Почему мы всегда помним свою первую любовь. Критерии проверки и оценки выполнения задания

20.02.2019

Сочинение по тексту:

Почему одни люди любят читать, a другие - нет? Почему одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забывают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера. Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя литературы Александру Ивановну ученики любили и понимали, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали никак. Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.

Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка. им вырисован француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour кtre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Гринева не прилагал, поэтому ни о какой любви к предмету, а тем более учителю не могло идти речи. А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Poдионовна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским народным сказкам. Всю жизнь Пушкин отзывался о ней нежно и ласково, подчеркивая любовь не только к русской
женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.

Любовь порождает только любовь. Она в детстве формирует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога. И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться. Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви
учителя к ребенку.

Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французского» B образе Лидии Михайловны изобразил не только профессионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя. Чего только не придумывала Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного деревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным занятием - играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, - была уволена. Она навсегда уехала на Кубань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.

Быть учителем - нелегкая задача. Быть хорошим учителем - это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же - любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.

Текст Ф. Искандера:

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

По Ф. Искандеру

(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к первой учитель­нице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(З)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в мо­ей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литера­туре, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаше всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как ми­нуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семей­ного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла дру­гая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали её голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (Ю)Видно, она и сама это почувст­вовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительни­цы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Иванов­на воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понима­ли, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечат­лений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сей­час помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличи-ях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, ко­торая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человече­ских страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» произ­водило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учи­тельницы продолжать чтение Александры Ивановны.

{По Ф. Искандеру)

А28. В какой(-их) фразе(-ах) можно найти объяснение, почему дети не захотели слушать чтение другой учительницы?

1) 8 2) 10-12 3) 13,15,26 4) 20,21,28

А29. Какой фрагмент текста построен как повествование?

1) предложения 3-6 3) 13-17

2) 7-11 4) 24-28

АЗО. В каком предложении употреблено фразеологическое сочетание?

1) 25 2) 26 3) 27 4) 28

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начинай с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 3-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 3-4 выпишите наречие степени местоименного происхождения.

В3. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 9 -17 найдите сложные предложения, вклю­чающие односоставное безличное. Напишите номера этих пред­ложений.

В5. Среди предложений 18-25 найдите предложения с вводным предложением. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 12-21 найдите сложное предложение с по­следовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Какое из предложений 18-24 связано с предыдущим с помощью союза? Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, по­этому используются такие синтаксические средства, как __ (предложе­ния 5, 13),_(предложения 21, 24).»

Список терминов:

1) слова с уменьшительными суффиксами

2) просторечные слова и формы слов

3) эпитеты

4) метафора

5) сравнительные обороты

6) ряды однородных членов

7) инверсия

8) экспрессивный повтор

9) парцелляция и присоединительные конструкции

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С 1. а затем напишите сочине­ние.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет со­бой пересказанный или полностью переписанный исходный текст

без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 6

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) договор 3) языковые (явления)

2) красивейший 4) христианин

А2. Укажите синонимическую пару (пару слов, близких по значению).

1) алчный, алчущий 3) тяготеть, тяготить

2) претить, запрещать 4) истовый, неистовый

A3. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

1) до ста, до семиста, к семистам

2) к ста, в семиста, семьюстами

3) в семистах, до семисот, в ста

4) в семистах, до семисот, в стах

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2) нужно пересесть на автобус.

А5 . Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

1) Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпуск­ников.

2) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.

3) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на рус­ское общество.

4) Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.

A. «Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свойственны и московским писателям.

Б. Она хранила «привычки милой старины» и культивировала частный образ жизни.

B. Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновно­му Петербургу, всегда славилась оригиналами.

Г. К.Н. Батюшков писал в 1811 году: «Здесь всякой может ду­рачиться как хочет, жить и умереть чудаком».

А6. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст, не зависящий от предшествующего кон­текста?

1) А, В, Г, Б 3) В, А, Г, Б

2) А, Г, В, Б 4) В, Б, Г, А

А7. Какие слова или сочетания противопоставлены здесь по смыслу?

1) частный - чиновный

2) оппозиция - независимость

3) культивировать - «хранить привычки»

4) причуды - «привычки милой старины»

А8. Укажите предложение с вводной конструкцией (словом, сочета­нием или предложением).

