Первобытный человек и начало его общественного существования. Первобытное общество

22.04.2019

Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.

Первобытные люди - кто они?

Самые древние люди обитали на территории Африки больше чем 2 миллиона лет назад. Это подтверждают многочисленные археологические находки. Однако доподлинно известно, что впервые человекоподобные существа, уверенно передвигающиеся на задних конечностях (а именно этот признак является самым важным в определении первобытного человека), появились намного раньше - 4 миллиона лет назад. Такая характеристика древних людей, как прямохождение, была впервые выявлена у существ, которым учёные дали название «австралопитеки».

В результате многовековой эволюции их заменил более совершенный Homo habls, известный также как «человек умелый». Ему на смену пришли человекообразные существа, представители которых именовались Homo erectus, что в переводе с латыни означает «человек прямоходящий». И лишь спустя почти полтора миллиона лет появился более совершенный вид первобытного человека, который больше всего напоминал современное разумное население Земли - Homo sapiens или «человек разумный». Как видно из всего вышеизложенного, первобытные люди медленно, но в то же время очень эффективно развивались, осваивая новые возможности. Рассмотрим более подробно, что же представляли собой все эти предки человека, в чём заключалась их деятельность и как они выглядели.

Австралопитеки: внешние особенности и образ жизни

Историческая антропология относит австралопитека к самым первым обезьянам, передвигающимся на задних конечностях. Зарождение этого рода первобытных людей началось на территории Восточной Африки более 4-х миллионов лет назад. На протяжении почти 2-х миллионов лет эти существа распространялись по континенту. Древнейший человек, рост которого составлял в среднем 135 см, имел вес не более 55 кг. В отличие от обезьян австралопитеки обладали более выраженным половым диморфизмом, однако строение клыков у мужских и женских особей было практически одинаковым. Черепная коробка этого вида была относительно небольшой и имела объём не более 600 см 3 . Основная деятельность австралопитека практически ничем не отличалась от той, которой занимаются современные обезьяны, и сводилась к добыче пищи и защите от естественных врагов.

Человек умелый: особенности анатомии и образа жизни

(в переводе с латыни «человек умелый») как отдельный самостоятельный вид человекообразных появился 2 миллиона лет назад на Африканском континенте. Этот древнейший человек, рост которого нередко достигал 160 см, имел более развитый, чем у австралопитека, мозг - около 700 см 3 . Зубы и пальцы верхних конечностей у Homo habilis имели практически полное сходство с человеческими, однако большие надбровные дуги и челюсти делали его похожим на обезьян. Помимо собирательства человек умелый занимался охотой с применением каменных глыб, а для разделки туш животных умел использовать обработанную кальку. Это говорит о том, что Homo habilis является первым человекоподобным существом, имеющим трудовые навыки.

Человек прямоходящий: внешний вид

Анатомическая характеристика древних людей, известных как Homo erectus, заключается в выраженном увеличении объёма черепа, что позволило учёным утверждать, что их мозг сравним по размерам с мозгом современного человека. и челюсти человека умелого оставались массивными, но были не так ярко выражены, как у их предшественников. Телосложение было практически таким же, как у современного человека. Судя по археологическим находкам, Homo erectus вёл и умел добывать огонь. Проживали представители данного вида достаточно крупными группами в пещерах. Основным занятием человека умелого было собирательство (в основном у женщин и детей), охота и рыбная ловля, изготовление одежды. Homo erectus одним из первых начал осознавать потребность в создании запасов пищи.

внешнего вида и образа жизни

Неандертальцы появились намного позже своих предшественников - около 250 тысячелетий назад. Что же представлял собой этот древнейший человек? Рост его доходил до 170 см, а объём черепа - 1200 см 3 . Помимо Африки и Азии эти расселились и на территории Европы. Максимальное количество неандертальцев в одной группе достигало 100 человек. В отличие от своих предшественников они имели зачаточные формы речи, что позволяло соплеменникам обмениваться информацией и более слаженно взаимодействовать друг с другом. Основным занятием этого предка человека являлась охота. Успех в добыче пищи им обеспечивали разнообразные орудия: копья, остроконечные длинные осколки камней, которыми пользовались как ножами, и ловушки, вырытые в земле с помощью кольев. Полученные материалы (шкуры, кожи) неандертальцы использовали для изготовления одежды и обуви.

