Почему раскольников тварь дрожащая. "Тварь дрожащая или право имею?" (по роману Ф

08.04.2019

Сковорода Григорий Саввич

Сковорода (Григорий Саввич, 1722 – 94) – украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии», в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С. приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению. С. – философморалист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С. перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: «познай самого себя» С. объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С. отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в «несродную стать», не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у С. название «несродности». Указать свою сродность – одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С. старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им – но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) – это природа; малый (микрокосмос) – человек; символический – Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы – Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью: он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни.

Многочисленные сочинения С. делятся, по форме своей, на философскобогословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями С. были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или симфония о познании себя самого»: они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают «Разглагол о древнем мире» и «Беседа двое» (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах – ветхом и новом, о двух началах – тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении: «Начальная дверь ко христианскому благонравию» (1766): это – конспект курса, читанного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения С. : «Израильский змий» (1776), «Жена Лотова» (1780) и «Потоп змиин» (напис. в конце 80-х гг.). «Дружеский разговор о душевном мире» и «Алфавит мира» (1775) – лучшие сочинения С., посвященные вопросу практической философии – в чем заключается счастие человека. Сочинения С. : «Борьба архистратига Михаила с сатаною» (1783) и «Пря бесу с Варсавой» являются мистическими и аллегорическими: основная тема их – «легко быть благим». К литературным сочинениям С. принадлежат «Харьковские басни» (1774 г.); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи: «Благодарный Еродий» (трактуется о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал «Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания»: все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав «Сада» басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.

Первым трудом С., появившимся в печати, был трактат «Наркис или познай себя», напечатанный без имени автора, под загд. «Библиотека духовная» (СПб., 1798); затем были напечатаны его «Начальная школа по христианскому добронравию» ("Сион. Вестн. «, 1806, с кратким введением о его жизни), „Дружеский разговор о душевном мире“ (М» 1837), «Беседа двое» (М., 1837), «Убогий жаворонок» (1837), «Харьковские басни» (1837), «Брань архистратига Михаила с сатаною» (1839), «Сочинения в стихах и прозе» (СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти С., были изданы под редакцией проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С. " (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения С. : по цензурным условиям не вошли в это издание «Жена Лотова», «Потоп змиин», а из трактата «Израильский змий» напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журн. «Украинский Вестник», 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в «Отеч. Записках», 1823, ч. 16), И. И. Срезневского, «Отрывки из записок о старце С.» («Утрен. Звезда», Харьк., 1833), А. Хиджеу, «Григорий Варсава С.» («Телескоп», 1835, № 5 – 6); архим. Гавриила, «История философии в России» (ч. 6, 1840); Г. П. Данилевского («Основа», 1862, № 8, 9; перепеч. в «Украинской Старине», X, 1866, и в «Сочинениях» Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В 1886 г. было напечатано в «Киевской Старине» (IX кн.) «Житие» С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, «Философ из народа» («Неделя», 1894, № 1); ее же, «Личность С. как мыслителя» («Вопросы философии и психологии», 1894, № 5); О. Зеленогорский, «Философия С., украинского философа XVIII в.» («Вопросы философии», 1894, № 3 – 4); А. С. Лебедев, «С. как богослов» («Вопросы философии», 1895, № 2); Д. Багалей, «Украинский философ С.» («Киев. Старина», 1895, №, 2, 3, 6); ст. Л. Н. Майкова в «Ж. М. Н. Пр.» (1894, № 12).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Никитин Иван Саввич Никитин (Иван Саввич) – талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии. Отец, в начале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в университет, но дела его расстроились, и H. вынужден

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.) украинский философ, поэт, музыкант, педагог Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда (парафраз П. Л. Капицы).Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Иван Саввич Никитин (1824-1861 гг.) поэт Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Г. С. Сковорода Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) - поэт, просветитель, по мнению В.В. Зеньковского, „первый философ на Руси в точном смысле слова“. Однако Сковорода был более чем мыслитель: жил в соответствии со своими воззрениями, как подлинный учитель жизни.Верно

