной способностью улавливать интересы публики, которая ждала изображения сильных драматических личностей. В каждом образе артист, по сути, играл современников, в самых различных героях зрители в буквальном смысле узнавали самих себя. Такая установка вполне соответствовала и темпераменту самого Мочалова, который никак не мог играть простых людей из толпы с их бытовыми интересами и заботами. Его интересовали сильные яркие личности, перевоплощение в которых всегда находило своего зрителя в первой половине 19-го века. Малый театр очень часто вспоминается в литературе именно в связи с его творчеством.

Знаменитый трагик.

М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова "Эдип в Афинах". Через Кокошкина (см.) он сблизился с С. Т. Аксаковым, который ввел его в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения элегического содержания).

М. вступил на артистическое поприще в эпоху, когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара, вперемешку с пьесами Шекспира и Шиллера.

В этом репертуаре М. бессменно 30 лет занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное место занимали пьесы Коцебу, из русских - Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву, Чацкого).

Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из Шиллеровского - Франца и Карла Мооров в "Разбойниках", Дон Карлоса, Фердинанда и Миллеpa ("Коварство и любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"). "Коронной" ролью М. был Гамлет, в переводе Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была украшена памятником с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу.

Фигура М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат, но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи, черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались гибкостью.

При вечном расчете М. на "наитие", его игра была игрой счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин (см.), стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям.

В лице обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного, "романтического". Знаменитая статья Белинского о М.: "Гамлет, драма Шекспира, и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности игры М., сконцентрированные в роли Гамлета.

Из этой рецензии ясно, что и Гамлет в передаче М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был близок к совершенству.

В М. нельзя видеть предтечу реального направления в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С. Щепкину.

См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской библиотеке", приложение);

А. Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического искусства" ("Артист", 1893 г., № 26). Вс.Чешихин. {Брокгауз}

РОЛИ П. С МОЧАЛОВА

Аристофан - комедия З д. Шаховского «Аристофан». Ахиллес - трагедия 5 д. Озерова «Поликсена».

Бидерман - драма 5 д. Н. Полевого «Честь или смерть».

Боярин Федор Басенок - т. 5 д. Кукольника «Боярин Федор Васильевич Басенок».

Вахтанг - д. Зд. Н. Беклемишева «Майко».

Гамлет - т. 5 д. Шекспира «Гамлет принц Датский», пер. Н. Полевого.

Гирей - пьеса А. Шаховского «Керим-Гирей», перед, из поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Граф Д’Обервиль - д. 5 д. «Графиня Клара Д’Обервиль», пер. В. Каратыгина.

Граф Роман Бобер - д. 5 д. А. Шаховского «Двумужница».

Джан-Булат - д. в З д. Мочалова «Черкешенка».

Дон Карлос - т. 5 д. Ф. Шиллера «Дон Карлос», пер. О бодавского.

Железная маска - мелодрама 5 д. «Железная маска». Жермани - т. в 3 сутках Дюканжа, пер. Ф. Кокошкина 30 лет или Жизнь Игрока».

Иголкин - д. 1 д. Н. Полевого «Иголкин, Купец Новгородский».

Копсал - д. 5 д. пер. Ф. Кокошкина «День падения Миссалоиги».

Карл Моор - т. 5 д. Ф. Шиллера «Разбойники», пер. Н. Сандунова.

Клермонт - д. 2 д. Скриба «Жена Артиста».

Лир - т. 5 д. Шекспира «Король Лир», пер. В. Каратыгина.

Князь - к. 1 д. А Шаховского «Урок Женатым».

Князь - к. 1 д. А. Шаховского «Какаду».

Князь Радугин - к. 5 д. А. Шаховского «Пустодомы».

Лукавим - к. «Лукавим» Писарева, перед, ком. Шеридана «Школа Злословия».

Ляпунов - д. 5 д. Н. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский».

Мейнау - д. 5 д. Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние».

Мортимер - т. 5 д. Ф. Шиллера «Мария Стюарт», пер. Шишкова.

Миллер - т. 5 д. Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

Ниджело - к. 5 д. А. Шаховского «Судьба Ниджело, или все беды для несчастного».

Нино - т. 5 д. Н. Полевого «Уголино».

Неизвестный - истор. быль 2 д. Н. Полевого «Параша-Сибирячка».

Нейвиль - д. «Екатерина Медицейская».

Отелло - т. 5 д. Шекспира «Отелло», пер. И. Панаева.

Полиник - т. 5 д. Озерова «Эдип в Афинах».

Ричард - т. 5 д. Шекспира «Король Ричард III».

Ромео - т. 5 д. Шекспира «Ромео и Джулита», пер. М. Каткова.

Слесарь - д. 1 д. «Слесарь».

Фингал - т. 5 д. Озерова «Фингал».

Фингал - д. поэма 1 д. Шаховского «Фингал и Роксана или Каледонские обычаи».

Фердинанд - т. 5 д. Ф. Шиллера «Коварство и Любовь», пер. Н. Сандунова.

Франц Моор - т. 5 д. Ф. Шиллера «Разбойники».

