Почему покончила катерины в пьесе гроза. Сочинение Островский А.Н

03.03.2020

Я считаю, что Катерина покончила с жизнью, потому что хотела обрести свободу. Желание появилось по многим причинам. У нее был довольно противоречивый характер: она набожная и очень религиозная, искренняя, стеснительная, чистая, но в то же время свободолюбивая, “горячая” (как описывала себя сама) и вспыльчивая. В ее жизни настали трудные времена, она не смогла жить с грехом, который лежал тяжким камнем на ее душе, но не все так просто. Она была религиозным человеком, верила в бога и не могла просто так покончить с собой. Почему же Катерина все-таки это сделала, я попробую объяснить.

“Вот так бы разбежалась,подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?” Эта фраза как никакая другая может описать всю свободолюбивость Катерины, так как именно полет олицетворяет свободу. Катерина хотела на самом деле освободиться от всего, что ее обременяло на земле. Первым толчком к прыжку в воду была грешная любовь к Борису. У нее был муж, Тихон, он ее любил, но в эпизоде прощания с ним, когда он уезжал по делам, мы можем видеть, что Катерина обиделась и засомневалась, любит ли он ее все еще? Засомневалась она, поому что он сказал: “ВЫ меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной” Именно эта обида побудила ее, я считаю, на то, чтобы оставить у себя ключ от ворот, который ей дала Варвара, а не выкинуть его в Волгу, как Катерина хотела изначально. На самом деле она, конечно, желала этого греха, но боялась лишь последствий.

Рассмотрим барыню с двумя лакеями. Она очень важный персонаж в это пьесе. Она не входит в разряд обычных жителей Калинова. Во-первых, она единственная из дворян, кто представлен в этой пьесе. Во-вторых, у нее, в отличие от других нет никакого имени, но описан возраст. Она появляется в этой пьесе всего два раза, но в очень важные сюжетные повороты. В первый раз - в конце первого действия, по ходу диалога Катерины и Варвары, когда Катерина рассказывает о предчувствии и желании греха. Во второй же раз - перед покаянием Катерины. Несомненно, эти два эпизода были ключевыми поворотами в сюжете. На катерину оказывалось давление, ведь в те моменты была и гроза на улице, а грозу она боялась. и барыня только подливала масло в огонь, говоря: “Вот красота-то куда ведет.(показывет на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!”. Этим барыня только усиливала угрызения совести Катерины. В эти два момента напряжение возрастает до высшей точки и кажется, что вот-вот что-то важное случится. Оно и случалось. Также вспомним что кричала барыня, когда появилась во второй раз: “А кто отвечать-то будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!” “Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь.” - говорила тогда Катерина. Это, я считаю, стало вторым толчком к совершению самоубийства.

Борис говорил, что любил Катерину и на ее обвинение в желании ее погибели он ей ответил: “Как я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя”. Но потом, в четвертом действии мы видим, что Борис уезжает в сибирь и не хочет брать ее с собой ссылаясь на то, что ему нельзя. И тогда, при прощании, он сказал: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Разве может человек, в здравом уме, желать такое человеку, которого он якобы любит? По-моему, нет.

Она прилюдно созналась в своих грехах, также попрощалась с Борисом навсегда, ее больше ничего, по сути, не держало в этом мире. Она осознавала и понимала, что за грехи свои она

Будет гореть в аду, она очень этого боялась. “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”-восклицала она, когда барыня появилась второй раз в пьесе. Катерина говорила “не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами,со всеми помыслами лукавыми”. Она в это истинно верила, боялась наказания именно в загробном мире за свои грехи. Но в конце пьесы она будто стала готова к тому чтобы смерть застала ее именно такой какая она есть сейчас. Она понимает, что за грехи, которые она уже совершила ее ждет ад и реашется на отчаянный поступок - самоубийство, понимая, что не то, что люди, она сама себя никогда не простит. Поэтому не находит из этой ситуации другого выхода, кроме как суицайд. “нет, мне что домрй, что в могилу - все равно” - говорит она в начале своего последнего монолога.

Перед смертью она как бы становится освобожденной от тяжести своих грехов, потому что раскаялась, но понимая, что после этого раскаяния она не сможет жить номально, прыгает в воду, думая, что это та самая истинная свобода. Свобода от жизни, которую она не хотела жить.

Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал... Что же заставило молодую

Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» - значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.

По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность - это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.

Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие - из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные - о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть - он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и "ессилен противостоять ее деспотизму.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить...». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», - говорит она. Это новое смутное чувство - просыпающееся чувство личности - принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» - делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.

Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.

Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь... было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование - в силу объективных условий жизни - не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

Сочинения по литературе: Почему погибла катерина Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал... Что же заставило молодую Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» - значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.

По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная.

Ее религиозность - это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность. Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие - из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные - о последних временах, о грядущей кончине мира.

Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть - он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и "ессилен противостоять ее деспотизму. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями.

«Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить...». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», - говорит она. Это новое смутное чувство - просыпающееся чувство личности - принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство.

По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» - делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара).

Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений. Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально. Исследователь творчества Островского А.

Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь... было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование - в силу объективных условий жизни - не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

В конце пьесы «Гроза» Катерина погибает. На первый взгляд может показаться, что она не выдержала мук совести, не смогла простить себе измену. Но причин было несколько.

Конечно, муки совести из-за измены не давали ей покоя. Она понимала, что жизни ей не будет после такого греха. Катерина была слишком набожной. Она боялась кары божьей задолго до того, как изменила мужу.

Постоянные упреки и придирки свекрови тоже сыграли в гибели Катерины свою роль. Если бы свекровь не придиралась к ней постоянно, не твердила, что она не любит мужа, Катерина не была бы в депрессии.

Тихон тоже мог спасти Катерину. Он говорил, что любит ее, но не защищал ее от нападок своей матери. Только советовал не обращать внимания на все эти придирки. Когда Катерина попросила его взять ее в поездку, Тихон отказался. Он заявил Катерине, что любит ее, но устал от баб дома и не хочет брать жену с собой. Тихон вроде ее и любил, он умолял ее не признаваться в измене, сразу стал ее искать, как только она пропала. Но даже после обнаружения тела Катерины он не посмел к ней подойти без разрешения матери.

Все эти причины и привели к самоубийству Катерины.

Почему погибла Катерина . Катерина - главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско­го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не­смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?

С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтаетотом, чтобылетать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда­на для жизни в «темном царстве».

Но, с другой стороны, она родилась, сформировалась в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. Рассказ о жизни в девиче­стве -один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо­тив которого-все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем нетужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», -рассказывает Катерина.

Весь круг ее жизни ее - домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об­щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не­воли».

В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми­ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен­ное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», - говорит она.

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, - просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу своей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.

Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон-рушится надежда найти опору в люб­ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» - говорит она Борису. Эти слова - предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча­стье кончается.

Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут­ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство - грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», - говорит Катерина. Гибель Ка­терины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само­сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару­жу и расцвести ярко в «темном царстве».



Похожие статьи
 
Категории