Кроманьонцы: завершающий этап эволюции первобытного человека

Кроманьонцы или (Homo Sapiens) - это последний известный науке древнейший человек, рост которого достигал уже 170-190 см. Внешнее сходство этого вида первобытных людей с обезьянами было практически незаметно, так как уменьшились надбровные дуги, а нижняя челюсть уже не выдавалась вперёд. Орудия труда кроманьонцы изготавливали не только из камня, но также из дерева и кости. Помимо охоты эти предки человека занимались земледелием и начальными формами животноводства (приручали диких зверей).

Уровень мышления у кроманьонцев был значительно выше предшественников. Это позволило им создавать сплочённые социальные группы. На смену стадному принципу существования пришёл родовой строй и создание зачатков социально-экономических законов.

Раздел - I - Вступительное описание о первобытном обществе кратко
Раздел - II - Первобытное человеческое стадо
Раздел - III - Первобытные охотники
Раздел - IV - Образование рода
Раздел - V - Земледелия и скотоводство древних людей

Интересно осознавать, что ход развития и резкие изменения климата заставили наш род человеческий эволюционировать из полуобезьяны во вполне разумное существо. Большое количество находок в Африке говорят о том, что цивилизованное человечество - это одна из малейших частей всей истории существования нашего вида. Австралопитеки.

Первобытный человек населял Африку предположительно в промежутке между 3,5-1,8 миллионов лет тому назад. В те времена это были маленькие стада полуразумных обезьян , которые назывались австралопитеками -т.е южные обезьяны. Они отличались достаточно большой челюстью, маленьким мозгом, прямой осанкой а так же возможностью держать в своих руках камень или дубину.


Человек умелый (анг.homo habilis) возник около 2,5млн. лет тому назад.Этот первобытный человек характеризовался тем, что имел возможность применять в хозяйстве 1-ые орудия из камня. Каменными орудиями можно было выкапывать корень, охотиться , снимать шкуру убитого животного, рубить ветки и т.д. Именно человека умелого считают главным представителем всего современного человеческого рода. Будучи homo habilis первобытные люди, перемещались на 2-ух ногах. Стая их состояла из нескольких самцов,и предположительно такой же же численности самок. Питались они как животной так и растительной пищей. Разговаривать они еще не могли. Лишь с помощью простых криков и жестов они как-то разговаривали между собой.

Питекантроп.Следующим витком развития первобытного человека считается «человек выправленный» (т.е от англ. homo erectus), питекантроп или обезьяночеловек. Своим внешним видом это существо напоминало все еще животных. Оно было волосатым, с большой челюстью, низким лбом и большой головой. Но питекантроп в отличие от других homo habilis научился не просто выбирать с земли палки и камешки, а самостоятельно их изготавливать. Так возникли различные скребки, острые рубила, которые хорошо помогали рубить корни, ветки, охотится а так же разделывать шкуры животных. Именно во времена питекантропов, первобытные люди научился приспособляться под разные условия климата. Их стоянки были зафиксированы и Африке и в Европе, и в Китае .

А первая стоянка питекантропа была найдена на острове Ява. В период существования homo erectus на землю начали наступать ледники. Стало сильно холодать и уменьшился уровень Мирового океана. Поэтому, многие разрозненные небольшие группки первобытных людей были вынуждены объединяться. Так было легче охотиться и защищать себя от угроз. Примерно в тот же период появился огонь, с помощью которого первобытный человек обогревался. Сообщество питекантропов очень медленно эволюционировало. В этом обществе взрослые начинали обучать младшие поколения охоте и простыми ремеслам, спустя некоторое время зарождался

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

На сегодняшний день, благодаря трудам археологов, можно восстановить всю историю развития человека. Так как большинство скелетов, относящихся к интересующей нас эпохе было найдено на африканском континенте, ученые признают эту территорию исторической родиной первобытных людей – австралопитеков и, позднее, homo habilis. Каменные орудия труда появились около 2-2.5 млн лет назад, что позволяет историкам считать это время своеобразной точкой отсчета .