Фриц - д. 5 д. Коцебу «Сын Любви».

Чацкий - к. 4 д. А. Грибоедова «Горе от ума».

Юрий Милославский - романт. представл. 5 д. А. Шаховского «Юрий Милославский».

Яромир - т. 5 д. Грильпарцера «Прародительница».

Приводимый список ролей (в его основу положены списки, сделанные А. А. Ярцевым и В. М. Михайловским) надо считать далеко не исчерпывающим весь репертуар Мочалова с 1817 по 1847 г. Однако отсутствие программ и афиш за целые десятилетия не дает возможности составить исчерпывающее перечисление всего игранного Мочаловым на протяжении 30 лет. Наш список включает основные роли великого трагика.

Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

РОЛИ И ПОСТАНОВКИ 1932/33 - Добролюбов. «По указу его величества» Л. Мура. Постановка А. Кричко. Историко-революционный театр. Москва. Каюс. «Виндзорские проказницы» У. Шекспира. Постановка А. Кричко. Выпускной спектакль ГИТИСа.1933/34 - Андронадзе. «Чернышевский и Александр II»

Из книги Воспоминания о Марине Цветаевой автора Антокольский Павел Григорьевич

Ольга Мочалова ЗАПИСКИ В ноябре я была приглашена к Марине Ивановне. Она жила на Чистопрудном бульваре, около Покровских ворот, на 5-м этаже, в комнате уехавшего на год полярника. Мы были вдвоем. На столе приготовлен был чай, сахар, печенье. М. Ц. говорила, что Гослит

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Роли и фильмография КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ1955 г. Урок жизни1955 г. Пять дней1956 г. Дело № 3061956 г. Чужой ребенок1956 г. Отелло1956 г. Старик Хоттабыч1957 г. Ночной патруль1957 г. Прыжок на заре1961 г. Командировка1962 г. Яблоко раздора1962 г. Перекличка1964 г. Обыкновенное чудо1964 г. Кола

Из книги Моя жизнь автора Ганди Мохандас Карамчанд

IV В роли мужа В те времена, когда был заключен мой брак, выпускались небольшие брошюрки ценой в одну пайсу или паи (забыл точную цифру). В них говорилось о супружеской любви, бережливости, детских браках и т. п. Я читал их от корки до корки, но тут же забывал все, что мне не

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Из книги Неужели это я?! Господи... автора Басилашвили Олег Валерианович

Мои роли Вы смотрели телевизионный фильм Ленинградского ТВ «Мертвые души» 1963 года? Помните там Ноздрева – Луспекаева?! Не смотрели?! Если вы любите театральное искусство или Гоголя, вы обязаны раздобыть запись этого телефильма. Качество записи очень среднее, черно-белое

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Несыгранные роли Сожалею, что много интересных ролей отклонил, порой даже сам не отдавая себе отчета, почему. Что поделаешь, такой характер! Олег Табаков несколько раз звал меня во МХАТ. Должен был играть в «13» у Володи Машкова, но отказался, роль досталась Авангарду

Из книги Корабль плывет автора Караченцов Николай Петрович

Роли …Меня пригласил в свою программу Борис Ноткин, я у него уже дважды выступал, а он продолжает меня зазывать, используя наши давние дружеские отношения. В одной из передач он заявил, что Караченцов, по его мнению, в тройке самых популярных артистов страны. Тройка эта

Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир Абрамович

В роли врача Однажды ко мне домой зашел мой институтский товарищ, Веня, который после получения диплома пошел, как тогда говорили, работать по «партийной линии». Он рассказал, что у его близкого приятеля-москвича, Юры, который в настоящее время находится в командировке в

Из книги Воспоминания. Книга об отце автора Иванова Лидия Вячеславовна

Ольга Мочалова О Вячеславе Иванове Из воспоминаний Как только хватило храбрости придти к большому человеку, поэту, мыслителю, ученому в его кабинет на Арбате? Или же это гнала фильская тоска? Я была стриженая, замерзшая, угрюмая и - дерзкая. Помню первый визит в квартиру

Из книги Фаина Раневская. Смех сквозь слезы автора Раневская Фаина Георгиевна

Роли Я умру недооцененной, недоигравшей.Однажды услышала, как дама прошептала своему спутнику:– Как не стыдно так говорить Раневской, у которой есть все, даже любовь власти и зрителей.Подмечено точно: любовь власти и зрителей, только я бы переставила: зрителей и власти.