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А9. Какой(-ие) из перечисленных видов сложных предложений представлен(-ы) в микротексте?

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложноподчинённое и сложносочинённое

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

Al0. Определите часть речи, к которой принадлежит слово СВОЙСТВЕННЫ из предложения А?

1) причастие 3) местоимение

2) прилагательное 4) деепричастие

All . В каком значении употреблено слово ОРИГИНАЛ в предложе­нии В?

1) подлинник (не копия) чего-либо

2) самостоятельный, не склонный к подражанию

3) человек, старающийся выделиться внешним видом или ма­нерами среди окружающих

4) своеобразный, непохожий на других человек А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Публика толпилась около аттракцио(1)ов, тогда как дальние, неосвещё(2)ые уголки парка были соверше(3)о безлюдны.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая уда­рением корневая гласная И?

1) д..летант, опт..мальный, ист..на

2) амб..циозный, предпоч..тать, ор..ол

3) ор..ентироваться, ар..ал, с..нтетический

4) л..нейка, прив..легия, пол..гон

А14 . В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) пред..ставить, пр..язык, непр..извольно

2) с..участие, бесс..держательный, ..политичный

3) пр..тотип, пр..образ, пр..правительственная пресса

4) без..лаберный, под..греть, от..двинуть

А15 . В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1) се..щий пшеницу, (они) бор..тся

2) испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся

3) дорогостО..Щий,(они) пропол.-т

4) ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте)

А16. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пи­шется Ь?

A. Как говориТ..Ся, нет худа без добра.

Б. Нам ли, северянам, боят..ся холодов!

B. Намет..те план действий и подберите помощников.

Г. Когда Вам исполнит..ся восемнадцать лет?

1) А, Б, В 3) В

А17. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НЕ?

А. Здесь были опасные рифы, о которые даже в ясный день и при отличной погоде разбивал себе днище.. один большой корабль.

Б. Двум смертям ..бывать, а одной.. миновать.

В. Старая как мир присказка при проговаривании вслух в труд­ной ситуации, как это.. парадоксально, помогает мне снять напряжение.

Г. .. единого звука извне не проникало в комнату.

1) А, Б 2) Б 3) В 4) Б,Г

А18. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (не)доезжать, (по)дешевле, (пол)минуты

2) (не)зачем ехать, что(бы) не ошибиться, (по)одиночке

3) (ни)где, (в)четверо, (во)первых

4) (ни)когда, (в)серьёз, (в)шутку

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повы­сил голос () и следующее слово громом прокатилось под сводами.

1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части слож­ного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее главное предложение.

А20.

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинив­шимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недоска­занности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что самые ве­ликие произведения искусства, такие как (2) скажем (3) «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, силь­ны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы не­досказанности.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 2,3,4,5

А22. Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.

1) Ржавчина на железных листах расползалась в самые причуд­ливые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сражения каких-то мифологических существ, то еще что-то.

2) Прелесть рисунка ещё в том, что он не только вызван к жиз­ни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счет воображения и, главное, дорисовывается за счет того же воображения.

3) Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане.

4) Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздражен­ные, но всегда осуждающие замечания.

А23. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложе­нии:

В местной команде особенно выделялись двое футболистов - один из нападающих и защитник.

1) разделяется подлежащее и сказуемое

2) после обобщающего слова следуют однородные члены

3) выделяются обособленные приложения

4) разделяются части бессоюзного сложного предложения

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,2,4

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

1) 1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить синонимичным прича­стным оборотом?

А. Характерная примета художественного стиля - множество слов, которые употреблены в переносном значении.

Б. Определение стиля речи обычно не затрудняет учащихся, для которых данный язык является родным.

В. В текстах публицистического стиля часто используют ряды однородных членов, которые делают речь более экс­прессивной.

А 2) Б 3) В 4) Б, В

А27. Прочитайте текст.

Современная земная атмосфера представляет собой конечный результат эволюции, продолжавшейся более 4-х миллиардов лет. Су­ществует несколько весьма разумных гипотез относительно состава и свойств первичной атмосферы Земли. Одна из первых гипотез была высказана Луи Пастером во второй половине XIX века. Пастер пред­положил, что первичная атмосфера Земли не содержала кислорода.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Одна из первых разумных гипотез относительно состава земной атмосферы была высказана во второй половине XIX века Луи Пастером.