В отличие от своих предков, человек «умелый» - использующий примитивные орудия труда – уверенно передвигается на ногах, а кисти его рук могут не только держать камень или палку, но и использовать их, как первые примитивные орудия. Тем не менее, на этом отличия homo sapiens от австралопитека заканчиваются: они так же общаются посредством криков, возгласов и жестов.

Даже через миллион лет существо, которое историки называют «человек выпрямленный», все еще напоминало обезьяну не только внешне – было покрыто шерстью, имело соответствующею форму головы и рук – но и в повадках. Несмотря на это, мозг «человека выпрямленного» значительно увеличился в размерах, что отразилось на его способностях: он мог изготавливать орудия труда, предназначенные для разных целей: ловить и убивать животных, разделывать их тушу, копать землю, тесать деревянные палки.

Благодаря развившимся навыкам человек смог пережить ледниковый период и переместиться с африканского континента на Яву, в Северный и в Европу. «Выпрямленный» человек начал – слонов и оленей – и пользоваться огнем, который обогревал его и защищал от хищных зверей.

Вследствие усложнения деятельности человека, 250 тыс.лет назад появился homo sapiens – «человек разумный» или, как его еще называют, неандерталец. Разумные люди впервые начали использовать высокие пещеры, в которых зимовали медведи. Во-первых, они без особых усилий добывали, таким образом, мясо, а во-вторых, занимали пещеры, в которых впоследствии жили большими группами.

Именно в этом периоде начали складываться прочные родственные отношения. Умерших людей начали хоронить с особыми ритуалами, окружая могилы камнями и цветами. Найденные скелеты позволили ученым определить, что «разумные» люди пытались вылечить больных или травмированных сородичей, делясь с ними пищей и ухаживая за ними.

Обряды и ритуалы были характерны и для повседневной жизни: в пещерах найдены расставленные в особом порядке черепа животных.

Так как невозможно проследить как именно происходило их «превращение» в людей современного типа. По латыни его также называют homo sapiens sapiens или человек «дважды разумный» и связывают его появление с каменным веком. У человека этого вида уже практически не было ничего общего с обезьяной – его руки стали короче, лоб стал более высоким, появился подбородок.

На смену каменным орудиям пришли костяные. Вообще же, в его обиходе насчитывалось около 150 видов орудий для разных целей. Впрочем, кости животных использовались не только для изготовлений орудий труда. Из массивных костей люди строили жилища, носили зубы животных в качестве украшений.

Очевидно, что жизнь людей напрямую зависела от животных: первобытные общины следовали за стадами, мигрировавшими на юг. Для охоты использовали копье и лук, а для строительства первобытных жилищ – не только кости, но и шкуры животных.

Тема 1. Первобытная эпоха истории человечества.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в седой древности первобытного общества. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.

1.1.Хронология и периодизация первобытной истории.

Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества- более миллиона лет и охватывает период с момента выделения человека из животного мира до образования классовых обществ. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно сложно. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации первобытной эпохи. Одна из низ – археологическая, основывается на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней выделяют три периода:

1.) каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

2) бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3) железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медно каменный век (энеолит).

На ранней стадии становления и развития человеческого общества хозяйственную жизнь людей можно характеризовать как приспособление к окружающей среде. В качестве основных занятий древних людей ученые называют охоту и собирательство. Материальная культура была связана с производством орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, из камня люди научились делать ножи, скребки, наконечники для метательных копий.

1.2. Социальная организация древних людей представляла собой непостоянные, случайные сообщества численностью 30-50 человек, так называемые праобщины. Однако постепенно сообщества людей укрепляются т.к. организация охоты, которая являлась основным источником пищи, требовала коллективных усилий. Охота и собирательство давали людям лишь необходимый продукт, поэтому распределение и потребление пищи могло быть только уравнительным и никаким другим. Уже на этой ранней стадии, внутри праобщины выделяются лидеры. Это были те члены сообщества, которые добывали пищи больше, чем другие. Они пользовались авторитетом и уважением, и постепенно приобретали некоторые привилегии, например, могли иметь больше женщин или распределять продукты между членами сообщества. Таким образом, происходил естественный отбор лидеров, их слово становилось законом для первобытного коллектива и уже на самой ранней ступени истории человеческого общества зарождаются предпосылки социального неравенства.

