Платонов возвращение герои рассказа описание. Платонов возвращение подготовьте сообщение о героях рассказа

28.03.2019

В разделе на вопрос Подготовьте сообщение о героях рассказа Платонова "Возвращение"!!! заданный автором Влад Петров лучший ответ это Капитан Иванов привык к жизни на войне. Он многое испытал, провоевав всю войну, и сердце его ожесточилось. Без армии он чувствует себя «осиротевшим», жена и дети кажутся ему чужими. Он не понимает трудностей жизни в тылу, ведь на войне у него не было материальных забот. Теперь он понял свой долг. «Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей». Он недоволен, что сын командует хозяйством, а не учится, он оскорблен, что чужой человек приходит к его жене и детям как к себе домой. «Ничего без расчета не бывает», и Иванов не верит в бескорыстие и «хорошее сердце» Семена Евсеевича. Капитан решает уехать к девушке Маше, служившей раньше в его полку, она кажется ему близким человеком, способным его понять. И только в поезде он осознает свою ошибку. Увидев бегущих за вагоном детей, Иванов почувствовал сердцем их жизнь, отбросил ложное самолюбие и эгоизм и по-настоящему вернулся к своей семье.

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» - это проникновенная история о том, что бывает с людьми во время войны, как причудливо пересекаются и переплетаются их судьбы. И как ни странно, но главным чувством, руководящим людьми в такой момент их жизни, является не любовь, а одиночество. И тем не менее сочинение Платонова - это история о любви, которая смогла пробиться сквозь толщу человеческого отчуждения.

Главный герой

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» начинается с того, что Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны. На войне он дослужился до капитана гвардии. Поезд, который должен увезти его с мест дислокации, приходит не сразу. Иванов вынужден один раз снова навестить своих сослуживцев. Потом он снова уезжает на станцию, чтобы дождаться-таки поезда.

А. А. Иванову 35 лет, кожа его порядком обдута ветрами и обожжена солнцем, отчего имеет коричневый оттенок. Иванов говорит голосом уставшего от жизни не старого, но видавшего виды, можно сказать, пожилого человека.

На станции ему встречается Маша - девушка 20 лет, он знает ее не близко по службе, она тоже едет домой. Может быть, от одиночества, а может быть, еще по каким-то причинам, но бывший капитан просит у молодой женщины позволения поцеловать ее не сладострастно в губы, а кротко и по-отечески в щеку. Она позволяет, затем приходит поезд.

Сначала доезжает с Машей до ее города. Он остается с ней на два дня, потом на следующем поезде все же добирается домой, где его ждут жена и двое детей.

Платонов «Возвращение» написал с большим искусством, и этот, казалось бы, малозначительный эпизод с Машей играет в общей ткани повествования достаточно существенную роль. В чем читатель убедится позднее.

Дети военного времени: Петр и Настя

Но не жена встречает его на вокзале, а (Любовь Васильевна) все время ждала мужа, много работала и сильно волновалась, а Иванов приехал только на шестой день своего отбытия из части, но поезд пришел утром. Люба была в это время на работе, поэтому встречать отца пришлось Петрушке. Ему было 11 лет. Он был уже совсем взрослый. Отец даже сначала не узнал своего сына.

Петр берет вещмешок отца, и они идут к дому, где их уже ждут Любовь Васильевна (она все-таки отпросилась с работы) и Настя (младшая дочь Алексея). Супруги обнимаются и стоят так некоторое время, чем очень расстраивают девочку, она становится капризной и плаксивой. Ребенок почти не знает отца, ведь когда он ушел, малютке был только годик.

Бывший капитан увидел, что война отозвалась не только на нем: его жена постарела и подурнела, а его дети в свои 11 и 5 лет, соответственно, стали совсем взрослые. Петр заправлял всем в доме, Настя ловко и умело помогала матери по хозяйству, как могла. Другими словами, быт семьи Иванова был самодостаточен и в нем, казалось бы, не нуждался.

С большой психологической достоверностью описал некоторое, временное отчуждение семьи от ее главы Платонов. «Возвращение» - шикарная вещь, если оценивать драматизм повествования.