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ П. С. МОЧАЛОВА В 1642 году вышел, как упоминалось, любопытный альманах «Литературный кабинет» с подзаголовком: «Труды артистов императорских московских театров: П. С. Мочалова. Д. Т. Ленского, А. И. Славина, С. Н. Соловьева и покойного Цыганова».Альманах

Из книги Джонни Депп [Биография] автора Гудолл Найджел

Рискованные роли Меня всегда привлекали неудачники. Я никогда не включался в голливудскую игру только для того, чтобы выиграть. Я делаю то, что хочу, и если это идет на пользу моей карьере – прекрасно. Если нет – черт с ним. Я не собираюсь становиться рабом успеха. Когда

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Ольга Мочалова Ольга Алексеевна Мочалова:Вероятно, шел конец июня (1916 г. – Сост.). Варвара (сестра Мочаловой. – Сост.) явилась на дачу взволнованная: «Я гуляла по Нижней Массандре с книгой стихов Тэффи „Семь огней“. Присела на скамейку. Ко мне подошел санаторный

Из книги Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости автора Аксаков Сергей Тимофеевич

МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Русский актер. Крупнейший представитель русского романтизма. С 1824 года – в Малом театре. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет, Отелло, Лир, Кориолан, Ромео, Ричард III), Ф. Шиллера (Франц и Карл Моор, Фердинанд, Дон Карлос) и др.

Павел Степанович Мочалов родился 3(15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актеров – Степана Федоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых. Родители вступали в брак крепостными. Сын начинал жизнь вольным.

Судьба одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные молитвы и строчки Евангелия. Стихи запоминал без усилий. Театральная среда, в которой родился и вырос Павел, определила его жизненный путь. Отец, известный актер-трагик московского театра, стал его первым учителем сценического искусства.

Сразу после Отечественной войны Мочалов-младший поступил в пансион братьев Терликовых. Он изучал математику, постигал словесность, освоил французский и выучил кое-что из всеобщей истории и риторики.

4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене Московского театра в роли Полиника в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах». Дебют прошел успешно. «Мочалов играл великолепно, рукоплескания не прекращались, триумф был полный», – писал А.А. Стахович. Вскоре он был зачислен в труппу Московского Императорского театра.

За Полиником последовали другие роли, их было множество. В первые годы актер играл в трагедиях Вольтера, В.А. Озерова, комедиях А.А. Шаховского.

Игра Мочалова была неровной. Князь Шаховской говорил: «Он только тогда и хорош, когда не рассуждает, и я всегда прошу его об одном, чтобы он не старался играть, а старался не думать только, что на него смотрит публика. Это гений по инстинкту, ему надо выучить роль и сыграть; попал – так выйдет чудо, а не попал – так выйдет дрянь».

Однажды Мочалов играл в комедии «Пустодомы» роль князя Радугина, играл небрежно и – был неподражаем: характер героя был схвачен с замечательною тонкостью. Автор пьесы, князь Шаховской, после спектакля обнимал и целовал недовольного собою Мочалова и восторженно восклицал: «Тальма! – какой Тальма? Тальма в слуги тебе не годится: ты был сегодня Бог!»

И жизнь, и счастье для Мочалова сосредоточивались на сцене. Первая любовь принесла ему немало горести. В Николин день, в том же году, когда состоялся его дебют в роли Полиника, Павел увидел в церкви девушку, поразившую воображение. Она была сестрой знакомого студента университета. Павел стал бывать у них дома. Когда влюбленные наконец объяснились, вмешались ее родители. Артист в качестве зятя дискредитировал их достоинство. Мочалову отказали от дома, а дочь срочно выдали за дворянина. Павел тяжело переживал разрыв.

От светских знакомств или выгодных связей он с молчаливым упорством отказывался. Мочалов шел по первому кругу загулов, спасаясь таким образом от одиночества. За кутежами и прожиганием жизни с цыганами и бессоницами неминуемо наступали припадки раскаяния. Его распекало начальство, грозя наказаниями, родители пугали возможным упадком таланта.

Свою будущую жену, Наташу, Мочалов встретил в кофейне ее отца, Баженова. Павла поразила невинная свежесть лица, румянец юности, голубизна глаз. Венчание состоялось в церкви Сименона Столпника. Но брак этот оказался неудачным. Наташа была типичная мещанка, искусство ее совершенно не интересовало. К тому же их первенец прожил недолго, отец даже не успел к нему привязаться.

Мочалов снова почувствовал себя одиноким и вступил во второй круг загулов. Он увлекся хористкой Пелагеей Петровой, полюбившей его преданно, самоотверженно. Пренебрегая приличиями, они поселились вместе. Появившуюся на свет девочку записали Петровой, по матери. Дочь начинала жизнь незаконнорожденной. Мочалов этим не тяготился.

Вскоре тесть – Иван Баженов подал прошение на высочайшее имя, и квартальные вернули Павла к законной жене. Петровой же под угрозой ссылки запретили проживать с Мочаловым. В самом начале тридцатых годов Наталья Баженова родила мужу дочь Катю. Но семейные отношения от этого не улучшились…

В театре карьера Мочалова считалась сделанной. Его амплуа героя не подлежало сомнению. К двадцати шести годам он переиграл кучу ролей в трагедиях, в исторических драмах, в отечественных и переводных пьесах всех жанров. Число персонажей, которых он вывел на сцену, приближалось к трехзначному. Критики в нем отмечали неоспоримую «пламенность чувства» и «чрезвычайную силу» его выражения, и «бесконечное разнообразие в тонах» природы переживаний, и небывалую «эмоциональную многогранность».

Естественность игры Мочалова была необычайна для тогдашних понятий о драматическом искусстве. Заговорить в трагедии по-человечески среди декламирующего ансамбля было делом великого самобытного таланта, ибо этого пути Мочалову никто не указывал.