Примерно 40 тыс. лет до н.э. появляется человек разумный, соответственно меняется форма социальной организации людей. На смену человеческому стаду (праобщине) приходит родовая община. Это был довольно большой коллектив кровных родственников и состоял из нескольких поколений. Власть и управление присущи любому человеческому сообществу.

О собенности власти родовой общины:

1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления , когда люди непосредственно осуществляли власть. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2) властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высшей властью было общее собрание (совет ) всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Конечно, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода, а авторитет определяли жизненный опыт, старшинство, профессиональные достижения, храбрость, физическая сила. Принятые на собрании решения носили строго обязательный характер. Общие собрания созывались, как правило, для решения важнейших вопросов жизни общины, касающихся производства, религиозных обрядов и т.д. В обычной повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что нужно делать;

3) для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких старейшин. Термин «старейшина» обозначает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина был первым среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, но не имел каких-либо льгот, привилегий. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода, более сильным, опытным и мудрым. На случай войны род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы, выполнявшие ритуальные функции.

Власть имела выборный, временный и сменяемый характер и опиралась на авторитет. Специальный аппарат управления и принуждения отсутствовал, хотя были возможности для жесткого принуждения к нарушителям порядка. Кроме того, в первобытном сообществе отсутствовала специализация: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины еще не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Старейшины (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Разложение родовой общины Непосредственной предпосылкой процесса разложения перво­бытного общества и образования классов был подъем в различных сферах производства, и как следствие, рост регулярного из­быточного продукта. Особенно большую роль здесь сыг­рали дальнейшее развитие произво­дящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремес­ленной деятельности и интенсифи­кация обмена.

1.3. Развитие производящего хозяйства и его аналогов.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие, сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог. Хозяйственные возможности во многом зависели от природных условий а так же уровня агротехники. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.

Открытие металлургии . Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим извест­ным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита. Это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с кам­нем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий - метал­ла - в дальнейшем в огромной степе­ни определило прогресс в развитии техники.

Затем на смену меди пришла бронза. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь. Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо - наиболее широко распространен­ный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня.

Возникновение ремесел . Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнее-промысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространи­лись защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Происходило становление также и других видов ремесленной дея­тельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Послед­ний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюциониро­вать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным усло­вием становления раннего гончарного ремесла.

Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -от­деление ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Интенсификация обмена . Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось раз­витием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престиж­ной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономиче­ский обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.

Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металличе­ских, гончарных и других изделиях.

С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное число людей.

Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тыся­челетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.

1.4.Формирование классового общества.

Схема 1 Факторы формирования классового общества

Развитие (усовершенствование) орудий труда

Повышается уровень развития производительных сил

Повышается уровень технологии обработки земли, знаний и умений

Появляются излишки производства

Происходит разделение труда

Происходит расслоение общества (имущественное неравенство, выделение знати)

Развиваются процессы обмена, торговля

Формируется новый способ производства

Возникает государственное образование

С зарождением прибавочного продукта начинается формирование институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, де­лавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собст­венности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост произ­водительности труда и его специализация способствовали индивидуа­лизации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производи­тельность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность. Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллекти­вистические формы производства, и еще прочную психологию общин­но-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излиш­ков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они, так или иначе делились с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности, если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества.

Зарождение эксплуатации и общественных классов . С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифферен­циация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодина­ковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугубля­лось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомо­щи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.

Таким образом, в конце неолита происходит выдающееся событие, которое изменило коренным образом традиционную жизнь общины – люди научились делать металл. Кроме того, усложнились операции по обработке камня. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.).

Рис 1 Охота Древних людей

Рис 2 Орудия труда древних людей

Рис 3 Расселение древних людей



Похожие статьи
 
Категории