Первое упоминание о деде морозе. Кто такой на самом деле и откуда взялся всеми любимый Дед Мороз

11.02.2019

История новогодних персонажей для детей (Дед Мороз, Снегурочка).

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям при подготовке к новогодним праздникам.
Цель: знакомство с новогодними персонажами.
Задачи: развивать интерес к истории возникновения новогодних персонажей-Деда Мороза и Снегурочки, воспитывать уважение к народным традициям.
Зимний гость
Н. Найдёнова
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!
Ну какой же Новый Год без Деда Мороза и Снегурочки?

А знаете ли вы, откуда появились эти добрые, щедрые и веселые персонажи? Вопрос о том, кто является прямым предком Деда Мороза очень спорный. В одних странах предками Деда Мороза считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, в-третьих - бродячих продавцов детских игрушек. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Давайте познакомимся с разными историями происхождения Деда Мороза!
1 история . Из древнего Духа в Деды Морозы.
Во времена язычества наши предки очень сильно верили в разных духов. Особенно почитались духи умерших родственников, считалось, что они могут оберегать свой род от разных бед, защищать от болезней. заботиться о приплоде скота и хорошем урожае, Именно поэтому существовал обычай их всячески благодарить и задабривать. Каждую зиму славянские семьи дарили им своеобразные подарки.
Переодеваться в образы духов было популярной традицией среди молодежи. В зимние праздники парни и девушки надевали маски,выворачивали тулупы и отправлялись ходить по домам колядовать. За это они получали от хозяев еду и другие подарки. Среди колядующих, как правило, был один человек, который выряжался страшнее всех - он считался самым старым и самым грозным Духом и звался Дедом. Многие знатоки придерживаются мнения, что именно с этого персонажа и начинался хорошо известный нам Дед Мороз.
2 история . От сурового повелителя зимы до доброго Деда Мороза.
Существует еще одна версия появления Деда Мороза. Согласно этой версии, его прадедом были персонажи русских преданий Морозко, Мороз. Считалось, что Мороз является повелителем зимних холодов и хозяином погоды. Наши предки верили, что он бродит широкими полями и дремучими лесами, стучит своим ледяным посохом и этим наводит на землю лютые морозы и снега. Он представлялся стариком с грозным нравом, носил седую длинную бороду до пола, теплую шубу, шапку, валенки, рукавицы и посох. Ему приписывали огромную силу и старались всячески задобрить.
Также считается, что прямым предком Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец).

С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз старел и добрел: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше время Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.