Один из критиков, говоря об игре Мочалова в роли Отелло, отмечал, что натуральность доходила у него до излишней простоты. «Но причиною сему, – замечает он, – как кажется, напыщенный тон других лиц и слог перевода; все декламируют по нотам, и странно слышать одного, говорящего по-человечески». Этим отчасти, вероятно, объяснялся сравнительный неуспех дебютов Мочалова в Петербурге, где привыкли к ложноклассической игре больше, чем в Москве. Впрочем, тут могла быть и другая причина: вдохновение не осеняло Мочалова, или, может быть, он «старался» играть хорошо – и играл плохо.

Трагедия личная отразилась на Мочалове-актере. «Послушные, выразительные черты лица» обрели затаенную жесткость. В «очаровательном сладком голосе» появился недобрый оттенок сумрачности. Глаза, «отражавшие все возможные чувства», чаще стали метать опасные молнии. Он поражал публику «гальваническими ударами». На его героя лег отпечаток гибельности.

Превосходно играл Мочалов роль Мейнау в мелодраме Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1826). Рассказывают, будто он так любил эту роль, что завещал положить себя в гроб в костюме Мейнау. Пьеса эта принадлежала к числу тех немногих, в которых Мочалов всегда был одинаково ровен и хорош. Он исполнял роль обманутого мужа, удалившегося в уединение и впавшего в мизантропию. В его исполнении слащавая, неестественная мелодрама становилась глубоко потрясающей драмой. Сосредоточенное горе, оскорбленное самолюбие, душевная тоска – все это было сыграно просто и трогательно.

Во французской мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1828) Дюканжа Мочалов исполнял главную роль. Жорж Жермани у него был фигурой трагической, ибо все приносил в жертву одной страсти – игре. Мочалов в этой пьесе держал зрителей в постоянном напряжении. Спектакль имел большой успех у публики.

Он выступал в переделках для сцены романтических поэм Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана»). В последний день января 1829 года, в совместном бенефисном спектакле Щепкина и Мочалова Павел Степанович сыграл роль Карла Моора в «Разбойниках». Затем через год, в собственном бенефисе, – Дон Карлоса. И, чуть позже, Фердинанда в трагедии Шиллера «Коварство и любовь».

В 1829 году Мочалова впервые наблюдал великий русский критик В.Г. Белинский. В письме к родителям он писал: «Видел в ролях Отелло и Карла Моора знаменитого Мочалова, первого, лучшего трагического московского актера, единственного соперника Каратыгина. Гений мой слишком слаб, слишком ничтожен, недостаточен, чтобы достойно описать игру сего неподражаемого актера, сего неподражаемого героя, сего великого артиста драматического искусства».

Белинский увлекался игрой Мочалова, наслаждался минутами его артистического вдохновения. Он ставил талант Мочалова, несмотря на все его недостатки, выше таланта петербургского артиста Каратыгина, игра которого была всегда строго выдержана, но не столько действовала на чувство, сколько на ум. Игра Мочалова, состоявшая из вспышек искреннего, неподдельного чувства, вполне гармонировала с искренностью и страстностью увлечений Белинского.

В 1831 году на сцене Малого театра была поставлена комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мочалов сыграл роль Чацкого, и все его категорически не приняли, сочли, что он играл «трезвого Репетилова».

Мочалов был актером вдохновения. При всей своей порывистости он не отличался общительностью, хотя среди людей, близко знавших его, были и В. Белинский, и Т. Грановский, и Н. Беклемищев, и И. Самарин… Писарев сообщал писателю Аксакову, что «Мочалов дик в обществе» и «порядочных людей» избегает. В беседах он большей частью молчал. Свободней актеру давалось общение со студентами.

Павел Степанович любил литературу, много читал. Он был поэтом, автором пьесы, незаконченного, интересного теоретического трактата о театральном уме. Артист размышлял, как сделать так, чтобы минуты вдохновения были управляемыми. Молчанов читал Жорж Санд, Гюго по-французски. В письмах Грановскому восхищался Бетховеном и Шуманом. Он является автором романтической драмы «Черкешенка», шедшей с его участием на сцене Малого театра.

По своей кипучей и страстной натуре Мочалов принадлежал к тем людям, которые живут преимущественно сердцем, а не разумом. Добрый, честный, благородный, но слабовольный, он был способен быстро увлекаться до проявления бурной страсти и так же быстро охладевать.

Актрисе Параше Орловой Мочалов отдал несколько лучших лет романтической преданности. С ней связана большая часть уцелевших его стихов-признаний. Орлова была замужем за пожилым актером. Влюбленность Мочалова ей льстила, и она поощряла ее в рамках приличий.

Помимо Орловой, были и другие увлечения. Он гнался за призраками любви до конца жизни… Во время гастролей Павел Степанович влюбился в жену популярного киевского антрепренера Млотковского. Играл с ней и в Киеве, и на Харьковской сцене. Затем увлекался французской актрисой Плесси, посещал ее спектакли, бывал у нее. Иностранцы-актеры его уговаривали: «Хотите обеспечить себя на всю жизнь, – выучите Гамлета по-французски и приезжайте в Париж».

