Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как отражение духовных исканий человека конца XIX- начала XX века

29.06.2020

Вчера, сегодня, завтра в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” (Сочинение)

Прошлое страстно глядится
в грядущее
А. А. Блок

Пьеса Чехова “Вишневый сад” написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драмматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мыживем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса “Вишневый сад”- это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов – Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Раневская – хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее “дворянским гнездом”. Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так ужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом”. Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. И это, на первый взгляд, так. Ведб именно Раневская заботится болше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: “Проценты мы заплятим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем мщим клянусь!” Полагаю, Гаев, и сам не верит в то, что говорит. Я не могу не сказатть о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен “невежеством” окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: “Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня”. По-моему, яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.
Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно обьяснить их беспечностью, но скоро в этом меня разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. Ивдруг все нарушается. Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику я понял, что ни Раневская, ни Гаев не способны ни к какой деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.
На смену энертным гаевым приходит ловкий коммерсант и ушлый делец Лопахин. Мы узнаем, что он не длагородного сословия, чем несколько кичится: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках”. Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную. Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем бубущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: “Вы богатый человек, скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!” Лопахин, покупатель сада, говорит: “ Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь”. Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева. В образе Лопахина, Чехов показывает нам, насколько хищническое капиталистическое предпринимательство античеловечно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Одной мимолетной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он – “вечный студент”. По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Именно поэтому, полагаю, и появился образ Пети. Все в нем: и жидкие волосы, и неопрятный вид – казалось бы, должно вызывать отвращение. Но этого не происходит. Напротив, его речи и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Чувствуется, как привязаны к нему дейтвующие лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие- с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: “Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти”. И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает зто, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер”. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденноити этого “облезлого барина”, которой ему самому так недостает.
В конце пьесы Аня и Петя уходят восклицая: “Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь”. Эти слова Чехова каждый можетпонимать по-своему. О какой новой жизни мечтал писаиель, как он себе ее представлял? Для всех так и осталось загадкой. Но одно верно и правильно всегда: Чехов мечтал о новой России, о ноом вишневом саде, о Гордой и свободной личности. Идут годы, меняются поколения, а мысль чеховская продолжает тревожить наши умы, сердца и души. 


Любое общество состоит из конкретных людей, они, в свою очередь, являются отражением этого общества, эпохи и ценностей, присущих тому времени. Люди придумывают идеологии и правила жизни и сами же вынуждены потом их соблюдать. Несоответствие своему времени всегда выбивает человека из социума, при этом обращая пристальное внимание окружающих на него самого. Проблему человека в обществе поднимают многие поэты, писатели, драматурги. Рассмотрим, как данную проблему решает Чехов в пьесе "Вишнёвый сад".

Антон Павлович пытался отразить общественные противоречия, связанные с изменениями в экономическом устройстве.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Например, Лопахин умело вливается в новую экономическую жизнь страны. Для него важнее всего - иметь деньги. Ермолая Алексеевича можно назвать своеобразным бизнесменом того времени. Он знает, как стоит обращаться с поместьем и вишнёвым садом, практичен, умеет управлять бюджетом, заработать деньги. Для получения большей выгоды Лопахин придумывает план: вырубить сад и разбить его на небольшие участки, которые можно сдавать в аренду. Такой предприимчивый делец и олицетворяет человека, умело адаптирующегося под условия окружающего мира, не упускающего возможности получше устроиться в новом обществе.

Противоположностью Лопахина является Раневская. Любовь Андреевна, привыкшая к жизни в достатке и даже роскоши, не может жить по средствам и, будучи полностью в долгах, всё равно продолжает жить на широкую ногу. Даже когда на продажу было выставлено её единственное оставшееся имение, она всё равно питается в ресторанах, раздаёт чаевые. А когда прислугу нечем было кормить, отдаёт золотой прохожему. Раневская не понимает, что для дворянина недостаточно иметь некий внешний лоск, ещё необходимо с умом пользоваться финансами и управлять имением. Это требует новое время.

Что же мы видим в итоге? Раневская разоряется окончательно, теряя свой вишнёвый сад, а Лопахин теперь богат, и он понимает, что скоро его состояние увеличится. Да, безусловно, нам жаль Любовь Андреевну, но время "раневских" ушло, и таким как она, нужно меняться, чтобы полноценно существовать.