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

СКОВОРОДА Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант и педагог; с 1770-х гг. вел образ жизни странствующего нищего-философа.* * * Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет. Лучше у

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Григорий Сковорода (1722–1794) философ, поэт, педагог, просветитель Григорий Саввич Сковорода занимает совершенно уникальное место в истории украинской культуры. Он, в полном смысле слова, - учитель жизни, личным примером показавший современникам ее достойный образец. В

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Григорий Сковорода Григорий Сковорода - одна из самых ярких фигур в культурной и литературной жизни Украины за всю ее многовековую историю, предтеча современной философской мысли и основатель украинской философии. Великий народный мыслитель, просветитель и писатель,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Сковорода Григорий Савввич (род. в 1722 г. - ум. в 1794 г.)Выдающийся украинский мыслитель, литератор, педагог. Считается отцом и ярчайшим представителем украинской философии.Человек, которого называют отцом украинской философии, принадлежит всей Украине. Но особенно

Из книги автора

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками.

Из книги автора

СКОВОРОДА, Григорий Саввич (1722–1794), украинский просветитель, философ, поэт 256 Благодарение блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным. «Начальная дверь ко христианскому добронравию», конспект курса, прочитанного молодым дворянам в Харьковском

29.10.1794 (11.11). – Умер философ Григорий Саввич Сковорода

«Мiр ловил меня, но не поймал»

Григорий Саввич Сковорода (22.11.1722–29.10.1794) странствующий философ, поэт, баснописец, педагог.

Он родился в селе Чернухи Лубенского полка в Киевской губернии (ныне в Полтавской области) в семье казака. Отец философа – Савва Сковорода – был в Чернухах сельским священником. Мать Пелагея Степановна Шангиреева была дочерью Степана Шан-Гирея, потомка крещеного крымского татарина, служившего казаком в Каневском полку (род Шан-Гиреев имел некогда высокое положение в Крымском ханстве). Брат Степана Шан-Гирея – Федор Шан-Гирей – служил священником в Чернигове.

В 1738–1741 гг. Григорий учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). В Санкт-Петербурге у семьи Сковороды проживали родственники Полтавцевы. Дядя по материнской линии Шангиреевых И.К. Полтавцев был крупным землевладельцем, служил полковником Русской императорской армии. Вероятно, с его помощью Григорий Сковорода позже стал придворным певчим.

Будучи певчим, Сковорода сблизился с фаворитом (впоследствии мужем) , графом А.Г. Разумовским, происходившим, как и Сковорода, из малоземельных днепровских казаков.

В 1744 г. Сковорода прибыл в составе свиты Императрицы в Киев, там он отпросился с должности певчего, чтобы продолжить обучение в академии. В период обучения в академии большое влияние на Сковороду оказало общение со знаменитым паломником , вернувшимся под конец жизни в Киев

Желая также постранствовать по мiру, Григорий притворился сумасшедшим, вследствие чего был отчислен с учебы. Благодаря родственным связям в знатных кругах Сковорода побывал в Польше, Венгрии, Австрии, вероятно также в Пруссии, Италии. Овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Изучал древнюю и новоевропейскую философию.

В 1750 г. Сковорода вернулся в Киев. Затем преподавал поэтику в Переяславской семинарии, где написал собственное "Руководство о поэзии". Однако переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет канонично, "по старине", Сковорода не согласился, вследствие чего в 1754 г. был уволен. Стал работать домашним учителям в семьях знатных казаков и дворян.

С 1755 по 1756 гг. Сковорода жил в Троице-Сергиевой лавре, где было много малороссийского духовенства. Настоятель Кирилл Лящевецкий, отмечавший образованность философа, предлагал Сковороде занять в лавре должность библиотекаря, но философ, желавший продолжить странствия, отказался.