В свой бенефис, 18 января 1835 года, он взял «Ричарда III». Мочалов создал титаническую фигуру злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обреченного на одиночество и гибель.

Событием в театральной жизни 1830-х годов стало исполнение Мочаловым Гамлета. Щепкин сначала был возмущен, что Павел Степанович берет для бенефиса «Гамлета» – отвратительную пьесу, как он считал. Премьера спектакля состоялась 22 января 1837 года.

Мочаловский Гамлет соединил всех его героев. Трагедия Гамлета у Мочалова, общезначимая, гигантская по масштабам, была в то же время и личной, и исповеднической. Герой трагедии Шекспира отстаивал человеческое достоинство, «боролся с этим миром со всей страстностью великой натуры».

Успех спектакля превзошел все ожидания. Совершилось чудо. Его так и именовали. Уже через несколько дней Белинский в письме в Петербург сообщил: «…мы видели чудо – Мочалова в роли Гамлета…»

Актер отдавал всего себя этой сложной роли. Как-то он признался, что если его будут принуждать выступать часто в роли Гамлета, он лишится рассудка. На вершине своей карьеры Павел Степанович Мочалов получил пенсион.

Белинский посвятил разбору его ролей – Гамлета и Отелло – большие статьи «„Гамлет“, драма Шекспира Мочалов в роли Гамлета» и «Павел Степанович Мочалов». Великий критик писал: «…дарование [Мочалова] мы, по глубокому убеждению, почитаем великим и гениальным». "О, Мочалов умеет объяснять, и кто хочет понять Шекспирова Гамлета, тот изучай его не в книгах и не в аудиториях, а на сцене Петровского театра! ".

А вот иной отзыв Белинского: «…невозможно себе представить, до какой степени мало воспользовался Мочалов богатыми средствами, которыми наделила его природа! Со дня вступления на сцену, привыкши надеяться на вдохновение, всего ожидать от внезапных и вулканических вспышек своего чувства, он всегда находился в зависимости от расположения своего духа: найдет на него одушевление – и он удивителен, бесподобен; нет одушевления – и он впадает не то чтобы в посредственность – это бы еще куда ни шло, – нет, в пошлость и тривиальность».

Столь различные оценки великого критика говорят о том, что талант Мочалова «действительно стоял далеко за чертою обыкновенного».

Он был среднего роста, немного сутуловат. Но в страстные минуты вдохновения Мочалов, казалось, вырастал и делался стройным. И тогда, как писал один из ранних биографов А.А. Ярцев, «голова его с черными вьющимися волосами, могучие плечи особенно поражали, а черные глаза казались замечательно выразительными. Лицо его было создано для сцены. Красивое и приятное в спокойном состоянии духа, оно было изменчиво и подвижно – настоящее зеркало всевозможных ощущений, чувств и страстей».

Всех поражал его чарующий голос. У него был тенор, мягкий и звучный, нежный и сильный, проникавший в душу. Переходы и переливы голоса были разнообразны и красивы; его шепот был слышен в верхних галереях; его голосовые удары заставляли невольно вздрагивать…

«В исполнении своих ролей Мочалов отличался образцовой добросовестностью, – продолжает Ярцев. – Он всегда знал их твердо, и суфлер ему был решительно не нужен. Мимика Мочалова была замечательной, благодаря подвижному и выразительному лицу, и поэтому немые сцены выходили у него поразительными. Увлекаясь игрою, Мочалов забывал, что он на сцене, и жил жизнью изображаемого лица. Он не помнил в это время, как нужно обращаться с окружающими, и нередко игравшие с ним артисты возвращались домой с синяками на руках, сделанными Мочаловым в порыве сценического увлечения».

В сороковых годах все чаще появляются записи о мочаловских запоях, об отмене спектаклей, ссорах с дирекцией. От Мочалова уходят роли. Однажды в приезд государя он должен был выступать в роли Чацкого, но вместо этого пил где-то за городом. В спектакль был срочно введен Иван Самарин.

17 января 1841 года в Большом театре, в свой бенефис, 40-летний Мочалов играет премьеру «Ромео и Юлия» в переводе Каткова. Спектакль проходит с успехом. Тем не менее Павел Степанович пишет Грановскому: «Я – человек конченый, и как артист тоже».

В более поздний свой бенефис (1845) Мочалов вывел в первый раз на сцену дочь Екатерину Павловну в «Коварстве и любви», в роли Луизы, а сам дебютировал в роли музыканта Миллера (отца Луизы). М.С. Щепкин, также участвующий в спектакле, говорил позже, что рыдал на сцене от пронзительной игры Мочалова.

Мочалов-трагик бессменно тридцать лет занимал первое амплуа и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в его репертуаре главное место занимали пьесы Коцебу, из русских – Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника. Приходилось ему играть главные роли и в комедиях – например, Альмавиву в «Севильском цирюльнике» и Чацкого – в «Горе от ума».

