Почему чацкий так трагически одинок. Одиночество Чацкого – это явление современное

23.03.2019
Чацкий - это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова - друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы: Ах, боже мой! Ужли я здесь опять, В Москве! … Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем: Остер, умен, красноречив. Чацкого рекомендует Фамусов: … он малый с головой И славно пишет, переводит… Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете” , “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний… Образ Чацкого - это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь - святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”. Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто? … ” он гневно выступает против угнетателей: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах. Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.

С помощью образа главного героя произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедов хотел показать читателю, насколько нелегко привнести в мир что-то новое, насколько трудно жить в обществе, где тебя не смогут понять и принять из-за твоего прогрессивного мышления. Люди с новыми взглядами на жизнь всегда чужды обществу, потому обречены на одиночество. Это касается и Чацкого, ведь непросто найти людей, которые будут разделять его взгляды.

Чацкий наделён идеальными чертами человеческой души. У этого человека есть чувство собственного достоинства, он образован и умён. Жизнь в несправедливом мире для него неприемлема. Он старается всячески противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. В «фамусовском обществе» Чацкого считают ненормальным, его новые взгляды на жизнь не готовы принять люди фамусовского круга, им гораздо проще продолжать жить в своём болоте со старыми нравами и взглядами. А вот Чацкий обречён на одиночество в этом гнусном фамусовском обществе.

Столкнувшись с ложью, обманом, лицемерием и необразованностью, Чацкий начинает прямо высказывать своё мнение о том беспорядке, который творится вокруг. Он противится «стадному» мнению «фамусовского общества». Вместо того, чтобы чего-то понять, разобраться в чём-то новом, эти люди держатся за старые порядки. Они попросту боятся покинуть стадо, поэтому выражают своё непонимание и отвращение к Чацкому. Люди «фамусовского общества» готовы ради чинов и званий на всё, в них живёт лицемерие и эгоизм, другой жизни они не знают и знать не хотят.

У Александра Андреевича есть чувство самовыражения, свободы, он никогда не станет прислуживать, всё это характеризует его как человека нового времени. Чацкий обречён на одиночество именно из-за этого, он сильно отличается от других людей, у него просто нет собеседника по уму.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Почему Чацкий обречён на одиночество? («Горе от ума»)» читают:

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество, является основополагающим для понимания не только характера этого героя, но и смысла всей комедии «Горе от ума» в целом. Данный персонаж с самого своего начала появления на сцене приковывает внимание читателей, зрителей, а также всех окружающих своим незаурядным, язвительным и острым умом, необычным чувством юмора и смелостью суждений. Этим он резко выделяется среди представителей старого патриархального московского общества. В данном обзоре будет показано, чем именно отличался этот персонаж от остальных действующих лиц комедии, что в конце концов и определило тот факт, что у него так и не оказалось ни одного единомышленника или сторонника.

Характер

Для того чтобы понять, почему Чацкий обречен на одиночество, сначала нужно обратить внимание на его личность. Этот молодой человек весел, остроумен и общителен.

Он чрезвычайно наблюдателен, сразу подмечает малейшие недостатки в окружающих и тотчас зло их высмеивает. Кроме того, Александр Андреевич не только наблюдает, но и рассуждает обо всем увиденном и услышанном. Он анализирует не только поступки окружающих людей, но выносит суждения о целых явлениях социальной жизни. Уже хотя бы одна эта причина показывает, почему Чацкий обречен на одиночество. Никому из окружающих не нравилась его критика дворянского уклада жизни.

Но самое главное различие героя от других персонажей заключалось в том, что он был слишком активен, эмоционален и предприимчив, в то время как остальные действующие лица представлены как люди, ведущие достаточно размеренный образ жизни.

Образование

В воспитании Александра Андреевича следует искать причины того, почему Чацкий обречен на одиночество. С самого первого его появления читатели и зрители понимают, что этот человек начитан и очень образован.