В 1759–1769 гг. преподавал в Харьковском Коллегиуме, с перерывами. В этот период вокруг Сковороды формируется целый круг учеников и сподвижников из детей священнослужителей. В последующие годы Сковорода по большей части вел жизнь странствующего философа, скитаясь по Малороссии, Приазовью, по Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям, побывал в Области Войска Донского в Ростове. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности – как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября 1794 г. в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области). На своем надгробии завещал сделать надпись: «Мiр ловил меня, но не поймал» .

Часто Сковороду называют первым самобытным русским философом. Это верно в том смысле, если под философией понимать любомудрие, отличное от богословия Церкви (в которой было много традиционных философов). Сковорода же уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию. Он был близок к пантеизму, поскольку отождествлял Бога («Высочайшее Существо») и «всеобщую мати нашу натуру», то есть природу. В его понимании мiр безначален и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Причем «змій есть, знай же, что он же и Бог есть».

Сковорода не отвергал полностью и язычество, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства («Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы»). В отношении к Церкви искал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суеверія». Главным устремлением Сковороды был самостоятельный философский поиск истины через самопознание. В своем предложенном образе Софии Сковорода стал предшественником софиологии, которую развил позже двоюродный правнук Сковороды – .

Сковорода пользовался уважением у многих русских вельмож, поскольку был домашним учителем целой плеяды государственных деятелей (таких, как М.И. Коваленский, Г.Ф. Вишневский, В.С. Томара). В трудах Сковороды содержится много интересных мыслей, которые привлекали внимание самых разных по мiровоззрению исследователей его творчества. Однако из-за своего еретического вольномыслия Сковорода стоит в русской философии несколько особняком. Хотя он и писал все свои основные труды по-русски (часть на латыни), нередко величается в качестве родоначальника украинской философии.

Художественные произведения Сковороды (стихотворения и песни) собраны в сборнике "Сад божественных песен". В их языке заметно влияние церковно-славянского и малороссийского народного диалекта.

Вольнодумство Сковороды послужило его официальному возвышению в СССР, где был создан его культовый образ «народного философа с котомкой», «философа-гуманиста, протестовавшего против эксплуатации народных масс» (БСЭ), даже «борца с царизмом». «Значення ідей Сковороди у розвиткові культури народів Радянського Союзу високо цінував великий ». Этим объясняется обилие исследований философии Сковороды и возведение многочисленных памятников в его честь в советскую эпоху. Ключевую роль в формировании «советского Сковороды» сыграл революционер И. П. Кавалеридзе: по его проектам были установлены памятники Сковороде в Чернухах, Лохвице, Киеве. В 1944 г.

Российская империя

Школа/традиция: пантеизм

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) , село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) - 29 октября (9 ноября) , село Ивановка Харьковской губернии) - русский и украинский философ, поэт, педагог, писавший свои работы на церковнославянском языке . Иногда Сковороду называют «первым философом Российской империи », хотя сам он был связан с западнорусской традицией XVII века , а не Российской империи конца XVIII - начала XX века .

Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) в селе Чернухи Полтавской губернии (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в зажиточной семье казака . Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился заграницу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью , древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В - преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранен от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вел жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Писал на книжном церковно-славянском языке.

Мировозрение

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается:

  • Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»)
  • Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»)
  • Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко
  • Диалог, или разглагол о древнем мире
  • Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире)
  • Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире
  • Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776)
  • Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780)
  • Потоп змиин (конец 1780-х)
  • Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775)
  • Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783)
  • Пря бесу со Варсавою
  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769-1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басни харьковские» (1774)
  • «Благодарный Еродий»
  • «Убогий жаворонок»
  • «Басня Эзопова»

Цитаты

  • О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!
  • Мир ловил меня, но не поймал (надпись на могиле).
  • Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное - нетрудным!
  • Бог создал мир так, что все, что нужно, не очень сложно, а все, что сложно - не очень нужно.
  • Той ближче усіх до неба, кому нічого не треба.
  • Всяк должен узнать себе, сиречь свою природу, чего она ищет, куда ведет, - и ей последовать… Конь ли еси? - Носи седока. Вол ли еси? - Носи ярем. Пес ли борзый? - Лови зайцы. Дацкой ли? - Дави медведя.
  • Не все то яд, что неприятно на вкус.
  • Добрый ум делает легким любой образ жизни.
  • Бери вершину и будешь иметь середину.