Семья села есть завтрак, на столе были пироги, но дети ели очень экономно, так, как привыкли в войну. И тут маленькая Настя отодвигает свой второй кусок и говорит: «А это для дяди Семена». Иванов вопросительно смотрит на жену и спрашивает: «Кто это?», та отвечает, что толком не знает, ей известно о нем немного: у него в войну всю семью убило, вот он и ходит к детям играть. Потом вновь собравшиеся родственники решают хозяйственные задачи. Затем они обедают (щи с мясом), потом ужинают. Жена хотела с мужем поговорить наедине, но перевозбужденные дети плохо засыпали в тот вечер. И трудный разговор между супругами состоялся только ночью.

Таково произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в своей вводной части, предваряющей главный диалог героев.

Разговор между Любой и Лешей

Когда дети уснули, между супругами состоялся разговор. Вполне естественный в такой ситуации, его предмет - верность жены. Алексей спрашивал, что это за дядя Сеня, и, видимо, захотел узнать, какие вообще текпроисходили события в его отсутствие.

Дядя Сеня - это Семен Евсеевич. Он работает снабженцем на том же заводе, где трудится Люба. Он человек несчастный - потерял семью. По заверениям Любы, Семен Евсеич питает и к ней, и к детям самые невинные чувства. Во время войны он помогал им материально: приносил муку, сахар, одежду. Она отказывалась, но Евсеич говорил, что так он меньше тоскует о своей мертвой семье, у него «душа отогревается».

Алексей, конечно, жене не верит, он считает, что Семен таким образом просто к Любе подбирался, а она ему (супругу) «голову дурит». Она протестует и говорит, что работала день и ночь, а Семен был детям вместо няньки, пока они не выучились по хозяйству управляться сами.

Так и идет беседа какое-то время: она обороняется, он нападает.

В этом месте нагнетает напряжение Платонов, «Возвращение» доходит до своего эмоционального апогея (надо сказать, не последнего).

Потом все успокаивается. Алексей верит, что между ее женой и СеменомЕвсеичем ничего не было. Он даже проникается к нему каким-то трудноопределимым чувством и спрашивает у жены: «Ну ты хоть разок его поцеловала, раз все у вас так сложилось?» Она отвечает, что он ее целовал пару раз, но она не хотела. Он прикасался губами к ее щеке очень целомудренно. Говорил, что забылся и вспомнил жену, а Люба на нее ну очень похожа.

«Возвращение» (рассказ Платонова) дарит читателю в этом месте ложную надежду на то, что все так и закончится, но если бы точка была поставлена здесь, то русский классик изменил бы себе.

Измена Любы

И тут неожиданно Люба сознается мужу в измене, Говорит, что все-таки был один человек, который к ней «нежно относился, как он когда-то», и она ему уступила от одиночества, тоски и в поисках человеческого тепла. Но все это было тщетно, ибо близость с инструктором райкома местного профсоюза получилась натужной, мучительной и отчужденной и никакой радости женщине не принесла.

Бывший командир обезумел от ревности, разбудил детей. Одним словом, случился скандал. Иванов сразу же захотел уйти, но жена ему сказала, что любит только его, и только с ним она может быть счастлива.

Наступило время второго по счету «эмоционального взрыва» в сочинении. С большим мастерством описал его Платонов. «Возвращение» (очень краткое содержание также позволяет это ощутить) похоже на качели: то вверх, то вниз.

Мужество Петрушки

Тогда в разговор между родителями встревает Петр и рассказывает о том, как один служивый, вернувшись с фронта и узнав об чтобы сохранить любовь между ними, придумал себе бесчисленное множество любовниц, которые у него якобы были на фронте. С супругой они помирись. Ничто так не сближает людей, как общая неверность и благодарность за снятия с души Этот солдат, конечно, все выдумал, а людям сказал так: на войне он думал только о том, как бы истребить «фашистскую чуму», а сил у него оставалось только на любовь к Родине и Отчизне.

Вот такая вот поучительная история. Сказ сына очень удивил Иванова, но решения он своего не переменил и утром ушел на вокзал. Иванов решил вернуться к молодой Маше и начать все сначала.