2) Первичная земная атмосфера, сформировавшаяся более 4-х миллиардов лет назад, согласно гипотезе Луи Пастера, не содержала кислорода.

3) Во второй половине XIX века Луи Пастер первым высказал гипотезу относительно состава земной атмосферы, согласно его гипотезе более 4-х миллиардов лет назад в земной атмо­сфере не было кислорода.

4) Луи Пастер предположил, что атмосфера Земли сформиро­валась более 4-х миллиардов лет назад и первоначально не содержала кислорода.

Текст. По Ф. Искандеру
(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?
(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
(6)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (б)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.
(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.
(9)Это было совсем, совсем не то! (Ю)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.
(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня жб, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.
(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличьях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.
(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение.
(По Ф. Искандеру)

Сочинение
Почему одни люди любят читать, а другие - нет? Почему одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забывают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера. Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя литературы Александру Ивановну ученики любили и понимали, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали никак. Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.
Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» им вырисован француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour Ktre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Гринева не прилагал, поэтому ни о какой любьи к предмету, а тем более учителю не могло идти речи. А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Родионовна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским народным сказкам. Всю жизнь Пушкин отзывался о ней нежно и ласково, подчеркивая любовь не только к русской женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.
Любовь порождает только любовь. Она в детстве формирует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога. И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться. Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви учителя к ребенку.
Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французского» в образе Лидии Михайловны изобразил не только профессионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя. Чего только не придумывала Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного деревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным занятием - играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, - была уволена. Она навсегда уехала на Кубань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.
Быть учителем - нелегкая задача. Быть хорошим учителем - это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же - любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.
Проблема преобладания материального над нравственным

Сейчас смотрят:

Вскоре после переезда в Берлин братья Гримм воспользовались предоставленной им как действительным членам Академии наук возможностью читать лекции в Берлинском университете. Уже 30 апреля 1841 года Якоб Гримм прочитал перед сотнями слушателей свою вводную лекцию «О древностях германского права». «Встреченный долго не смолкавшей овацией, - писала по этому случаю 8 мая 1841 года «Аугсбургская всеобщая газета», - он поблагодарил с заметной

Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И.А. Гончарову широкую известность. Почему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на это произведение? Почему оно названо «Обыкновенная история», а не более конкретно? Ведь в этом романе рассматривается, в первую очередь, противостояние двух поколений,

«Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Эти строки, как и все стихотворение С.Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались? Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о н

Как известно, что поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утонченность и образованность очень скоро уступают место в наших глазах объективной картине расточительной праздности, внутренней пустоты. Далее – накопительница Коробочка, прикупающая все, что может пригодиться в хозяйстве. Затем – Ноздрев; этот прожигатель жизни расточителен, как и Манилов мирно превращает труд своих крестьян в дым чубука,

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка

Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красот

"Измена" - это одна из новелл, входящих в роман "Конармия", написанный Бабелем. В этом романе описываются беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во время революции. "Мы (боец Головицын и боец Кустава) увидели красноармейцев:, сидящих на устланных постелях, играющих в шашки и при них сестер высокого росту, гладких, стоящих у окошек и разводящих симпатию". Бабель сам состоял в конармии, он участвовал в боевых походах, что п

Изучая творчество Фета, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример такого рода - стихотворение “Шёпот, робкое дыханье...”. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск

Моя любимая учительница - Урусова Наталья Александровна. Она мне нравится за ее характер: строгая, веселая и радостная одновременно. Красива и элегантна, очень любит все новое. Она преподает математику, помогая во всем. Даже если ее расстроишь, она не обидится, а постарается помочь. Математика - мой любимый предмет, и я хочу, чтобы он был каждый день.

Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер», «страшный шум» времени, переломный характер эпохи. «Двенадцать» была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не «поэтохроника», а поэма, в которой типическое начало, изображение событий и характеров сост

Инструкция

Что мешаетЗа ненужной шелухой может быть не видно того, что действительно ценно, поэтому для начала нужно «очистить» вашу жизнь от мусора. Как? Проведите генеральную уборку в доме, наведите порядок. Человек, живущий в угрюмой и загроможденной комнате, сам чувствует себя таким - угрюмым и «загроможденным». О какой любви тут может идти речь?