3 история . Современный Дед Мороз позаимствовал черты Святого Николая
Существует красивая легенда, благодаря которой Николай прославился как щедрый даритель. Николай был реальным человеком, который жил в III веке н. э. на побережье Средиземного моря. Он был очень богатым, поэтому с удовольствием занимался благотворительностью: помогал нуждающимся и малоимущим и радовал подарками детей, заботился о пожилых людях. Когда Николай умер, его канонизировали и отнесли к лику святых.
В старину говорили, что Николай подслушал, как один бедный крестьянин из-за своего нищего положения собирался отдать внаймы своих дочерей. И Николай решил помочь ему избежать этой неприятной ситуации. Он пробрался в дом бедняка и засунул в дымоход мешок с деньгами. В это время над печью сушились башмачки и чулочки его дочерей, в которые из дымохода посыпались золотые монеты. На следующее утро дочери и их отец неимоверно обрадовались находке и зажили богато и счастливо. Это сказание также объясняет происхождение обычая в новогодние праздники класть подарки в носочки.
Конечно, каждая версия имеет право на существование. Но, скорее всего, образ современного Деда Мороза сложился как пазл сразу из нескольких прообразов. Новогодний персонаж, каким мы привыкли видеть его сегодня, «модернизировался» и обрастал новыми чертами с каждым столетием. И не последнюю роль в его развитии и становлении сыграл святой по имени Николай. Многие специалисты считают, что именно у этого человека Дед Мороз «перенял» обычай одаривать подарками, осуществлять желания и проявлять заботу о детишках.
Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка , которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки. Это случилось ровно через 33 года после появления в жизни россиян героя Деда Мороза,в 1873 году,благодаря Александру Николаевичу Островскому, который написал замечательную сказку «Снегурочка».Правда, в этой сказке Снегурочка выступала в роли дочери Мороза. Она обитала в лесу и к людям выходила лишь тогда, когда слышала звуки прекрасной музыки.
Снегурочка
(Татьяна Дергунова)
Ау, ау, Снегурочка!
В какой глуши лесной
Мелькнет твоя фигурочка?
И терем расписной
Стоит один заснеженный
Среди зимы седой,
Сосульками увешанный,
С хрустальною звездой.
Попотчуешь сохатого
Горбушкой поутру,
С синицами, зайчатами
Затеешь ты игру.
У елочки-чудесенки
Резвись, лесной народ.
А снег веселый песенки
Хрустящие поет.
Порхаешь невеличкою
Среди своих друзей.
Узорной рукавичкою
Смахнешь снежок с ветвей.
Легко тебе танцуется
Под кружевом берез,
И внучкою любуется,
Сощурясь, Дед Мороз.
Глаза сияют чистые,
Как будто небеса.
И вьется золотистая
До пояса коса.
Зову тебя приветливо
Под блестками зари.
Дари улыбку светлую
И праздники дари!
Множество великих людей были очарованы образом этой милой девушки.Например,знаменитый меценат
С.Мамонтов, поставил спектакль с этой героиней в своем домашнем театре.Не обошли Снегурочку вниманием самые знаменитые художники.
"Снегурочки" В.М.Васнецова,А.Врубеля,К.Рериха


Настоящий Дед Мороз знает много шуток и прибауток, загадок и игр, песен и танцев. За 12 ударов он успевает обойти все дома и засунуть подарки под подушки, под елки и в другие самые неожиданные места. Весь год до новогодней ночи Дед Мороз живет на Крайнем Севере, правда есть у него еще парочка домиков - в Лапландии и в Устюге. Но где бы он ни находился, он прилежно мастерит и готовит новые подарки к следующему Новому году.

Под елку мы обязательно ставим фигурку Деда Мороза. Почему? И кто это такой? Давайте разберемся. Дети всегда с нетерпением ждут этого сказочного деда, искренне верят, что он все же настоящий. Кто же скрывается под маской с белой бородой и гуляет по всему миру, какое отношение он имеет к чудесам, происходящим на протяжении двух волшебных недель?

Добрым дедушкой, приносящим подарки, он стал только в последние лет сто. А раньше на Руси его звали Трескун или Студенец . Гулял Он по земле в компании Солнца и Ветра и насмерть морозил первых встречных.

Вот что известно из истории его рождения. Зимой злым духам становится неуютно и тесно, поэтому они налетают на белый свет, бегают по полям, трещат ветками и дуют в кулак. Иней на деревьях, замерзшая земля, метель - результат их деятельности. Вот тут-то и появляется несправедливый и жестокий Мороз, у которого, правда, есть одна отличительная черта: с ним всегда можно договориться. Но для этого нужно знать специальное заклинание. В новогодний вечер отец семейства берет ложку овсяного киселя, высовывается из окна и говорит: «Мороз, Мороз, иди кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес, лен да конопли в землю вколоти!". И тут же жена окатывает беднягу водой. И если Мороз останется доволен, то в будущем ведет себя пристойно.