Ссылки

  • Сковорода, Григорий Саввич - Биография. Библиография. Философские, этические взгляды. Высказывания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Григорий Саввич Сковорода" в других словарях:

    - (1722 1794 гг.) украинский философ, поэт, музыкант, педагог Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое правда, а все сложное неправда (парафраз П. Л. Капицы). Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Григорий Сковорода Сковорода Григорій Савич … Википедия

    - (1722 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вёл жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… … Энциклопедический словарь

    СКОВОРОДА Григорий Саввич - (22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ. 29.10(9.11). 1794, с. Пан Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) философ, поэт, музыкант и педагог. В 1738 г. поступил в Киево Могилян скую академию, но в 1742 г. призван в императорскую … Русская Философия. Энциклопедия

    Сковорода (Григорий Саввич, 1722 1794) украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с… … Биографический словарь

    Украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии. В 1750‒53 (по др. данным, 1747‒1750) был за… … Большая советская энциклопедия

    - (1722 1794) укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С … Философская энциклопедия

    СКОВОРОДА Григорий Саввич - (1722—94), украинский философ, поэт, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа. Сб. стихов «Сад божественных песней» (написаны между 1757 и 1785), прозаич. цикл «Басни харьковские»; филос. диалоги и трактаты. Соч.… … Литературный энциклопедический словарь

    - (1722 94) украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… … Большой Энциклопедический словарь

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759-1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Мировоззрение

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров - макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной).

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».

А.Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трех мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой.

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г.С.Сковороды:

  • Институт философии НАН Украины
  • Харьковский национальный педагогический университет
  • Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

  • Почтовые марки и банкноты
  • Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 год (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)

    Почтовая марка Украины, посвящённая Г. С. Сковороде, 1997 год

    Григорий Сковорода на купюре в пятьсот гривен, 2006 год

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.

Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.

  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769-1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басня Эзопова»

Библиография

Издания трудов Сковороды

  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе. - СПб., 1861. - (5 трактатов, стихотворения, переписка и др.; изданы И. Лысенковым).
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том I. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912. - (Издан только 1-й том предполагавшегося двухтомника).
  • Сковорода Г. С. Сочинения: в 2 тт. - К., 1961.
  • Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 тт. - (Сер. Философское наследие). - М.: Мысль, 1973. - (Под ред. В. И. Шинкарука. По сравнению с собранием сочинений 1961 г., добавлены два ранее неизвестных диалога, впервые опубликованных в 1971 г. - Observatorium и Observatorium specula).

О нём

  • Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода. - Харьков, 1923.
  • Барабаш Ю. Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. - М., 1989.
  • Билыч Т. А. Г. С. Сковорода - выдающийся украинский философ XVIII века. - Киев, 1953.
  • Лощиц Ю. М. Сковорода. - М., 1972. (Серия: ЖЗЛ).
  • Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. - СПб., 1998.
  • Попович М. В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М. В. Попович. - К.: Майстерня Білецьких, 2007. - 256 с.
  • Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. - М.: Индрик, 2002. - 464с.
  • Табачников И. А. Григорий Сковорода. - М.: Мысль, 1972. - 208 с. - (Мыслители прошлого).
  • Тычина П. Г. Сковорода: симфония. - М., 1984.
  • Ушкалов Л. В., Марченко О. В. Нариси з філософії Григорія Сковороди. - Харків: Основа, 1993. - 152с.
  • Ушкалов Л. В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. - 1999. - Т.8. - С.23-44.
  • Чернишов В. В. Scientia divina: вчення Г. С. Сковороди про вищу науку // Практична філософія. - 2007. - № 2. - С.167-173.
  • Чернишов В. В. Вчення Г. Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346-347. Філософія. - С.136-141
  • Чернишов В. В. Г. Сковорода та філософія Просвітництва // Г. С. Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. - Харків: Майдан, 2007. - С.18-32.
  • Чернышов В. В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. - Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. - С.230-242.
  • Чернишов В. В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г. С. Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету - 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. - Ч.ІІ. - 145с. - С. 36-38.
  • Чернышов В. В. Понятие «Materia ?terna» у Г. С. Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.2. - М.: Современные тетради, 2005. - 776с. - С.346-347.
  • Чернышов В. В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. - Суми: Вид-во СумДУ, 2007. - С.152-154.
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. - Т.1. - К.: Смолоскип, 2005. - XXXVIII+402с. - С.1-162.
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. - Т.1. - К.: Смолоскип, 2005. - XXXVIII+402с. - С.163-388.
  • Шабловский Е. С. Г. С. Сковорода. - М., 1972.
  • Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г. Сковороды. - В: 35 години катедра «Обща и сравнителна литературна история» Великотърновски университет. Велико Търново, 2010,
  • Шкуринов П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. - М., 1962.
  • Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. - М., 1969.