Общество порой жестоко. Чтобы жить в нём хорошо и достойно, нужно стараться быть энергичным, целеустремлённым и, конечно, прогрессивным, ведь сам мир меняется каждый день, а мы должны ему соответствовать.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Научный руководитель: Барнашова Елена Вячеславовна , канд. филол. наук, Кафедра теории и истории культуры НИ ТГУ, Россия, г. Томск


Аннотация.

Данная статья посвящена изучению мироощущения и внутреннего мира человека переломной эпохи конца XIX- начала XX века. Для раскрытия этой темы автор использует анализ произведения А.П. Чехова «Вишневый сад». Эта пьеса была выбрана не случайно, именно в ней писатель наиболее полно раскрывает настроение человека кризисной эпохи, а также дается оценка общей атмосферы того времени.

Ключевые слова: А.П. Чехова, «Вишневый сад», мироощущение человека, эпоха конца XIX-начала XX вв., кризисное мировосприятие.

Данная тема является актуальной для XXI века, так как сейчас прослеживается созвучие эпох. Современный человек находится в похожем состоянии. Окружающая действительность показывает свою нестабильность, ценности быстро устаревают, появляются новые идеи, мнения, предпочтения, мир вокруг стремительно меняется каждую секунду. Исчезает уверенность в стабильном будущем. Как и в конце XIX века, человек не может найти опору, незыблемые идеалы, на которые он мог бы опереться. XXI столетие охватывает особая атмосфера томления, ожидания перемен, усталости от жизни. В связи с этим, автор статьи считает целесообразным изучение произведения А.П. Чехова «Вишневый сад» для выявления особого настроения этой кризисной эпохи и мировосприятия человека. И понимание атмосферы конца XIX-начала XX вв. даст возможность осознать процессы, происходящие во внутреннем мире современного человека.

Антон Павлович пишет пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, за год до своей смерти. Задумкой о новом произведении он делится в письме со своей женой О.Л. Книппер 7 марта 1901 г.: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» . И уже летом 1902 года писатель четко определяет контуры сюжета, и придумывает заглавие для своей новой пьесы. Однако написание пьесы откладывалось из-за болезни Антона Павловича, но уже в июне 1903 года будучи на подмосковной даче в Наро-Фоминске писатель взялся за написание полноценного сюжета пьесы. И 26 сентября 1903 года пьеса была закончена.

Пьеса создается в непростое для страны время. Эпоха конца XIX-начала XX века ознаменовалась бурными изменениями во всех сферах общества. Общество раздирали противоречия, росли революционные настроения, особенно в среде рабочих. Обострялась социально-политическая обстановка в стране. Старые ценности теряют авторитет у простого народа. Революционные движения, выступая против старого, еще не могут ничего конкретного предложить взамен. Человек оказывается на перепутье.

И именно в это «смутное» время создается эта пьеса. Это последнее произведение, написанное Чеховым, отражает всю суть культурной эпохи того времени и то как себя ощущал в ней человек.

Это одна из самых интересных и самых обсуждаемых его пьес. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению по поводу трактовки этого произведения, при каждом прочтении оно открывает новые смыслы и рождает новые интерпретации.

Сюжет данной пьесы является достаточно бытовым и обыденным. Однако ценность чеховского произведения совсем не в сюжете, а в тонком человеческом психологизме, с которым писатель показывает человека, его переживания и духовные искания. Создается и особая атмосфера произведения, она по сравнению с другими пьесами становится более угнетающей. Здесь мы уже не увидим мечты о счастливой жизни, какого-то чувства неудовлетворенности. В воздухе витает теперь ощущение обреченности. Именно в этом произведение Чехов особенно точно и тонко показывает переломную эпоху и человека, живущего в ней, который пытается найти опору, но никак не может это сделать. Персонажи не могут точно осознать, что их мучает, не могут выразить свои чувства. Они находятся в бесконечном поиске ответов на мучающие их вопросы.

Особенные отношения и между самими персонажами. Отчетливо показано недопонимание между ними. Герои как будто говорят на разных языках, вследствие этого появляются так называемые «параллельные диалоги», когда, например, Раневская и Лопахин разговаривают о продажи имения, помещица как будто не слышит, о чем говорит ее собеседник (или не хочет слышать), она говорит о своем прекрасном детстве, погружаясь в воспоминания она не замечает вокруг себя ничего.