Кроме коварного Мороза-Трескуна, был еще безобидный Морозко, который никому обид не чинил, мирно жил в ледяной избушке и одаривал случайных гостей по заслугам - кого золотом, кого золой (вспомните знаменитую сказку Одоевского «Морозно»). В то же время он - хозяин царства мертвых, да и избушка его находится именно там. Поэтому его и назвали дедом, ведь деды - это духи предков, которых точно также кормили овсяным киселем из окошка, приговаривая: "Деду, деду, иди до обеду...». Владыка царства мертвых властвует над неисчерпаемыми богатствами, повелевает временем, мудростью. (Даже на современной детской елке это нашло отражение: прочти стишок, отгадай загадку - будет подарок.)

Вот почему фигурка Деда Мороза необходима под вашей красавицей-елкой. Именно она обеспечивает приход к вам в гости настоящего Деда Мороза.

Наш Дедушка Мороз не одинок на свете. У него много родственников - ближайших и не очень, у него есть свои предки. Сначала упомянем его ближайших родичей, живущих за границей. Его братьями можно считать американского Санта Клауса и европейского Пер Ноэля . Но раз у него есть братья, значит, должны быть и пращуры.

Так как праздник Новолетия очень древний, то и прадеды Мороза разбросаны по всему свету. Персы в день рождения Митры водили хороводы, скандинавы отмечали Юльский праздник, самый важный и самый длинный. В Норвегии он был посвящен богу Тору , в Дании - Одину . Название этот праздник, получил от слова «колесо», потому что как раз в это время солнце поворачивается. В ночь поворота года появляется дух в образе юноши с черным лицом и женской повязкой на голове, одетый в длинный черный плащ, заходящий в дома и требующий подарки. Неудивительно, что скандинавы с радостью заменили его добродушным Сантой.

Посох наш Дедушка несомненно приобрел у Диониса , разгуливающего по Элладе в компании козлоногих сатиров и прекрасных нимф, увенчанного плющом. Даже в жарком Египте была своя новогодняя баба. Звали ее Сатис , была она богиней звезды Сириус, покровительницей умерших. Имела она облик то коровы, то обычной женщины с коровьими рогами. Родственницей Деду Морозу ее можно назвать потому, что первый утренний восход Сириуса после долгой зимней отлучки знаменовал начало нового года, приход чистой воды, очищающей мертвых.

Предком Деда Мороза можно считать и древнеримского Януса - бога всех начал, следовательно, и начала года. Для того чтобы вращать ось мира, Янус имел 365 пальцев и два лица, обращенные в прошлое и будущее. Потом у него появились другие дела, и богиней Нового года стала Анна Перенна . Поначалу бабушка была обыкновенной старушкой» которая подкармливала плебеев, удалявшихся на священную гору, пирожками. Но затем ее сделали богиней. Праздник отмечали в священной роще на Тибре.

Ну а в современной Италии роль Деда Мороза выполняет страшная старуха Бефана . С Рождества до Крещения она бродит по земле, а в новогоднюю ночь через дымоход прилетает в дома, разнося хорошим детям подарки, а плохим - золу.

В Германии - новогодний персонаж тоже женщина. Жители немецких деревень до сих пор не забывают «жечь фрау Хоппе», то есть разжигать новогодний огонь. Фрау Хоппе (она же Хольда, Перхта и Берта ) - старуха-ведьма, проносящаяся в новогоднюю ночь во главе Дикой охоты. Существует еще одна, более популярная, версия, где Берта - это женщина в белых одеждах, которая разносит подарки хорошим людям и наказывает плохих. Когда она выбивает перину» на земле идет снег (вспомните сказку братьев Гримм «Госпожа Метелица»).

Во Франции Деда Мороза называют Пер Ноэль , а представляется он хорошим человечком в красной шубе и круглых очках. И должность у него ответственная: «Отец Рождество».

В Англии традиционный персонаж не имеет имени, его называют просто Батюшка Рождество (Father Christmas) . Подарки он кладет в чулочки, и тоже всем по заслугам. Как вы думаете, что значит английская поговорка: «Уголь в чулке»? Вот именно. Неприятный сюрприз, потому что Батюшка Рождество тоже воздает всем по заслугам: хорошим - подарки, плохим - уголь.

