По картине И. Попова «Первый Снег» (Школьные сочинения)

26.04.2019

Игорь Попов - художник - живописец. Он любил писать русскую природу. Одна из его картин - "Первый снег".

На картине изображена улица города, встречающая первый снег. Все покрыто снегом - дорога и тротуары, крыши домов и ветви деревьев. А снег идет! Дома желто-серого цвета. Улица длинная. На фоне желтых домов, снег особенно белый как молоко.

Три девочки искренне рады первому снегу в городе. Они выбежали на середину улицы и веселятся, прыгают, ловят снежинки в ладошки.

В телефонной будке стоит человек. Он словно спрятался от снегопада и не торопится выходить из временного укрытия. Прохожих почти нет, только одинокая фигура вдалеке, проследовавшая по узкой протоптанной дорожке справа.

На снежном покрывале мы видим узкие протоптанные тропинки вдоль домов: слева и справа. Короткие тропки от домов и многочисленные следы радостных девочек. Они не смогли усидеть дома, в отличие от взрослых, которые наблюдают снег из окон и снежных туч, на улице пасмурно, дети рады первому снегу. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Первый снег (рассказ по картине И. Попова «Первый снег»)

Белый, пушистый, чистый снег. Первый снег - это всегда радостное событие! Зима словно намекает, что еще немного и она вступает в свои права.

Я тоже люблю, когда город покрывает первым снегом. Ты идешь по снежному покрывалу, как первопроходец. И под ногами звонко поскрипывает немножко липкий, белоснежный первый снег!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Цели урока:

образовательные

  • формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

Методическое обеспечение урока:

  • компьютер, проектор,
  • диск “Мировая Художественная литература”,
  • репродукции картин: И.И. Шишкин “Зима”, В.Д. Поленов “Ранний снег”, А.А. Пластов “Первый снег”, И. Попов “Первый снег”,
  • сборники стихов о природе.

Эпиграф:

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.

И. Кравченко

Ход урока

1 этап урока. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине И. Попова “Первый снег” передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это всегда праздник!

На дом вам было дано задание подобрать стихи о первом снеге. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками. Итак, кто из русских поэтов обращался к этой теме?

(Звучат стихи о первом снеге: А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”, Е. Баратынский “Первый снег”, В. Соколов “Первый иней”, Н. Рубцов “Первый снег”, В. Брюсов “Первый снег”, И. Никитин “Встреча зимы”, И. Кравченко “Какая странная пора”, Н. Морова “Просыпалась снегом Вселенная” и др.)

Учитель: Кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники.

Следующий этап нашего урока – знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина “Зима” и В.Д. Поленова “Ранний снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна. Какой изображена природа на этих картинах?

(на экране высвечиваются картины с диска “Мировая художественная литература”)

Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.

Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.

Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Зима”? Что общего между этими двумя полотнами?

Ученик: Картина Шишкина называется “Зима”. Художник, наверное, изобразил не первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон. Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения.

Учитель: Обратите внимание на следующие картины. Они написаны во второй половине XX века. Это картина А.А. Пластова “Первый снег” и картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в них?

Ученики: Они посвящены первому снегу.

Учитель: Из чего это видно?

Ученик: Прежде всего из названия картин. Авторы сами указывают нам на это. “Первый снег” - так названы обе картины. А также из изображённого на них.

Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картин Пластова и Попова?

Ученик: У Поленова и Шишкина изображен зимний пейзаж, только природа, а у Пластова и Попова присутствуют еще и люди.

Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художникам Изображать людей на своих картинах?

Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада. Учитель: И какие же это чувства? Какое настроение?

Ученик: На картине А.А. Пластова мы видим первый снегопад. Легкие снежинки кружатся в воздухе и падают на землю, покрывая ее первым пушистым снежком. За снегопадом наблюдают дети, выбежавшие на крыльцо. Девочка так обрадовалась снегу, что выбежала на улицу не одевшись, лишь только накинув на голову платок. А мальчик застыл на месте, подняв голову к небу, наблюдая за снежинками, падающими на землю. А на лицах детей – изумление, радость, восторг. И на картине И. Попова тоже запечатлено выражение радости и восторга при виде первого снега. Его героини ещё с большей силой выражают свою радость, связанную с первым снегопадом. Они очень бурно выражают свои чувства: бегают, прыгают, взявшись за руки, ловят снежинки, подняв головы к небу.

Учитель: Что же следует из всего сказанного вами?

Ученик: Первый снег – уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека.

Мы познакомились со стихами, посвященными первому снегу, рассмотрели репродукции картин. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строчки с тем, что изображено на картинах.

(ученики соотносят стихи с представленными картинами)

Учитель: Переходим к третьему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.98).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

Каково лексическое значение слова дневник?

Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

Дневник

1. Записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Ученик: В первом значении.

Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.

Какие чувства вызвала эта картина?

Какие чувства вас переполняют

Ученик: Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства.

Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение?

Вы знаете о существовании различных средств художественной выразительности. Назовите известные вам.

Ученик: Это эпитет - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры.

Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение.

Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе.

Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.

Каким может быть снег?

Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

Итак, вам было дано задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

Учитель: - Каким может быть первый снег?

Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.

Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?

Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?

О чем говорят следы во дворе?

Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).

Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?

Почему замер щенок?

Как сумел художник передать радостное настроение?

А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).

Учитель: Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём?

Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Какой тип изложения вы выберете? О чем напишете в первую очередь? А затем?

Для написания сочинения необходимо самостоятельно составить план.

(Можно дать примерный план-схему:

Раннее утро.

Описание увиденного из окна.

Настроение, вызванное первым снегом.)

Учитель: После того, как будет составлен план, можете приступать к написанию черновика сочинения.

Удачи вам в работе!

Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).

Приложение 1. Таблица к картине И.Попова “Первый снег”.

небо снег дома тротуар люди деревья собака
  • пасмурное
  • серое
  • низкое
  • затянутое снеговыми облаками
  • белый
  • пушистый
  • лёгкий
  • обильный
  • крупные снежинки, летящие по ветру
  • розоватый
  • голубоватый
  • покрытый следами
  • крыши домов покрыты снегом,
  • снег на подоконниках,
  • на оконных рамах,
  • старый городской дворик
  • широкий,
  • занесённый глубоким снегом,
  • усеянный следами
  • три девочки на улице,
  • радуются первому снегу;
  • молодой человек в телефонной будке;
  • девушка у окна наблюдает за падающими снежинками
  • старые
  • ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом
  • замерзший
  • щенок, впервые увидевший снег

Приложение №2. Сочинение по картине И.Попова “Первый снег” (дневниковая запись) ученицы 7 “Б” класса Батрак Вероники.

Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать?

Скорее всего, снег шёл всю ночь. А на утро улица полностью изменилась. Вместо тёмного и пасмурного утра я вижу светлое и весёлое. Настроение очень радостное! Я так рада первому снегу! И не только я. Вон и соседки уже проснулись, выбежали на улицу и радуются первому снежку! Даже щенок Филя вприпрыжку прибежал за девочками. Прибежал и вдруг замер: он впервые увидел снег и может понять, что это такое.

Стоит на месте и внимательно наблюдает за снежинками, летящими с неба.

В телефонной будке какой-то парень разговаривает по телефону. Наверное, он с кем-то делится своим хорошим настроением, рассказывая о первом снеге.

Снег везде: на крышах домов, на деревьях, на подоконниках. Крупные, лёгкие и пушистые снежинки всё падают и падают и устилают улицу. От снега на улице очень светло, даже режет глаза. Но вот что интересно: он не везде белый. Он то сероватый, то розоватый, а около домов с желтоватым оттенком. Это потому, что на него падает отблеск света из окон.

Как хорошо! Как легко и радостно! Первый снег – это всегда для меня маленький праздник.

Сегодняшнее утро было светлым и радостным. Надеюсь, что и весь день будет таким же!

Сочинение по картине Первый снег Попова для учеников 7 класса.

План

1.Сюжет произведения И.А.Попова Первый снег.

2.Описание картины:

а) улица города;

Б) лица, изображенные художником;

в) первый снег;

Д) эмоциональный строй.

3.Общее впечатление от увиденного на картине.

Картина «Первый снег» Игоря Александровича Попова относится к пейзажному творчеству. Этому художнику были свойственны портреты, композиционные зарисовки, пейзажи. Для своих произведений он выбирал простые незамысловатые сюжеты. Картина «Первый снег» как раз и доказывает это.

Сюжет картины И.А.Попова - выпал первый снег на улочки маленького городка. Давайте подробнее опишем все «уголки» этой картины, а также всех героев, которые изображены на ней. Перед нами разворачивается целая картинка событий. Мы видим неширокую улицу, она немного сужается на дальнем плане. Дома плотно прижимаются друг к другу и высятся один над другим. Все это представляет не очень радостное зрелище.

Во-первых, дома изображены в однотонных красках. Основной цвет - желтый, причем не яркий, а бледный, матовый, переходящий в унылый серый. Во-вторых, улица пустынна. Мы видим одиноко стоящее дерево между домами. Оживляют маленькую улочку лишь герои картины. Это три девочки, так радостно встречающих падающий на землю снег.