Чехов, уходя от сословности, изображает людей с точки зрения восприятия ими окружающей действительности. И мы видим Лопахина, который смог подстроиться и выжить в этом изменившемся мире, но с другой стороны образ Раневской, человека, который не хочет и не может меняться, она не готова к переменам в своей жизни, и поэтому продолжает жить, как и прежде. В ее образе прочитывается особый страх перед будущим, она выглядит беззащитной и отчаявшейся. Следует отметить, что данный аспект не может быть привязан к социальным аспектам героев, так как тогда бы подчеркивался их статус, однако в пьесе вместо этого внимание акцентируется на душевных переживаниях.

Особое место в пьесе занимает образ Сада, он с одной стороны предстает некоторой метафорой жизни, идеалом, куда все стремятся попасть. Символично, что герои смотрят на сад лишь издалека. Но с другой стороны Сад - это образ прошлого, того счастливого беззаботного прошлого, где все было понятно. Где остались определенные авторитеты, незыблемые ценности, где жизнь текла ровно и размеренно и каждый знал, что ждет завтра. Поэтому Фирс говорит: «В прежнее время, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили…И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная…Способ тогда знали…» . Этот особый способ, секрет жизни, который позволял цвести вишневому саду, утерян и теперь непременно подлежит вырубке и уничтожению. Время движется вперед, изменяется окружающих мир, а значит и должен уйти в прошлое Сад. С ним очень трудно расставаться, но именно это и будет главным импульсом для развития настоящего, а вместе с ним и будущего.

Вместе с этим прослеживается проблема самоопределения человека в новом, постоянно меняющемся мире. Одни находят свое занятие (как Лопахин), другие (Раневская) все еще живут прошлым и бояться взглянуть в лицо будущему. Сначала она действительно боится расстаться с садом, однако после его продажи Гаев говорит: «До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже» , тем самым доказывая необходимость перемен.

Еще одним важным фактором становятся «случайные» звуки. Как, например, звук лопнувшей стрелы в конце. На мой взгляд это предположения о будущем самого автора. Всю пьесу росло напряжение, происходил внутренний конфликт человека с самим собой со своими старыми привычками предрассудками, ощущались неизбежные перемены, которые давили на человека, заставляли принимать его «верное» решение. Герои метались в поиске правды и не хотели ничего менять, но перемены медленно завладевали их жизнями. И в конце сад продан, все уехали, и мы видим пустую сцену слышим звук лопнувшей струны, ничего и никого не осталось, кроме Фирса. Напряжение разрешилось, оставив пустоту, которая призывает читателя увидеть в ней что-то свое. Чехов точно не знал, как будет выглядеть это «будущее», он не знал, что там будет, но он точно предчувствовал неотвратимые перемены, которые уже совсем близко, на столько близко, что мы уже слышим стук топора.

Таким образом, писатель стремился показать внутреннюю жизнь персонажа его чувства и эмоции, внешние бытовые аспекты были не так важны. И поэтому Чехов пытается уйти от обычных социальных характеристик персонажей, он старается более полно описать их внесословные черты. Например, личностные характеристики, индивидуализация речи, особые жесты. Еще одной особенностью «Вишневого сада» является то, что читатель не видит ярко выраженного социального конфликта, нет противоречий или столкновений. Новой становится и речь героев: они часто говорят «случайные» фразы, и при этом не слушают друг друга, ведут параллельные разговоры. Весь смысл произведения проявляется в совокупности этих мелких штрихов, недосказанных словах.

Герои предстают перед читателями так же реалистично, как в жизни, писатель показывает, что нет единственно верной правды, которая может быть принята всеми. У каждого своя истина, свой смысл и образ жизни, в который они искренне верят. Антон Павлович показал всю трагичность ситуации конца XIX начала XX века, когда человек стоял на перепутье. Рушились старые ценности и ориентиры, однако новые еще не были найдены и усвоены. Жизнь, к которой все привыкли, менялась, и человек чувствовал неотвратимое приближение этих перемен.

Библиографический список:

1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / гл. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. : Наука, 1980. – Т. 9: Письма 1900-март 1901. – 614 с.

2. Чехов А.П. Повести и пьесы / А.П. Чехов. – М. : Правда, 1987. – 464 с.

