И » широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих , в той или иной степени раскрывает определенную черту главного . Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся » лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он - зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.
В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина - прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти , постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапар- тизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов . Литературные сочинения! / / / Сравнительная характеристика Свидригайлова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)Идея романа «Преступление и наказание» появилась у Федора Достоевского еще во времена его пребывания на каторге. Рабочим названием было «Пьяненькие». Но потом сюжет перешел в морально-психологическое русло, и замысел произведения превратился в «психологический отчет одного преступления».
Главная проблема в романе – столкновение теории и реалий жизни. Писатель показывает нам, что какой бы ни была теория: революционной или преступной, она все равно терпит поражение, сталкиваясь с логикой жизни.
Центральный герой – , бедный, жаждущий справедливости молодой человек. Он – яркая незаурядная личность. Высоко ценя свой ум, Раскольников высокомерен и не хочет мириться со своим жалким нищим существованием. В его сознании зарождается страшная теория о том, что люди делятся на две категории: на людей «маленьких», ничего не значащих «тварей дрожащих» и на людей «Наполеонов», которые на все имеют право. Юноша задает себе вопрос: тварь ли он дрожащая или право имеет? Для того, чтобы проверить теорию, он решается на преступление.
В романе есть моральные двойники Раскольникова – это Лужин и Свидригайлов. Они нужны для полного раскрытия образа главного героя. На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь – у всех есть своя теория.
Сравнивая Лужина и Свидригайлова, можно сказать, что более яркой личностью является . Он – преступник, пренебрегающий общественной моралью. Давно переступив кровавую грань, Свидригайлов следует гедонистической философии – жить в свое удовольствие.
Если углубиться в его психологию, то можно увидеть в нем человека разочарованного, который не верить ни в ад, ни в рай. А значит, считает Свидригайлов, зачем стараться жить правильно?
Герой живет ради низменных наслаждений, хотя в его душе было много нераскрытых сил и возможностей.
Согласно теории Свидригайлова любое зло можно оправдать высокой «благой» целью. В это и есть схожесть теорий Свидригайлова и Раскольникова. Однако зрелый герой осознает, что зачастую этой «благой» целью есть его личный интерес, а молодой герой пытается убедить себя, что действует во имя общественного блага. Свидригайлов сразу понимает, что они одного поля ягоды. А Раскольникову необходимо время, чтобы признать эту схожесть.
Лужин ближе по возрасту и социальному положению Свидригайлову, чем Раскольникову. Он успешный юрист 45 лет. Но и он, как и Свидригайлов, - моральный двойник главного героя. У него тоже есть своя теория, которая состоит в разумном эгоизме.
В отличие от Свидригайлова и Раскольникова, – «маленький человек», не обладающий интуицией, зацикленный на выгоде. Он не способен ни на большое добро, ни на большое зло. Поэтому Лужин – мелкий преступник. Его преступление состоит в обвинении невинной девушки в краже.
Свидригайлов и Лужин – разные стороны главного героя.
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".
Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них - Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
В плену ложной теории находится Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов - зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он - герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.
Родион Раскольников, главный герой романа, - недоучившийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его. Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» - желание этот мир изменить. Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидригайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?
Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого человека «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.
Но может ли быть высокая цель, которая руководит помыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».
Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «освободителю человечества»: он не прав.
Последующее убийство старухи-процентщицы - шаг математически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» - с тоской восклицает Родион. Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное - приход к истине через веру в Бога - это перерождает героя, даёт ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своём предназначении открывается пред ним.
Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть - таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний «раскол» (двойственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.
Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?
Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто «переступить» «право имеет», презрев «тварь дрожащую».
Свидригайлов, однако, идёт по жизни изначально преступным путём, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и тёмной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от неё взаимности.
Но со временем Свидригайлов всё же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубийством в тёплую сырую ночь в петербургских кварталах.
В тревожные часы полусна накануне рокового шага его посещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения ещё раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во искупление грехов он оставляет деньги на содержание детей Екатерины Ивановны.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.
В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина – прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапар- тизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.