Мы не можем сказать, сколько лет этим девочкам, да это, наверное, и неважно. Главное, что через их поведение художник показал все настроение картины. Девочки одеты довольно легко, на голове мы не замечаем головных уборов, значит, зима еще не в полном разгаре, и на улице не так холодно. Или героини так рады снегу, что не обращают внимания на погоду. Они взялись за руки и прыгают в кругу, может быть поют вместе песню или просто смеются. Девочки изображены прямо в центре картины, чем и привлекают все внимание.

Но играющие девочки не единственные персонажи этой картины. Кроме них художник представляет нам еще двух людей. Один из них стоит на балконе соседнего дома и смотрит на улицу. Нам неясно его настроение, его очертания размыты, но мы можем предположить, что он наблюдает за девочками и первым выпавшим снегом.

В телефонной будке, стоящей у дома, находится еще один человек. Вероятно, он занят каким-то разговором и не замечает того, что происходит на улице. Еще один персонаж - это маленькая собака, застывшая в одной позе. Она не знает, куда ей идти. Наверное, первый снег и для нее совсем неожиданное явление. Может, она видит его в первый раз.

Первый снег лежит на улочке, на крышах домов, он падает большими хлопьями на все вокруг. Свежие следы с обеих сторон улицы - чуть примятый снежок. Зима только началась. Первый снег - это чудо! Художник использовал неяркие цвета в своей картине. Но от этого она не становится неинтересной. Желто-серые оттенки, коричневатые тона не веселят глаз, но создают спокойное настроение. Черный цвет очерчивает узкие оконные проемы на унылых стенах домов. Белый цвет восполняет ощущение предстоящей зимы. Его достаточно много, и именно снег делает картину позитивной.

Картина И.А.Попова «Первый снег» создает эмоции радости, но не ликующей и громкой. Остается впечатления спокойствия и умиротворения. Когда мы видим первый снежок, мы испытываем приятные чувства ожидания зимних дней, забав, праздника, а значит, чего-то нового, свежего. Художник, наверное, и хотел показать нам, как может быть человеку хорошо от одной неожиданной маленькой радости. И эту радость дарит нам природа. Смотря на эту картину, можно испытывать эмоции снова и снова.

Картина Первый снег художника Попова фото

Последняя часть осени - это всегда грустная, мокрая, сырая, неприятная пора. На улице грязь, ветер, дожди… Когда же начинает идти первый серьезный снег, всем кажется, что происходит нечто особенное, удивительное. Что примечательно, это прекрасно и ярко ощущают все, но далеко не всем хватает смелости, открытости, чтобы показать все открыто. Только дети, на которых еще не обрушилось жизненное бремя, дали полный карт-бланш своей радости. Три девочки, раскрыв свои объятья падающим с небес снежинкам, кружатся в хороводе словно бы первобытной пляски.

Изображенный Поповым московский дворик с телефонной будкой, бесхозной собакой тонет в белой пене девственного, еще неуверенного в себе снега. Первый снег часто тает в первые минуты после выпадения, но у него есть неплохой шанс укрепиться, завевать стратегические позиции для прихода его более поздних братьев. Снег - это всегда весело. Он не только радует глаз, но и служит необходимым условием для множества игр и развлечений. Может быть именно скорым лыжам, санкам, снежкам, снеговым бабам и еще многому другому радуются три подруги?

Очень интересным элементом картины является пунктир следов на снегу. Становится понятным, после их изучения, что все девчонки живут в разных домах и парадных, ведь три цепочки следов из разных мест соединяются в единый круг оттисков ступней хоровода. Еще одной загадкой на картине является образ человека, который занят разговором в телефонной будке. Кто это и о чем там разговор? Тут есть пространство для личной фантазии созерцателя. Может быть это хозяин собаки, стоящей под сбрасывающей последние листья кроной дерева? Может кто-то, чьи планы были нарушены стихией и теперь он звонит, предупреждает об этом? Это решать нам.

Дома на картине И. Попова "Первый снег" тусклы и отдают желтизной. На самом деле не только явный желтый цвет зданий давит созерцателя, но и грязные желто-серо-зеленые облака, такой же «мутный» снег, который должен казаться кристально чистым. Желтый цвет зданий должен по предназначению делать город теплее в мрачную погоду, «серое» время года. Но так ли это? Я считаю, что такой цвет только делает архитектуру грустной. Глядя на эту картину понимаешь, что настоящая зима с чистым белым снего может быть только за пределами городов-мегаполисов, а внутри города зима не такая уютная, а скорее желто-серая и скучная.

Но дети радуется белым снежинкам, радуются снегу и чему-то новому. Может потому что они дети, умеют радоваться первому снегу, как яркому событию в их жизни, не обращая внимание на унылые стены и дома.



Похожие статьи
 
Категории