Белинский как-то сказал: «Мочалов выразил самое таинство, сущность сценического искусства». Но таких пьес немного. Трагедия гениального актера состояла в том, что он не находил, или почти не находил пьесу, которая в полной мере могла бы соответствовать его таланту. Мочалов боролся за «Маскарад», но цензура не разрешила постановку этой пьесы. Из шекспировского репертуара он играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского – Франца и Карла Мооров, Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера, Мортимера («Мария Стюарт»).

Век Мочалова был короток. Гибель пришла нелепо. Коляска его по пути в Москву из Воронежа провалилась под ломкий лед. Павел Степанович вымок. Пил всю дорогу водку – вина уже не было, заедал ее снегом. Приехал в Москву совершенно больной.

Умер Мочалов 16 марта 1848 года. Ему было всего 48 лет. Москва торжественно проводила своего любимца на вечный могильный покой. Когда посте отпевания в Храме Николая Большой Крест на Ильинке вынесли гроб, его перехватили студенты университета и несли на руках до Ваганьковского.

«В мире искусства Мочалов пример поучительный и грустный, – писал Белинский в некрологе. – Он доказал собою, что одни природные средства, как бы они ни были огромны, но без искусства и науки доставляют торжества только временные…»

Многое в мочаловском творчестве не принимал М.С. Щепкин, но он высоко ценил талант актера и, узнав о его смерти, писал: «Россия лишилась могучего таланта! Что делать, что он, по нашему разумению, не вполне удовлетворял нас, но мы уже не услышим тех потрясающих душу звуков, [не увидим] тех восторженных мгновений, которые часто прорывались сквозь его нелепые формы…»

Великолепно сказал о значении творчества двух титанов русского драматического театра А.И. Герцен: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России».

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мочалов Павел Степанович Мочалов (Павел Степанович) – знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли

Из книги 100 великих актеров автора Мусский Игорь Анатольевич

ФРЕДЕРИК-ЛЕМЕТР (1800-1876) Французский актер. Крупнейший актер демократического романтизма. Его лучшие роли: Робер Макэр («Постоялый двор Андре» и «Робер Макэр»), Эдгар Равенсвуд («Ламермурская невеста»), Ричард Дарлингтон («Ричард Дарлингтон»), Кин («Кин»), Жан («Парижский

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ДЖЕЙМС БОГАРД (1800-1874) Начало применению каркасных конструкций, в современном значении этого слова, было положено еще в 1848 году в США, на родине небоскребов. Решающий шаг был сделан тогда, когда железные колонны заменили кирпичную кладку в качестве опор, несущих

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Битва при Маренго (1800 год) 18 брюмера (9 ноября) 1799 года Директория была свергнута. Официальная власть перешла в руки трех консулов, первым из которых значился Наполеон Бонапарт. Реально же именно он стал полновластным правителем страны. Политические коллизии застали


План
Введение
1 Биография
2 П. Мочалов в двадцатые годы
3 Мочалов в тридцатые годы
4 В конце жизни
5 Особенности творчества
6 Неистовый романтик
7 Критика о П. Мочалове
8 Репертуар
Список литературы

Введение

Па́вел Степа́нович Моча́лов (15 ноября 1800 - 28 марта 1848) - один из величайших русских актёров эпохи романтизма . Служил в московском Малом театре.

1. Биография

Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве, в семье крепостных актёров - Степана Фёдоровича (1775-1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре . В 1803 они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса. В 1806 вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную. Двое их детей стали тоже артистами: Мария Степановна (по мужу - Франциева, 1799-1862) и Павел Степанович. Судьба одарила Павла редкой памятью . Едва овладев речью, он повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы - пансионе Терликовых. Получил хорошее по тем временам образование , знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец какое-то время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено. 4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса А. Шаховского «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») - на сцене казенного Театра на Моховой ; помещения нынешних Большого и Малого театров открылись лишь 14 октября 1824 года - Малый театр и 18 января 1825 года - Большой театр . В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение , что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова , который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее, первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г. (Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101-106. ).

Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.

2. П. Мочалов в двадцатые годы

В это время основой репертуара потихоньку становится водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермини в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1828), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека , погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.

3. Мочалов в тридцатые годы

Здесь проявляется поразительная способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром.

Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод , который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.

4. В конце жизни

Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже , артист простудился - его карета провалилась под лед. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву, через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек . Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии.

Погребен на Ваганьковском кладбище.

5. Особенности творчества

Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники . Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью. Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Еще одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» - кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермини), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».

6. Неистовый романтик

Имя актера Малого театра Павла Степановича Мочалова стало легендарным еще при жизни. После ясной логики классицизма , который царил в русском театре начала XIX в., неистовый романтик Мочалов казался загадкой, которую так никому и не суждено было разгадать. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями. Выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах»-Полиник, «Фингал» - заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира . Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир . В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно . Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова , но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.

7. Критика о П. Мочалове

П. Мочалов становится символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создает на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлек к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности В. Белинского, который напишет об актере не одну статью. Самой известной из них станет «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов (!) «Гамлета». Второй известной статьей станет «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжит полемику об этих двух артистах и выступит на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменит свое отношение к В. Каратыгину и перейдет на его сторону.

