Перголези композитор произведения. Джованни баттиста перголези: о музыке

16.07.2019

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композозиции … Читать всё

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 - 16 марта 1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенером.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте всего лишь 26 лет от роду. Увы, столь ранняя смерть лишила мир одного из самых многообещающих музыкальных талантов XVIII столетия.

Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный лжец), 1732
Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
Опера L’Olimpiade (1735)
Опера Il Flaminio (1735)
Кантата Stabat Mater (1736)

итальянский композитор, скрипач и органист

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, H?chster, meine S?nden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Джованни Баттиста Перголези - 302 года со дня рождения (04.01.1710 - 16.03.1736г.)

Д.Б.Перголези — итальянский композитор, скрипач и пианист. Он прожил очень недолгую жизнь. Перголези обращался ко многим жанрам, и в каждом проявил себя самобытным, ищущим творцом-новатором. Мировое признание получили его духовные сочинения: несколько ораторий, кантат, месс, Магнификат, «Salve, Regina». Навечно вошла в историю мировой культуры его гениальная Stabat Mater. Stabat Mater — вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом концертном репертуаре.

Трио-сонаты, оперные симфонии (так назывались тогда оркестровые номера, предшествующие началу оперного спектакля) и увертюры предвосхитили развитие этих жанров в последующие десятилетия.

Перголези — автор нескольких опер-seria, явившихся замечательными образцами неаполитанской оперной школы. Он стал создателем совершенно нового оперного жанра — итальянской комической оперы-буффа: именно от его «Служанки-госпожи» ведется отсчет ее истории.

Автор исследования «Революция итальянского музыкального театра», написанного в 1783 году, так определял роль Перголези: «Перголези был неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки; он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью, и с исключительным успехом пользовался различными употребляемыми в музыке стилями: он был серьезен в Stabat Mater, весел и пылок в «Олимпиаде» и в «Орфее» (оперы-seria. — Л. М.), мил и пикантен, но красив и полон вкуса в «Serva Padrona» («Служанка-госпожа» — Л. М); никакой другой композитор не осуществлял лучше свои намерения, не умел более удачно пользоваться контрапунктом».

Джованни Батиста Перголези родился в Ези в 1710 году. Был учеником Ф.Дуранте и Дж.Греко в консерватории Иисуса Христа в Неаполе. В этом городе, где он и умер в 1736 г., Перголези провел очень короткую, но интенсивную жизнь. В школьные годы он отличился двумя сочинениями духовного характера (написал духовную драму и ораторию); в 1731 году дебютировал как оперный композитор, представив оперу «Солюстия», за которой последовали «Гордый пленник»(1733г.) и «Адриан в Сирии» (1734г.; в 1735 г. Для римской сцены он написал «Олимпиаду» — шедевр в области музыкальной драмы. Однако гораздо значительнее были его работы в сфере интермедии: настоящим шедевром явилась «Служанка-госпожа»(1733г.),принесшая композитору европейскую славу и вызвавшая в 1752 г. знаменитый парижский спор о буффонах.

Ария Серпины №1 из оперы "Служанка-госпожа" Перголези

Исполняет Татьяна Ларина 2009г.

Интермедии — это короткие представления в комическом жанре, всиавлявшиеся между актами драматического спектакля для заполнения паузы. Главными героями музыкальной интермедии были обычно сопрано и комический бас (basso buffo ); их характеры списывались с персонажей комедии дель арте или современного тогда итальянского или французского театров. Жанр интермедии, шедевром которого является «Служанка-госпожа» Дж.Б.Перголези, одного из крупнейших авторов оперы-буффа, пользовался большим успехом и достиг расцвета в оперном искусстве Италии уже в первой половине века.

Большой популярностью пользовались также «Ливьета и Траколло», «Влюбленный монах» (1732) и «Фламиний» (1735).

Cecilia Bartoli — "Se tu m"ami"

Столь же значительны духовные сочинения Перголези:

три мессы, несколько псалмов, мотетов и известная Stabat Mater — одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством, написанная в традиционной манере в самые последние дни жизни, оборванной преждевременно тяжелой формой костного туберкулеза.

Творчество Перголези дополняют несколько кантат и инструментальных работ (в их числе восхитительный концерт для скрипки).

Сицилиана Дж. Перголези



ДЖ. ПЕРГОЛЕЗИ Ария.

Сборник "Репертуарные пьесы (скрипка)".

Исполняют: Т.В.Разумова — скрипка, И.Б.Моисеева — фортепиано.

Последние исследования указывают на большую значимость творчества Перголези по сравнению с такими авторами, как Л.Винчи, Л.Лео и И.А.Хассне. Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства.

«В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 - 16 марта 1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенером.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте всего лишь 26 лет от роду. Увы, столь ранняя смерть лишила мир одного из самых многообещающих музыкальных талантов XVIII столетия.

Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный лжец), 1732
Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
Опера L’Olimpiade (1735)
Опера Il Flaminio (1735)
Кантата Stabat Mater (1736)

Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Йези - 16 марта 1736, Поццуоли) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Hchster, meine Snden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Оратория La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера Il Prigionier superbo (Гордый пленник), 1733
  • Интермедия La Serva Padrona (Служанка-госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)


Похожие статьи
 
Категории