Герой внимательно следит за общественно-политическими событиями, он явно интересуется литературой и философскими учениями, которые и развили в нем критический ум и наблюдательность. Представители же фамусовского общества считали, что чтение книг вредит формированию личности. Герой очень скептически отзывается об образованности современного ему общества.

Поведение

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество по комедии «Горе от ума», наверное, волновал всякого, кто прочитал данное произведение Грибоедова. Ответ можно найти в поступках главного героя. Так, он с самого начал держится слишком самоуверенно, что мешает ему разглядеть перемену к нему Софьи, которая единственная из всего фамусовского общества могла бы его понять. Но Чацкий слишком зло высмеял Молчалина, к которому девушка была неравнодушна, что и настроило ее против него. Герой с самого первого своего появления начинает язвить и критиковать образ жизни не только старого, но и молодого поколения, что и привело к финальному конфликту.

Сравнение с обществом

Отвечать на вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество (с цитатами учащиеся лучше смогут раскрыть данную проблему), следует в контексте сопоставления его с остальными действующими лицами произведения. Высказывания героя наглядно показывают его отличие от старого московского общества.

Те, кого он так зло высмеивает на протяжении всего произведения, жили по старинным традициям, которые предполагали безусловное подчинение начальству. Эта привычка безусловного повиновения и послужила причиной знаменитой фразы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Представители фамусовского общества - консерваторы по натуре: они не любят никаких перемен и стараются сохранить старые обычаи. Никто из них не принимает тех взглядов, которые излагает герой. Их даже пугает стремительный полет его мысли, они предпочитают оставаться на своей родной, привычной почве, что также вызывает насмешку у героя, который выражается о них так: «Дома новы, а предрассудки стары». Таким образом, автор подчеркивает принципиальную разницу между своим персонажем и окружающими людьми. То же самое можно сказать про отношения героя с Софьей, которая явно выделяется среди других действующих лиц своим незаурядным умом и независимостью мышления. Однако девушка оказалась не готова к слишком смелому характеру своего поклонника и его чересчур дерзким взглядам.

План

В заключение следует подвести итоги причин одиночества главного героя. Лучше всего их перечислить по пунктам, так как подобная форма изложения позволяет школьнику систематизировать пройденный материал.

Причины разлада Чацкого с фамусловским обществом:

  1. Независимый характер героя, смелость его суждений, критический взгляд на окружающий мир.
  2. Образование главного героя, которое разительно его отличало от представителей старого поколения.
  3. Смелое поведение персонажа в свете.
  4. Расхождение во взглядах с представителями московского общества.

Итак, тема «Почему Чацкий обречен на одиночество», план которой представлен выше, является ключевой в изучении комедии Грибоедова.

1)Умён ли Чацкий? В комедии Горе от ума? 2)Комедия "Горе от ума" - драма от ненужности ума в России? 3)Честность и доброта важнее

4)Нужны ли стране умные люди; в чём трагедия умных людей в комедии "Горе от ума".....

Помогите написать сочинение по литературе, на одну из этих тем: 1.Конфликт 2-ух эпох в комедии Горе от ума 2.Тема просвещения в комедии

Горе от ума

3.Проблема ума в комедии Горе от ума

4.Чацкий и молчилаин (сравнит.характеристика)

5.Мой любимый персонаж

Помогите с сочинением. Пожалуйста! Завтра сдавать! Комедия "Горе от ума"

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»
Б) количество действующих лиц – более двадцати
В) в основу системы образов положен принцип типизации
Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
Д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:
А) Чацкий
1) отец, не догадывающийся о любви дочери
Б) Фамусов
2) удачливый герой-любовник
В) Софья
3) субретка
Г) Лиза
4) героиня любовного треугольника
Д) Молчалин
5) герой-резонёр
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:
А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова
1) главные герои
Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
2) второстепенные
В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
3) эпизодические
Г) Г.Д.-Г.Н.
4) образ-пародия
Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов
5) внесценические персонажи
Е) Репетилов
6) герои. Необходимые для связи сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:
Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,
катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев,литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:
А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:
Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон
Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.
11. Где живёт Хлестова:
А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Всё кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!
А) Хлестовой
Б) княжны Марии Алексеевны
В) Хрюминой
Г) арапки

В человеческом обществе большинство играет огромную роль, противостоять толпе практически невозможно, поэтому образ Чацкого, взявшего на себя роль воина, но пока еще одинокого, трагичен.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» из 20 персонажей только А.А.Чацкий является положительным героем. Он противостоит своими взглядами всему фамусовскому обществу, не находя понимания, вынужден покинуть Москву. Что же лежит в основе противоречия Чацкого и фамусовского общества?

