Печорин и максим максимыч сравнение. Максим Максимыч и Печорин

03.02.2019

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее высту-пает при его сопоставлении с Максимом Максимычем.

Максим Максимыч — рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает «мошенниками», «плутами», «разбойниками» и «бестиями». Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни пре-зрения, ни ненависти к горцам.

Сам Максим Максимыч не испытывает неприязни ни к Азамату, ни к Казбичу, ни тем более к «бедной девочке» Бэле. Он с похвалой отзывается о храбрости горцев, по-отечески любит Бэлу.

Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине, к безогово-рочному подчинению.

Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Он добр и отзывчив, честен и бескорыстен. Эгоистические устремления чужды натуре этого про-стого человека. Забывая о себе, он служит людям и не требует от них ни благодарности, ни признания своих заслуг.

Неспособный критически отнестись к установившимся общественным порядкам, он не может понять, почему Печорин и многие другие недоволь-ны жизнью, скучают и мучаются.

Максим Максимыч противопоставлен Печорину. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к лю-дям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Не удиви-тельно, что дружба их обрывается драматически. Вспомним последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным. «Ведь сейчас прибежит!...» — гордо заявляет штабс-капитан, узнав от лакея, что Печорин находится в городе. Лермонтов показывает как волнуется добрый старик, терпеливо поджидая у ворот. Максим Максимыч отказывается от чая, не спит ночь, забывает о служебных обязанностях. На другой день, боясь не застать Пе-чорина на станции, он бежит от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, выр-вавшиеся из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали...» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о добром штабс-капитане.

Поступки героев, интонация всего повествования не оставляют сомне-ния в том, что Лермонтов сочувствует Максиму Максимычу. Но одновре-менно здесь раскрывается и трагедия Печорина: при всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин — жители разных миров. Жесткость Печорина по отношению к старику — внешнее прояв-ление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Материал с сайта

Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость и, как следст-вие, глубокое разочарование в жизни? Что это — временное и потому пре-ходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения? На эти и другие вопросы мы находим ответ во второй части романа («Княжна Мери», «Фаталист»), написанный в форме дневника («журнала») Печорина, в котором он «беспощадно выставлял наружу соб-ственные слабости и пороки».

  1. Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова “Герой нашего времени” является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно...
  2. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...
  3. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (Роман, 1839-1840; опубл. отдельным изд. без предисл. – 1840; 2-е изд. с предисл. – 1841) Максим Максимыч – штабс-капитан, одно из главных...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...

Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч - два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч - рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. "Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью» Этот человек верит в; дружбу.

«Ведь сейчас прибежит!» - гордо заявляет, он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан, вовремя, он уехал бы, Не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность. Почему в душе Печорина душевная усталость, разочарование в жизни? От природы он умен, имеет твердую волю, человеческие чувства. После смерти Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал».

Случайно узнав о подлом замысле драгунского капитана, он признается: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Перед дуэлью он предлагал помириться. Печорин надеялся, что «в душе Грушницкого могла бы проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Но знакомый Печорина «сам сжигает все мосты к спасению». Искренно чувство Григория Александровича к Вере, потому что одна она смогла его понять таким, какой он есть. Он слишком поздно понимает, что она для него дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья.

Почему же Печорин стал «нравственным калекой»? В этом виноваты общество, условия, где воспитывался и существовал наш герой. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я схоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он разочаровался во всем, что видел и делал в свете. Не верит Печорин в дружбу, истинную любовь, добрые отношения в том обществе, где он находился. Все происходящее он воспринимает глубже, чем Максим Максимыч.

Штабс-капитан противопоставлен Печорину. Максим Максимыч тянется к людям, другой же - безразличен к судьбам людей, он замкнулся в себе. Добрый старик живет для других, Печорин - для себя. Мне кажется, Лермонтов противопоставляет Максима Максимыча главному герою, чтобы показать точнее и глубже внутренний мир, психологию Печорина

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сочетает в себе черты реализма и романтизма. Наиболее яркий пример столкновения реалистического и романтического в произведении – противоположность образов Максима Максимыча и Печорина.