Обсудите взаимные претензии друг к другу. Не в виде скандала, конечно, а путем спокойного и дружелюбного диалога. Поговорите о возможных путях решения проблемы. Если ваш супруг вами в чем- , подумайте, как вы можете исправить ситуацию. Если поведение супруга вас чем-то не устраивает, спокойно выскажите ему это. Претензия должна быть совершенно конкретной.

Новые впечатленияКогда порядок в доме и в отношениях наведен, можно искать свежих впечатлений. Сходите вместе в кино, театр, в лес на пикник; в поход, если вы являетесь любителями туризма. Совершите вместе что-нибудь такое, что внесло бы в вашу жизнь разнообразие. Если на улице зима и вы не стесняетесь посторонних взглядов, выйдите во двор и слепите снеговика, наконец. Наверняка ведь у вас раньше было много общих увлечений, только за повседневной суетой вы как-то о них подзабыли.

Воспоминания о быломВспомните о том, как зарождались ваши отношения. Важно вспоминать только хорошее, не копаться в старых обидах. Пересмотрите старые фотографии. Найдите в шкафу те вещи, в которых вы гуляли в самом начале вашего романа. Вспомните ваших общих друзей, знакомых. Если есть возможность, пригласите их в гости (порядок-то всё равно уже навели?).

СексЕсли вам не хватает страсти и разнообразия в интимной жизни, просто попробуйте некоторое время от секса (естественно, договорившись об этом заранее с партнером). Не превращайте секс в рутинную обязанность.

Связанная статья

Когда люди находятся вместе долгие годы, они зачастую начинают понимать, что их чувства угасают. Иногда это заметно лишь по одному партнеру, а второго все устраивает, но в любом случае для сохранения отношений необходимо попытаться возобновить ваши чувства .

Инструкция

Вспомните начало ваших отношений. Постарайтесь прочувствовать состояние влюбленности, ведь страсть – это то чувство, которое нуждается в постоянной поддержке. Вспоминайте о старых временах, когда вы ночами бродили по городу, держась за руки. Посетите место первого свидания и ваши любимые кафе и рестораны. Это поможет восстановить вашу .

Вспоминайте прежние счастливые дни, как вам хорошо было вместе в самом начале совместной жизни, те нежность и , которые вас переполняли. Постарайтесь сохранить ощущение тепла и радости между вами в настоящем.

Видео по теме

Первоначальная влюбленность молодой пары, пройдя от года до трех семейной жизни, превращается в череду ни чем не отличающихся друг от друга дней. Супруги надоедают друг другу до такой степени, что ни о какой любви говорить уже не приходится – не поссориться бы. Психологи рассказывают, как снова влюбиться в собственного мужа и вызвать в нем ответное чувство.

Инструкция

Посчитайте, сколько раз в день вы хвалите друг . И вспомните, как часто вы называли друг друга ласковыми именами в прежние времена. Верните привычку, говорите все хорошее, что думаете о муже.

Притворяйтесь, а лучше будьте слабой и беспомощной. Напрашивайтесь на защиту и заботу. Заботьтесь о нем.


* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи :
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2 ;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ

(о чтении в классе капитанской дочки)

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ТЕКСТУ Ф.ИСКАНДЕРА

Кто такой Фазиль Искандер?

Писатель.

Примечание: для некоторых этот вопрос простой, но на на практике дети, оказывается, не знали, кто такой Искандер. Совсем не знали. А ведь первая фраза должна быть примерно такой: в рассказе писателя Ф. Искандера и так далее. Не торопитесь писать, после прочтения выясните содержание. Статья это публицистическая, или рассказ, или что другое.

Всякая ли учительница оставляет след в душе в ребенка? Почему именно эта осталась в памяти?

Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства ЛЮБОВЬ к ней именно , такому человеку, каким она была, и ЛЮБОВЬ к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала .

Как она читала? Что оставалось в памяти детей?

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний . (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта , то я его впер­вые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

Зачем Искандер поминает еще одну учительницу?

Для сравнения.
(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уро­ке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то ! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшуме­лись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

Чем не понравилась другая учительница?

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребыва­ния этой учительницы с нами .

(16)Книга нам рассказы­вала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринима­лась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет.

Став взрослым, писатель перечитывает записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Кто поразил его воображение?