Важны так же работы С. Аксакова, близкого друга П. Мочалова, который оставил многочисленные статьи и воспоминания об артисте.

П. Мочалов за свою жизнь сыграл в более чем 250 ролях.

8. Репертуар

Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).
  • 1. Полиник - «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1817
  • 2. Сеид - «Фанатизм, или Пророк Магомет», автор Вольтер , 1818
  • 3. Танкред - «Танкред», автор Вольтер, 1818
  • 4. Кассио - «Отелло», автор B. Шекспир , пер. П. А. Вельяминов, 1818
  • 5. Ксури - «Попугай», автор A. Коцебу, 1818
  • 6. Эраст - «Лиза, или Следствие гордости и обольщения», автор В. М. Федоров, 1819
  • 7. Альнаскаров - «Воздушные замки», автор Н. И. Хмельницкий, 1819
  • 8. Арзас - «Семирамида» Вольтер 1819
  • 9. Генрих - «Молодость Генриха IV», автор А. Дюваль, 1819
  • 10. Димитрий - «Димитрий Донской», автор B. А. Озеров, 1819
  • 11. Адольф «Адольф и Клара», автор Марсолье 1820
  • 12. Князь Радугин - «Пустодомы», автор А. А. Шаховской, 1820
  • 13. Рославлев - «Добрый малый», автор М. Н. Загоскин, 1820
  • 14. Фриц - «Сын любви», автор A. Коцебуб 1821
  • 15. Флорестан - «Элеонора, или Севильская темница», 1821
  • 16. Орест - «Электра и Орест», автор A. Грузинцев, 1821
  • 17. Оросман - «Заира», автор Вольтер, 1821
  • 18. Ролла - «Испанцы в Перу , или Смерть Роллы», автор A. Коцебу 1821
  • 19. Ломоносов - «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», А. А. Шаховской, 1821
  • 20. Эдуард - «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника», автор A. Коцебу, 1822
  • 21. Фердинанд - «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1822
  • 22. Фердинанд - «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского, 1822
  • 23. Юлий - «Железная маска», перевод-переделка Н. Краснопольского, 1822
  • 24. Фингал - «Фингал», автор Озеров, 1822
  • 25. Бела IV - «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV», автор А. И. Шеллер, 1822
  • 26. Князь - «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина, 1823
  • 27. Отелло - «Отелло» Шекспир, пер. И. А. Вельяминова, 1823
  • 28. Лукавин - «Лукавин», автор А. И. Писарев, 1823
  • 29. Лидин - «Поездка в Кронштадт», A. И. Писарев, 1823
  • 30. Прямиков - «Ябеда», автор В. В. Капнист, 1823.
  • 31. Роберт - «Разбойники, или Роберт - атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов , по трагедии Шиллера «Разбойники», 1823
  • 32. Ренальд - «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», А. А. Шаховской 1823
  • 33. Шекспир - «Влюбленный Шекспир» A. Дюваль, 1823
  • 34. Эдгард - «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича, 1823
  • 35. Отелло - «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева, 1823
  • 36. Стрельский-старший - «Два брата», Пер. Д. Н. Баркова 1824
  • 37. Шлейнсгейм (Эрлау) - «Генерал Шлейнсгейм», автор Г. Шпис, 1824
  • 38. Славин - «Воспитание, или Вот приданое», Ф. Ф. Кокошкин, 1824
  • 39. Зарницкий (Мезецкий) - «Не любо, не слушай, а лгать не мешай», автор А. А. Шаховской, 1824
  • 40. Людовик - «Серебряная свадьба», автор А. Коцебу, 1825
  • 41. Чтец (Гений России) - «Торжество муз», М. А. Дмитриев, 1825
  • 42. Пламенов - «Писатели между собой», автор B. И. Головин, 1826
  • 43. Аристофан - «Аристофан, или Первое представление комедии „Всадники“» А. А. Шаховской, 1826
  • 44. Неизвестный - «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень», автор А. А. Шаховской, 1827
  • 45. Князь - «Урок женатым» A. А. Шаховской, 1827
  • 46. Ромео - «Ромео и Юлия», М. Н. Катков по Шекспир 1827, 1841
  • 47. Неджиль - «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», А. А. Шаховской, 1827
  • 48. Керим-Гирей - «Керим-Гирей, крымский хан», автор А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», 1827
  • 49. Гамлет - «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова, 1827
  • 50. Фингал - «Фингал и Роксана», автор А. А. Шаховской, 1828
  • 51. Волков - «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской 1828
  • 52. Жермани - «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж, 1829
  • 53. Альмавива - «Севильский цирюльник», Бомарше , 1829
  • 54. Капсали - «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина, 1829