Максим Максимыч – закаленный в боях, на вид суровый и грубый штабс-капитан, однако, какое теплое сердце и какая нежная душа скрывается за его серьезностью! «Спокойный и сердечный Максим Максимыч не только противоположен Печорину, но и выше его…он принадлежит к тем скромным героям жизни, которые на первый же зов ее откликаются подвигом, и не требуют награды» – писал русский литературный критик Айхенвальд. В свою очередь, Печорин так же военный человек, но его сердце, подчиненное рассудку образованной личности, покрыто льдом; его душа, несмотря на острую жажду новых впечатлений и удовольствий, почти разучилась испытывать настоящие чувства – будь то страх или любовь. Даже речь Максима Максимыча, от лица которого ведется главное повествование в повести «Бэла», богата как разговорной лексикой, простонародными и порой грубыми выражениями, так и поэтизмами (например, при описании женской красоты).

В то же время речь Печорина статична и единообразна, как и характер этого героя: в ней все время сочетаются критичность, уверенность и надменность.

Максим Максимыч одинок, но все же весьма доволен своей скромной жизнью, Печорин же, без труда покоряющий женские сердца и занимающий высокое положение в обществе, лишь страдает и видит жизнь «пустой и глупой шуткой». В чем же тут дело? Многие сочтут, что исключительно в невероятном уме и глубине мысли Печорина, но я твердо убеждена – дело в его эгоизме. Ни один его поступок не был бескорыстной помощью другому человеку, все его деяния – погоня за собственным удовольствием. Но разве сочувствие, помощь и любовь, обращенные к ближнему (которым поражает и восхищает Максим Максимыч) – не самое важное в настоящем человеке, дарующее ему истинное счастье и умиротворение? Да, Печорин понимал психологию людей и был способен на глубокий самоанализ, в то время как Максим Максимыч лишь слушал свое сердце, отличающееся неподдельной добротой. Так какой же прок от высокого ума и осознания собственных пороков, если эти качества нисколько не ослабляют жестокости, самолюбия и равнодушия к чужим чувствам?

Максим Максимыч – совершенно реалистичный герой именно русского типажа, ведь зачастую для наших людей характерно скрывать самые лучшие чувства и добрые намерения, боясь показаться мягкосердечным. В нем отражены наилучшие качества нашего общества, в то время как Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», но так же исключительная и загадочная личность, почему его и можно считать героем романтическим. К сожалению, мы часто тянемся к чему-то таинственному, недоступному и нередко губительному, и не замечаем, не оцениваем по заслугам простой доброты и сочувствия, как будто бы слишком банальных, чтобы обращать на них внимание – так поступила и Бэла, грезящая о Печорине и слепая к бескорыстной заботе Максима Максимыча. Для меня лично истинным героем нашего времени стал «спокойный и сердечный Максим Максимыч», ведь искренняя простота, отзывчивость и скромная нежность куда больше достойны восхищения, чем осознание подлецом своих грехов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

исследование: «Герой нашего времени - тайна романа Лермонтова» - Г. В. Волового.

Геннадий Воловой исследует имплицитное содержание романа, и находит в нем подтекст, который ускользает от недобросовестного читателя. Г.Воловой рассматривает повести «Бэла» и «Максим Максимыч», не трогая личности самого Печорина, анализируя мировосприятие М.М., - делает вывод, что «…Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». Исследование читается, как заново написанный роман…в духе конспиралогии и криптологии. Но не объясняет, почему Печорин не способен любить. А ведь это было напрямую высказано Печориным (Лермонтовым) в своей характеристике, в духе романтика Байрона, когда он позициировался княжне Мери:
«…- Разве я похож на убийцу?
– Вы хуже…
- Да, такова была моя участь… Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве, - я стал скрытен. …Я глубоко чувствовал добро и зло, - все оскорбляли, - я стал злопамятен…. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, - и я научился ненавидеть…». И т.д., и т. пр.

На самом деле роман «Герой нашего времени» не о том, как проклятое самодержавие угнетало национальное достоинство черкесов и шапсугов, не о героической личности в условиях свинцового реакционного царского режима, где героизм в лучшем случае смешон, а о любви, точнее о поисках любви молодым человеком, на пути которого случайно оказался Максим Максимыч, старший товарищ и «мудрый» начальничек и воспитатель, так и хочется сказать, - комсомольской молодежи. Роман начинается М.Максимычем и им же кончается. Но это странный роман, в наше гламурное время его бы не только не поняли, но, как «неформат», издатели не допустили бы к печати. По всем канонам жанра мы видим в тексте куртуазные похождения молодого офицера, героя-любовника, - то на модном курорте, то в убогом жилище морских контрабандистов, то на линии кавказского фронта, - полный романтический набор. Но, столкнувшись с другой «героической личностью» - М.М., герой почему-то ищет смерти, а не любви, - он оказывается, не может любить!