В Испании, в стране басков, Дед Мороз носит имя Олентцера . Он щеголяет в домотканой национальной одежде и не расстается с флягой доброго испанского вина, но при этом и не забывает про детей: раздает им игрушки. В Каталонии парадом правит Санта Клаус . В Барселоне чтят память мученика Санта Колома , улицы украшают сосновыми шишками и яркими огнями и ходят по ним толпами.

Но все же самые близкие родственники живут недалеко: у братьев славян. У всех он выглядел по-разному: у кого-то это старичок низенького роста, с длиннющей седой бородой, бегающий по полям, у чехов же - это богатырь-кузнец, сковывающий воду в реках. Но современный чешский Дед Мороз зовется Санта Клаус и разъезжает на мотоцикле, чтобы успеть развести подарки.

В Европе Санта Клаус появился сравнительно недавно, меньше чем два века назад. Потребность в нем возникла тогда, когда жизнь стала относительно спокойной и сытной, отчего в воздухе стала витать идея дарения подарков детям. А в Санта Клауса превратился любимый народами всех стран святой Николай Чудотворец (Никола Угодник) . Он и стал мостиком между дохристианскими божествами и современной новогодней мифологией. При жизни Николай был очень, добродетельным. Получив от отца наследство, он раздал все бедным. Широко распространена история о том, как Николай подкинул нищему, собиравшемуся продать своих дочерей в публичный дом, три узелка с золотом на приданое. В память об этом детям кладут в чулки подарки от имени Санта Клауса.

Имя «Санта Клаус» - от искаженного голландского слова «Синте-Клаос», что значит «святой Николай».

Финны первыми придумали поселить Санта Клауса в определенном месте, естественно на своей территории - в Лапландии . Произошло это в 1927 году по инициативе телерадиовещательной компании. Журналисты придумали, турфирмы раскрутили - и получилась целая новогодняя индустрия. Вот так и родился современный миф о родине Санты. Сами финны называют его по старинке - Йолупукки , что значит«рождественский козел». Это совсем не обидно, так как раньше в финских деревнях ходили ряженые: тулуп наизнанку, маска из бересты, борода из веника и рога. Подарков Йолупукки не приносил, а наоборот - требовал угощения.

Образ доброго и отзывчивого старика возник далеко не сразу. История Деда Мороза формировалась на протяжении тысячелетий. Сначала он был известен как маленький, сгорбленный старикан, с суровым нравом.

Ранние восточные славяне не ставили себе за цель создать положительного персонажа, дарящего радость и любовь. Напротив, древний Мороз являлся своеобразным отображением суровой русской зимы. Твердость, непоколебимость, жесткость и властный характер – вот его наиболее яркие черты.

Он был известен под разными именами, будь то Мороз, Трескун, Студенец, Карачун и так далее. Его неотъемлемым атрибутом была твердая деревянная палка, которой он наказывал непослушных малышей.

В зависимости от своего настроения и конкретных обстоятельств, он мог выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного персонажа.

Что же касается его функций - Легенда о Деде Морозе, или скорее уж легенды, свидетельствуют о нем, как об одном из наиболее ярких мифологических персонажей. Муж зимы, всесильный кудесник, волшебник, даритель и судья – это лишь краткий перечень его полномочий. В зимнее время он обретал высшую власть, становился одним из наиболее могущественных существ славянского мира.

Исходя из этого, тех, кто придумал Деда Мороза, попросту не существует, так как это народный персонаж, неоднократно изменявший свой облик и поведение. Однако есть и другая версия, согласно ней, данный персонаж был создан лишь в ХХ веке и являлся культурным заимствованием у народов Западной Европы.

Конечно же, нельзя исключать, что он одолжил несколько традиционных черт у своего аналога. Однако большинство историков склонно полагать, что в качестве главного автора, спровоцировавшего появление Деда Мороза, выступил именно русский народ.