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – русский и украинский поэт и баснописец, педагог и гуманист, демократ и странствующий философ. Для восточнославянской культуры он внёс значительный вклад.

Считается, что он завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.

Ранние годы

Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.

Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.

Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).

Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.

В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.

Киев и Санкт-Петербург

Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.

Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.

В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург. Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника. Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.

Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.

Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.

Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.

Киевская академия, путешествие по Европе

В 1744 году Григорий Сковорода был уволен с должности придворного певчего, теперь он, как придворный уставщик, поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев.

Григорий продолжил прерванное обучение в академии, вскоре он стал солистом академического хора, начал писать музыку. Здесь же он прослушал лекции архиепископа Георгия Конисского.

В 1750 году Григорию выдалась возможность поехать в Европу с генерал-майором Фёдором Степановичем Вишневским, близким другом графа Разумовского. Это была русская миссия в Токай по закупке вин для императорского двора.

Миссия продолжалась в течение трёх лет и за это время Сковорода, желая ознакомиться с культурным наследием Европы, пешком обошёл Польшу и Австрию, Венгрию и Италию.

Харьковский и московский период

Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.

С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.

Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.

Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.

Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.

С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

Его многократно пытались «приручить»:

  • Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
  • в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
  • предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
  • даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.

Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

Произведения

Свой сборник лирических произведений «Сад божественных песен» он создавал с 1757 по 1785 год.

Наиболее широкую известность получила песнь «Всякому городу нрав и права», она была написана в сатирическом духе и высмеивала помещиков, ростовщиков и купцов. Позднее песнь была положена на музыку и исполнялась певцами-кобзарями.

Особенной популярностью пользовались также его «Харьковские басни», написанные в прозе:

Он переводил греческие и латинские тексты Плутарха и Цицерона. Является автором таких философских разговоров:

  • «Асхань»;
  • «Кольцо»;
  • «Наркисс»;
  • «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни»;
  • «Беседа»;
  • «Разглагол о древнем мире».

Смерть и память

За два месяца до своей смерти Григорий отправился в Орловскую губернию. Своему ученику он оставил на сохранение все рукописи.

Приближение смерти Григорий чувствовал, он помылся, оделся в чистое, лёг на лавочку и умер. Произошло это 9 ноября 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии. Философ сделал одно-единственное завещание – написать на его могиле «Мир меня ловил, но не поймал».

Память о великом мыслителе хранят благодарные потомки. На Украине многие высшие учебные заведения и исследовательские учреждения носят его имя.

В Харьковской области есть действующий литературно-мемориальный музей Григория Сковороды.

Портрет Григория был изображён на почтовых марках СССР и Украины, на украинской 500-гривневой купюре также изображение великого мыслителя.

В начале августа 1987 года ученые крымской обсерватории открыли малую планету, ей дали имя Григория Сковороды.



Похожие статьи
 
Категории