Да, Печорин был жестоко наказан за смерть Бэлы, но не М. Максимычем, совестью или «проклятым Самодержавием», а неспособностью сохранить любовь. Следуя за судьбой, исполняя желания своей воли, он манипулирует людьми. М.Максимыч – не несет ответственности за свои легковесные поступки (Большинству читателей было непонятно подспудное неприятие личности М.М. на экзистенциальном уровне, которое Г.Воловой блестяще проанализировал, да еще и подкрепил изучение самого текста романа двумя интровертными линиями – Печорина и М.Максимыча. Анализ М.Максимыча, сделанный Г.Воловым ставит точку в типаже этого "героя").
М.М. перекладывает исполнение своих желаний на других, т.е. использует людей, не обладая свободой воли, в отличие от Печорина, - отстраняется от ответственности за других, - М.М. не этическая личность, и применять к нему категории «добра и зла» нельзя. Невнимание Печорина к М.М. при прощании на дороге – это не только его природная брезгливость к «нечистым» людям, но и отсутствие «иерархии», - Печорин на пути в Персию был уже в отставке! Детская обида «наставника» на молодого и блестящего «ученика» указывает на либидозную старческую истерию М.М., всю жизнь подавлявшего скрытые желания и поэтому неспособного на искреннюю любовь и героическую дружбу.

Лермонтов не только предвестник Достоевского по версии Г.Волового, но и Ф. Ницше (не зря последний ценил произведения Лермонтова):
«…7. Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

Идентификация содержания романа содержит не только экзистенциальные изыскания в самовыражении героев, - это не только человеческие взаимоотношения, - но и нечто надличностное. Лермонтов вводит в роман еще и понятие азиатского «Рока», с которым борется только сильная личность – Печорин, - что не дано другим героям романа. В этом весь Лермонтов. Не зря, Часть Вторая, - «окончание журнала Печорина», - заканчивается повестью «Фаталист», где Печорин разговаривает с М.М. о предопределении, еще до встречи с Бэлой!
Главная цель экзистенциальных поисков Лермонтова – реальность переживаний главного героя, переживание им своего существования - как реального. Но как странно, написанное - воплотилось в судьбу автора! Он не хочет, чтобы его жизнь стала нереализованной мечтой, давящим комплексом души.

«Мир Социума» - это взаимоотношение людей с разным интеллектуальным, личностным и иерархическим положением в нем. Случайность встреч людей порой ничем не мотивирована, но автор – на то и автор, - чтобы показать судьбе внутренние пружины, и КАК герои выражают свою экзистенциальную суть в произведении. Может ли личность брать на себя ответственность за других, не есть ли это ложь, только «воля к власти»? Ведь только за последствия своих поступков может отвечать этическая личность? В мире, построенном на ложных ценностях Социума и эгоизме - мораль, долг, национальная принадлежность, преданность традициям, доброта, - это самообман и самоуспокоенность. Они держат, погружают человека в «сон Майи», «розовый флер» набрасываемый на спящее сознание. Для действенной личности это неприемлемо. Все, что происходит с личностью в мире, происходит только для само-осознания, иначе вечно будешь использовать других для своего опыта и развития, вплоть до того самого желания - властвовать над ними, будешь Максим Максимычем, «добрым малым», в душе которого уютно свернулся на зимнюю спячку клубок змей, жалящих и убивающих живые души.
Если не владеешь своей волей, то позволяешь своей жизни стать цепью случайностей. Только этическая личность знает, как сохранять собственную волю, ведя вечную борьбу с Роком. Теми, кто не подчиняется себе, управляют другие. Отсюда тема «демона» у Лермонтова, но об этом в другой раз….

Рецензии

Всеволод К, ваше определение "политработника" в лице Максим Максимовича с клубком змей в душе совпадает с воспоминаниями одного из автобиографов поэта накануне дуэли. Внешнее сходство Максим Максимовича и Лермонтова офицера поразительны. В этой связи смею себе добавить, что совпадение должно быть и в характерах, а Печорин не реализованные мечты поэта, видимо его идеал. Таким образом, нет согласия с самим собой, а это очень мучительно, отсюда нелюбовь окружающих и трагический финал.
Очень хорошее исследование, а главное, не претендующее на истину в последней инстанции.
С уважением, Валерий.



Похожие статьи
 
Категории