Как Дед Мороз прижился в качестве доброго волшебника на Руси

На рубеже 19-20 веков персонаж начал свою очередную трансформацию. Новые нравы, ценности и идеалы требовали качественно новый образ, способный целиком и полностью им соответствовать. В результате история Деда Мороза, равно как и его характер и внешность перетерпели значительные изменения.

Он стал добрее, ласковее, утратил свои самые устрашающие черты характера (грубость, крутой нрав и так далее). На смену маленькому, неопрятному существу пришел милый старик, внушающий доверие.

Дед Мороз как символ Нового года

История Деда Мороза гласит следующее – сначала он был известен как рождественский персонаж, дарящий подарки в канун праздника. Стоит отметить, что в данный период «дедушка» не пользовался огромной популярностью.

Она пришла к нему немного позже, в 1935 году. Именно в этом году начинается история появления Деда Мороза в его нынешнем варианте. Советское правительство приняло решение учредить детский вариант празднования нового года.

Кандидатуры Санта-Клауса или более традиционного святого Николая шли в разрез с традиционной социалистической идеологией. Атеистическая политика и яркий антибуржуазный характер государства исключали даже саму вероятность использования данных персонажей.

Нужно было придумать что-либо новое, не связанное ни с религией (Рождеством) ни с западными странами. Взяв за основу древнерусский образ, советские политики наделили его лучшими моральными качествами в духе молодой, развивающейся страны.

Что же касается внешности, единственное, что было сохранено – это борода. Вместо доброго и забавного дедушки жители СССР увидели рослого и могучего богатыря, одетого в синий плащ, шапку и рукавицы. Собственно, именно так и произошло возникновение Деда Мороза как символа нового года.

Дед Мороз в СССР

История Деда Мороза в Советском Союзе – это период создания, становления и развития горячо любимого персонажа. Именно в это время он приобрел общенародное признание. Стал частым гостем Дед Мороз в каждом доме , более того - он стал появляться даже в Московском Кремле.

Данная эпоха породила абсолютно оригинального персонажа. Были отброшены все иностранные мотивы. Копнув поглубже, можно заметить много интересных моментов, которые таит в себе современная история возникновения Деда Мороза.

Например – персонаж отказался от повозки с оленями и стал управлять традиционной русской тройкой. Отбросил штаны и короткий пиджак, облачившись в длинный плащ фиолетового цвета. Но главной инновацией стало появление очаровательной спутницы – Снегурочки, выступавшей в роли внучки общеизвестного персонажа.

Появление Деда Мороза как символа нового года – его значение, роль в советской и современной культуре

Значение данного персонажа трудно переоценить. Его образ использовался во многих сказках, книгах и мультфильмах. А сам он стал неотъемлемой частью Зимы, «титульным лицом» ее главного праздника – Нового года.

Дед Мороз был олицетворением доброты, щедрости и ответственности. Данный образ отыграл огромную роль в воспитании сразу нескольких поколений детей. Стал отличным инструментом для формирования лучших моральных качеств в характере ребенка. А так же создал, или поспособствовал созданию счастливого и незабываемого детства.

История Деда Мороза сегодня

Развал Советского Союза спровоцировал появление Деда Мороза в новом облике. Он стал использовать некоторые западные элементы (например – переоделся в красную одежду), проповедовать новые идеалы (ныне его часто отождествляют со святым Николаем).

Однако все самое лучшее осталось, будь то доброта, ласковый характер и справедливость. В результате он стал еще более популярным. Легенда о Деде Морозе продолжает оставаться частью отечественной культуры, а такие вопросы как «Кто придумал Деда Мороза» или «Как появился Дед Мороз» задаются все чаще и чаще.

Ныне он продолжает дарить радость малышам, превращая их жизнь в сказку, пусть и на короткий миг. А сама история появления Деда Мороза превратилась в культовую легенду, которую стоит рассказать своему чаду, как только оно спросит, - «Как появился Дед Мороз?».