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в этом месте чрезвычайно трогательное. Читателя умиляет не только мужество старого солдата, но и смелость Петьки, который решился говорить таким образом и подобным тоном со своим отцом.

Сцена на вокзале. Петр - подлинный герой рассказа А. П. Платонова

Утром, проснувшись, Петя обнаруживает, что дома, кроме Насти, никого нет. Мама ушла на работу, а отец, видимо, отправился на вокзал. Не долго думая, Петя собирает сестру, и они бегут туда, куда приходят и (что важнее) откуда уходят поезда.

Иванов уже в поезде. Он видит, как за поездом бегут дети (через некоторое время капитан понимает: это его дети). Тот, что побольше сильно хромает, потому что у него на ногах надета разная обувь: валенок - на одной, и калоша - другой, он тащит за собой меньшего, а тот не поспевает. Больший еще успевает махать отцу, чтобы тот не уезжал.

Впервые за все время А. А. Иванову обжигает сердце настоящая, подлинная отцовская любовь, и он, пока поезд не набрал полного хода, кидает на землю свой мешок и спрыгивает сам, совершая, возможно, самый правильный поступок в своей жизни.

Этим завершается произведение русского классика, а также наше краткое содержание рассказа. «Возвращение» Платонов написал с большим вдохновением и трудом. Он настоящий кудесник русского слова.

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу - рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

«Ты живой, ты живой, ты единственный,
И стена - только дым на глазах,
Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него - богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) - официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин ()

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости. Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень - время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны. И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны. Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова - солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой. Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда. Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими - однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии. Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша - часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое. Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими. Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего - тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод. Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя - с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, - вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа ()

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее. Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим. Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

«...он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех - где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»

Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача - помочь им начать жить мирной жизнью.

«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, - тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«- А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.
- А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? - жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
- Алеша! - кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.
- Я знаю, я все знаю! - говорил Петрушка. - Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!
- Да ты еще не понимаешь ничего! - рассерчал отец. - Вот вырос у нас отросток.
- Я все дочиста понимаю, - отвечал Петрушка с печки. - Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога - символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей. Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают. В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети - учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки - он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О"Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов - один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. -2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. - СПб., 2004. Кн. З. - С. 214-226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.
  1. Dissercat.com ().
  2. Xz.gif.ru ().
  3. Lit-helper.com ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой - Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Сочинение

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение", написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить "от силы растущего сердца". Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.

Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, "переболеть" этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне "мирному" материалу - возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался "Семья Иванова".

Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: "наступала уже холодная осенняя ночь", "в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час"… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В "Возвращении" довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: "Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона", "чувствовал себя осиротевшим без армии", "хотел погулять еще немного на воле"… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что "выезжает домой без промедления", а он "выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток". В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось". Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей. У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время "безответственного", "вольного", "бездумного" своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада", "отпрашивалась с работы", "не спала от радости"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Для нее оно наполнено тревогой, для него - развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется "отпечаток" войны: "башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды". Но самый главный укор войне - образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам", "Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина. Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него. И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога "Семену-Евсею". Этому их научила жизнь. Они, в отличие от Иванова, наделены "житейской мудростью".
Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи. Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили "нормальной" жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа:
- Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни?
- Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…

Эти слова мужа Любови Васильевны выдают его уверенность в собственной непогрешимости. В этом эпизоде "по касательной" в рассказ входит еще одна "душа" - "Семен-Евсей", человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно. А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, "была ли она с ним женщиной". Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…".

Что же происходит в рассказе? Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома.

Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Эта сцена выстроена писателем мастерски. На смену острым диалогам Иванова с близкими в середине произведения приходит авторский монолог (как и в начале рассказа), но называет своего героя автор не как в начале повествования - "Ивановым", а "их отцом". Думается, автор дает этим понять, что все-таки отцовские чувства, вина перед семьей затронули героя больше, чем сам он ощущал. Вся сцена кажется нарочито замедленной, "загруженной" думами капитана. И уже, казалось бы, окончательно решена судьба семьи Иванова, но последний эпизод переворачивает все. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

Не случайно я начал свою работу цитатой о сердце, ибо от него, "согревающего тело своим теплом", действительно должно "происходить счастье". И именно такое сердце "просыпается" в груди Иванова.