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев , он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

Чем Фазилю нравился образ Савельича?

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут ПРЕДАННОСТЬ выступает во всех обличиях . (24)Величай­шее чувство, красоту которого Пушкин столько раз вос­певал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожи­данной силой погружала нас в СВОЙ УЮТ СПОКОЙСТВИЯ И ДОВЕРИЯ . (26)Идея преданности самой идее , которая, по-­видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

Как литературный персонаж (Савельич) можно соотнести с образом учительницы?

Учительница САМА ЛЮБИЛА Пушкина, САМА БЫЛА ПРЕДАННА его творчеству и потому сумела передать свою любовь и ученикам.

Ф. Искандер (о чтении в классе «Капитанской дочки»)

КОНЦЕПЦИЯ


Всякая учительница ли оставляет след в душе ребенка?
Почему он запомнил именно ее, а не другую учительницу?
Какая учительница запоминается?

* * *
Любовь как «необходимое
и естественное» чувство

Два чувства:

КОНЦЕПЦИЯ ТЕКСТА

ТЕМА

В своем рассказе писатель Фазиль Искандер вспоминает первую учительницу Александру Ивановну, которая смогла передать детям любовь к русской классике, к творчеству А. Пушкина в частности.

ПРОБЛЕМА

Проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: нужна ли любовь к первой учительнице? Что лежит в основе такого чувства? Всякого ли учителя можно и нужно любить? Что в дальнейшем порождают такие отношения?

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА

Чувство любви к первой учительнице Искандер называет «необходимым» и «естественным». Зачем это чувство нужно человеку? Возможно, что писатель говорит о чувстве первой любви к человеку , который формирует его человеческие качества, его отношение к миру.

  1. Она умела раскрыть красоту и мудрость русской литературы. Наверное, потому, что сама любила ее.
  2. Трудилась как учитель на своем нелегком поприще: почти каждый день читала ученикам разные тексты.
  3. Запомнились «минуты сладчайших переживаний» при чтении «Капитанской дочки».
  4. Любовь учителя к классику проявлялась через ее голос.

Каким должен быть учитель?
Каковы его инструменты воздействия
?

А почему одна казалась «своей» и родной,
а другая «временной» и чужеродной»?

(Ответ в предложениях 22-26.)

Почему в восприятии маленького Фазиля возникал образ крепостного дядьки? В нем, по мнению Искандера, Пушкин выразил идею преданности Арины Родионовны ему, будущему поэту. «Тут преданность выступает во всех обличьях». Современный писатель называет эту идею «пиром».

А при чем тут учительница и Савельич? Они оба заражены идеей преданности.

АРГУМЕНТЫ

Во-первых , чтобы пришла любовь к какому-либо учебному предмету, делу вообще, необходимо, видимо, полюбить учителя.

Во-вторых , не всякому учителю дано сформировать любовь ученика. Это дано только тому, кто САМ любит свое дело . Такие люди похожи на солнце, энергия их чувства, деятельности не только передается людям. Последние в свою очередь для кого-то тоже захотят стать «солнцами».

В-третьих , любовь учительницы Александры Ивановны к классике породила писателя Фазиля Искандера. Он сам давно пишет книги, воспитывающие души читателей.

(Примеры :

  • Любовь к народному творчеству передался Пушкину от няни, крепостной.
  • Пушкин любил историю, Россию. Его любовью были написаны многие книги, в частности «Капитанская дочка».
  • М. Булгаков любил свой роман «Мастер и Маргарита». Люди зачитываются страницами книги.
  • Хорошая научная фантастика побуждает ученых к открытиям.
  • А. Эйнштейн говорил, что скрипка дала ему для вдохновения больше, чем научные формулы.

ВЫВОД

У хорошего учителя ученики превращаются в столяров, сантехников, строителей, врачей, адвокатов, шоферов, они становятся мужьями и женами. Зерна большой и глубокой любви учительницы к своему делу могут прорастать в них любовью к своей профессии и миру в целом.

Давно нет учительницы. Но духовный «пир», устроенный ею для учеников, помнится всю жизнь.

Разработка Л.Суворовой

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

ТЕКСТ Ф.Искандера

(о чтении в классе «Капитанской дочки»)

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.



Похожие статьи
 
Категории