Единая предлагает вам в преддверии Нового года! Дед Мороз и Снегурочка на дом - то, что нужно, чтобы ваш праздник стал по истине волшебным!

История русского Деда Мороза December 26th, 2013

Кажется, что Новый год с ёлками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой был всегда... Но как бы не так! Оказывается, любимый новогодний персонаж, каждый год с трепетом ожидаемый каждым русским ребенком, появился на свет не так уж давно. Однако обо всем по порядку...


Молодой дедушка

Про Новый год и ёлку я уже писала год назад () и рассказывала о том, что в нашей стране традиция рождественской и новогодней елки, а также сам праздник Нового года возникли в знакомом нам виде совсем недавно...

Но, оказывается, Дед Мороз еще моложе! Ему всего-то 100 лет. То есть до начала прошлого века не было никакого Деда Мороза... Суровый и злой Трескун был, веселый и справедливый Морозко был, в Европе все дети уже знали Санта Клауса, а вот нашего родного Дедушки Мороза не было.

Лишь к началу ХХ века складывается знакомый образ Деда Мороза - доброго волшебника с белоснежной бородой в длинной шубе и боярской шапке, который приносит подарки детям. Однако тот Дед Мороз был исключительно рождественским персонажем, ведь именно Рождество считалось наиболее значимым зимним праздником.

Смерть и возрождение Деда Мороза.

После революции образ Деда Мороза вместе со всеми рождественскими (и в целом православными) традициями подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года, когда Рождество было объявлено рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна, не допуская даже малейших намеков на подготовку к светлому празднику Рождества Христова.

Но, к счастью, эти безрадостные времена миновали, и уже в 1935 году была организована первая новогодняя елка. Произошло это после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П.П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового года. И вот по всей стране начинают организовывать новогодние мероприятия, с использованием хоть и рождественской, но все же сильно переосмысленной, атрибутики. А уже в 1937 году Дед Мороз впервые появился перед гостями вместе со своей внучкой Снегурочкой.

Прообразы Деда Мороза

Современный образ Деда Мороза имеет не одного предшественника. Он безусловно вобрал в себя черты бесконечно доброго и милосердного архиепископа Николая (прообраза Санта Клауса), который жил в городе Мира (Турция) еще в 4 веке и после смерти был причислен к лику святых. До сих пор Святой Николай угодник почитается не только в христианских странах, но практически по всему миру.

Наш Дед Мороз похож и на своего языческого славянского прадеда - духа зимы, повелителя морозов. Именно этот языческий бог осыпал землю снегом, замораживал реки и озера, а зачастую спасал народ от врагов, замораживая их суровой русской зимой.

Где живет Дед Мороз

Первая родина Деда Мороза - Архангельск, именно там в 1991 году были созданы "Дом Деда Мороза" и "Почта Деда Мороза".

В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе.


Лапландский заповедник

С 1998 года по инициативе бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова в Вологодской области действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что как раз в этих числах в Великом Устюге обычно день ударяют первые сильные морозы.


Резиденция деда Мороза в Великом Устюге

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России.

В 2011 г. была открыта новая сказочная резиденция Деда Мороза в Мурманске.

С начала проекта детьми из разных стран было отправлено более миллиона писем Деду Морозу. Эти письма бережно хранятся в "сокровищнице". Письма распределяются между нашими Дедами Морозами, так что ни один их них не сидит без дела. Так, например, если в письме не указан Лапландский заповедник, то его отправляют в Великий Устюг.

Вот и получается, что у нас в России несколько общегосударственных Дедов Морозов... Но, на самом деле, все дело в том, что Дед Мороз - замечательный волшебник, поэтому он запросто может оказаться сразу в нескольких местах одновременно!

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться - лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".

Великий Устюг - нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей - предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой

Вылитый сказочный «Дед-Мороз»

С ёлкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.



Похожие статьи
 
Категории