Когда-то Платонов сделал такую запись: "Писать надо не талантом, а "человечностью" - простым чувством жизни". Мне кажется, что именно "человечностью" и написан рассказ Платонова "Возвращение".

Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург

Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.

Герой описывается в рассказе в качестве прокуренного тридцатипятилетнего мужчины, награжденного за годы войны многочисленными орденами и медалями, с темным обветренным лицом, усталыми морщинами, серыми глазами, источающими скромный, застенчивый взгляд. На фронте Иванов демонстрирует храбрость и надежность, завоевывая тем самым уважением и почет окружающих.

По окончании войны Иванов возвращается домой, но по пути на несколько дней заезжает к своей фронтовой подруге Маше, двадцатилетней девушки, влюбленной в Алексея.

Приехав к родным, Иванов чувствует себя неловко и странно, не ощущая долгожданной радости от встречи с семьей. Жена Алексея Алексеевича, Любовь Васильевна, все годы войны работает на кирпичном заводе, помогая фронту, и к возвращению мужа с войны становится миловидной, застенчивой женщиной с печальным и утомленным лицом, полным страдающего одиночества.

Дети Иванова за время его отсутствия и в связи с тяжелыми годами жизни в период военных действий ощущают себя достаточно взрослыми людьми, старающимися по мере сил помочь матери по дому и по хозяйству. Старший сын Петрушка берет на себя всю мужскую домашнюю работу, занимается получением продуктовых карточек и приобретением продуктов, а также заботится о маленькой сестре, обучая ее грамоте и арифметике. Пятилетняя Настя помогает матери умелыми небольшими ручками выполнять бытовые работы, ничуть не смущаясь своего возраста. Дети становятся взрослее и мудрее, что почему-то не радует вернувшегося с войны отца, а вызывает в нем лишь неприязнь и раздражение.

В один из дней Иванов узнает, что во время его нахождения на фронте у жены случается любовный роман. Алексей не в силах сдержать раздражение, ревность и злобу, несмотря на то, что и сам неверен супруге, поэтому собирает вещи и решает уехать из дома к своей бывшей любовнице Маше. Однако, видя бегущих за вагоном поезда детей, спрыгивает из состава и возвращается домой, осознав сделанную ошибку, которая вызвана его чрезмерным самолюбием, эгоизмом и гордыней.

Описывая события, происходящие в рассказе, писатель раскрывает характер своего героя, привыкшего в жизни лишь воевать и забывшего свой отеческий и супружеский долг, не понимая трудностей тыловой жизни.

Образ Иванова в рассказе Возвращение

Герои рассказа А.П. Платонова «Возвращение» пережили ужасы, лишения, горе войны. Это их сильно изменило, надломило морально, ранило духовно, испортило характер.

Алексей Иванов – главный герой произведения, русский офицер, прошедший войну. В его мужестве, храбрости, воинской чести усомниться невозможно. В волосах седина, хоть он еще молодой мужчина. Ему всего тридцать пять лет. На груди медали, ордена, а дома ждет семья – жена Любушка и двое деток. Но Алексей Алексеевич домой не спешит.

Людям, привыкшим воевать, жить в условиях фронта, тяжело было вернуться к мирной жизни. Иванов несколько суток ждет поезд, будто он тоже не торопится специально, понимая сомнения героя. На перроне он встречает знакомую девушку, которая ему очень нравится. Это Маша – дочь пространщика, так ее все называют и сама она представляется. Мария еще совсем юная девушка, на фронт она попала сразу после школы. Иванова подкупает ее молодость, доброта, простота, запах ее волос, упругое юное тело, скромность. Он наивно сожалеет, что не встретил ее раньше и уже женат. Это выглядит забавно для Маши и читателя, ведь Иванов старше Маши лет на пятнадцать. Когда он женился, героиня была совсем ребенком.

