Почему альт не такой популярный как скрипка. Альт (струнный инструмент)

25.02.2019

Долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста,- этот народный инструмент славянского происхождения стал древним предком теперешней скрипки, одного из главных инструментов симфонического оркестра.

Скрипка и альт.

Два‑три исполнителя, и уже звучала на открытом воздухе зажигательная танцевальная мелодия. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на народных скрипках на ярмарках. И до сих пор еще звучат в деревнях Белоруссии и на Смоленщине народные ансамбли из двух скрипок.

Смычковые были известны на Руси издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XI в., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Исполнитель держит его у подбородка, наподобие скрипки.

Но её не пускали во дворцы, где звучал приглушенный голос виолы. Впервые скрипка вошла в оркестр только в «хоре конюшни» - оркестре, сопровождавшем королевскую охоту.

Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI в. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру выдающихся скрипичных мастеров: Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок клена и ели запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, созданных руками этих гениальных мастеров-волшебников, играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира.

Скрипка имеет 4 струны, каждая из которых обладает своей неповторимой звуковой окраской. У верхней она блестяща и ярка, две средние струны имеют более нежный, поэтичный тон (третья - более напряженный, вторая - мягкий), а нижняя - «басок» - обладает сочностью тембра и силой. Технические возможности скрипки велики: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе с искусством отдельных виртуозов. Особенно сильно расширил возможности инструмента итальянец Н. Паганини. Много впоследствии появилось замечательных скрипачей, но никто не смог превзойти его. И все же бельгиец А. Вьётан, поляк Г. Венявский, венгер Й. Иоахим, испанец П. Сарасате каждый по‑своему сумели затронуть новые струны сердца скрипки. «Легенда», полонезы и мазурки Венявского, «Цыганские напевы» Сарасате до сих пор популярны у слушателей.

Замечательные сочинения для скрипки создали А. Вивальди, И. С. Бах и В. А. Моцарт, Л. Бетховен и И. Брамс, П. И. Чайковский и А. К. Глазунов.

И в XX в. Э. Изаи, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, И. Менухин, И. Стерн, М. Б. Полякин покоряли аудиторию виртуозностью и красочностью игры, проникновением в выразительные возможности скрипки. Их искусство вдохновило композиторов на сочинение новых концертов, сонат, пьес.

Творческая дружба связывала Д. Ф. Ойсграха с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном. Ойстрах был выдающимся истолкователем их произведений, многие из которых были посвящены именно ему. Концертам Т. Н. Хренникова, К. А. Караева дал жизнь выдающийся советский скрипач Л. Б. Коган. Его блистательная виртуозность, огромный темперамент проявились и в интерпретации классических и романтических сочинений.

Скрипка выступает не только в качестве солиста в оркестре. Она - непременный член камерных ансамблей, участвует в дуэтах (ансамбле из двух музыкантов), трио (из трех), квартетах (из четырех), квинтетах (из пяти) и других ансамблях.

Большим успехом у нас в стране и за рубежом пользуются выступления Ансамбля скрипачей Большого театра.

Альт по внешнему виду нелегко отличить от скрипки - он лишь чуть больше. Длина корпуса современного альта превышает длину корпуса скрипки на 3–4, редко на 6 см.

У альта - 4 струны, настроенные на квинту ниже скрипичных. В общих со скрипкой регистрах тембр альта имеет более глуховатый, матовый оттенок. Первая его струна обладает очень поэтичным, грудным тембром, четвертая - «басок» - отличается густотой звучания и имеет сходство с глубоким, выразительным, насыщенным тембром виолончели. В целом тембр альта уступает скрипичному в блеске и яркости, иногда кажется, что он несколько «зажатый». Это происходит по чисто акустическим причинам. Ведь альт настроен на квинту ниже скрипки. Но резкого отличия в тембрах между альтом и скрипкой нет, так как при игре в ансамбле они хорошо сливаются.

Появился альт в XVI в. Но далеко не сразу занял подобающее место среди инструментов оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента.

Моцарт, сам игравший на альте, сочинил для него и скрипки дуэт - «Концертную симфонию», где два инструмента соревнуются в выразительности. По просьбе Паганини Г. Берлиоз написал симфонию «Гарольд в Италии», где образ разочарованного героя Дж. Г. Байрона воплощал альт. Сам Паганини создал «Сонату для большого альта».

Наше время дало многих выдающихся альтистов. Замечательным исполнителем был П. Хиндемит - один из крупнейших композиторов XX в. Он написал для альта 2 концерта, Траурную музыку для альта, скрипки (или виолончели) и струнного оркестра, сонату.

Советский альтист В. В. Борисовский, участник квартета имени Бетховена, покорял слушателей чудесным звучанием альта, отточенной техникой. Он завершил неоконченную сонату М. И. Глинки для альта и фортепьяно.

Традиции Борисовского продолжил его ученик Ф. С. Дружинин, которому Шостакович посвятил свою последнюю сонату для альта и фортепьяно. Тембр инструмента здесь как нельзя лучше подходит для воплощения суровых и торжественно-печальных образов, глубоких размышлений о жизни. Ныне альт участвует не только в ансамбле и симфоническом оркестре (обычно в оркестре 8–10 альтистов), но он также неизменный участник смычкового квартета, как сольный инструмент выступает редко.

Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.
Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.
Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус – это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.
Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.
Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Таким образом, TheDifference.ru нашёл следующие отличия скрипки от альта:

Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
Альт настроен на квинту ниже скрипки.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

У этого термина существуют и другие значения, см. Комуз. Комуз … Википедия

Альт: Альт (струнный инструмент) смычковый музыкальный инструмент. Альт партия в хоре или вокальном ансамбле. Альт, альт том альтовый том том. Альт (голос) (также контральто) низкий женский или детский (обычно у мальчиков) … Википедия

Струнный музыкальный инструмент, принадлежащий к скрипичному семейству; имеет четыре струны, настроенные на квинту ниже обычной скрипки. Изготовляемый чуть меньшего размера, чем того требуют акустические параметры, чтобы соответствовать средней… … Энциклопедия Кольера

альт - (нем. alt, итал. alto, от лат. altus – высокий) 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре (альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»); 2) низкий женский… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

А; мн. альты, ов; м. [от лат. altus высокий (т.е. выше тенора)]. 1. Низкий детский или женский голос. // Певец (обычно мальчик) или певица с таким голосом. 2. Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. 3. Музыкальный… … Энциклопедический словарь

Альт - (от лат. altus высокий) 1) низкий дет. голос; 2) очень высокий муж. голос, использовавшийся в церк. пении 14 16 вв. (позднее заменен дет. А., затем женским котральто); 3) партия в хоре, исполняемая низкими женск. голосами контральто или меццо… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Современная энциклопедия

Альт - (итальянское alto, от латинского altus высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низким женским (меццо сопрано, контральто) или детскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора (отсюда название). 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. alto букв. высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора.2) Низкий детский голос.3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки … Большой Энциклопедический словарь

альт - АЛЬТ1, а, мн ы, ов, м Средний по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий четыре струны, издающий звук более низкого тембра, чем скрипка. Партию альта исполнил выпускник музыкального училища Сергей Мушников. АЛЬТ2, а, мн ы, ов,… … Толковый словарь русских существительных



Похожие статьи
 
Категории