"Вся Россия -- наш сад" (образ России в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад")

Пьеса "Вишневый сад" -- своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины -- внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение -- одно из сложнейших в драматургическом наследии А.П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои "Вишневого сада" воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев -- прошлое, Лопахин -- один из наиболее противоречивых персонажей -- и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня -- будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А.П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Для А.П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в "Вишневом саде" светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад -- символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат -- добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается "катастрофа", им можно больше не волноваться, не "хлопотать". Показательны слова Гаева: "В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже". Любовь Андреевна подтверждает это: "Нервы мои лучше, это правда", хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: "Я сейчас умру". Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: "Ну чему вы смеетесь? Чему рады?" А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она "сейчас умрет". Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь "легкая досада". Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин -- натура сложная и противоречивая. Он не только "хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути", как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что "до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...".

Чехов так писал о нем: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах". Безусловно, Лопахин -- образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: "...господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...". А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел "имение, прекрасней которого ничего нет на свете", осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь". Если бы он был "хищный зверь", нечто, "необходимое для обмена веществ", разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать "прощай, старая жизнь!". Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: "Здравствуй, новая жизнь!". Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня -- олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего". Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе "Вишневый сад". Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны -- радостная музыка утверждения новой жизни, с другой -- трагический звук оборвавшейся струны "замирающий и печальный", а затем -- "наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву".

В этом произведении А.П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. "Вишневый сад" -- и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.


Человек – это неотъемлемая часть общества. Никто не может жить вне социума. Индивид сможет развиваться, показать свою индивидуальность только в коллективе. По моему мнению, именно окружение формирует человеческую личность. Каждому отдельному человеку приходится жить по общественным правилам, соблюдать моральные нормы общества. Но мир меняется, и общество не стоит на месте.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


На смену старым принципам, ценностям, старым традициям приходят новые. Всем ли по душе эти перемены? Каждый ли готов жить в новых условиях?

Проблема взаимодействия человека и общества волновала многих писателей, среди них и Антон Павлович Чехов. Его пьеса «Вишнёвый сад» описывает представителей разного времени. Каждое поколение резко отличается друг от друга. Я думаю, это связано как раз с динамично меняющимся обществом. В произведении описывается время, когда отменили крепостное право, дворянство уходит в прошлое, на смену приходит новое поколение с иными взглядами на жизнь. К сожалению, не все герои смогли приспособиться к новым условиям. Рассмотрим некоторых из них.

Раневская, хозяйка вишнёвого сада, является представительницей прошлого, уходящего помещичьего строя. Любовь Андреевна привыкла ни в чём не нуждаться. Она легкомыслена, тратит деньги на ветер, помогает прохожим (отдаёт золотой первому встречному), хотя сама на краю гибели. Прошлое является олицетворением самого лучшего в её жизни. Героиня живёт воспоминаниями, тем временем, когда она крепко стояла на ногах. Из-за своей привычки ссорить деньгами Раневская вся в долгах, она разорена.

В отличие от своей бывшей хозяйки Лопахин смог приспособиться к изменениям в общественной жизни. Ермолай Алексеевич был крепостным, он с детства привык к труду и работе. Это практичный, предприимчивый, трудолюбивый и упорный человек. Именно этими качествами характеризуются люди настоящего времени, к которому и относится герой. Лопахин смог встать на ноги, и сейчас он ни в чём не нуждающийся купец, готовый дать в долг.

А вот Фирс, представитель прошлого, как и Раневская не смог самостоятельно жить в изменившемся обществе. Он как был крепостным в имении Раневской, так и остался верной слугой для неё.

Теперь обратимся к поколению будущего. Это личности с революционными идеями. Петя, например, считает, что надо забыть о прошлом, уничтожить его, жить в настоящем и стремиться к будущему. Однако герои этого времени только философствуют, мечтают. Они ничего не делают для исполнения своих желаний.

Таким образом, я доказала, что общество не стоит на месте, оно меняется от одного поколения к другому. Но, к сожалению, не каждый человек может приспособиться к изменениям. Например, дворянство, привыкшее праздно жить и спускать всё впустую, так и осталось в прошлом. Те, кто умеет упорно работать, не умеющие стоять на месте, готовы идти со временем. Новые идеи в социум вносит будущее поколение. То есть можно утверждать, что общество движет молодёжь. Правда, хочется надеяться, что молодое поколение будет что-то делать, чтобы привести свои идеи в жизнь.

Обновлено: 2019-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Похожие статьи
 
Категории