Однако, трепет, с которым с ней общается взрослый мужчина, Маше нравится, льстит. Ей тоже не хочется домой. Родители погибли, в родном городе уже никто не ждет. А среди солдат, летчиков ей было хорошо. Девушку любили, делали комплименты, угощали вкусностями, радовали приятными мелочами.

Алексей содрогается при мысли о семейном быте. Он отвык от семьи. Жену почти забыл, а дети сильно выросли за годы войны, повзрослели. Поддавшись минутной слабости, Иванов выходит вместе с Машей из поезда. Девушку радует, что первые дни будет не одна. Алексея не очень беспокоит, что жена его ждет, берет отгулы на работе, чтобы каждый день встречать поезда.

Жизнь семьи тяжела. Сынишке пришлось рано повзрослеть, возмужать. Теперь Петруша занимается хозяйственными делами, заботится о сестренке, командует в доме. Сам не доедает, чтобы маме и маленькой Насте больше досталось.

Алексей не узнает в работящих маминых помощниках своих маленьких детей. Они тоже от него отвыкли. Мужчину больше волнует то, что в дом ходит чужой мужчина, помогает, занимается с детьми. У жены был непродолжительный роман. Она пошла на это от бессилия, усталости, эмоционального выгорания. Мужу это принять трудно. Ведь он сам думает о той, которая занимает его сердце сейчас.

Герой пытается уехать к Маше, хоть та его не ждет. И только бегущие за поездом, падающие дети, его останавливают. Герой возвращается к семье, детям, мирной, но нелегкой жизни, к себе самому.

Характеристика 3

В рассказе «Возвращение» Андрей Платонов раскрывает одну из самых щепетильных тем для русского народа, а именно как сложилась судьба людей после Великой Отечественной Войны. Это страшное время навсегда изменило героев и оставила след в их душе. Главный акцент автор делает на капитана Иванова, который является главным героем рассказа.

Капитан возвращается домой, где его с нетерпением ждала семья. Казалось бы это счастье вернуться домой живым, но герой не торопится, он уже прикипел душой к своим сослуживцам и товарищам. Иванов не думает о своей семье, которая ждет его и переживает, он занят своими чувствами и мыслями. Иванов сравнивает себя с сиротой, который потерял родную ему войну, а его жена и дети кажутся чужими и не любимыми.

Иванов и его жена всю войну жили в двух разных мирах. Он думает, что видя смерть лицом к лицу – именно он страдалец, но и его дети пережили многое. Сын рассуждает как дед и очень расчетлив и экономичен, а дочь хозяйничает по дому не меньше, чем мать. Иванов не знает, что жизнь в тылу тяжела голодом, работой и заботами. Его дети стали чужими душе военного.

Неожиданно Иванов узнает, что сосед стал частым гостем в его доме, дарит подарки, хорошо общается с женой и детьми. Капитан из собственного эгоизма не желает понять мужчину, потерявшего всю семью из троих дорогих ему детей и жену. Иванов считает, что жена унизила его достоинство и изменила ему. Он высказывает ей все, что думает о их «беззаботной» жизни и его тяжелом переломе судьбы. Война сделала сердце героя жестоким и каменным.

Кульминацией всего произведение является уезд героя из родного дома. Из тамбура он видит, бегущих за поездом, детей. У старшего сына одна нога обута в валенок, а другая в калошу. В такой обуви бежать очень сложно, и тот падает. Такая картина задевает сердце Иванова и вот камень, наложенный войной на сердце растворяется. И вот именно в этот момент происходит возвращение героя домой, когда он почувствовал насколько близки и любимы ему дети, жена и дом. Физическое возвращение домой с войны не значило, что сердце тоже снова здесь, только пройдя преграду ожесточения и эгоизма Иванов смог вернуться в родную семью.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

  • Характер Тараса Бульбы (черты и качества характера) в повести «Тарас Бульба» Гоголя

    Тарас Бульба – это главный персонаж повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Этот герой повести очень необычно описывается самим писателем.



Похожие статьи
 
Категории