  • 55. Польдер - «Польдер - амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж, 1829
  • 56. Карл Моор - «Разбойники» Ф. Шиллер, 1829
  • 57. Дон Карлос - «Дон Карлос», Ф. Шиллер, 1830
  • 58. Клеант - «Скупой» Мольер , пер. С. Т. Аксакова, 1830
  • 59. Граф де Фаель - «Габриэль де Виржини» Де Белуа, 1830
  • 60. Рудольф - «Невеста разбойника» Кернер 1830
  • 61. Яромир - «Прародительница», Ф. Грильпарцер, 1831
  • 62. Пабло - «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен, 1831
  • 63. Эрик XIV - «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн, 1831
  • 64. Юрий Милославский - «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина, 1831
  • 65. Чацкий - «Горе от ума» А. С. Грибоедов , 1831
  • 66. Мейнау - «Ненависть к людям и раскаяние», автор А. Коцебу, 1832
  • 67. Алеко - «Цыганы» A. С. Пушкин , 1832
  • 68. Нейвиль (также играл роль Рене ) - «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело 1832, 1844
  • 69. Вадим - «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C.П. Шевырев, по B. А.Жуковскому 1832
  • 70. Иоанн Фауст - «Иоанн Фауст , или Чернокнижник» Клингельман, 1832
  • 71. Тассо - «Торквато Тассо», автор Н. В. Кукольник , 1833
  • 72. Генрих IV - «Одно утро из жизни Генриха IV», А. Пикар, 1833
  • 73. Роман Бобер - «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь», автор А. А. Шаховской, 1833
  • 74. Горчаков - «Смольяне», автор А. А. Шаховской, 1834
  • 75. Пожарский - «Рука всевышнего отечество спасла», автор Н. В. Кукольник, 1834
  • 76. Ляпунов - «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», автор Н. В. Кукольник, 1835
  • 77. Мортимер - «Мария Стюарт» Шиллер, 1835
  • 78. Роберт Дудлей, граф Лейчестерский - «Мария Стюарт», автор Ф. Шиллер, 1835
  • 79. Эдип - «Эдип в Афинах», автор В. А. Озеров, 1836
  • 80. Гамлет - «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого, 1837
  • 81. Арвед Дюбрель - «Мальвина, или Урок богатым невестам», автор Д. Т. Ленский, 1837
  • 82. Кин - «Кин, или Гений и беспутство», автор А. Дюма (отец), 1837
  • 83. Ильменев - «Кузьма Рощин, рязанский разбойник», автор К. А. Бахтурин, 1837
  • 84. Ролла - «Ролла во Флоренции» К. Лафон, 1838
  • 85. Нино - «Уголино», автор Н. А. Полевой, 1838
  • 86. Лир - «Король Лир» Шекспира, пер. Я. Г. Брянского, 1839
  • 87. Иголкин - «Иголкин, купец новгородский», автор Н. А. Полевой, 1839
  • 88. Бидерман - «Смерть или честь», автор Н. А. Полевой, 1839
  • 89. Иван Рябов - «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», автор Н. В. Кукольник, 1839
  • 90. Пылаев - «Сцены в Москве в 1812 году», автор Н. И. Скобелев, 1839
  • 91. Клермон-Артур - «Жена артиста», автор Э. Скриб , 1839
  • 92. Ричард III - «Ричард III», автор B. Шекспир, 1839
  • 93. Лейфорт - «Дедушка русского флота», Н. А. Полевой, 1839
  • 94. Кремнев - «Кремнев - русский солдат», автор Н. И. Скобелев, 1839
  • 95. Генрих де Миньероль - «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве, 1840
  • 96. Неизвестный - «Параша-сибирячка», автор Н. А. Полевой 1840
  • 97. Пронский - «Боярское слово , или Ярославская кружевница», автор П. Г. Ободовский, 1841
  • 98. Мочалов - «Мочалов в провинции», автор Д. Т. Ленский, 1841
  • 99. Вахтанг - «Майко», автор Н. В. Беклемишев, 1841
  • 100. Ромео - «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова, 1841
  • 101. Миллер - «Коварство и любовь», автор Ф.Шиллер, 1842
  • 102. Сордель - «Жизнь за жизнь», автор Н. В. Беклемишев, 1842
  • 103. Доверстон - «Отец и дочь», пер. П. Г. Ободовского, 1842
  • 104. Стефан Фостер - «Братья-купцы», автор П. Г. Ободовский, 1843
  • 105. Эверт-Горн - «Русская боярыня XVII столетия», автор П. Г. Ободовский, 1843
  • 106. Оболенский - «Елена Глинская», автор Н. А. Полевой 1843
  • 107. Кратин - «Наука и женщина», автор В. Р. Зотов, 1843
  • 108. Вас. Ив. Шуйский - «Василий Иванович Шуйский», автор П. Г. Ободовский, 1843
  • 109. Франц Моор - «Разбойники», автор Шиллер, 1844
  • 110. Балтазар - «Мономан, или Помешанный». Пер. с франц. В. А. Каратыгина, 1844
  • 111. Басенок - «Боярин Федор Басенок», автор Н. В. Кукольник, 1844
  • 112. Жорж Мориц - «Графиня Клара д’Обервиль» Анисе-Буржуа и д"Эннери, 1846
  • 113. Джембулат - «Черкешенка», автор П. С. Мочалов, 1846


Похожие статьи
 
Категории