Во-первых, это разный взгляд на образование. Фамусов считает, что все зло таится в науках и образовании: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы, да сжечь.».

Скалозуб утверждает: «Я вас обрадую: всеобщая молва, /Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;/Там будут лишь учить по нашему: раз, два;/А книги сохранят так: для больших оказий.». А вот Чацкий, напротив, в образовании видит благо для России, возможно именно поэтому провел несколько лет в Европе, набираясь «уму-разуму». Во-вторых, по разному смотрят герои и на образ жизни и ее смысл. Для Фамусова, Скалозуба и других представителей «старой Москвы» служба превыше всего. Но под «службой» они подразумевают способность добывать «золотой ключ» (звание камергера – высший чин при дворе). Для Фамусова авторитетным человеком является Максим Петрович, который был высочайшею пожалован улыбкой за проворное падение перед императрицей, после чего последовало повышение по службе. Скалозуб же, не принимая участия ни в одном сражении, практически дослужился до генерала. Не зря же Лиза говорит о нем: « И золотой мешок, и метит в генералы.». А вот Чацкий « служить бы рад», но ему « прислуживаться тошно». Ибо он, так же, как и Стародум из фонвизинской комедии- предшественницы «Недоросль», видит смысл своего существования в служении отечеству, а не лицам. Но если они и имеют какое-то свое мнение, то остальные, как Молчалин, вообще считают, что они не в праве судить о таких вещах: «В мои лета не должно сметь/свое суждение иметь». Кроме того, острота проблемы заключается в том, что фамусовское общество состоит из людей, в которых даже человеческого мало осталось, в них мало нравственных качеств. Сам Чацкий видит, кому в этом мире отдается предпочтение, и говорит: «Молчалины блаженствуют на свете». А таких людей, как Чацкий, фамусовское общество старается изгнать, чтобы ничего не мешало спокойной и привычной жизни. Да, если человек живет, руководствуясь только личными выгодами, умеет вовремя промолчать, « моську погладить», платочек поднять - он «свой»!

Усиливает трагедийность образа Чацкого и любовная линия пьесы. Софья, будучи девушкой неглупой, предпочитает Чацкому Молчалина, того самого Молчалина, который всем сумел угодить. И, конечно, Александр Андреевич не может понять, почему она сделала такой выбор: «Что я Мочалина глупее?». Его любовь к Софье настолько велика, что он даже не может поверить ее словам, ему необходимо самолично во всем убедиться. И он убеждается в том, что Софья, так долго пребывая в фамусовском обществе стала носительницей его черт. Холодность Софьи, ее неприязнь к нему, да еще и клевета, которую она пустила, нанесли сильный удар по сердцу Чацкого.

Тем не менее, утверждать, что Чацкий абсолютно одинок в комедии, нельзя. Ведь говорит же Скалозуб о своем брате: «… крепко набрался каких-то новых правил. /Чин следовал ему; он службу вдруг оставил, /В деревне книги стал читать.». А госпожа Хлестова рассказывает о своем племяннике: «Профессоры!! - у них учился наш родня, /И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи./От женщин бегает, и даже от меня!/Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, /Князь Федор, мой племянник.». Несмотря на то что эти лица не появляются на сцене, все же становится понятно, что Чацкий в своих стремлениях совсем не одинок.

Таким образом, мы видим, что неприятие со стороны общества и отказ любимой девушки делают образ Чацкого трагически одиноким, но способным противостоять в войне. Появление людей его типа дает надежду на зарождающееся изменение в общественном сознании россиян 19 в.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



Похожие статьи
 
Категории